Рыбный Мурман. 1960 г. Сентябрь.
о Моряки траулера €Поллукс» рассказывают о том, как гагановец — капитан Дмитрий| Иванович ШАПТАНОВ помог им преодолеть отставание БЫЛ ОТСТАЮЩИМ К у р с — т о л ь к в п е р е д ! £ САМОГО начала нынешнего года экипаж «Поллукса» столкнулся с большими трудностями в работе. Мало того, что он был отстающим вообще. Положение усугубля лось тем, что состав матросов на 50 процентов обновился. Новички в море до этого не бывали. А если учесть, что мно гие из матросов третьего класса также не обладали нужным опытом, то станет ясно, какая сложная обстановка была на еудне, когда капитаном к нам был направлен опытный про мысловик и судоводитель Д. И. Шайтанов. — Будем вытягивать судно на первую линию, — ска зал капитан. — Надеюсь на помощь партийной и профсоюз ной организаций. А результаты слабой подготовки моряков, между тем, сказывались. Из первого в году рейса мы доставили продук цию сортностью на 14,5 процента ниже плановой. Мало по радовал и второй рейс. Вместе с капитаном, с судовым комитетом партийная ор ганизация в этот период все внимание сосредоточила на изы скании путей улучшения качественных показателей. Прове ли по этому поводу общее собрание личного состава. Постоян но поднимали этот вопрос на политинформациях. Организо вали передачу опыта лучших матросов новичкам. И дело пошло веселее. Во всех последующих рейсах плановое зада ние по сортности постоянно превышалось аа 1,5 —2 процента. Выправив положение с сортностью, стали вообще уделять больше внимания экономическим показателям. В марте по святили этому партийное собрание. А когда закончился пер вый квартал, результаты его после обсуждения на партийном собрании широко довели до всего судового коллектива. По решению коммунистов корабля начался поход за про паганду экономических знаний, что должно было способство вать выполнению обязательства о получении 500 тысяч руб лей сверхплановой прибыли. Командный состав траулера чаще стал выступать с лек циями и беседами па экономические темы. Так, тов. Шайта нов выступил перед моряками с обстоятельным разбором эко номических показателей, достигнутых экипажем. Третий по мощник тов. Чеботарев выступил с лекциями «Повышение производительности труда — путь к изобилию», «Успехи со ветского народа в осуществлении семилетнего плана». При этом всегда снова и снова подчеркивалось: — Моряки, помните об обязательствах нашего коллек тива! А обязательства были велики. При годовом плане в 9700 центнеров экипаж взялся выловить 14000 центнеров. Не которые моряки прямо высказывали сомнение: а по плечу ли это нам? Чтобы зажечь в них задор, творческий огонек, решили завязать связь с одним из траулеров Архангельского флота, начать с ним соревнование. Уверены в своих силах Договор был заключен с эки пажем траулера «Амур». На протяжении всего года в рей сах мы регулярно поддержива ли шаимосвязь, ставили моряков в известность, как ид!ут дела у соперников. Это порождало у всех стремление оказаться первыми, достигнуть лучших результатов. В августе экипаж «Поллукса» был ознакомлен со свод кой, которая показывала сравнительно положение с выпол нением плана второго года семилетки на обоих судах. Вот она: Добыто и выработано с вачала года: Рыба Рыбий жир Мука Консервы «Поллукс» 9150 цент. 160 цент. 900 цент. 77 тыс. банок «Амур» 8500 цент. 280 цент. 1100 цент. 53 тыс. банок Экипаж «Амура» опередил нас лишь по рыбной муке и жиру, да и то потому, что «Поллукс» ходил в окуневые рейсы. Моряки нашего судна были результатами очень доволъ- вы и, воодушевленные решениями июльского Пленума ЦК КПСС, поднажали еще. А тут пришла радиограмма с сооб щением о почине экипажей траулеров «Молодечно» и «Мари- инск», начавших предоктябрьское соревнование. Члены нашего экипажа зашумели: — А мы что, позади других останемся? Не хуже других нынче работаем. И дали слово: годовой план завершить в первой половине сентября, к 7 ноября выловить дополнительно 2300 цент неров рыбы. Слово у них пока не расходится с делом. Годовой план «Поллуксом» выполнен. «Курс — только вперед». Этой думой живут сейчас все моряки отстающего когда-то судна, теперь уверенно выходя щего на передние рубежи семилетки. П. СУДЬЕНКОВ, первый помощник капитана. КОЧЕГАРЫ НЕ ПОДВЕДУТ Радостно бывает на душе кочегаров, когда, оценивая их работу в том или ином рейсе, капитан скажет: «Молодцы, пар держали на «марке». Мои товарищи тт. Михаль- ков и Никитин настоящие ма стера огня. Они не только уме ют держать пар на «марке», но и экономить при этом тонны угля. За шестой и седьмой рейсы, например, экономия топлива в денежном выраже нии составила почти 20 тысяч рублей. Секретов тут никаких нет. Во время котлочистки тща тельно ершим трубки, эконо майзер. На пути к месту про мысла баним дымогарные труб ки. Принято у нас за правило ежедневно сдувать с трубок угольную пыль, что усиливает тягу. Занимается этим обыч но третья вахта. Любовное, хозяйственное отношение к ко раблю — вот то главное, что приносит успех. Кочегары будут и в дальней шем работать на совесть, по могать остальным членам эки пажа добиваться успехов. Ф. МАРИЕНКО, стар ший кочегар. ( t Ногда на корабле полный порядок Плаваю я на этом корабле с начала года. Мне не довелось ра ботать здесь, когда судно было отстающим. Однако слышать о том, что на «Поллуксе» дела идут неважно, приходилось. Поэтому, откровенно говоря, и идти на не го особого желания не было. Но вот пошел в первый рейс. Познакомился с капитаном Дмит рием Ивановичем Шайтановым и вскоре убедился, что с таким командиром команда может до биться успеха. Капитан требователен и к себе и ко всему личному составу судна. И это хорошо, потому что без крепкой дисциплины нельзя ус пешно промышлять. Номню, со мной был случай. Я стоял на вахте тогда. Подняли очередной улов, по всем правилам разделили, а через некоторое вре мя снова трал пошел за борт. И вот в еамый ответственный мо мент я немного замешкался — ваера пошли слишком близко к берту. Дмитрий Иванович вовремя вме тался — судно пошло нужным курсом, и опасность обрубить вас- ра была ликвидирована. Уже пос ле. когда ваера взяли на стопор, он прочитал мне целую лекцию о том, как надо управлять судном п^и спуске трала. Конечно, многое из того, что он говорил, я и сам хорошо знал, но слушать при шлось еще раз — провинился. За то потом ваера на моей вахте тра вились точно под углом 10 граду сов к борту судна. ЛАЛЛЛЛЛЛ'ЧАЛЛЛ.'ЧЛ/ «РЫСНЫП МУРМАН» 2 стр. 20 сентября 1960 г. И капитан, и его помощники на нашем судне особое внимание уделяют промысловому судовож дению. Чтобы быть уверенным в том, что трал спускаем там, где есть рыба, работать стараемся у буев. Если после перехода на новое ме сто уловы бывают хорошие, то ставим свой буй. Как важно на промысле точно знать свое местонахождение, из вестно каждому судоводителю. Для этого мы регулярно, если позво ляют метеорологические условия, проводим астрономические наблю дения, а потому всегда знаем, где находится наш корабль. Когда плаваем вблизи плавучих маяков, берем на них пеленги. Помогает нам «держаться на рыбе» и промысловый планшет. Вахтенные помощники ведут его очень тщательно. В нем система тически отмечаются все буи, око ло которых ловим, курсы, глуби ны и задевистые места. Поймать рыбу — это еще по ловина дела, очень важно, чтобы она была убрана вовремя. У нас на корабле большое значение при дается правильной организации труда при обработке улова, моби лизации всех резервов. Поэтому мы не только перевыполняем рей совые задания, но и доставляем в порт рыбу хорошего качества. Сейчас у нашего коллектива отличное настроение. Досрочное выполнение годового плана вдох новляет на новые успехи. И ми их добьемся, потому что теперь уверены в своих силах. И. ЧЕБОТАРЕВ, третий по мощник капитана. На «Поллуксе» я с декабря 1959 года. Через месяц после ме ня к нам пришел на судно Дмит рий Иванович Шайтанов. С ним легко работать. Этот человек все гда поможет, всегда объяснит, по кажет — ведь в тралах он разби рается отлично. Так, Дмитрий Иванович посоветовал нам воору жить трал одной постоянной ниж ней подборой. На подборе 400- миллиметровые бобинцы — по центру шесть и по четыре на крыльях. Кроме того, на центр подборы мы ставим груз 64 ки лограмма, по крыльям — по 40 килограммов. Такой подборой мы работаем с самого начала года, и нужно сказать, что постоянно вы лавливаем большее количество ры бы, чем предусматривается рейсо выми заданиями. Спуск и подъем трала мы про изводим за 35—37 минут. При мером в работе является для нас старший мастер по добыче Миха ил Исупов. Он не только отлич ный труженик, но и настоящий товарищ. Он очень помог мне в со вершенствовании по специально сти — ведь до прихода на «Пол лукс» у меня был большой пере рыв в работе — я служил в ря дах Советской Армии. Старожилы нашего траулера го ворят: — Есть два «Поллукса». Пер вый — тот, что числился в раз ряде отстающих, когда экипаж не справлялся с заданиями. И второй ►— «Поллукс» этого года, когда мы трудимся только с перевыпол нением своих обязательств. Иной раз ребята говорят между собой, и можно услышать: — Сейчас по сравнению с прошлым годом мы этак тонн на 200 рыбы больше поймали! И это правда. Отлично трудят ся наши моряки. Взять хотя бы третью вахту, где я работаю. Кроме матроса Бориса Ермохина, у нас на вахте все комсомольцы. Сам Ермохин — председатель су дового комитета профсоюза, один из лучших производственников «Поллукса». Не отстает от него в работе и матрос Попов. Он четко и добросовестно выполняет свои обязанности по спуску и подъему трала, безошибочно обрабатывает улов. К советам мастеров по об работке наши матросы всегда п; слушиваются, и это является логом того, что не только по до( че рыбы у нас показатели хо] шие, но и по ее качеству. На судне налажена техуче В частности, мы, тралмейстерси состав, выучили на мастера добыче матроса Александра 1 заренко. Каждый матрос у i умеет чинить трал. За этим дел постоянно следит капитан Дм] рий Иванович Шайтанов. Главное — все делать точ: хорошо, чтобы быть увереннь что на работу не повлияют ни 1 кие мелочи. С начала года у в не было ни одного простоя из- орудий лова. И это потому, ч из порта мы не выходим с п .1 хими или неподготовленными д работы тралами. Идем на пром сел — и уже промерены у н ваера, все части орудий лова, по готовлена к эксплуатации трал вая лебедка. Поэтому мы и увер| ны в том, что никогда не подв 1 дем наш экипаж. В. МЕЛЬНИКОВ, мастер по добыче. Не слышно обычных шуток и разговора за рыборазделочным столом. Только быст| мелькают руки матросов, да негромко ст чат ножи. На снимке (слева направо) лучшие рь бообработчики «Поллукса» Вормс ЕРМ( ХИН, Николай ПОПОВ и Александр КОКО! ДИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz