Рыбный Мурман. 1960 г. Сентябрь.
использоватьвозможностидляповышения производительности щда ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В ТРАЛОВОМ j ФЛОТЕ Труженики нашего бассейна изучают постановление ! июльского Пленума ЦК КПСС «О ходе выполнения решений XXI съезда КПСС о развитии промышленно сти, транспорта и внедрении в производство новейших ! достижений науки и техники». Чтобы оказать помощь ! пропагандистам, партийный комитет тралового флота < организует для них лекции, доклады, групповые и ни-; !’ дивидуальные консультации по материалам июльского ' Пленума нашей партии. А на днях в кабинете политического просвещения со- ; стоялась теоретическая конференция на тему «Общесг- ' венный труд при социализме. Закон неуклонного роста ' производительности труда». В ее работе приняли уча-! ; стие секретари партийных организаций, первые помощ-! ; ники капитанов, председатели судовых комитетов, ра-! | ботники отделов управления флота. На обсуждение конференции было выдвинуто восемь ; основных вопросов, по которым пропагандисты подгото- ; вили небольшие, но содержательные доклады, С основ- ; ным докладом на конференции выступил» первый помощ- ; ник капитана траулера «Волхов» Р. М. Бурда. ВЕЛИКИЙ СМЫСЛ жизни — Труд — основное условие человеческой жизни, источник всех материальных и культурных благ, он является главным фактором развития самого человека. Только в труде на пользу обществу, — подчеркива ет докладчик, — возможно гармоничное совершенст вование физических и умственных способностей людей. В эксплуататорском обществе животворящая сила труда скована цепями гнета. Система эксплуатации по давляет физические и духовные способности трудящих ся, и труд в этих условиях —- тяжелое бремя, от кото рого люди страдают, мучаются, стремятся избавиться. Подневольный труд угнетал и унетает сейчас подавля ющее большинство населения кадаталистического ми ра. Веками трудовой варод мечтал о таком обществен ном строе, при котором все люди были бы счастливы, пользовались всеми благами своего труда. Эта заветная мечта в нашей стране претворяется в жизнь. Советский строй ликвидировал эксплуатацию человека человеком, установил равное право на труд к равную обязанность для всех трудящихся. Востор жествовали принципы социализма: «Кто не работает, тот не ест», «от каждого по способности, каждому по количеству и качеству общественно полезного труда». Труд на себя, на родное Отечество — это акт боль шого общественного значения, дело чести и славы. От ношением к труду измеряется уровень сознательности человека, его понимание долга перед обществом. И сей час, когда трудящиеся нашей Родины борются за до срочное выполнение заданий семилетки, перерастание социалистического отношения к труду в коммунисти ческое составляет одну из характерных черт периода развернутого строительства коммунизма. Тов. Бурда приводит яркие примеры того, как ныне все ярче проявляется коммунистическое отношение к труду. Ло- зунг «Учиться, работать и жить по-коммунистически!» стал законом для сотен тысяч трудящихся. — У нас, в траловом флоте, — говорит докладчик, с каждым днем все шире развертывается соревнова ние за звание вахт, смен, экипажей и ударников ком мунистического труда. В это великое движение совре менности включились 1800 моряков и работников бе реговых служб. Здесь же он отмечает, что партийные, профсоюзные и комсомольские организации призваны больше уделять внимания новым формам соревнования, добиться, чтобы им были охвачены большинство вахт, многие экипажи судов, чтобы нашло широкое распро странение движение последователей Героя Социали стического Труда Валентины Гагановой. Надо, чтобы лучшие капитаны, штурманы, мастера по добыче и об работке, старшие механики перешли на отстающие су да и вывели их в число передовых, как это сделал Дмитрий Иванович Шайтанов. Ведь траулер «Поллукс» был отстающим, а ныне, соревнуясь за достойную встре чу 43-й годовщины Октября, он близок к завершению голового задания. Июльский Пленум ЦК КПСС, — подчеркивает до кладчик — обращает внимание на то, что быстрый и неуклонный рост производительности труда, высокие темпы социалистических накоплений являются решаю щим условием для ускоренного движения нашей стра ны вперед, для дальнейшего подъема народного хо зяйства и повышения жизненного уровня советского народа. Он приводит данные о том, что повышение произ водительности труда — основной фактор роста социа листического производства. Ведь в текущем семилетии благодаря этому фактору будут получены три четвер ти прироста промышленной продукции и весь прирост сельскохозяйственной продукции. Насколько велико значение подъема производительности труда, видно из следующих примеров. Если все сталевары страны пе ревыполнят план повышения производительности труда в 1965 году только на один процент, то это даст до полнительно 860—910 тысяч тонн стали. Такого ко личества стали достаточно для изготовления 300 тысяч грузовиков. Большие резервы повышения производи тельности труда есть и у нас. Увеличение суточного режима траления сверх уста новленного норматива по каждому траулеру только на 1 час обеспечит дополнительную добычу рыбы в це хом по траловому флоту за год в количестве 332,5 ты сячи центнеров и заменит работу 16,5 паровых трауле ров в течение всего года. Сокращение времени спуска-^ подъема трала против норматива только на одну ми нуту увеличит добычу рыбы по флоту на 19,9 тысячи центнеров. Для отгрузки рыбопродукции, полученной из дополнительного вылова, потребуется 118 железно дорожных вагонов. Повышение .-.производительности труда в целом по флоту на один процент даст дополнительно в 1960 го ду товарной продукции на 9,6 миллиона рублей. На эти средства можно построить 4800 квадратных мет ров жилплощади в каменных домах. КПСС и Советское правительство всю свою хозяйст венную политику проводят на основе всестороннего учета требований экономического закона неуклонного роста производительности труда. За семилетие произ водительность труда в промышленности (в расчете на одного работающего) должна возрасти на 45—50 про центов, в строительстве — на 60—65 процентов, в колхозах — примерно вдвое, в совхозах — на 60— 65 процентов. В решениях июльского Пленума нашей партии с особой силой подчеркнуто, что сейчас особое значение приобретает борьба за улучшение.качественных пока зателей в работе, ибо в нынешних условиях, когда с постепенной отменой налогов с населения и прекраще нием выпусков государственных займов, накопления социалистического хозяйства становятся единственным источником дальнейшего развития производительных сил и повышения благосостояния советских людей. Об источниках дальнейшего подъема производи тельности труда рассказали содокладчики, выступив шие на теоретической конференции. УСКОРИТЬ ТЕМПЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА О комплексной механизагчи и автоматизации в тра ловом флоте рассказал инженер по рационализации и изобретательству тов. Монастырский. В последние го ды флот пополняется новыми кораблями с кормовым тралением, которые являются плавучими рыбозавода^ ми. На них механизированы добыча и обработка рыбы, что позволило провести специализацию труда команды: матросы добывают рыбу, рыбообработчики ее обраба тывают. Производительность труда на этих судах зна чительно выше, работать на них легче. Ведутся работы по переоборудованию судов типа «Кремль» под рефрижераторные, в 1963 году мы бу дем иметь 68 траулеров, переоборудованных на жид кое топливо, что даст в каждый последующий год по 104,1 миллиона рублей экономии, освободит сотни ко чегаров от тяжелого труда. К концу семилетки флот пополнится 44 кораблями с кормовым тралением, про водятся и другие мероприятия по механизации на судах флота. А это дает возможность повысить производи тельность труда: в 1961 году — на 3,4 процента, в 1962 — на 4,3 процента, в 1963 году — на 6,7 про цента. — Но многие вопросы механизации, — говорит тов. Монастырский, — решаются у нас еще медленно. Не механизированы перегрузки угля в море с плавбаз на рыболовные траулеры, снабжение кораблей траловыми досками в порту, ПИНРО задержало разработку меха низации по изготовлению ваеров, до сего времени нет рыборазделочной машины. Подчеркнув, что одним из важнейших итогов рабо ты по выполнению решений XXI съезда КПСС являет ся ускорение темпов технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства, выступающий говорит, что партийные, профсоюзные и комсомольские орга низации призваны растить ряды рационализаторов и изобретателей на флоте, по примеру передовых пред приятий страны создать на всех кораблях творче ские бригады, которые смогут решить многие вопросы механизации и автоматизации трудоемких работ па судах флота. БОЛЬШЕ ЗНАНИИ НАШИМ КАДРАМ Чтобы успешно решить задачи, поставленные семи летним планом перед коллективом флота, нам надо серьезное внимание уделить подготовке кадров. — Планом предусмотрено, — сказал начальник сектора подготовки кадров К. А. Дракке, — подгото вить для флота к ковцу семилетия новых кадров 5150 человек, обучить вторым профессиям — 1240 чело век, 8800 матросов и 1761 инженерно-технический ра ботник должны повысить свою квалификацию, а обу чить в общеобразовательных школах надо 4976 чело век. Только в этом году всеми видами обучения преду смотрено охватить 3345 человек. Как же решается эта задача? Итоги первого полугодия свидетельствуют, что тех ническая учеба на многих кораблях организована неу довлетворительно. Занятия проводятся на низком уров не, без должной подготовки. Отдельные капитаны вме сто того, чтобы учить личный состав, приписывают зва ние матроса первого класса морякам, не едавшим тех нического минимума. Так, капитан траулера «Семга» тов. Ревков протоколом квалификационном комиссии присвоил квалификацию матроса первого класса тов. Полосухину, не умеющему чинить трал. Такие же фак ты были на траулере «Салтыков-Щедрин» (катггаа тов. Телов) и некоторых других. Весь судоводительский состав обязан изучить элскт- ронавигационное оборудование и получить свидетельст во о повышении квалификации. Но из 200 капитанов и старших помощников, надавленных на заочное обу* чение при Мурманском среднем мореходном училище, окончили учебу и получили свидетельства только 23 человека. С таким положением смирились партийные организации судов и отдел главного капитана. А ведь следует помнить, что, согласно указанию совнархоза, капитаны и старшие помощники, не прошедшие специ ального курса по юучению электронавигационных приборов, с 1 января 1961 года выпускаться в море v не будут. Огромное значение имеет общеобразовательная уче ба. В настоящее время заочной учебой охвачено только 527 человек, а ведь на судах флота 5,5 тысячи моря ков не имеют семилетнего и среднего образования. Командование кораблей, партийные, профсоюзные и комсомольские организации должны улучшить работу по подготовке кадров. Необходимо добиться, чтобы каж дый моряк повышал свои общеобразовательные и спе циальные знания. МЕЧТЫ В. И. ЛЕНИНА ВОПЛОЩАЮТСЯ В ЖИЗНЬ В. И. Ленин еще в первые годы Советской власти указывал: «Мы будем работать, чтобы вытравить про клятое правило: «Каждый за себя, один бог за всех», чтобы вытравить привычку считать труд только повин ностью и правомерным только оплаченный по извест ной норме труд. Мы будем работать, чтобы внедрить в сознание, в привычку, в повседневный обиход масс правило: «Все за одного и один за всех», правило: каждый по своим способностям, каждому по его по требностям», чтобы вводить постепенно, но неуклонно коммунистическую дисциплину и коммунистический труд». — Мечты великого Ленина сбываются, — говорит в докладе «Об организации социалистического соревно вания за повышение производительности труда» про пагандист тов. Трубоевекий. — В движении бригад и ударников коммунистического труда органически со единяются задачи достижения высшей производитель ности труда на базе новейшей техники, преобразования общественных отношений на коммунистический лад, воспитания коммунистической сознательности человека, формирования у людей коммунистического отношения к труду и быту. Среди коряков тралового флота за звание вахт, эки пажей коммунистического труда борются 15 экипа- жей (в их числе коллективы траулеров «Сулин» «По- > ти», «Карась», «Ставрида» и другие), 73 вахты и бригады и около 500 моряков 1 за звание ударника ком мунистического труда. 42 товарищам присвоено звание ударника коммуни стического труда. Среди них матрос тов. Макаров, кон сервный мастер тов. Блохин, второй механик тов. Мар тынов, мастер по добыче тов. Борькин и другие. Зва ние коллектива коммунистического труда завоевала ма шинная команда траулера «Север» (старший механик тов. Поуголков). Наш долг — шире развернуть соревнование за ком мунистический труд, добиться, чтобы сотни экипажей, тысячи промысловиков и работников береговых служб и отделов управления включились в это великое дви жение современности. Тов. Трубоевекий обстоятельно рассказал о парном соревновании на флоте, его большой пользе в деле по вышения производительности труда, подтягивания от стающих экипажей до уровня передовых. ♦ * * На теоретической конференции выступили также на чальник отдела труда и заработной-платы тов. Кузне цов «О повышении материальной заинтересованности работников в результатах их труда и внедрении про грессивных форм заработной платы». Об укреплении трудовой дисциплины на производстве, ликвидации по терь рабочего времени рассказал пропагандист тов. Ру денко. Неудачным было выступление первого помощника капитана траулера «Златоуст» тов. Воробьева. Он дол- I жен был осветить тему: «Широкое распространение и внедрение передового опыта — крупный резерв повы шения производительности труда». Тов. Воробьев мог много привести примеров о том, как на судах флота, в ; том числе на «Златоусте», моряки, перенимая опыт лучших промысловиков, добиваются увеличения вы лова рыбы, повышения сортности продукции и сниже ния ее себестоимости. Докладчик мог вскрыть еще име ющиеся недостатки в этом важном деле. Но он ограни чился общими положениями по этой теме и не под крепил их примерами из жизни флота. В целом конференция прошла хорошо. Она оказала большую помощь пропагандистам в их дальнейшей ра боте по пропаганде марксистско-ленинской теории сре ди моряков флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz