Рыбный Мурман. 1960 г. Сентябрь.
В борьбе за технический прогресс Им по плечу любая В РЕМЯ вечернего чая в са лоне траулера «Север» уже подходило к кон-цу. Столом вое смелее овладевали шахма тисты, слышно было, как кто-то из них взволнованно н торже ственно произнес «шах». «Мат», однако, ему сделать не уда лось. И возможности были, но не успел — в салон вошел старший механик Анатолий Де-* мидович Поуголков. Посмот рев «а часы, он сказал: — За дело, ребята! Вскоре в салоне остались только члены машинной команд ды. — Все ли в сборе? — опро*^ сил второй механик тов. Семе нов. — Все, все, кроме вахты, — оказал /натолий Демидович, взглядом пробежав по лиц£к сидящих за столом. — Ну, что ж, тогда продол жим изучение темы «Электро гидравлическое рулевое устрой ство». И тов. Семенов стал расска зывать. Все слушали внима тельно, потому что рассказ был прост и доходчив, хотя речь шла о сложных технических вопросах Так началось оче редное занятие машинной команды на траулере «Север». Техническая учеба, разумеет ся, проводится и на многих других судах тралового флота, но, вероятно, редко где заня тия проходят так регулярно, организованно и л плодотворно, как на этом траулере. И результаты налицо. Здесь большинство членов машинной команды овладело смежными специальностями, каждый мо жет заменить товарища. Это очень хорошо. Когда кто-ни будь уходит в очередной от пуск, старшему механику уже не надо требовать, чтобы на судно был послан соответству ющий специалист. «Чужой»-то придет, да неизвестно как бу- задача дет работать. Поэтому здесь решили обходиться своими си лами. Уходит, например, в отдуем второй механик — его заменит тов. Шутов, третий механик, а вместо моториста тов. Жовто- брюха, которому тоже подо шла очередь отдыхать, будет стоять вахту в машине матрос тов. Тестов. И ничего удиви тельного в этом нет: этот мат рос прошел полный курс обу* чения здесь, на корабле. Па лубной команде, правда, жаль отпускать в машинное отделе ние такого сноровистого парняв да ничего не поделаешь — очень уж велика у Тестова тя* га к технике, к механизмам. Знание смежных специально стей выручает моряков «Севе ра» и в море. Взять, к приме ру, прошлый рейс. Ушли из порта без машиниста рыбомуч ной установки, а в Северной Атлантике его, конечно, взять негде. Однако «Север» возвра тился к родным берегам с пол ными бункерами рыбной муки. Изготовили ее... мотористы. Они по очереди работали в рейсе, что не мешало выполне нию ими своих основных обя занностей. Для многих щенов машин ной команды на этом корабле характерно творческое отноше ние к своему делу. Знать ме ханизмы, умело управлять ими — это еще половина задачи, которую они ставят перед со бой. Улучшить имеющуюся на судне технику, а может и за менить ее (хотя бы отдельные детали) новой, более совершен ной — вот вторая половина задачи, причем более трудная. Трудная потому, что тут на до здорово «поломать голову» — ну, как «ломали» ее, напри мер, второй механик тов. Се менов и старший моторист тов. Миргородский. Они долго тру дились над разработкой схемы блокировочного устройства по ста управления главного двига теля с машинным телеграфом. В рейсе сами ^изготовили многие детали, а в эту стоянку в пор ту некоторые из них изготов ляет завод. Когда «Север» вновь пойдет в плавание, на нем будет испытываться это оригинальное устройство. Второй механик тов. Семе нов — самый заядлый рацио нализатор на корабле. Еще раньше, когда на этом судне старшим механиком плавал Иван Иванович Пархоменко, они вместе придумали и изго товили специальный пресс, с помощью которого можно из обычной бумаги изготовить эле менты фильтров для очищения масел. Это рационализаторское предложение уже одобрено 0 внедрено в производство. Добрались рационализаторы корабля даже до камбуза. То карь тов. Квесилайтис сделал для кипятильника крышки с замком. Мелочь, вроде бы, но . теперь, особенно, когда море разгуляется и судно начинает подбрасывать на волнах, пова ра частенько вспоминают сме калистого токаря и мысленно говорят ему «опаенбо» — ведь благодаря ему они уж е не ри скуют ошпариться кипятком. В коллективе машинной команды много людей пытли вой мысли. Только с начала го да ими внесено шесть рацио нализаторских предложений. Невозможно в одной коррес понденции рассказать о боль шой и многогранной деятельно сти членов этого славного кол лектива. Недаром им первым в траловом флоте присвоено вы сокое звание машинной коман ды коммунистического труда. В. СТОРУБЛЕНКОВ. Помогло скоростное траление Из очередного рейса вернулся траулер «Макрель». Он до ставил в порт 52 тонны рыбы. Экипаж завершил выполнение годового плана по выработке консервов, муки и успешно справляется с социалистическими обязательствами по вылову, рыбы, принятыми на второй год семилетки. — Промышляли мы на Териберской банке и Мурманском мелководье, — рассказывают моряки. — Обстановка была очень сложной, но все же, доведя режим траления до 16,5: часа в сутки, сумели выполнить рейсовое задание. Бесперебойно работали главная машина и все механизмы. На высоте оказались кочегары и особенно тов. Гостев. Они держали пар на «марке», что позволило при тралении на ве тер силой 4—5 баллов довести число оборотов гребного вин та до 80 и вести траление на повышенной скорости. Эшпаж «Макрели» твердо убежден в эффективности ско ростного траления. Как правило, подъемы при нем увеличи вается на 500 м более килограммов. Правда, несколько боль-* юе расход топлива, но на себестоимости продукции это не от ражается. Стоимость выловленной рыбы е лихвой перекрыва ет перерасход угля. Замечательные люди трудятся на корабле. Консервный ма стер тов. Меринов, старший машинист рыбомучной установки тов. Онопковский, матросы тт. Лаптев, Красилов, Лисюткин, старший мастер по добыче тов. Шаурин, его помощник тов. Горшков показывают образцы самоотверженного труда. По ним равняются остальные члены экипажа. Для моряков этого траулера характерно стремление к вне* Дрению всего нового, прогрессивного, что имеется во флоте. Скоростное траление одно из подтверждений этому. Экипаж освоил тайке модернизированный 25-метровый трал и хоро- шо отзывается о нем. Думают люди и о той, как облегчить’ свой труд. Здесь, например, производят очистку секций испа рителя с поиощью раскаленного шлака. За четыре часа таки» образом можно очистить все секции испарителя, причем от накали не остается и следа. В. ЕВГЕНЬЕВ. В экономическом районе, с которым соревнуются мурманчане шт . гщишзшы Ч Т О П О К А З А Л А Недавно парткомом тралового снижение себестоимости рыбопро- флота была организована^ провер- дукции, бережное отношение к ка работы судовых партийных ор- орудия» добычи, борьба за гра- ганизаций по выполнению реше- мотную эксплуатацию всех систем ний июльского Пленума ЦК КПСС, и механизмов. В результате, об- 0 результатах этой проверки хо- щие показатели работы у коллек- че^я рассказать подробнее. тива траулера «Мелитополь» —* На большинстве траулеров ео- хорошие, эданы комиссии по рациоиализа- Неплохо трудятся и моряки ции и изобретательству, работа- траулера «Умба» (капитан тов. ют технические советы. Маклаков, первый помощник ка- Так, на траулере «Мелитополь» питана тов. Хоршев, старший не регулярно проводятся совещания хавик тов. Скрипец). Решения комиссии под руководством стар- июльского Пленума ЦК КПСС об щего механика тов. Гуськова. суждены на общесудовом и пар- Внедряется в производство ряд тийном собраниях. Работа рацио- рационализаторских предложений, нализаторов и изобретателей за Например, переведен на отрабо- последнее время улучшилась, танный пар опреснитель шведской В одном из рейсов лопнул ве- конструкции, на отработанном па* дущий вал рыбомучной установ- ре работает и отопление судна, ки. Тов. Скрипец внес предложе- Опреснитель работает нормально, цие сделать соединение вала со траулер может находиться на про- шпонкой. Это предложение было мысле без пополнения от 25 то обсуждено техсоветом и принято 27 суток. к внедрению. Уже несколько ме- Кроме того, на «Мелитополе» сяцев установка работает нор- сдслано дистанционное управле- мально. пие главной машиной с мостика. Вспомогательные механизмы Уже около гола оно работает без одного борта переведены на пере- поломок. гретый пар. Это позволило дать Два года назад экипаж «Мели- дополнительную экономию, тополя» начал работать бесквар- Однако на «Умбе» не все обсто- тропным тралом. Результаты этой В7 благополучно. Беседы по раци- работы весьма положительны. онализации и изобретательству Капитан и старший механик проводятся нерегулярно. Нет на- здесь инициативны, всегда под- глядной агитации по материалам держивают все новое, передовое. Пленума. Не проводится работа оказывая при этом большую по- среди экипажа по вопросам эконо- мощь рационализаторам н изобре- мии, снижения себестоимости про- тателям. Парторганизация прово- дукции. правильной эксплуатации дит работу среди членов экипажа механизмов. Эти недостатки на по выполнению решений июльско- «Умбе» должны быть устранены, го Пленума ЦК КПСС. В поле зре- Траулер «Соловецкий». Здесь иия коммунистов траулера посто- под председательством старшего вино находятся такие важные механика тов. Козина работает производственные вопросы, как комиссия по изобретательству. В настоящее время по инициативе! членов комиссии проводится тех нический смотр, посвященный во-! просам культуры на производст-! ве. Постоянно проводятся беседы по таким важным темам, как «Комплексная механизация и ав томатизация производственных процессов — главное условие? повышения про- изводительно с т и труда». «Пути снижения себе стоимости рыбопродукции», «0 ток. Всего же корабль находился внутренних резервах на нашем в ремонте в этом году три с по- траулере» и другие. При этом ве- «виной месяца! дущая роль принадлежит комму- «Зеленодольске» внедрено вистам «Соловецкого». Единственная беда на этом суд- f нное новшество “ закрыты ра- ве — это текучесть кадров. С бочие ваера кожухами. А разве мая 1959 года на траулере сне- не могли бы моряки этого трау- нилось пять капиталов, не говоря дера внести еще много нужных уже о других членах экипажа! р а ц и о н а л и з а т 0 р с к и 1 предложе- Отделу главного капитана необхо- „ димо более внимательно подхо- ни®- Конечно, могли бы. Но ра- дить к вопросу переводов коман- бота среди экипажа по выполне- диров с одного судна на другое. нию решений Пленума проводится Ведь только потому, что на «Со- вчеяь сла(,0 ловецком» не было постоянного капитана, морякам до сих пор Эта работа не проводится со- приходптся работать тралом с всем на траулерах «Свет», «Уссу- квартропами. Общее состояние риец> н н е к о т 0 ры 1 других. С та- ^раулеи оставляет желать луч- т .„ритье*. мнет- Длительны стоянки в порту но, нельзя. Необходимо в ближай- траулера «Зеленодольск». Судно шее время добиться, чтобы про- эксплуатируется с 1956 года, по ВОдилась большая организатор- механизмы уже в запущенном со- £кая рабета среди веех ЭКШ1аЖей стоянии. Профилактический ре- « л своевременно не проводился, траулеров, нацеливающая их на Котел длительное время был за* выполнение решении июльского солен. За последние рейсы перед Пленума ЦК КПСС. постановкой в ремонт был перс- в КУЗНЕЦОВ, первый по- расход угля. Вместо плановых „- „т а м тоамеоа 18— 19 суток судно МОГЛО нахо- *®щник напитала тр улера диться на промысле 14— 15 су- «Гатчина». ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ. Долгое время сточные воды с вредными примесями сбрасы вались Орским заводом синте тического спирта в .реку Урал, нанося вред рыбному хозяйст ву. Предприятие платило боль шие штрафы. Н а заводе был объявлен конкурс на предло жение об очистке сточных вод. З а дело взялись работники эк спериментальной группы цеха контрольно-измерительных при боров мастер П. В. Терехов и слесари В. В. Швецов и J1. С Левченко. После долгих и упорных поисков они изобрели аппарат, посредством которого вода очищается от вредных смол. Из этого аппарата вода выходит чистой, а задержанная смола вывозится в специаль ные ямы. Швецов, Терехов и Левчен ко — члены ВОИР. Они многое сделали для автоматизации производства, для увеличения выпуска продукции. НА СНИМКЕ (слева напра-!; до): рационализаторы В. В.I ШВЕЦОВ, П. В. ТЕРЕКОВ и! Л . С. ЛЕВЧЕНКО . J Фото Б. Клипиницера. Фотохроника ТАСС. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 16 сентября I960 г. 3 с т ^
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz