Рыбный Мурман. 1960 г. Март.
Осваиваем скоростное траление Этого требует жизнь 3. Ветер — 5 баллов, волнение моря — 3 балла, курс — лагом, ваеров 650 мет- Свидетельствуют цифры Надо учесть, что при скорости траления 3,7 узла на судах, работающих на жидком экономичен Вопрос о скоростном тра.,е„ „ „ не но», Д Р3° ™ Н е с о с т о я т е л ь н о и ынеше. особенно сре- ^ к" ^ ^ ” Л .^ к Г „ » Т ы с л “ ^ Но, к сожалению, до сих пор флот про- СК0Р0СТЬ 4,1 У3'™- мощность главного управленческих работников, что повы- сУтк* пР °мысла- мышляет на скорости 3 узла, что не отве- I * вигателя («• л-с ) 398- Р ?« °Д топливу- | „ „ » „ / Ркпппгги „ J тпялрнви’ ппнпв_ „ | Определить наиболее точно чает ни возросшей мощности корабельных двигателей, ни сырьевой базе. Скоростным тралением экипаж траулера гРаммы 400 килограммов, улов’—1,5 тонны. При скую выгодУ от повышения скорости тра, этом следует учесть, что индикаторные диа- £ „ ма 1А - ления и установить оптимальную скорость пропусков Г “ м " " л “ ’ „ Из реиса в (3.7 ИЛИ 4,5 узла) должны научно-исследо- показывали наличие узла питана-наставника Буряка механико-су- , довая служба флота запретила какие бы лен™нГ°о6ычнои скорости u o - s z уз- то ни было опыты в этом направлении. ленни на ооычнон скор с уз Нп тпрЛпяяпя г»пргп r i q k i _ ла). *отя принято давать ваеров значи- рейс у нас уловы выше, чем на судах, ра ботающих в том же районе, при тех же ус ловиях. Правда, по абсолютному вылову Положение" о “лТине“ ваевов“ указанной в I мы отстаем’ Tak KaK тРаУлеР лучшее проположение о длине ваеров, указанной в МЬ|словое время (июль—август 1959 года) ставленной нами карте, верно и для тра- _________ __ ГГ___ _v 'у I «Астрахань» занимался еще в 1952— паРа 8 веРхнеи полости цилиндра высоко- - 1953 гг. Тогда скорость траления была до- ™ давления первТ Л ™ £ 1 6J,0K0B- L " ...... " ........ - ведена до 3,7 . Но по инициативе ка- Иначе расход пара был бы н же. вательскне организации, которые для этой работы все возможности. Об орудиях лова имеют. эи н но и д I плллтлоя _ *Л --- б й ое™ <2,8—3,2 р- " Ж Г . “ ' ? * * * Но жизнь требовала своего. В 1954— . * /0 А * „ ч 1955 гг. флот работал в прибрежных райо- тельно больше ( r V JL Н3 М нах и имел большие непроизводительные I лых глубинах - даже 5-6 глубин. простои из-за подтирания мешков и поры вов сетей. На траулере «Абхазия» в эти годы мы продолжили опыты по скоростно му тралению. Весной—летом 1955 года скорость 3,5—3,9 узла позволила нам бо лее ритмично работать в тех районах, где большинство экипажей не ловили из-за К статье прилагаются схемы центрально** вался лодар. 1960 год начали тоже неудач- I г0 и кРылового грунтроиов. По над!§^у но. С 31 декабря по 21 января простояли мнению, они годны для всех судов, водоиз* из-за ремонта оборвавшейся в шторм но- меи*€Нием не более 1300 тонн. Специалисты совой шлюп-балки левого борта. увидят, что эти схемы несколько отлича* Результаты первого рейса снова говорят ются от обычн<> принятых. Расскажу ко- о преимуществах скоростного траления. С Р °™ ° 0 них- моряками траулера «Мичуринск» мы рабо- одинаковых условиях в Копытов- грунтроп, с которым можно йпна. Яя 9 fi пппмипшвит I было бы работать на любых грунтах и с Знать технику, умело её применять ,скомраое^За 2б роысловь1Х Суток1^“ ии“ Скоростное траление__немыслимо безточ- | наш^экипаж добыл j w r n p a | „ иГальнуюТаТрТу з к у ^ а ^ у н ? Г в Т о тали в I ного Промыслового судовождения, пра- рыбы, в том числе 984 центнера окуня. . воемя не отоывался от него легко ппеопо- аварииности орудии лова. Тогда примене- ВНЛьного использования электрорадионави- Моряки «Мичуринска* за 28,4 суток выло- „мпятствия Пш^ле болыпой сонме, ние скоростного траления помогло экипа- гационнЫх и поисковых приборов, о т л и ч н о - вили всего 1065,6 центнера рыбы, в том „ной жу годовой план завершить уже в начале г0 состояния промыслового вооружения и числе 804 центнера окуня. I Pn„ , n« сентября. судовых механизмов. Лучше использовать мощность главного Штурманский состав систематически со- двигателя, орудия лова, приборы, которы- I вершенствует свои знания приборов и ми оснащаются суда, — эта идея не поки- уМение пользоваться ими в любых услови- дала меня и в последующие годы. Но скоро-1 ях Анализируя старые эхограммы, судо- Что дает увеличение скорости? добыче такой грунтроп создан. Он похож ка типовой, но и отличается от него во мно* гом. Во-первых, большим количеством бо« бинцев, их распределением и распределение ем груза. И Иниик ywmtic ли и - . * При этом мы исходили из тех соображе* стным тралением приходилось, конечно, водители учатся правильно расшифровы-1 Спрашивается, какая же оптимальная Ьний, что грунтроп в работе имеет форму заниматься от случая к случаю: не было вать показания и записи приборов. При I скоростьчтраления возможна при сложив- подковы. Бобинцы центральной части всех необходимых условий. обнаружении скопления рыбы нам удается шихся условиях: техническом состоянии су- трех грунтропов вращаются, примерно, так* Но вот в апреле 1959 года на траулере точно удерживать корабль на косяке, ис- Д °в флота, судоремонта, материально-тех- как колеса автомобиля. Значит, чем чащц «Могилев» представилось возможным за- пользуя для этого все имеющиеся прибо- ническом снабжении, промысловом воору- бобинцы будут стоять в центральной ча^ ниматься решением этой проблемы в комп- ры: гирокомпас, радиопеленгатор, эхолот, | жении, сырьевой базе? сти грунтропа, тем легче он будет преодоч] лексе с другими вопросами, без которых эхограф, радиомаяки, а также промысло- При. создавшейся обстановке можно ре- д е в а т ь препятствия на грунте. Чем дальш скоростное траление немыслимо. Этих во- вые буи и, если есть в районе промысла, I комендовать скорость траления 3,7 узла, I бобинцы удалены от центра, тем меньш просов четыре: 1. Состояние и работа ору- плавмаяк. Кстати сказать, плавмаяки ред-I как наиболее проверенную, отработанную 1они вращаются, а первые бобинцы крыло дий лова. 2. Состояние и работа судовых I ки в западных промысловых районах. При I и приемлемуо для большинства кораблей 1вых грунтропов почти не вращаются, та! механизмов. 3. Изучение и правильное не- анализе всех элементов скоростного тра- Фл°та. Выше скорость держать не следует как ось их вращения почти параллельна ли- пользование электрорадионавигационных и ления нельзя выпускать из виду рельеф по тем соображениям, что количество и нин движения трала. Поэтому мы бобинць поисковых приборов. 4. Точность промысло- дна. Наиболее эффективны курсы, распо- качество промыслового вооружения не бу- здесь ставим реже. Распределение груза на .^ого судовождения. лагаемые вдоль изобат. дет соответствовать большей скорости тра-1 ходится в зависимости от размещения кух< I ления. Скорость трудно учесть в условиях тылей по сборочным крыльев. В мае прошлого года мы получили пару | Мастепа по добыче систематически еле-1 " ж *■ I тыле, траловых трехщелевых досок Матросова. ДЯт за с^стоян^ем^Трудив I Во вреМя наблюдения установлено, что, Эти доски обладают улучшенными гидро- профилактический ремонт, не дожидаясь динамическими свойствами. Даже при уве- полного износа или обрыва, поломки той детали промыслового воору личении скорости они не отрываются от ] или иной грунта. Предполагается, что при увеличе- жения. нии скорости траления увеличивается их ^ „ н н о й команде на промысле предо- так называемая углубляющая сила. Исхо- ставляется значительно больше времени дя из десятимесячных наблюдении, можно для профилактического осмотра и ремонта Т Г т р I СУД0ВЫХ механизмов, чем это предусмотри I траления (у нас,‘ как правило, трал‘ нахо- 1 тралении приняли правильную форму. Те- «плрр уяепеинГТепжять ГКО- но механико-судовой службой. Об этом дится в ВОде большее время, чем у судов, перь сети крыльев приходят рваными ил« тпалрннн 1Г Ш.ГР1 ЧЯ 1чля И лншне11 вРемени приходится не указывать промышляющих в данном районе). подтертыми очень редко, на каких бы тя« p O L T b п р и т р а л е н и и с в ы ш е О , О у з л а . ГХ ГП Л П П Л о т и р т н п г т и Н р Н Ч П Р Р Т Н П ПО К Й - I Q п и п л о п т п л о и п а • г п а о и л о п п а ! « . A n > . v r n t r u T O V и и и и П Я ^ П Т Я Л И . так как подавляющее число судов не име- сети крыльев, особенно нижних, на грунт* ет донных лагов. I подтираются, особенно на грунте с губкой* Что дает флоту скорость 3,7 узла? I приходят на борт рваными. Значит, прж 1. Резко снизятся непроизводительные 1тралении сети каким-то образом касаютст простои судов на промысле из-за подтира-1грунта. Мы поставили на сборочные крыль* ний мешков, порывов сетей, попадания гев по пять кухтылей, увеличив количество губки. кухтылей по крыльям за счет центра. Бла* 2. На плохих грунтах улучшится режим годаря этим мерам, сети, по-видимому, при срок их эксплуатации значительно больше в СУД0В0Й отчетности. Не известно, по ка- з. Общий вылов, что самое •главное для желых грунтах мы ни работали ким соображениям механикам на весь рейс нас, по самым скромным подсчетам повы- Л ДР°ипг?ГИпЧе^п» Для профилактики предоставляется всего Ситсч на 10-15 процентов. Наш экипаж продолжит опытные рабо* ты по дальнейшему увеличению скорости r R O H P T R П О Р О К Н я П П И М Р П к о г д а R х о л е Г * . w . i ш и п п а 1 U -----I U u p u u t n . u u . н и ...........- ..........- “ 1 дос к. ndI р ер, а д шесть часов. Если на это времени затра-1 4. Снизится расход ваерного троса, так траления и освоению больших глубин (50® эксплуатации кили досок потеряли 0 пр * чено больше, они лишаются премии. А как при скоростном тралении ваеров дается метров и выше) без увеличения канатоем* центов металла и весь цемент, они про- ведь эт0 неверно, особенно, если учесть, I не более 2,5 глубины. Если ваеров дать кости барабанов траловой лебедки. Но дл* должали устойчиво раоотать на глуо на I что в последнее время все больший раз- больше, скорость снижается, следователь- д а л ь н е й ш е й р а б о т ы нам необходимы много ^ ^ ^ метров, иднощелевая доска в та- п п и н и м я р т п р м п н т rvnnnnft т р у н и км I «п r v n n n w p м р у я н и ч м ш fivnvT ^ксплуатипо- 1 т ? р Т 1 РИЫ Р пяспооные доски с улучшенным! Бобинцев 500 мм. — 6 шт., чушек: 2 шт. Вес в воздухе 6x50 кг, *= 300 кг. 6x15 кг. ■= 90 кг. 5x8 кг. = 40 кг. 2x5 кг. = 10 кг. 1 грунтроп *= 12 кг. Всего 452 кг. ких условиях работать не может. К сожалению, трехщелевых распорных I стоянки в порту. Но это особый вопрос, досок мы имеем только две. Они до сих пор в массовом количестве не заказаны, на них нет даже рабочих чертежей. Те дос ки, что мы эксплуатируем, переделаны из однощелевых по разметке, осуществленной тов. Матросовым непосредственно в цехе Кандалакшского механического завода. Глубокое изучение приборов и практиче ское их применение для поиска и после дующего контроля концентраций рыбы, оп ределение «поведения» орудий лова на разных глубинах и разных скоростях поз волили нам уверенно вести траление на рростях до 4,2 узла. В октябре мы полу- Т ели вторую пару таких досок и последние месяцы прошлого года промышляли на скоростях от 3,7 до 4,2 узла. Но в начале января механико-судовая служба запрети ла скоростное траление, якобы, из-за того, что оно вызывает повышенный износ глав ного двигателя, используемого сверх уста новленной мощности. По просьбе экипажа начальник управления тралового флота тов. Филиппов направил в рейс на нашем корабле механика-наставника тов. Камен- ко. Он произвел теплотехнические измере ния, в результате которых было установле но, что скоростное траление никоим обра зом не отражается на состоянии механиз мов. Утверждение, что траление на повы шенных скоростях вызывает преждевре менный износ судовой техники, оказалось несостоятельным. На корабле составлена специальная кар та мощностей главной машины при работе в скоростном режиме. Приведу для ^при мера данные из этой карты: 1. Ветер — 5 баллов, волнение моря — 4 балла, курс по ветру, ваеров 1100 мет ров, число оборотов гребного винта 82—85, скорость 3,5—3,6 узла, мощность главного двигателя (и. л. с.) 286, расход топлива — 290 килограммов, улов — 2,3 тонны. 2. Ветер — 7 баллов, волнение моря — 5 баллов, курс на ветер, ваеров — 950 метров, число оборотов гребного винта 100, скорость — 3,6—3,7 узла, мощность главного двигателя (и. л.с.) 488, расход топлива — » 450 килограммов, улов 3 тонны. мах при ает ре онт судовой техни и но, судовые еханизмы будут э тиро- щелевые расп рные ки с улучше ным* силами экипажа, проводятся безремонтные| ваться неразумно, возникнет перерасход|гидродинамическими свойствами, ваеров пф топлива. Ц Е Н Т Р А Л Ь НЫЙ Г Р У Н Т Р О П бк г * . 8кг 15 * г , — I 5 v , — 5 » — ч | 5 . Я а .— ч [5w" %vs — V, 15«Г 1300 метров на каждый барабан, кабелей длиной 75 метров (4 пары на рейс), грунт- ропы диаметром 29 миллиметров, из ново го троса, два прибора типа ТАГ. Наш экипаж обращается с просьбой ко всем промысловикам флота высказать свов мнение по вопросам скоростного траления, КОГОВ, капитан траулера «Могилев». , ПРОМЫСЛОВОЕ ВООРУЖЕНИЕ ТРАЛА Трал 25-метровый, вооружен по бесквар* 15 КГ. — 6 ШТ., 8 КГ. — 5 ШТ., 5 кг: — 1тропной схеме, оснащен 80-ю 200-миллимем Вес в воде 6x15 = 90 кг. 5x8 *= 40 кг. 2x5 = 10 кг. 1 грунтрон =■ 12 кг. 152 кг. Подъемн. сила бобинцев Всего: 98 кг. Длина набиваемой части грунтропа 6x50 см. = 300 см. 6x30 см. =■ 180 см. 5x20 см. - 100 см. 2x7,5 см. = 15 см. Всего: 595 см. 54 кг. ровыми металлическими кухтылями след}*» ющим образом: 1. По гужу — 18 кухтылей. 2. По крыльям — 32 кухтыля (по 16 —• на каждое крыло). 3. По сборочным — 10 кухтылей (к* нижних крыльях по два кухтыля, на верх них --- по три). 4. 20 кухтылей внутри двухрядного меш> лесь). Грунтроп для всех грунтов и пород рыб, кроме пикши (ее ловить не приходи- ка (начиная с дележного стропа полукут- КРЫЛОВОЙ ГРУНТРОП IS*/- йкг бкг >—.виг ка). Таблица длины вытравленных ваеров, в зависимости от глубины, в диапазоне скоростей 3,1—3,8 узла 15 «г/^“хч( 8 *г 15 г >. 8 w 15 *г *— С*1Q j МИШ мQJty- Бобинцев 500 мм. — 5 шт., бобинцев резиновых 19 шт., чушек: 15 кг. — 5 шт., 8 кг. — 5 шт. Вес в воде Длина набиваемой части грунтропа Вес в воздухе 5x50 кг. = 250 кг. 5x15 кг. = 75 кг. 5x8 кг. = 40 кг. 19x2 кг. = 38 кг. 1 грунтроп = 12 кг. Всего: 415 кг. Вес веего 5x15 кг = 75 кг. 5x8 кг. = 40 кг. 19x1 кг. = 19 кг. 1 грунтроп = 12 кг. 146 кг. Подъемн. сила бобинцев Всего: 101 кг. 5x50, см. = 250 см. 5x30 см. =» 150 см. 5x20 см. = 100 см. 19x5 см. = 95 см. Всего: 595 см. 45 кг. грунтропа в воздухе: 452 кг -+• 415 кг + 415 кг = 1282 кг. в воде: 98 кг + 101 кг + 101 кг = 300 кг. Глубина Длина ваер< пп в метрах в метрах 1. 30—40 100 2. 50-60 150 3. 75 200 4. 100 250 5. 125 300 6. 150 350 7. 175 450 8. 200 500 9. 225 550 10. 250 600 11. 275 650 12. 300 700 13. 325 750 14. 350 850 15. 375 900 16. 400 950 17. 425 1000 18. 450 1050 19. 475 1150 20. 500 1250
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz