Рыбный Мурман. 1960 г. Май.

Совет молодых специалистов В траловом флоте работает много выпускников высших и средних учебных заведений. На общем собрании молодых специалистов был избран совет. В его состав вошли: четвертый механик траулера «Пушкин» Г. А. Бачурин, второй помощ* ник капитана плавбазы «Ир­ кутск» Г. И. Гаспарян, электро­ механик траулера «Златоуст» С. М. Блаженко, заместитель начальника механико-судовой службы В. Е. Куприянов, инже­ нер Б. В. Алексеев и другие, всего 19 человек. Председате­ лем совета избран корабель­ ный инженер О. А. Откаленко. В задачу совета входит ока.- зание всесторонней помощи мо­ лодым специалистам в дальней­ шем повышении их техническо­ го мастерства и идейного уров­ ня. Для улучшения всей этой ра­ боты совет образовал несколь­ ко секций: производственную, которую возглавляет тов. Куп­ риянов, технической пропаган- . ды и внедрения новой техники, под председательством инжене- ра-теплотехника тов. Егорова. Кроме производственной ра­ боты. совет молодых специали­ стов будет заниматься жилищ- но-быговыми вопросами и куль­ турным досугом молодежи. Ин­ женеры и техники будут осу­ ществлять шефство над студел- тами-заочниками и учащимися школ рабочей молодежи. А. БИБИКСАРОВ , заместитель председателя совета молодых специали­ стов. ш К л ш ш ш ш а . С. Д. Копытов Там же, на Мурмане, оставались и небольшие промысловые суда поморов. И х флот состоял в ос­ новном из ёл и карбасов, держа­ лись они все ближе к берегам. Много бед и лишений терпели рыбаки от кулаков, у которых бы­ ли вечными должниками. Никакой помощи от правительства для луч ­ шей организации промысла помо­ ры не получали. Проходя вдоль Мурманского побережья на парус­ никах или на небольших рыболов­ ных судах, они с досадой видели, как вблизи русских берегов про­ мышляют иностранные траулеры. А наш русский труженик выходил в море с ярусом или поддевом на веслах или под парусами. Заме­ чательными открытиями русского ученого Н . М. Книповича восполь­ зовались иностранцы, а русские предпочитали ввозить рыбу из Норвегии. Так вот, когда суда находились на отстое на зимовке, на них ос­ тавались только сторожа. А к на­ чалу навигации команды добира­ лись к ним долгим-долгим путем. Из Архангельска до Кандалакши ехали на лошадях, от Кандалак- ( Продолжение. Нач. см. в №№61, 62) ши до Колы . путь пролегал по сопкам/болотам.^Пог сути дела на­ стоящей дороги не было. Не уви­ дишь ни верстовых столбов, ни станций.. Лишь кое-где , стояли треноги, которые указывали на­ правление. Иногда в дороге при­ ходилось быть •17— 20 суток. На километры растягивалась райда из оленьих упряжек. Застанет буран в лесу, там и переночуешь, обо­ греться негде. С горы на гору. Через речки и озера мороз мосты прокладывает. Мне пришлось этот путь проделать шесть раз. Но не всем попутчикам удавалось ехать на оленях или лошадях. Многие из них преодолевали этот долгий и трудный путь пешком. — Россия — бедная страна, •— говорили тогда англичане. — Не так бедна, как порядка в ней нет, — отвечали мы. * Ведь какие бы трудности . ни стояли на пути поморов, они до­ бирались до своих судов. Море настойчиво звало. ...1917 год. Революция. Интер­ венция. На меня, конечно, кулаки обозлились, выдали «союзничкам», и оказался я в камере Архангель­ ской губернской тюрьмы. Но мы верили, что освобождение придег, что недолго интервенты будут хо­ зяйничать на нашей земле. НАЧАЛО РУССКОГО ТРА ЛО ВО ГО ПРОМЫСЛА НА С Е В Е Р Е % 1919 год. Закончилась первая империалистическая война. Одна­ ко на Севере хозяйничали интер­ венты . В это время в Архангель­ ском военном порту в Соломбале стояло 12 потрепанных, старень­ ких траулеров. В свое время они в числе других судов были про­ даны английским правительством русскому военному командованию для несения патрульной службы в Белом море. Потом «союзники», захватив Архангельск, лучшие су­ да угнали обратно в Англию. А эти за ненадобностью стояли, об­ тирая своими ржавыми бортами избитые и прогнившие деревянные стенки причаЛЪ военного порта. На эти суда обратили внимание фирма рыбопромышленников «Беззубиков и сыновья» и Архан­ гельское отделение Центросоюза (это была местная кооперативная организация). Они арендовали траулеры для промысла рыбы. Все . траловое вооружение арендаторы выписали из Англии. Одновремен­ но с ним из Англии и Норвегии были приглашены иностранные специалисты-инструкторы, кото­ рые должны были обучить рус­ ских всем тонкостям сложного тралового лова. Делали они это крайне неохотно. Пока ремонтиро­ вали и оборудовали суда, подо- . шла осень, и траулеры могли сде- лась всего лишь по 2—3 рейса в район Канинского мелководья, а в ноябре из-за того, что не было угля, стали на зимовку. Трауле­ ры, арендованные Беззубиковым, стояли в Порчнихе, на побережье восточного Мурмана, а арендован­ ные Центросоюзом — в Порт- Владимире, на западном побе­ режье Мурмана. 7 Г Р Т О Черного моря и В ГО- Щ г Л » тЯ ш Л в Я т Д А П О Б Е Р Е Ж Ь Е рах северного Кавказа в разгаре летний отдых трудящих­ ся. Санатории и дома отдыха ра­ душно и гостеприимно встречают курортников, прибывающих на отдых и лечение со всех концов нашей страны. Сейчас здесь в зе­ леном наряде сады и . парки, ве- отдыха значительно увеличится. Уже с начала этого года в сана­ ториях Крыма и северного Кав­ каза побывало из тралового фло­ та 93 человека. Хорошо провел свой отдых машинист рыбомуч­ ной установки траулера «Ярос- ликое множество цветов. Для ку- лавль» Петр Романович Романов. рортников здесь замечательные пляжи, ласковое море, прогулки на катерах и увлекательные ту ­ ристские походы в горы. За летний сезон на отдыхе в Крыму и на Кавказе побывает много моряков тралового флота. Как нам сообщил заместитель председателя базового комитета Он по путевке базового комитета отдыхал в Сочи. Повар с трауле­ ра «Челюскинец Павлов» Клавдия Григорьевна Комарова лечилась в одном из санаториев Кисловод­ ска. В начале мая уехал по пу­ тевке профсоюза на лечение в Сочи матрос с траулера «Лещ» Александр Весенин. Отдыхает в тралового флота Александр Ива- Кисловодске и капитан траулера нович Кирьянов, нынче по сравне- «Златоуст» Михаил Михайлович кию с прошлым годом количест- Розенштейн. В Одессе проводит во путевок в санатории и дома свой отпуск кочегар с траулера 3 О B E «Якутск» Николай Иванович Смирнов. Мы застали в базовом комите­ те тралового флота консервного мастера с траулера «Молодечно» Константина Васильевича Матве­ ева. Он сердечно благодарил свой профсоюз за предоставленную ему льготную путевку на лечение в Крым в санаторий «Ливадия». На днях он выезжает туда. Констан­ тин Васильевич от всего сердца говорит: — Мы, моряки тралового фло­ та, глубоко благодарны Комму­ нистической партии и нашему род­ ному правительству за отеческую заботу об отдыхе тружеников Ба­ ренцева моря. Во флоте я рабо­ таю уже восемь лет. В 1957 году ездил по путевке базового коми-. тета в город Светлогорск в Ка­ лининской области и хорошо там отдохнул в санатории. А сейчас мне снова предоставили путевку в Крым. До конца года в южных сана­ ториях страны отдохнет по пу­ тевкам базового комитета 425 промысловиков. Кроме этого, по­ бывает в домах отдыха из трало­ вого флота еще 1100 человек. Некоторые матросы, штурманы, рыбмастера и капитаны сделали заявки на туристские путевки в страны • народной демократии. Они посетят Болгарию, Румынию, Т Чехословакию, Польшу и ГД Р . Первая группа т у ­ ристов в эти страны вы ­ едет во второй половине мая. Оживленно в эти дни и в проф­ коме транспортно-буксирного фло­ та рыбного порта. Здесь тоже идет деятельная подготовка к летнему отдыху моряков. Как нам рассказал председатель профкома Николай Александро­ вич Кондаков, сейчас в дачном поселке в Адлере проводят свой отдых с семьями старший меха­ ник с буксира «Гонец» Владимир Михайлович Васильев и донкер- май с танкера «Титан» Иван Кар­ пович Шнырь. Вслед за ними по решению профорганизаций туда выезжают 25 мая с семьями на отдых второй механик танкера «Метан» Ю. Мартынов и механик с мотобота «Рында» А. Дю­ жев. В Латвию в санаторий «Н я - мунас» едет по путевке. старший механик М. Дьячков, а матрос с лихтера «Кильдин» С. Карамы- шев уже проводит свой отдых в Ессентуках. Пройдет курс лече­ ния в санатории «Кемери» (Лат­ вия) капитан буксирного парохо­ да «Надежный» Владимир Пет­ рович Пономарев. В дачном поселке рыбаков Мурмана на берегу Черного моря в этом году отдохнет более тыся­ чи семей моряков. Н. ОСКОЛКОВ. - - В ДАЧНОМ ПОСЕЛКЕ РЫБАКОВ НА БЕРЕГУ ЧЕРНОГО МОРЯ* Фото В. Сторубленкова. Наши «учителя» убрались во­ свояси. Уезжая, предупреждали, что весной следующего года, в марте-—апреле, мол, обязательно приедут. При этом один из них, англичанин, сказал: — Возможно, нам придется дол­ гое время обучать русских. Япон­ цев я, например, обучал три го­ да, ну, а в России, вероятно, при­ дется пробыть несколько больше. Обучать им русских^*больше не пришлось. Русские’ моряки сами разрешили трудную задачу освое­ ния техники тралового лова. Пос­ ле изгнания интервентов в 1920 году был организован государст­ венный траловый г промысел. . 16 марта 1920 года решением Архан­ гельского губисполкома и ревкома было организовано самостоятель­ ное управление рыбными промыс­ лами — «Облгосрыбпром». , ПОД СО ВЕТС КИМ ФЛА ГОМ Как только интервенты вместе с остатками белых . банд генерала .Миллера были сброшены в Барен­ цево море, на Севере была вос­ становлена власть * трудящихся, началось восстановление ’ народ­ ного хозяйства. Морякам молодой страны Советов предстояло теперь самостоятельно осваивать промыс­ ловые районы Баренцева моря. Иностранные инструкторы-специа­ листы нйкакого опыта нам не пе­ редали, так как работали с нами в районе мыса Канин-нос и мыса Черного (прибрежный район: во- ' сточного побережья- Мурмана). Никаких вспомогательных матери­ алов у нас не было, не было да­ же промысловых карт. Мало уметь привести судно в то т или другой промысловый рай­ он, а также спустить и поднять трал. Многие капитаны и штур­ маны, -а также ' большинство их помощников4спускать и подни­ мать трал умели. В этом не было больших затруднений. Но, чтобы вы й ти ' на лов рыбы,- необходимо иметь вполне исправные, правиль­ но оснащенные орудия лова. К то возьмется за это серьезное дело, поможет изучить тралы? Те, кто плавал с иностранцами, за корот­ кое время>навигации 1919 года, не сумели . освоить все детали и со­ ставные части трала,' их сшивку, посадку и . вязку отдельных ча­ стей. Иностранцы таили свои сек­ реты, и самую отутствеивую ра­ боту выполняли скрытно, ? чтобы русские не поняли, что * чему* С того памятного дня, 20 фев­ раля 1920 года; когда телеграф известил о падении власти белых на Севере и восстановлении вла­ сти трудящихся, наш небольшой коллектив экипажей судов, зимо­ вавших в Порчнихе, жил одной - мыслью — поскорее восстановить промысловый флот. (Продолжение следует). Вродной лорт 13 мая буксирный пароход «На­ дир» и лихтер «К и я » достигли Умбы. П у ть , пройденный ими от Иоканьги до Умбы, был очень т я ­ желым. Приходилось пробивать­ ся через торосистые льды. Сюда же до них пришло еще 7 лихтеров. Все они будут заняты на лесоперевозках. По прибытии в Умбу команда лихтера «К и я » во главе с капи­ таном тов. Опехтиным, борющаяся за звание коллектива коммуни­ стического труда, обратилась к экипажам остальных транспорт­ ных судов с призывом производить погрузочные работы не на два трю­ ма, как раньше, а на все четыре. 20 мая погрузка лесоматериа­ лов на лихтере «К и я » была за­ кончена досрочно. Заканчивается погрузка леса и на «Имандру»* Лихтер «Ки я» , буксируемый «На­ диром», возвращается в Мур­ манск. Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. т1 ■ ________—■— — — — ■—— ■ мАлрес редакции: Комсомольская улица, дом № 4. Телефоны: зам. редактора, отв. секретарь, отделы культуры и быта, писем АТС рыбного порта — 2-75 и 28-87, пар­ тийной жизни, промышленный --4-33, бухгалтерия — 3-96, редактор — 20-99. Типография «Полярная правда». Зак. 2126 Тир. 4460 П Н ,02247

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz