Рыбный Мурман. 1960 г. Июль.

Верный страж морских рубежей нашей Родины (Окончание. Нач. на 1 стр.) ял на Волге и Днепре, на Ду­ нае и Шпрее. Коммунистическая партия и Советское правительство высо­ ко оценили боевую доблесть военных моряков. Более 200 кораблей за особые заслуги в боях награждены орденами, 515 морякам присвоено звание Героя Советского Союза, из ни? семь удостоились этого звания дважды. Среди Героев Советского Союза — 18 коман­ диров подводных лодок и 243 морских летчика. За время воины морякам вручено свыше 350 тысяч орденов и медалей. Наш Военно-Морской Флот внес достойный вклад в побе­ ду над гитлеровскими захват­ чиками и японскими империа­ листами- Интересы безопасности Ро­ дины требуют и впредь иметь несокрушимую, прочную обо­ рону как на суше и в возду­ хе, так и на море. Вот почему Коммунистическая партия и Советское правительство дела­ ют все необходимое для того, чтобы наш флот был сильным, могущественным, всегда нахо­ дился на уровне современных требований. Теперь, когда поя­ вились летающие торпеды и ракеты, полностью измени­ лось положение на море, утра­ тили свое былое значение крупные боевые надводные ко­ рабли. Учитывая это, партия и правительство наметили и осу­ ществляют новую линию в раз­ витии флота. Основой его си­ лы, его мощи стали подводные лодки, воорул;енные современ­ ными средствами борьбы. Вопросы военно-морского НЕДАВНО меня пригласили на один из кораблей Северного флота. Моряки попросили расска­ зать о легендарном тральщике «Туман». На нем я служил с на­ чала войны с белофиннами до ав­ густа 1941 года, когда он, приняв неравный бой с тоемя фашист­ скими эсминцами и не спустив военно-морского флага, героически погиб. Это было 10 августа. Наш ко­ рабль нес дозор, защищая подсту­ пы к Мотовскому заливу, на бере­ гах которого шел бой наших сухопутных ча­ стей с фашистами. При­ мерно в три часа над нами несколько раз про­ летели немецкие самолеты-развед­ чики, но мы своим огнем отогна- строительства постоянно нахо­ дятся в центре внимания ле­ нинского Центрального Коми­ тета Коммунистической партии и Советского правительства. В последние годы Первый секре­ тарь ЦК’КПСС и Председатель Совета Министров СССР Н. С. Хрущев побывал на ряде флотов и флотилий, детально знакомился с жизнью и служ­ бой личного состава флота, вы­ соко оценил его деятельность. Во время посещения одного из кораблей Тихоокеанского фло­ та глава Советского правитель­ ства так отозвался о труде во­ енных моряков: «Ваша образ­ цовая служба в рядах Воен­ но-Морского Флота укрепляет могущество нашего государст­ ва, способствует дальнейшему продвижению страны к свет­ лому будущему — коммуниз­ му». Наш флот имеет теперь все необходимое дяя того, чтобы в любой момент выполнить по­ ставленные перед ним задачи. Созданы первоклассные кораб­ ли, замечательная техника. Флот располагает подготовлен­ ными кадрами. Они неустанно повышают свое воинское ма­ стерство. Высокую сознатель­ ность и хорошую боевую выуч­ ку моряки показывают в пов­ седневных плаваниях и в за­ граничных походах- Об этом свидетельствует тот факт, что в последнее время Советское правительство наградило боль­ шую группу моряков ордена­ ми. Военно-Морской Флот СССР крепок поддержкой всего со­ ветского народа. Сознавая роль и значение морской обороны • О Иванович Кушна- которого вы видите на этом снимке, — умелый промысловик. Недавно в нашей газете был опубликован спи­ сок передовых экипажей тра­ лового флота, и среди них — коллектив траулера «Лот», ко­ торым командует тов. Кушна- ренко. В траловый флот он пришел 30 лет назад. У него не только богатый опыт работы на про­ мысловом корабле — Федор страны, тружени­ ки нашего общест­ ва, особенно моло­ дежь, горячо лю­ бят флот, проявля­ ют глубокий инте­ рес к жизни иуче­ бе личного сос­ тава кораблей и частей. Это находит свое отражение в дея­ тельности Добровольного об­ щества содействия армии, ави­ ации и флоту, в творчестве морских моделистов, в работе м н о г о ч и с л е н н ы х морских клубов, во все расту­ щих связях коллективов фаб­ рик и заводов, колхозов и сов­ хозов с моряками, с частями и кораблями. Окруженные всенародной за­ ботой, тесно сплоченные во­ круг Центрального Комитета Коммунистической партии и Советского правительства, во­ енные моряки совместно с во­ инами армии и авиации всегда готовы дать сокрушительный отпор любому агрессору, если он посмеет напасть на нашу Родину. Подполковник Н. ТАРАСЕНКО. БОЛЬШАЯ ЧЕСТЬ— РАБОТАТЬ НА ТАКИХ РЫБОЛОВНЫХ СУДАХ Сейчас, когда яркое летнее новые суда хуже старых и что их солнце круглые сутки заливает надо меньше любить. Но ведь но- зеркальную гладь Кольского зали- вая техника, первоклассные про-: ва и прижавшиеся к его причалам мысловые корабли появились уже самые разнообразные корабли, после войны, когда враг был раз- многие из молодых моряков уже громлен. И немалую роль сыграли редко вспоминают, а большинство из них даже и не знает о тех су­ ровых годах, когда их отцы и старшие братья здесь, в Кольском заливе и на просторах Баренцева моря вели беспощадную борьбу с гитлеровскими пиратами. Еще в этом такие старые корабли, как траулеры «Двина». «Ерш», «Ки-* ров», «Ролик» и многие другие. Когда разразилась война, боль­ шинство моряков тралового флота одели морские шинели и пошли на смертный бой с гитлеризмом. можно слышать, как какой-нибудь до многие суда промыслового молодой моряк, получая назначе- флота также стали военными ко- ние на^старый, многие годы пла- раблями. Они проводили траления, вающий траулер, брезгливо гово- несли боевые дозоры, вели сраже- Рит- ния, а те, кто остался на мирном — Ну вот еще, буду я рабо- положении, по сути дела, тоже бы- ga ли бойцами. Как принято гово- тать на этой старой калоше, что она годна! И невдомек такому зазнайке, что на некоторых маленьких тра­ улерах, построенных еще до вой­ ны, больше чести работать, чем рить, на «морском театре» воен­ ных действий трудились наши траулеры. На них также были установлены орудия, и сигналь­ щики следили за появлением вра­ жеских подводных лодок и само- ☆ Ф ЕДОР ренко, Иванович был и отличным во­ енным моряком. Во время Ве­ ликой Отечественной войны плавал военным лоцманом на судах Черноморского флота, затем в Дунайской военной флотилии. О том, как он вое­ вал, свидетельствуют награды — ордена Красного Знамени, Отечественной войны, Красной Звезды, медалм за оборону Одессы, Севастополя и Кав­ каза, за освобождение Белгра­ да, Будапешта и Вены. А на- Бессмертны й флаг ли, что он был действительно том остановилась. Отливные сред-время к месту боя подошли наши жарким, и старались помочь сво- ства уже не действовали. Вода катера и подобрали нас. ли их. В 5 часов утра на горизон- им товарищам, находящимся на-стала прибывать все быстрее. Ко- Когда я кончил свой рассказ и те показались ^ силуэты трех во- верху. Механизмы работали чет- рабль лег на правый борт. Про- посмотрел на слушавших меня мо- гамИ) защищая Баренцево море и енных кораблей. ко, все приказания мостика вы- должение дальнейшей борьбы за ряков, то понял, что они хотят на каком-нибудь только что спу- летов. Так же, как и экипажам бо- щенном со стапелей красавценве- евых кораблей, промысловикам лмсане. Мы не хотим сказать, что приходилось отбиваться от фаши­ стских бомбардировщиков, а, слу­ чалось, и топить их. И вот что самое интересное. В то грозное время, когда ловить рыбу можно было только в определенных ча­ стях моря, а зимой — в кромеш­ ной тьме, не зажигая ни одного огонька, почти всегда они воз­ вращались домой с полными гру­ зами рыбы. Это был настоящий трудовой порыв. Промысловики чувствовали себя в едином строю с советскими воинами. Бывает, мы собираемся вместе, вспоминаем ге годы и своих бое­ вых товарищей. Многих из них нет. А те, кто работают рядом с нами, уже далеко не те молодые люди. Умудренные жизненным опытом, они стали ядром тралово­ го флота, благодаря которому наш промысел год от гола успешно развивается. Вот, например, Алек­ сандр Николаевич Неличек. Во время войны он плавал на знаме­ нитом траулере, который пото­ пил тараном немецкую подлодку. Анатолий Соловьев во время вой­ ны был старшим машинистом на траулере «Ролик». Сейчас он старший механик траулера «Мед- ногорск». Хорошо помним мы Илью Шпанова и Михаила Тимо- хина, которые в годы Великой Отечественной войны воевали на одном корабле. Сейчас Илья Шпа- нов стал капитаном, а Михаила Тимохина все энают ктк отлично­ го старшего механика. Можно было бы назвать мно­ гих моряков тралового флота, ко­ торые отлично сражались с вра- звание югославского ордена «За храбрость» говорит само за себя. Экипаж «Лота» выполнил го­ довой план. Это отличный по­ дарок Родине накануне Дня Военно-Морского флота. Моря­ ки на этом не останавливают­ ся. Они решили достойно встре­ тить 43-ю годовщину Великого Октября, выловить к этой дате сверх плана 2600 центнеров рыбы. живучесть «Тумана» было уже бесполезным. ...Получаем приказание поки­ нуть машинное отделение. Я поки­ даю его последним, захватив вах- Корабли быстро шли на сбли— поднялись быстро и точно, жение с нами. Вероятно, они на- ...Вдруг один снаряд попал в меревались прорваться в Мотов- пароперегреватель котла. Момен- ский ^залив для поддержки своих тально машинное отделение оку- частей. По силе оружия наш ко- талось паром, главный двигатель ___ ___ _______________________ рабль в несколько раз был слабее стал сбавлять обороты. Я полу- тенный машинный журнал. Выйдя каждого из них, но. несмотря на чил приказание перейти на работу на палубу, мы не узнали своего это, мы вступили г пиратами в главной машины насыщенным па- корабля. Посюду лежат раненые и бой. Экипаж вел себя героиче- ром. Приказание было тут же убитые моряки, валяются какие- ски. Одним из вражеских снаря- выполнено, и «Туман» получил и то обломки, дов наш Флаг был с'‘ит. Фашисты скорость и маневренность. Экипаж быстро спустил шлюп- думали, что мы сдаемся. Но в Но на этом наши испытания не ки на воду и перенес в них ра- ту же минуту нашими радистом и кончились. Через некоторое вре- рулевым он снова был поднят, мя несколько снарядов попало в Фашисты, видя, что «Туман» правый борт машинного и котель- не сдается, пришли в ярость и ного отделений. Вода стала по­ ступать внутрь корабля. Наши бросившись в воду, машинисты и все, кто был на ме- Плавая, мы в последний сте, повели борьбу за жизнь тральщика. Заделывали пробоины. быть такими же смелыми, как наши погибшие товарищи. И я подумал: «Хорошая боевая смена заступила на вахту, какую несли когда-то мы». С. ХЛЮСТОВ, старший ме­ ханик плавбазы «Памяти Ильича». родную землю. Все они — до­ стойные сыны своего народа и настоящие моряки. М. РОСЛЯКОВ, Л. НИКО­ ЛАЕВ, И. КОКА, группо­ вые механики тралового флота. ЦифрЫ и факшЫ УСИЛИЛИ i J ’ORb. По боевому расписанию я на­ ходился у реверса главной маши­ ны. Вход в машинное отделение был плотно задраен, и нам, неных. Шлюпки отошли от бор­ та. Через некоторое время корабль сильно накренился, и все, кто остался в живых, покинули его, раз :з о 25 октября 1917 года легендарный крейсер «Аврора» своим ;5 выстрелом возвестил начало новой эры в истории человечества — is эры социализма и коммунизма. i О По заданию В. И. Ленина в годы гражданской войны было ;=создано свыше 20 речных и озерных флотилий; свыше 75 тысяч мо- ;=ряков сражалось на сухопутных фронтах в составе частей Красной увидели свой «Туман». Наш слав- || Армии. НЫЙ корабль ПОДНЯЛ форштевеиь j= Q День Военно-Морского Флота СССР установлен В ход были пущены все отлив- и кормой стал быстро погружать- | нием Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б ) от 22 июня 1939 года. постановле- так := О Общая протяженность границ нашего государства свыше обеспечивающим ход и маневрен- ные средства, но вода прибывала, ся в морскую пучину, унося w ,На „ „ц [ВЫ с I ть кораоля, лишь по разрывам Некоторые механизмы находились и не сдавшийся врагу военио-мор- •= во тысяч километров. Это в полтора раза больше длины окружности снарядов противника и ответным под ней, но главная машина еще ской флаг. £ земного шара по экватору. Из них 47 тысяч кишметров простирает- высгрелам наших орудии приходи- работала. Тут мы заметили, что Еще одно попадание в ма- кие корабли приближаются к нам, I „ ___________ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ 1 « лось судить о ходе боя. Мы зна- «РЫБНЫЙ МУРМАК» 2 стр. 30 июля 1060 г. , немец- II ся по морям, озерам и рекам. Q В период Великой Отечественной войны силами Советского шинное отделение в главный тру- видимо, стараясь взять нас в плен. := Военно-Морского Флота было потоплено более 2000 кораблей и Of,провод решило дело. Все вок- Но тут послышался гул совет- ;s транспортных судов, повреждено более 900 боевых кораблей и вспо- руг погрузилось в гуман. Главная ских самолетов, и немцы быстро могательных судов противника. машина уменьшила обороты и по- стали удаляться. Через некоторое IMBII

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz