Рыбный Мурман. 1960 г. Сентябрь.

СТАЛ ПЕРЕДОВЫМ Механизмы работают четко Моряки траулера сПоляяукс» рассказывают о том, как гагановец — калитан Дмитрий Иванович ШАЙТАНОВ помог им преодолеть отставание ~ Ъ ============== Траулер «Поллукс» выполнил план второго года семилетки. Тру­ довой успех всегда радует. Для вашего же экипажа он радостен вдвойне. Ведь ны в прошлом го­ ду числились в разряде отстаю­ щих, а нынче справились с годо­ вым заданием досрочно. Члены машинной команды внес­ ли свою лепту в достижение этой победы. За девять минувших рей­ сов мы не слышали ни одного упрека в свой адрес. Без замеча­ ний проходит и десятый рейс. Главная машина и другие меха­ низмы действуют на судне безот­ казно. Наши кочегары всегда дер­ жат пар на «марке». Мы суме­ ли сделать три безремонтных сто- япки в порту. Достигнута у нас экономия угля и смазочвых мате­ риалов. Успех не пришел сам собой. Оп явился результатом дружной, слаженной работы машинной команды, члены которой хорошо знают свои обязанности, правиль­ но эксплуатируют механизмы. Всякую неисправность легче предупредить, чем устранить. Этот принцип лежит в основе нашей работы. Профилактике на судне уделяется особое внимание. У ме­ ханизмов постоянно можно вн- деть то одного, то другого това­ рища, занятого смазкой, пере­ боркой, подшабриванием и т. п. Члены машинной команды стараются осваивать вторые спе­ циальности, повышать свой тех­ нический уровень знаний. Стар­ ший кочегар Федор Мариенко, например, поставил перед собой цель *—■нолучвть права машини­ ста. Старший машинист Виктор Лушин, секретарь судовой комсо­ мольской организации, взялся помогать Федору. В свободные минуты он объясняет ему взаи­ модействие частей, разъясняет все непонятные вопросы. И мы уверены, что Федор Мариенко до­ бьется своего. Из опубликованного в газете «Рыбный Мурман» отчета с со­ брания партийно-хозяйственного актива я узнал, что на ряде су­ дов тралового флота не исполь­ зуются испарители Ермолина. Большую ошибку допускают ка­ питаны и механики этих трау­ леров. На нашем корабле испари­ тель работает с полной нагруз­ кой, дает по 4 тонны пресной во­ ды в сутки. Экономический эф­ фект достигается огромный. За счет уменьшения запасов воды мы берем больше топлива, что по­ зволяет удлинить время нахож­ дения на промысле. Есть у нас претензия к судо­ ремонтникам. Камнем преткнове­ ния для них явились регуляторы оборотов динамо-машины. Дважды судоремонтный завод управления рыбной промышленности ремонти­ ровал регуляторы и безуспешно. Лишь на третий раз ремонт был выполнен более или менее удов­ летворительно. А наш траулер 20 суток бесполезно простоял у при­ чала. Подобные факты не долж­ ны повторяться в «альнейшем. ♦ . ПТУШКИН, второй ме­ ханик. Наша вахта J v ! ( J 1>< ' Г. ' I j Недавно вся вторая вахта| решила включиться в соревно- j ; I вание за звание вахты комму-;' | нистического труда. ; I Каждый из нас старается;; работать так, чтобы быть при-; I ( 1 •' мером для остальных моряков. Отлично работает нпсерочным; ; ножом матрос тов. Базаренко. ; По праву он считается одним j из лучших и при чинке тра­ ла. Так же добросовестно тру­ дятся матросы тт. Елизаров и® Цвира. Не отстает от них и ма- ! j стер по добыче Анатолий Кры­ лов. Он пришел на траулер не так давно, но уже срабо-!; ; тался с нами, а второй помощ- j ; ник капитана прямо так и го- 1 ; ворит: | ; —>Пришел на судно Кры-| лов, стал членом второй вахты,; | и теперь даже легче работать; ; стало! I Народ у нас неплохой, ребя- j та дружные. Мы не только во; время работы стараемся помо-; ! гать друг другу, но и в быту, в учебе. Решено, что каждый из нас должен учиться. Уже сейчас все наши матросы за­ няты техучебой. Это помогает им правильно работать, быстро ; и точно обрабатывать улов. Так, матрос Базаренко шкерит j до 14 рыбин в минуту, не на-; много медленнее работаем и' мы —* Цвига, Елизаров и я . ; Думаю, что наша вахта обя­ зательно добьется права на-! зываться коллективом комму­ нистического труда. В. ШАКМАКОВ, матрос. (Окончание. Начало на 1 стр.) корабля... успешно справ­ ляются с заданием по добыче рыбы, добиваются экономии, снижения себестоимости про­ дукции ... Чего же еще, кажет­ ся, надо?» А действительно, чего же еще надо? Ведь капитан та­ кого судна и получает денег больше тех, кто работает на отстающих кораблях. Но, ока­ зывается, дельги для советско­ го человека — не самое глав­ ное. «Мое we место, — пи­ шет Дмятоий Иванович, —* место коммуниста таи, где труднее». Так Шайтанов стал после­ дователем патриотического по­ чина простой русской женщи­ ны из Вышнего Волочка Ва­ лентины Гагановой. Траулер «Поллукс», капитаном которо­ го он вскоре стал, был, прямо скажем, незавидным судном. Ему далеко до комфортабель­ ных, мощных, только что по­ строенных рыболовных трау­ леров. И дело не только в этом. Его коллектив постоянно плелся в хвосте, не выполнял даже годового плана по добы­ че рыбы. Все это нисколько не сму­ тило передового капитана, хо­ тя он прекрасно понимал, что трудности придется преодо­ леть немалые. Самое главное.—думал он, надо, чтобы люди поверили в свои силы, поняли, что ус­ пех в их собственных руках. Уже после первого рейса* который проходил в тяжелых условиях полярной зимы. Шайтанов увидел, что отноше­ ние моряков к -труду, к свое­ му судну и к самим себе из­ менилось. Еще бы! Впервые за долгое время они выполнили рейсовое задание. * И тут-то произошло самое неожиданное. Экипаж, кото­ рый совсем недавно считал бы для себя большой удачей до­ ставить в порт столько рыбы, сколько положено по заданию, выступил после первого же рейса инициатором социали­ стического соревнования за досрочное выполнение плана второго года семилетки. Это было так смело, так дерзко, что многие, кто раньше знал «Поллукс», сначала не пове­ рили, что такое возможно. Много сомневающихся было и на самом «Поллуксе». — Не зарваться бы, —* говорили моряки на собрании, когда Дмитрий Иванович пред­ ложил взять обязательство вы­ ловить в 1960 году 14000 центнеров рыбы, вместо 9700 центнеров по плану, — труд­ но будет очень. (ШПШШПШШШП отпиши ГОПШИП i I I I 111 i ‘Mill! Эк и п аж н а б и р а е т т е м п ы Когда в начале года коллектив отстающего траулера «Поллукс» взял обязательство досрочно за­ вершить второй год семилетки, кое-кто усомнился: «Осилят ли? Дело это нелегкое даже для пере­ дового экипажа, а тут ведь от­ стающий...» Но новый капитан «Поллукса» не сомневался в успехе и твердо верил в силы судового коллекти­ ва. — До сих пор вы работали только в половину своих возмож­ ностей, говорил он морякам, ну, а если взяться за дело как следует... Вот что рассказывает предсе­ датель судового комитета Борис Ермохин о том, как коллектив шел к успеху: — Помню, как-то начали мы разбираться в причинах плохой работы нашего экипажа в про­ шлом году. О многом тогда гово­ рили, многое для себя уяснили. Главная же причина оказалась в плохой организации труда. Народ как будто неплохо работал, а вот огонька не было. Каждый жил сам по себе, выполнял свои обя­ занности, а что делают другие, как они трудятся, ему и дела пе было. Вот, к примеру, как у нас на вахте было. Спускали и подни­ мали трал, рыбу шкерили. А в порт приходим, начнут выгружать рыбу и выходит, что большая часть ее вторым сортом идет, а то и вовсе бессортная. А все по­ тому, что за рыбоделом мы рыбу только считали, а вот как обра­ ботана она, никого не интере­ совало. И вот прямо за рыбоделом ор­ ганизовали школу по передаче опыта работы. Учителями в ней стали матросы гг. Базаренко. Ше­ стов, Юдин, Попов, мастер по об­ работке Владимир Григорьевич Колмаков. Здесь же ва палубе организовали контрольный пост. Заметим плохо обработанную ры­ бу, обратно ее на палубу, к тому, кто допустил брак. Если человек сделал это неумышленно, еще раз объясняем ему правила разделки рыбы, а если по халатности —* пристыдим, накажем. В трюм стала поступать рыбопродукция только отличного качества. Со временем повысились и тем­ пы обработки рыбы. Каждый стал обрабатывать по 10— 14 рыбин в минуту. Сократили время на спуск и подъем трала. Стали про­ изводить эти операции за 38—• 40 минут. В конечном итоге поч­ ти за каждый рейс лишние тра­ ления получались, а, значит, и дополнительные тонны рыбы. Повысилась и дисциплина на судне, хотя капитан Дмитрий Иванович наказывал нарушителей редко, только в исключительных -------------------------------- * случаях. Он больше разъяснял, убеждал людей в неправильности их поведения. Находились, прав­ да, и такие, которым «новые по­ рядки» не нравились. Нам, гово­ рили они, слава не нужна, мы, мол, и «по старинке проживем». Но коллектив очень скоро пере­ убедил их. Так,- в напряженной рабоге прошло три месяца. План перво­ го квартала мы выполнили на 174 процента. Это и была наша первая победа. Она окрылила людей. Все решили работать еще лучше. Теперь в нашем коллективе нет равнодушных. Если где бывает задержка, на помощь выходит вся команда. Это чаще всего бывает, когда поднимаем богатые уловы и вахты не успевают обрабатывать рыбу. Глядя на своих товарищей, подтянулась машинная команда. Когда' во время шторма или спуска трала не хватает пару * ------------------------------- - Умелым штурманом зарекомендовал себя Иван Чеботарев. Он не только отлично водит судно по невидимым дорогам моря, часто его видят и у трала. Сетесшивателъная игла Ивану Чеботареву так ж е послушна, как и секстан. На снимке: третий помощник капитана траулера «Поллукс» Иван Чеботарев определяет место нахождения корабля по секстану. или машина не тянет, первый уп­ рек приходится выслушивать членам машинной команды. Пом­ нится, раньше не раз так быва­ ло, Нужно поднять давление па­ ра в котле, а они выбивались из последних сил и сделать ничего не могли. И все потому, что ко­ тельная установка находилась в запущенном состоянии. Никто не стремился следить за ее профи­ лактикой. За это брались только тогда, когда что-нибудь выходи­ ло из строя. Теперь такого не бывает. Пар всегда на «марке», и машина в исправности. Котел чистится, трубки продуваются, топки очи­ щаются от шлака прямо в море, А когда судно в порт приходит, все уже сделано. Помылся, одел костюм и в город. Каждый рейс в этом году кол­ лектив перевыполняет свои за­ дания. Плохо лишь то, что судо­ ремонтники продержали судно на приколе 20 суток, да так и выпу­ стили в море с браком, с неис­ правной динамо-машиной. А ведь вто два рейса для такого кораб­ ля, как «Поллукс», тонн двести рыбы можно выловить. На судне каждый член эки­ пажа включился в борьбу за сни­ жение себестоимости рыбопродук­ ции. Только на сетематериалах и промысловом вооружении в этом году сэкономлено 74 тысячи руб­ лей. Уже одно это позволило сни­ зить себестоимость центнера ры­ бы на три рубля. Па предоктябрьской вахте, ко­ торую несет сейчас экипаж, он стремится добиться еще лучших результатов в выполнении реше­ ний июльского Пленума ЦК пар­ тии. О. АЛЕКСЕЕВ. разве морякам с «В. Чкалова» было легко,— го­ рячо воскликнул кочегар Александр Никитин, — когда в прошлом году они выполня­ ли свое обязательство по вы­ лову 1 1 тысяч центнеров! Ведь пароход у них однотип­ ный с нашим. Что мы, хуже их, — закончил свое выступ­ ление комсомолец. В следующий рейс экипаж вышел, настроенный по-боево- му. Однако после первого же траления на палубе послыша­ лись унылые голоса — и чем дальше, тем больше. Целую неделю бушевал шторм, и, хо­ тя моряки «Поллукса» все время делали попытки рабо­ тать, несмотря на разыграв­ шуюся стихию* результаты н<* приносили радости. Кончился шторм, но про­ мысловая обстановка по-преж- вему оставалась неблагоприят­ ной. Вот тут-то и пригодился большой судоводительский опыт капитана, его умение ис­ пользовать все возможности для повышения уловов. Случилось так, что многие промышляющие рядом корабли были в пролове, а на «Пол­ луксе» выполняли и даже пе­ ревыполняли суточные зада­ ния. И тогда капитаны спра­ шивали по радио, «где же зарыта собака». Шайтанов неизменно отвечал — «в тра­ ле». — Посмотрите еще раз во­ оружение трала, промерьте ваера, — советовал он. И ча­ ще всего оказывался прав. Трудный был рейс, но «Пол­ лукс» возвратился в порт с победой. Прошло всего несколько ме­ сяцев. Моряки ранее отста­ вавшего траулера уже при­ выкли быть победителями. И немалая заслуга в этом капи- тана-гагановца Дмитрия Ива­ новича Шайтанова. Сознание коммуниста безошибочно под­ сказало ему его место в пер­ вых рядах бойцов семилетки. В. СТОРУБЛЕНКОВ. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 20 сентября 1960 г. 3 с

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz