Рыбный Мурман. 1960 г. Сентябрь.

ремонт реостата закаточного стан­ ка. Проверить реостат в действии не удалось, так как консервный цех был закрыт. А члены брига­ ды спешили докой, день как раз был субботний. — Вы не беспокойтесь, сдела­ ли на совесть, — заверили меха­ ника слесари. Поверили им на слово, приняли работу. При опро­ бовании хе оказа- D ПОСЛЕДНИЕ дни рейса лось, что реостат не действует. члены машинной команды я надеюсь, что руководители каждого судна особенно стара- Под таков руб­ рикой мы будем помещать материа­ лы о качестве ра­ бот. Пишите в наш отдел технического контроля. АДЕЛО СТРАДАЕТ тельно производят профилакти- завода сделают для себя долж- е кые выводы. А слесари-халтур- ческие осмотры механизмов, убор- щики noihfyT, что так работать в ку машинно-котельного отделе- дальн€йше1( вд никто не позволит, ния. К моменту прихода в порт Г. ЩЕКНН, старший меха- в нем все сверкает чистотои. Но положение резко меняется с приходом на судно рабочих су­ доремонтного завода управления рыбной промышленности. На стен­ ках появляются отпечатай гряз­ ных рук, на трубопроводах и ко­ жухах главной машины — следы обуви. После окончания работ картина становится еще непри­ гляднее. На полу — лужи масла, валяются остатки электродов, ве­ тоши, куски хлеба. Я и мои товарищи уже давно подметили, что неряшливость — первый признак невысокого ка­ чества ремонта и даже брака. Мы обращаемся к судоремонтникам с пожеланием: — Кончайте с бескультурьем, товарищи. Пусть о ремонте на судне напоминают не грязь и ос­ татки ветоши, а четкая, беспере­ бойная работа того или иного аг­ регата. Был у нас на траулере такой случай. Во время ремонта дина­ мо-машины Мг 2 слесари из бригады Гречишникова обнару­ жили неисправность невозвратно­ го клапана. Устранять дефект они не стали, вывернули штуцер кла­ пана из рядом стоящей динамо- машины № 1 , а неисправный по­ ставили на его место. Хорошо, что мы сумели обна­ ружить обман в порту. А если бы динамо-машина вышла из строя на промысле и вторая то­ же оказалась неисправной? К сожалению, случаи обмапа еще нередки. Вышли из доверия у нас и члены бригады Гераси­ мова, производившие в августе Новые книги по кораблевождению Управлением начальника Гидро­ графической службы Военно-мор­ ского флота для судоводителей изданы очередные книги «Курса кораблевождения»: Том 5, книга в. «Секстаны». «Из­ мерители времени». 1960 г. 256 стр. Цена 12 руб. 40 коп. В книге со­ держатся необходимые штурману сведения из общей теории опти­ ческих приборов, применяемых в кораблевождении, и даны описа­ ния основных штурманских опти­ ческих приборов — секстанов и наклономеров, а также основных видов измерителей времени — хронометров, часов и секундоме­ ров. Значительное место уделено описанию современных секстанов с искусственными горизонтами. Приложение II. «Англо-русский штурманский словарь», 1960 г., 312 стр. Цена 28 руб. 40 коп. Сло­ варь содержит общие и специаль­ ные слова и термины по вопросам навигации, мореходной астроно­ мии, маневрирования, технических средств кораблевождения, а также термины, применяемые во всех ви­ дах навигационных пособий, в том числе на морских картах и в руководствах для плавания. Книги продаются в навигацион­ ной камере рыбного порта (Ле­ нинградская, 10 ), электрорадиона- вигационной камеве торгового порта и в магазинах «Военная книга». Книги «Курс кораблевождения» могут быть высланы наложенным платежом. Запросы направлять по адресу: Мурманск-17, отдел на­ чальника Гидрографической служ­ бы Северного флота. ник траулера «Трал». ЗНАТНЫЙ КРАНОВЩИК Более 25 лет трудится Алексей Федорович Маслеха в Новорос­ сийском морском торговом пор- шего корррспо ч T Q ЖНЕЕ острова Медвежий наш траулер обнаружил концент­ рацию трески. Поставили буй, стали определять границы косяка. Прошли миль пятнадцать к юго- востоку — ловится та же треска, те же 1,5 —2 тонны за двухчасо­ вое траление. Проверили пару квадратов на запад от буя — тот же результат. Для промысловиков такие подъемы маловаты, поэтому у нашего буя ловйли лишь не­ сколько судов, берущих рыбу уже под «свежье». . Но рыба-то зато какая здесь была! Метровая, одна к одной, почти без прилова. У нас несколь­ ко человек на флоте лет по пят­ надцать работают, так и они го­ ворили, что такую треску в Баренце­ вом море давно не ловили. Смерили одну — м е т р т р и д ц а т ь пять, другую — метр тридцать... Острили над угольщиком Васей Зеленцовым, р<Тст которого около полутора метров: «Гордись, Вася, ты на голову вьппе самой круп­ ной трески». И, конечно, фото­ графировались в традиционной позе: подняв перед собой обеими руками огромную рыбину. Капитан дал указание: разде­ лывать рыбу под клипфиск. Это обескровленная, крепкосоленая треска, у нее выбрасывают позво­ ночник и оставляют почти одно мясо. После соответствующей до­ полнительной обработки на рыбо­ комбинате продукция эта идет на экспорт. Специалиста по клипфиску на судне у нас нет. Было решено, что заготовлять его будут матросы палубной команды под руковод­ ством мастеров по обработке. Основная тяжесть легла ва плечи матросов. С непривычки вначале было очень трудно. Мат­ рос привык рубить треске голову, а тут приходилось сворачивать ее руками; он приучен шкерить ры­ бу ножом, а надо было — опять же рукой — вырывать внутрен­ ности, а потом капроновой щет­ кой мыть и чистить треску внут* ри, удалять пленку и кровь. В первые два—три дня дело шло туго. Подрезанную рыбу не успевали обрабатывать от трала до трала. Приходилось оставаться на подвахту. Руки у некоторых матросов болели так, что спалось плохо. Но как бы трудно ни было, мо­ ряки не роптали. Знали, что за­ дание это ответственное и его надо выполнить. С помощью рыбмастеров все же хорошо освоили задачу. Каж­ дый из матросов специализировал­ ся на определенной операции, един на свертывании голов трееки. другой — на мытье рыбы и т. п., что ускорило обработку. Дело по­ шло веселее. Нужды в подвахте теперь уже не было. Особенно хо­ рошо потрудились матросы Миха­ ил Козлов, Рифкат Мухаметшин. Рыбмастер Григорий Решетько, за­ сольщики Алексей Андреев и Иван Арсеньев проявили не только тру­ долюбие и мастерство, но и матро­ сов обучили. И вот траулер в порту. Идет выгрузка рыбопродукции. Капи­ тан позвонил на рыбокомбинат и напомнил об автомашине под клипфиск. Оттуда говорят: в доку­ ментах у вас вышла ошибка, иди­ те исправьте. Какая ошибка, уди­ вился капитан. А n w такая, отвечают, ■■ что после двой­ ки не поставле­ на запятая: клип- фиска у вас, до­ рогой капитан, 2,0 тонны, а на­ писано 20. Сами, мол, задерживае­ те отправку транспорта. Настал черед удивляться ра­ ботникам рыбокомбината, когда капитан сообщил, что ошибки ни­ какой нет, что написано правиль­ но: 20 тонн клипфиска. Такого давно не помним, говорили они, чтобы паровой траулер за рейс привез столько клипфиска. Это чрезвычайное происшествие, ска­ зал один из них и тут же по­ правился: это рекорд! Что же, против такого «ЧП» мы не возражаем. Более того, скажем, что мы за то, чтобы подобных «происшествий» .было на флоте больше с каждым днем. Ш. БИНЕЕВ, член рабкоров­ ского поста траулера «Клайпеда». ту. Вначале он работал грузчи­ ком, но его постоянно тянуло к технике. Коллектив помог ему овладеть механизмами. Алексей Федорович быстро на­ учился управлять электроте- лежками и автокарами, а потом стал крановщиком. По душе пришлась ему эта профессия. Много сделал товарищ Масле­ ха для улучшения работы на своем электрокране. И вот итог этих усилий — на погрузочно- разгрузочных работах он вы­ полняет нормы выработки на 160—175 процентов. Охотно делится Алексей Фе­ дорович с товарищами своим богатым производствечным опытом. Многие его бывшие ученики теперь стали высоко­ квалифицированными кранов­ щиками. З а выдающиеся успехи, до­ стигнутые в деле развития мор­ ского транспорта, старшему крановщику Новоросздйского морского торгового порта Алек­ сею Федоровичу Маслехе при­ своено высокое звание Героя Социалистического Труда. Это — заслуженная наград-i чело­ веку труда, отдающему свои силы для блага злобимой Ро­ дины. НА СНИМКЕ: Герой Содип- листического Труда старший крановщик А. Ф. МАСЛЕХА беседует с передовой кранов­ щицей н. н. шляпинои, награжденной орденом Трудо­ вого Красного Знамени. Фото Е. Шулепова. Фотохроника ТАСС. В адрес отдела кадров Мы предлагаем... В постановлении июльского Пленума ЦК КПСС важное место отводится делу улучше­ ния подготовки и воспитания кадров. Вопрос этот имеет прямое отношение к тралово­ му флоту. Успешное решение его будет способствовать улуч­ шению работы ' промысловых кораблей, досрочному выполне­ нию семнлетнего плана. Согласно Уставу службы на судах промыслового флота, по­ ложению о правах и обязанно­ стях членов экипажа, матрос третьего класса должен знать устройство трала, взаимодей­ ствие его частей, правила спу­ ска и подъема, разделки рыбы, техники безопасности и многое, многое другое. У нас же очень часто получается так, что но­ вичок, направленный на судно, не имеет ни малейшего пред­ ставления об избранной про­ фессии. Ему долгое время приходится привыкать к морю, и все необходимые трудовые навыки он приобретает только после второго или третьего рейса. В результате нормаль­ ной производственной деятель­ ности на судне не получается. Уходя в очередной рейс, тра­ улер «Нева» был укомплекто­ ван палубной командой, в со­ ставе которой было семь мат­ росов, ранее никогда не пла­ вавших. На обработку рыбы пришлось встать помощнику капитана, мастеру по добыче, механикам, боцману. Мы вы­ нуждены были принять такое решение с тем, чтобы не со­ рвать выполнение рейсового задания. Командование судна следило буквально за каждым шагом новичков, механики ослабили контроль за работой двигате­ лей, боцман отвлекся от вы­ полнения своих основных обя­ занностей. К счастью, рейс прошел благополучно. Мы хотим (а с нами, види­ мо, согласится командование и других кораблей), чтобы отдел кадров управления флота в корне изменил существующую порочную практику комплекто­ вания экипажей и организовал подготовку специалистов мас­ совых профессий на берегу. Тем более, это важно сейчас, когда на флот постоянно при­ ходит пополнение из чисш мо­ лодежи и демобилизованных воинов. На наш взгляд, организо­ вать это дело нужно следую­ щим образом. В траловом фло­ те есть корабли, подлежащие списанию. Один из них может стать учебным. И прежде, чем направлять матросов на про­ мысловые суда, они должны пройти практику на учебном судне. Д..*л проведения учебных и практических занятий следует использовать резерв командно­ го плавсостава. Капитаны и другие специалисты будут чув­ ствовать гораздо большее удов­ летворение, передавая свой опыт молодежи, чем выполнять функции дежурных и рассыль­ ных. После краткосрочной подго­ товки по основам морской практики, добычи и обработки рыбы матрос третьего класса будет вполне соответствовать всем требованиям, а в силу это­ го повысится производитель­ ность труда палубной команды, уменьшится число случаев трав* матизма и т. д. Сектору подготобки кадров следует пересмотреть также планы подготовки боцманов, мастеров по добыче .и обработ­ ке, матросов первого класса. Уровень их знаний целесооб­ разнее повышать непосредст­ венно на судах, обеспечив тра­ улеры наглядными пособиями и необходимой литературой. В. ТОКМАЧЕВ, капитан траулера «Нева», С. ЛИТ­ ВИНОВ, первый помощ­ ник капитана. Коллектив здесь непостоянный Первое, о чем можно услышать от большинства мордасов трауле­ ра «Сириус», это в желании уй­ ти, как можно быстрее списаться с судна. Одни жалуются ва пло­ хое техническое состояние кора­ бельной техники. Другие—на то, что «не ужились» или с капи­ таном, или со старшим механиком, или еще с кем-нибудь. Третьи уходят в очередной отпуск, от­ стают от судна, болеют да так и не возвращаются ва «Сириус». И в любом случае характерно одно — «Сириус» ни для кого не стал родным домом, моряки смот­ рят на него глазами сторонних лю­ дей. Только с 7 февраля по 7 авгу­ ста 1960 года на судне смени­ лось 90 членов экипажа! Кроме капитана траулера, его первого и третьего помощников, старше­ го механика и еще нескольких человек, на «Сириусе» нет вико- го, кто проплавал на нем хо­ тя бы полгода. Неудивительно, что машина ра­ ботает плохо. Только перед по­ следним рейсом на траулер при­ шли двое новых механиков — второй и третий, а кочегары Дроздов, Никитин и Виноградов, которые ва судне, как говорится, без году неделя, явились к от­ ходу пьяными. В море эти коче­ гары также далеко не лучшие. Так, ни для кого из них не яви­ лось чем-то особенным, что с 4 по 7 августа «Сириус» задержал­ ся в Тюва-губе именно из-за не­ поладок в машинном отделении. А ведь совсем недавно он стоял в ремонте, но профилактические работы, проведенные в машинном отделении, пошли насмарку. И это никого по-настоящему не вол­ нует. Документация, которую при­ шлось в предыдущем рейсе при­ нять новому старшему помощни­ ку капитана, была в запущенном состоянии. В запущенном состо­ янии находятся и жилые по­ мещения траулера. Показатели работы у экипгка «Сириуса» неплохие. Но afo совсем не означает, что весь кол­ лектив и в дальнейшем будет тру-* диться ровно, без срывов. Капи­ тану «Сириуса» и его помощни­ кам нужно резко менять курс на укрепление экипажа постоянным» кадрами, на сокращение числа людей, списывающихся с трау­ лера. С. ЗИНЧЕНКО . Л Л Л Л Л / W W w T W V W V V V V V V V V V V V V V J К ллааааа »\ ла .»\ ал А^ аааааллл »\ лаа # «РЫБНЫЙ МУРМАН» 10 сентября 1960 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz