Рыбный Мурман. 1960 г. Октябрь.
По-коммунистически! Северная Атлантика... Вот к борту плавучей базы пришварто вался танкер сГрознефть». Проходит некоторое время — и по тру- бопроводам на плавбазу упругими струями потекла пресная вода. Экипажу «Грознефти» присвоено звание коллектива коммунистиче ского труда, и моряки с честью оправдывают его, успешно выпол* няя поставленные перед ними задачи. На правом снимке запечатлен матрос плавбазы «Памяти Ильи-* ча» Иван Иванович Марченко. Он борется за право называться ударником коммунистического труда. < ------------------------------------------- ► Хороший производственник, активный общественник Ш ш тт v Опыт лучших всем экипажамI ГИДРОАКУСТИКИ, впервые вышедшие в Се- * верную Атлантику на доиск сельди, часто ве знают, какими скоплениями и ла каосой глт^и- ве держится в данное время года сельдь днем, ночью. Прл большем количестве кораблей в одоом районе промысла создаются большие помели для поиска. Малоопытный акусток может ввести не правильной информацией в заблуждение капита на. RjMme того, специалисты, работающие впер вые с гидролокацией, не всегда ее ращиоюально асиользуют, наде ясь часто на один эхолот. В сентябре это го года на промысле по просьбе некоторых ка питанов было проведено со вещание акустиков, ва ко тором они поделились опы том работы. На совещании вы ступили акустики средни! ры боловных траулеров >£>6 1, 150, 704 и других. Их вы ступления принесли большую пользу малоопытным акусти кам и некоторым капитанам, которые нерационально мс- пользовали приборы. Исходя из опыта работы прошлых лет и этого года, я ючу остановиться на осенне- зимнем поиске сельди гидро- локационной техникой. Как и в прошлые годы, в основном районе промысла рыба сейчас, в сентябре и октябре, держит ся днем ва глубине стаями, размеры которых в среднем от одного квадратного кабель това до пяти. С наступлением темноты сельдь с глубины 400—500 метров быстро ндгт на подъем, и косяк разре жается, не доходя 20—50 метров до поверхности моря. Я замечал, что самым эффектив ным улов был, когда порядок выметывался прицельно на стаи, идущие резко на подъем и не успевшие еще разредить ся. В ноябре и декабре поиск вести легко, рыба собирается идти на нерест большими плотными скоплениями по не сколько миль. И здесь есть один вариант успешной ра боты экипажа корабля, ине- С ТАРШИЯ мастер по до быче рыбы Алексей Ва сильевич Борькин пришел к нам на траулер «Пикша» в 1957 году. Морякам с первых же дней понравился этот тру долюбивый, общительный чело век. В любое время суток его можно было видеть у орудий лова. То наращивает концы, то устраняет повреждения. И хо тя дело свое он знал в совер шенстве, но никогда не пре небрегал советами матросов, капитана, членов машинной команды. Вместе со своими помощни ками тт. Краевым и Ефимовым Алексей Васильевич организо вал на судне производственную учебу. Матросы изучали устройство трала, способы ре монта. Учеба дала свои плоды. На операции по спуску и подъ ему трала вместо 41 минуты стало затрачиваться 30—35 минут. За счет достигнутой вкономии времени суточный режим траления доведен до 17 часов. Возросли ■ уловы. Многие из учеников тов. Борькина уже работают само стоятельно. Бывшие матросы тт. Синевич и Нечаев, напри мер, сейчас плавают мастера ми по добыче иа других ко раблях. Увеличение суточного режи ма траления не отражается на * состоянии орудий лова. Тралы работают больше положенного времени почти в два раза. И заслуга в этом матросов, старшего мастера, своевремен но предупреждающих повреж дения. В результате такого отноше ния к промысловому вооруже нию в 1959 году была достиг нута экономия в 100 тысяч рублей. За девять месяцев второго года семилетки эконо мия превысила 140 тысяч руб лей. Когда перед моряками встал вопрос, кого избрать председа телем судового комитета, то они назвали фамилию тов. Борькина. На общественной работе Алексей Васильевич также сумел проявить себя с положительной стороны. Под его руководством судовой ко митет завоевал авторитет сре ди членов экипажа, сумел ор ганизовать м возглавить сорев нование за досрочное выполне ние плана второго года семи летки, за звание ударников коммунистического труда. И первому на корабле это высо кое звание было присвоено коммунисту тов. Борькнну. Хорошо идут сейчас дела на траулере. План второго года семилетки по вылову рыбы вы полнен досрочно. Сверх зада ния на 23 сентября в порт до ставлено около 2 тысяч цент неров рыбы, 15 тонн жира. Гордые за свою Родину, воз главляющую борьбу за мир без оружия, за ликвидацию . колониализма, моряки не жа- ! леют сил для успешного вы- J полнения задач, поставленных перед ними родной Коммуни- |> стической партией. П. МАТВЕЕВ, первый по мощник капитана трау лера «Пикша». r » r v м V a . m c r r k - Будни тюва-губских механизаторов ТИХО у причалов Тюва - губской базы «Мурман- ' сельди». Редко услышишь гудок среднего траулера — большинство их в эти дай на сельдяном лову в Северной Атлантике. Но в по селке продолжается обычная трудовая жизнь. Идет подго товка к напряженной работе зимой. Готовимся к этому ответст венному времени и мы, работ ники электростанции. Наша за дача — обеспечивать электро энергией поселок и мастерские, добиться бесперебойной работы всех механизмов, в том числе транспортеров и влеятрокрана. От нас зависит и приведение в порядок водопровода, чтобы суда снабжались водой быстро и в нужном количестве. Все эти работы мы решили закончить к 43-6 годовщине Великого Октября. Уверены, что справимся со своими обя зательствами. Порукой этому служит заботливое, хозяйское отношение наших людей к вверенной им технике. Коллектив у нас небольшой, но все работники умелые, лю бящие и знающие свое дело, трудятся творчески. Вот, на пример, не так давно произо шел у нас такой случай. Однажды, во время раз грузки баржи, вышел ив строя электрокран. В чем дело? Оказалось, что лопнула кони ческая шестерня редуктора по ворота крапа. Все приуныли. И было из- за чего. Ведь редуктор теперь надо было отправлять на за вод для ремонта. Пока его от ремонтируют, пройдет не меньше месяца. А у причала баржа стоит... Вот, думаем, положеньипе. И тут Сборщиков, моторист, который все это время молчал Гидроакустический поиск сельди ющего гидролокационную тех нику. Суда, на которых есть всего лишь один эхолот, теря ют время на проверку места для выметки порядка, суда же с гидролокацией могут с места проверить — на сколько ка бельтовых тянется сплошной слой рыбы, и прямо мегать сети, что в прошлом году мы и делали ва «реднем рыбо ловном траулере № 187. В ян варе рыба опять разбивается на стаи размером от одного до пяти кабельтовых. Февраль и март. Самый трудный поиск — у берегов, на малых глубинах, от 100 до 300 метров. Рыба здась идет в верхних слоях воды, ст поверхноста на глубине до пяти метров, размеры стай при этом — 10—30 квадрат ных метров. Эхолот рыбу не показывает. Гидролокацией же вести поиск хотя и трудно, но возможно. Дело в том, что на малой глубине приходят мощ ные отралсенные сигналы от грунта, а малые стая рыбы у поверхности сливаются с эти ми отраженными сигналами. Поэтому многие капитаны и .акустики считают, что поиск у берегов вести невозможно и стараются вьгмет сетей про изводить по градиенту темпе ратур. В этом году у берегов я не работал, но приведу при мер из практики прошлого года. Весь 1959 год мне довелось работать на среднем траулере 187 с капитаном Васили ем Николаевичем Закатовым. Этот капитан очень грамотно использовал гидролокацию и эхолот, и вашим экипажем в 1959 году было выловлено более 10000 центнеров еель- дн. Поиск у беретов у нас стро ился следующим образом. По иск сельда на глубинах от 100 до 300 метров я вел на ходу судна, только по носовому го ризонту. Работал рекордером м одновременно на слух. Авто матический центробежный ре гулятор рекордера настраивал на большие обороты, чтобы как можно дальше в край шкалы «оттеснить» запись от* ражений от грунта. М здесь создается возможность запи сать и прослушать 100—200 метров водного пространства впереди себя. Как только по являются стаи, мы их окан товываем и заходим на вымет- ку порядка. Мечем сети в се редину стаи. Все получалось у наг удачно, и планы обоих месяцев были экипажем зна чительно перевыполнены. Б. КАПУНКИН, гидро акустик среднего рыбо ловного траулера Л 150. и лишь вертел в руках лоп нувшую шестерню, вдруг гром ко произнес: — А выход, кажется, естьЬ Глаза всех моментально бы ли устремлены на моториста. — Надо попробовать расто чить ступицу этой шестерни, — продолжал он. — Оставим только обод с- зубьями. Потом выточим новую ступицу из болванки и впрессуем ее в ста рый обод. —Вот это голова! Молодец! — говорили о смекалистом мотористе грузчики, вновь приступившие через три дня к разгрузке баржи с помощью ожившего электрокрана. _ Подобные примеры можно и еще привести. С душой ра ботают люди. Недавно были премированы мотористы тт. Сборщиков, Суворов, Личутин. А взять хотя бы того же Личутина. Давно ли, кажется, он робко переступил порог станции и попросил взять его учеником моториста. Теперь же он считается одним из са мых квалифицированных ра ботников, и даже ставится вопрос о переводе его в стар шие машинисты. Дела у нас идут неплохо, но могли бы быть еще лучше, если бы отдел снабжения «Мурмансельди» больше вни мания уделял нашим запро сам. Пам сейчас очень необхо димо иметь сверлильный ста нок. Давно нам обещали дать автокран, но до сих пор его у нас нет. Скоро зима, начнут ся метели, снегом занесет все дороги— машине не проехать. И тут добрую услугу мог бы оказать гусеничный трак тор. П. ЕФРЕМОВ, механик Тюва-губской базы «Мурмансельди*. / W V W W W W V W V V V W V W V W > | «РЫБНЫЙ МУРМАН» 13 октября 1960 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz