Рыбный Мурман. 1960 г. Февраль.

НАШ КАЛЕНДАРЬ У У Сжечь -не значит опровергнуть Джордано Бруно В воздухе... „блюдца", „матрацы" Совет повара, Горш ко ва Решение собрания общественниц Конец рейса, а хлеб свежий 360 лет назад (17 февраля 1600 года) Джордано Бруно, неутомимый борец про­ тив католической церкви и религиозного мракобесия, был сожжен на костре инк­ визиторами. Великий ученый и борец против церкви Джор­ дано Бруно родился в Италии в 1548 г. В моло­ дости он был монахом, но бежал нз монастыря. Ему грозила суровая кара за то, что он осмелился думать о происхождении и строении Вселенной не так, как повелевала «святая церковь». Бруно высмеивал в своих трудах церковные басни о сотворении мира в семь дней и опровер­ гал учение, будто Земля — неподвижное тело, центр Вселенной, а Солнце, все планеты и звезды вращаются вокруг нее. «Отцы церкви» не простили ученому его смелых мыслей, подрывавших основы религии. Они зато­ чили его в тюремную камеру со свинцовой кры­ шей. За день наглухо закрытая камера сильно нагревалась. 8 лет он просидел там в невыноси­ мых условиях, но не отрекся от своего учения, хотя за это ему обещали жизнь и свободу. Джордано Бруно был казнен «без пролития крови», как лицемерно называли церковники му­ чительную казнь — сожжение на костре. По­ следними словами мужественного ученого были: «Сжечь — не значит опровергнуть». А. ВОЛКОВ. Разговор о хлебе идет давно. Не раз об этом мы читали критические заметки в газетах. Од­ нако, дело с мертвой точки не сдвинулось. А вопрос этот очень волну­ ет всех моряков. И не без основания, потому что каждому к концу рейса приходится есть черствый хлеб. Впрочем, бывают и ис­ ключения. Например, на нашем траулере «Кинеш- ма» моряки едят све­ жий хлеб и в начале рейса, и в конце. Разу­ меется, они довольны, а мне, как повару, лучшей награды и не надо. Научился печь хлеб я, еще когда служил дей­ ствительную в Советской Армии. Там я тоже был поваром. Выпекать хлеб, по-мо­ ему, под силу всем по­ варам на траулерах лю­ бых типов. Для этого необходимо лишь жела­ ние и некоторые навы­ ки. Приобрести их по­ варам. возможно, помо­ жет и мой небольшой опыт. Чтобы испечь хлеб, в первую очередь, надо иметь исправные духо­ вые шкафы и формы для заливки теста. Белый хлеб я готовлю так. Размешиваю дрож- Океан кипит! Фотоэтюд П. Быстроумсва. A V .у •••••••>.•V . * . V .v%* штшшшщ жи в теплой воде и ставлю в теплое место на 30 минут. Кстати, чтобы уничтожить дрож­ жевой запах в хлебе, в дрожжи надо добавить сахару. Затем засыпаю муку и делаю первона­ чальное, так называемое тесто-головку. Размешав его как следует, остав­ ляю в покое на 3—3,5 часа. Потом замешиваю тесто, солю и ставлю еще часа на полтора— два, чтобы оно покисло и подошло. Теперь тесто готово, можно формовать. И после того, как оно еще немного подойдет (20— 30 минут), ставлю в ду­ ховые шкафы, предвари­ тельно смочив поверх­ ность хлеба раститель­ ным маслом или водой. При выпечке ржаного хлеба выдержки делают­ ся те же самые, только тесто следует делать гу­ ще. Но прежде надо приготовить так назы­ ваемую опару. Для это­ го необходимо 2—3 ки­ лограмма ржаной муки заварить теплой кипяче­ ной водой. После осты­ вания полученного со­ става (похожего на жидкую кашицу) заме­ шиваю дрожжи и остав­ ляю все это дня на два —три для закисления. Так готовится опара. Когда нужно печь хлеб, в тесто потребует­ ся влить всего от 200 до 1000 граммов состава из опары и добавить не­ много дрожжей, чтобы тесто лучше поднима­ лось. Дальше приготов­ ление ржаного хлеба ни­ чем не отличается от пшеничного. Если этим рецептам будут следовать все по­ вара на траулерах, то моряки в течение всего рейса будут получать к обеду свежий хлеб. Д. ГОРШКОВ, по­ вар траулера «Ки- нешма». СЛОВО—ЖЕНЩИНАМ Жены моряков вечером 15 февраля спешили в Дом междурейсо­ вого отдыха промысловиков. Они собирались по-хозяйски обсудить, что они могут сделать в пометь труженикам моря. Много лет не собирались они для такого большого и серьезного разговора. С ин­ тересным докладом здесь выступил начальник управления тралового флота тов. Филиппов. Он рассказал о том. как работали промысло­ вики в 1959 году, что мешало им трудиться, и какие задачи стоят ■перед ними во втором году семилетки. Затем с отчетом о работе со­ вета жен-общественниц выступила председатель совета тов. Скор- някооа. — Коммунистическая партия и Советское правительство. — ска­ зала она, — уделяют сейчас огромное внимание усилению роли об­ щественности в нашей повседневной жизни. Именно поэтому нам, активисткам, важно подвести итоги своей деятельности в прошлом году, вскрыть недочеты и наметить, что должно стать главным в но­ вом году в нашей работе. В прениях приняли участие общественницы тт. Круглова, Черно­ ва, Начина, Дурова и другие. Общее собрание жен моряков приняло ?решение оказывать всестороннюю помощь промысловикам в улучше­ нии бытовых условий на кораблях, создать советы общественниц на j каждом траулере, помочь з проведении воспитательной и культур­ но-массовой работы, усилить контроль за работой магазинов и сто- гловых. Председателем президиума совета жен-общественниц избрана :тов. Скорнякова, заместителями тт. Чернова, Калюк, секретарями [ТТ. Бачина, Стремилсва. На первом заседании президиума укомп­ лектованы секции социального страхования, торговая, детская, ^культурно-массовая и жилищно-бытовая. Г. ЛЫСЕНКО . Первая победа Впервые в этом сезоне высту­ пает хоккейная команда тралово­ го флота (тренер инструктор по фнзкультуое тов. Рождаев). Встречу с командой «Локомотива» моряки проиграли, вничью закон­ чилась игра со спортсменами «Мурманрыбстроя». Позавчера состоялась очеред­ ная встреча но хоккею с мячом на первенство Мурманска. На ле­ дяном поле встретились спортс­ мены педагогического института и тралового флота. Первая полови­ на игры закончилась со счетом 2 : 1 в пользу команды пединсти­ тута. Во второй половине игры хоккеисты тралового флота были активнее и победили. Счет матча 4 : 2 в пользу молодой команды тралового флота. С. ТЕРЕН ТЬЕВ . [Т У1ГПИА инженеров Всесо­ юзного научно-исследова­ тельского института звукозапи­ си разработала комплект аппара­ туры для записи изображения на магнитную пленку. Аппаратура позволяет записать изображение, принимаемое из эфира, а также со съемочной телевизионной камеры. Новая тех­ ника даст возможность наладить оперативный обмен программами между телевизионными центрами, расширить передачу репортажей по телевидению. На снимке: инженеры А. В. ГОНЧАРОВ (справа) и Д. М. СО­ КОЛОВ ведут запись изображения на магнитную пленку. Фотохроника ТАСС. Школа культуры на корабле Любознательны моряки траулера «Сталинабад». Их интересует очень многое. Чтобы стать активным строи­ телем коммунистического общества, нужно много знать, учиться, повышать свой культурный уровень. С этой целью на траулере «Сталинабад» организована школа культуры. Проведено два занятия на темы: «Развитие Мурманской области в 1960 году» и «О правилах хоро­ шего тона советского молодого человека». В. ГРА БЕ К, первый помощник капитана. (По радио). М л а д ш и е б р а т ь я с а м о л е т а Для них еще не успели приду­ мать названий, и их именуют ле­ тающими дисками, сигарами, блюдцами, бочками — смотря по тому, какой из знакомых нам предметов напоминают новые соз­ дания авиационной техники. Эти оригинальные летательные аппа­ раты, разработанные в разных странах, совсем не похожи ни на самолеты, ни на вертолеты, хотя и являются как бы их младшими братьями. - Больше всего похожа на само­ лет, но без крыльев, «летающая сигара». Вернее было бы назвать этот аппарат «летающим фюзеля­ жем». Впереди у него имеются от­ верстия, через которые засасы­ вается воздух. Через отверстие в дне фюзеляжа часть воздуха вы­ брасывается вниз, и воздушная струя создает подъемную силу. Остальной воздух выходит через сопло в хвостовой части фюзеля­ жа, создавая необходимую тягу. Таких воздушных каналов у «си­ гары», или, как ее назвал изобре­ татель, «аэродайна» — четыре. В каждом из них помещен турбовин­ товой двигатель, чтобы обеспечи­ вать достаточную скорость воз­ душных потоков. Управлять ап­ паратом при подъеме и спуске мо­ жно, изменяя число оборотов тур­ бин, а в горизонтальном полете— меняя соотношение между силой обоих потоков в воздухе. В Канаде спроектирован лета­ тельный аппарат, который уже ничем не напоминает сегодняшние самолеты. Это — «летающий диск». Он будет иметь один реак­ тивный двигатель с большим чис­ лом сопел, расположенных по всей окружности диска. Во время взле­ та и посадки поток выхлопных га­ зов отклоняется с помощью за­ крылков вниз, и газы вытекают через все сопла. Во время гори­ зонтального полета газы выбра­ сываются назад (через сопла в хвостовой части). «Летающее блюдце», модель которого была показана в Пари­ же, имеет трехколесное шасси. Диаметр «блюдца» — более вось­ ми метров. В центре выступает круглая прозрачная кабина для экипажа, а под ней в корпусе размещено все оборудование, го­ рючее и три поршневых двигате­ ля. Корпус неподвижен, два об­ ращенных донышками врозь «блюдца» вращаются в противо­ положные стороны, а с ними и размещенные по краям 96 малень­ ких стальных крыльев. Крылышки попадают при этом в набегающий поток воздуха, возникает подъем­ ная сила, достаточная для того, чтобы аппарат взлетел вверх. Для горизонтального полета под «блюдцами» установлен турборе­ активный двигатель. Во Франции разработана и ис­ пытана также «летающая бочка»; Изобретатели назвали этот аппа­ рат колеоптером, что означает «жесткокрылый жук». Замечате­ лен он тем, что крыло у него не плоское, а кольцевое. Такое кры­ ло при одинаковой подъемной си­ ле более чем на одну треть легче обычного. Кроме того, аппарат с кольцевым крылом не нуждается в шасси и хвостовом оперении. Если сравнить самолет и колеоп- тер одинаковой грузоподъемности, то колеоптер будет на 25 процен­ тов легче. Корпус колеоптера, в котором размещаются экипаж, оборудова­ ние, топливо, напоминает удли­ ненную электро- или радиолампу с цоколем, окруженным кольцом- крылом. Одновременно кольцо яв­ ляется корпусом двигателя — турбореактивного или турбовин­ тового. В полете кольцо может служить тоннелем прямоточного двигателя. (Окончание следует). Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. Адрес редакции: Комсомольская улица, аом № 4. Телефоны: зам. редактора, отв. секретарь, отделы культуры в быта, писем АТС рыбного подта «■— 2-75 и 28-87, тройном жижи, промышленный 4-33, бухгалтерия — 3-96. реатктор — 20-99. Типография «Полярная правда». Зак. 539 Тир. 4557 ПН 02080 — ■ ^ - - . -- -- ■ - -------- . ■ --------------- --- - — - - I - I _ ___________ . - . ш .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz