Рыбный Мурман. 1960 г. Октябрь.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЭКИПАЖА ТРАУЛЕРА „СОВЕТСК"' ш. Техника работы с тралом, расстановка команды на палубе при операциях с тралом на «Советске» сущест­ венных отличий от установившихся в траловом флоте не имеют. Траление производится на скоростях 2,8— 3,1 узла. При штилевой погоде с тралом работа­ ют на 68—70 оборотах в минуту главной машины, при волнении моря до четырех баллов — на 72—74 обо­ ротах и при штормовой погоде до семи баллов — на 82 оборотах. Длина вытравливаемых ваеров общепри­ нятая. Операция по спуску и подъему трала на «Советске» четко выполняются всеми вахтами. По проводившемуся в четвертом рейсе хронометражу в период работы на Зюйдкапском желобе (на глубинах 135—180 метров) средняя продолжительность спуска—подъема трала со­ ставляла около 35 минут. А первая вахта во главе со старшим мастером по добыче тов. Тукалевым, соревну­ ясь за право именоваться коллективом коммунистиче­ ского труда, снизила время, расходуемое на спуск—* подъем трала до 30 минут. Переход с трала одного борта на трал другого 6epia производится на траулере ежедневно. Это способствует равномерному вытягиванию ваеров, а также позволяет регулярно просматривать и ремонтировать тралы. На пе­ реходе с трала на трал расходуется 15—20 минут. Про­ мер ваеров на «Советске» производится три раза за рейс: в начале, середине и конце плавания. Капитан траулера тов. Едемский, в прошлом рабо­ тавший старшим мастером по добыче, большое внима­ ние уделяет продлению срока эксплуатации орудий ло­ ва. Комсомолец тов. Тукалев, выросший на траулере от матроса до старшего мастера по добыче, старательно ремонтирует тралы и делает вставки на порванные ме­ ста. Кроме старшего мастера, участвуют в чинке трала мастера по добыче тт. Хмельное, Смирнов и матросы первого класса тт. Каплунас, Супрун и Шишкин. В июльском рейсе матросы тт. Каплунас и Супрун сдали техминимум па мастера по добыче. IV. Судоводители «Советска» регулярно ведут промысло­ вый планшет, при хорошей видимости не менее двух—' трех раз за сутки делают астрономические обсервации. При отсутствии видимости определяются с помощью ра­ диопеленгатора, сверяя такие определения с глубинами моря по показаниям эхолота. Помощники капитана тра­ улера также во время тралений следят за показаниями самописца эхолота и фишлупы, и, сопоставляя глу­ бины с наиболее мощными концентрациями рыбы, стре­ мятся постоянно удерживаться на косяке. При работе в районе с разреженными концентрациями рыбы, когда она держится «пятнами», моряки «Советска» произво­ дят траления с одним или двумя поворотами, стремясь делать их не крутыми, чтобы при тралении не закры­ вался трал. При работе на промысле тщательно анализируются промысловая сводка и обстановка (глубины, изобаты, курсы судов, имеющих лучшие уловы). Заглядывает ка­ питан и в старые промысловые журналы, бережно со­ храняемые на судне. Число оборотов и скорость траления систематически замеряются. * При подъемах в 1,5—2,0 тонны моряки обязательно ставят буй, нанося его координаты на промысловый планшет. Туда же наносится местоположение буев, по­ ставленных командами других судов, или плавмаяками. Капитан ежедневно слушает проводимые промысло­ вые совещания не только мурманских, но и архангель­ ских промысловиков, перестраивая в зависимости от их советов свою работу. V. С уборкой 1— 1,5 тонн рыбы под соль на «Советске» справляется вахта. На подъемы до двух тонн вызы­ вается подвахта, при больших уловах на палубу для разделки рыбы выходят до 20 членов команды. Под соль матросы обрабатывают в ереднем по 10 рыбин в мину­ ту. Лучше всех за рыборазделочными столами трудятся матросы тт. Каплунас, Шишкин, Супрун. Борясь за высокие экономические показатели, кол­ лектив траулера производит заготовку клипфисоа. Под­ резание рыбы на клипфиск делают матросы во время спуска трала, а разделка рыбин осуществляется стар­ шим мастером и мастером по обработке поочередно. VI. С износом орудий лова на «Советске» еще не все благополучно. За первый квартал допущен перерасход промвооружения на 32,9 тысячи рублей. Это про- > изошло из-за того, что в июньском рейсе были списа­ ны два трала, которые сгноил на борту во время сто­ янки траулера в ремонте временно подменявший капи­ тана тов. Едемского капитан тов. Давыдов. Три трала были израсходованы за 16-суточный февральский рейс другим временным капитаном тов. Карельским. Коллектив траулера правильно понял тревожное положение с износом студий лова, допущенным из-за халатности временных руководителей «Советская, и уси­ лил борьбу за экономию и бережливость. Старший ма- стер по добыче тов. Тукалев отобрал на судне годные для эксплуатации запасные части 35-метрового трала. Это позволило экипажу сберечь 6812 рублей. Отделу кадров следует при постановке траулеров в ремонт не снимать с них закрепленный командный со­ став и не посылать туда временных работников, чтобы руководители кораблей, чувствуя свою постоянную от­ ветственность, могли повседневно контролировать каче­ ство выполнения ремонтных работ и расход государ­ ственных средств. VH. Партийная организация траулера и первый помощник капитана тов. Катлинский проводят повседневную ра­ боту с личным составом по укреплению трудовой и про­ изводственной дисциплины на корабле. Однако, наряду с передовиками производства, вторым механиком ком­ мунистом тов. Козаком, боцманом тов. Климентовым,, старшим мастером по добыче тов. Тукалевым, мастера­ ми по добыче тт. Смирновым и Хмельновым, матросами гг. Каплунасом, Супруном, Шляпужниковым, поваром тов. Крыжановской, на судне есть и нарушители трудовой дисциплины. Так, по вине третьего помощника капи­ тана тов. Патуря отход траулера однажды был задержан почти на 5 часов, так как своевременно че был продлен срок действия промыслового билета. Ха­ латно относится к своим обязанностям третий механик Максимов, по вине которого не был вовремя подтоплен паровой котел, что также задержало отход траулера на промысел. Есть нарекания на отношение к сво­ им обязанностям машиниста Новикова. Матрос Булкин уснул на вахте в порту, а матрос Шахов не явился на судно для получения продуктов в магазине плавсостава. Эта случаи нарушения трудовой дисципли­ ны были осуждены коллективом на совеща­ нии командного состава и открытом партсобрании, со­ стоявшемся по выходе траулера на промысел. Высту­ пившие на собрании второй помощник капитана тов. Семенихин, старший механик тов. Полищук, старший мастер по добыче тов. Тукалев, старший мастер по об­ работке тов. Радионов и другие, критикуя недостатки, внесли ряд ценных предложений по улучшению со­ стояния трудовой дисциплины. Было принято решение об усилении борьбы за упоря­ дочение вахтенной службы, воспитательной работы и технической учебы среди молодых моряков, борьбы за экономию государственных средств и производство ка­ чественной рыбопродукции. Сейчас коллектив траулера «Советск» испытывает большой трудовой подъем, вызванный решением партии м правительства о переводе на семичасовой рабочий день и новую систему заработной платы, а также ре­ шениями июльского Пленума ЦК КПСС. Пужно надеяться, что моряки «Советска» выполнят с честью принятые ими социалистические обязательства. VIII. Экипаж траулера имеет ряд справедливых претен­ зий к управлению тралового флота и береговым npei- приятиям. Коротко остановимся на основных из них. При пополнении в море углем с плавбаз имеют ме­ сто случаи обсчета моряков. Так, в июльском рейсе при погрузке угля с плавбазы «Городецкий» оказалось, что моряки получили на 17,5 тонны угля больше, чем позволяет его емкость трюмов. Никакие споры с коман­ дованием плавбазы о том. что столько угля в трюмы траулера не входит, ни к чему не привели. «Знаем мы вашу емкость, — отвечали на плавбазе, — мы уголь получаем грузовыми матами, ими и вам отпускаем». - По подсчетам моряков «Советска», да и других трау­ леров, вес мата получается порядка 3,0—3,1 тонны, на базе же считают чистый вес угля в нем 3,5 тонны. Например, моряки траулера «Чита», получая топливо с этой же плавбазы в июне, по их подсчетам, взяли 150 тонн угля, а так как командование плавбазы выдава­ ло ей остатки топлива на борту и, видимо, имело очень большую экономию, то документы оформили всего на 100 тонн. Необходимо навести порядок в выдаче угля с плав­ баз, учитывая его естественные потери при погрузке в море, не в ущерб экономике отдельных траулеров. При погрузке соли в рыбном порту на траулере «Со­ ветск» 6 июня старшим помощником капитана тов. Ка­ рельским было обнаружено, что метр, которым порто­ вики замеряли толщину слоя погруженной на траулер соли, короче на .5 сантиметров. Этот факт надо учесть руководителям рыбного порта. Правд?., на «Советск» соль догрузили, но такой случай может повторитьс i с другими траулерами. В ответ на обращение НК КПСС об экономии черных металлов коллектив траулера привез в июле в порт око­ ло одной тонны металлолома. Однако отдел снабжения, несмотря на неоднократные обещания, не удосужился выгрузить его с траулера, и промысловикам пришлось увезти его обра'. но в море. Такое отношение отдела снабжения к сбору металлолома отнюдь не способству­ ет его сбору на кораблях, а напротив, лишь расхола­ живает экипажи траулеров. В. МАКШЕЕВ, инженер промыслового отдела управления тралового флота. i M a i k i i i a i i i i M i i i i i i i i H i i i i i i u i i i i i i a i M i i i i i i i i i i i i i i i a i i i i i i i i B i i i i i i i i i i M i i i i i i i i i i i n «РЫБНЬШ м у р м а н » 1 октября 1960 г. 3 стр. , (Окончание. Нач. см. в № 117). Первенство завоевано дважды Горячий цех по объему произ­ водства занимает одно из веду­ щих мест на судоремонтном заво­ де управления рыбной промыш­ ленности. Котельщики, кузнецы, трубопроводчики, электросварщи­ ки поставили перед собой цель— трудиться высокопроизводитель­ но, без рекламаций на низкое качество выполняемых работ. И они успешно справляются с этой задачей. Вот уже второй месяц подряд коллектив цеха завоевы­ вает первенство во внутризавод­ ском социалистическом соревно­ вании. Во втором году семилетки кол­ лектив цеха немало сделал для ускорения темпов технического прогресса. Все быстрее и быстрее отживает свой век старая, года­ ми сложившаяся технология судо­ ремонта. Сейчас электросварка уже почти полностью вытеснила клепку и чеканку. Рабочие широ­ ко пользуются электро- и газо­ сваркой для восстановления чу­ гунных деталей. Нашел примене­ ние в сварочных работах воздуш­ но-дуговой строгач. У кузнецов появился стотонный пресс. Хорошим деловым ответом элек­ тросварщиков на постановление июльского Пленума КЦ КПСС яв­ ляется внедрение в производство полуавтоматической сварки с применением в необходимых слу­ чаях флюса. Сейчас с помощью установки ПШ-5 успешно произво­ дится наплавка роликов. Такие ролики уже не нуждаются в по­ следующей механической обра­ ботке, как это было раньте, ко­ гда наплавка производилась вруч­ ную. Подсчитано, что годовой эко­ номический эффект от этого со­ ставит 130 тысяч рублей. Но эта цифра не устраивает новаторов. Мастер тов. Данило- горский и его товарищи по цеху думают сейчас над тем, как со­ вратить расход флюса. ОтГ уже научились однажды использо- ® 1 ванный флюс перемалывать и снова пускать в дело, что даст дополнительную экономию в не­ сколько тысяч рублей. Среди рабочих цеха развер­ нулось движение за освоение вто­ рых профессий. Котельщики и трубопроводчики с интересом ос­ ваивают специальности газорез­ чика, бензорезчика, электросвар­ щика. Не так давно в цехе про­ шли подготовку и электросварщи­ ки плавмастерской «Резец», рыб­ ного порта. Беломорской базы гос- лова. В дни предоктябрьского социа­ листического соревнования кол­ лектив цеха трудится особенно слаженно. Ежедневно ва 120 и более процентов выполняют смен­ ные задания котельщики бригады коммунистического труда тов. Но­ вожилова и их товарищи по про­ фессии из бригады тов. Котлова. Сварщики Александр Игаун, Ивая Ларин, Михаил Бокуц, Сергей Горбачев и многие другие также добиваются высоких производст­ венных показателей. Пожелаем же коллективу цеха новых успехов в труде, в сорев­ новании за право называться кол­ лективом коммунистического тру­ да. А чтобы добиться этого, рабо­ чим предстоит еще сделать очень многое. И прежде всего необхо­ димо не допускать нарушений дисциплины, которые до сих пор имеют место, улучшить состояние техники безопасности. В. ЕВГЕНЬЕВ . На снимке: электросварщик Сер­ гей ГОРБАЧЕВ. I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz