Рыбный Мурман. 1960 г. Октябрь.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЭКИПАЖА ТРАУЛЕРА „СОВЕТСК"' ш. Техника работы с тралом, расстановка команды на палубе при операциях с тралом на «Советске» сущест венных отличий от установившихся в траловом флоте не имеют. Траление производится на скоростях 2,8— 3,1 узла. При штилевой погоде с тралом работа ют на 68—70 оборотах в минуту главной машины, при волнении моря до четырех баллов — на 72—74 обо ротах и при штормовой погоде до семи баллов — на 82 оборотах. Длина вытравливаемых ваеров общепри нятая. Операция по спуску и подъему трала на «Советске» четко выполняются всеми вахтами. По проводившемуся в четвертом рейсе хронометражу в период работы на Зюйдкапском желобе (на глубинах 135—180 метров) средняя продолжительность спуска—подъема трала со ставляла около 35 минут. А первая вахта во главе со старшим мастером по добыче тов. Тукалевым, соревну ясь за право именоваться коллективом коммунистиче ского труда, снизила время, расходуемое на спуск—* подъем трала до 30 минут. Переход с трала одного борта на трал другого 6epia производится на траулере ежедневно. Это способствует равномерному вытягиванию ваеров, а также позволяет регулярно просматривать и ремонтировать тралы. На пе реходе с трала на трал расходуется 15—20 минут. Про мер ваеров на «Советске» производится три раза за рейс: в начале, середине и конце плавания. Капитан траулера тов. Едемский, в прошлом рабо тавший старшим мастером по добыче, большое внима ние уделяет продлению срока эксплуатации орудий ло ва. Комсомолец тов. Тукалев, выросший на траулере от матроса до старшего мастера по добыче, старательно ремонтирует тралы и делает вставки на порванные ме ста. Кроме старшего мастера, участвуют в чинке трала мастера по добыче тт. Хмельное, Смирнов и матросы первого класса тт. Каплунас, Супрун и Шишкин. В июльском рейсе матросы тт. Каплунас и Супрун сдали техминимум па мастера по добыче. IV. Судоводители «Советска» регулярно ведут промысло вый планшет, при хорошей видимости не менее двух—' трех раз за сутки делают астрономические обсервации. При отсутствии видимости определяются с помощью ра диопеленгатора, сверяя такие определения с глубинами моря по показаниям эхолота. Помощники капитана тра улера также во время тралений следят за показаниями самописца эхолота и фишлупы, и, сопоставляя глу бины с наиболее мощными концентрациями рыбы, стре мятся постоянно удерживаться на косяке. При работе в районе с разреженными концентрациями рыбы, когда она держится «пятнами», моряки «Советска» произво дят траления с одним или двумя поворотами, стремясь делать их не крутыми, чтобы при тралении не закры вался трал. При работе на промысле тщательно анализируются промысловая сводка и обстановка (глубины, изобаты, курсы судов, имеющих лучшие уловы). Заглядывает ка питан и в старые промысловые журналы, бережно со храняемые на судне. Число оборотов и скорость траления систематически замеряются. * При подъемах в 1,5—2,0 тонны моряки обязательно ставят буй, нанося его координаты на промысловый планшет. Туда же наносится местоположение буев, по ставленных командами других судов, или плавмаяками. Капитан ежедневно слушает проводимые промысло вые совещания не только мурманских, но и архангель ских промысловиков, перестраивая в зависимости от их советов свою работу. V. С уборкой 1— 1,5 тонн рыбы под соль на «Советске» справляется вахта. На подъемы до двух тонн вызы вается подвахта, при больших уловах на палубу для разделки рыбы выходят до 20 членов команды. Под соль матросы обрабатывают в ереднем по 10 рыбин в мину ту. Лучше всех за рыборазделочными столами трудятся матросы тт. Каплунас, Шишкин, Супрун. Борясь за высокие экономические показатели, кол лектив траулера производит заготовку клипфисоа. Под резание рыбы на клипфиск делают матросы во время спуска трала, а разделка рыбин осуществляется стар шим мастером и мастером по обработке поочередно. VI. С износом орудий лова на «Советске» еще не все благополучно. За первый квартал допущен перерасход промвооружения на 32,9 тысячи рублей. Это про- > изошло из-за того, что в июньском рейсе были списа ны два трала, которые сгноил на борту во время сто янки траулера в ремонте временно подменявший капи тана тов. Едемского капитан тов. Давыдов. Три трала были израсходованы за 16-суточный февральский рейс другим временным капитаном тов. Карельским. Коллектив траулера правильно понял тревожное положение с износом студий лова, допущенным из-за халатности временных руководителей «Советская, и уси лил борьбу за экономию и бережливость. Старший ма- стер по добыче тов. Тукалев отобрал на судне годные для эксплуатации запасные части 35-метрового трала. Это позволило экипажу сберечь 6812 рублей. Отделу кадров следует при постановке траулеров в ремонт не снимать с них закрепленный командный со став и не посылать туда временных работников, чтобы руководители кораблей, чувствуя свою постоянную от ветственность, могли повседневно контролировать каче ство выполнения ремонтных работ и расход государ ственных средств. VH. Партийная организация траулера и первый помощник капитана тов. Катлинский проводят повседневную ра боту с личным составом по укреплению трудовой и про изводственной дисциплины на корабле. Однако, наряду с передовиками производства, вторым механиком ком мунистом тов. Козаком, боцманом тов. Климентовым,, старшим мастером по добыче тов. Тукалевым, мастера ми по добыче тт. Смирновым и Хмельновым, матросами гг. Каплунасом, Супруном, Шляпужниковым, поваром тов. Крыжановской, на судне есть и нарушители трудовой дисциплины. Так, по вине третьего помощника капи тана тов. Патуря отход траулера однажды был задержан почти на 5 часов, так как своевременно че был продлен срок действия промыслового билета. Ха латно относится к своим обязанностям третий механик Максимов, по вине которого не был вовремя подтоплен паровой котел, что также задержало отход траулера на промысел. Есть нарекания на отношение к сво им обязанностям машиниста Новикова. Матрос Булкин уснул на вахте в порту, а матрос Шахов не явился на судно для получения продуктов в магазине плавсостава. Эта случаи нарушения трудовой дисципли ны были осуждены коллективом на совеща нии командного состава и открытом партсобрании, со стоявшемся по выходе траулера на промысел. Высту пившие на собрании второй помощник капитана тов. Семенихин, старший механик тов. Полищук, старший мастер по добыче тов. Тукалев, старший мастер по об работке тов. Радионов и другие, критикуя недостатки, внесли ряд ценных предложений по улучшению со стояния трудовой дисциплины. Было принято решение об усилении борьбы за упоря дочение вахтенной службы, воспитательной работы и технической учебы среди молодых моряков, борьбы за экономию государственных средств и производство ка чественной рыбопродукции. Сейчас коллектив траулера «Советск» испытывает большой трудовой подъем, вызванный решением партии м правительства о переводе на семичасовой рабочий день и новую систему заработной платы, а также ре шениями июльского Пленума ЦК КПСС. Пужно надеяться, что моряки «Советска» выполнят с честью принятые ими социалистические обязательства. VIII. Экипаж траулера имеет ряд справедливых претен зий к управлению тралового флота и береговым npei- приятиям. Коротко остановимся на основных из них. При пополнении в море углем с плавбаз имеют ме сто случаи обсчета моряков. Так, в июльском рейсе при погрузке угля с плавбазы «Городецкий» оказалось, что моряки получили на 17,5 тонны угля больше, чем позволяет его емкость трюмов. Никакие споры с коман дованием плавбазы о том. что столько угля в трюмы траулера не входит, ни к чему не привели. «Знаем мы вашу емкость, — отвечали на плавбазе, — мы уголь получаем грузовыми матами, ими и вам отпускаем». - По подсчетам моряков «Советска», да и других трау леров, вес мата получается порядка 3,0—3,1 тонны, на базе же считают чистый вес угля в нем 3,5 тонны. Например, моряки траулера «Чита», получая топливо с этой же плавбазы в июне, по их подсчетам, взяли 150 тонн угля, а так как командование плавбазы выдава ло ей остатки топлива на борту и, видимо, имело очень большую экономию, то документы оформили всего на 100 тонн. Необходимо навести порядок в выдаче угля с плав баз, учитывая его естественные потери при погрузке в море, не в ущерб экономике отдельных траулеров. При погрузке соли в рыбном порту на траулере «Со ветск» 6 июня старшим помощником капитана тов. Ка рельским было обнаружено, что метр, которым порто вики замеряли толщину слоя погруженной на траулер соли, короче на .5 сантиметров. Этот факт надо учесть руководителям рыбного порта. Правд?., на «Советск» соль догрузили, но такой случай может повторитьс i с другими траулерами. В ответ на обращение НК КПСС об экономии черных металлов коллектив траулера привез в июле в порт око ло одной тонны металлолома. Однако отдел снабжения, несмотря на неоднократные обещания, не удосужился выгрузить его с траулера, и промысловикам пришлось увезти его обра'. но в море. Такое отношение отдела снабжения к сбору металлолома отнюдь не способству ет его сбору на кораблях, а напротив, лишь расхола живает экипажи траулеров. В. МАКШЕЕВ, инженер промыслового отдела управления тралового флота. i M a i k i i i a i i i i M i i i i i i i i H i i i i i i u i i i i i i a i M i i i i i i i i i i i i i i i a i i i i i i i i B i i i i i i i i i i M i i i i i i i i i i i n «РЫБНЬШ м у р м а н » 1 октября 1960 г. 3 стр. , (Окончание. Нач. см. в № 117). Первенство завоевано дважды Горячий цех по объему произ водства занимает одно из веду щих мест на судоремонтном заво де управления рыбной промыш ленности. Котельщики, кузнецы, трубопроводчики, электросварщи ки поставили перед собой цель— трудиться высокопроизводитель но, без рекламаций на низкое качество выполняемых работ. И они успешно справляются с этой задачей. Вот уже второй месяц подряд коллектив цеха завоевы вает первенство во внутризавод ском социалистическом соревно вании. Во втором году семилетки кол лектив цеха немало сделал для ускорения темпов технического прогресса. Все быстрее и быстрее отживает свой век старая, года ми сложившаяся технология судо ремонта. Сейчас электросварка уже почти полностью вытеснила клепку и чеканку. Рабочие широ ко пользуются электро- и газо сваркой для восстановления чу гунных деталей. Нашел примене ние в сварочных работах воздуш но-дуговой строгач. У кузнецов появился стотонный пресс. Хорошим деловым ответом элек тросварщиков на постановление июльского Пленума КЦ КПСС яв ляется внедрение в производство полуавтоматической сварки с применением в необходимых слу чаях флюса. Сейчас с помощью установки ПШ-5 успешно произво дится наплавка роликов. Такие ролики уже не нуждаются в по следующей механической обра ботке, как это было раньте, ко гда наплавка производилась вруч ную. Подсчитано, что годовой эко номический эффект от этого со ставит 130 тысяч рублей. Но эта цифра не устраивает новаторов. Мастер тов. Данило- горский и его товарищи по цеху думают сейчас над тем, как со вратить расход флюса. ОтГ уже научились однажды использо- ® 1 ванный флюс перемалывать и снова пускать в дело, что даст дополнительную экономию в не сколько тысяч рублей. Среди рабочих цеха развер нулось движение за освоение вто рых профессий. Котельщики и трубопроводчики с интересом ос ваивают специальности газорез чика, бензорезчика, электросвар щика. Не так давно в цехе про шли подготовку и электросварщи ки плавмастерской «Резец», рыб ного порта. Беломорской базы гос- лова. В дни предоктябрьского социа листического соревнования кол лектив цеха трудится особенно слаженно. Ежедневно ва 120 и более процентов выполняют смен ные задания котельщики бригады коммунистического труда тов. Но вожилова и их товарищи по про фессии из бригады тов. Котлова. Сварщики Александр Игаун, Ивая Ларин, Михаил Бокуц, Сергей Горбачев и многие другие также добиваются высоких производст венных показателей. Пожелаем же коллективу цеха новых успехов в труде, в сорев новании за право называться кол лективом коммунистического тру да. А чтобы добиться этого, рабо чим предстоит еще сделать очень многое. И прежде всего необхо димо не допускать нарушений дисциплины, которые до сих пор имеют место, улучшить состояние техники безопасности. В. ЕВГЕНЬЕВ . На снимке: электросварщик Сер гей ГОРБАЧЕВ. I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz