Рыбный Мурман. 1960 г. Сентябрь.
Разведчики будущего В машинном отделении чисто, светло. Мягкий неоновый свет почти не отбрасывает теней. Равномерно, без стука работа ют двигатели и механизмы. Ме ханики и мотористы несут у них свою вахту. Руками простых людей под держивается настоящий мор ской порядок в машинном от делении «Атлантики*. Вот сме на вахт. Молодой моторист, который полчаса назад зарази тельно смеялся над книгой ве селых рассказов, прихо дит на смену немного ус тавшему своему товари щу. И лицо его серь езно, он весь подтянут, а во взгляде сквозит забота и лю бовь к детищу всех механи ков, мотористов, токарей и других члеяов машинной команды. Любовь эту трудно выразить словами. Но она чув ствуется в каждом человеке— начиная от старшего механика и кончая практикантом, при шедшим на судно. Недавно машинной команде «Атлантики» присвоено звание коллектива коммунистического труда. Моряки добились его благодаря отличной работе, примерному поведению в жиз ни, учебе, быту. На судне обеспечена беспере бойная работа механизмов и систем, не допускается аварий. Двигатели и механизмы содержатся в отличном состоянии. Вот уже ско ро шесть лет, как плавучая база принята моряка ми «Мурмансельдь», и с тех пор ни разу здесь не были су доремонтники, не считая пере оборудования. И этого удалось добиться не только вниматель ным отношением к своим обя занностям членов машинной команды, но и правильной экс плуатацией механизмов, а так же своевременным ремонтом их своими силами. Так, с начала этого года, не учитывая пока зателей рейса, из которого не давно вернулась «Атлантика», силами механиков, слесарей, мотористов н других товари щей проведен ремонт на восемь с половиной тысяч нормо-ча- сов. Годовое обязательство — - 10.000 — конечно же, будет перевыполнено. Каждый из машинной коман ды строго контролирует рас ход горючих и смазочных ма териалов. Вот один нз приме ров такого контроля. Масло главного двигателя длительное время используется в работе и заменяется лишь слустя ие- скольхо месяцев. Даже это от работанное масло не было вы пущено за борт. Его смешали с дизельным топливом и со жгли в топке парового котла. На «Атлантике» идет борьба за то, чтобы ни одного грамма отработанного маслз .;ля топ лива не пропадало даром. Се ли возможно, оно очищается и снова используется для ра боты. Этому помогает и рациона лизаторская работа подавля ющего большинства машин ной команды. Лучшим ра ционализатором по праву счи тается старший механик Ва лериан Кириллович Каланда- ришвили. С 1954 года плавает он старшим механиком на «Атлантике». За эти годы им подано немало рационализатор ских предложений. Многие из них внедрены в производство и дают большой экономический эффект. По его инициативе во дяные танки были переделаны для приема топлива. До этого на «Атлантике» топливо не пе ревозилось вообще. Раньше для того, чтобы взять масло с плавбазы на средний траулер, одному, а ча сто и двум морякам приходи лось небольшой ручной пом пой перекачивать его на свое судно. Это отнимало много сил и времени, замедляло об работку траулеров в море. Валериан Кириллович предло- Так роЖдается В конце августа возвратился в род ной порт, после шестого по счету в этом году рейса, траулер «Уран». Рейс был без поиолнения. Судно ну ждалось в чистке котла, и по этому было решено в море не пополняться. Бригада грузчиков досрочно друЖба дми ш м т щ щ \ л ' -: v ч ' о , * ь I ф Щ у -> тш т ж т 'й -VAV.tty.vv ■ v.;.v.y ш ш ш ш ж ж жил сделать специальную ма гистраль для снабжения мас лом судов, стоящих у борта плавбазы. Это высвободило труд людей. Топливо, идущее в танки, встречает на своем пути счет чик. Он позволяет вести точ ный контроль за количеством топлива, поступающего на суд но. Сейчас, в рейсе, Каландарн- швили работает над новым усовершенствованием — разра батывает систему водоподопре- вателя для бытовых нужд с ис пользованием отходящих от парового котла газов. Не всегда удача сопутствует Валериану Кирилловичу. Так, дважды от изготавливал специ альное колесо для подачи ры бы на разделочный стол. И дважды приходилось отказы ваться от внедрения такого ко леса. В этом рейсе под его ру ководством изготавливается но вое, более компактное колесо, с электрическим приводом. Труд рыбообработчиков будет значительно облегчен. M ookho много еще расска зать о творческих исканиях старшего механика «Атланти ки». Но все перечислить не легко. Тем более, что это не отразит полностью всех ка честв тов. Каландаришвили. В минувшем учебном году он был общественным консультан том по математике, помогал учащимся заочной школы мо ряков. На «Атлантике» любят и уважают второго механика Михаила Александровича Коз лова. Он отличный специалист своего дела. Машину знает от лично. Недавно он предложил продувочные клапаны из ме талла заменять кожаными. Он учится в заочной школе мо ряков. Каждый член машинной команды учится. В высшем мореходном училище — элект рик Кузьмин. Во Всесокл- ном заочном машинострои тельном институте — мо торист Соловьев. В 10 классе заочной школы моряков — мо торист Коновалов. В 8 классе — рефрижераторный машинист Поддубский. Примечателен рост Поддубского, как специалиста, на «Атлантике». На судно он пришел рыбообработчиком. Ме ханики сразу же приметили старательного молодого челове ка. Предложили работать в ма шинном отделении — он согла сился. За 6 лет овладел не сколькими специальностями — моториста, сварщика, рефриже раторного машиниста. Несколь ко раз заменял четвертого ме ханика — и отлично справлял ся со своими обязанностями. На судне Поддубский стал канди датом, а затем членом КПСС. Ваять любого человека — каждый интересен по-своему. Вот, например, Анатолий Коно валов. Что можно сказать о нем, «роме того, что он рабо тает на судне два года, и все знают его как отличного про изводственника? Но пригля дишься к Анатолию повнима тельней и чувствуешь — хват ка у человека, словно от рож дения, настоящая, морская. Это действительно так. Ведь еще отец Анатолия Петр Коновалов плавал в «Мурмансельди» ме хаником, и от него перешла к сыну любовь к выбранной им профессии. Или токарь Макаров. О нем говорят: — Специалист высокого клас са! Макаров может производить не только токарные, но и фре зерные, строгальные работы. Не всякий обладает таким умемьем. Можно многое рассказывать о машинной команде «Атлан тики». Всех членов ее объеди няют большая дружба, боль шая любовь к своей работе. И думаешь: аа, это те самые люди, которых по праву на зывают разведчиками будуще го! С. ЗИНЧЕНКО. НА СНИМКЕ: пл<авбаза «Ат лантика» — в районе промысла. не «БЫСТРЕЕ ВНЕДРИТЬ НОВЫЙ ТРАЛ» ? И. о. начальника промыслового результаты. Уловистость его отдела тралового флота тов. Пост- меньше обычного 25-метрового ников на такую заметку, опубли кованную в газете 27 августа, со- " общил: промысловые испытания В настоящее время обычные модернизированного 25-метро- 25-метровые тралы не нзготов- вого трала дали положительные ляются, все корабли тралового флота вооружаются модернизиро ванными тралами. «А ГАЗЕТ НЕТ И НЕТ» Опубликованная в газете «Рыб ный Мурман» 16 июля заметка под таким заголовком обсуждалась на заседании партбюро партийной ор ганизации управления тралового флота. Как сообщил секретарь партбю ро тов. Метелицын, изложенные в заметке факты соответствуют дей ствительности. З а бездействие и невыполнение решения бюро по регулярному выпуску стенгазеты «Вперед» ее редактор тов. Серков строго предупрежден. справилась с выгрузкой. 120 тонн трески и пикши оказа лось в трюмах корабля, что превысило рейсовое гадание почти на 50 тонн. — Молодцы, товарищи, — говорил морякам, подводя итоги рейса, первый помощник капитана тов. Хойшн. — Сло во нохем держать. На нашем счету уже 5940 центнеров выловленной рыбы при годо вом плане 8.400. По выработ ке рыбьего жира задание вто рого года семилетки заверше но. Себестоимость центнера продукции снижена на 40 руб лей... — Пожалуй, и мы сможем потягаться с передовиками, — робко предложил кто-то из ры баков, — поддержать почин экипажей «Молодечно» и «Ма- риинска». Раздались голоса одобрения. Взвесив все «за» и «против», моряки «Урана» пересмотрели ранее принятое обязательство и решили к 7 ноября рапор товать о выполнении годового плана. Подсчитано, что до праздника «Уран» сумеет сде лать два рейса. Пока производилась чистка котла, люди не теряли време ни даром, готовили судно к очередному рейсу: произвели необходимый ремонт, покраску, получили промысловое снаря жение и т. п. Впрочем, если говорить точнее, подготовка к новому выходу в норе нача лась еще по пути в порт. Та кое уж здесь правило. Старший мастер по добыче С. Н. Примоченко, один из ве теранов тралового флота, вни мательно промеряет ваера, ре монтирует трал. Иной раз возьмет матрос выбракованный трос и хочет выбросить за борт. А тут, как будто бы специально, рядом оказывается Семен Никитич’. Посмотрит на трос, покачает головой и скажет: «Еще по служит, приспособим...» Мно гим членам акипажа привил тов. Примоченко чувство бе режливости. Только «а ечет бережного отношения к про мысловому снаряжению полу чена экономия около 100 ты сяч рублей. Всякое большое начинается с малого. Мы видим это не только на примерах бережли вости моряков, но и в той кро потливой, порой незаметной на первый взгляд работе комму нистов и судового комитета по воспитанию людей. Активисты на корабле по ставили перед собой в каче стве одной из задач — ликви дировать пьянство во время стоянок в порту, покончить с многочасовым «забиванием козла» и другими остатками слепого, мещанского быта. В Мурманске есть возможности для того, чтобы моряки хоро шо проводили свой досуг. Один из матросов расска зал нам, как моряки «сплани ровали» свой досуг в третьей декаде августа. Почти все они побывали в цирке, Hia вечере встречи экипажей двух сорев нующихся кораблей во Дворце культуры имени С. М. Кирова, в кинотеатрах, в музее, отды хали в Доме междурейсового отдыха, смотрели выступление ленинградских футболистов. Но самым интересным было не перечислейие «мероприятий», а вывод. — Мы много узнали ново го, интересного. И главное — мы гораздо больше узнали друг о друге. А раз так, значит, крепче дружим, крепче наш коллектив, — заявляют мо ряки. V Неплохо оплачивается труд рыбаков. С внедрением новой системы их заработок значи тельно возрос. Например, за работок матроса первого клас са на этом судне за последний рейс составил 1800 рублен. Большинство людей умело рас ходует деньги. А вот один из матросов и кочегар никак не могли этому научиться. День ги, как говорится, уплывали сквозь пальцы. Первый помощ ник капитана предложил моря кам с получением августов ской зарплаты отдать ее ему на хранение. Моряки так и сделали. Правда, деньги про лежали в сейфе у тов. Хол- кина всего неделю, но были израсходованы вполне разум но. Матрос приобрел себе об нову, а кочегар отправил 900 рублей старушке-матери. Хва тило у него денег и на другие нужды. Выпускается на траулере стенная газета «Дружба». И хотя она не лишена многих не достатков, но играет не пос леднюю роль в мобилизации моряков на досрочное выпол нение плана второго года се милетки. В одной из ее заме ток резко критикуется непра вильное поведение матроса тов. Тютюнова, поощряется стремление кочегара тов. Шев ченко, слесаря тов. Булаева и других повышать свой общеоб разовательный уровень зна ний. Регулярно на судне подво дятся итоги соревнования, про изводится обмен опытом. В по следнем рейсе моряки доби лись большого успеха. Они со кратили время на спуск и подъем трала до 32 минут. Так воспитывается коммуни стическая сознательность, так сплачиваются моряки в еди ную друзкиую семью, способ ную успешно решать любые задачи. Недавно «Уран» вышел в очередной рейс. Счастливого вам плавания, друзья. В. ЕВГЕНЬЕВ. ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ. На строительстве Бух- тарминскоЙ гидроэлектростанции трудится много юношей и деву шек, приехавших сюда по ком сомольским путевкам. С душой работают молодые патрмогы, лю бое дело спорится в их руках. НА СНИМКЕ: г е о д е зи с ты Ека* терина БЕРЕЖНЕВА ( с л е в а ) и Нина ТИМОШЕНКО за работой. Фотохроника ТАСС. e e s s s s a s s s^ «РЫБНЫЙ МУРМАН» 13 сентября 1960 г. 3 ctjl
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz