Рыбный Мурман. 1960 г. Май.
Совет молодых специалистов В траловом флоте работает много выпускников высших и средних учебных заведений. На общем собрании молодых специалистов был избран совет. В его состав вошли: четвертый механик траулера «Пушкин» Г. А. Бачурин, второй помощ* ник капитана плавбазы «Ир кутск» Г. И. Гаспарян, электро механик траулера «Златоуст» С. М. Блаженко, заместитель начальника механико-судовой службы В. Е. Куприянов, инже нер Б. В. Алексеев и другие, всего 19 человек. Председате лем совета избран корабель ный инженер О. А. Откаленко. В задачу совета входит ока.- зание всесторонней помощи мо лодым специалистам в дальней шем повышении их техническо го мастерства и идейного уров ня. Для улучшения всей этой ра боты совет образовал несколь ко секций: производственную, которую возглавляет тов. Куп риянов, технической пропаган- . ды и внедрения новой техники, под председательством инжене- ра-теплотехника тов. Егорова. Кроме производственной ра боты. совет молодых специали стов будет заниматься жилищ- но-быговыми вопросами и куль турным досугом молодежи. Ин женеры и техники будут осу ществлять шефство над студел- тами-заочниками и учащимися школ рабочей молодежи. А. БИБИКСАРОВ , заместитель председателя совета молодых специали стов. ш К л ш ш ш ш а . С. Д. Копытов Там же, на Мурмане, оставались и небольшие промысловые суда поморов. И х флот состоял в ос новном из ёл и карбасов, держа лись они все ближе к берегам. Много бед и лишений терпели рыбаки от кулаков, у которых бы ли вечными должниками. Никакой помощи от правительства для луч шей организации промысла помо ры не получали. Проходя вдоль Мурманского побережья на парус никах или на небольших рыболов ных судах, они с досадой видели, как вблизи русских берегов про мышляют иностранные траулеры. А наш русский труженик выходил в море с ярусом или поддевом на веслах или под парусами. Заме чательными открытиями русского ученого Н . М. Книповича восполь зовались иностранцы, а русские предпочитали ввозить рыбу из Норвегии. Так вот, когда суда находились на отстое на зимовке, на них ос тавались только сторожа. А к на чалу навигации команды добира лись к ним долгим-долгим путем. Из Архангельска до Кандалакши ехали на лошадях, от Кандалак- ( Продолжение. Нач. см. в №№61, 62) ши до Колы . путь пролегал по сопкам/болотам.^Пог сути дела на стоящей дороги не было. Не уви дишь ни верстовых столбов, ни станций.. Лишь кое-где , стояли треноги, которые указывали на правление. Иногда в дороге при ходилось быть •17— 20 суток. На километры растягивалась райда из оленьих упряжек. Застанет буран в лесу, там и переночуешь, обо греться негде. С горы на гору. Через речки и озера мороз мосты прокладывает. Мне пришлось этот путь проделать шесть раз. Но не всем попутчикам удавалось ехать на оленях или лошадях. Многие из них преодолевали этот долгий и трудный путь пешком. — Россия — бедная страна, •— говорили тогда англичане. — Не так бедна, как порядка в ней нет, — отвечали мы. * Ведь какие бы трудности . ни стояли на пути поморов, они до бирались до своих судов. Море настойчиво звало. ...1917 год. Революция. Интер венция. На меня, конечно, кулаки обозлились, выдали «союзничкам», и оказался я в камере Архангель ской губернской тюрьмы. Но мы верили, что освобождение придег, что недолго интервенты будут хо зяйничать на нашей земле. НАЧАЛО РУССКОГО ТРА ЛО ВО ГО ПРОМЫСЛА НА С Е В Е Р Е % 1919 год. Закончилась первая империалистическая война. Одна ко на Севере хозяйничали интер венты . В это время в Архангель ском военном порту в Соломбале стояло 12 потрепанных, старень ких траулеров. В свое время они в числе других судов были про даны английским правительством русскому военному командованию для несения патрульной службы в Белом море. Потом «союзники», захватив Архангельск, лучшие су да угнали обратно в Англию. А эти за ненадобностью стояли, об тирая своими ржавыми бортами избитые и прогнившие деревянные стенки причаЛЪ военного порта. На эти суда обратили внимание фирма рыбопромышленников «Беззубиков и сыновья» и Архан гельское отделение Центросоюза (это была местная кооперативная организация). Они арендовали траулеры для промысла рыбы. Все . траловое вооружение арендаторы выписали из Англии. Одновремен но с ним из Англии и Норвегии были приглашены иностранные специалисты-инструкторы, кото рые должны были обучить рус ских всем тонкостям сложного тралового лова. Делали они это крайне неохотно. Пока ремонтиро вали и оборудовали суда, подо- . шла осень, и траулеры могли сде- лась всего лишь по 2—3 рейса в район Канинского мелководья, а в ноябре из-за того, что не было угля, стали на зимовку. Трауле ры, арендованные Беззубиковым, стояли в Порчнихе, на побережье восточного Мурмана, а арендован ные Центросоюзом — в Порт- Владимире, на западном побе режье Мурмана. 7 Г Р Т О Черного моря и В ГО- Щ г Л » тЯ ш Л в Я т Д А П О Б Е Р Е Ж Ь Е рах северного Кавказа в разгаре летний отдых трудящих ся. Санатории и дома отдыха ра душно и гостеприимно встречают курортников, прибывающих на отдых и лечение со всех концов нашей страны. Сейчас здесь в зе леном наряде сады и . парки, ве- отдыха значительно увеличится. Уже с начала этого года в сана ториях Крыма и северного Кав каза побывало из тралового фло та 93 человека. Хорошо провел свой отдых машинист рыбомуч ной установки траулера «Ярос- ликое множество цветов. Для ку- лавль» Петр Романович Романов. рортников здесь замечательные пляжи, ласковое море, прогулки на катерах и увлекательные ту ристские походы в горы. За летний сезон на отдыхе в Крыму и на Кавказе побывает много моряков тралового флота. Как нам сообщил заместитель председателя базового комитета Он по путевке базового комитета отдыхал в Сочи. Повар с трауле ра «Челюскинец Павлов» Клавдия Григорьевна Комарова лечилась в одном из санаториев Кисловод ска. В начале мая уехал по пу тевке профсоюза на лечение в Сочи матрос с траулера «Лещ» Александр Весенин. Отдыхает в тралового флота Александр Ива- Кисловодске и капитан траулера нович Кирьянов, нынче по сравне- «Златоуст» Михаил Михайлович кию с прошлым годом количест- Розенштейн. В Одессе проводит во путевок в санатории и дома свой отпуск кочегар с траулера 3 О B E «Якутск» Николай Иванович Смирнов. Мы застали в базовом комите те тралового флота консервного мастера с траулера «Молодечно» Константина Васильевича Матве ева. Он сердечно благодарил свой профсоюз за предоставленную ему льготную путевку на лечение в Крым в санаторий «Ливадия». На днях он выезжает туда. Констан тин Васильевич от всего сердца говорит: — Мы, моряки тралового фло та, глубоко благодарны Комму нистической партии и нашему род ному правительству за отеческую заботу об отдыхе тружеников Ба ренцева моря. Во флоте я рабо таю уже восемь лет. В 1957 году ездил по путевке базового коми-. тета в город Светлогорск в Ка лининской области и хорошо там отдохнул в санатории. А сейчас мне снова предоставили путевку в Крым. До конца года в южных сана ториях страны отдохнет по пу тевкам базового комитета 425 промысловиков. Кроме этого, по бывает в домах отдыха из трало вого флота еще 1100 человек. Некоторые матросы, штурманы, рыбмастера и капитаны сделали заявки на туристские путевки в страны • народной демократии. Они посетят Болгарию, Румынию, Т Чехословакию, Польшу и ГД Р . Первая группа т у ристов в эти страны вы едет во второй половине мая. Оживленно в эти дни и в проф коме транспортно-буксирного фло та рыбного порта. Здесь тоже идет деятельная подготовка к летнему отдыху моряков. Как нам рассказал председатель профкома Николай Александро вич Кондаков, сейчас в дачном поселке в Адлере проводят свой отдых с семьями старший меха ник с буксира «Гонец» Владимир Михайлович Васильев и донкер- май с танкера «Титан» Иван Кар пович Шнырь. Вслед за ними по решению профорганизаций туда выезжают 25 мая с семьями на отдых второй механик танкера «Метан» Ю. Мартынов и механик с мотобота «Рында» А. Дю жев. В Латвию в санаторий «Н я - мунас» едет по путевке. старший механик М. Дьячков, а матрос с лихтера «Кильдин» С. Карамы- шев уже проводит свой отдых в Ессентуках. Пройдет курс лече ния в санатории «Кемери» (Лат вия) капитан буксирного парохо да «Надежный» Владимир Пет рович Пономарев. В дачном поселке рыбаков Мурмана на берегу Черного моря в этом году отдохнет более тыся чи семей моряков. Н. ОСКОЛКОВ. - - В ДАЧНОМ ПОСЕЛКЕ РЫБАКОВ НА БЕРЕГУ ЧЕРНОГО МОРЯ* Фото В. Сторубленкова. Наши «учителя» убрались во свояси. Уезжая, предупреждали, что весной следующего года, в марте-—апреле, мол, обязательно приедут. При этом один из них, англичанин, сказал: — Возможно, нам придется дол гое время обучать русских. Япон цев я, например, обучал три го да, ну, а в России, вероятно, при дется пробыть несколько больше. Обучать им русских^*больше не пришлось. Русские’ моряки сами разрешили трудную задачу освое ния техники тралового лова. Пос ле изгнания интервентов в 1920 году был организован государст венный траловый г промысел. . 16 марта 1920 года решением Архан гельского губисполкома и ревкома было организовано самостоятель ное управление рыбными промыс лами — «Облгосрыбпром». , ПОД СО ВЕТС КИМ ФЛА ГОМ Как только интервенты вместе с остатками белых . банд генерала .Миллера были сброшены в Барен цево море, на Севере была вос становлена власть * трудящихся, началось восстановление ’ народ ного хозяйства. Морякам молодой страны Советов предстояло теперь самостоятельно осваивать промыс ловые районы Баренцева моря. Иностранные инструкторы-специа листы нйкакого опыта нам не пе редали, так как работали с нами в районе мыса Канин-нос и мыса Черного (прибрежный район: во- ' сточного побережья- Мурмана). Никаких вспомогательных матери алов у нас не было, не было да же промысловых карт. Мало уметь привести судно в то т или другой промысловый рай он, а также спустить и поднять трал. Многие капитаны и штур маны, -а также ' большинство их помощников4спускать и подни мать трал умели. В этом не было больших затруднений. Но, чтобы вы й ти ' на лов рыбы,- необходимо иметь вполне исправные, правиль но оснащенные орудия лова. К то возьмется за это серьезное дело, поможет изучить тралы? Те, кто плавал с иностранцами, за корот кое время>навигации 1919 года, не сумели . освоить все детали и со ставные части трала,' их сшивку, посадку и . вязку отдельных ча стей. Иностранцы таили свои сек реты, и самую отутствеивую ра боту выполняли скрытно, ? чтобы русские не поняли, что * чему* С того памятного дня, 20 фев раля 1920 года; когда телеграф известил о падении власти белых на Севере и восстановлении вла сти трудящихся, наш небольшой коллектив экипажей судов, зимо вавших в Порчнихе, жил одной - мыслью — поскорее восстановить промысловый флот. (Продолжение следует). Вродной лорт 13 мая буксирный пароход «На дир» и лихтер «К и я » достигли Умбы. П у ть , пройденный ими от Иоканьги до Умбы, был очень т я желым. Приходилось пробивать ся через торосистые льды. Сюда же до них пришло еще 7 лихтеров. Все они будут заняты на лесоперевозках. По прибытии в Умбу команда лихтера «К и я » во главе с капи таном тов. Опехтиным, борющаяся за звание коллектива коммуни стического труда, обратилась к экипажам остальных транспорт ных судов с призывом производить погрузочные работы не на два трю ма, как раньше, а на все четыре. 20 мая погрузка лесоматериа лов на лихтере «К и я » была за кончена досрочно. Заканчивается погрузка леса и на «Имандру»* Лихтер «Ки я» , буксируемый «На диром», возвращается в Мур манск. Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. т1 ■ ________—■— — — — ■—— ■ мАлрес редакции: Комсомольская улица, дом № 4. Телефоны: зам. редактора, отв. секретарь, отделы культуры и быта, писем АТС рыбного порта — 2-75 и 28-87, пар тийной жизни, промышленный --4-33, бухгалтерия — 3-96, редактор — 20-99. Типография «Полярная правда». Зак. 2126 Тир. 4460 П Н ,02247
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz