Рыбный Мурман. 1960 г. Июль.
в е р н ы м к у р с о м и д е м ? ДОРОГОЙ ТВОРЧЕСТВА Л ОСЛЕ работы брига диры собрались точ но в назначенный срок. — Что обсуждать-то будем? — спросил кто- то. — Да ничего, — от ветил начальник дизель ного цеха Павел Гри горьевич Федюков, — пойдем только посмот рим, как Донсков шаб рит головные втулки шатунов. Все гурьбой направи лись в цех. По пути бригадиры говорили между собой: — Эка невидаль —* шабровка втулок. — Не первый день в цехе, сами знаем: бери шабер в руки, да и скобли бронзу восемь часов подряд. Вот и вся шабровка. — Донсков парень головастый, — возра жали другие, — может опять что-нибудь прид}- Петр Иванович Донсков за работой, мал. И верно. Когда все сгрудились у сверлильного станка, Петр Иванович Донсков коротко рассказал, как устроено его приспо собление для механической шабровки головных втулок. Затем, прочно закрепив шатун с помощью незнакомого бригадирам усг- ройства, вставил во втулку специальную фрезу и включил станок. Через некоторое время бригадиры с интересом рассматривали гладкую внутреннюю поверхность только что отшаброванной втулки, проверяли индикатором — придраться не к чему! — А ну-ка, я сам, — вызвался один из бригадиров. — Пожалуйста! — Результат был тот же самый. Приспособление Донского действовало безукоризненно. Так в дизельном цехе Мурманской судоверфи было покончено еще с одной операцией, невозможной раньше без затраты боль шого количества мускульной энергии человека. А вскоре это новшество применили у себя и судоремонтники Абрам-мыса, спе циально приезжавшие за опытом к Петру Ивановичу. Дорогой творчества этот неутомимый труженик идет давно. Рационализаторские предложения, словно верстовые столбы на ней. От одного к другому — путь нелегок, но в конце его нова тора ждет большая радость, потому что приносить пользу лю дям — всегда радостна Но большим радостям — так уж устроена жизнь — обычно предшествуют большие заботы, тревоги и огорчения, а порой и обидные промахи. Это хорошо знает Петр Иванович, так как сам испытал много раз. Приспособление для механической обрабоп дилось не сразу. Задумал сделать его Петр Иванович еще в про шлом году, в те дни, когда вся страна готовилась достойно встре тить июньский Пленум ЦК нашей партии, koi „л ужи*' н “ чайшие пути к техническому прогрессу. Сначала все казалось просто. Новатор решил использовать сверлильный станов. Потребовалась специальная фреза. Она бы ла изготовлена быстро. Можно и попробовать в действии. Однако первый опыт закончился неудачей. Поверхность внут ри втулки была обработана неровно, с большими перекосами. В чем тут дело? Этот вопрос долго мучил Петра Ивановича, хотя окружавшие его на работе товарищи об этом, может быть, и не догадывались. Он по-прежнему был весел и приветлив, по- прежнему умно, как и полагается опытному командиру, руководил своей бригадой слесарей. Он сам замечал и вовремя, когда кому- нибудь из них требовалась его помощь, подходил, показывал, со ветовал. Донсков не забывал, что главная его задача — быстрее и лучше ремонтировать промысловые корабли, чтобы они скорее уходили в море, а, следовательно, больше добывали рыбы. Эту цель видел перед собой Донсков и тогда, когда обдумывал причины неудачи первого опыта. Ведь его новшество должно бы ло ускорить ремонт важнейших деталей, которые есть в машинах каждого судна. Наконец, рационализатору стало ясно, что причина кроется в плохом креплении шатуна. Тиски, которые он применял раньше, не годились для этой цели. Постепенно в его воображении выри совывались контуры нового приспособления для жесткого крепле ния детали. У Но, чтобы воплотить его в металле, нужна была помощь куз нецов и токарен. Донсков сделал чертеж и описание, подал рацио нализаторское предложение в ВРИЗ. Он ждал, что инженеры в бюро по рационализации и изобретательству заинтересуются его предложением и помогут изготовить опытный образец. Но этого не произошло. На предложение рационализатора ответа не было не сколько месяцев. Такое равнодушие может отбить желание заниматься творче ством у кого угодно. Но Донсков решил добиваться своего во что бы го ни стало. Совсем, как бывало во время Отечественной вой ны, когда он был разведчиком: — поставлена задача достать «'языка» — и никакие вражьи хитрости, ни зловеще свистящие пули, ни жестокий мороз не способны были остановить молодого бойка. Петр Иванович сам пошел к кузнецам. — Послушайте, ребята, — упрашивал он, — сделайте по ковку. —А платить будет папа римский? — услышал ответ. Да разве вы только из-за денег работаете! — возмущался Донсков. — Ничего не поделаешь, материальная заинтересованность... Петр Иванович начал было всерьез сердиться, но в это время молодой кузнец с чумазым лицом, на котором блестели веселые с хитринкой глаза, спросил его: — Поковка-то тебе зачем? Подробно рассказал Петр Иванович о том, что задумал. Кузне цы сразу стали отзывчивыми, забыли и о «материальной заинте ресованности». В свободное от основной работы время они изгото вили ему поковку. Примерно та же история повторилась и у то карей. По чертежу Донскова они выточили все необходимые де тали для приспособления. И вот долгожданная минута. Все приготовления закончены, включен станок. Еще немного времени и индикатор подтвердил высокую точность механической шабровки. Большую радость вместе с рационализатором переживали и члены его бригады. Ведь они всегда искренне болеют душой за творческие искания своего неугомонного бригадира. Иван Андрей чук и Анатолий Ляпин тут же подсказали новатору несколько цен ных мыслей по поводу упрощения конструкции приспособления. Донсков принял их с благодарностью. Когда все было, в сущности, уже сделано, и бригада Донскова стала намного быстрее шабрить головные втулки шатунов, на предложение новатора обратил внимание и БРИЗ. Автору была выдана премия, а его приспособление стало широко внедряться в производство. Теперь для Петра Ивановича это уже дела минувших дней. К июльскому Пленуму ЦК КПСС он подготовил другой подарок. Его новое рационализаторское предложение об использовании старых бронзовых втулок, которое уже разработано, одобрено и ват-вот должно внедряться в производство, сулит немалую экономическую выгоду. Все это, безусловно, зачтется и бригадиру, и его товарищам, когда заводской комитет соберется, чтобы решить вопрос о при своении им звания бригады коммунистического труда. К этой це ли они идут давно и не за горами, вероятно, то время, когда они добьются почетного звания. Члены бригады, отлично выполняя первую заповедь разведчи ков семилетки — трудятся по-коммунистически, — не забывают и о второй. Молодые слесари Николай Мясников и Геннадий Ко- стычев только что закончили заочно десятилетку и получили ат тестаты зрелости. Они решили учиться заочно и дальше: один — в Высшем мореходном училище, другой — в Ленинградском ко раблестроительном институте. Трое остальных членов бригады по вышают свои технические знания. Сам бригадир занимается в кружке по изучению политэконо мии. Он — коммунист и ему, конечно, необходимо хорошее по литическое образование. Недавно занятия в кружке закончились. И у Петра Ивановича больше времени стало оставаться для ра ционализаторской работы. Сейчас в его голове зреют мысли о новых приспособлениях и усовершенствованиях техники. Дорога творчества бесконечна... В. СТОРУБЛЕНКОВ. Учиться! Экипаж траулера «Пикша», соревнуясь за достойную встречу июльского Пленума ЦК КПСС, выполнил принятое обязательст во. С начала года добыто 7000 центнеров рыбы, при плане 8100. Коллектив еудна прилагает уси лия к тому, чтобы до конца ию ля выполнить годовой план по всем показателям. Широко развертывается на на шем корабле соревнование за зва ние ударника коммунистического труда. Включились в него матрос тов. Чернухо, машинист тов. Ко- ломиец, начальник радиостанции тов. Литвин, мастер по добыче тов. Краев. Представлены к при своению звания ударника комму нистического труда второй меха ник тов. Куранов, матросы тт. Да выдовский и Масликов. Мастер по обработке тов. Данилюк, стар ший мастер по добыче то?. Борь- кин, матрос тов. Дементьев уже удостоены этого высокого звания. Все они являются образцом в труде. Вместе с ними хороших по казателей добивается в работе мастер по добыче тов. Ефимов, засольщики тт. Шойтов и Моисе ев, матрос тов. Лосев и другие. Наряду с работой на производ стве десять человек готовятся по ступить в заочную общеобразова тельную школу моряков. Среди них кочегары тт. Епифанов, Бу- лашко и Пирогов, матросы тт. Жуков, Чернухо. Второй ме ханик тов. Куранов готовится стать заочником Высшего море ходного училища, матрос тов. Да выдовский уже поступил на за очное отделение этого вуза. От дельные моряки осваивают смеж ные профессии благодаря техни ческой учебе, которая постоянно проводится на нашем судне. Все это способствует повышению про изводительности труда, укрепляет дисциплину на корабле. П. МАТВЕЕВ, первый по мощник капитана. (По радио). С О В Е РШ ЕН С Т В УЮ ЗНАНИЯ В 1955 году пришла я в меха нический цех Мурманской судо верфи разнорабочей. 1 февраля 1956 года перевели меня учени ком токаря. Владимир Свистунов, токарь б разряда, был моим учи телем. Он рассказывал об уст ройстве станка, объяснял, как пользоваться инструментами. Ког да приступал к работе, показы вал, что и как он делает. Вначале он не разрешал мне работать самостоятельно — ведь работа у него сложная, ответст венная. Тогда я подходила к ра ботницам, которые изготовляли болты, гайки, шпильки, шурупы. Они разрешали мне сверлить от верстия для гаек, делать шпиль ки или болты. Больше всех помо гала мне Надя Аброшина. Сама она работает очень быстро, и ко гда я следила, как легко и акку ратно изготовляет она ту или иную деталь, мне хотелось рабо тать так же хорошо. Все лучшее перенимала я у нее и у Володи Свистунова. И вот мне присвоили третий разряд. С первого же дня самостоятель ной работы я старалась выполнять вее задания и не допускать брака. Правда, не всегда у меня полу чалось хорошо с гайками, бывало так, что метчик ломался. Здесь всегда выручал меня учитель. Он никогда не выпускал меня из по ля зрения, всегда старался по мочь. Прошел год. Работа теперь бы ла у меня посложнее. Например, поручали ,уже мне делать резьбу резцом — сначала наружную, а потом и внутреннюю. Я очень волновалась, все время старалась отогнать от себя назойливые мы- лаю на резце отметку и стараюсь ели: «А вдруг не получится?... не заходить дальше ее, вывожу Вдруг «заеду» в патрон?» Но и резец вовремя. А теперь вместо здесь рядом со мной были това- 3-кулачкового патрона для изго- рищи по работе. Постоянно помо- товления масленок мы применя- гали мне избегать ошибок наш ем оправку. Она помогает нам в мастер Юрий Константинович Та- работе и дает возможность эконо- раканов, токарь Лифунцай.............мить время. Большую помощь Много месяцев прошло, прежде оказывает нам метчикодержлтель, чем я узнала все тонкости нашей внедренный по предложению нор- сложной работы. Так, долго не мировщика Бориса Федоровича могла я научиться делать хоро- Сялуянова. шо внутреннюю резьбу крышек ]) начале прошлого года я ре масленок. Немало резцов у меня шила боротьея за звание ударни- сломалось. Идет резец хорошо, и ка коммунистического труда. Обя- вдруг ударяется о стенку крыш- залась выполнять семилетний кн. Сейчас я поступаю иначе. Де- план за 5 лет. В этом году не- ^ — ...... ........... . = пременно буду Учиться. Ведь для Спасибоэкипажу Недавно на траулере «Сим ферополь» проводились испы тания рыболокатора по про верке его пригодности к эк сплуатации. Успешному завершению ра бот способствовал четкий и слаженный труд всего судово дительского состава под руко водством опытного капитана тов. Побужаева. Комиссия отмечает исключи тельно чупсое и заботливое отношение всего экипажа суд на к нам, членам комиссии, и просит через Вашу газету пе редать капитану «Симферопо ля» тов. Побужаеву и всему коллективу корабля нашу ис креннюю благодарность. В. ПОНОМАРЕНКО — председатель комиссии: того, чтобы быть настоящим удар ником семилетки, нужно повышать не только производственные, но и общеобразовательные знания. 14 августа исполнится год, как мне присвоили высокое звание разведчика будущего. Наше пред приятие перешло на семичасовой рабочий день. Нормы етали выше, но мы их перевыполняем. Это стало возможным благодаря тех ническим новшествам, механизаг- ции многих производственных процессов, рационализации, в ко торой активно участвуют многие производственники. Ю. БНЛОУС, токарь меха нического цеха Мурманской / судоверфи. I РЫ БНЫЙ МУРМАН 12 июля 1960 г. 3 стр»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz