Рыбный Мурман. 1960 г. Ноябрь.

м э» it it (К 50-летию со дня смерти Л. Н. Толстого) ; v ! W ! <Xv > X^ v /X • .v. vAvXv. v. v. v/ .'.v. ЩШШж З АВТРА исполняется пять­ десят лет со дня смерти Льва Николаевича Толстого. Человечество чтит память од­ ного из своих могучих гениев, великого русского писателя, немеркнущие шедевры которо­ го вошли в золотой фонд ми­ ровой культуры. За долгую жизнь, полную мучительных поисков правды, неугасимого стремления помочь трудовому народу избавиться от окру­ жающих его мерзостей соци­ ального неравенства. Толстой написал десятки томов велико­ лепной прозы, создал сотни яр­ ких, запоминающихся образов людей тогдашней России, по­ ставил в своих произведениях много важных проблем обще­ ственного развития. «Он рас­ сказал нам о русской жизни почти столько же, — писал Горький, — как вся остальная наша литература. Историче­ ское значение работы Толстого уже теперь понимается как итог всего пережитого русским обществом за весь X IX век, и книги его останутся в веках, как памятник упорного труда, сделанного гением». Лев Толстой пришел в лите­ ратуру в жестокую пору кре­ постничества. Ему суждено было видеть и запечатлеть в своих творениях большой и трудный путь России. Он был свидетелем реформы 1861 го­ да, давшей бесправному, заби­ тому мужику призрачную сво­ боду, и он. слышал раскаты грома не понятой им первой русской революции, ставившей целыо свержение самодержа­ вия и завоевание демократиче­ ских свобод для народа. Но старый мир, в котором он жил и который он ненавидел, был разрушен Великой. Октябрь-, ской революцией то /г.ко семь лет спустя после смерти ро­ маниста. Толстой не знал камерной славы. Уже первые части его автобиографической трилогии, и особенно севастопольские рассказы, принесли всеобще признание и поставили его в один ряд с крупнейшими ма­ стерами слова. Сурокая прав­ да о войне, реалисти 1еская картина страданий и мужест­ ва русских солдат — участни­ ков обороны Севастополя 1854—1855 годов, написанная рукой большого и проникновен­ ного художника, потрясли чи­ тателей. Севастопольские рас­ сказы с жадностью читала вся Россия. Вслед за этим появляется целая серия произведении, ге­ роем которых выступает бед­ ный, угнетаемый помещиком крестьянин. В повестях «Утро помещика», «Поликушка», «Идиллия», рассказе «Тихон и Маланья» писатель рисует убогую, безрадостную жизнь крестьян, создает выпуклые характеры представителен про­ стого народа. Этой теме Тол­ стой остается вереи до конца своих дней, — он выразитель интересов крестьянства, защит­ ник и певец людей труда. На­ род создает материальные и культурные ценности, народ играет решающую роль в судьбах России, господствую­ щие классы враждебны ему. Эта мысль красной нитью про­ ходит через его произведения. Но писателю оказались недо­ ступны пути, ведущие к осво­ бождению трудящихся, к уст­ ройству на земле разумных человеческих отношений. Он не понял исторической роли рабочего класса, не мог при­ мириться даже с мыслью о ре­ волюционном преобразовании мира. Противоречия в творчестве Толстого глубоко и всесторонне раскрыл В. И. Ленин. «С одной стороны, — писал Владимир Ильич,— гениальный художник, давший не только несравненные картины русской жизни, но и первоклассные произведения мировой литературы. С другой стороны — помещик, юродству­ ющий во Христе... С одной сто­ роны, беспощадная критика ка« питалистичеекой эксплуатации, разоблачение правительствен­ ных насилий, комедии суда и государственного управления, вскрытие всей глубины проти­ воречий между ростом богатст­ ва и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс; с дру­ гой стороны, — юродивая про­ поведь «непротивления злу» насилием. С одной стороны, са­ мый трезвый реализм, срыва- нье всех и всяческих масок; — с другой стороны, проповедь одной из самых гнусных вещей, какие только есть на свете, именно: религии...» (Соч.. т. 15, стр. 180). Противоречия мировоззрения Толстого наглядно видны и в его эпопее «Воина и мир». И здесь главным героем выступа­ ет народ. На огромном холсте писатель воссоздал картины ге­ роических сражений русских патриотов за свою Родину, свя­ зал в один сюжетный узел де­ сятки самых различных челове­ ческих судеб, с присущим ему высоким мастерством показал народность войны против наше­ ствия Наполеона. Но оставаясь верным своим взглядам, он со­ здал образ Платона Каратаева — человека, перенесшего в го­ дину войны немало страданий, но так и не нашедшего у себя ни силы, ни желания проявить хоть какую-нибудь активность, чтобы противостоять преврат­ ностям судьбы. Эта толстовско- каратаевская проповедь непро­ тивления злу, принятие мира таким, как он есть, была осуж­ дена прогрессивной критикой. Второе крупное полотно1Тол- стого — роман «Анна Карени­ на» изображает гнусность эк- Языком J I . Н. Толстого о «свободном» мире сплуататорского строя в обла­ сти морали, нравственности, семьи. В образе главной герои­ ни произведения читатель уви­ дел женщину, восставшую про­ тив условностей старого мира, в котором человек рассматри­ вается как собственность, отста­ ивающую свободу личности. Своей высшей точки обличи­ тельный пафос Толстого достиг в романе «Воскресение» (I899 год). В нем социальное устрой­ ство царской России, его бюро­ кратическая государственная машина были подвергнуты уни­ чтожающему разоблачению, беспощадной критике. И, что очень показательно, опозорен­ ная, искалеченная ударами судьбы Катюша Маслова нахо­ дит спасение в стане револю­ ционеров, тех, которые шли за народ против господ. В огромном наследстве Тол­ стого — романы, рассказы, пье­ сы, наполненные глубокой мыс­ лью и сверкающие тонким ори­ гинальным мастерством. Извест­ но, что Мопассан, прочитав толстовскую повесть «Смерть Ивана Ильича», с грустью за­ метил, что все его десять томов . после этого ничего не стоят. В публицистических статьях последних лет своей жизни пи­ сатель гневно осуждал амери­ канских и английских колони­ заторов, порабощавших народы Африки, Филиппин. Китая. Толстой известен всему миру. Его книги переведены на мно­ гие языки больших и малых народов, их читают в самых дальних уголках земли. Его ху­ дожественные открытия оказа­ ли огромное воздействие иа всю мировую литературу. О значении творчества Тол­ стого для пнсателей-реалистов всего мира очень~хорошо ска­ зал выдающийся немецкий реа­ лист Томас Манн: «Мощь его повествовательного искусства ни с чем не сравнила; каждое .соприкосновение с ним... влива­ ет в талант, обладающий вос- п р и и мчиво- стью, потоки си* лы, бодрости, п е р возданной свежести. Не о подражании идет здесь речь — разве можно подражать са­ мой Силе? Уче­ ничество, если оно подлинное, никогда не про­ является откры­ то; под влияни­ ем Толстого- мастера можно создать произ­ ведения искус­ ства, по духу и форме очень не­ схожие друг с другом и преж­ де всего несхо­ жие с теми, ка­ кие создавал он сам. Но подоб­ но тому, как он сам, Антей, при каждом прико­ сновении к матери-земле об­ ретал в себе крепость изуми­ тельного художника, так и для нас его могучее безискусствен- ное творчество — это сама зем­ ля, сама природа, появившаяся в новом обличье; перечитывать его... значит спасаться от со­ блазнов манерности и болезнен­ ной игры, возвращаться к исто­ кам естественности и здоровья, находить естественное и здоро­ вое в самих себя...» Волнующие произведения Льва Николаевича Толстого, с большой художественной си­ лой запечатлевшие прошлое на­ шей Родины, с огромным инте­ ресом читают советские люди, строящие на земле, где жили и страдали герои произведений великого писателя, счастливую и свободную жизнь. И. ЕФРЕМОВ. Увлечение На нашем траулере «Моржовец» и интерес Члены саипостов — хйдамшь* С I (AVH sI II V \ b l ! I P \ ч О ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ ИМЕНИ С. М. КИРОВА. Сегод- • помощник 27 человек состоит членами обще- мастера по добыче В. С. Михай- ства ДОСААФ. Все они аккуратно лов, матрос А. В. Яковлев и дру- платят членские взносы, активно гие систематически следят за чи- участвуют в работе кружков. стотой жилых и служебных поме- Особенно члены команды увле- щений, камбуза, каются стрельбой иа мелкокали- Большое внимание уделяется берной винтовки. Мы уже сдали подготовке сигнальщиков и сгар- документы на присвоение разряда шин шлюпок. Уже проведено шесть 12 морякам. Лучших результатов занятий. Занятия ведут старший в этом виде спорта достигли кон- помощник капитана В. А. Алфе- сервный мастер И. К. Гурбов и ртьев и я. Хорошие знания пока- второй помощник капитана Ю. 3. зывают матросы В. И. Костяков, Жирихин. Н. 3. Виноградов и ряд других На корабле организованы два товарищей. саииоста под руководством пред- г КУВШИНОВ, помощник седателя общества Красный * _______ _____ Крест третьего штурмана В. А. «онмриого мастер, пред Нарышкина. седатель обществ*: ДОСААФ. Релакюр Ь. ФЕДОРОВ. ня — танцевальный вечер В ки- «Участок «Б». Для де- Я нозале В тей завтра — «Орленок», начало Й 2 и 14 часов. '~ 4 в 1 © ОБЛДРАМТЕАТР ( в поме- j щении Дворца культуры имени •} С. .М. Кирова). Завтра утром и \ вечером — «Юстина». © КИНОТЕАТР «РОДИНА», j Розовый зал — «Пиковая дама», ! начало в 10-30, 12-30, 16-30, я 18-30, 22-30 и «Хлеб и розы», на- чало в 14-30 и 20-30. Голубой зал — «Фуркат», начало в 10, 11-50, % 13-40, 17-20. 19-10, 22-45 и «Под- {} водные рифы», начало в 15-30, | 21-00. Для детей завтра — «Два капитана», начало в 8-30 и 9 ча- v 0 «СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ». $ сов. Розовый зал — «Судья». Зеленый $ зал — «Фуркат». Малый зал — jjj «Путь в высшее общество». Для # детей завтра — «Кошкин дом», начало в 9 часов. © ДОМ КУЛЬТУРЫ Ж Е Л Е З ­ НОДОРОЖНИКОВ ИМЕНИ 40- ЛЕТИЯ ОКТЯБРЯ. Сегодня — «Мост перейти нельзя». Завтра — «Испытательный срок». Для детей сегодня — «Тимур и его коман- | да», начало в 14 часов. © КЛУБ МОРЯКОВ. Сегодня Я — «Испытательный срок». Завтра \$ «Власть тьмы». «Живой труп». «Плоды просвещения» ^ ‘ Г з а в т ^ - ™ Поветь**'о ^.а- % кис. Чистякова. Фотохроника ТАСС стоящем человеке», начало в 12 часов. ОБЩЕСТВО РАЦИОНАЛИЗАТОРОВ, ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СОВЕТ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ «МУРМАНСЕЛЬДЬ* ОБЪЯВЛЯЮ Т КОНКУРС на разработку станка или механизированного приспособления для производства _ ПОЛУПОТРОШЕНИЯ СЕЛЬДИ До *сих пор процесс обработки сельди в bi ^ летний период производится полупотрошением вручную. Та- $ кой метод трудоемок и малопроизводшелен. ТРЕБУЕТСЯ: разработать станок или механизированное приспособление, удовлетворяющее следующим требованиям: I) Простота конструкции, малый вес и габариты v2) Привод от электромотора 3) Производительность не менее 60 рыбин в минуту 4) Обслуживание — не более двух человек 5) Конструкция должна быть съемной. Предлагаемое приспособление должно нанести прямой или ^ треугольный разрез на сельди, не доходя до позвоночника в *ф районе грудных плавников с частичным удалением внутренно- ^ стен или содержимого желудка. Разрез должен быть в пре- ^ делах 10—12 мм от основания грудных плавников. Высота ^ разреза не более 40 мм. Разрез сельди 27—35 сантиметров. ^ Конкурс закрытого типа, т. е. предложения следует пода- ^ вать под девизом, а в отдельном конверте с этим же деви­ зом указать данные автора предложения. В конкурсе могут принять участие все желающие, индней. jj дуально или коллективно. Срок представления материалов на конкурс устанавливается с 15 октября по 31 декабря 1960 года. За лучшие принятые предложения устанавливаются премии: 1 первая премия . . . . 5 тысяч рублей 2 вторых премии . . . по 3 тысячи рублей 3 третьих премии » • . по 1,5 тысячи рублей Предложения направлять по адресу: г. Мурманск, управ- g ленне «Мурмансельдь», на конкурс. Указать девиз автора. Справки по вопросам конкурса можно получить в отделе L обработки управления «Мурмансельдь». Жюри конкурса. УУУУУХУУУУУУУ^У^УЖУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУХУУУУУУУУУУУУУуУУУ^^У^^' № V \\W V V \W Газета выходи? по вторникам, четвергам и субботам |Адрес редакции: Комсомольская улица, дом № 4в Телефоны: зам. редактора, отв. секретарь, отделы культуры и быта, писем — ATG рыбного порта 2*75 и 28-87, партийной жизни, промышленный — 4-33, бухгалтерия — 3-96, редактор — 20-99. -______ Типография «Полярная правда» Зак. 4871 Тир. 4870 ПН 00677

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz