Рыбный Мурман. 1960 г. Сентябрь.

У инициаторов предонтябрьсного соревнования К а к в о о р у ж е н наш Сейчас на счету коллектива траулера «Мариинск» 13000 центнеров рыбы. Этому успеху способствовала слаженная ра­ бота всех наших моряков. Д ля успеха каждого пред­ стоящего рейса мы создаем предпосылки еще при стоянке судна в порту. Тщательно го­ товимся к выходу в море, по­ лучаем все необходимые мате­ риалы с тем расчетом, чтобы в рейсе нашу работу ничто не могло задерживатьу а это — главное. При ведении промысла учи­ тываем все особенности данно­ го района, следим за движени­ ем рыбных косяков, ходим с тралом в местах наибольших концентраций рыбы. Неоцени­ мую помощь оказывает нам рыбопоисковая аппаратура. Но пройти с тралом ло ме­ стам с хорошими показаниями рыбы — это не все. Необходи­ мо еще иметь хорошо воору­ женные тралы. Этому мы и придаем первостепенное значе­ ние. Почти на всех судах нижняя подбора вооружается по-разно­ му, и у каждой из них есть свои особенности. Работая на окуневых лли тресковых кон­ центрациях, подбору мы воору­ жаем так, 4Tofei она хорошо бьипа прижата к грунту во вре­ мя траления и, кроме того, бы­ ла как можно менее овальной. Этого мы добиваемся, ставя больше груза на крыловые ко­ нусы и центр подборы. У такой подборы почти все бобинцы «светятся» одинаково — как на центральном грунтропе, так и на крыловом, т. е. у каждо­ го бобинца обе полусферы с грунтом соприкасаются почти одинаково. В последнем рейсе, занима* ясь ловом трески, мы перешли на работу со 100-метровыми ка­ белями, а с одного борта 3 дня работали с кабелями в 120 мет­ ров. Подъемы при этом дохо­ дном у нас до 5—7 тонн за три часа траления, тогда как у других экипажей траулеров равнялись 3—4 тоннам. Это объясняется тем, что с по­ мощью длинных кабелей уве* личивается горизонтальное рас* крытие трала. Это же подтвер- ждается тем, что ваера, взя­ тые на стопор при трале, обо­ рудованном длинными кабеля-* ми, идут почти в два раза ши­ ре, чем обычно. Есть основа­ ния считать, что со временем весь флот будет работать с удлиненными кабелями. Беда лишь в том, что в настоящее время у нас недостает тралово­ го кабеля. В течение года нами опробо­ ваны все тралы, которыми ра­ ботают суда бортового трале- Уходя в очередной рейс моря­ ки траулера «Азербайджан» вы­ звали на парное соревнование экипаж траулера «Североморск» я взяли обязательство: августов* ское задание выполнить на 115 процентов. Тесная связь с экипажем «Се­ вероморска», осуществляемая по ♦ На Брянском машинострои­ тельном заводе началась обра­ ботка деталей и сборка узлов дизелей мощностью 9.000 ло­ шадиных сил, предназначенных для морского торгового флюта. Много судов под советским флагом бороздит моря и океа­ ны. С каждым годом растет их грузоподъемность н скорость. Мощные двигатели, созданные брянскими машиностроителя­ ми, помогут советским моря­ кам в досрочном выполнении заданий семилетии. Первые два дизеля будут собраны в этом году. НА СНИМКЕ: передовой токарь турбинного цеха Е. А. ОБУХОВ ведет обработку упорного вала дизеля. Фото И. Рабиновича. Фотохроника ТАСС. радио на промысле, советы сопер- ников друг другу, обмен опытом позволили экипажу «Азербайд­ жана» добиться крупного успеха. Задание было выполнено досрочно, добыто 1300 центнеров окуня и палтуса. Как показали результаты пар­ ного соревнования с «Северомор­ ском», лучших показателей в рей­ се добился экипаж «Азербайджа­ на». Воодушевленные этим, моря­ ки судна продолжав? борьбу за достойную встречу всенародного праздника. Особенно хорошо в эти дни трудятся коммунист старший помощник тов. Михалев, третий помощник тов. Мошников, началь­ ник радиостанции тов. Жиряко, второй механик тов. Торопцев, старший мастер по добыче тов. Мотылев, старший машинист тов. Мокеров, матросы комсомольцы тт. Илларионов, Кирпиченко, Ко­ тенко и другие. Д . КОТУНОВ, первый по­ мощник капитана. (П о радио). Судно снимается с промысла в направляется в порт. Члены эки­ пажа, свободные от вахт, с особой тщательностью бреются, гладят ко­ стюмы. /.< мне, третьему помощни­ ку капитана, не до этого. Для ме­ ня начинается «бумажный» аврал. Сижу я в каюте, корплю над бу­ магами, и один вид их рождает в голове самые рааные мысли. Вот заявка в бюро пропусков на то, чтобы пропустили в рыбный порт близких родственников, жен моряков нашего коллектива. При­ ятно составлять такой список! Но вот другие бумаги. Пишу од­ но за другим отношения на про­ дление постоянных и временных пропусков. 5, 10, 20 — конца не видно. Гук А. М. Да, опять он. В пя­ тый раз эа 8 месяцев продлевают ему временный пропуск, а посто­ янного не выписывают. И не ему одному. У многих так. Составлю отношение на продление пропуска, продлит моряк его, попользуется в стоянку, а в следующую уже не ния, и мы убедились, что наи-< лучшим тралом является 25-метровый, с комбинирован­ ными частями из разного ма­ териала. Так, нижняя пласть и нижние крылья — из пеньковой траловой нитки, а верхние его части — из ниток «рами». Уло- вистость его выше, так как у него хорошее вертикальное рас­ крытие. Подъем трала стараемся приурочивать к смене вахт, а если этой возможности нет и до отдачи стопора остается около часа, то при наличии большого количества рыбы на палубе сменившийся с вахты штурман, механик и кочегар выходят к рыбоделу. На обед ПОСЛЕ запуска второго кое- 11 мического корабля на «Клай­ педе» и разговоров было только о новом спутнике, о Белке, Стрел­ ке. Помню, днем 20 августа в столовой после обеда разгорелся спор. Говорили о сроках, когда че­ ловек полетит в космос. Одни ут­ верждали, что произойдет это в 1970— 1971 it ., в период велико­ го противостояния Марса, когда он будет находиться в наиболь­ шей близости к Земле. Матрос Мухаметшин доказывал, что по­ летят вначале на Венеру. Стар­ ший мастер по добыче Салтыков убежденно заявил, что до конца семилетки советские люди будут на одной из планет. Но все были согласны в од^ом: вначале надо научиться возвра­ щать ракету на Землю.И все были уверены, что наши ученые добь­ ются этого в ближайшие год— два. Но вот около десяти часов ве­ чера, когда мы стояли за рыбо- делом и убирали улов, заговорило радио. Космический корабль с под­ опытными животными успешно возвратился на Землю! Затаив дыхание, слушали иы эту волшебную весть... Гордость, огромная человече­ ская гордость за свою любимую Родину, за свой народ охватила нас всех. Наши, советские уче­ ные, инженеры, техники, рабочие широко распахнули для человека двери в космос, в другие миры. Может, это нескромно, но каждый из нас считал, что в этой выдаю- может — срок действия пропуска истекает до того, как судно вер­ нулось с моря. Почему заставляют большинство моряков терять время в длинной очереди у бюро пропусков, а треть­ их помощников капитанов — на выписку отношений? Или другое. У командного состава имеются служебные удостоверения. Но для чего они? Только для подтвержде­ ния права носить форменную одежду?.. Вот пропуск на вынос личных вещей. На специальном типограф­ ском бланке указываешь содержи­ мое чемоданов: рубашки, брюки, майки... В каюту входит первый моряк, второй, пятый, потом деся­ тый, двадцатый. «И зачем это?» — думаю я, выписывая 43-й по счету пропуск капитану траулера и 44-й пропуск на вынос вещей самому себе. Понятно еще, если бы выписывался пропуск на вы­ нос какой-нибудь детали от м у шины или прибора, инструмен- трал они уходят вместе со всей вах* той после отдачи ваеров со стопора. Такая организация труда дает нам возможность своевременно убирать рыбу. Особенно хорошо поработал наш коллектив в последнем рей­ се. Мы доставили в порт 227 тонн трески. Перекрыто рейсо­ вое задание и по выработке субпродуктов. Выступив совме-< стно с экипажем траулера «Мо* лодечно» инициатором предок­ тябрьского соревнования, ваш коллектив и впредь будет рабо-< тать так, чтобы систематически добиваться успеха. И. КУЗЬМИН, капитан траулера «Мариинск». щейся победе есть частица, пусть крохотная, и его труда. Молодой матрос Володя Муравь­ ев, паренек вологодский, мечта­ тельно вздохнул: «Я бы с удо­ вольствием полетел на первой ра­ кете...» — Ишь, куда замахнулся, — усмехнулся матрос Камаев. — Уже миллион заявлений, наверное, на первый полет подано. И не от таких, как мы с тобой, и по­ шире в плечах, да поумнее. — А я все же полетел бы, — сказал Володя. — Интересно бы узнать, как чувствуют себя сей­ час Эйзенхауэр и другие поджи­ гатели войны, а? Мы пришли к мнению, что, должно быть, неважно. Не было на траулере человека, который бы не говорил с косми­ ческом корабле, радостно сверкая глазами, с гордой улыбкой. А нам есть чем гордиться, и большая честь — жить в нашей стране. Впервые в истории... Стали уже закономерными эти слова для деяний нашего народа, и лю­ ди всех стран уже знают, что все передовое, все то, что служит про­ грессу, исходит от страны Сове­ тов. Сейчас никто уже не сомневает­ ся в том, кто впервые в истории высадится на другие планеты, осуществит вековечную мечту че­ ловечества. Да, великая гордость и честь быть советским человеком! Ш. БИНЕЕВ, член рабко­ ровского поста на траулере «Клайпеда». тов. А то ведь на вынос белья! Может быть, начальник охра­ ны рыбного порта считает, что э~н бумажки укрепляют пропускной режим? Вряд ли. Вот я в проходной. Подаю про­ пуск. Работник проходной, кинув мимолетный взгляд на содержи­ мое чемодана, говорит: — Проходите! И тут же рвет пропуск. Прочитав опубликованное в га­ зетах постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, направ­ ленное на устранение канцеляр­ ско-бюрократических извращений, мы, моряки, облегченно вздохну­ ла. Приходит конец писанине и у нас. \ Но не тут-то было. Работники охраны рыбного порта не задумы­ ваются над тем, как отменить эти никому не нужные отношения на продление пропусков и на вынос личных вешей. А пора бы! Д . АНДРЕЕВ , третий по­ мощник капитана траулера «Восток». Капитан— о ЛИТОВСКАЯ ССР. Еще в детстве Внтаутас Мачюкннас мечтал стать моряком. В 1948 году его мечта осу* ществнлась. Он поступил' в мо* реходную школу. Окончив мореходную школу! Внтаутас стал вторым штурма* ном среднего рыболовного тра< улера и вскоре .проявил себя как настойчивый, смелый и на-* ходчивый моряк. Через не* сколько лет он по окончании курсов штурманов дальнего плавания был назначен капита­ ном среднего рыбодовного гра* улера. Хорошо н много поработал з а эти годы его экипаж. Судно много раз совершало плавания в Северную Атлантику, Север* ное море, ■ берегам Канады, Услешно выполнялся и перевы* полнялся план лова. З а самоотверженный труд Витаутасу Мачюкинасу при* своено звание Героя Социали< стического Труда. НА СНИМКЕ: капитан сред» него рыболовного траулера М 38 В. МАЧЮКННАС. Фото В. Рупшлаукиса. Фотохроника ТАСС. Посол сельди со льдом В рейсе на среднем рефри­ жераторном траулере № 714 проводились эксперименталь­ ные работы по слабому посолу сельди в бочках. В пяти стандартных бочках посол производился вместе со льдом. На 92 килограмма сель­ ди в бочку укладывали 8 кило-* граммов льда — по каждому ряду рыбы. В тридцать бочек на такой же вес сельди добав* лялось по 150 граммов бензой- мо-кислого натрия, который предохраняет сельдь от окисле­ ния и порчи. В остальные 65 бочек укладывалась сельдь со слабой дозировкой соли. Лучшие результаты были по­ лучены от посола сельди вмес­ те со 'льдом . Качество продук­ ции было очень высоким . Экспериментальные работы проводились заместителем на­ чальника управления «Мурман- сельдь» по обработке тов. Сви­ ташевым и рыбмастером тов. Казариным. — Можно полагать, — сказал тов. Свиташев, — что посол сельди со льдом будет произ­ водиться на большинстве сред­ них траулеров типа «Океан». «РЫБНЫЙ МУРМАН» * стр. 8 сентября I960 и Размышления над бумагами ямего комо ВпервЫе в истории

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz