Рыбный Мурман. 1960 г. Ноябрь.
м э» it it (К 50-летию со дня смерти Л. Н. Толстого) ; v ! W ! <Xv > X^ v /X • .v. vAvXv. v. v. v/ .'.v. ЩШШж З АВТРА исполняется пять десят лет со дня смерти Льва Николаевича Толстого. Человечество чтит память од ного из своих могучих гениев, великого русского писателя, немеркнущие шедевры которо го вошли в золотой фонд ми ровой культуры. За долгую жизнь, полную мучительных поисков правды, неугасимого стремления помочь трудовому народу избавиться от окру жающих его мерзостей соци ального неравенства. Толстой написал десятки томов велико лепной прозы, создал сотни яр ких, запоминающихся образов людей тогдашней России, по ставил в своих произведениях много важных проблем обще ственного развития. «Он рас сказал нам о русской жизни почти столько же, — писал Горький, — как вся остальная наша литература. Историче ское значение работы Толстого уже теперь понимается как итог всего пережитого русским обществом за весь X IX век, и книги его останутся в веках, как памятник упорного труда, сделанного гением». Лев Толстой пришел в лите ратуру в жестокую пору кре постничества. Ему суждено было видеть и запечатлеть в своих творениях большой и трудный путь России. Он был свидетелем реформы 1861 го да, давшей бесправному, заби тому мужику призрачную сво боду, и он. слышал раскаты грома не понятой им первой русской революции, ставившей целыо свержение самодержа вия и завоевание демократиче ских свобод для народа. Но старый мир, в котором он жил и который он ненавидел, был разрушен Великой. Октябрь-, ской революцией то /г.ко семь лет спустя после смерти ро маниста. Толстой не знал камерной славы. Уже первые части его автобиографической трилогии, и особенно севастопольские рассказы, принесли всеобще признание и поставили его в один ряд с крупнейшими ма стерами слова. Сурокая прав да о войне, реалисти 1еская картина страданий и мужест ва русских солдат — участни ков обороны Севастополя 1854—1855 годов, написанная рукой большого и проникновен ного художника, потрясли чи тателей. Севастопольские рас сказы с жадностью читала вся Россия. Вслед за этим появляется целая серия произведении, ге роем которых выступает бед ный, угнетаемый помещиком крестьянин. В повестях «Утро помещика», «Поликушка», «Идиллия», рассказе «Тихон и Маланья» писатель рисует убогую, безрадостную жизнь крестьян, создает выпуклые характеры представителен про стого народа. Этой теме Тол стой остается вереи до конца своих дней, — он выразитель интересов крестьянства, защит ник и певец людей труда. На род создает материальные и культурные ценности, народ играет решающую роль в судьбах России, господствую щие классы враждебны ему. Эта мысль красной нитью про ходит через его произведения. Но писателю оказались недо ступны пути, ведущие к осво бождению трудящихся, к уст ройству на земле разумных человеческих отношений. Он не понял исторической роли рабочего класса, не мог при мириться даже с мыслью о ре волюционном преобразовании мира. Противоречия в творчестве Толстого глубоко и всесторонне раскрыл В. И. Ленин. «С одной стороны, — писал Владимир Ильич,— гениальный художник, давший не только несравненные картины русской жизни, но и первоклассные произведения мировой литературы. С другой стороны — помещик, юродству ющий во Христе... С одной сто роны, беспощадная критика ка« питалистичеекой эксплуатации, разоблачение правительствен ных насилий, комедии суда и государственного управления, вскрытие всей глубины проти воречий между ростом богатст ва и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс; с дру гой стороны, — юродивая про поведь «непротивления злу» насилием. С одной стороны, са мый трезвый реализм, срыва- нье всех и всяческих масок; — с другой стороны, проповедь одной из самых гнусных вещей, какие только есть на свете, именно: религии...» (Соч.. т. 15, стр. 180). Противоречия мировоззрения Толстого наглядно видны и в его эпопее «Воина и мир». И здесь главным героем выступа ет народ. На огромном холсте писатель воссоздал картины ге роических сражений русских патриотов за свою Родину, свя зал в один сюжетный узел де сятки самых различных челове ческих судеб, с присущим ему высоким мастерством показал народность войны против наше ствия Наполеона. Но оставаясь верным своим взглядам, он со здал образ Платона Каратаева — человека, перенесшего в го дину войны немало страданий, но так и не нашедшего у себя ни силы, ни желания проявить хоть какую-нибудь активность, чтобы противостоять преврат ностям судьбы. Эта толстовско- каратаевская проповедь непро тивления злу, принятие мира таким, как он есть, была осуж дена прогрессивной критикой. Второе крупное полотно1Тол- стого — роман «Анна Карени на» изображает гнусность эк- Языком J I . Н. Толстого о «свободном» мире сплуататорского строя в обла сти морали, нравственности, семьи. В образе главной герои ни произведения читатель уви дел женщину, восставшую про тив условностей старого мира, в котором человек рассматри вается как собственность, отста ивающую свободу личности. Своей высшей точки обличи тельный пафос Толстого достиг в романе «Воскресение» (I899 год). В нем социальное устрой ство царской России, его бюро кратическая государственная машина были подвергнуты уни чтожающему разоблачению, беспощадной критике. И, что очень показательно, опозорен ная, искалеченная ударами судьбы Катюша Маслова нахо дит спасение в стане револю ционеров, тех, которые шли за народ против господ. В огромном наследстве Тол стого — романы, рассказы, пье сы, наполненные глубокой мыс лью и сверкающие тонким ори гинальным мастерством. Извест но, что Мопассан, прочитав толстовскую повесть «Смерть Ивана Ильича», с грустью за метил, что все его десять томов . после этого ничего не стоят. В публицистических статьях последних лет своей жизни пи сатель гневно осуждал амери канских и английских колони заторов, порабощавших народы Африки, Филиппин. Китая. Толстой известен всему миру. Его книги переведены на мно гие языки больших и малых народов, их читают в самых дальних уголках земли. Его ху дожественные открытия оказа ли огромное воздействие иа всю мировую литературу. О значении творчества Тол стого для пнсателей-реалистов всего мира очень~хорошо ска зал выдающийся немецкий реа лист Томас Манн: «Мощь его повествовательного искусства ни с чем не сравнила; каждое .соприкосновение с ним... влива ет в талант, обладающий вос- п р и и мчиво- стью, потоки си* лы, бодрости, п е р возданной свежести. Не о подражании идет здесь речь — разве можно подражать са мой Силе? Уче ничество, если оно подлинное, никогда не про является откры то; под влияни ем Толстого- мастера можно создать произ ведения искус ства, по духу и форме очень не схожие друг с другом и преж де всего несхо жие с теми, ка кие создавал он сам. Но подоб но тому, как он сам, Антей, при каждом прико сновении к матери-земле об ретал в себе крепость изуми тельного художника, так и для нас его могучее безискусствен- ное творчество — это сама зем ля, сама природа, появившаяся в новом обличье; перечитывать его... значит спасаться от со блазнов манерности и болезнен ной игры, возвращаться к исто кам естественности и здоровья, находить естественное и здоро вое в самих себя...» Волнующие произведения Льва Николаевича Толстого, с большой художественной си лой запечатлевшие прошлое на шей Родины, с огромным инте ресом читают советские люди, строящие на земле, где жили и страдали герои произведений великого писателя, счастливую и свободную жизнь. И. ЕФРЕМОВ. Увлечение На нашем траулере «Моржовец» и интерес Члены саипостов — хйдамшь* С I (AVH sI II V \ b l ! I P \ ч О ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ ИМЕНИ С. М. КИРОВА. Сегод- • помощник 27 человек состоит членами обще- мастера по добыче В. С. Михай- ства ДОСААФ. Все они аккуратно лов, матрос А. В. Яковлев и дру- платят членские взносы, активно гие систематически следят за чи- участвуют в работе кружков. стотой жилых и служебных поме- Особенно члены команды увле- щений, камбуза, каются стрельбой иа мелкокали- Большое внимание уделяется берной винтовки. Мы уже сдали подготовке сигнальщиков и сгар- документы на присвоение разряда шин шлюпок. Уже проведено шесть 12 морякам. Лучших результатов занятий. Занятия ведут старший в этом виде спорта достигли кон- помощник капитана В. А. Алфе- сервный мастер И. К. Гурбов и ртьев и я. Хорошие знания пока- второй помощник капитана Ю. 3. зывают матросы В. И. Костяков, Жирихин. Н. 3. Виноградов и ряд других На корабле организованы два товарищей. саииоста под руководством пред- г КУВШИНОВ, помощник седателя общества Красный * _______ _____ Крест третьего штурмана В. А. «онмриого мастер, пред Нарышкина. седатель обществ*: ДОСААФ. Релакюр Ь. ФЕДОРОВ. ня — танцевальный вечер В ки- «Участок «Б». Для де- Я нозале В тей завтра — «Орленок», начало Й 2 и 14 часов. '~ 4 в 1 © ОБЛДРАМТЕАТР ( в поме- j щении Дворца культуры имени •} С. .М. Кирова). Завтра утром и \ вечером — «Юстина». © КИНОТЕАТР «РОДИНА», j Розовый зал — «Пиковая дама», ! начало в 10-30, 12-30, 16-30, я 18-30, 22-30 и «Хлеб и розы», на- чало в 14-30 и 20-30. Голубой зал — «Фуркат», начало в 10, 11-50, % 13-40, 17-20. 19-10, 22-45 и «Под- {} водные рифы», начало в 15-30, | 21-00. Для детей завтра — «Два капитана», начало в 8-30 и 9 ча- v 0 «СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ». $ сов. Розовый зал — «Судья». Зеленый $ зал — «Фуркат». Малый зал — jjj «Путь в высшее общество». Для # детей завтра — «Кошкин дом», начало в 9 часов. © ДОМ КУЛЬТУРЫ Ж Е Л Е З НОДОРОЖНИКОВ ИМЕНИ 40- ЛЕТИЯ ОКТЯБРЯ. Сегодня — «Мост перейти нельзя». Завтра — «Испытательный срок». Для детей сегодня — «Тимур и его коман- | да», начало в 14 часов. © КЛУБ МОРЯКОВ. Сегодня Я — «Испытательный срок». Завтра \$ «Власть тьмы». «Живой труп». «Плоды просвещения» ^ ‘ Г з а в т ^ - ™ Поветь**'о ^.а- % кис. Чистякова. Фотохроника ТАСС стоящем человеке», начало в 12 часов. ОБЩЕСТВО РАЦИОНАЛИЗАТОРОВ, ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СОВЕТ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ «МУРМАНСЕЛЬДЬ* ОБЪЯВЛЯЮ Т КОНКУРС на разработку станка или механизированного приспособления для производства _ ПОЛУПОТРОШЕНИЯ СЕЛЬДИ До *сих пор процесс обработки сельди в bi ^ летний период производится полупотрошением вручную. Та- $ кой метод трудоемок и малопроизводшелен. ТРЕБУЕТСЯ: разработать станок или механизированное приспособление, удовлетворяющее следующим требованиям: I) Простота конструкции, малый вес и габариты v2) Привод от электромотора 3) Производительность не менее 60 рыбин в минуту 4) Обслуживание — не более двух человек 5) Конструкция должна быть съемной. Предлагаемое приспособление должно нанести прямой или ^ треугольный разрез на сельди, не доходя до позвоночника в *ф районе грудных плавников с частичным удалением внутренно- ^ стен или содержимого желудка. Разрез должен быть в пре- ^ делах 10—12 мм от основания грудных плавников. Высота ^ разреза не более 40 мм. Разрез сельди 27—35 сантиметров. ^ Конкурс закрытого типа, т. е. предложения следует пода- ^ вать под девизом, а в отдельном конверте с этим же деви зом указать данные автора предложения. В конкурсе могут принять участие все желающие, индней. jj дуально или коллективно. Срок представления материалов на конкурс устанавливается с 15 октября по 31 декабря 1960 года. За лучшие принятые предложения устанавливаются премии: 1 первая премия . . . . 5 тысяч рублей 2 вторых премии . . . по 3 тысячи рублей 3 третьих премии » • . по 1,5 тысячи рублей Предложения направлять по адресу: г. Мурманск, управ- g ленне «Мурмансельдь», на конкурс. Указать девиз автора. Справки по вопросам конкурса можно получить в отделе L обработки управления «Мурмансельдь». Жюри конкурса. УУУУУХУУУУУУУ^У^УЖУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУХУУУУУУУУУУУУУуУУУ^^У^^' № V \\W V V \W Газета выходи? по вторникам, четвергам и субботам |Адрес редакции: Комсомольская улица, дом № 4в Телефоны: зам. редактора, отв. секретарь, отделы культуры и быта, писем — ATG рыбного порта 2*75 и 28-87, партийной жизни, промышленный — 4-33, бухгалтерия — 3-96, редактор — 20-99. -______ Типография «Полярная правда» Зак. 4871 Тир. 4870 ПН 00677
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz