Рыбный Мурман. 1960 г. Март.
СМЕЛЕ ВНЕДРЯТЬ НОВУЮТЕХНИКУ Вместо ручного труда Полная ликвидация остатков ручного труда на предприятиях бассейна — заветная мечта уче ных нашего института. В этой короткой статье я хочу расска зать о новом шаге, сделанном в этом направлении. Лабораторией механизации ПИНРО в 1959 году был разра ботан для второго участка холо дильного завода Mi 1 проект ме ханизации погрузки рыбы в по- сольные чаны и выгрузки из них при помощи контейнеров и элект ропогрузчика. Для проведения опытов был усовершенствован электропогруз чик и сконструированы несколько типов контейнеров с целью опыт ной проверки возможности пере возки рыбы из приемного цеха к чанам, выгрузки рыбы и транс портировки внутри завода. Конструкция контейнеров была разработана в пяти вариантах, чтобы выбрать наиболее удачную форму, обеспечивающую удобную загрузку и выгрузку. Опытные работы с применением контейнеров и электропогрузчиков дали положительные результаты. По заданию, разработанному на шей лабораторией. Мурманский филиал центрального конструктор ского бюро «Продмаш» выполнил эскизный проект механизации второго участка холодильного завода Mi 1. Проект предусматри вает применение кранбалок вме сто электропогрузчиков. . 22 февраля этот проект был рассмотрен на техническом сове щании у главного инженера уп равления рыбной промышленности и щ)инят к внедрению. Осущест вить его намечено в 1960 rojy. ЦКБ «Продмаш» должно не медленно приступить к разработ ке рабочих чертежей. Работникам рыбокомбината необходимо уже сейчас начать заготовку нужного оборудования и материалов. 1960 ш должен быть послед ним годом в применении ручного труда на втором участке холо дильного завода Mi 1. В. ИСТОМИН, руководи тель группы охраны труда в лаборатории механизации ПИНРО. О цехе, которого еще нет Работающие машины заполняют цех ровным ритмичным шумом. Обстановку напряженного кипуче го труда дополняют серьезные ли ца печатников, застывших у рыча гов и кнопок пульта управления, фотографы и художники, на ли цах которых ясно видны муки творчества. В магазинах Мур манска и других городов поку патели получают из рук продав цов рыбные консервы, упакован ные в изящные сверкающие яр кими красками жестяные банки, производства жестяно-баночной фабрики Мурманского рыбоком бината. Вполне естественно, что эта радужная картина вызывает у большин£тра читателей одну и ту же реакцию — прихватить хозяй ственную сумку, отправиться по скорее в магазин, чтобы обладать банкой консервов в новом оформ лении. Ведь новее всегда привле кает. новое на прилавке. — гем более. Однако подобная реакция появится не у всех. Во всяком случае у руководителей рыбоком бината. а также работников гидростроительного управления «Мурманрыбстроя» такого жела ния не будет. Кто-кто. а сни-то хорошо знают, что все, о чем го ворилось выше — лишь Фанта зия. А ведь могло быть я дейст вительностью, если бы... Впрочем, расскажем все по порядку. Еще новое здание жестяно баночной фабрики строилось, а конструкторы рыбокомбината уже определили — быть цеху лито графии на пятом этаже, причем монтаж оборудования требовалось закончить в январе 1959 года. Однако вскоре выяснилось, что только одна печатная секция ве сит 42 тонны и если поставить ее на пятый этаж, то перекрытия между этажами не выдержат. Де лались расчеты и пересчеты, а время шло. Наконец, летом прош лого года решили старить печат ную машину на втором этаже, укрепив ее на специальных *еп- мах-опорах. Цех готовой продукции, ко торый размещался к этому вре мени на втором этаже, стали пе реводить в другое помещение. Сюда вновь пришли строители «Мурманрыбстроя». Они сорвали паркетный пол, сломали перегород ки. в полу стали долбить отвер стия для проводки электрокабе лей. Одновременно сооружали фермы для печатной машины. Работы велись не спеша. Все же к декабрю 1959 года они были в основном закончены. Правда, фер мы после очередного подсчета на прочность пришлось переделы вать. В середине декабря, наконец, монтажники, приехавшие специ ально из Москвы, приступили к работе. Но вскоре они вынужде- Ку ч е р ФЕЛЬЕТОН на капитанском мостике ны были уехать, так как выясни лось, что цех еще не подготовлен к монтажу. • Сейчас в цехе литографии, ко торого в сущности еще нет, пу стынно и уныло. Тишину и покой нарушают лишь различные от ветственные комиссии, иногда за глядывающие на второй этаж на шей фабрики. Комиссии походят по цеху, потрогают запылившееся оборудование, которое частично уже установлено, поспорят о чем-то, затем закроют за собой дверь, и в цехе по-прежнему тихо. Возможно, конечно, что комиссии эти приходят не зря, может быть, даже они обсуждают, как не существующий еще цех вы полнит производственный план, по которому он должен дать уже во втором квартале этого года 1,5 миллиона цветных банок. Впрочем, если бы машины были бы уже смонтированы, на них некому работать, так как о подготовке специалистов никто не думает. в Правда, в прошлом году трех работников рыбоком бината посылали учиться на кон сервный комбинат в город Крымск Краснодарского края, но это очень мало, тем более, что один из них... уже уволился. А. ПОНОМАРЕВ, мастер лакировочного цеха жестяно-баночной фабрики. . Когда 14 марта вели в порт на буксире траулер «Якутск», мне вспомнилась шутка И. Ф. Горбу нова, автора «Сцен из народного быта», об одном кучере или из возчике, этаком беспечном бод рячке, которому все нипочем. ....Дорога неровная, темь непро глядная, того и гляди на ухабе перевернешься. Седок, конечно, беспокоится, а кучер знай погоня ет: ничего, мол, я дорогу знаю, сколько лет по ней езжу, и вдруг — трах, бричка набок. Седок ру гается, а виновник аварии, как ни в чем не бывало говорит ему: «Кажинный раз на этом месте». - Надо думать, что эта шутка известна капитану Канавину, ко* Т 9 рый во всем следует незадачли вому кучеру и «клжинный раз на этом месте» сажает судно на мель. 4 — Позвольте, — может возра зить Канавин, — насчет места вы не совсем точно информированы: 21 февраля я посадил судно се вернее маяка Великий, а 14 мар та — южнее того же маяка. Мы охотно принимаем это уточ нение, тем более что оно не оп ровергает нас. Южнее или север нее — разница невелика, мель есть мель и все у того же маяка Великий. Приходится только удивляться, какая «неведомая си ла влечет неволЬно к этим груст ным берегам» Канавина. И когда начинаешь раздумывать над этим, невольно вспоминается другой ку чер, гоголевский Селифан. Помни те «Мертвые души»? «...Но Селифан никак не мог припомнить, два или три поворо та .проехал. Сообразив и припо миная несколько дорогу, он дога дался, что много было поворотов, которые все он пропустил мимо. Так как русский человек в реши тельные минуты найдется, что сделать, не вдэваясь в дальние рассуждения, то, поворотивши направо, на первую перекрестную дорогу, прикрикнул он: «Эй вы, други почтенные!» и пустился вскачь, мало помышляя о том, ку да приведет эта дорога». Точь в точь, как Селифан, вел судно и Каиавии в туманное ут ро 14 марта. Когда моринспектор В. В. Кожухаренко спросил его, каким ходом шел траулер, Кана- вин ответил: «Малым». Но, проме рив на карте расстояние, пройден ное от траверза Великий, и рас считав время, выяснили, что «Якутск» шел со скоростью свыше 10 миль. У вахтенного штурмана попро сили запись курса, но ее не ока залось. — Почему не записывали? * — Да разве успеешь: капитан все время менял курс. В общем все, как у Селифана, Но даже тот знал, где право, где лево, а кучер на капи танском мостике 21 февраля при возвращении в порт один из ог^ ней девиационного створа принял за огонь маяка Великий и... поса дил судно на береговую отмель* Да, видимость была плохой, но разве это может служить оправ данием? Если Канавину невдомек, что капитан — не кучер, а судно —• — не бричка, то начальнику фло та тов. Филиппову, главному ка питану тов. Епарину стыдно об этом не знать. Так почему же они так не з меру доброжелательно относятся к лихачам-аварийщи- кам? Сейчас они оправдываются, что приказ начальника управле ния рыбной промышленности сов нархоза о снятии Канавина и по нижении его в должности пришел после того, как тот ) шел в *море« А разве до приказа им не ясно бы ло, что Канавину сподручнее си деть на козлах брички, а не сто ять на капитанском мостике? Еще 10 февраля было известно, чего стоит этот, с позволения сказать, судоводитель, когда в результате обледенения траулер получил большой крен, а Канавин даже не сумел воспользоваться инфор мационными данными об остойчи вости корабля и только после ка тегорической рекомендации с бе рега заполнил танки забортной во дой. А посадка судна на мель 21’ февраля? Он даже в таблицах об определении полной и малой во ды разбираться не умеет! Оказы вается этого еще недостаточно, чтобы обеспокоить тт. Филиппова и Епарина. Вот если бы Канавин утопил судно, ну тогда они бы не стали ждать приказа начальника управления совнархоза. Просто диву даешься, до чего благосклонны к аварийщикам в управлении тралфлота. В ноябре 1959 года капитана «Клайпеды» Постникова за аварию приговори ли условно к 3 годам, а в январе его назначили... капитаном на «Шонгуй». Когда партком флота вмешался в это дело, Постникова перевели старпомом на рефри жераторный траулер «Ярославль»* Чего еще желать аварийщикам* коль так печется о них началь ство? Немудрено поэтому, что так вольготно чувствуют себя на ка питанском мостике те самые куче ра, которые с криком «Эй вы, дру ги почтенные!» пускаются вскачь, мало пемышляч о том, куда при ведет дорога. К. ВЕСНИН . о ХТУ, ЧТО ТАКОЕ ШАЙБА! Маленький кружо чек металла. Мелочь, казалось бы, о ко торой н говорить много не стоиг. Но не так ду мает крановщик рыбного порта Анатолий Клав диевич Сапожников. Он давно имеет дело с ме ханизмами и хорошо знает, как много шайб тре буется для скрепления узлов и деталей любой машины, будь то автомобиль, трактор или пор тальный кран. Портовики часто дают заказы то карям на изготовление шайб. При этом токари отрываются от своей ос-' новнон работы, немало металла идет в стружку. Пытливая мысль привела новатора к твердо му решению — сделать штамп для изготовления шайб. Немало вечеров провел он, склонившись над чертежами и схемами, много книг и брошюр прочитал, прежде чем его решение претвори лось в жизнь. Зато теперь в мастерской группы механизации рыбного попта установлен новый штамп по изготовлению шайб, сделанный Анато лием Клавдиевичем. Меньше работы токарю, меньше металла идет в стружку. Это далеко не единственное рационализатор ское предложение Сапожникова. Портовики, на пример, очень благодарны ему за усовершенст вование электролебедки оыиоперегружателя. Придуманный им и установленный на лебедке электрический тормоз помог устранить недостат ки этого механизма. В группе механизации рыбного порта Анато лий Клавдиевич известен как активный рацио- Качество рыбы под угрозой В последнем рейсе мы перевыполнили задание и по количеству, и по качеству продукции. Но скоро наступит теплое время года, и тогда с мо ечной установкой, кото рая имеется у нас сей час, будет невозможно обеспечить высокое ка чество рыбы. Мойка у нас громозд кая, у нее много кры шек, которые пользы в деле не приносят, а только мешают. Рыбу Пытливая мысль новатора нализатор уже несколько лег. За это время он внес более пятидесяти рационализаторских пред ложений. Большинство из них внедрено в про изводство. По приблизительным подсчетам эконо мический эффект составил при этом около ше стидесяти тысяч рублей. Новатором разработан собственный семилетний план, согласно которому, он должен осуществить за семилетие столько рационализаторских пред ложений. сколько потребуется для того, чтобы получить экономию в сто тысяч рублей. За прошлый год им внесено пять ценных пред ложений. "Это создало прочную основу для выпол нения взятого им на себя обязательства. Анатолия Клавдиевича Рапожникова давно знают в рыбном порту, как хорошего труженика, челосека пытливой мысли. Его фамилия занесе на на Доску почета первого участка. Н. Ж У КО В , диспетчер автобазы рыбного порта. бросать в нее неудобно, и промывается она не достаточно. Плохо отра жается на качестве ры бы и то, что иного воды попадает в трюм. Кроме того, эти моеч ные установки сотер- шандо не пригодны для промывания зубатки. Поэтому, например, в этом рейсе зубатку нам пришлось мыть на па лубе. Мало того, что при этом затрачжается много труда, но и впу стую идет ценное про-, мькловое время. Был я недавно на од ном из траулеров типа «Пионер» и видел там мойку новой конструк ции. «Вот бы нам та кую, — подумал я, — и почему бы отделу об работки не позаботить ся. чтобы подобные мой ки установить на всех судах тралозого флота. Ведь это в интересах го сударства». Н. РУДАКОВ , засоль- тцик траулера «Мерку рий». Л ЕНИН ГРАД . Коллектив сотрудников филиала научно- исследовательского институ та химического машинострое ния в содружестве с Адми- ралтейским заводом впервые в нашей стране сконструировал и изготовил новый реактор, обеспечивающий получение сырья из нефти для новых растворителей, необходимых в производстве многих химиче ских продуктов. Такие реакто ры будут выпускаться серий но. НА СНИМ КЕ : испытание реактора. Фото А. Михайлова. Фотохроника ТАСС. \\W\W «РЫБНЫЙ МУРМАН» 17 марта I960 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz