Рыбный Мурман. 1960 г. Март.

О первом нашем Герое Социалистического Труда—отважном промысловике Двадцать лет жизни отдала Валентина Яковлевна морю. О ней много написано очерков, статей, поэм в стихах и в прозе — в журналах и газетах. Ее герои­ ческий труд, ее жизненный подвиг — неисчерпаемый источник для произведений разных жанров, для вдох­ новенного рассказа о простой русской женщине. Накануне 8 марта у нее побывало несколько кор­ респондентов центральных и местных газет, ее осаж­ дали фотокорреспонденты. II героиня будущих статей и очерков устала. Она уже почти с ужасом встречала новых корреспондентов и ничего не Хотела рассказы­ вать. Не могла отвечать ни на какие вопросы. — Я знаю, вы будете спрашивать, как я полюбила море, не укачивает ли оно меня, будете пытаться уз­ нать всю мою биографию с детских лет до сегодняшнего дня. И у всех у вас все будет одинаковое, стандарт­ ное, и совсем не интересное. — сказала Валентина Яковлевна. Поэтому любой вопрос, хоть немного похожий на те, что задавали прежние посетители, заставлял собе­ седницу настораживаться, и она скрывалась за непри­ ступную броню молчания. Пришлось отказаться от на­ мерения «узнать все но порядку» и пустить беседу... «по воле волн». Поэтому мы остановимся на самом ярком, что было в этой беседе «не по плану», на маленьких эпизодах из жизни женщины-капитана, в которых раскрывает­ ся ее характер, любовь к делу, к избранной профессии, к людям. НА ВСЮ ЖИЗНЬ Перед деканом Ленинградского института инженеров водного транспорта стоит тоненькая голубоглазая де­ вушка. Декан Бакаев (ныне министр Морского флота СССР) очень сердит: — Her, нет и нет! Вас учи, а вы потом замуж вый­ дете, дети пойдут. Незачем место занимать в институте. Ну, какой из вас моряк? Нет! Ах. вы уже два курса ко­ раблестроительного кончили? Ну, тогда вам совсем не­ зачем год терять. У нас много новых дисциплин. Вам не догнать. — Я сдам экзамены и не потеряю года. — Но вы никогда не будете моряком. — Буду! Я буду плавать всю жизнь! И декан сдался. Новая студентка института сдержа­ ла слово. В течение года она ' одолела двухгодичный курс специальных дисциплин, сдала экзамены по один­ надцати предметам и поэтому с третьекурсниками на законных основаниях отправилась на практику на па­ руснике «Вега». Днем Валентина работала матросом, вечером осваивала штурманское дело. Так началась жизнь на море ныне прославленного капитана Вален­ тины Яковлевны Орликовой. Так осуществилась ее меч­ та. Хорошо сказала об этом болгарская поэтесса Елиса- вета Багряна: Как Вам завидую, хоть Вами и горжусь я: Мечту осуществить — что в жизни краше?! Горжусь и думаю с невольной грустью О юности своей, иной, чем Ваша. Когда училась и когда росла я. Могла ли помышлять я о штурвале. О штормовых морских путях без края? В мечтах — конечно. Но всерьез — едва ли. ...На четверть века Вы позже родились, Чем я. В такой стране. Где. воплощаясь в быль, надежды человека Становятся прекраснее вдвойне. И сейчас опытный, сильный судоводитель, на минуту задумавшись, просто говорит: — Я очень люблю море всякое. И штормовое. Люб­ лю его жизнь, его запах, цвет, его мощь, разнообразие красок. Море нужно любить! А чужаку в нем трудно. ЧЕЛОВЕК РОДИЛСЯ — В конечном итоге. — говорит капитан тов. Ор- ликова. — дело решают люди. А моряки люди хорошие. Некоторым кажется, что они и грубые, а душа у них, на поверку, отзывчивая. Эти люди способны совершать героические поступки и считать это обычным, буднич­ ным делом. Я считаю, что эти. подчас грубоватые люди, много лучше тех прилизанных молодых людей, что бо­ ятся повернуться к женщине спиной, или, боже упа­ си. пройти впереди ее в дверь. ...Это было на Дальнем Востоке. В штормовую погоду пассажирка маленького траулера оказалась на носу судна. У нее начались роды. А рядом был только сем- иадцатилетний юнга. Помощи ждать было неоткуда и не от кого. Не было никакой возможности сообщить о происходящем на мостик. Мальчишке-юнге хотелось за­ рыться в подушку, ничего не слышать и не видеть, суд­ но швыряло как щепку. А рядом в муках рождался че­ ловек. Но здесь родилась и решительность маленького юнги, родилось сознание долга. И. как мог, юнга при­ нял новорожденного. Но мать нуждалась в срочной по­ мощи. С трудом юнга пробрался на мостик. И вот уже к траулеру спешит китобойное судно. Только на нем люди смогут сейчас выполнить трудную задачу — до­ ставить женщину с ребенком на берег. В сравнительно тихой бухточке нуждавшуюся в помощи женщину пере­ садили на китобоец. Но как доставить ее на берег? Ве­ тер свежел. На катер сошли шестеро добровольцев. Вместе с катером они выбросились на мель, и по горло в ледяной воде шестеро отважных несли на вытянутых руках носилки, где рядом с матерью, закутанный в мат­ росские рубахи, сладко спал новый гражданин страны Советов. С другой стороны острова уже спешил врач. Не подо­ спей вовремя китобоец, опоздай на полчаса и будь на нем не такие люди, женщина могла бы погибнуть. — Как там наши мама с сыном? — интересовался капитан китобойного судна. — Отлично, Валентина Яковлевна, оба здоровы. Сын замечательный растет. — отвечали люди с комбината, расположенного на острове Скалистом. ВЕРНЫЙ ПУТЬ В 1947 году Орликовой предложили пойти капита­ ном на китобойное судно новой флотилии, которая со­ стояла из 14 судов. В отличие от флотилии «Алеут» им предстояло работать без базы. Нужно было осваивать новый район промысла у Курильских островов. Суда были дизельные, переоборудованные из военных кораб­ лей. Опыт «Алеута» отпадал. Там были совершенно другие суда и иные условия работы. Неделю ходит судно в море, вторую. Соседи китов бьют, а у капитана Орликовой — ни одного. Специали­ стов среди экипажа нет. за исключением хитроватого старика-гарпунера, который секретов своих не открывал, но и китов не бил. Увидит впередсмотрящий фонтаны на воде: — Киты! — Не те. — спокойно резюмирует старик. — Это непромысловые. А тот совсем далеко. Но он и дальних не брал и по ближним мазал. — Что будем делать? — спросила Валентина Яков­ левна. когда в салоне собралась команда. — Товарищ капитан, ведь у нас матрос Финаев курсы гарпунеров кончал. — раздался голос. — Мальчишка, что он в китах смыслит? — фырк­ нул старик. Он говорил уверенно, потому что знал, что без раз­ решения управляющего трестом, как бы он ни работал, снять его с должности гарпунера нельзя. Но в данном случае это означало срыв рейса, невыполнение плана. Валентина Яковлевна была молодым капитаном. Но она решилась на перестановку гарпунеров. Финаев отлич­ но добывал китов. Он вернулся в порт уже мастером этого дела, и управляющий трестом только развел ру­ ками. — Молодец вы, Валентина Яковлевна, правильно по­ ступили. Что же тут можно возразить? За участие в освоении нового района промысла, за успешное выполнение государственного плана по добыче китов капитан Орликова в числе других китобоев была награждена орденом Трудового Красного Знамени. Капитан Орликова внимательно еледит за судьбой многих своих бывших подчиненных, интересуется их работой, успехами. Финаев сейчас переведен, в китобой­ ную флотилию «Слава». Несколько лет уже плавают капитанами бывшие ее помощники Вайнер. .Панов, Бо­ рисов. Верную дорогу в жизнь подсказала им женщина- капитан. Каждый день ее труда насыщен беспокойст­ вом, упорством в достижении цели, в стремлении впе­ ред. Она никогда не останавливалась перед видимой не­ поколебимостью старых привычек и традиций, смело ломала отживающее, давала дорогу новому. Так ее учила и учит жить Коммунистическая партия, кото­ рая приняла ее в свои ряды 11 лет назад. Суда, которыми командовала капитан Орликова, в зимнее время успешно буксировали сигары.с лесом, А в каждой сигаре было по 1600—1700 кубометров. Ее направляли на выполнение ответственных заданий, та­ ких, когда от решительности и опытности капитана за­ висела судьба десятков людей. Орликовой верили и зна­ ли. что она не подведет. НОВОЕ, НОВОЕ Вот так работала Валентина Яковлевна до того, как повела в новые районы промысла рефрижераторные ко­ рабли нашего тралового флота. Сначала она возглавляла экипаж «Николая Островского», а затем стала рабо­ тать на «Новикове-Прибое». Женщина-капитан труди­ лась так, что подивились опытные промысловики. — Рецептов нет. — отмахнулся от любознательного новичка старый капитан-наставник по промыслу. И «ученица» отправилась искать других педагогов. Трал­ мейстер Иван Тихонович Самородов рассказывал ей, как скроен трал, как называются его части. Через не­ делю она уже самостоятельно могла командовать спу­ ском и подъемом трала. Оставшись осваивать район промысла, капитан Орликова удивила всех — экипаж брал по 25 тонн рыбы в сутки. И уже в первых рейсах в Северную Атлантику капитана Орликову попросили выступить по радио и поделиться опытом. Новое было во всем. В организации труда людей, в ликвидации подвахт, в ином порядке загрузки холо­ дильных камер. Всем успевала заняться Валентина Яковлевна, внимательно прислушивалась к советам опытных мастеров, старалась позаимствовать новое и лучшее на других кораблях. Поэтому суточная выработ­ ка рыбопродукции на «Николае Островском» оказалась такой, какой не знавали раньше в траловом флоте. Ос­ воив добычу трески и окуня. Орликова добивается от­ личной работы на сельдяном лове. А здесь ведь тоже было все другое и новое для нес. За 4 года моряки, которыми руководила Орликова. дали стране четверть миллиона ценгнеров рыбной про­ дукции. Только за прошлый год сверхплановая валовая прибыль составила на «Новикове-Прибое» 3 миллиона 676 тысяч рублей. МУЖЕСТВО Внешний вид Валентины Яковлевны обманчив. Она как подросток. Невысокая, хрупкая, тоненькая. Нелег­ кая морская служба, суровые северные ветры не отра,- зились на внешности женщины-капитана. Она простой, хороший человек, с внимательным взглядом, доброй улыбкой и мягкими жестами. Она заботливая дочь и чуткая мать. Но в этой маленькой женщине скрыта большая сила воли, мужественное сердце и быстрый ум. — Кто-то очень правильно сказал, что чувство стра ха. конечно, свойственно людям, но трусливый человек отличается от мужественного тем, что один покоряется страху, а другой побеждает его. — говорит Валентин! Яковлевна. — Конечно, в море бывает страшновато. Моряки помнят ураган в 1958 году в райо­ не Исландии. На траулере «Мурманск» были тогда выбиты стекла и двери, поломались шпангоуты, и на других судах было много повреждений. Траулер, кото­ рым командовала Орликова. тоже с трудом удерживал­ ся носом на волну. 15-метровые волны обрушивались на корабль. Какое самообладание должно было быть v капитана! В эти минуты на него смотрели все. Спокой­ ствие капитана рождало спокойствие у подчиненных Двое суток Валентина Яковлевна не уходила с мостикл Повреждений траулер не имел. ...Весной 1959 года потребовалось передать больного с траулера «Добролюбов» на «Новиков-Прибой». Транс портировать его было очень сложно, так как у больно­ го был перелом бедра. Пока капитаны договаривались в море разыгралась волна. У катера, спущенного на во­ ду, заглох мотор, начался сильный снегопад. Катером умело командовал второй помощник капитана Игорь Александрович Василевич. . . . — Весла на воду! - Люди знали, что за ними внимательно' следит их капи­ тан. «Новиков-Прибой» медленно подходил к катеру. Катер подбросило навстречу к громаде большого кораб­ ля. Еще мгновенье, и он будет разбит! Все зависело от решительных действий капитана траулера. В такие минуты даже смелые тноди невольно теряют­ ся, растерялся и старший помощник капитана. Он ме­ тался. суетился и не мог толком отдать нужное прика­ зание. Вот тогда и проверяются воля капитана, его авторитет, знания, умение ориентироваться, руково­ дить: Орликова умела охватить взглядом все. — Полный назад! — раздалась команда капитана. Вскоре на палубу подняли больного, затем остальных людей и катер. Такие экзамены на море бывают почти ежедневно. — Я видела однажды пароход обледенелый, — ти­ хо произносит Полина Ильинична, — красивый он. как из.сказки. — Да, мама, только это очень страшная сказка. — отвечает Валентина Яковлевна. — А мне Саша рассказывал, как ты со льдом вое­ вала. Выйдет, говорит, мама на палубу, ловко работа­ ет. Веселее становится людям. — Работа у нас такая: один за всех и все — за од­ ного. И жизнь такая, что по-другому нельзя. * * * Идет в дальнее плавание корабль, стоит на капитан­ ском мостике женщина в морской форме. Счастливого плавания, товарищ капитан! Г. ЛЫ СЕНКО . « РЫ Б Н Ы Й МУРМАН» 8 марта I960 г. 3 стр

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz