Рыбный Мурман. 1960 г. Июнь.
Значит, цистерны не успева ют наполниться toiuiHsoM, а ено уже выходит на палубу! Морсет быть, нужно сделать так, чтобы мотор перекачивал топливо через какой-то распре делитель? Судно легло на ле вый борт — топливо поступает только в правую цистерну. Легло на правый борт — в ле вую. Но как будет работать этот распределитель? Что он должен представлять собой? Долго искал Горячковский пути для решения этого вопро- Ониещесделаютмногополезныхдел Есть люди, которых называ ют — «беспокойный народ» за их тягу ко всему новому. Дай им в руки совершенный инст румент, они придирчиво осмот рят его, и все равно найдут не достатки. Когда к причалам рыбного порта подошел первый средний траулер типа «Океан», мурман ские рыбаки с восхищением осматривали его. Потом при шло еще несколько судов, и на одно из них в числе других счастливчиков был назначен вторым механиком Аркадий Матвеевич Горячковский. Мат росы говорили: — Наш семьсот третий — во! — и показывали большой палец. По сути дела, они были пра вы. Сильный красавец-корабль, не боящийся никаких штормов, современная аппаратура и ме ханизмы, удобные жилые по мещения, машинное отделение... Но когда средний траулер № 703 вышел в свой первый рейс, Горячковский понял — придется столкнуться со многи ми трудностями. Человек стремится к тому, чтобы работалось легче, он ищет различные пути к выяв лению скрытых резервов, нахо дит их, использует до конца. Вот и теперь. Не успели выйти в открытое море, а уже беда. Третий механик Гречин во вре мя вахты перекачал из топлив ных танков в расходные ци стерны топливо так, что оно под большим давлением пошло по воздушным трубкам на верх — на палубу, за борт... — Понимаешь, — объяснял потом Гречин Аркадию Мат веевичу, — смотрю на стекло и вижу, что топлива-то немно го. И на самом деле его немно го. Но траулер ложится во время качки, к примеру, на левый борт, и в правом углу цистерны образуется воздуш ный мешок, а у борта — топ ливо, устремившееся в воздуш ные трубки! Чепуха какая-то.. Что делать? все лучше Матвеевич са. Бывали минуты, когда ка залось — все найдено! И снова разочарование... Но решение оказалось уди вительно простым. Даже ори- гииальным-то его трудно было назвать! Горячковский выбе жал из каюты, нашел старшего механика Геннадия Васильеви ча Макиевского, и когда объяс нил ему, в чем дело, лицо стармеха расплылось в широ кой улыбке. - Ну, и молодец, ты. Арка дий!.. В стенках цистерн вырезали отверстия и соединили их тру бой. Получились сообщающие ся сосуды. Теперь «подушки» из воздуха не получалось, топ ливо не выливалось через воз душные трубки. С каждым днем узнавал Аркадий достоинства и недостатки но вых механизмов. Приходилось и радоваться и огорчаться. На пример, долго не могли меха ники устранить пробивку саль ника в резервно-масляном на сосе, когда он работает одно временно с насосом главного "'двигателя. На этот раз к реше нию вопроса пришлось идти трудным путем, путем и поис ков, и теоретической и практи ческой проверки результатов. Наконец, недостаток был устра нен. Работать стало гораздо легче. Не проходит Горячковский и мимо незначительных мелочей. Казалось бы, что стоит поси деть пару часов с карандашом в руках и подсчитать расход топлива за прошедший рейс? Но Аркадий Матвеевич снова помог товарищам по работе — им был изготовлен счетчик, по казывающий расход топлива с точностью до 500 граммов. В добавочный картер водя ной помпы попадала забортная вода. Портились подшипники. И здесь этот беспокойный че ловек помог устранить недо статки. Бывает и так, что одно ново введение изменяет весь харак тер работы. Например, после того, как Горячковским был предложен автоматический вы ключатель подачи топлива й остановки воздуходувки, чтобы пар не поднимался выше поло женной марки, механикам уже не приходится бегать через всю машину — с поста управ ления к топливному клапану, затем к воздуходувке и так да лее. Теперь в любом случае они спокойно несут свою вахту. Часто для того, чтобы решить ка кой-то вопрос, Го рячковский советуется со стар шим и третьим механиками. И если один нашел свое решение той или иной проблемы, а вто рой предложил совсем иное — выбирается наиболее полезное, по-возможности — самое про стое и эффективное из них. От механиков часто можно услышать: — Один ум — .хорошо, но два или три — гораздо лучше! И зная, как работают >эти люди, — заботливые хозяева на своем производстве, —\ по нимаешь, что вместе они сде лают еще очень много полез ных дел. С. ЗИНЧЕНКО . О Отнлини на статью 0, КРОТОВОЙ и Е. СЕРГЕЕВОЙ. „свежьевых“ рейсах В настоящее время перед экн- По окончании третьего рейса' пажами судов тралового флота по- экипажу необходимо дать возмож* ставлена ответственная задача — ность отдохнуть. Для этого над£ увеличить доставку в порт свежей заменить его береговой бригадой рыбы, которая пользуется боль- на 4— 5 суток, шим спросом у населения. Это Что все это дает экономически’ важное дело волнует у нас каж- Добытая экипажем рыба в сырце дого моряка. теряет в весе меньше, чем при по^ Не случайно поэтому, что на об- соле. Если при плохой сырьевой щесудовом собрании траулера базе за каждый рейс будет вылав-j «Нева» был рассмотрен вопрос об ливаться по 40 тонн рыбы, то организации чисто «свежьевых» общий груз за три рейса будете рейсов, но не путем передачи ры- 120 тонн. В обычном же рейсе- бы на транспортно-холодильные с пополнением при той же сырье- суда или другие плавучие базы, а вой базе в порт будет доставлена путем выгрузки рыбопродукции в 80—90 тонн рыбы. И соответст- порту и последующего выхода в венно, если промысел прогодит море по так называемой «зеленой при хорошей сырьевой базе, то за улице». Это экономически оправ- три рейса будет сдано 240—270 дывает время, затрачиваемое на тонн рыбы (на один рейс — 80 переходы и простои судна под вы грузкой. Для того, чтобы такие рейсы 90 тонн). В обычном же порядке сдается 160— 180 тонн. Становится ясно, что, прежде Б были возможны, необходимо еле- Bcer° i выигрывает флот, выполняя дующее. Перед выходом в рейс государственный план, выигрыва- траулер загрузится количеством 101 экипаж корабля и, конечно льда, достаточным для охлаждения же’ потребитель, полного груза рыбы. При этом в Как практически это выражает- резервном трюме необходимо ся во ьремени? Траулер снимает* иметь около 10 тонн соли при при- ся с промысла с таким расчетом, ходе в район лова. Первые сут- чтобы придти в порт под раз ки коллектив корабля пристраи- грузку к 14— 16 часам. Разгруз- вается к промыслу, а затем сразу ка заканчивается к 22 часам, в олыние задачи по увел - же начинает брать рыбу под это время производится пропис- нию вылова рыоы в близка - «свежье)> церез семь-восемь дней ка, и в 24-00 судно уходит на шие годы поставлены перед судН0 снимается с промысла и по- промысел. Другой вариант, может промысловиками^ рыоного Мур - лучает в порТу причал для вы- быть, более оправданный: траулер на. Промысловый флот быстро р-- груЗКИ После этого траулер вы- приходит в порт под выгрузку к стет, а наряду с этим с каждым ходит в рейс снова под «свежье» 20—21 часу. К 4 часам разгруЗ годом расширяются и промысло- и енова на семь-восемь суток, жается, в 8 часов утра уходит на вые районы. Для изучения их f a b при вторичной сдаче pbl6bIj промысел. S i r СУДа ПР°" В М0МеНТ выгр-узки’ пополняютг-я Думаю, что при переводе ряда За последние годы освоены рай- f пасы пресной воды, льда и до- судов третьей и четвертой групп Панка бирается уголь на 10-12 суток, на такие условия работы трало- Флемиш-Кап Большая Ньюфаунд- ? новь ceMb " B0ceMb СУТ0К Рыба вый флот будет иметь больше воз- “ ib s lL n l беРется П°Д «свежье» и траулер можностей выполнять план по возвращается в порт. Причем в «свежью», этих трех рейсах затраты времени --------- ■ лендская банка, район Лабрадора и Девисов пролив. Однако по всем новым районам имеется очень ма- на д0снабжение должны быгь ло картографического материала, очень малыми. С. ЛИТВИНОВ, первый по мощник капитана траулера «Нева». Нужны планшеты? Помогайте! В конце мая, на состоявшемся что затрудняет ведение успешного промысла. Для облегчения этой задачи при промысловой раз ведке имеется кар тографическая группа, которая, на имеется циркуляр начальника тра- основе данных советских и ино- лового флота от 5 октября 1959 по радио в Баренцевом море заня- странных навигационных карт, года, обязывающий капитанов тии «Школы передового опыта»'? создает промысловые планшеты, всех траулеров после каждого рей- организованном редакцией газе- дополняя их материалами, посту- са представлять в промысловый ты «Рыбный Мурман», капитаП паемыми с поисковых, промысло- отдел тралового флота собранный траулера «Майкоп» тов. Кули- вых и экспедиционных судов, в рейсе материал. нич правильно указал на необхо- В создании полноценного промыс- Несмотря на это, многие капи- димость завести такой порядок, лового планшета, который бы от- таны никаких материалов из рей- при котором каждый капитан, вечал своему назначению, необхо- Са не представляют. Имея свои возвращаясь из очередного про- димо активное участие капитанов рабочие планшеты, они зачастую мыслового рейса, давал бы свои и штурманов наших судов. пользуются ими только сами, не промысловые планшеты и матери- Находясь в районе промысла, желая сделать это достоянием алы, показывающие условия ра- каждый капитан составляет свой всех промысловиков, а при случае боты в данном районе. Однако ни рабочий планшет на основе дан* упрекают работников картогруп- одного рабочего планшета за все пых, полученных на промыеле. На пы, что они, мол, неточно состав- время hhjc траулера «Молодечно»,' лист бумаги наносит обсервован- ляют планшеты. ни с «Майкопа» передано не было, ные глубины, места постановки В газете «Рыбный Мурман» хотя Т0Вв ^улинич и говорит, что буев, грунт, особенности рельефа J2 мая второй помощник капитана наСэ как и на траулере «Моло- дна, замечает, какими курсами траулера «Мурманск» тов. Дуна- Д^чно», уделяется самое серьезное лучше тралить, где имеются за- в заметке «Больше внимания внимание ведению промысловых |евы трала, где более удобная новому району» критикует имею- пл<*ншетов>>. площадка или свал для траления щиеся промысловые планшеты на не все промысловики та»" и т. п. — получается рабочий район «А», однако с траулера относятся к этому делу. Хочется планшет на этот участок. «Мурманск» материалов в карто- отметить капитанов, ^которые Д ^ 4 Вот эти-то рабочие пмншеты, группу почти не поступало. бросовестно ведут сбор к&ртогра-* фических материалов и своевре- созданные на мест* промысла са- д момент составления планше- ^ ^ мими промысловиками, и являют- 6 8 6 - KBa iD aT этого „ айона менно сдают его в картографиче- ся ценнейшим материалом при “ “ акДР0Н пишет флот скую £руппу- 1ак5е ка" итаны’ составлении премысяэаых план- как тт. Соколов П. К., Никитин Суда „Мурмансельди“ задерживаются в порту В Северной Атлантике, как со- ход среднего траулера № 146 нз- общают поисковики, создалась за того, что своевременно не были благоприятная промысловая об- направлены на корабль старшин стаиовка. В районе Фарерских механик, боцман^и два матроса, островов уловы сельди за дрейф Повинны в задержке отхода достигают до 2—3 тонн. Жирность, некоторых кораблей и судоремонт- рыбы удовлетворительная. ники. Коллектив Абраммысских Моряки «Мурмансельди», с боль- мастерских не закончил вовремя шим перевыполнением, закончив ремонт на среднем траулере план первого полугодия, сейчас ЛУ~4201 и сорвал плановый выход переключаются с трескового на на промысел. Коллектив Мурман- сельдяной лов. На дрифтерный ской судоверфи, согласно догово- промысел сельди в Северную Ат- ру, должен был 29 июня выпустить лантику, кроме поисковых судов, нз ремонта средний траулер N* 122 . уже ушло более 20 кораблей. В Однако срок окончания ремонта числе их средние траулеры перенесен на вторую половину №№ 833, 341, 436, 223, 438, 4201 и июля. другие. До конца этого месяцаНа средний траулер М* 422 поч-' венности, ХОТЯ на ЭТОТ счет И туда должно отойти еще почти та- ти перед самым отходом был ча- кое же количество средних трау-правлен мастер лова тов. Бобов. __ ___ _ ____________ ________ леров. — Мне сразу бросилось в гла- пользоваться на промысле при вы- данных, а полноценного планшета КОТОрЫе сейчас размножают^ шетов ма тот район. картогруплои, уже . целом. вел промАысел’ не инея х?роших Я. А., Елфимов Н. К., Задорин .„ 7 2 U U S К " ? Л о Г«° Семенов А. И. и №У- имелась одна глубина на 400 л „ „ квадратных миль этого квадрата. Однако, далеко не все промыс- ловикн относятся к этому весьма так мало данных, конечно, нельзя составить точного планше- гих, по окончании рейса всегда дают список обсервованных глу* бин, рабочие планшеты рейса* важному вопросу с н а д л е ж а щ е * о п и с а н и е площадок для траления серьезностью и чувством ответст- МА Л напоавления с Рекомендованными курсами к ------ ------- -........... - няе* РельеФа дна и направления т п> Есди все мпитаеы последу* изобат. Да и на остальные квадра ты этого района было очень мало ют их примеру, качество составу ляемых промысловых планшетов.' Однако в «Мурмансельди» не- за, — рассказывает он, — что на грузке бочек с сельдью нз трюмов, составить при этом достаточно хорошо подготовились шпиле не типографским способом на картой невозможно. зачищена приваренная к подтягивать стояночный вожак. Эти пробелы должны восполнить qnam i к отправке судов в море. Многие нему головка. А эта, на первый Лов сельди в Северной Атлан- сами промысловики. Если каждый ИЭ взгляд мелочь^.будет портить во- токе начался. Руководители.«Мур- судоводитель будет представлять сел. со значительным опозданием,жаковый трос при выбопке сетей , с . < Так, 20 июня должно было выйти ускорит его износ, будет способ- манС€ЛЬАИ* Должны принять все хотя бы немного, но хорошо .об- нз порта 5 кораблей, а вышло ствовать перерасходу промвоору- меРы, чтобы корабли уходили на сервованных глубин, оонаружен- только три. 24 июня на промысел жения. промысел только в срок и досроч- ных ^ядевов и описания особен- ■S I 0 o f? т.олько средннй траулер По ,вине старшего механика „ 0 снабженные всем необходимым * ‘ ............ Л» 244. А. графиком намечалосьэтого судна то* Медведева ваапу- л л отправить в море пять судов. шейном состоянии находится тра- для успешной работы. Почти на сутки задержался от-ловая лебедка. Ею нельзя будет Б. ЧЕРНОВ. ностей района, то в целом собе рется богатый материал и план шеты будут пополнены я переиз даны. тельно выше, что поможет болев успешному ведению промысла. В. ЧИ ЧЕРИН , начальник картографической группы промысловой разведки. РЫ БН Ы Й м у р м а н 28 июня I960 г. 3 «три
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz