Рыбный Мурман. 1960 г. Сентябрь.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЭКИПАЖА ТРАУЛЕРА „СОВЕТСК 1 Бюро Мурманского обкома КПСС, обсуждая работу траулера «Молодечно», указало, что одним из важней ших средств подтягивания отстающих до уровня пере довиков является широкое распространение опыта пе редовых команд на все суда флота. В этой статье я хочу рассказать об интересных и по учительных фактах из жизни экипажа траулера «Со ветск». I. Коллектив рыбололного траулера «Советск» за 193 суток плавания в 1959 году выловил 10.400 центне ров рыбы в сырце и выполнил годовой план на 106,8 процента. Но 1960 год начался для экипажа неудачно: за первый квартал было выловлено только 1.606 цент неров рыбы (в полуфабрикате), так как траулер нахо дился на лову только 28 суток по вине судоремонт ников. Хотя простой траулера в ремонте был отнесен за счет завода управления рыбной промышленности, эки паж «Советска» смог выловить за полугодие только 3847 центнеров рыбы, да и финансовые показатели траулера выглядели плачевно. И. В рейсе № 3, проходившем с 4 июня по 1 июля, эки паж траулера «Советск» промышлял значительно ус пешнее команд однотипных с ним траулеров. Он вошел в десяток передовых промысловых кораблей тралового флота. Помогло этому парное соревнование моряков «Со ветска» с командой траулера «Кострома». Экипаж «Советска» вышел победителен в этом соревновании. На протяжении всего июньского рейса «Советск» промышлял в районе Копытова ■ на склонах Медве- жинской банки. В большинстве случаев экипаж имел за сутки более высокие уловы, чем среднесуточные уло вы команд промышлявших в этих же районах трауле ров. В четвертом, июльском, рейсе моряки «Советска» также работали значительно лучше других промышля ющих с ним в группе судов и лучше своего соперника в парном соревновании — экипажа траулера «Херсон». Успешной работе, наряду с развернувшимся социа листическим соревнованием, способствовала новая схе ма вооружения верхнем и нижней подбор трала, при мененная на «Советске» его капитаном Евгением Гри горьевичем Едемежим. В рейсе № 3 по этой схеме воо- ружен трал правого борта, в рейсе >6 4 — оба борта. Экипаж траулера ведет лов рыбы 31, 2-метровым тралом с квартропами. Каких-либо существенных отли чий в покрое и оснастке сетной часта трала от приме-* няемой в траловом флоте конструкции 31, 2-метрово го трала нет. Но есть некоторые особенности в воору жении мешкл, которые заслуживают распространения на всех судах тралового флота. Траловый мешок на «Советске» применяется на крупных концентрациях рыбы длиной 16 метров, на малых — 12 метров. Для уменьшения подтирания мешка о грунт внутрь его по каждому топенанту ставится 8 штук обычных 200 - миллиметровых металлических кухтылей. К нижней пласти мешка фартуков, как правило, не ставят, а под вязывают 3 дубленых шкуры, к верхней — один фар тук из старой дели, предохраняют мешок от подтирания дележным стропом и гайтяном. На конец мешка ставится капроновый полукуток длиной 7,4 метра. Учитывая, что при обильных уло вах он сильно вытягивается и обвязка под гайтянные петли из сизальского каната лопается, на «Советске», кроме пожилин-усов, ставят по верхней и нижней пла стам две дополнительные пожилины из бывшего в употреблении 22 -миллиметрового каната «геркулес» длиной 2,4 метра, прикрепляя их за кольцо концовой пожилины и кольцо гайтяна. По нижней пласта мешка от дележного до удавного стропа по восемь ячей берется в лов, что позволяет уменьшить ширину низшей пла- ети и создать как бы дополнительную пожнлину, уси ливающую сетное полотно и принимающую на себя 'часть нагрузки. Все это позволило изжить случаи подтирания 1 мешка. Удавной строп ва «Советске» делается 7,5 метра длины, вместо 8,5 метра, принятых во флоте, и из готовляется не из 26-, а из 22 -миллиметрового каната «геркулес». Линь дележного стропа имеет длину 5 метров, ше сто 6 метров по стандарту, к его концу для предохра нения от западания подвязывают два кухтыля: один — шаровый, другой — силуминовый, типа К-200, что позволяет лучше видеть кухтыли в толще воды и как отвосит мешок от борта судна при его спуске. Все эта Расчетная таблица веса ■ воздухе и • ване цемтрмыигв грунтрепа, применяемого на траулере «Советск». Вес в шаде в кг. Един. Общий Наименование деталей Материал Количество Вес в воздухе в кг. Един. Общий Грунтроп центральный 6 м. Катушка длиной 300 мм с цепкой Катушка длиной 200 мм с цепкой Бобинец диаметром 400 мм Бобинец резиновый диаметром 200 им Скоба М 3,2 Расчетная таб I Наименование деталей 1 7 2 8 6 12,0 15.0 8,0 34.0 2,0 0,425 12,0 105.0 16,0 272.0 12,0 ' 0,85 418,85 И Д 13,0 7,0 7.3 0,5 0,34 11.1 91.0 14.0 58,4 3,0 0,68 178,18 « в вале крыловых грунтролов Материал Вес в воадухе в кг. Единя- Общий Едини цы 1 2 цы фую- грун троп тропа Вес в воде е кг. Общий 1 2 груи- лрун- троп тропа Грунтроп крыловой 6 м. ОпльвоЗ трое 1 12,0 12,0 24,0 И Д и д 22,2 Катушка длиной 200 мм с цепкой чугун 7 8.0 56,0 112,0 7,0 49,0 98,0 Катушка длиной 75 мм с целкой чугун - 6 5,0 30,0 60,0 4,35 26,1 52,2 Бобинец диаметром 400 мм сталь 6 34,0 204,0 408,0 7,3 43,8 87,6 Бобинец диаметром 200 мм резина 29 2,0 58,0 116,0 0,5 14,5 29,0 Скоба 3,2 сталь 2 0,425 0,85 1.7 0,34 0,68 1,36 Итого — • 360,85 721,7 145,18 290,36 Расчетная таблица а воздухе м воде голых грунтролов Наименование деталей Материал Вес в воздухе в кг. Вес в воде в кг. Едини- Общий Едини- Общий цы 1 2 цы 1 2 грум- грун- груи- грун троп тропа троп тропа Грунтроп голый 15,25-метровый Катушка длиной 200 ми Бобинец диаметром 200 им стальной трос чугун резина •того — 1 1 4 12,0 8,0 2.0 24.0 8,0 8,0 40.0 48.0 16.0 16,0 80.0 22,2 7,0 0.5 * 22,2 7.0 2.0 31,2 44.4 14,0 4,0 62.4 боорузЬения грунп?/эоло6 н о Р /п- 2 2 3 С о б ет с к оог» £ltrc 4 — У// « • fe d * — i f *4 Луз#/.* cic*j г/эуыт/эсп . J0 ec £ бездуже —5Ь6 95-ъ • • / //м & е с £ 9дул € '— */Ot Оне 0 -т беде — 3Jt2 мз И 2 6с ] позволило почти изжить случаи подтирания нижней пласта мешка и удлинить срок его эксплуатации до двух месяцев. Мероприятия, принятые на «Советске» с целью об легчения мешка и уменьшения его веса, по нашему, мнению, вполне разумны. Однако следует внести неко торые изменения в конструкцию мешков, которые поз-< волят уменьшить подтирания и порывы их, удеше вить их стоимость. Нужно ширину нижней пласти двухрядного мешка уменьшить на 10—12 ячей, заби рая их в шов и создавая дополнительную пожилину из сетного полотна; запретить постановку на нижнюю пласть сетных фартуков из старой дели, лишь утяжеля- ющих мешок; кольца дележного стропа на топенанте установить (при работе с капроновым полукутком 7,4' I метра) на расстоянии 2,2 метра от конца полукутаа* вместо 2,4 метра. Это мероприятие даст больший эф фект, чем постановка дополнительных пожилин по опы ту моряков траулера «Советск». Удавной строп делать 7,5 метра в окружности, вме сто 8,5, мв 22-яиляжметрового каната «геркулес», вме сто 26 миллиметров. Линь стропа изготавливать из 17-* миллиметрового каната «геркулес», вместо 22-милля* метрового; обвязку вод гайтянные петли производить' не 25-миллиметровым оизальским канатом, а 30- миллиметровым смольный пеньковый, так как сизаль — очень ломка и быстро выходит из строя и на судах заменяется пеньковым тросом, на что затрачивается лишнее время и материал. Верхняя подбора трала на траулере «Советск» осна щается по центру (по гужу и конусам) 20 силумнновы-* ми гидродинамическими кухтылжми типа К-200 («Фи липс» отечественного производства) и 60 металличе скими 200 -миллиметровыми кухтылями по крыльях (по 30 штук на каждое крыло). Кухтыли типа К-200 крепятся к верхней подборе трала на гужиках длиной 150— 180 миллиметров, сви тых из оголенной пряди старого 22 -миллиметрового ка ната «геркулес» м нанизанных на две пряди этого же каната обычным способом. Гужик свивается таким об* разом, что его пряди проходят через оба отверстия в ушке кухтыля. Такой способ вооружения верхней подборы трала по зволяет увеличить его вертикальное раскрытие, т-as как гидродинамический кухтыль типа К-200, по дан* ным натурных испытаний, проведенных эксперимент тальной базой, на скорости траления 2,9— 3,0 узла име ет подъемную силу — 4,43 килограмма, против 2,2 килограмма у шарового металлического кухтыля. Меж ду тем на многих траулерах с недоверием относятся к этим кухтылям, недопонимая, что они могут обеспечить' тралу большее вертикальное раскрытие. Комплект грунтропов на «Советске» состоит, как па других траулерах, работающих 31,2-метровым тралом* из одного 6 -метрового центрального грултропа, двух крыловых по 6 метров каждый и двух голых — 15,25 метра. Кормовой голый грунтроп составляется из двух кон* цов: 12-метрового грунтропа и трехметровой лапки, со-* единенных между собой скобой номер 3,2. Это делается для удобства подъема грунтропа на борт, когда гаком кормового джнльсона берутся за скобу. (Схема приме- на траулере «Советом» грунтропа показана на I . Как видно мз схемы, набивка центрального и двух крыловых грунтропов состоит из металлических бобин- цев диаметром 400 миллиметров (по центральному —t 8 штук, по каждому крыловому — 6 штук). На цент ральном грунтропе между бобинцами ставятся чугун ные катушки весом по 15 килограммов и по концам грунтропа — катушки по 8 килограммов. Между кон цевыми восьмикилограммовыми катушками и бобинна-* ми ставится по 3 резиновых бобинца. На крыловых грунтропах к каждому металлическое му бобянцу ставится по 2 катушки весом по 5 и 8 ки лограммов. Между ними ставится по 5 резиновых бо-* бинцев. По обе стороны каждого крылового бобинца рядом с 5-килограммовой катушкой ставится по 4 ре зиновых бобинца.и по одной 8 -килограммовой катушке. Деревянные и комбинированные бобинцы на «Со- ветеке» не применяются. Вес центрального грунтропа в сборе; в воздухе —* 418,85 килограмма, в воде — 178.18 килограмма, каж дого крылового: в воздухе— 368,85 килограмма, в воде — 147,18 килограмма, каждого голого; в воздухе —* 40 килограммов, в воде — 31,2 килограмма. На траулере «Советск» набранный по этой схеме грунтроп применяется на любых грунтах, за исклки чением сильно каменистых. На каменистых грунтах лишь центральный грунтроп набивается по архангель ской схеме (по типу траулера «Петропавловск»). При работе в течение июньского рейса в районе Ко пытова в квадратах с большим количеством губки ее нрилов у «Советска» ни разу не превышал полутонны. В 600-миллиметровых бобинцах фигурных клячевок на «Советске» просверливаются отверстия, и попадаю щая в бобинец вода гасит положительную его плаву честь. Однако это приводит к преждевременному износу кабелей и повышает аварийность нижних крыльев на плохих грунтах. Кабели изготавливаются из 22-миллинетрового сталь ного троса длиною 80 метров составными из двух ча стей по 60 и 20 метров, соединяясь между собой гу- жиком. Это позволяет при необходимости уменьшать их длину. В. МАКШЕЕВ, инженер промыслового отдела тралового флота. (Окончание следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz