Рыбный Мурман. 1960 г. Ноябрь.

КОММУНИСТЫ В П Е Р ЕДИ ! В ДРУЖНОЕ ТРУДОВОЙ семье Они полюбили море Е с л и ч е л о в е к в б е д е . Сейчас траулер «Анатолий Бре­ дов» стоит в доке. Но его экипаж, как и раньше, про­ должает упорно трудиться. Моря­ кам хочется, что­ бы судно скорее снова вышло на. промысел. И как всегда, в числе самых ста­ рательных коче­ гаров — Чеслав Хицинский. Он ма­ стер на все руки. В одном из рей­ сов, например, он успешно работал машинистом рыбо­ мучной установки. На снимке: Ч. Хицинский. □ •-'■ивававаавававанввмваавввиваваавввыввааввваававввваавввввввваи! iBiBBiBBBai'^ 12 э то—с ло во В сентябре было трудно, г Под угрозой срыва находился § месячный план. На открытом партийном собрании выступил Е с подробным анализом работы Ц экипажа среднего траулера = № 161 секретарь парторгани- I зации этого судна матрос Ми- I хайл Алексеевич Новоселов. I Был он немногословен, но лю- I ди слушали его с большим Е вниманием. — Дело говорит! — сказал 1 старший механик Шикин. Именно механикам было осо- 5 бенно обидно: двигатели и зсе | с\довые механизмы работают = отлично, а уловы сельди — по- = стоянно низкие... Новоселов подверг критике судоводительский состав трсу- | лера. За примерами далеко ходить не надо. Вот вопрос с z сетями — Сети у нас старые, — ю- ворит Новоселов, — пробуем z экономить, да неверным путем идем. Нужно в короткий срок £ ж заменить новыми, а из ста- г рых взять все, что еше годится = для работы. Или эхолот. Ведь г он v нас не работает. Моряки не только согласи­ лись с секретарем парторгани­ зации. От слов перешли к де­ лу. За 5 дней было заменено около 50 сетей. Из них 10 пол­ ностью отремонтированы, они пригодны для дальнейшего ло­ ва сельди. Отремонтирован своими силами и эхолот. Уло­ вы резко повысились. Уважают Михаила Алексеевича товарищи по труду. Добросовестны^, всегда спокойный, Но­ воселов трудится примерно, требовательно относясь к се­ бе, к другим. Производст­ венная и общественная жизнь экипажа даже в мелких под­ робностях не ускользает от него. Матросы всегда помога­ ют друг другу, мастерам лова, обработки сельди. И вот ре­ зультаты: предпоследний груз — около 80 тонн сельди — был сдан сортностью 98 процентов. И в этом заслуга не только мастера по обработке сельди, коммуниста Куткова, но и бон­ даря Листопада. Ведь из 930 бочек только 10 оказались бес- тузлучными. Бондарь Листопад готовится стать кандидатом партии. Ему помогает Новоселов.' РАДОСТНОЕ СОБЫТИЕ Недавно в моей жизни произо­ шло два знаменательных собы­ тия, о которых я не могу не расска­ зать. Я пришел в траловый флот из рядов Советской Армии. Труд­ но было сначала.* Скажу прямо, не по душе мне пришлась нелег­ кая работа матроса. После вах­ ты, подвахты ломило руки, спи­ ну. Решил бежать. Был я тогда на траулере «Тагил». Долго бе­ седовали со мной старшие това­ рищи. Они убедили меня сходить все-таки в один рейс и только то­ гда принять окончательное реше­ ние. Послушался. Но уже после второго рейса уходить не захотел. Я 'полюбил море, но не то, что ви­ дел в кино, и ре такое, о котором читал в книгах, а живое, с его ка­ призами, красотой и нелегким тру­ дом рыбаков. Товарищи относи­ лись ко мне хорошо, терпеливо обучали меня. С тех пор прошло два года. С благодарнос-лю вспоминаю моих первых учителей с траулера «Та­ гил»: матроса Н. Смолина, кото­ рый сейчас работает боцманом на траулере «Арга»; мастера по об­ работке рыбы И. Шука — нынче он старший мастер и многих других. Это они помогли мне освоить специ­ альность, полюбить море. Я стал ма­ тросом первого класса, потом — помощником кон­ сервного мастера. Весной этого го­ да вместе с други­ ми товарищами с траулера «Тралмейстер» я вклю­ чился * борьбу за звание ударня- /а коммунистического труда и од­ новременно стал готовиться для поступления кандидатом в члены КПСС. Рекомендации для вступ­ ления кандидатом в члены КПСС мне дали коммунисты капитан А. Чернышев, кочегар Б. Ковалев и комсомольская организация судна. ЧИПАЖ А Вопросы партийной учебы также находятся под контро­ лем Михаила Алексеевича. Он организатор начальной эконо­ мической школы, где занятия проводят второй механик Ж у ­ равлев, третий помощник капи­ тана комсомолец Кондратьев, старший механик Шикин и дру­ гие. И если Новоселов гово­ рит, что коллектив обяза­ тельно выполнит свои обяза­ тельства во втором году семи­ летки, понимаешь, что это — слово всего экипажа среднего траулера № 161. С. полы н кин . мочегокорешн я 21 с: ■ ваааваавваавааваавванаааввапаааааавввававааавява! В ы ч е р к н у т ы й и з в с е х Если вам часто приходится бывать в рыбном порту, вы обязательно встречали этого человека. Он приметный. Его долговязая, чуть ссутулившая­ ся фигура обращает на себя внимание, а пристальный взгляд больших, черных, умных глаз запоминается надолго. Летом он ходит обычно в порыжев­ шем морском кителе, зимой — в засаленной фуфайке, рукава которой едва закрывают локти. Руки — это его основная пгнмета. Они необычно длин­ ные, жилистые. Пальцы и ла­ дони желтоватые, по-видимому, ©т частого обращения с мэтни- ным маслом. Он совсем не похож на тра­ диционного «бича» с преслову­ тыми бакенбардами, грязного, вечно хмельного. Нет, его «РЫ ЬНЫ Я МУРМАН» 2 стр. 15 ноября I960 г. смуглое лицо гладко выбри­ то Оно показалось бы лаже сьежим, если бы не глубокие морщины на лбу и у глаз, сви­ детельствующие о том, что по ­ му человеку уже около соро­ ка. Вместе с тем он нисколько не напоминает и морякз. Те обычно в порту спеша г, вечно их ждет какое-то срочнее де- j'O, а этот идет по причалу медленно, как человек, v кото­ рого нет никакой цели. Но он здесь и не посторон­ ний, у него много друзеЛ и знакомых, иначе не слышат бы он через каждые два—-три ша­ га: — Здорово, Женя! Как делг? Дела! А какие у него дела? Вот на траулер бочки грузят. Наверное, на сельдяной лов моряки собираются. Тары мно­ го, замешкались что-то. Про- холя мимо, Женя заметит это, подошел, подсобил. — Спасибо, Женя! — слы­ шит в ответ. с п и с к о в А на палубе соседнего суд­ на матросы, видно, тралы при­ бирают. Орудия лова тяжелые, громоздкие. И здесь у Жени дело. Сошел он с причала на палубу, взял трал за одно крыло, свернул, потащил туда, куда показал тралмейстер. — Ну и силища! — не удер­ жался молоденький матрос. А Женя смахнул ладонью ка­ пельки пота со лба, улыбну!ся и пошел дальше по причалу. — Женя, иди-ка сюда ско­ рей! — окликнули его с друго­ го траулера. Женя неторопливо идет на зов. Старший механик, приве­ дя его в каюту, выкладывает свою просьбу сразу, без пре­ дисловий, как старому знако­ мому: | (Окончание на 4-й стр.) Недавно общее собрание моря­ ков присвоило мне звание удар­ ника коммунистического труда. Это решение было утверждено на базовом комитете флота. А на следующий день партком трало­ вого флота утвердил решение су­ довой партийной организации о приеме меня кандидатом в члены КПСС. Я не могу не гордиться этим. И мне хочется поблагода­ рить моряков тралового флота, которые приняли меня в свою семью, сказать: «Спасибо!» на­ шим комсомольцам и коммуни­ стам, которые оказали мне такое большое доверие. Обещаю, что ва­ ше доверие я оправдаю. БЕРЕ ГИ Т Е ЧЕСТЬ СМОЛОДУ Часто в салоне «Тралмейстера» можно наблюдать такую картину: сидит в центре группы моряков кочегар Борис Николаевич Кова­ лев и рассказывает молодежи о работе промысловых судов флота в разные годы, о лучших его лю­ дях. Слушают его с огромным вниманием. Эти беседы завязыва­ ются непринужденно, и тоцда Бо­ рис Николаевич выступает отлич­ ным рассказчиком. Однажды я за­ глянул к нему в каюту и спросил: «Борис Николаевич, можете рас-* сказать о своей жизни?» Слуша­ тели, кроме меия, были еще. — Да что тут рассказывать, — говорит он, — я и не знаю, с че­ го начинать. Ну, да ладно, рас­ скажу. И полилось неторопливое пове­ ствование о жизни этого старей­ шего работника нашего флота. Бо­ рис Николаевич говорит о себе скупо. ...Родился в Вологодской обла­ сти в 1910 году. С 19 лет пошел работать грузчиком. О море меч­ тал с детства. В 1937 году при­ ехал в Мурманск, поступил в тра­ ловый флот матросом. В годы Ве­ ликой Отечественной войны защи­ щал Родину. В 1944 году стал членом Коммунистической партии. В 1946 году Ковалев вернулся к мирному труду и где бы он нн работал—всюду пользовался ав­ торитетом и уважением товари­ щей. Немало кочегаров в трало­ вом флоте вспоминают его с бла­ годарностью за помощь и советы, которые он оказал им при освое­ нии трудной профессии «мастеров огня». Советское правительство высоко оценило труд Ковалева. Он награжден медалью «За трудо­ вую доблесть». А недавно базо­ вый комитет тралового флота при­ своил ему звание ударника комму­ нистического труда. Моряки траулера «Тралмей­ стер» поздравили его и с этим большим событием и с 50-летием со дня рождения. — За поздравление спасибо. На пенсию, конечно, я пока еше не собираюсь, рановато. Теперь старый кочегар учит. секретам своей профессии матро­ са И. Никитенко и помогает ос­ воить котельную систему помощ­ нику повара Ю. Кибальник. У Бориса Николаевича хоро­ шая семья. Он воспитал шестерых детей. Один из них — Николай работает матросом на траулере «Алма-Ата». — Я хотел бы, чтобы и мои ученики и мои дети так же про­ жили свою жизнь, как и я, нико­ гда бы не уронили чести моряка. МЕХАНИК ВЕРНУЛСЯ Долгое время наш второй ме­ ханик Анатолий Девяткин болел— был на берегу. А потом он никак не мог добиться, чтобы его направили обратно на «Тралмейстер», который он считал своим. На этом судне бывший моряк Северного флота приложил немало усилий для то­ го, чтобы машина работала нор­ мально. Он привык здесь к лю­ дям и потому обязательно хотел снова оказаться в нашем коллек­ тиве. : Но направление Девяткин полу­ чал на какие угодно корабли, только не на наш. За последнее время он был на траулерах «Бе­ луга», «Сириус», «Очаков» и все- таки не оставлял мысли вернуть­ ся ,на «Тралмейстер». И мы жда­ ли нашего второго механика. В машинной команде вторым меха­ ником был В. Синодский. Он чув­ ствовал себя временным челове­ ком на судне и работал спустя рукава. 'Нам пришлось обратить­ ся за помощью в партийную орга­ низацию. И вот механик Анато­ лий Девяткин снова на нашем траулере. За короткий срок, все­ го лишь за месяц, он проверил со­ стояние главной машины, пере­ брал воздушный насос и динамо- машину. В машинном отделении теперь порядок и чистота. Коман­ да довольна. И все говорят: «На него положиться можно». ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО СИГОВУ Когда-то шел у нас спор о вку­ сах. И вы, Сигов, утверждали, что вопрос о вкусах спорный, что уз­ кие брюки сейчас в моде, что бе­ лые носки обязательно должны быть видны на добрых пять сан­ тиметров, и что человек — не че­ ловек, если у него нет элегантных усиков. Об одном Bid забывали только, что человек прежде всего должен позаботиться не об эле­ гантности своих усиков, а о сво­ ем поведении на работе и дома. Вы пришли на наш комсомоль­ ско-молодежной траулер летом этого года после окончания учи­ лища на должность третьего штурмана. Моряки относились к вам уважительно, как к команди­ ру. Но авторитета у вас не было. Чем проявил себя третий штур­ ман, появившись на борту трауле­ ра? Напился! Его едва смогли найти. Отход судна был задер­ жан. Капитан тов. Чернышев побесе­ довал с вами, как с молодым спе­ циалистом, объяснил обязанности. Как будто все было ясно. И вы, Юрий Иванович, кажется, поняли, что к чему. Но в первом же рей­ се вы во время вахты покинули мостик, оставив в недоумении ру­ левого, положившись на волю слу­ чая. И опять беседы... Говорили с вами даже матросы, которые ви­ дели в вас неопытного командира, нуждающегося в добром совете и помощи. А чем отвечал молодой командир? Он не прислушивался к советам, грубил старшим, отка­ зывался выполнять свои прямые обязанности — не прокладывал курс или делал это очень плохо, то есть ставил под угрозу жизнь всего экипажа. А на стоянках вас не видели трезвым. Однажды мы встрети­ лись около почты. Вы пересчиты­ вали деньги, на сколько это хва­ тит поллитровок, и рассуждали так: «Хорошо бы уехать на юг, устроиться где-нибудь на речке и зажить по-новому или же перей­ ти в торговый флот, ходить в за­ гранку...» И я понял, что вы ни­ когда не станете командиром фло­ та, если останетесь «Юриком». Для нас вы так и остались «Юрик-стиляга». И дружки-го пошли неискрен­ ние и обязательно выпившие. Од­ ного из них вы представили как «морского инспектора» — это был В. Колодин. Взяли мы этою «ин­ спектора» за шиворот, вывели с судна, и он взмолился: «Бейте, ре­ бята, виноват я!» Юрик с этим со­ гласился, лишь бы замять дело. Прошло несколько часов. И пе­ ред теми, кто вас не знал, вы по­ казали себя во всей «красе». И... предстали перед судом. Хулиган­ ская выходка дала вам возмож­ ность пятнадцать суток размыш­ лять о вашем поведении. Вы по­ пытались придти на корабль пос­ ле такого раздумья, но через не­ сколько дней снова оказались в милиция за «концерт» и дебош, который вы устроили около вок­ зала. Видимо, вам больше нужно ду­ мать не о белых носках и о мод­ ных усиках, а о том, чтобы стать хорошим человеком, не быть ту­ неядцем. К. КОРЛЭТЯНУ, Помощник консервного мастера трау­ лера «Тралмейстер».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz