Рыбный Мурман. 1960 г. Сентябрь.
СТАЛ ПЕРЕДОВЫМ Механизмы работают четко Моряки траулера сПоляяукс» рассказывают о том, как гагановец — калитан Дмитрий Иванович ШАЙТАНОВ помог им преодолеть отставание ~ Ъ ============== Траулер «Поллукс» выполнил план второго года семилетки. Тру довой успех всегда радует. Для вашего же экипажа он радостен вдвойне. Ведь ны в прошлом го ду числились в разряде отстаю щих, а нынче справились с годо вым заданием досрочно. Члены машинной команды внес ли свою лепту в достижение этой победы. За девять минувших рей сов мы не слышали ни одного упрека в свой адрес. Без замеча ний проходит и десятый рейс. Главная машина и другие меха низмы действуют на судне безот казно. Наши кочегары всегда дер жат пар на «марке». Мы суме ли сделать три безремонтных сто- япки в порту. Достигнута у нас экономия угля и смазочвых мате риалов. Успех не пришел сам собой. Оп явился результатом дружной, слаженной работы машинной команды, члены которой хорошо знают свои обязанности, правиль но эксплуатируют механизмы. Всякую неисправность легче предупредить, чем устранить. Этот принцип лежит в основе нашей работы. Профилактике на судне уделяется особое внимание. У ме ханизмов постоянно можно вн- деть то одного, то другого това рища, занятого смазкой, пере боркой, подшабриванием и т. п. Члены машинной команды стараются осваивать вторые спе циальности, повышать свой тех нический уровень знаний. Стар ший кочегар Федор Мариенко, например, поставил перед собой цель *—■нолучвть права машини ста. Старший машинист Виктор Лушин, секретарь судовой комсо мольской организации, взялся помогать Федору. В свободные минуты он объясняет ему взаи модействие частей, разъясняет все непонятные вопросы. И мы уверены, что Федор Мариенко до бьется своего. Из опубликованного в газете «Рыбный Мурман» отчета с со брания партийно-хозяйственного актива я узнал, что на ряде су дов тралового флота не исполь зуются испарители Ермолина. Большую ошибку допускают ка питаны и механики этих трау леров. На нашем корабле испари тель работает с полной нагруз кой, дает по 4 тонны пресной во ды в сутки. Экономический эф фект достигается огромный. За счет уменьшения запасов воды мы берем больше топлива, что по зволяет удлинить время нахож дения на промысле. Есть у нас претензия к судо ремонтникам. Камнем преткнове ния для них явились регуляторы оборотов динамо-машины. Дважды судоремонтный завод управления рыбной промышленности ремонти ровал регуляторы и безуспешно. Лишь на третий раз ремонт был выполнен более или менее удов летворительно. А наш траулер 20 суток бесполезно простоял у при чала. Подобные факты не долж ны повторяться в «альнейшем. ♦ . ПТУШКИН, второй ме ханик. Наша вахта J v ! ( J 1>< ' Г. ' I j Недавно вся вторая вахта| решила включиться в соревно- j ; I вание за звание вахты комму-;' | нистического труда. ; I Каждый из нас старается;; работать так, чтобы быть при-; I ( 1 •' мером для остальных моряков. Отлично работает нпсерочным; ; ножом матрос тов. Базаренко. ; По праву он считается одним j из лучших и при чинке тра ла. Так же добросовестно тру дятся матросы тт. Елизаров и® Цвира. Не отстает от них и ма- ! j стер по добыче Анатолий Кры лов. Он пришел на траулер не так давно, но уже срабо-!; ; тался с нами, а второй помощ- j ; ник капитана прямо так и го- 1 ; ворит: | ; —>Пришел на судно Кры-| лов, стал членом второй вахты,; | и теперь даже легче работать; ; стало! I Народ у нас неплохой, ребя- j та дружные. Мы не только во; время работы стараемся помо-; ! гать друг другу, но и в быту, в учебе. Решено, что каждый из нас должен учиться. Уже сейчас все наши матросы за няты техучебой. Это помогает им правильно работать, быстро ; и точно обрабатывать улов. Так, матрос Базаренко шкерит j до 14 рыбин в минуту, не на-; много медленнее работаем и' мы —* Цвига, Елизаров и я . ; Думаю, что наша вахта обя зательно добьется права на-! зываться коллективом комму нистического труда. В. ШАКМАКОВ, матрос. (Окончание. Начало на 1 стр.) корабля... успешно справ ляются с заданием по добыче рыбы, добиваются экономии, снижения себестоимости про дукции ... Чего же еще, кажет ся, надо?» А действительно, чего же еще надо? Ведь капитан та кого судна и получает денег больше тех, кто работает на отстающих кораблях. Но, ока зывается, дельги для советско го человека — не самое глав ное. «Мое we место, — пи шет Дмятоий Иванович, —* место коммуниста таи, где труднее». Так Шайтанов стал после дователем патриотического по чина простой русской женщи ны из Вышнего Волочка Ва лентины Гагановой. Траулер «Поллукс», капитаном которо го он вскоре стал, был, прямо скажем, незавидным судном. Ему далеко до комфортабель ных, мощных, только что по строенных рыболовных трау леров. И дело не только в этом. Его коллектив постоянно плелся в хвосте, не выполнял даже годового плана по добы че рыбы. Все это нисколько не сму тило передового капитана, хо тя он прекрасно понимал, что трудности придется преодо леть немалые. Самое главное.—думал он, надо, чтобы люди поверили в свои силы, поняли, что ус пех в их собственных руках. Уже после первого рейса* который проходил в тяжелых условиях полярной зимы. Шайтанов увидел, что отноше ние моряков к -труду, к свое му судну и к самим себе из менилось. Еще бы! Впервые за долгое время они выполнили рейсовое задание. * И тут-то произошло самое неожиданное. Экипаж, кото рый совсем недавно считал бы для себя большой удачей до ставить в порт столько рыбы, сколько положено по заданию, выступил после первого же рейса инициатором социали стического соревнования за досрочное выполнение плана второго года семилетки. Это было так смело, так дерзко, что многие, кто раньше знал «Поллукс», сначала не пове рили, что такое возможно. Много сомневающихся было и на самом «Поллуксе». — Не зарваться бы, —* говорили моряки на собрании, когда Дмитрий Иванович пред ложил взять обязательство вы ловить в 1960 году 14000 центнеров рыбы, вместо 9700 центнеров по плану, — труд но будет очень. (ШПШШПШШШП отпиши ГОПШИП i I I I 111 i ‘Mill! Эк и п аж н а б и р а е т т е м п ы Когда в начале года коллектив отстающего траулера «Поллукс» взял обязательство досрочно за вершить второй год семилетки, кое-кто усомнился: «Осилят ли? Дело это нелегкое даже для пере дового экипажа, а тут ведь от стающий...» Но новый капитан «Поллукса» не сомневался в успехе и твердо верил в силы судового коллекти ва. — До сих пор вы работали только в половину своих возмож ностей, говорил он морякам, ну, а если взяться за дело как следует... Вот что рассказывает предсе датель судового комитета Борис Ермохин о том, как коллектив шел к успеху: — Помню, как-то начали мы разбираться в причинах плохой работы нашего экипажа в про шлом году. О многом тогда гово рили, многое для себя уяснили. Главная же причина оказалась в плохой организации труда. Народ как будто неплохо работал, а вот огонька не было. Каждый жил сам по себе, выполнял свои обя занности, а что делают другие, как они трудятся, ему и дела пе было. Вот, к примеру, как у нас на вахте было. Спускали и подни мали трал, рыбу шкерили. А в порт приходим, начнут выгружать рыбу и выходит, что большая часть ее вторым сортом идет, а то и вовсе бессортная. А все по тому, что за рыбоделом мы рыбу только считали, а вот как обра ботана она, никого не интере совало. И вот прямо за рыбоделом ор ганизовали школу по передаче опыта работы. Учителями в ней стали матросы гг. Базаренко. Ше стов, Юдин, Попов, мастер по об работке Владимир Григорьевич Колмаков. Здесь же ва палубе организовали контрольный пост. Заметим плохо обработанную ры бу, обратно ее на палубу, к тому, кто допустил брак. Если человек сделал это неумышленно, еще раз объясняем ему правила разделки рыбы, а если по халатности —* пристыдим, накажем. В трюм стала поступать рыбопродукция только отличного качества. Со временем повысились и тем пы обработки рыбы. Каждый стал обрабатывать по 10— 14 рыбин в минуту. Сократили время на спуск и подъем трала. Стали про изводить эти операции за 38—• 40 минут. В конечном итоге поч ти за каждый рейс лишние тра ления получались, а, значит, и дополнительные тонны рыбы. Повысилась и дисциплина на судне, хотя капитан Дмитрий Иванович наказывал нарушителей редко, только в исключительных -------------------------------- * случаях. Он больше разъяснял, убеждал людей в неправильности их поведения. Находились, прав да, и такие, которым «новые по рядки» не нравились. Нам, гово рили они, слава не нужна, мы, мол, и «по старинке проживем». Но коллектив очень скоро пере убедил их. Так,- в напряженной рабоге прошло три месяца. План перво го квартала мы выполнили на 174 процента. Это и была наша первая победа. Она окрылила людей. Все решили работать еще лучше. Теперь в нашем коллективе нет равнодушных. Если где бывает задержка, на помощь выходит вся команда. Это чаще всего бывает, когда поднимаем богатые уловы и вахты не успевают обрабатывать рыбу. Глядя на своих товарищей, подтянулась машинная команда. Когда' во время шторма или спуска трала не хватает пару * ------------------------------- - Умелым штурманом зарекомендовал себя Иван Чеботарев. Он не только отлично водит судно по невидимым дорогам моря, часто его видят и у трала. Сетесшивателъная игла Ивану Чеботареву так ж е послушна, как и секстан. На снимке: третий помощник капитана траулера «Поллукс» Иван Чеботарев определяет место нахождения корабля по секстану. или машина не тянет, первый уп рек приходится выслушивать членам машинной команды. Пом нится, раньше не раз так быва ло, Нужно поднять давление па ра в котле, а они выбивались из последних сил и сделать ничего не могли. И все потому, что ко тельная установка находилась в запущенном состоянии. Никто не стремился следить за ее профи лактикой. За это брались только тогда, когда что-нибудь выходи ло из строя. Теперь такого не бывает. Пар всегда на «марке», и машина в исправности. Котел чистится, трубки продуваются, топки очи щаются от шлака прямо в море, А когда судно в порт приходит, все уже сделано. Помылся, одел костюм и в город. Каждый рейс в этом году кол лектив перевыполняет свои за дания. Плохо лишь то, что судо ремонтники продержали судно на приколе 20 суток, да так и выпу стили в море с браком, с неис правной динамо-машиной. А ведь вто два рейса для такого кораб ля, как «Поллукс», тонн двести рыбы можно выловить. На судне каждый член эки пажа включился в борьбу за сни жение себестоимости рыбопродук ции. Только на сетематериалах и промысловом вооружении в этом году сэкономлено 74 тысячи руб лей. Уже одно это позволило сни зить себестоимость центнера ры бы на три рубля. Па предоктябрьской вахте, ко торую несет сейчас экипаж, он стремится добиться еще лучших результатов в выполнении реше ний июльского Пленума ЦК пар тии. О. АЛЕКСЕЕВ. разве морякам с «В. Чкалова» было легко,— го рячо воскликнул кочегар Александр Никитин, — когда в прошлом году они выполня ли свое обязательство по вы лову 1 1 тысяч центнеров! Ведь пароход у них однотип ный с нашим. Что мы, хуже их, — закончил свое выступ ление комсомолец. В следующий рейс экипаж вышел, настроенный по-боево- му. Однако после первого же траления на палубе послыша лись унылые голоса — и чем дальше, тем больше. Целую неделю бушевал шторм, и, хо тя моряки «Поллукса» все время делали попытки рабо тать, несмотря на разыграв шуюся стихию* результаты н<* приносили радости. Кончился шторм, но про мысловая обстановка по-преж- вему оставалась неблагоприят ной. Вот тут-то и пригодился большой судоводительский опыт капитана, его умение ис пользовать все возможности для повышения уловов. Случилось так, что многие промышляющие рядом корабли были в пролове, а на «Пол луксе» выполняли и даже пе ревыполняли суточные зада ния. И тогда капитаны спра шивали по радио, «где же зарыта собака». Шайтанов неизменно отвечал — «в тра ле». — Посмотрите еще раз во оружение трала, промерьте ваера, — советовал он. И ча ще всего оказывался прав. Трудный был рейс, но «Пол лукс» возвратился в порт с победой. Прошло всего несколько ме сяцев. Моряки ранее отста вавшего траулера уже при выкли быть победителями. И немалая заслуга в этом капи- тана-гагановца Дмитрия Ива новича Шайтанова. Сознание коммуниста безошибочно под сказало ему его место в пер вых рядах бойцов семилетки. В. СТОРУБЛЕНКОВ. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 20 сентября 1960 г. 3 с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz