Рыбный Мурман. 1960 г. Октябрь.

По-коммунистически! Северная Атлантика... Вот к борту плавучей базы пришварто­ вался танкер сГрознефть». Проходит некоторое время — и по тру- бопроводам на плавбазу упругими струями потекла пресная вода. Экипажу «Грознефти» присвоено звание коллектива коммунистиче­ ского труда, и моряки с честью оправдывают его, успешно выпол* няя поставленные перед ними задачи. На правом снимке запечатлен матрос плавбазы «Памяти Ильи-* ча» Иван Иванович Марченко. Он борется за право называться ударником коммунистического труда. < ------------------------------------------- ► Хороший производственник, активный общественник Ш ш тт v Опыт лучших всем экипажамI ГИДРОАКУСТИКИ, впервые вышедшие в Се- * верную Атлантику на доиск сельди, часто ве знают, какими скоплениями и ла каосой глт^и- ве держится в данное время года сельдь днем, ночью. Прл большем количестве кораблей в одоом районе промысла создаются большие помели для поиска. Малоопытный акусток может ввести не­ правильной информацией в заблуждение капита­ на. RjMme того, специалисты, работающие впер­ вые с гидролокацией, не всегда ее ращиоюально асиользуют, наде­ ясь часто на один эхолот. В сентябре это­ го года на промысле по просьбе некоторых ка­ питанов было проведено со­ вещание акустиков, ва ко­ тором они поделились опы­ том работы. На совещании вы­ ступили акустики средни! ры­ боловных траулеров >£>6 1, 150, 704 и других. Их вы­ ступления принесли большую пользу малоопытным акусти­ кам и некоторым капитанам, которые нерационально мс- пользовали приборы. Исходя из опыта работы прошлых лет и этого года, я ючу остановиться на осенне- зимнем поиске сельди гидро- локационной техникой. Как и в прошлые годы, в основном районе промысла рыба сейчас, в сентябре и октябре, держит­ ся днем ва глубине стаями, размеры которых в среднем от одного квадратного кабель­ това до пяти. С наступлением темноты сельдь с глубины 400—500 метров быстро ндгт на подъем, и косяк разре­ жается, не доходя 20—50 метров до поверхности моря. Я замечал, что самым эффектив­ ным улов был, когда порядок выметывался прицельно на стаи, идущие резко на подъем и не успевшие еще разредить­ ся. В ноябре и декабре поиск вести легко, рыба собирается идти на нерест большими плотными скоплениями по не­ сколько миль. И здесь есть один вариант успешной ра­ боты экипажа корабля, ине- С ТАРШИЯ мастер по до­ быче рыбы Алексей Ва­ сильевич Борькин пришел к нам на траулер «Пикша» в 1957 году. Морякам с первых же дней понравился этот тру­ долюбивый, общительный чело­ век. В любое время суток его можно было видеть у орудий лова. То наращивает концы, то устраняет повреждения. И хо­ тя дело свое он знал в совер­ шенстве, но никогда не пре­ небрегал советами матросов, капитана, членов машинной команды. Вместе со своими помощни­ ками тт. Краевым и Ефимовым Алексей Васильевич организо­ вал на судне производственную учебу. Матросы изучали устройство трала, способы ре­ монта. Учеба дала свои плоды. На операции по спуску и подъ­ ему трала вместо 41 минуты стало затрачиваться 30—35 минут. За счет достигнутой вкономии времени суточный режим траления доведен до 17 часов. Возросли ■ уловы. Многие из учеников тов. Борькина уже работают само­ стоятельно. Бывшие матросы тт. Синевич и Нечаев, напри­ мер, сейчас плавают мастера­ ми по добыче иа других ко­ раблях. Увеличение суточного режи­ ма траления не отражается на * состоянии орудий лова. Тралы работают больше положенного времени почти в два раза. И заслуга в этом матросов, старшего мастера, своевремен­ но предупреждающих повреж­ дения. В результате такого отноше­ ния к промысловому вооруже­ нию в 1959 году была достиг­ нута экономия в 100 тысяч рублей. За девять месяцев второго года семилетки эконо­ мия превысила 140 тысяч руб­ лей. Когда перед моряками встал вопрос, кого избрать председа­ телем судового комитета, то они назвали фамилию тов. Борькина. На общественной работе Алексей Васильевич также сумел проявить себя с положительной стороны. Под его руководством судовой ко­ митет завоевал авторитет сре­ ди членов экипажа, сумел ор­ ганизовать м возглавить сорев­ нование за досрочное выполне­ ние плана второго года семи­ летки, за звание ударников коммунистического труда. И первому на корабле это высо­ кое звание было присвоено коммунисту тов. Борькнну. Хорошо идут сейчас дела на траулере. План второго года семилетки по вылову рыбы вы­ полнен досрочно. Сверх зада­ ния на 23 сентября в порт до­ ставлено около 2 тысяч цент­ неров рыбы, 15 тонн жира. Гордые за свою Родину, воз­ главляющую борьбу за мир без оружия, за ликвидацию . колониализма, моряки не жа- ! леют сил для успешного вы- J полнения задач, поставленных перед ними родной Коммуни- |> стической партией. П. МАТВЕЕВ, первый по­ мощник капитана трау­ лера «Пикша». r » r v м V a . m c r r k - Будни тюва-губских механизаторов ТИХО у причалов Тюва - губской базы «Мурман- ' сельди». Редко услышишь гудок среднего траулера — большинство их в эти дай на сельдяном лову в Северной Атлантике. Но в по­ селке продолжается обычная трудовая жизнь. Идет подго­ товка к напряженной работе зимой. Готовимся к этому ответст­ венному времени и мы, работ­ ники электростанции. Наша за­ дача — обеспечивать электро­ энергией поселок и мастерские, добиться бесперебойной работы всех механизмов, в том числе транспортеров и влеятрокрана. От нас зависит и приведение в порядок водопровода, чтобы суда снабжались водой быстро и в нужном количестве. Все эти работы мы решили закончить к 43-6 годовщине Великого Октября. Уверены, что справимся со своими обя­ зательствами. Порукой этому служит заботливое, хозяйское отношение наших людей к вверенной им технике. Коллектив у нас небольшой, но все работники умелые, лю­ бящие и знающие свое дело, трудятся творчески. Вот, на­ пример, не так давно произо­ шел у нас такой случай. Однажды, во время раз­ грузки баржи, вышел ив строя электрокран. В чем дело? Оказалось, что лопнула кони­ ческая шестерня редуктора по­ ворота крапа. Все приуныли. И было из- за чего. Ведь редуктор теперь надо было отправлять на за­ вод для ремонта. Пока его от­ ремонтируют, пройдет не меньше месяца. А у причала баржа стоит... Вот, думаем, положеньипе. И тут Сборщиков, моторист, который все это время молчал Гидроакустический поиск сельди ющего гидролокационную тех­ нику. Суда, на которых есть всего лишь один эхолот, теря­ ют время на проверку места для выметки порядка, суда же с гидролокацией могут с места проверить — на сколько ка­ бельтовых тянется сплошной слой рыбы, и прямо мегать сети, что в прошлом году мы и делали ва «реднем рыбо­ ловном траулере № 187. В ян­ варе рыба опять разбивается на стаи размером от одного до пяти кабельтовых. Февраль и март. Самый трудный поиск — у берегов, на малых глубинах, от 100 до 300 метров. Рыба здась идет в верхних слоях воды, ст поверхноста на глубине до пяти метров, размеры стай при этом — 10—30 квадрат­ ных метров. Эхолот рыбу не показывает. Гидролокацией же вести поиск хотя и трудно, но возможно. Дело в том, что на малой глубине приходят мощ­ ные отралсенные сигналы от грунта, а малые стая рыбы у поверхности сливаются с эти­ ми отраженными сигналами. Поэтому многие капитаны и .акустики считают, что поиск у берегов вести невозможно и стараются вьгмет сетей про­ изводить по градиенту темпе­ ратур. В этом году у берегов я не работал, но приведу при­ мер из практики прошлого года. Весь 1959 год мне довелось работать на среднем траулере 187 с капитаном Васили­ ем Николаевичем Закатовым. Этот капитан очень грамотно использовал гидролокацию и эхолот, и вашим экипажем в 1959 году было выловлено более 10000 центнеров еель- дн. Поиск у беретов у нас стро­ ился следующим образом. По­ иск сельда на глубинах от 100 до 300 метров я вел на ходу судна, только по носовому го­ ризонту. Работал рекордером м одновременно на слух. Авто­ матический центробежный ре­ гулятор рекордера настраивал на большие обороты, чтобы как можно дальше в край шкалы «оттеснить» запись от* ражений от грунта. М здесь создается возможность запи­ сать и прослушать 100—200 метров водного пространства впереди себя. Как только по­ являются стаи, мы их окан­ товываем и заходим на вымет- ку порядка. Мечем сети в се­ редину стаи. Все получалось у наг удачно, и планы обоих месяцев были экипажем зна­ чительно перевыполнены. Б. КАПУНКИН, гидро­ акустик среднего рыбо­ ловного траулера Л 150. и лишь вертел в руках лоп­ нувшую шестерню, вдруг гром­ ко произнес: — А выход, кажется, естьЬ Глаза всех моментально бы­ ли устремлены на моториста. — Надо попробовать расто­ чить ступицу этой шестерни, — продолжал он. — Оставим только обод с- зубьями. Потом выточим новую ступицу из болванки и впрессуем ее в ста­ рый обод. —Вот это голова! Молодец! — говорили о смекалистом мотористе грузчики, вновь приступившие через три дня к разгрузке баржи с помощью ожившего электрокрана. _ Подобные примеры можно и еще привести. С душой ра­ ботают люди. Недавно были премированы мотористы тт. Сборщиков, Суворов, Личутин. А взять хотя бы того же Личутина. Давно ли, кажется, он робко переступил порог станции и попросил взять его учеником моториста. Теперь же он считается одним из са­ мых квалифицированных ра­ ботников, и даже ставится вопрос о переводе его в стар­ шие машинисты. Дела у нас идут неплохо, но могли бы быть еще лучше, если бы отдел снабжения «Мурмансельди» больше вни­ мания уделял нашим запро­ сам. Пам сейчас очень необхо­ димо иметь сверлильный ста­ нок. Давно нам обещали дать автокран, но до сих пор его у нас нет. Скоро зима, начнут­ ся метели, снегом занесет все дороги— машине не проехать. И тут добрую услугу мог бы оказать гусеничный трак­ тор. П. ЕФРЕМОВ, механик Тюва-губской базы «Мурмансельди*. / W V W W W W V W V V V W V W V W > | «РЫБНЫЙ МУРМАН» 13 октября 1960 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz