Рыбный Мурман. 1960 г. Март.
Н О ГИ Е читатели нашей га зеты спрашивают: «Как ловиться снижения себестоимо сти рыбной продукции?» Воп рос. этот приобретает все боль шее значение — труженики бас сейна, выполняя задания семи летки, стремятся использовать все ■возможности для достиже ния высоких экономических по казателей. Как это сделать, рассказыва ет в своей статье В . Шиманская. Умело бороться за снижение себестоимостирыбнойпродукции К А К известно, объем валовой продукции в промышленно сти намечено увеличить в 1965 году по сравнению с 1958 годом на 80 процентов, а себестоимость ее снизить не менее чем на 11,5 процента. Издержки производства должны быть снижены примерно на 850 миллиардов рублей. Эта сумма составит почти половину объема капиталовложений за се милетие. «В нашей стране, где источни ком накоплений для расширенно го воспроизводства являются внутрихозяйственные накопле ния, особое значение приобре тает борьба за строжайший ре жим экономии, — указал в сво ем докладе на XXI съезде КПСС товарищ Н. С. Хрущев, — сейчас, когда каждый процент снижения издержек производства выражает ся колоссальной цифрой, превы шающей 12 миллиардов рублей, а в конце семилетки — 21 мил лиард рублей в год, борьба за снижение себестоимости, за ре жим экономии приобретет особо важное значение''. Чтобы выполнить задание се милетнего плана по снижению себестоимости продукции, необхо димо обратить самое пристальное внимание на результаты экономи ческой деятельности каждого предприятия. Чтобы борьба эта была действенной, надо ясно представить себе, из чего состоит себестоимости того или иного ви да продукции. Себестоимость продукции про мышленных предприятий пред ставляет собой затраты матери альных и денежных средств дан ного предприятия на производст во продукции и ее реализацию. Вместе с тем, себестоимость про дукции является обобщающим по казателем коллектива предприя тия. Это — расходы на сырье, на основные и вспомогательные ма териалы, топливо и электроэнер гию. заработную плату и отчис ления на социальное страхова ние. на амортизацию основных средств и т. д. Удельный вес отдельных за трат в общей себестоимости про дукции различен — в зависимо сти от характера производства. Так, например, в добывающих от раслях производства затраты на покупное сырье отсутствуют, а в обрабатывающих они очень значи тельны. Если в траловом и сель дяном флотах, как добывающих предприятиях, стоимость сырья отсутствует, а стоимость основ ных материалов очень незначи тельна, то на рыбокомбинате р себестоимости продукции стои мость сырья и материалов состав ляет свыше 70 процентов всех за трат на выпуск продукции. Это совершенно закономерно, так как предприятие покупает сырье в виде полуфабриката у добываю щих предприятий. Для производства необходимы вспомогательные материалы, спо собствующие выпуску продукции. К таким материалам в частности относятся лед и соль, употребля емые для обработки рыбы на су дах и береговых предприятиях. Стоимость орудий лова и пром- вооружения также входят в со став материальных затрат, отно симых на себестоимость продук ции. Для выработки продукции ну жны также топливо и электро энергия. На наших флотах удель ный вес топлива в себестоимости продукции значителен — он до стигает 17 процентов. Еще выше удельный вес зарплаты — 38 процентов, тогда как в обрабаты вающих предприятиях она со ставляет примерно 6 процентов всех затрат. Износ основных средств пред приятия, участвующих в созда нии продукции, входит в состав себестоимости ее в виде опреде ленных ежегодных отчислений на амортизацию. Характерным явля ется то. что чем выше насыщен ность предприятия техникой, тем больше и удельный вес амортиза ции в себестоимости. В траловом флоте она составляет 6,4 процен та обшей стоимости продукции, а на рыбокомбинате — 0.3 процен та. Большой удельный вес себе стоимости продукции имеет теку щий ремонт флота, сооружений, оборудования. Траловый флот ежегодно затрачивас "1 на>. текущий и средний ремонт 80— 100 мил лионов рублей, «Мурмансельдь» — 44— 45 миллионов рублей. Очень коротко ознакомившись с основными расходами, из кото рых слагается себестоимость про дукции, выпускаемой нашими презприятиями. можно наметить основные пути снижения ее. Пер вым и главнейшим условием для снижения себестоимости является увеличение объема производства на основе совершенствования тех ники и организации производст ва. лучшего использования мощ ностей, усиления технологиче ской дисциплины. Особенностью себестоимости продукции тралового и сельдяно го флотов является то, что боль шая часть расходов по содержа нию флота производится незави симо от количества добытой рыбы. Топливо, износ о рудий лова и промснаряжения. текущий ре монт, охрана труда, амортизация — вот неполный перечень расхо дов, которые несет Флот, даже ес ли рыба ловится плохо. В дан ном случае очень большое значе ние имеет увеличение вылова ры бы за счет более эффективного использования имеющейся тех ники. лучшей организации произ водства. например. благодаря улучшению промыслового режима, увеличению времени нахождения судов в море за счет сокращения продолжительности ремонта и междурейсовых стоянок в порту. ''Приведу пример, как количе ство выловленной рыбы и выра ботка полуфабриката влияют на себестоимость п род укци и . За про-, шлый год затраты на содержание траулеров «Киров» и «Соловец кий» были равными — по 4,1 миллиона рублей. Однако на пер вом из них себестоимость одного центнера продукции составила 291 рубль 28 копеек, а на вто ром — 353 рубля 12 копеек, так как его экипаж дал продукции на 2.545 центнеров меньше. Но. добыв рыбу, очень важно хорошо, без брака, обработать ее. выработать дополнительную про дукцию из отходов, полученных при разделке, сохранить высокое качество продукции. Вторым условием снижения се бестоимости продукции является уменьшение затрат сырья, мате риалов и денежных средств, то есть экономия в большом и ма лом. Возьмем, например, топливо, расход которого составляет 17 процентов общего размера себе стоимости продукции. Возможно сти экономии топлива, установле ния более рационального режима работы механизмов имеются на каждом траулере. Однако в про шлом году только на половине паровых судов тралового флота имелась экономия топлива. Эки пажи остальных судов перерасхо довали его. что отрицательно ска залось на общих экономических показателях флота. При разумном расходовании се тей, льда и соли, можно эконо мить и эти материалы. А в тра- лоеом флоте получилось наобо рот: если взять за 100 процентов паровые траулеры, по которым подведены итоги работы за 1959 год. перерасход льда имелся на 95 процентах судов, соли — на 82 и орудий лова — на 15 про центах траулеров. На 15— 16 миллионов рублей в год расходуется тары в сельдя ном флоте. Если с бочками обра щаться по-хозяйски — не допу скать поломок, вовремя ремонти ровать и т. д. — можно снизить расходы и по этой статье затрат. Но промысловики «Мурмансель- ди». не все. конечно, но многие, еще не научились использовать тару бережно, из-за чего флот за 9 месяцев 1959 года имеет пере расход ее на 1 миллион 108 ты сяч рублей. Неблагополучно обстоит дело с расходованием тары и на Мур* манском рыбокомбинате. Там только за 9 месяцев бой тары обо шелся государству в 108 тысяч рублей, а обший перерасход по предприятию по таре составил 2 миллиона 900 тысяч рублей, в том числе 509 тысяч рублей — из-за неполного использования емкости тары. Снижение или повышение се бестоимости центнера выловлен ной рыбы находится в прямой зависимости от того, как исполь зуются орудия лова. «Мурман сельдь». например, имеет пере расход их свыше чем на 5 мил лионов рублей. А между тем. на флоте есть еще немало резервов для уменьшения расхода промво- оружения. Об этом довольно под робно. со знанием дела рассказал 22 декабря 1959 г. на страницах «Рыбного Мурмана» в статье «За- Ш ТОРМОВОЙ РЕЙ С После месячной плановой сто янки в порту траулер «Артек» 6 февраля вышел на промысел. Промысловая сводка говорила о том. что рыба в Центральном рай оне есть: отдельные корабли име ли подъемы до 3-х тонн. Радова ла моряков и погода, которая стояла во время перехода к ме сту промысла. Легкий ветерок, не большая зыбь и ясное чистое не бо — все это было необычным для февраля. Однако капитан Влади мир Афанасьевич Вайло все чаще бросал взгляд на барометр. «Нуж но ждать шторма»,—решил капи тан. По его приказанию были за драены трюмы, еще раз провере на подвязка тралов, укреплены бочки на палубе. Все было готово к встрече шторма, и он не заставил себя ждать. К полуночи ветер резко усилился, мороз крепчал. Тяжело раскачиваясь на огромных вол нах, корабль зарывался носом в воду, ледяные брызги летели че рез всю палубу, попадали на мач ты снасти, надстройки и. тут же замерзая, одевали судно в ледя ную рубашку. Вскоре оборвало с привязей новый трал на левом борту. Соз далась угроза, что его смоет за борт, намотает на винт, а это в условиях шторма, пожалуй, са мое страшное. Нужно было во что бы то ни стало надежно укрепить трал. Но как это сделать? Выйти на палу бу без риска быть смытым за борт нельзя. Но мастера по добыче Леонид Покровский и Леонид Ва силенко, матросы Валентин Коз ловский. Владимир Попов и Иван Наумчик нашли выход из создав шегося положения. Выйдя на ле вое крыло мопика. они привязали к концу верввки железный багор и как только показывалась из во ды нижняя подбора трала, стали набрасывать его на сети, с тем. чтобы подтянуть подбору, укре пить ее и тем самым не дать ей окончательно оказаться за бор том. Дело это оказалось нелегким: более двух часов продолжалась своеобразная «охота» за подборой. Ветер со снегом обжигал лицо, на мокла одежда, рукавицы смерз лись. То и дело слышался крик: «Держись!». Новая волна обдава ла людей брызгами. Но работа вновь продолжалась. Наконец, удачный ‘ бросок багра, дружное усилие моряков — и подбора на дежно закреплена за ограждение. К этому времени положение на судне становилось все серьезнее. Имея после выхода из порта пол ный запас угля, воды, льда, со ли. корабль был нагружен полно стью, и каждая лишняя тонна бы ла крайне нежелательна. Но что делать, если на корабль нараста ют тонны, десятки тонн льда, к тому же сильный ветер свалива ет судно на левый борт? ...Корабль заметно отяжелел, накренился на один борт, стал хуже слушаться руля. Авральные звонки быстро подняли на ноги экипаж. Вскоре, вооружившись ломами, топорами, лопатами, ета- П Р О М Е С Н рыми головорубами. моряки юуж- но принялись за работу. Старший помощник капитана Георгий Гри горьевич Семаков, старший меха ник Анвер Тазадалович Каримов, рыбмастер Виктпп Иванович Де сятков, засольщики Александр Жуков и Николай Куклин, кон сервный мастер Петр Гайдай и его помощник Михаил Манаеиков, старший мастер по добыче Ишай Ишпаев — все работали с боль шим напряжением сил. Более восьми часов продолжа лась напряженная работа под пронизывающим насквозь ветром и ледяными фонтанами брызг. Лед был сколот и выброшен за борт. Корабль заметно «ожил», выров нялся крен, улучшилась управ ляемость. траулер перестал зары ваться, носом в волну и черпать на себя воду. Оставалось восстановить обор ванную антенну. Это вызвался сделать бывший военный мо ряк, а ныне помощник консерв ного мастера Михаил Манаенков. Получив разрешение капитана и строгий наказ соблюдать все меры предосторожности, он поднялся на мачту, точно выполнил указание радиста, и вскоре связь была пол ностью восстановлена. Свой первый промысловый рейс в этом году’и последующие рейсы мы посвящаем 90-летию со дня рождения В. И. Ленина. Рейсовое задание экипаж выпол нил досрочно. К. СОРОКИН , первый по- > мощннк капитана траулера «Артек». лог успеха на лову» инженер-на ставник по добыче тов. Ахлынов. А о резервах в этом, напри мер, в траловом флоте говорят следующие цифры. За прошлый год на траулере «Сатурн» на каждый час траления расходова лось орудий лова, промвооруже-’ ния на 92 рубля 43 копейки, а на «Гурзуфе» — 124 рубля 70 копеек. Как уже указывалось выше, большие суммы расходуются на текущий и средний ремонт. В траловом флоте стало своеобраз ной традицией в течение каждой стоянки корабля сдавать заказ на ремонт техники (500—600 нор- мо-часов) на 6 —7 тысяч рублей. Передовые же машинные коман ды. отлично'эксплуатирующие су довые механизмы, содержащие их в хорошем состоянии, системати чески проводят ремонт своими силами, доказывают трудом, что текущий ремонт с помощью бере говых предприятий надо делать лишь в период котлочисток. когда стоянка в порту несколько боль ше обычной. Почти на каждом траулере есть токарь или слесарь, есть станки — значит, при жела нии многие работы можно выпол нить непосредственно на корабле/ Большой резерв снижения се бестоимости имеет и рыбокомби нат — это экономия сырья и по луфабрикатов. поступающих на предприятие для дальнейшей об работки. Снижение технологиче-’ ских потерь при обработке рыбы только на один процент позволило* бы в прошлом году дать дополни-, тельно 25 тысяч центнеров рыбо продукции, а экономия консерви рующих материалов и тары сни зила бы себестоимость продукции, выпускаемой рыбокомбинатом, на один миллион рублей. Велико влияние брака на себе стоимость. Только за 9 месяцев прошлого года отдел технического контроля рыбокомбината задержал 5.575 центнеров продукции, ко торая потом была подвергнута вторичной переработке. Кроме то го, предприятие уплатило 450 тысяч рублей штрафов за сниже ние качества продукции. Приведенные здесь примеры показывают далеко не все возмо жности для снижения себестои мости продукции на судах и пред приятиях нашего бассейна. С 1 октября 1959 года введен новый порядок премирования ин-. женерно-технических работников и служащих. Премирование те перь будет производиться за вы полнение и перевыполнение пла новых заданий по снижению се-' бестоимости и улучшению каче ства продукции при условии реа лизации плана по производству.; кооперированным поставкам и производительности труда. Новы» порядок премирования усилит ма териальную заинтересованность в более полном использовании ре зервов для снижения себестоимо сти выпускаемой продукции. О значении этого вопроса сви детельствуют недавние решения ЦК КПСС о рациональном расхо довании электроэнергии, а также меди, никеля, олова, свинца и других цветных металлов. Успешно начиная выполнение плана второго года семилетки, j промысловики, труженики бере говых предприятий должны про-, являть максимум заботы и о сни-| жении себестоимости выпускав-; мой продукции . ./ В. ШИМАНСКАЯ , началь- ] ник планового отдела уп-, равления рыбной промыш-' ленности. « РЫ Б Н Ы Й МУРМАН» Б марта 1960 г. 3 стр, тй'
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz