Рыбный Мурман. 1960 г. Сентябрь.
ремонт реостата закаточного стан ка. Проверить реостат в действии не удалось, так как консервный цех был закрыт. А члены брига ды спешили докой, день как раз был субботний. — Вы не беспокойтесь, сдела ли на совесть, — заверили меха ника слесари. Поверили им на слово, приняли работу. При опро бовании хе оказа- D ПОСЛЕДНИЕ дни рейса лось, что реостат не действует. члены машинной команды я надеюсь, что руководители каждого судна особенно стара- Под таков руб рикой мы будем помещать материа лы о качестве ра бот. Пишите в наш отдел технического контроля. АДЕЛО СТРАДАЕТ тельно производят профилакти- завода сделают для себя долж- е кые выводы. А слесари-халтур- ческие осмотры механизмов, убор- щики noihfyT, что так работать в ку машинно-котельного отделе- дальн€йше1( вд никто не позволит, ния. К моменту прихода в порт Г. ЩЕКНН, старший меха- в нем все сверкает чистотои. Но положение резко меняется с приходом на судно рабочих су доремонтного завода управления рыбной промышленности. На стен ках появляются отпечатай гряз ных рук, на трубопроводах и ко жухах главной машины — следы обуви. После окончания работ картина становится еще непри гляднее. На полу — лужи масла, валяются остатки электродов, ве тоши, куски хлеба. Я и мои товарищи уже давно подметили, что неряшливость — первый признак невысокого ка чества ремонта и даже брака. Мы обращаемся к судоремонтникам с пожеланием: — Кончайте с бескультурьем, товарищи. Пусть о ремонте на судне напоминают не грязь и ос татки ветоши, а четкая, беспере бойная работа того или иного аг регата. Был у нас на траулере такой случай. Во время ремонта дина мо-машины Мг 2 слесари из бригады Гречишникова обнару жили неисправность невозвратно го клапана. Устранять дефект они не стали, вывернули штуцер кла пана из рядом стоящей динамо- машины № 1 , а неисправный по ставили на его место. Хорошо, что мы сумели обна ружить обман в порту. А если бы динамо-машина вышла из строя на промысле и вторая то же оказалась неисправной? К сожалению, случаи обмапа еще нередки. Вышли из доверия у нас и члены бригады Гераси мова, производившие в августе Новые книги по кораблевождению Управлением начальника Гидро графической службы Военно-мор ского флота для судоводителей изданы очередные книги «Курса кораблевождения»: Том 5, книга в. «Секстаны». «Из мерители времени». 1960 г. 256 стр. Цена 12 руб. 40 коп. В книге со держатся необходимые штурману сведения из общей теории опти ческих приборов, применяемых в кораблевождении, и даны описа ния основных штурманских опти ческих приборов — секстанов и наклономеров, а также основных видов измерителей времени — хронометров, часов и секундоме ров. Значительное место уделено описанию современных секстанов с искусственными горизонтами. Приложение II. «Англо-русский штурманский словарь», 1960 г., 312 стр. Цена 28 руб. 40 коп. Сло варь содержит общие и специаль ные слова и термины по вопросам навигации, мореходной астроно мии, маневрирования, технических средств кораблевождения, а также термины, применяемые во всех ви дах навигационных пособий, в том числе на морских картах и в руководствах для плавания. Книги продаются в навигацион ной камере рыбного порта (Ле нинградская, 10 ), электрорадиона- вигационной камеве торгового порта и в магазинах «Военная книга». Книги «Курс кораблевождения» могут быть высланы наложенным платежом. Запросы направлять по адресу: Мурманск-17, отдел на чальника Гидрографической служ бы Северного флота. ник траулера «Трал». ЗНАТНЫЙ КРАНОВЩИК Более 25 лет трудится Алексей Федорович Маслеха в Новорос сийском морском торговом пор- шего корррспо ч T Q ЖНЕЕ острова Медвежий наш траулер обнаружил концент рацию трески. Поставили буй, стали определять границы косяка. Прошли миль пятнадцать к юго- востоку — ловится та же треска, те же 1,5 —2 тонны за двухчасо вое траление. Проверили пару квадратов на запад от буя — тот же результат. Для промысловиков такие подъемы маловаты, поэтому у нашего буя ловйли лишь не сколько судов, берущих рыбу уже под «свежье». . Но рыба-то зато какая здесь была! Метровая, одна к одной, почти без прилова. У нас несколь ко человек на флоте лет по пят надцать работают, так и они го ворили, что такую треску в Баренце вом море давно не ловили. Смерили одну — м е т р т р и д ц а т ь пять, другую — метр тридцать... Острили над угольщиком Васей Зеленцовым, р<Тст которого около полутора метров: «Гордись, Вася, ты на голову вьппе самой круп ной трески». И, конечно, фото графировались в традиционной позе: подняв перед собой обеими руками огромную рыбину. Капитан дал указание: разде лывать рыбу под клипфиск. Это обескровленная, крепкосоленая треска, у нее выбрасывают позво ночник и оставляют почти одно мясо. После соответствующей до полнительной обработки на рыбо комбинате продукция эта идет на экспорт. Специалиста по клипфиску на судне у нас нет. Было решено, что заготовлять его будут матросы палубной команды под руковод ством мастеров по обработке. Основная тяжесть легла ва плечи матросов. С непривычки вначале было очень трудно. Мат рос привык рубить треске голову, а тут приходилось сворачивать ее руками; он приучен шкерить ры бу ножом, а надо было — опять же рукой — вырывать внутрен ности, а потом капроновой щет кой мыть и чистить треску внут* ри, удалять пленку и кровь. В первые два—три дня дело шло туго. Подрезанную рыбу не успевали обрабатывать от трала до трала. Приходилось оставаться на подвахту. Руки у некоторых матросов болели так, что спалось плохо. Но как бы трудно ни было, мо ряки не роптали. Знали, что за дание это ответственное и его надо выполнить. С помощью рыбмастеров все же хорошо освоили задачу. Каж дый из матросов специализировал ся на определенной операции, един на свертывании голов трееки. другой — на мытье рыбы и т. п., что ускорило обработку. Дело по шло веселее. Нужды в подвахте теперь уже не было. Особенно хо рошо потрудились матросы Миха ил Козлов, Рифкат Мухаметшин. Рыбмастер Григорий Решетько, за сольщики Алексей Андреев и Иван Арсеньев проявили не только тру долюбие и мастерство, но и матро сов обучили. И вот траулер в порту. Идет выгрузка рыбопродукции. Капи тан позвонил на рыбокомбинат и напомнил об автомашине под клипфиск. Оттуда говорят: в доку ментах у вас вышла ошибка, иди те исправьте. Какая ошибка, уди вился капитан. А n w такая, отвечают, ■■ что после двой ки не поставле на запятая: клип- фиска у вас, до рогой капитан, 2,0 тонны, а на писано 20. Сами, мол, задерживае те отправку транспорта. Настал черед удивляться ра ботникам рыбокомбината, когда капитан сообщил, что ошибки ни какой нет, что написано правиль но: 20 тонн клипфиска. Такого давно не помним, говорили они, чтобы паровой траулер за рейс привез столько клипфиска. Это чрезвычайное происшествие, ска зал один из них и тут же по правился: это рекорд! Что же, против такого «ЧП» мы не возражаем. Более того, скажем, что мы за то, чтобы подобных «происшествий» .было на флоте больше с каждым днем. Ш. БИНЕЕВ, член рабкоров ского поста траулера «Клайпеда». ту. Вначале он работал грузчи ком, но его постоянно тянуло к технике. Коллектив помог ему овладеть механизмами. Алексей Федорович быстро на учился управлять электроте- лежками и автокарами, а потом стал крановщиком. По душе пришлась ему эта профессия. Много сделал товарищ Масле ха для улучшения работы на своем электрокране. И вот итог этих усилий — на погрузочно- разгрузочных работах он вы полняет нормы выработки на 160—175 процентов. Охотно делится Алексей Фе дорович с товарищами своим богатым производствечным опытом. Многие его бывшие ученики теперь стали высоко квалифицированными кранов щиками. З а выдающиеся успехи, до стигнутые в деле развития мор ского транспорта, старшему крановщику Новоросздйского морского торгового порта Алек сею Федоровичу Маслехе при своено высокое звание Героя Социалистического Труда. Это — заслуженная наград-i чело веку труда, отдающему свои силы для блага злобимой Ро дины. НА СНИМКЕ: Герой Содип- листического Труда старший крановщик А. Ф. МАСЛЕХА беседует с передовой кранов щицей н. н. шляпинои, награжденной орденом Трудо вого Красного Знамени. Фото Е. Шулепова. Фотохроника ТАСС. В адрес отдела кадров Мы предлагаем... В постановлении июльского Пленума ЦК КПСС важное место отводится делу улучше ния подготовки и воспитания кадров. Вопрос этот имеет прямое отношение к тралово му флоту. Успешное решение его будет способствовать улуч шению работы ' промысловых кораблей, досрочному выполне нию семнлетнего плана. Согласно Уставу службы на судах промыслового флота, по ложению о правах и обязанно стях членов экипажа, матрос третьего класса должен знать устройство трала, взаимодей ствие его частей, правила спу ска и подъема, разделки рыбы, техники безопасности и многое, многое другое. У нас же очень часто получается так, что но вичок, направленный на судно, не имеет ни малейшего пред ставления об избранной про фессии. Ему долгое время приходится привыкать к морю, и все необходимые трудовые навыки он приобретает только после второго или третьего рейса. В результате нормаль ной производственной деятель ности на судне не получается. Уходя в очередной рейс, тра улер «Нева» был укомплекто ван палубной командой, в со ставе которой было семь мат росов, ранее никогда не пла вавших. На обработку рыбы пришлось встать помощнику капитана, мастеру по добыче, механикам, боцману. Мы вы нуждены были принять такое решение с тем, чтобы не со рвать выполнение рейсового задания. Командование судна следило буквально за каждым шагом новичков, механики ослабили контроль за работой двигате лей, боцман отвлекся от вы полнения своих основных обя занностей. К счастью, рейс прошел благополучно. Мы хотим (а с нами, види мо, согласится командование и других кораблей), чтобы отдел кадров управления флота в корне изменил существующую порочную практику комплекто вания экипажей и организовал подготовку специалистов мас совых профессий на берегу. Тем более, это важно сейчас, когда на флот постоянно при ходит пополнение из чисш мо лодежи и демобилизованных воинов. На наш взгляд, организо вать это дело нужно следую щим образом. В траловом фло те есть корабли, подлежащие списанию. Один из них может стать учебным. И прежде, чем направлять матросов на про мысловые суда, они должны пройти практику на учебном судне. Д..*л проведения учебных и практических занятий следует использовать резерв командно го плавсостава. Капитаны и другие специалисты будут чув ствовать гораздо большее удов летворение, передавая свой опыт молодежи, чем выполнять функции дежурных и рассыль ных. После краткосрочной подго товки по основам морской практики, добычи и обработки рыбы матрос третьего класса будет вполне соответствовать всем требованиям, а в силу это го повысится производитель ность труда палубной команды, уменьшится число случаев трав* матизма и т. д. Сектору подготобки кадров следует пересмотреть также планы подготовки боцманов, мастеров по добыче .и обработ ке, матросов первого класса. Уровень их знаний целесооб разнее повышать непосредст венно на судах, обеспечив тра улеры наглядными пособиями и необходимой литературой. В. ТОКМАЧЕВ, капитан траулера «Нева», С. ЛИТ ВИНОВ, первый помощ ник капитана. Коллектив здесь непостоянный Первое, о чем можно услышать от большинства мордасов трауле ра «Сириус», это в желании уй ти, как можно быстрее списаться с судна. Одни жалуются ва пло хое техническое состояние кора бельной техники. Другие—на то, что «не ужились» или с капи таном, или со старшим механиком, или еще с кем-нибудь. Третьи уходят в очередной отпуск, от стают от судна, болеют да так и не возвращаются ва «Сириус». И в любом случае характерно одно — «Сириус» ни для кого не стал родным домом, моряки смот рят на него глазами сторонних лю дей. Только с 7 февраля по 7 авгу ста 1960 года на судне смени лось 90 членов экипажа! Кроме капитана траулера, его первого и третьего помощников, старше го механика и еще нескольких человек, на «Сириусе» нет вико- го, кто проплавал на нем хо тя бы полгода. Неудивительно, что машина ра ботает плохо. Только перед по следним рейсом на траулер при шли двое новых механиков — второй и третий, а кочегары Дроздов, Никитин и Виноградов, которые ва судне, как говорится, без году неделя, явились к от ходу пьяными. В море эти коче гары также далеко не лучшие. Так, ни для кого из них не яви лось чем-то особенным, что с 4 по 7 августа «Сириус» задержал ся в Тюва-губе именно из-за не поладок в машинном отделении. А ведь совсем недавно он стоял в ремонте, но профилактические работы, проведенные в машинном отделении, пошли насмарку. И это никого по-настоящему не вол нует. Документация, которую при шлось в предыдущем рейсе при нять новому старшему помощни ку капитана, была в запущенном состоянии. В запущенном состо янии находятся и жилые по мещения траулера. Показатели работы у экипгка «Сириуса» неплохие. Но afo совсем не означает, что весь кол лектив и в дальнейшем будет тру-* диться ровно, без срывов. Капи тану «Сириуса» и его помощни кам нужно резко менять курс на укрепление экипажа постоянным» кадрами, на сокращение числа людей, списывающихся с трау лера. С. ЗИНЧЕНКО . Л Л Л Л Л / W W w T W V W V V V V V V V V V V V V V J К ллааааа »\ ла .»\ ал А^ аааааллл »\ лаа # «РЫБНЫЙ МУРМАН» 10 сентября 1960 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz