Рыбный Мурман. 1960 г. Ноябрь.

Заботливая хозяйка В ы ч е р к н у ггый и з в с е х с п и с к о в Много лет работает поваром в траловом флоте Раиса Карповна Борблик. И на каком бы корабле она ни была, везде о ней так от­ зываются моряки: «Хороший по­ вар, заботливая хозяйка». И это не случайно, на камбузе она действительно хозяйка. Кругом чистота и порядок. Она готовит вкусные обеды. Вы видите Раису Карповну на снимке за работой на плавбазе «Иркутск». А если зайти в салон ллазбазы, то можно увидеть ее портрет на Доске почета. В. КУЗЬМИН, матрос плав­ базы «Северодвинск». Окончание. Начало см. на 2 странице. — Понимаешь, такое дело! Надо вскрыть все рамовые под­ шипники. Сам знаешь — рабо* та большая, а ребята из ма- шинной команды тоже отдох­ нуть хотят, а тут еще старший машинист списался. Прямо бе- да! А я вижу, ты шаландзешь- ся по причалу... Может, посо­ бишь? Женя немногословен. Он уже спускается в машинное отде­ ление, предварительно накинув на плечи чью-то засаленную спецовку. Здесь он в родной стихии. Движения рук нетороп­ ливы и точны, работает он увлеченно и споро. Не заметил даже, что подошло время обеда. Но повар о нем не за­ был: — Женя, иди скорей, борщ стынет! Он с сожалением снимает спецовку, долго плещется около умывальника, затем входит в салон. Матросы не удивля­ ются, видя, как он садчтся за стол рядом с ними, хотя они прекрасно знают, что его в списке команды нет. Даже больше того. Матросы знают, что этот человек давно уже вообще... вычеркнут из всех списков. А он живет, причем совсем рядом с нами. Я с ним по­ знакомился недавно, недели две назад. Как-то в редакцию зашел мо­ лодой парень. Видимо, по­ явился он здесь впервые, о чем говорил его немного сму­ щенный вид. Представился: *сНил Колежко, старший мас­ тер по добыче с траулера «Свет». — Знаете, — горячо загово­ рил Нил, — человеку помочь надо. Работать хочет, а ни­ где не может устроиться. — И давно этот человек не работает? — Десять лет... Слова парня ззучали почт фантастически. Еще бы! В на­ шей стране, да еще в Запо­ лярье, где так дорога каждая пара рабочих рук, и вдруг здо­ ровый человек в течение деся­ ти лет не работает. Нет, тут что-то не так! Однако через день Нал сно­ ва пришел в редакцию и при­ нес с собой документы Евге­ ния Головко (сам он не мог выйти из порта, потому что у него нет пропуска). И вот пе­ редо мной давно просроченный паспорт, трудовая книжка. По­ следняя запись в ней сделана в 1950 году: «Евгений Головко плавал на РТ-28 кочегаром. Уволен из тралового флота за самовольное оставление рабо­ ты». Больше никаких записей... После всего этого я уже не мог не встретиться с Евгением Головко. Без особого труда я нашел его на траулере «Свет» в машинном отделении, где сн Еще один „новосел" | | нтересные данные привела в “ своем выступлении на состо­ явшемся недавно совещания по акклиматизации лососевых дирек­ тор центральной производственно­ акклиматизационной станции тов. Кулакова. За последнее десятилетие с Со­ ветском Союзе осуществлена 2521 пересадка рыб в 1353 водоема. Пересажено свыше одного милли­ арда штук оплодотворенных ик­ ринок. 800 миллионов личиной и мальков, более 30 миллионов се­ голетков и годовиков, три мил­ лиона штук разновозрастен мо­ лоди и производителей рыб и И миллионов штук кормовых бес­ позвоночных. . В результате этих работ во мно­ гих водоемах страны созданы про­ мысловые стада акклиматизируе­ мых рыб. Черноморская кефаль стала объектом рыбного промыс­ ла в Каспийском море. Успешно акклиматизирован аральский шип в озере Балхаш, балтийская са­ лака и каспийская севрюга в Аральском море, севанская форель в озере Иссык-Куль, ряпушка, ри­ пус, сиг в озерах Урала и Запад­ ной Сибири, лещ и судак в Ново­ сибирском водохранилище. Общая добыча акклиматизиро­ ванных во внутренних водоемах рыб составляет в настоящее время свыше 100 тысяч центнеров в год. В большом объеме работ по ак­ климатизации серьезное внима­ ние уделяется горбуше*и кете. Мы рады, что работники нашей станции сумели найти правильное решение сложного вопроса транс­ портировки икры с Дальнего Во­ стока на Мурман. Контейнеры, из- готошемные по нашим чертежам из пенопласта рабочими Абрам- мысеких судоремонтных мастер­ ских. позволили резко сократить отходы икры и тем самым со­ здали предпосылки для успеха акклиматизации горбуши в бассейнах Бе­ лого и Баренцев»! мо­ рей. Следует отметить, что работни­ ки Мурманского совнархоза шля навстречу нашим запросам п про­ делали большую работу по строи­ тельству и реконструкции рыбо­ водных заводов, но подкормке мо­ лоди. выделению необходимых де­ нежных средств и т. д. \ - Сейчас в порядке э&слсримента с Дальнего Востока на побережье Баренцева моря доставлено девять живых самок камчатского краба и три миллиона штук его икры. Ес­ ли эта опытная работа удастся, тогда бассейн Баренцева моря бу­ дет иметь еще одного нового по­ селенца. ВЫСТУПЛЕНИЙ МУРМАНА «ДЕЛО ЗА ВАМИ, МОРЯКИ!» Под таким заголовком в газете от 24 сентября в корреспонден­ ции начальника участка холодно­ го копчения коптильного цеха Мурманского рыбокомбината тов. Фролова отмечались недостатки в доставке рыбы и заготовке дров, годных для приготовления копченостей хорошего качества. Как сообщили в редакцию за­ меститель начальника производ­ ственного отдела тралового флота тов. Калашников и директор ры­ бокомбината тов. Сазыкин, ука­ занные факты имели место. Для устранения отмеченных не­ достатков на траулерах прово­ дится техническая учеба по об­ работке рыбы* А на траулерах типа «Кремль» внедрен бочковый посол окуня — специально для копчения. «ПРЕДУПРЕДИТЬ АВАРИИ» Под таким заголовком в за­ метке, опубликованной 18 октяб­ ря, отмечались недостатки в обес­ печении средних рыболовных траулеров гирокомпасами и ра­ диолокаторами. Главный капитан управления рыбной промышленности тов. Бе­ ликов сообщает, что указанные недостатки имеют место. Это про­ изошло ввиду того, что выпус­ каемые в настоящее время элек- трорадионавигационные приборы громоздки и их невозможно уста­ навливать на судах типа СРТ. • Управлением рыбной промыш­ ленности поставлен вопрос перед Госпланом СССР о разработке ма­ логабаритного радиолокатора, удобного для установки на мало, тоннажных судах. «ЩЕДРОСТЬ... ЗА СЧЕТ ГОСУДАРСТВА» Как сообщил директор Мурман­ ского рыбокомбината тов. Сазы­ кин, факты, указанные в заметке под таким заголовком, опублико­ ванной 18 октября,, имели место. За приписку в товаро-транс- портных накладных мастер хо­ лодильного завода Л 2 тов. Его. чин и кладовщик того же завода тов. Гордина на три месяца пере­ ведены на нижеоплачиваемую ра­ боту. Руководители предприятий ком­ бината, главные и старшие бух­ галтеры обязаны лично проверять правильность заполнения путевок и накладных. Лица, допускающие приписки, будут привлекаться к административной ответственно­ сти. добровольно помогал команде ремонтировать механизмы. Вот вкратце история, кото­ рою рассказал Евгений, Не­ сколько лет он плавад па су­ дах тралового флота. Был при­ лежным кочегаром, даже полу­ чал благодарности от началь­ ника флота. Все шло хорошо, жизнь казалась интересной. Од­ нажды, когда его судно было уже готово дать прощальлые гудки и отправиться снола на промысел, с ним случилась бе­ да. При проверке обнаружи­ лось, что у кочегара просрочен паспорт — в море он не по­ шел. В порту надо было срочно оформить новый паспорт, по тут «друзья», выпивки... Вре­ мя шло. Головко не пошел и в следующий рейс, а затем и вообще был списан из флота. Жизнь стала совсем иной. Без документов, без прописки бывший кочегар скитался, где попало. Потом суд. За нару­ шение паспортного режима Головко должен был отбыть положенное наказание, но вско­ ре его освободили по амнистии. Однако жизнь от этого ье улучшилась. И раньше Евге­ ний был несколько замкнутым по характеру, а теперь и совсем одичал. Он прочно обосновал­ ся в рыбном порту и не выхо­ дил оттуда семь лет. Порт стал буквально его родным домом. Среди моряков он чувствопал себя, как среди близких ему людей. Они не запрещали ему помогать им в ремонте ма­ шин, а впоследствии, привык­ нув к нему, стали сами про­ сить его о помощи во время -стоянок корабля в порту. Ев­ гений с удовольствием брался за любое дело. За это моря­ ки его кормили, одевали, у них он и жил. Уже после обо всем эгом примерно одно и то же расска­ зывали многие моряки, когда речь заходила о Головко. Но особенно теп-по о нем отшза- ются старшие механики Нико­ лай Константинович Тютез, Ни­ колай Трофимович Кулик и дру­ гие работники береговых бри­ гад, где чаще всего бывает Евгений. — За эти годы, — утверж­ дают они, — Головко !j3 коче­ гара превратился в механика- универсала. Он отличчо изу­ чил машины всех систем, кото- .рые имеются на судах трало­ вого флота, и может теперь собрать и разобрать любую машину. — А самое главное, — ска­ зал мастер по орудиям лова береговых бригад Георгий Оси­ пович Литопаха, — я четыре года его знаю и ни оаэу не вндел выпившим. Видать, жизнь заставила его одуматься! По всему видно, прав Геор­ гий Осипович. Головко давно уже мечтает о работе, причем очжиже именно в траловом флоте, где ему все близко и хорошо зна­ комо. И будь он человеком активным, он давно бы уже на­ шел правильную дорогу, а не только мечтал о ней. Но в этом-то и беда его. Помочь же ему по-настоящему никто не пытался. Весной этого года он был задержан милицией на одном из судов, стоящих в порту. Руководитель охраны порта тов. Иванов, увидев, что пе­ ред ним не жулик, не «бич», а просто человек, совершивший когда-то ошибку и давно рас­ каявшийся в этом, решил по­ мочь ему. Он помог оформить ему временный паспорт, воен­ ный билет, попытался было уст­ роить Головко работать на ры­ бокомбинат, но ; дело это до конца не довел, а вскоре и со­ всем забыл о нем. А что же Евгений? Он то­ же попытался взять свою судь­ бу в свои руки. Получив воз­ можность выйти из порта, он сам пошел в отдел кадроз тра­ лового флота с просьбой взять его на какое-нибудь судно кем угодно. Его не взяли. Ненова Головко скитается по судам в порту, по-прежнему ею можно видеть то в одном, то в другом машинном отделе­ нии, потому что он не может сидеть без дела. Ведь трудить­ ся — естественная потребность каждого человека. Теперь за дело взялчеъ мо­ ряки траулера «Свет». Они близко к сердцу приняли судь­ бу Евгения. Об этом свиде­ тельствует письмо, которое ле­ жит сейчас передо мной. Его подписали пятнадцать членов экипажа. Здесь и подпись пер­ вого помощника капитана, и старшего механика, матоосов и кочегаров. Все они просят об одном, чтобы им разреши-, ли взять в очередной рейс Ев­ гения Г оловко . На судне ос- робождается должность маши­ ниста, вот на эту должность моряки и просят зачислить Ев ­ гения в их экипаж. А чго ка­ сается его старых ошибок де­ сятилетней давности, так кол­ лектив ручается, что их под* шефный больше подобного не гоатернт. Кстати, письмо моряков тра­ улера «Свет» попало не соа« сем по назначению. В его правом углу четко написач ад­ рес: заместителю начальника трыового флота товарищу За- курдаеву. Однако раз уж мо­ ряки принесли письмо в редак­ цию, то умолчать о нем было нельзя. Вот и вся история о бывшем моряке Евгении Головко. Ясно, что теперь уж недалек тэт день, когда он снова появится в списках тружеников. В. СТОРУБЛЕНХОВ. К с „Кировск“ В Мурманском книжном издательстве вышла в свет книга В. Ми­ хеева и В. Смирнова «Кировск». Книга представляет собой очерк об истории строительства одного из лучших городов Советского Запо­ лярья. Авторы очерка начинают свое повествование с момента при­ хода в Хибинскую тундру первых разведчиков недр, дают карти­ ну развития производства апатитового концентрата от опытных бу* ровых скважин до мощного комбината «Апатит». Глава «Научный центр Заполярья» посвящена ученым Кольского филиала Академии наук СССР. В других разделах рассказывается о росте пригородных поселков, о дальнейшем расширении произвол* ственных мощностей комбината «Апатит» — ударной стройки боль­ шой химии. В заключительной главе показаны ближайшие перспективы разви­ тия городского хозяйства и про­ мышленности Кировска. Книга бо­ гато иллюстрирована фотоснимка­ ми. Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. Руководство сельдяного флота, партийный и базовый ко­ митеты с глубоким прискорбием сообщают, что 13 ноября 1960 года скоропостижно скончался бывший яатти-нястав- НВ.К «Мурмюсельди», нъш-е пенсионер Борис Павлович ■ ЗАВГОРОДНИЯ и выражают глубокое соболезнование семье покойного. Газета четвергам выходит по вторникам! |Адрес редакции: Комсомольская улица, дом № 4. Телефоны: зам. редактора, отв. секретарь, отделы культуры и быта, писем 1 с и субботам | рыбного порта 2-75 и 28-87, партийной жизни, промышленный — 4-33, бухгалтерия — 3-96, . редактор — 20-99. - АТО Типография «Полярная правда» Зак. 4869 Тир. 4870 ПН 00652

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz