Рыбный Мурман. 1960 г. Сентябрь.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЭКИПАЖА ТРАУЛЕРА „СОВЕТСК 1 Бюро Мурманского обкома КПСС, обсуждая работу траулера «Молодечно», указало, что одним из важней­ ших средств подтягивания отстающих до уровня пере­ довиков является широкое распространение опыта пе­ редовых команд на все суда флота. В этой статье я хочу рассказать об интересных и по­ учительных фактах из жизни экипажа траулера «Со­ ветск». I. Коллектив рыбололного траулера «Советск» за 193 суток плавания в 1959 году выловил 10.400 центне­ ров рыбы в сырце и выполнил годовой план на 106,8 процента. Но 1960 год начался для экипажа неудачно: за первый квартал было выловлено только 1.606 цент­ неров рыбы (в полуфабрикате), так как траулер нахо­ дился на лову только 28 суток по вине судоремонт­ ников. Хотя простой траулера в ремонте был отнесен за счет завода управления рыбной промышленности, эки­ паж «Советска» смог выловить за полугодие только 3847 центнеров рыбы, да и финансовые показатели траулера выглядели плачевно. И. В рейсе № 3, проходившем с 4 июня по 1 июля, эки­ паж траулера «Советск» промышлял значительно ус­ пешнее команд однотипных с ним траулеров. Он вошел в десяток передовых промысловых кораблей тралового флота. Помогло этому парное соревнование моряков «Со­ ветска» с командой траулера «Кострома». Экипаж «Советска» вышел победителен в этом соревновании. На протяжении всего июньского рейса «Советск» промышлял в районе Копытова ■ на склонах Медве- жинской банки. В большинстве случаев экипаж имел за сутки более высокие уловы, чем среднесуточные уло­ вы команд промышлявших в этих же районах трауле­ ров. В четвертом, июльском, рейсе моряки «Советска» также работали значительно лучше других промышля­ ющих с ним в группе судов и лучше своего соперника в парном соревновании — экипажа траулера «Херсон». Успешной работе, наряду с развернувшимся социа­ листическим соревнованием, способствовала новая схе­ ма вооружения верхнем и нижней подбор трала, при­ мененная на «Советске» его капитаном Евгением Гри­ горьевичем Едемежим. В рейсе № 3 по этой схеме воо- ружен трал правого борта, в рейсе >6 4 — оба борта. Экипаж траулера ведет лов рыбы 31, 2-метровым тралом с квартропами. Каких-либо существенных отли­ чий в покрое и оснастке сетной часта трала от приме-* няемой в траловом флоте конструкции 31, 2-метрово­ го трала нет. Но есть некоторые особенности в воору­ жении мешкл, которые заслуживают распространения на всех судах тралового флота. Траловый мешок на «Советске» применяется на крупных концентрациях рыбы длиной 16 метров, на малых — 12 метров. Для уменьшения подтирания мешка о грунт внутрь его по каждому топенанту ставится 8 штук обычных 200 - миллиметровых металлических кухтылей. К нижней пласти мешка фартуков, как правило, не ставят, а под­ вязывают 3 дубленых шкуры, к верхней — один фар­ тук из старой дели, предохраняют мешок от подтирания дележным стропом и гайтяном. На конец мешка ставится капроновый полукуток длиной 7,4 метра. Учитывая, что при обильных уло­ вах он сильно вытягивается и обвязка под гайтянные петли из сизальского каната лопается, на «Советске», кроме пожилин-усов, ставят по верхней и нижней пла­ стам две дополнительные пожилины из бывшего в употреблении 22 -миллиметрового каната «геркулес» длиной 2,4 метра, прикрепляя их за кольцо концовой пожилины и кольцо гайтяна. По нижней пласта мешка от дележного до удавного стропа по восемь ячей берется в лов, что позволяет уменьшить ширину низшей пла- ети и создать как бы дополнительную пожнлину, уси­ ливающую сетное полотно и принимающую на себя 'часть нагрузки. Все это позволило изжить случаи подтирания 1 мешка. Удавной строп ва «Советске» делается 7,5 метра длины, вместо 8,5 метра, принятых во флоте, и из­ готовляется не из 26-, а из 22 -миллиметрового каната «геркулес». Линь дележного стропа имеет длину 5 метров, ше­ сто 6 метров по стандарту, к его концу для предохра­ нения от западания подвязывают два кухтыля: один — шаровый, другой — силуминовый, типа К-200, что позволяет лучше видеть кухтыли в толще воды и как отвосит мешок от борта судна при его спуске. Все эта Расчетная таблица веса ■ воздухе и • ване цемтрмыигв грунтрепа, применяемого на траулере «Советск». Вес в шаде в кг. Един. Общий Наименование деталей Материал Количество Вес в воздухе в кг. Един. Общий Грунтроп центральный 6 м. Катушка длиной 300 мм с цепкой Катушка длиной 200 мм с цепкой Бобинец диаметром 400 мм Бобинец резиновый диаметром 200 им Скоба М 3,2 Расчетная таб I Наименование деталей 1 7 2 8 6 12,0 15.0 8,0 34.0 2,0 0,425 12,0 105.0 16,0 272.0 12,0 ' 0,85 418,85 И Д 13,0 7,0 7.3 0,5 0,34 11.1 91.0 14.0 58,4 3,0 0,68 178,18 « в вале крыловых грунтролов Материал Вес в воадухе в кг. Единя- Общий Едини­ цы 1 2 цы фую- грун­ троп тропа Вес в воде е кг. Общий 1 2 груи- лрун- троп тропа Грунтроп крыловой 6 м. ОпльвоЗ трое 1 12,0 12,0 24,0 И Д и д 22,2 Катушка длиной 200 мм с цепкой чугун 7 8.0 56,0 112,0 7,0 49,0 98,0 Катушка длиной 75 мм с целкой чугун - 6 5,0 30,0 60,0 4,35 26,1 52,2 Бобинец диаметром 400 мм сталь 6 34,0 204,0 408,0 7,3 43,8 87,6 Бобинец диаметром 200 мм резина 29 2,0 58,0 116,0 0,5 14,5 29,0 Скоба 3,2 сталь 2 0,425 0,85 1.7 0,34 0,68 1,36 Итого — • 360,85 721,7 145,18 290,36 Расчетная таблица а воздухе м воде голых грунтролов Наименование деталей Материал Вес в воздухе в кг. Вес в воде в кг. Едини- Общий Едини- Общий цы 1 2 цы 1 2 грум- грун- груи- грун­ троп тропа троп тропа Грунтроп голый 15,25-метровый Катушка длиной 200 ми Бобинец диаметром 200 им стальной трос чугун резина •того — 1 1 4 12,0 8,0 2.0 24.0 8,0 8,0 40.0 48.0 16.0 16,0 80.0 22,2 7,0 0.5 * 22,2 7.0 2.0 31,2 44.4 14,0 4,0 62.4 боорузЬения грунп?/эоло6 н о Р /п- 2 2 3 С о б ет с к оог» £ltrc 4 — У// « • fe d * — i f *4 Луз#/.* cic*j г/эуыт/эсп . J0 ec £ бездуже —5Ь6 95-ъ • • / //м & е с £ 9дул € '— */Ot Оне 0 -т беде — 3Jt2 мз И 2 6с ] позволило почти изжить случаи подтирания нижней пласта мешка и удлинить срок его эксплуатации до двух месяцев. Мероприятия, принятые на «Советске» с целью об­ легчения мешка и уменьшения его веса, по нашему, мнению, вполне разумны. Однако следует внести неко­ торые изменения в конструкцию мешков, которые поз-< волят уменьшить подтирания и порывы их, удеше­ вить их стоимость. Нужно ширину нижней пласти двухрядного мешка уменьшить на 10—12 ячей, заби­ рая их в шов и создавая дополнительную пожилину из сетного полотна; запретить постановку на нижнюю пласть сетных фартуков из старой дели, лишь утяжеля- ющих мешок; кольца дележного стропа на топенанте установить (при работе с капроновым полукутком 7,4' I метра) на расстоянии 2,2 метра от конца полукутаа* вместо 2,4 метра. Это мероприятие даст больший эф­ фект, чем постановка дополнительных пожилин по опы­ ту моряков траулера «Советск». Удавной строп делать 7,5 метра в окружности, вме­ сто 8,5, мв 22-яиляжметрового каната «геркулес», вме­ сто 26 миллиметров. Линь стропа изготавливать из 17-* миллиметрового каната «геркулес», вместо 22-милля* метрового; обвязку вод гайтянные петли производить' не 25-миллиметровым оизальским канатом, а 30- миллиметровым смольный пеньковый, так как сизаль — очень ломка и быстро выходит из строя и на судах заменяется пеньковым тросом, на что затрачивается лишнее время и материал. Верхняя подбора трала на траулере «Советск» осна­ щается по центру (по гужу и конусам) 20 силумнновы-* ми гидродинамическими кухтылжми типа К-200 («Фи­ липс» отечественного производства) и 60 металличе­ скими 200 -миллиметровыми кухтылями по крыльях (по 30 штук на каждое крыло). Кухтыли типа К-200 крепятся к верхней подборе трала на гужиках длиной 150— 180 миллиметров, сви­ тых из оголенной пряди старого 22 -миллиметрового ка­ ната «геркулес» м нанизанных на две пряди этого же каната обычным способом. Гужик свивается таким об* разом, что его пряди проходят через оба отверстия в ушке кухтыля. Такой способ вооружения верхней подборы трала по­ зволяет увеличить его вертикальное раскрытие, т-as как гидродинамический кухтыль типа К-200, по дан* ным натурных испытаний, проведенных эксперимент тальной базой, на скорости траления 2,9— 3,0 узла име­ ет подъемную силу — 4,43 килограмма, против 2,2 килограмма у шарового металлического кухтыля. Меж­ ду тем на многих траулерах с недоверием относятся к этим кухтылям, недопонимая, что они могут обеспечить' тралу большее вертикальное раскрытие. Комплект грунтропов на «Советске» состоит, как па других траулерах, работающих 31,2-метровым тралом* из одного 6 -метрового центрального грултропа, двух крыловых по 6 метров каждый и двух голых — 15,25 метра. Кормовой голый грунтроп составляется из двух кон* цов: 12-метрового грунтропа и трехметровой лапки, со-* единенных между собой скобой номер 3,2. Это делается для удобства подъема грунтропа на борт, когда гаком кормового джнльсона берутся за скобу. (Схема приме- на траулере «Советом» грунтропа показана на I . Как видно мз схемы, набивка центрального и двух крыловых грунтропов состоит из металлических бобин- цев диаметром 400 миллиметров (по центральному —t 8 штук, по каждому крыловому — 6 штук). На цент­ ральном грунтропе между бобинцами ставятся чугун­ ные катушки весом по 15 килограммов и по концам грунтропа — катушки по 8 килограммов. Между кон­ цевыми восьмикилограммовыми катушками и бобинна-* ми ставится по 3 резиновых бобинца. На крыловых грунтропах к каждому металлическое му бобянцу ставится по 2 катушки весом по 5 и 8 ки­ лограммов. Между ними ставится по 5 резиновых бо-* бинцев. По обе стороны каждого крылового бобинца рядом с 5-килограммовой катушкой ставится по 4 ре­ зиновых бобинца.и по одной 8 -килограммовой катушке. Деревянные и комбинированные бобинцы на «Со- ветеке» не применяются. Вес центрального грунтропа в сборе; в воздухе —* 418,85 килограмма, в воде — 178.18 килограмма, каж­ дого крылового: в воздухе— 368,85 килограмма, в воде — 147,18 килограмма, каждого голого; в воздухе —* 40 килограммов, в воде — 31,2 килограмма. На траулере «Советск» набранный по этой схеме грунтроп применяется на любых грунтах, за исклки чением сильно каменистых. На каменистых грунтах лишь центральный грунтроп набивается по архангель­ ской схеме (по типу траулера «Петропавловск»). При работе в течение июньского рейса в районе Ко­ пытова в квадратах с большим количеством губки ее нрилов у «Советска» ни разу не превышал полутонны. В 600-миллиметровых бобинцах фигурных клячевок на «Советске» просверливаются отверстия, и попадаю­ щая в бобинец вода гасит положительную его плаву­ честь. Однако это приводит к преждевременному износу кабелей и повышает аварийность нижних крыльев на плохих грунтах. Кабели изготавливаются из 22-миллинетрового сталь­ ного троса длиною 80 метров составными из двух ча­ стей по 60 и 20 метров, соединяясь между собой гу- жиком. Это позволяет при необходимости уменьшать их длину. В. МАКШЕЕВ, инженер промыслового отдела тралового флота. (Окончание следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz