Рыбный Мурман. 1960 г. Ноябрь.
Заботливая хозяйка В ы ч е р к н у ггый и з в с е х с п и с к о в Много лет работает поваром в траловом флоте Раиса Карповна Борблик. И на каком бы корабле она ни была, везде о ней так от зываются моряки: «Хороший по вар, заботливая хозяйка». И это не случайно, на камбузе она действительно хозяйка. Кругом чистота и порядок. Она готовит вкусные обеды. Вы видите Раису Карповну на снимке за работой на плавбазе «Иркутск». А если зайти в салон ллазбазы, то можно увидеть ее портрет на Доске почета. В. КУЗЬМИН, матрос плав базы «Северодвинск». Окончание. Начало см. на 2 странице. — Понимаешь, такое дело! Надо вскрыть все рамовые под шипники. Сам знаешь — рабо* та большая, а ребята из ма- шинной команды тоже отдох нуть хотят, а тут еще старший машинист списался. Прямо бе- да! А я вижу, ты шаландзешь- ся по причалу... Может, посо бишь? Женя немногословен. Он уже спускается в машинное отде ление, предварительно накинув на плечи чью-то засаленную спецовку. Здесь он в родной стихии. Движения рук нетороп ливы и точны, работает он увлеченно и споро. Не заметил даже, что подошло время обеда. Но повар о нем не за был: — Женя, иди скорей, борщ стынет! Он с сожалением снимает спецовку, долго плещется около умывальника, затем входит в салон. Матросы не удивля ются, видя, как он садчтся за стол рядом с ними, хотя они прекрасно знают, что его в списке команды нет. Даже больше того. Матросы знают, что этот человек давно уже вообще... вычеркнут из всех списков. А он живет, причем совсем рядом с нами. Я с ним по знакомился недавно, недели две назад. Как-то в редакцию зашел мо лодой парень. Видимо, по явился он здесь впервые, о чем говорил его немного сму щенный вид. Представился: *сНил Колежко, старший мас тер по добыче с траулера «Свет». — Знаете, — горячо загово рил Нил, — человеку помочь надо. Работать хочет, а ни где не может устроиться. — И давно этот человек не работает? — Десять лет... Слова парня ззучали почт фантастически. Еще бы! В на шей стране, да еще в Запо лярье, где так дорога каждая пара рабочих рук, и вдруг здо ровый человек в течение деся ти лет не работает. Нет, тут что-то не так! Однако через день Нал сно ва пришел в редакцию и при нес с собой документы Евге ния Головко (сам он не мог выйти из порта, потому что у него нет пропуска). И вот пе редо мной давно просроченный паспорт, трудовая книжка. По следняя запись в ней сделана в 1950 году: «Евгений Головко плавал на РТ-28 кочегаром. Уволен из тралового флота за самовольное оставление рабо ты». Больше никаких записей... После всего этого я уже не мог не встретиться с Евгением Головко. Без особого труда я нашел его на траулере «Свет» в машинном отделении, где сн Еще один „новосел" | | нтересные данные привела в “ своем выступлении на состо явшемся недавно совещания по акклиматизации лососевых дирек тор центральной производственно акклиматизационной станции тов. Кулакова. За последнее десятилетие с Со ветском Союзе осуществлена 2521 пересадка рыб в 1353 водоема. Пересажено свыше одного милли арда штук оплодотворенных ик ринок. 800 миллионов личиной и мальков, более 30 миллионов се голетков и годовиков, три мил лиона штук разновозрастен мо лоди и производителей рыб и И миллионов штук кормовых бес позвоночных. . В результате этих работ во мно гих водоемах страны созданы про мысловые стада акклиматизируе мых рыб. Черноморская кефаль стала объектом рыбного промыс ла в Каспийском море. Успешно акклиматизирован аральский шип в озере Балхаш, балтийская са лака и каспийская севрюга в Аральском море, севанская форель в озере Иссык-Куль, ряпушка, ри пус, сиг в озерах Урала и Запад ной Сибири, лещ и судак в Ново сибирском водохранилище. Общая добыча акклиматизиро ванных во внутренних водоемах рыб составляет в настоящее время свыше 100 тысяч центнеров в год. В большом объеме работ по ак климатизации серьезное внима ние уделяется горбуше*и кете. Мы рады, что работники нашей станции сумели найти правильное решение сложного вопроса транс портировки икры с Дальнего Во стока на Мурман. Контейнеры, из- готошемные по нашим чертежам из пенопласта рабочими Абрам- мысеких судоремонтных мастер ских. позволили резко сократить отходы икры и тем самым со здали предпосылки для успеха акклиматизации горбуши в бассейнах Бе лого и Баренцев»! мо рей. Следует отметить, что работни ки Мурманского совнархоза шля навстречу нашим запросам п про делали большую работу по строи тельству и реконструкции рыбо водных заводов, но подкормке мо лоди. выделению необходимых де нежных средств и т. д. \ - Сейчас в порядке э&слсримента с Дальнего Востока на побережье Баренцева моря доставлено девять живых самок камчатского краба и три миллиона штук его икры. Ес ли эта опытная работа удастся, тогда бассейн Баренцева моря бу дет иметь еще одного нового по селенца. ВЫСТУПЛЕНИЙ МУРМАНА «ДЕЛО ЗА ВАМИ, МОРЯКИ!» Под таким заголовком в газете от 24 сентября в корреспонден ции начальника участка холодно го копчения коптильного цеха Мурманского рыбокомбината тов. Фролова отмечались недостатки в доставке рыбы и заготовке дров, годных для приготовления копченостей хорошего качества. Как сообщили в редакцию за меститель начальника производ ственного отдела тралового флота тов. Калашников и директор ры бокомбината тов. Сазыкин, ука занные факты имели место. Для устранения отмеченных не достатков на траулерах прово дится техническая учеба по об работке рыбы* А на траулерах типа «Кремль» внедрен бочковый посол окуня — специально для копчения. «ПРЕДУПРЕДИТЬ АВАРИИ» Под таким заголовком в за метке, опубликованной 18 октяб ря, отмечались недостатки в обес печении средних рыболовных траулеров гирокомпасами и ра диолокаторами. Главный капитан управления рыбной промышленности тов. Бе ликов сообщает, что указанные недостатки имеют место. Это про изошло ввиду того, что выпус каемые в настоящее время элек- трорадионавигационные приборы громоздки и их невозможно уста навливать на судах типа СРТ. • Управлением рыбной промыш ленности поставлен вопрос перед Госпланом СССР о разработке ма логабаритного радиолокатора, удобного для установки на мало, тоннажных судах. «ЩЕДРОСТЬ... ЗА СЧЕТ ГОСУДАРСТВА» Как сообщил директор Мурман ского рыбокомбината тов. Сазы кин, факты, указанные в заметке под таким заголовком, опублико ванной 18 октября,, имели место. За приписку в товаро-транс- портных накладных мастер хо лодильного завода Л 2 тов. Его. чин и кладовщик того же завода тов. Гордина на три месяца пере ведены на нижеоплачиваемую ра боту. Руководители предприятий ком бината, главные и старшие бух галтеры обязаны лично проверять правильность заполнения путевок и накладных. Лица, допускающие приписки, будут привлекаться к административной ответственно сти. добровольно помогал команде ремонтировать механизмы. Вот вкратце история, кото рою рассказал Евгений, Не сколько лет он плавад па су дах тралового флота. Был при лежным кочегаром, даже полу чал благодарности от началь ника флота. Все шло хорошо, жизнь казалась интересной. Од нажды, когда его судно было уже готово дать прощальлые гудки и отправиться снола на промысел, с ним случилась бе да. При проверке обнаружи лось, что у кочегара просрочен паспорт — в море он не по шел. В порту надо было срочно оформить новый паспорт, по тут «друзья», выпивки... Вре мя шло. Головко не пошел и в следующий рейс, а затем и вообще был списан из флота. Жизнь стала совсем иной. Без документов, без прописки бывший кочегар скитался, где попало. Потом суд. За нару шение паспортного режима Головко должен был отбыть положенное наказание, но вско ре его освободили по амнистии. Однако жизнь от этого ье улучшилась. И раньше Евге ний был несколько замкнутым по характеру, а теперь и совсем одичал. Он прочно обосновал ся в рыбном порту и не выхо дил оттуда семь лет. Порт стал буквально его родным домом. Среди моряков он чувствопал себя, как среди близких ему людей. Они не запрещали ему помогать им в ремонте ма шин, а впоследствии, привык нув к нему, стали сами про сить его о помощи во время -стоянок корабля в порту. Ев гений с удовольствием брался за любое дело. За это моря ки его кормили, одевали, у них он и жил. Уже после обо всем эгом примерно одно и то же расска зывали многие моряки, когда речь заходила о Головко. Но особенно теп-по о нем отшза- ются старшие механики Нико лай Константинович Тютез, Ни колай Трофимович Кулик и дру гие работники береговых бри гад, где чаще всего бывает Евгений. — За эти годы, — утверж дают они, — Головко !j3 коче гара превратился в механика- универсала. Он отличчо изу чил машины всех систем, кото- .рые имеются на судах трало вого флота, и может теперь собрать и разобрать любую машину. — А самое главное, — ска зал мастер по орудиям лова береговых бригад Георгий Оси пович Литопаха, — я четыре года его знаю и ни оаэу не вндел выпившим. Видать, жизнь заставила его одуматься! По всему видно, прав Геор гий Осипович. Головко давно уже мечтает о работе, причем очжиже именно в траловом флоте, где ему все близко и хорошо зна комо. И будь он человеком активным, он давно бы уже на шел правильную дорогу, а не только мечтал о ней. Но в этом-то и беда его. Помочь же ему по-настоящему никто не пытался. Весной этого года он был задержан милицией на одном из судов, стоящих в порту. Руководитель охраны порта тов. Иванов, увидев, что пе ред ним не жулик, не «бич», а просто человек, совершивший когда-то ошибку и давно рас каявшийся в этом, решил по мочь ему. Он помог оформить ему временный паспорт, воен ный билет, попытался было уст роить Головко работать на ры бокомбинат, но ; дело это до конца не довел, а вскоре и со всем забыл о нем. А что же Евгений? Он то же попытался взять свою судь бу в свои руки. Получив воз можность выйти из порта, он сам пошел в отдел кадроз тра лового флота с просьбой взять его на какое-нибудь судно кем угодно. Его не взяли. Ненова Головко скитается по судам в порту, по-прежнему ею можно видеть то в одном, то в другом машинном отделе нии, потому что он не может сидеть без дела. Ведь трудить ся — естественная потребность каждого человека. Теперь за дело взялчеъ мо ряки траулера «Свет». Они близко к сердцу приняли судь бу Евгения. Об этом свиде тельствует письмо, которое ле жит сейчас передо мной. Его подписали пятнадцать членов экипажа. Здесь и подпись пер вого помощника капитана, и старшего механика, матоосов и кочегаров. Все они просят об одном, чтобы им разреши-, ли взять в очередной рейс Ев гения Г оловко . На судне ос- робождается должность маши ниста, вот на эту должность моряки и просят зачислить Ев гения в их экипаж. А чго ка сается его старых ошибок де сятилетней давности, так кол лектив ручается, что их под* шефный больше подобного не гоатернт. Кстати, письмо моряков тра улера «Свет» попало не соа« сем по назначению. В его правом углу четко написач ад рес: заместителю начальника трыового флота товарищу За- курдаеву. Однако раз уж мо ряки принесли письмо в редак цию, то умолчать о нем было нельзя. Вот и вся история о бывшем моряке Евгении Головко. Ясно, что теперь уж недалек тэт день, когда он снова появится в списках тружеников. В. СТОРУБЛЕНХОВ. К с „Кировск“ В Мурманском книжном издательстве вышла в свет книга В. Ми хеева и В. Смирнова «Кировск». Книга представляет собой очерк об истории строительства одного из лучших городов Советского Запо лярья. Авторы очерка начинают свое повествование с момента при хода в Хибинскую тундру первых разведчиков недр, дают карти ну развития производства апатитового концентрата от опытных бу* ровых скважин до мощного комбината «Апатит». Глава «Научный центр Заполярья» посвящена ученым Кольского филиала Академии наук СССР. В других разделах рассказывается о росте пригородных поселков, о дальнейшем расширении произвол* ственных мощностей комбината «Апатит» — ударной стройки боль шой химии. В заключительной главе показаны ближайшие перспективы разви тия городского хозяйства и про мышленности Кировска. Книга бо гато иллюстрирована фотоснимка ми. Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. Руководство сельдяного флота, партийный и базовый ко митеты с глубоким прискорбием сообщают, что 13 ноября 1960 года скоропостижно скончался бывший яатти-нястав- НВ.К «Мурмюсельди», нъш-е пенсионер Борис Павлович ■ ЗАВГОРОДНИЯ и выражают глубокое соболезнование семье покойного. Газета четвергам выходит по вторникам! |Адрес редакции: Комсомольская улица, дом № 4. Телефоны: зам. редактора, отв. секретарь, отделы культуры и быта, писем 1 с и субботам | рыбного порта 2-75 и 28-87, партийной жизни, промышленный — 4-33, бухгалтерия — 3-96, . редактор — 20-99. - АТО Типография «Полярная правда» Зак. 4869 Тир. 4870 ПН 00652
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz