Рыбный Мурман. 1960 г. Ноябрь.
Трудовое воспитание школьника В течение ряда лет коллектив сбор металлолома и т. д. Все это Володя. Познакомившись с кол- учителей 4-й средней школы ра- планируется на учебный год и хозными ребятами, которые помо- ботает над проблемами трудового распределяется среди детей в за- гали в полевых работах колхозу воспитания учащихся. За это вре- висимости от их возраста с таким «Шлях до комуни*, он с первых мя преподаватели добились в расчетом, чтобы все без исключе- дней активно включился в посиль- этом значительных результатов, ния были заняты делом. В зависн- ную ему работу. С раннего утра Сегодня мы уже можем говорить мости от выполняемой работы пе- колхозники видели на колхозном о том, что у нас создана система ред учащимися ставятся цели и дворе Володю — он готовился к трудового воспитания, проверен- задачи, в которые, как непрсмсн- выходу в поле. Особенно радова- ная на практике и дающая самые ное условие, входит воспитание ли пионера колхозные лошади, положительные результаты. через труд. Труд на пользу клас- ему нравилось ухаживать за ними. К полезному труду привлекают- су, школе (а в дальнейшем на Во время летних каникул Володя ся все учащиеся, начиная с 1-го пользу обществу) прочно вошел в Чауров выработал 42 трудодня, класса. Ребята сами убирают ка- быт ребят. Им, русским пионером, гордн- бинеты и коридоры, приводят в Если раньше труд учащихся лись наши украинские колхоши* порядок школьную мебель, ремон- использовался только в школе, то ки, наши украинские пионеры, тируют и изготовляют наглядные теперь мы все чаще и чаще вы- Правление колхоза «Шлях до пособия. Именно благодаря пере- ходим за эти рамки. Для нас ста- комуни» решило премировать Во- ходу на самообслуживание, мы ло традицией работать весной и лодю, и председатель колхоза сумели добиться хорошего сани- осенью в подсобных хозяйствах Иван Васильевич Покрова тор- тарного состояния помещений, города, выезжать летом в колхо- жественно вручил отъезжающему Но главное заключается в том, зы юга нашей страны, оказывать в свой родной Мурманск Володе что с самого раннего возраста ре- помощь строителям. Чаурову премию — ручные часы бята учатся ценить и свой и чу- Где бы и на какой бы работе ни «Победа». Мы выносим сердечную жой труд, беречь государственное использовались учащиеся, они вез- благодарность родителям Володи, имущество, выполнять порученную де трудятся только хорошо. Для классному руководителю 7«Б» работу аккуратно, добросовестно подтверждения этого мне хочется класса Ольге Илларионовне Шар- и в срок. Да и как может быть привести два примера. В октябре гуленко и всему учительскому иначе, если результаты твоего тру- этого года в наш адрес пришло коллективу школы за хорошее тру да видит масса людей и оценива- письмо от коллектива Бобрикской довое воспитание пионера, призы- ет их по достоинству! средней школы. Привожу его поч- ваем всех учащихся вашей школы Переход на самообслуживание, ти дословно: следовать примеру Володи Чау- кроме воспитательных целей, пре- «Уважаемые товарищи! рова. Желаем вам хороших ус- следовзл и чисто хозяйственные Коллективу Бобрикской средней пехов в этом учебном году. ЦСЛ1, _ экономию государствен- школы, Гадячского района, Пол- Аналогичное письмо мы напра- ных средств. Вместо положенных тавской области хочется расска- вили в редакцию «Пионерской по штату 13 уборщиц, в школе в зать вам и всем пионерам нашей правды» . настоящее время работает 5, а любимой Родины о замечательном А вот другой пример. В течение внешний вид, санитарное состоя- трудовом подвиге пионера вашей четырех лет наши старшеклзссии- ние помещений значительно улуч- школы Володи Чаурова — ученнка ки работают и отдыхают летом шилось. 7«Б» класса. К нам, на Полтав- в колхозе «Дружба» Краснодар- Кроме самообслуживания, учет;- щину, летом этого года прибыли ского края. Ежегодно, возвраща- ки систематически привлекаются к в лагерь дети рабочих и служа- ясь в Мурманск, они привозят пе- различным видам общественно- щих треста «Мурманрыбстрой». реходящее Красное знамя РК полезного труда. Сюда входит Вместе с Марией Семеновной ВЛКСМ за отличную работу в уборка территории около зданш, Чауровой, которая работала зав- колхозе. Вот как оценивают их работа на пришкольном участке, хозом в лагере, приехал и ее сын дела в колхозе «Дружба»: «Прав- ^ Л \ \ 1 \ \ \ \ \ \ У У \ \ \ У \ \ \ \ \ \ У \ \ У ^ и \ ^ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ У \ \ У \ \ \ \ Х Х У Х \ Х \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ ^ ^ М а ш д о к т о р ление, партийная организация и все колхозники остались довольны работой и поведением учащихся школы, считают, что поставленная перед лагерем цель — трудовое воспитание, — достигнута. Выра жаем благодарность коллективу преподавателей школы, сумевших воспитать у ребят чувство глубо кого уважения к труду». Логическим завершением работы коллектива учителей по трудовому воспитанию детей явился переход школы в 1959—60 учебном году на производственное обучение. Подготовленные к труду в млад ших классах, пройдя практику ра боты в школьных мастерских в 5—8 классах, в 9—11 классах уча щиеся приобретают профессию. Производственное обучение идет иа двух предприятиях: для юно шей — в траловом флоте, а для девушек — на рыбокомбинате. В этом году мы готовим старше классников по трем специально стям: машинистов первого класса, слесарей-токарей и рыбообработ- чиц широкого профиля. Програм ма включает в себя широкий круг знаний и навыков, которыми нуж но овладеть, чтобы стать специа листами высокой квалификации. Учтено в программе и то, что по ней заниматься будут люди, “име ющие образование 9, 10, 11 клас сов. Обучение спланировано таким образом, что уже с первых дней юноши и девушки включаются в производительный труд на пред приятиях. Опыт работы по новым програм мам в прошлом учебном году по казал, что школьники вполне удовлетворительно усваивают теоретический и практический ма териал и уже после первого года обучения могут быть поставлены на самостоятельную работу. Окончив 10-й класс в 1960 году (первый год производственного обучения), школьники 11 класса — юноши — вышли на кораблях тралового флота в море, а де вушки работали на рыбокомби нате. Все они после трехмесячиой практики успешно сдали . экза мены на присвоение квалифика ционного разряда. В характеристике на ученика школы Валерия Кононова, прохо дившего практику в должности машиниста на траулере «Мценсч», капитан тов. Зайончек и старший механик тов. Павалаки пишут: «За время работы на траулере «Мценск» В. В. Кононов зареко мендовал себя как работник, до-* бросовестно относящийся к своим обязанностям. Он проявлял любо* знательность и трудолюбие пря освоении механизмов и серьезно относился к приобретению практик ческих навыков в работе. С обя занностями машиниста справлялся хорошо. Пользовался авторитетом среди товарищей по работе». Аналогичные характеристики были даны и другим юношам и девушкам, проходившим произ водственное обучение. Школа не раз получала благодарности от руководителей рыбокомбината за хорошую работу учащихся-прак- тикантов. В настоящее время делаем по пытки систематизировать трудо вое воспитание. В содружестве с доцентом, преподавателем исто рии педагогики Мурманского пед института В. С. Ендальцевым мы начали опытную работу с тем, чтобы определить цель воспитания в каждом классе, начиная с пер вого. Опыт, который мы накопил», убеждает нас в целесообразности трудового воспитания. Ребята ста ли дисциплинированнее, инициа тивнее, самостоятельнее. Стар* шеклассники активно участвуют в руководстве всем ученическим коллективом. Ростом сознательно сти учащихся можно объяслнгь критическое отношение их . к ру ководящим органам школы: по инициативе комсомольцев в шко ле был ликвидирован совет актива и в качестве руководящего органа оставлен только комитет ВЛКСМ . Таким образом ребята избежали параллелизма в работе. Большую помощь оказывают школе шефы—руководители трало вого флота и рыбокомбината. Для учащихся производственных клас сов на обоих предприятиях созда ны все условия для нормального обучения. Они обеспечены спец одеждой, знают рабочие места, занятия ведут квалифицирован ные мастера. В коллективах пред приятий тепло встречают учащих-* ся, оказывают им систематиче скую помощь, передают свой опыт и мастерство. Все это в зна чительной мере облегчает трудо вое воспитание детей и, естествен но, вызывает чувство глубокой благодарности у педагогического коллектива к своим шефам. А. М ЕЛКИСЕД ЕКЯНЦ , директор школы № 4. C V \\ \ \\ \\V \ \\ \\ \V \ \\ \\ \V \\ \ \\% V V \ \V \\ \W V V \V W \\ \V \V \V V W k V \ \ \ \\V \ \\ \ \V V \V \V \ \\ \W * X V На снимке: врач В. А. ЦАРЬКОВ осматривает больного. Кабинет залит ярким ровным светом. За столом оидит Ва силий Александрович Царьков. Напротив него — больная. — Что вас беспокоит? — Да в-от, — чуть запинаясь, произносит больная, — был на сморк. а теперь болит. — И она уже по привычке прикладывает руку к щеке. — Ну, давайте посмотрим, са дитесь поближе! Врач берет инструмент, наводит веркало на воспаленное место и внимательно исследует его. 4 — 4Yo же, это вы так запусти ли болезнь.. Думаете насморк — пустяк, а от него видите какзя боль, воспалились носовые поло сти, там накопился гной. Надо де лать операцию. — Операцию! — с испугом про износит женщина. И на лице ее отражается страх перед неведо мой еще болью, глаза впиваются * лицо врача. — Ну, ну, не надо волновать ся, — спокойно произносит врач. От невысокой, коренастой фигу ры врача веет твердостью и уве ренностью, а спокойный взгляд се рых глаз излучает такую неведо мую силу, что больная постепенно успокаивается, и ей уже не таки ми страшными кажутся появив шиеся в руках врача хирургиче ские инструменты, кажется, что и боль утихла. Уверенно действуют руки вра ча. И больная верит этим ласко вым, умным рукам, веджт, что они принесут желанное облегчение. Проходит несколько напряжен ных минут. Операция закончена. Получив необходимые наставления о дальнейшем лечении, о процеду рах, больная со словами благодар ности покидает кабинет. У Василия Александровича чуть усталое лицо. Он недовольно хму рится. — Знаете, — обращается он к нам, — уж очень многие легкомыс ленно относятся к насморку. Ду мают, пройдет. А он может сквер ную шутку сыграть. Однажды, еще в начале моей работы в этой по ликлинике, зашел я как-то в каби нет терапевта. У него на приеме молодой, такой розовощекий кре пыш — матрос .Вид его говорил о завидном здоровье. Фамилию вот забыл. Обращается к лечащему врачу с жалобой на сильный на сморк. Болит немного голова, а температуры нет. Врач осмотрела его, прописала порошки. Рекомен дует взять больничный лист, а он не берет. — Вы, молодой человек, лечите насморк, пока не поздно, — поре комендовал я ему, — а то может быть хуже. — Ничего, доктор, пройдет и так, — отмахнулся тот. Через некоторое время пришел на прием ко мне моряк. Что-то знакомым он мне показался. При смотрелся внимательнее и вспом нил: да это тот матрос. Но куда девался его цветущий вид. Он вы глядел бледным, похудевшим. Боль исказила его лицо. — Ой, доктор, мочи моей боль ше нет, помогите! Осмотрев его, я убедился, что запустил парень болезнь. Началось сильнейшее воспаление гайморовых полостей. Решил делать операцию. В конце концов матрос выле чился, ушел в море. Но если бы он вовремя принял меры и береж но отнесся к своему здоровью, с ним этой истории не приключилось бы. ...Приняты все больные. Можно сделать передышку. Воспользо вавшись этим, просим: «Василий Александрович, расскажите о се бе, как вы стали врачом?» Чуть помедлив, устремив в окно взгляд, будто там можно было уви деть далекую, родную рязанщину, где в тревожном 1905 году в семье крестьянина родился маль чик, он начал повествование: — Тяжелая была жизнь, а еще тяжелее стало, когда умерли отец и мать. Остался круглой сиротой. Мне очень хотелось учиться... И что было бы со мной, если бы Со ветская власть не помогла мне стать на ноги, получить образова ние. С большим увлечением в шко ле занимался анатомией. Бывало, задумаюсь, сколько еще надо сде лать, чтобы все люди были здоро выми, счастливыми. И тогда еще, будучи мальчишкой, решил — бу ду врачом. В 1926 году Василий Царьков окончил рязанское медицинское училище. Отработал три года — и снова на студенческую скамью. В 1934 году получил диплом врача. Великая Отечественная война застала В. А. Царькова в рядах Советской Армии. Был военврачом третьего ранга. Первое боевое кре щение получил в 1941 году под Ельней. И тут еще больше убе дился, что поступил правильно, избрав профессию врача. Сколько было горя кругом, сколько покале ченных в этой жестокой битве с фашистскими ордами. День Победы встретил он в Ai- стрин и там же остался работать старшим ординатором лоротделе- ния военного госпиталя Централь ной группы наших войск. Лишь в 1956 году вернулся на Родину, служил в Заполярье, и здесь же остался после выхода в отставку в 1958 году. С тех пор работает в поликлинике медсанчасти управ ления рыбной промышленности врачом по лечению болезней уха, горла, носа. Рассказывая о себе, о многом Василий Александрович умолчал. Не рассказал и о том, что за вы сокое мастерство и самоотвержен ное выполнение воинского долга Родина наградила его двумя орде нами Красного Знамени.' А ведь эти ордена — свидетельство боль ших подвигов, совершенных вра чом. Пришлось Василию Александро вичу «повоевать» и здесь, в поли клинике, чтобы наладить нормаль ное лечение больных. — Отличительная черта врача Царькова, — говорит начальник медсанчасти тов. Кинович, — это искание нового. Действительно, Василий Алек сандрович много читает медицин ской литературы, и все новое, что там есть, применяет в своей вра** чебной практике. Долгое время он задумывался над тем, как, каким путем уменьшить боли при опера циях, при лечении воспаления тройничного нерва. — А что, если применить иглу от шприца внутривенного влива ния, — подумал Василий Алек сандрович, — ведь она значитель но тоньше иглы Куликовского (которой делали операции), зна чит, и укол будет менее болезнен ным. Попробовал и убедился: ре зультаты получились хорошими. Свой богатый опыт Василий Александрович передает молодым врачам. Его ученицы сейчас ус пешно работают в этой области медицины. Это врач первой город ской больницы Ольга Ефимовна Седлецкая, в поликлинике № 5 ведет прием больных Зинаида Николаевна Лыскова. ...Прием продолжается. Ждут своей очереди больные. И умелые, чуткие руки врача принесут им радость здоровья, избавление от мук. И каждый, покидая кабинет врача, уносит в душе чувство глу бокой благодарности -этому чело веку, посвятившему свою жизнь служению народу. Н. ЦИКОВАЯ. Следующий номер нашей газе+ ты выйдет 24 ноября. Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ, Газета выходит по четвергам и о вторникам, 1Адрес редакции: Комсомольская улица, дом № 4. Телефоны: зам. редактора, отв. секретарь, отделы культуры и быта, писем —. ATQ суоботам______ \ рыбного порта 2-75 и 28-87, партийной жизни, промышленный — 4:33, бухгалтерия •— 3-96, редактор — 20-99. . Типография «Полярная правда» Зак. 4872 Тир. 4870 ПН 00133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz