Рыбный Мурман. 1960 г. Сентябрь.

Разведчики будущего В машинном отделении чисто, светло. Мягкий неоновый свет почти не отбрасывает теней. Равномерно, без стука работа­ ют двигатели и механизмы. Ме­ ханики и мотористы несут у них свою вахту. Руками простых людей под­ держивается настоящий мор­ ской порядок в машинном от­ делении «Атлантики*. Вот сме­ на вахт. Молодой моторист, который полчаса назад зарази­ тельно смеялся над книгой ве­ селых рассказов, прихо­ дит на смену немного ус­ тавшему своему товари­ щу. И лицо его серь­ езно, он весь подтянут, а во взгляде сквозит забота и лю­ бовь к детищу всех механи­ ков, мотористов, токарей и других члеяов машинной команды. Любовь эту трудно выразить словами. Но она чув­ ствуется в каждом человеке— начиная от старшего механика и кончая практикантом, при­ шедшим на судно. Недавно машинной команде «Атлантики» присвоено звание коллектива коммунистического труда. Моряки добились его благодаря отличной работе, примерному поведению в жиз­ ни, учебе, быту. На судне обеспечена беспере­ бойная работа механизмов и систем, не допускается аварий. Двигатели и механизмы содержатся в отличном состоянии. Вот уже ско­ ро шесть лет, как плавучая база принята моряка­ ми «Мурмансельдь», и с тех пор ни разу здесь не были су­ доремонтники, не считая пере­ оборудования. И этого удалось добиться не только вниматель­ ным отношением к своим обя­ занностям членов машинной команды, но и правильной экс­ плуатацией механизмов, а так­ же своевременным ремонтом их своими силами. Так, с начала этого года, не учитывая пока­ зателей рейса, из которого не­ давно вернулась «Атлантика», силами механиков, слесарей, мотористов н других товари­ щей проведен ремонт на восемь с половиной тысяч нормо-ча- сов. Годовое обязательство — - 10.000 — конечно же, будет перевыполнено. Каждый из машинной коман­ ды строго контролирует рас­ ход горючих и смазочных ма­ териалов. Вот один нз приме­ ров такого контроля. Масло главного двигателя длительное время используется в работе и заменяется лишь слустя ие- скольхо месяцев. Даже это от­ работанное масло не было вы­ пущено за борт. Его смешали с дизельным топливом и со­ жгли в топке парового котла. На «Атлантике» идет борьба за то, чтобы ни одного грамма отработанного маслз .;ля топ­ лива не пропадало даром. Се­ ли возможно, оно очищается и снова используется для ра­ боты. Этому помогает и рациона­ лизаторская работа подавля­ ющего большинства машин­ ной команды. Лучшим ра­ ционализатором по праву счи­ тается старший механик Ва­ лериан Кириллович Каланда- ришвили. С 1954 года плавает он старшим механиком на «Атлантике». За эти годы им подано немало рационализатор­ ских предложений. Многие из них внедрены в производство и дают большой экономический эффект. По его инициативе во­ дяные танки были переделаны для приема топлива. До этого на «Атлантике» топливо не пе­ ревозилось вообще. Раньше для того, чтобы взять масло с плавбазы на средний траулер, одному, а ча­ сто и двум морякам приходи­ лось небольшой ручной пом­ пой перекачивать его на свое судно. Это отнимало много сил и времени, замедляло об­ работку траулеров в море. Валериан Кириллович предло- Так роЖдается В конце августа возвратился в род­ ной порт, после шестого по счету в этом году рейса, траулер «Уран». Рейс был без поиолнения. Судно ну­ ждалось в чистке котла, и по­ этому было решено в море не пополняться. Бригада грузчиков досрочно друЖба дми ш м т щ щ \ л ' -: v ч ' о , * ь I ф Щ у -> тш т ж т 'й -VAV.tty.vv ■ v.;.v.y ш ш ш ш ж ж жил сделать специальную ма­ гистраль для снабжения мас­ лом судов, стоящих у борта плавбазы. Это высвободило труд людей. Топливо, идущее в танки, встречает на своем пути счет­ чик. Он позволяет вести точ­ ный контроль за количеством топлива, поступающего на суд­ но. Сейчас, в рейсе, Каландарн- швили работает над новым усовершенствованием — разра­ батывает систему водоподопре- вателя для бытовых нужд с ис­ пользованием отходящих от парового котла газов. Не всегда удача сопутствует Валериану Кирилловичу. Так, дважды от изготавливал специ­ альное колесо для подачи ры­ бы на разделочный стол. И дважды приходилось отказы­ ваться от внедрения такого ко­ леса. В этом рейсе под его ру­ ководством изготавливается но­ вое, более компактное колесо, с электрическим приводом. Труд рыбообработчиков будет значительно облегчен. M ookho много еще расска­ зать о творческих исканиях старшего механика «Атланти­ ки». Но все перечислить не­ легко. Тем более, что это не отразит полностью всех ка­ честв тов. Каландаришвили. В минувшем учебном году он был общественным консультан­ том по математике, помогал учащимся заочной школы мо­ ряков. На «Атлантике» любят и уважают второго механика Михаила Александровича Коз­ лова. Он отличный специалист своего дела. Машину знает от­ лично. Недавно он предложил продувочные клапаны из ме­ талла заменять кожаными. Он учится в заочной школе мо­ ряков. Каждый член машинной команды учится. В высшем мореходном училище — элект­ рик Кузьмин. Во Всесокл- ном заочном машинострои­ тельном институте — мо­ торист Соловьев. В 10 классе заочной школы моряков — мо­ торист Коновалов. В 8 классе — рефрижераторный машинист Поддубский. Примечателен рост Поддубского, как специалиста, на «Атлантике». На судно он пришел рыбообработчиком. Ме­ ханики сразу же приметили старательного молодого челове­ ка. Предложили работать в ма­ шинном отделении — он согла­ сился. За 6 лет овладел не­ сколькими специальностями — моториста, сварщика, рефриже­ раторного машиниста. Несколь­ ко раз заменял четвертого ме­ ханика — и отлично справлял­ ся со своими обязанностями. На судне Поддубский стал канди­ датом, а затем членом КПСС. Ваять любого человека — каждый интересен по-своему. Вот, например, Анатолий Коно­ валов. Что можно сказать о нем, «роме того, что он рабо­ тает на судне два года, и все знают его как отличного про­ изводственника? Но пригля­ дишься к Анатолию повнима­ тельней и чувствуешь — хват­ ка у человека, словно от рож­ дения, настоящая, морская. Это действительно так. Ведь еще отец Анатолия Петр Коновалов плавал в «Мурмансельди» ме­ хаником, и от него перешла к сыну любовь к выбранной им профессии. Или токарь Макаров. О нем говорят: — Специалист высокого клас­ са! Макаров может производить не только токарные, но и фре­ зерные, строгальные работы. Не всякий обладает таким умемьем. Можно многое рассказывать о машинной команде «Атлан­ тики». Всех членов ее объеди­ няют большая дружба, боль­ шая любовь к своей работе. И думаешь: аа, это те самые люди, которых по праву на­ зывают разведчиками будуще­ го! С. ЗИНЧЕНКО. НА СНИМКЕ: пл<авбаза «Ат­ лантика» — в районе промысла. не «БЫСТРЕЕ ВНЕДРИТЬ НОВЫЙ ТРАЛ» ? И. о. начальника промыслового результаты. Уловистость его отдела тралового флота тов. Пост- меньше обычного 25-метрового ников на такую заметку, опубли­ кованную в газете 27 августа, со- " общил: промысловые испытания В настоящее время обычные модернизированного 25-метро- 25-метровые тралы не нзготов- вого трала дали положительные ляются, все корабли тралового флота вооружаются модернизиро­ ванными тралами. «А ГАЗЕТ НЕТ И НЕТ» Опубликованная в газете «Рыб­ ный Мурман» 16 июля заметка под таким заголовком обсуждалась на заседании партбюро партийной ор­ ганизации управления тралового флота. Как сообщил секретарь партбю­ ро тов. Метелицын, изложенные в заметке факты соответствуют дей­ ствительности. З а бездействие и невыполнение решения бюро по регулярному выпуску стенгазеты «Вперед» ее редактор тов. Серков строго предупрежден. справилась с выгрузкой. 120 тонн трески и пикши оказа­ лось в трюмах корабля, что превысило рейсовое гадание почти на 50 тонн. — Молодцы, товарищи, — говорил морякам, подводя итоги рейса, первый помощник капитана тов. Хойшн. — Сло­ во нохем держать. На нашем счету уже 5940 центнеров выловленной рыбы при годо­ вом плане 8.400. По выработ­ ке рыбьего жира задание вто­ рого года семилетки заверше­ но. Себестоимость центнера продукции снижена на 40 руб­ лей... — Пожалуй, и мы сможем потягаться с передовиками, — робко предложил кто-то из ры­ баков, — поддержать почин экипажей «Молодечно» и «Ма- риинска». Раздались голоса одобрения. Взвесив все «за» и «против», моряки «Урана» пересмотрели ранее принятое обязательство и решили к 7 ноября рапор­ товать о выполнении годового плана. Подсчитано, что до праздника «Уран» сумеет сде­ лать два рейса. Пока производилась чистка котла, люди не теряли време­ ни даром, готовили судно к очередному рейсу: произвели необходимый ремонт, покраску, получили промысловое снаря­ жение и т. п. Впрочем, если говорить точнее, подготовка к новому выходу в норе нача­ лась еще по пути в порт. Та­ кое уж здесь правило. Старший мастер по добыче С. Н. Примоченко, один из ве­ теранов тралового флота, вни­ мательно промеряет ваера, ре­ монтирует трал. Иной раз возьмет матрос выбракованный трос и хочет выбросить за борт. А тут, как будто бы специально, рядом оказывается Семен Никитич’. Посмотрит на трос, покачает головой и скажет: «Еще по­ служит, приспособим...» Мно­ гим членам акипажа привил тов. Примоченко чувство бе­ режливости. Только «а ечет бережного отношения к про­ мысловому снаряжению полу­ чена экономия около 100 ты­ сяч рублей. Всякое большое начинается с малого. Мы видим это не только на примерах бережли­ вости моряков, но и в той кро­ потливой, порой незаметной на первый взгляд работе комму­ нистов и судового комитета по воспитанию людей. Активисты на корабле по­ ставили перед собой в каче­ стве одной из задач — ликви­ дировать пьянство во время стоянок в порту, покончить с многочасовым «забиванием козла» и другими остатками слепого, мещанского быта. В Мурманске есть возможности для того, чтобы моряки хоро­ шо проводили свой досуг. Один из матросов расска­ зал нам, как моряки «сплани­ ровали» свой досуг в третьей декаде августа. Почти все они побывали в цирке, Hia вечере встречи экипажей двух сорев­ нующихся кораблей во Дворце культуры имени С. М. Кирова, в кинотеатрах, в музее, отды­ хали в Доме междурейсового отдыха, смотрели выступление ленинградских футболистов. Но самым интересным было не перечислейие «мероприятий», а вывод. — Мы много узнали ново­ го, интересного. И главное — мы гораздо больше узнали друг о друге. А раз так, значит, крепче дружим, крепче наш коллектив, — заявляют мо­ ряки. V Неплохо оплачивается труд рыбаков. С внедрением новой системы их заработок значи­ тельно возрос. Например, за­ работок матроса первого клас­ са на этом судне за последний рейс составил 1800 рублен. Большинство людей умело рас­ ходует деньги. А вот один из матросов и кочегар никак не могли этому научиться. День­ ги, как говорится, уплывали сквозь пальцы. Первый помощ­ ник капитана предложил моря­ кам с получением августов­ ской зарплаты отдать ее ему на хранение. Моряки так и сделали. Правда, деньги про­ лежали в сейфе у тов. Хол- кина всего неделю, но были израсходованы вполне разум­ но. Матрос приобрел себе об­ нову, а кочегар отправил 900 рублей старушке-матери. Хва­ тило у него денег и на другие нужды. Выпускается на траулере стенная газета «Дружба». И хотя она не лишена многих не­ достатков, но играет не пос­ леднюю роль в мобилизации моряков на досрочное выпол­ нение плана второго года се­ милетки. В одной из ее заме­ ток резко критикуется непра­ вильное поведение матроса тов. Тютюнова, поощряется стремление кочегара тов. Шев­ ченко, слесаря тов. Булаева и других повышать свой общеоб­ разовательный уровень зна­ ний. Регулярно на судне подво­ дятся итоги соревнования, про­ изводится обмен опытом. В по­ следнем рейсе моряки доби­ лись большого успеха. Они со­ кратили время на спуск и подъем трала до 32 минут. Так воспитывается коммуни­ стическая сознательность, так сплачиваются моряки в еди­ ную друзкиую семью, способ­ ную успешно решать любые задачи. Недавно «Уран» вышел в очередной рейс. Счастливого вам плавания, друзья. В. ЕВГЕНЬЕВ. ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ. На строительстве Бух- тарминскоЙ гидроэлектростанции трудится много юношей и деву­ шек, приехавших сюда по ком­ сомольским путевкам. С душой работают молодые патрмогы, лю­ бое дело спорится в их руках. НА СНИМКЕ: г е о д е зи с ты Ека* терина БЕРЕЖНЕВА ( с л е в а ) и Нина ТИМОШЕНКО за работой. Фотохроника ТАСС. e e s s s s a s s s^ «РЫБНЫЙ МУРМАН» 13 сентября 1960 г. 3 ctjl

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz