Рыбный Мурман. 1960 г. Сентябрь.
У инициаторов предонтябрьсного соревнования К а к в о о р у ж е н наш Сейчас на счету коллектива траулера «Мариинск» 13000 центнеров рыбы. Этому успеху способствовала слаженная ра бота всех наших моряков. Д ля успеха каждого пред стоящего рейса мы создаем предпосылки еще при стоянке судна в порту. Тщательно го товимся к выходу в море, по лучаем все необходимые мате риалы с тем расчетом, чтобы в рейсе нашу работу ничто не могло задерживатьу а это — главное. При ведении промысла учи тываем все особенности данно го района, следим за движени ем рыбных косяков, ходим с тралом в местах наибольших концентраций рыбы. Неоцени мую помощь оказывает нам рыбопоисковая аппаратура. Но пройти с тралом ло ме стам с хорошими показаниями рыбы — это не все. Необходи мо еще иметь хорошо воору женные тралы. Этому мы и придаем первостепенное значе ние. Почти на всех судах нижняя подбора вооружается по-разно му, и у каждой из них есть свои особенности. Работая на окуневых лли тресковых кон центрациях, подбору мы воору жаем так, 4Tofei она хорошо бьипа прижата к грунту во вре мя траления и, кроме того, бы ла как можно менее овальной. Этого мы добиваемся, ставя больше груза на крыловые ко нусы и центр подборы. У такой подборы почти все бобинцы «светятся» одинаково — как на центральном грунтропе, так и на крыловом, т. е. у каждо го бобинца обе полусферы с грунтом соприкасаются почти одинаково. В последнем рейсе, занима* ясь ловом трески, мы перешли на работу со 100-метровыми ка белями, а с одного борта 3 дня работали с кабелями в 120 мет ров. Подъемы при этом дохо дном у нас до 5—7 тонн за три часа траления, тогда как у других экипажей траулеров равнялись 3—4 тоннам. Это объясняется тем, что с по мощью длинных кабелей уве* личивается горизонтальное рас* крытие трала. Это же подтвер- ждается тем, что ваера, взя тые на стопор при трале, обо рудованном длинными кабеля-* ми, идут почти в два раза ши ре, чем обычно. Есть основа ния считать, что со временем весь флот будет работать с удлиненными кабелями. Беда лишь в том, что в настоящее время у нас недостает тралово го кабеля. В течение года нами опробо ваны все тралы, которыми ра ботают суда бортового трале- Уходя в очередной рейс моря ки траулера «Азербайджан» вы звали на парное соревнование экипаж траулера «Североморск» я взяли обязательство: августов* ское задание выполнить на 115 процентов. Тесная связь с экипажем «Се вероморска», осуществляемая по ♦ На Брянском машинострои тельном заводе началась обра ботка деталей и сборка узлов дизелей мощностью 9.000 ло шадиных сил, предназначенных для морского торгового флюта. Много судов под советским флагом бороздит моря и океа ны. С каждым годом растет их грузоподъемность н скорость. Мощные двигатели, созданные брянскими машиностроителя ми, помогут советским моря кам в досрочном выполнении заданий семилетии. Первые два дизеля будут собраны в этом году. НА СНИМКЕ: передовой токарь турбинного цеха Е. А. ОБУХОВ ведет обработку упорного вала дизеля. Фото И. Рабиновича. Фотохроника ТАСС. радио на промысле, советы сопер- ников друг другу, обмен опытом позволили экипажу «Азербайд жана» добиться крупного успеха. Задание было выполнено досрочно, добыто 1300 центнеров окуня и палтуса. Как показали результаты пар ного соревнования с «Северомор ском», лучших показателей в рей се добился экипаж «Азербайджа на». Воодушевленные этим, моря ки судна продолжав? борьбу за достойную встречу всенародного праздника. Особенно хорошо в эти дни трудятся коммунист старший помощник тов. Михалев, третий помощник тов. Мошников, началь ник радиостанции тов. Жиряко, второй механик тов. Торопцев, старший мастер по добыче тов. Мотылев, старший машинист тов. Мокеров, матросы комсомольцы тт. Илларионов, Кирпиченко, Ко тенко и другие. Д . КОТУНОВ, первый по мощник капитана. (П о радио). Судно снимается с промысла в направляется в порт. Члены эки пажа, свободные от вахт, с особой тщательностью бреются, гладят ко стюмы. /.< мне, третьему помощни ку капитана, не до этого. Для ме ня начинается «бумажный» аврал. Сижу я в каюте, корплю над бу магами, и один вид их рождает в голове самые рааные мысли. Вот заявка в бюро пропусков на то, чтобы пропустили в рыбный порт близких родственников, жен моряков нашего коллектива. При ятно составлять такой список! Но вот другие бумаги. Пишу од но за другим отношения на про дление постоянных и временных пропусков. 5, 10, 20 — конца не видно. Гук А. М. Да, опять он. В пя тый раз эа 8 месяцев продлевают ему временный пропуск, а посто янного не выписывают. И не ему одному. У многих так. Составлю отношение на продление пропуска, продлит моряк его, попользуется в стоянку, а в следующую уже не ния, и мы убедились, что наи-< лучшим тралом является 25-метровый, с комбинирован ными частями из разного ма териала. Так, нижняя пласть и нижние крылья — из пеньковой траловой нитки, а верхние его части — из ниток «рами». Уло- вистость его выше, так как у него хорошее вертикальное рас крытие. Подъем трала стараемся приурочивать к смене вахт, а если этой возможности нет и до отдачи стопора остается около часа, то при наличии большого количества рыбы на палубе сменившийся с вахты штурман, механик и кочегар выходят к рыбоделу. На обед ПОСЛЕ запуска второго кое- 11 мического корабля на «Клай педе» и разговоров было только о новом спутнике, о Белке, Стрел ке. Помню, днем 20 августа в столовой после обеда разгорелся спор. Говорили о сроках, когда че ловек полетит в космос. Одни ут верждали, что произойдет это в 1970— 1971 it ., в период велико го противостояния Марса, когда он будет находиться в наиболь шей близости к Земле. Матрос Мухаметшин доказывал, что по летят вначале на Венеру. Стар ший мастер по добыче Салтыков убежденно заявил, что до конца семилетки советские люди будут на одной из планет. Но все были согласны в од^ом: вначале надо научиться возвра щать ракету на Землю.И все были уверены, что наши ученые добь ются этого в ближайшие год— два. Но вот около десяти часов ве чера, когда мы стояли за рыбо- делом и убирали улов, заговорило радио. Космический корабль с под опытными животными успешно возвратился на Землю! Затаив дыхание, слушали иы эту волшебную весть... Гордость, огромная человече ская гордость за свою любимую Родину, за свой народ охватила нас всех. Наши, советские уче ные, инженеры, техники, рабочие широко распахнули для человека двери в космос, в другие миры. Может, это нескромно, но каждый из нас считал, что в этой выдаю- может — срок действия пропуска истекает до того, как судно вер нулось с моря. Почему заставляют большинство моряков терять время в длинной очереди у бюро пропусков, а треть их помощников капитанов — на выписку отношений? Или другое. У командного состава имеются служебные удостоверения. Но для чего они? Только для подтвержде ния права носить форменную одежду?.. Вот пропуск на вынос личных вещей. На специальном типограф ском бланке указываешь содержи мое чемоданов: рубашки, брюки, майки... В каюту входит первый моряк, второй, пятый, потом деся тый, двадцатый. «И зачем это?» — думаю я, выписывая 43-й по счету пропуск капитану траулера и 44-й пропуск на вынос вещей самому себе. Понятно еще, если бы выписывался пропуск на вы нос какой-нибудь детали от м у шины или прибора, инструмен- трал они уходят вместе со всей вах* той после отдачи ваеров со стопора. Такая организация труда дает нам возможность своевременно убирать рыбу. Особенно хорошо поработал наш коллектив в последнем рей се. Мы доставили в порт 227 тонн трески. Перекрыто рейсо вое задание и по выработке субпродуктов. Выступив совме-< стно с экипажем траулера «Мо* лодечно» инициатором предок тябрьского соревнования, ваш коллектив и впредь будет рабо-< тать так, чтобы систематически добиваться успеха. И. КУЗЬМИН, капитан траулера «Мариинск». щейся победе есть частица, пусть крохотная, и его труда. Молодой матрос Володя Муравь ев, паренек вологодский, мечта тельно вздохнул: «Я бы с удо вольствием полетел на первой ра кете...» — Ишь, куда замахнулся, — усмехнулся матрос Камаев. — Уже миллион заявлений, наверное, на первый полет подано. И не от таких, как мы с тобой, и по шире в плечах, да поумнее. — А я все же полетел бы, — сказал Володя. — Интересно бы узнать, как чувствуют себя сей час Эйзенхауэр и другие поджи гатели войны, а? Мы пришли к мнению, что, должно быть, неважно. Не было на траулере человека, который бы не говорил с косми ческом корабле, радостно сверкая глазами, с гордой улыбкой. А нам есть чем гордиться, и большая честь — жить в нашей стране. Впервые в истории... Стали уже закономерными эти слова для деяний нашего народа, и лю ди всех стран уже знают, что все передовое, все то, что служит про грессу, исходит от страны Сове тов. Сейчас никто уже не сомневает ся в том, кто впервые в истории высадится на другие планеты, осуществит вековечную мечту че ловечества. Да, великая гордость и честь быть советским человеком! Ш. БИНЕЕВ, член рабко ровского поста на траулере «Клайпеда». тов. А то ведь на вынос белья! Может быть, начальник охра ны рыбного порта считает, что э~н бумажки укрепляют пропускной режим? Вряд ли. Вот я в проходной. Подаю про пуск. Работник проходной, кинув мимолетный взгляд на содержи мое чемодана, говорит: — Проходите! И тут же рвет пропуск. Прочитав опубликованное в га зетах постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, направ ленное на устранение канцеляр ско-бюрократических извращений, мы, моряки, облегченно вздохну ла. Приходит конец писанине и у нас. \ Но не тут-то было. Работники охраны рыбного порта не задумы ваются над тем, как отменить эти никому не нужные отношения на продление пропусков и на вынос личных вешей. А пора бы! Д . АНДРЕЕВ , третий по мощник капитана траулера «Восток». Капитан— о ЛИТОВСКАЯ ССР. Еще в детстве Внтаутас Мачюкннас мечтал стать моряком. В 1948 году его мечта осу* ществнлась. Он поступил' в мо* реходную школу. Окончив мореходную школу! Внтаутас стал вторым штурма* ном среднего рыболовного тра< улера и вскоре .проявил себя как настойчивый, смелый и на-* ходчивый моряк. Через не* сколько лет он по окончании курсов штурманов дальнего плавания был назначен капита ном среднего рыбодовного гра* улера. Хорошо н много поработал з а эти годы его экипаж. Судно много раз совершало плавания в Северную Атлантику, Север* ное море, ■ берегам Канады, Услешно выполнялся и перевы* полнялся план лова. З а самоотверженный труд Витаутасу Мачюкинасу при* своено звание Героя Социали< стического Труда. НА СНИМКЕ: капитан сред» него рыболовного траулера М 38 В. МАЧЮКННАС. Фото В. Рупшлаукиса. Фотохроника ТАСС. Посол сельди со льдом В рейсе на среднем рефри жераторном траулере № 714 проводились эксперименталь ные работы по слабому посолу сельди в бочках. В пяти стандартных бочках посол производился вместе со льдом. На 92 килограмма сель ди в бочку укладывали 8 кило-* граммов льда — по каждому ряду рыбы. В тридцать бочек на такой же вес сельди добав* лялось по 150 граммов бензой- мо-кислого натрия, который предохраняет сельдь от окисле ния и порчи. В остальные 65 бочек укладывалась сельдь со слабой дозировкой соли. Лучшие результаты были по лучены от посола сельди вмес те со 'льдом . Качество продук ции было очень высоким . Экспериментальные работы проводились заместителем на чальника управления «Мурман- сельдь» по обработке тов. Сви ташевым и рыбмастером тов. Казариным. — Можно полагать, — сказал тов. Свиташев, — что посол сельди со льдом будет произ водиться на большинстве сред них траулеров типа «Океан». «РЫБНЫЙ МУРМАН» * стр. 8 сентября I960 и Размышления над бумагами ямего комо ВпервЫе в истории
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz