Рыбный Мурман. 1960 г. Март.

Н О ГИ Е читатели нашей га­ зеты спрашивают: «Как ловиться снижения себестоимо­ сти рыбной продукции?» Воп­ рос. этот приобретает все боль­ шее значение — труженики бас­ сейна, выполняя задания семи­ летки, стремятся использовать все ■возможности для достиже­ ния высоких экономических по­ казателей. Как это сделать, рассказыва­ ет в своей статье В . Шиманская. Умело бороться за снижение себестоимостирыбнойпродукции К А К известно, объем валовой продукции в промышленно­ сти намечено увеличить в 1965 году по сравнению с 1958 годом на 80 процентов, а себестоимость ее снизить не менее чем на 11,5 процента. Издержки производства должны быть снижены примерно на 850 миллиардов рублей. Эта сумма составит почти половину объема капиталовложений за се­ милетие. «В нашей стране, где источни­ ком накоплений для расширенно­ го воспроизводства являются внутрихозяйственные накопле­ ния, особое значение приобре­ тает борьба за строжайший ре­ жим экономии, — указал в сво­ ем докладе на XXI съезде КПСС товарищ Н. С. Хрущев, — сейчас, когда каждый процент снижения издержек производства выражает­ ся колоссальной цифрой, превы­ шающей 12 миллиардов рублей, а в конце семилетки — 21 мил­ лиард рублей в год, борьба за снижение себестоимости, за ре­ жим экономии приобретет особо важное значение''. Чтобы выполнить задание се­ милетнего плана по снижению себестоимости продукции, необхо­ димо обратить самое пристальное внимание на результаты экономи­ ческой деятельности каждого предприятия. Чтобы борьба эта была действенной, надо ясно представить себе, из чего состоит себестоимости того или иного ви­ да продукции. Себестоимость продукции про­ мышленных предприятий пред­ ставляет собой затраты матери­ альных и денежных средств дан­ ного предприятия на производст­ во продукции и ее реализацию. Вместе с тем, себестоимость про­ дукции является обобщающим по­ казателем коллектива предприя­ тия. Это — расходы на сырье, на основные и вспомогательные ма­ териалы, топливо и электроэнер­ гию. заработную плату и отчис­ ления на социальное страхова­ ние. на амортизацию основных средств и т. д. Удельный вес отдельных за­ трат в общей себестоимости про ­ дукции различен — в зависимо­ сти от характера производства. Так, например, в добывающих от­ раслях производства затраты на покупное сырье отсутствуют, а в обрабатывающих они очень значи­ тельны. Если в траловом и сель­ дяном флотах, как добывающих предприятиях, стоимость сырья отсутствует, а стоимость основ­ ных материалов очень незначи­ тельна, то на рыбокомбинате р себестоимости продукции стои­ мость сырья и материалов состав­ ляет свыше 70 процентов всех за­ трат на выпуск продукции. Это совершенно закономерно, так как предприятие покупает сырье в виде полуфабриката у добываю­ щих предприятий. Для производства необходимы вспомогательные материалы, спо­ собствующие выпуску продукции. К таким материалам в частности относятся лед и соль, употребля­ емые для обработки рыбы на су­ дах и береговых предприятиях. Стоимость орудий лова и пром- вооружения также входят в со­ став материальных затрат, отно­ симых на себестоимость продук­ ции. Для выработки продукции ну­ жны также топливо и электро­ энергия. На наших флотах удель­ ный вес топлива в себестоимости продукции значителен — он до­ стигает 17 процентов. Еще выше удельный вес зарплаты — 38 процентов, тогда как в обрабаты­ вающих предприятиях она со­ ставляет примерно 6 процентов всех затрат. Износ основных средств пред­ приятия, участвующих в созда­ нии продукции, входит в состав себестоимости ее в виде опреде­ ленных ежегодных отчислений на амортизацию. Характерным явля­ ется то. что чем выше насыщен­ ность предприятия техникой, тем больше и удельный вес амортиза­ ции в себестоимости. В траловом флоте она составляет 6,4 процен­ та обшей стоимости продукции, а на рыбокомбинате — 0.3 процен­ та. Большой удельный вес себе­ стоимости продукции имеет теку­ щий ремонт флота, сооружений, оборудования. Траловый флот ежегодно затрачивас "1 на>. текущий и средний ремонт 80— 100 мил­ лионов рублей, «Мурмансельдь» — 44— 45 миллионов рублей. Очень коротко ознакомившись с основными расходами, из кото­ рых слагается себестоимость про­ дукции, выпускаемой нашими презприятиями. можно наметить основные пути снижения ее. Пер­ вым и главнейшим условием для снижения себестоимости является увеличение объема производства на основе совершенствования тех­ ники и организации производст­ ва. лучшего использования мощ­ ностей, усиления технологиче­ ской дисциплины. Особенностью себестоимости продукции тралового и сельдяно­ го флотов является то, что боль­ шая часть расходов по содержа­ нию флота производится незави­ симо от количества добытой рыбы. Топливо, износ о рудий лова и промснаряжения. текущий ре­ монт, охрана труда, амортизация — вот неполный перечень расхо­ дов, которые несет Флот, даже ес­ ли рыба ловится плохо. В дан­ ном случае очень большое значе­ ние имеет увеличение вылова ры­ бы за счет более эффективного использования имеющейся тех­ ники. лучшей организации произ­ водства. например. благодаря улучшению промыслового режима, увеличению времени нахождения судов в море за счет сокращения продолжительности ремонта и междурейсовых стоянок в порту. ''Приведу пример, как количе­ ство выловленной рыбы и выра­ ботка полуфабриката влияют на себестоимость п род укци и . За про-, шлый год затраты на содержание траулеров «Киров» и «Соловец­ кий» были равными — по 4,1 миллиона рублей. Однако на пер­ вом из них себестоимость одного центнера продукции составила 291 рубль 28 копеек, а на вто­ ром — 353 рубля 12 копеек, так как его экипаж дал продукции на 2.545 центнеров меньше. Но. добыв рыбу, очень важно хорошо, без брака, обработать ее. выработать дополнительную про­ дукцию из отходов, полученных при разделке, сохранить высокое качество продукции. Вторым условием снижения се­ бестоимости продукции является уменьшение затрат сырья, мате­ риалов и денежных средств, то есть экономия в большом и ма­ лом. Возьмем, например, топливо, расход которого составляет 17 процентов общего размера себе­ стоимости продукции. Возможно­ сти экономии топлива, установле­ ния более рационального режима работы механизмов имеются на каждом траулере. Однако в про­ шлом году только на половине паровых судов тралового флота имелась экономия топлива. Эки­ пажи остальных судов перерасхо­ довали его. что отрицательно ска­ залось на общих экономических показателях флота. При разумном расходовании се­ тей, льда и соли, можно эконо­ мить и эти материалы. А в тра- лоеом флоте получилось наобо­ рот: если взять за 100 процентов паровые траулеры, по которым подведены итоги работы за 1959 год. перерасход льда имелся на 95 процентах судов, соли — на 82 и орудий лова — на 15 про­ центах траулеров. На 15— 16 миллионов рублей в год расходуется тары в сельдя­ ном флоте. Если с бочками обра­ щаться по-хозяйски — не допу­ скать поломок, вовремя ремонти­ ровать и т. д. — можно снизить расходы и по этой статье затрат. Но промысловики «Мурмансель- ди». не все. конечно, но многие, еще не научились использовать тару бережно, из-за чего флот за 9 месяцев 1959 года имеет пере­ расход ее на 1 миллион 108 ты­ сяч рублей. Неблагополучно обстоит дело с расходованием тары и на Мур* манском рыбокомбинате. Там только за 9 месяцев бой тары обо­ шелся государству в 108 тысяч рублей, а обший перерасход по предприятию по таре составил 2 миллиона 900 тысяч рублей, в том числе 509 тысяч рублей — из-за неполного использования емкости тары. Снижение или повышение се­ бестоимости центнера выловлен­ ной рыбы находится в прямой зависимости от того, как исполь­ зуются орудия лова. «Мурман­ сельдь». например, имеет пере­ расход их свыше чем на 5 мил­ лионов рублей. А между тем. на флоте есть еще немало резервов для уменьшения расхода промво- оружения. Об этом довольно под­ робно. со знанием дела рассказал 22 декабря 1959 г. на страницах «Рыбного Мурмана» в статье «За- Ш ТОРМОВОЙ РЕЙ С После месячной плановой сто­ янки в порту траулер «Артек» 6 февраля вышел на промысел. Промысловая сводка говорила о том. что рыба в Центральном рай­ оне есть: отдельные корабли име­ ли подъемы до 3-х тонн. Радова­ ла моряков и погода, которая стояла во время перехода к ме­ сту промысла. Легкий ветерок, не­ большая зыбь и ясное чистое не­ бо — все это было необычным для февраля. Однако капитан Влади­ мир Афанасьевич Вайло все чаще бросал взгляд на барометр. «Нуж­ но ждать шторма»,—решил капи­ тан. По его приказанию были за­ драены трюмы, еще раз провере­ на подвязка тралов, укреплены бочки на палубе. Все было готово к встрече шторма, и он не заставил себя ждать. К полуночи ветер резко усилился, мороз крепчал. Тяжело раскачиваясь на огромных вол­ нах, корабль зарывался носом в воду, ледяные брызги летели че­ рез всю палубу, попадали на мач­ ты снасти, надстройки и. тут же замерзая, одевали судно в ледя­ ную рубашку. Вскоре оборвало с привязей новый трал на левом борту. Соз­ далась угроза, что его смоет за борт, намотает на винт, а это в условиях шторма, пожалуй, са­ мое страшное. Нужно было во что бы то ни стало надежно укрепить трал. Но как это сделать? Выйти на палу­ бу без риска быть смытым за борт нельзя. Но мастера по добыче Леонид Покровский и Леонид Ва­ силенко, матросы Валентин Коз­ ловский. Владимир Попов и Иван Наумчик нашли выход из создав­ шегося положения. Выйдя на ле­ вое крыло мопика. они привязали к концу верввки железный багор и как только показывалась из во­ ды нижняя подбора трала, стали набрасывать его на сети, с тем. чтобы подтянуть подбору, укре­ пить ее и тем самым не дать ей окончательно оказаться за бор­ том. Дело это оказалось нелегким: более двух часов продолжалась своеобразная «охота» за подборой. Ветер со снегом обжигал лицо, на­ мокла одежда, рукавицы смерз­ лись. То и дело слышался крик: «Держись!». Новая волна обдава­ ла людей брызгами. Но работа вновь продолжалась. Наконец, удачный ‘ бросок багра, дружное усилие моряков — и подбора на­ дежно закреплена за ограждение. К этому времени положение на судне становилось все серьезнее. Имея после выхода из порта пол­ ный запас угля, воды, льда, со­ ли. корабль был нагружен полно­ стью, и каждая лишняя тонна бы­ ла крайне нежелательна. Но что делать, если на корабль нараста­ ют тонны, десятки тонн льда, к тому же сильный ветер свалива­ ет судно на левый борт? ...Корабль заметно отяжелел, накренился на один борт, стал хуже слушаться руля. Авральные звонки быстро подняли на ноги экипаж. Вскоре, вооружившись ломами, топорами, лопатами, ета- П Р О М Е С Н рыми головорубами. моряки юуж- но принялись за работу. Старший помощник капитана Георгий Гри­ горьевич Семаков, старший меха­ ник Анвер Тазадалович Каримов, рыбмастер Виктпп Иванович Де­ сятков, засольщики Александр Жуков и Николай Куклин, кон­ сервный мастер Петр Гайдай и его помощник Михаил Манаеиков, старший мастер по добыче Ишай Ишпаев — все работали с боль­ шим напряжением сил. Более восьми часов продолжа­ лась напряженная работа под пронизывающим насквозь ветром и ледяными фонтанами брызг. Лед был сколот и выброшен за борт. Корабль заметно «ожил», выров­ нялся крен, улучшилась управ­ ляемость. траулер перестал зары­ ваться, носом в волну и черпать на себя воду. Оставалось восстановить обор­ ванную антенну. Это вызвался сделать бывший военный мо­ ряк, а ныне помощник консерв­ ного мастера Михаил Манаенков. Получив разрешение капитана и строгий наказ соблюдать все меры предосторожности, он поднялся на мачту, точно выполнил указание радиста, и вскоре связь была пол­ ностью восстановлена. Свой первый промысловый рейс в этом году’и последующие рейсы мы посвящаем 90-летию со дня рождения В. И. Ленина. Рейсовое задание экипаж выпол­ нил досрочно. К. СОРОКИН , первый по- > мощннк капитана траулера «Артек». лог успеха на лову» инженер-на­ ставник по добыче тов. Ахлынов. А о резервах в этом, напри­ мер, в траловом флоте говорят следующие цифры. За прошлый год на траулере «Сатурн» на каждый час траления расходова­ лось орудий лова, промвооруже-’ ния на 92 рубля 43 копейки, а на «Гурзуфе» — 124 рубля 70 копеек. Как уже указывалось выше, большие суммы расходуются на текущий и средний ремонт. В траловом флоте стало своеобраз­ ной традицией в течение каждой стоянки корабля сдавать заказ на ремонт техники (500—600 нор- мо-часов) на 6 —7 тысяч рублей. Передовые же машинные коман­ ды. отлично'эксплуатирующие су­ довые механизмы, содержащие их в хорошем состоянии, системати­ чески проводят ремонт своими силами, доказывают трудом, что текущий ремонт с помощью бере­ говых предприятий надо делать лишь в период котлочисток. когда стоянка в порту несколько боль­ ше обычной. Почти на каждом траулере есть токарь или слесарь, есть станки — значит, при жела­ нии многие работы можно выпол­ нить непосредственно на корабле/ Большой резерв снижения се­ бестоимости имеет и рыбокомби­ нат — это экономия сырья и по­ луфабрикатов. поступающих на предприятие для дальнейшей об­ работки. Снижение технологиче-’ ских потерь при обработке рыбы только на один процент позволило* бы в прошлом году дать дополни-, тельно 25 тысяч центнеров рыбо­ продукции, а экономия консерви­ рующих материалов и тары сни­ зила бы себестоимость продукции, выпускаемой рыбокомбинатом, на один миллион рублей. Велико влияние брака на себе­ стоимость. Только за 9 месяцев прошлого года отдел технического контроля рыбокомбината задержал 5.575 центнеров продукции, ко­ торая потом была подвергнута вторичной переработке. Кроме то­ го, предприятие уплатило 450 тысяч рублей штрафов за сниже­ ние качества продукции. Приведенные здесь примеры показывают далеко не все возмо­ жности для снижения себестои­ мости продукции на судах и пред­ приятиях нашего бассейна. С 1 октября 1959 года введен новый порядок премирования ин-. женерно-технических работников и служащих. Премирование те­ перь будет производиться за вы­ полнение и перевыполнение пла­ новых заданий по снижению се-' бестоимости и улучшению каче­ ства продукции при условии реа­ лизации плана по производству.; кооперированным поставкам и производительности труда. Новы» порядок премирования усилит ма­ териальную заинтересованность в более полном использовании ре­ зервов для снижения себестоимо­ сти выпускаемой продукции. О значении этого вопроса сви­ детельствуют недавние решения ЦК КПСС о рациональном расхо­ довании электроэнергии, а также меди, никеля, олова, свинца и других цветных металлов. Успешно начиная выполнение плана второго года семилетки, j промысловики, труженики бере­ говых предприятий должны про-, являть максимум заботы и о сни-| жении себестоимости выпускав-; мой продукции . ./ В. ШИМАНСКАЯ , началь- ] ник планового отдела уп-, равления рыбной промыш-' ленности. « РЫ Б Н Ы Й МУРМАН» Б марта 1960 г. 3 стр, тй'

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz