Рыбный Мурман. 1960 г. Февраль.

Награда за спасение - В январе нынешнего года теплоход «Онежец», при отсутствии видимости, выскочил на мыс Шури­ нов в Кольском заливе. Первым к месту аварии по­ дошел спасательный буксир «Пурга» под командо­ ванием капитана Григория Ивановича Довгай. Непосредственно к аварийному судну подойти было нельзя из-за мелководья. Тогда с «Пурги» спустили шлюпку и приступили к спаса 1 ельным ра­ ботам. Так было снято более шестидесяти человек. Остальных сняли другие суда. Во время ^той опе­ рации особо отличились боцман «Пурги» тов. Зи­ новьев, старший помощник капитана тов. Казанский и другие. По ходатайству капитана Мурманского торгово­ го порта тов. Реутова (теплоход «Онежец» принад­ лежит торговому порту) Мурманский совет народ­ ного хозяйства выделил средства для премиро­ вания особо отличившихся моряков спасательного буксира «Пурга». О Н ТОПКУ привычным толчком отворил... Хочется именно с этих слов из любимой песни моряков начать наш короткий рассказ о Викторе Белозерове, кочегаре плавбазы «Воркута». Трудится комсомолец, словно поет — красиво, с душой. А о красо­ те его душевной можно судить не только по работе. - Ж ...Успокаивающе гудят паровые коглы, вспенивают за кормой воду лопасти винта. Далеко в океане пролегли дороги «Воркуты» — к Фарерам, Ян-Майену. Шетландским островам. Кто не любовался своеобразной дикой красотой этих далеких островов! Но Виктор Белозеров не просто любуется ими — стремится запечатлеть на по­ лотне. И каждый раз, когда «Во.пкута» прихсг.лт сыда, Виктора в свободное время можно зидеть с красками, с ли­ стом бумаги кди натя­ нутым на рамку холс­ том. Он внимательно всматривается в «на­ туру» — раскинувшие­ ся перед глазами скали­ стые берега. На этом снимке, который сделал читатель нашей газеты И. Ящерицын. начинаю­ щий художник запечат­ лен за любимым заняти­ ем. Виктор развивает свои способности — он учится заочно в Москов­ ском Доме народного творчества. Кто знает, может быть, экипаж «Воркуты» — свиде­ тель рождения нового художника - мариниста, который в своих произ­ ведениях запечатлит не­ легкий, но почетный труд моряков промысло­ вого флота. Ж И ЗН ЕН Н Ы Е пути советского иллю­ зиониста Эмиля Федоро­ вича Кио и кассира тра­ лового флота Ривы-Лси Иоси­ фовны Хуторянской чем-то схожи. Чем мудренее и инте­ реснее фокус Кио, тем занима­ тельнее его игра со зрителем. Зрители в цирке любят умный обман, понимают, что каждый фокус — это результат ма­ стерства его исполнителя. По­ пробуйте раскрыть секреты Кио. Он хозяин своих фокусов, знает, где они начинаются и где они кончаются. За это он получает заработную плату. А Рива-Лее Иосифовна— фо­ кусник поневоле. И за это она отдает... свою зарплату. Да, именно так. В личной жизни это приносит иногда доход и благополучие, а вот в кассе тралфлота, куда забросила ее пестрая судьба, — это достав­ ляет ей раззор и беспокойство. Тот. кто знает Риву-Лее Ио­ сифовну, не скажет, что она не умеет считать деньги, но сомневаться в этом заставляет то. что очень много из ее за­ работка уходит на оплату сумм, неизвестно каким путем исчезающих из кассы. Липкие руки Фельетон ч Ш ш Д Г ____ ш ш м т в ш м ' xjr&ga : •V.V.V.Vrf i l l начинающий ш ш художник При взлете и посадке, кото­ рые совершаются вертикаль­ но, будут работать турбореактив­ ные двигатели, а во время гори­ зонтального полета, когда ско­ рость станет достаточно большой, включается прямоточный двига­ тель. На взлете тяга двигателей должна быть больше, чем вес ко- леоптера. Ему будут доступны сверхзвуковые скорости. Конвертоплан — преобразуе­ мый самолет, взлетающий и со­ вершающий посадку вертикально. В настоящее время существует не­ сколько оггытных образцов таких машин. Некоторые из них име­ ют поворотные винты. На взлете И посадке эти винты вращаются в горизонтальной плоскости и 1служат, как у вертолетов, несу- ! щнми. После взлета оси винтов поворачиваются, и они превраща­ ются в тянущие. На других рб- разцах поворотными сделаны крылья вместе с установленными на них винтами или турбореактив­ ные двигатели. Есть и проект конвертоплана с мощными двига­ телями, развивающими тягу боль­ шую. чем вес аппарата. Взлетает он и совершает посадку в верти­ кальном положении, в полете же поворачивается. На одной из последних авиаци­ онных выставок в Париже демон­ стрировался опытный вертикаль­ но взлетающий аппарат «летаю­ щий Атар». Это — летающий турбореактивный двигатель в цилиндрическом корпусе с поса- Мл а дши е б р а т ь я с а м о л е т а Несколько лет назад жизнь привела в Мурманск Риву Ху- торянскую. Она мечтала обо всем, что может в уединении тревожить покой видавшей ви­ ды девицы. Случилось ей по делам службы выйти на неде­ лю в море на траулере «Грод­ но». И она скоропостижно от­ дала свое большое сердце и ловкие руки скромному и не­ опытному в житейских делах радисту. Вскоре изменения ее фамилии рассказали о судьбе этого брака. Хуторянская ста­ ла Паршиной, а потом снова приняла девичью фамилию. Она стала свободна от люб­ ви и от презренного металла, который давала ей фамилия мужа, и неизвестно по каким причинам стала халатно, не­ брежно и неосторожно отно­ ситься к сводом служебным обязанностям. Чтобы не стеснять себя в поисках счастья, она через суд поспешила выселить из комна­ ты старенькую мать бывшего мужа. И осмотрелась, кого бы еще к рукам прибрать. Как тут дела пошли — не знаем. А вот в кассе — фокусы за фокусами. В июле прошлого года капи­ тан траулера «Аксай» А. В. Бронзов получил из рук кас­ сира Ривы-Леи Иосифовны от­ пускные. поблагодарил и, сде­ лав несколько шагов, сдал деньги в сберегательную кас­ су. Каково же было удивле­ ние капитана, когда обнару­ жилось, что в запечатанной пачке не хватает 50 рублей. ...В августе второй помощ­ ник капитана траулера «Мета» тов. Черняковский с немень­ шим удивлением недосчитал в пачке одного денежного знака. Деньги выдавала кассир Хуто­ рянская. — Чудеса. — прошептал штурман. В ноябре ревизия обна­ ружила у Ривы-Леи Иосифов­ ны недостачу в сумме 545 руб. 99 копеек. Сочли ее ви­ новной. Выплатила. Удиви­ тельно! Казалось бы, пора бы и то­ го — кончать Ф о к у с ы . Да на­ пасть какая-то на бедного кассира. Загадочное это дело — таких недостач десятки лет здесь не бывало. Новый год и новые чудеса. В январе 1960 года первый помощник капитана тов. Зем­ сков расписался в ведомости за 2213 рублей, а. пересчи­ тав деньги несколько раз, по­ разился таинственному исчез­ новению 200 рублей. Зем­ скову было не до смеха. Он не желал расплачиваться свои­ ми деньгами за чьи-то махина­ ции. А веревочка вилась, и на конце ее мелькнуло... 11 де­ нежных знаков по 100 рублей каждый. Внезапная ревизия обнаружила недостачу у кас­ сира Хуторянской в 1100 руб­ лей, что и зафиксировано ак­ том. Штатным расписанием тра­ лового Флота иллюзиониста в кассе не предусмотрено. Прохо­ димцы всяких мастей, гото­ вые жить за счет моряка, так называемые бичи за его сто­ лом в кубрике, собутыльник у пивной стойки и ловкий «фа­ кир» в кассе — лишние люди на флоте. И чем скорее мы очистимся от них. от людей с липкими руками, тем лучше. М. САК. Дюбим спорт На буксирном пароходе «Тралбаза» в разгаре шахматный тур­ нир между машинной и палубной командами. Судья турнира — ра­ диометрист Д. Бенедиктов. У нас немало любителей спорта. 19 человек — члены ДОСААФ. Любим лыжные прогулки за город. Настроение после них — от­ личное. В. БУЛАТНИКОВ, второй помощник капитана. (Окончание. Нач. см. в № 23). дочными стойками. Аппарат уп­ равляется гю радио, либо летчи­ ком, сидящим наверху корпуса. Устойчивость его обеспечивается гироскопом, управление — пово­ ротными соплами. Построен ап­ парат для опытов по созданию легкого турбореактивного. двига­ теля, способного обеспечить само­ лету вертикальный взлет и посад­ ку. Помимо аппаратов вертикаль­ ного взлета, появилось много про­ ектов необычных спортивных ма­ шин и особенно легких, рассчитан­ ных на подъем одного человека. Среди них — слетающие плат­ формы», «сковородки», «подош­ вы». аэроциклы, ротоциклы, само­ леты-автомобили и даже «летаю­ щий матрац»... Часть из них — просто миниа­ тюрные вертолеты, винты которых иногда вращаются двигателем, а иногда и сжатым воздухом, и уп­ равляются они наклоном корпуса летчика. «Летающая сковородка» — широкий цилиндр, внутри кото­ рого помещены мотор с двумя ма­ ленькими пропеллерами и бачок с бензином. Вращаясь, пропеллеры втягивают воздух в цилиндр и от­ брасывают его вниз. Так создает­ ся тяга, поднимающая вверх все сооружение с летчиком, который стоит на площадке сверху цилинд­ ра. Он привязан и управляет сво­ ей «сковородкой» наклоном собст­ венного тела. «Летающая подошва» — ма­ ленькая плошадка, на которой помещаются ноги летчика. Под ней — тройничок. Два боковых отверстия соединены со шланга­ ми, по которым с земли подается сжатый воздух. Из центрального отверстия, обращенного вниз, он вытекает, создавая тягу. У «летающего матраца» крыло и фюзеляж сделаны из воздухо­ непроницаемой нейлоновой ткани. Летчик помещается в открытой кабине. После полета можно вы­ пустить воздух из самолета, сло­ жить его и уложить в багажник легковой автомашины. Если на­ дувными сделаны только крылья, то шасси используются в качест­ ве тележки. Надуть и подготовить машину к полету может за не­ сколько минут один человек. На­ дувные самолеты предполагают использовать как связные и спор, тивные. Американцы закончили испыта­ ния самолета-а в т о м о б и л я . Крылья его складываются и ус­ танавливаются по бокам автомо­ биля. Кабина — двух-трехмест- ная. Двигатель приводит в дви­ жение на земле передние колеса, а в воздухе — толкающий воз­ душный винт. Управляется маши­ на рулевым колесом и в воздухе, и на земле. Выдвигается проект еще одного «вездехода»: самолета-подводной лодки. В воздухе эту машину движет турбореактивный двига­ тель, при посадке на воду он гер­ метически закрывается, выдвига­ ются гребные винты и вступают в действие электромоторы. Было сделано несколько попы­ ток создания орнитоптеров — ле­ тательных аппаратов с машущими крыльями. Все они приводились в действие мускульной силой чело­ века и оказались весьма несовер­ шенными. Однако современной технике вполне под силу преодо­ леть препятствия, стоящие на пу­ ти к осуществлению моторного орнитоптера. Можно создать лег­ кий и надежный двигатель, мож­ но придать аппарату такие же совершенные аэродинамические качества, какие имеют птицы. . Будущее покажет, какие из этих всех необыкновенных лета­ тельных аппаратов окажутся жиз­ неспособными и получат распро­ странение. Инженер Б. ЛЯПУНОВ. С- Ы Х > А Л Ш Я З А В JI I Р А Дом культуры имени С. М. Ки­ рова. Сегодня в большом зале — оперетта Ковнера «Акулина» в по­ становке музыкально-драматиче­ ского народного театра. Кинозал — «Любовью надо до­ рожить». Для детей сегодня — «Пламя гнева», начало в 14-15, завтра — «Юрашек», начало в 12 и 14 часов. Облдрамтеатр (в помещении Дома культуры имени С. М. Ки ­ рова). Завтра днем — «Битва в пути», вечером — «Свидание у черемухи». Кинотеатр «Родина». Голубой зал — «Героическая симфония» и «Манана». Розовый зал — «Фур- туна». Для детей — киносборник, начало в 8-30 и 9 часов. «Северное сияние» Розовый зал — «Я ищу тебя». Зеленый зал — «Путь один». Малый зал сегодня — «Поет Ив Монтан». Завтра — «Поколение победителей». Для де­ тей завтра — «Андрейка», начало в 8-30 и 9 часов. Дом культуры железнодорожни­ ков имени 40-летия Октября. Се­ годня — «Старый наездник», за­ втра — «Звезды встречаются в Москве». Для детей завтра — «Степан Кольчугин». Начало в 11 часов. Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. Адрес редакции: Комсомольская улика, аом № 4. Телефоны: зам. редактора, отв. секретарь, отделы культуры и быта, писем АТС рыбного порта 2-75 я 28-87. тройной жични промышленный 4 33. бухгалтерия — 3-96, оедчктор — 20-99. Типография «Полярная правда». Зак. 540 Тир. 4557 ПН 00022

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz