Рыбный Мурман. 1960 г. Февраль.

Экипаж коммунистического труда Азербайджанская ССР. Теплоход «Маныч» — одно из передовых судов на Каспии. Его экипаж, носящий почетное звание коллектива коммунистического труда, с честью выполнил социалистические обя­ зательства, взятые в первом году семилетки. Досрочно выполнен го­ довой план перевозок. Судно было отремонтировано силами самих 1 моряков без постановки его в док. Это дало около 300 тысяч рублей экономии. Большое внимание ка теплохЬде уделяется учебе моряков. Одни Ученые ПИНРО—промысловикам ЗНАНИЕ РАЙОНА-ОСНОВА УСПЕХ У СПЕХ тралового промысла и поиска донных рыб в сильной степени зависит от знания района. Умение правильно выбрать курс трале­ ния, сообразуясь с ветром, волной, течением, пройти по нужным глубинам, избегнуть задевов, своевременно и в удобной точке поставить буй — именно это характерно для опытного судово­ дителя. В Мурманском траловом флоте большинство капитанов и штурманов имеют сравнительно не­ большой плавательный стаж и не всегда доста­ точно хорошо знакомы с теми районами, где им приходится вести промысел или поиск рыбы. Стремясь помочь морякам, коллектив НИНРО много работал над созданием промысловых ло­ ций. Первые такие лоции были изданы в 1948— 1950 годах и к настоящему времени сильно уста­ рели. так как накопился новый обширный мате­ риал, собранный на исследовательских, поисковых и промысловых судах. За последние годы науч­ ные сотрудники ПИНРО подготовили новые про­ мысловые лоции наиболее перспективных райо­ нов. В 1957 году была издана лоция района Ко- лытова, снабженная подробным планшетом в масштабе 1 :500 ООО. По отзывам промыслови­ ков, эта лоция оказалась весьма полезным посо­ бием для судоводителей при работе флота в районе Копытова. промысловое значение которо­ го непрерывно растет. Особенно много окуня- клювача мурманский траловый флот взял здесь в 1959 году. Как известно, южная часть Баренцева моря за последние несколько лет не давала хороших уло- - вов. Практически прекратился промысел и в цент­ ральных районах. Тем не менее, в тематический план ПИНРО на 1957 и 1958 годы была включе­ на подготовка промысловой лоции Северо-цент­ рального района. Научные сотрудники, участво­ вавшие в работе над лоцией, были уверены, что Северо-центральный район снова приобретет ве­ дущее значение в промысле — как только по­ холодание южной части моря сменится очередным потеплением. Такое потепление действительно на­ чалось в 1959 году. Сейчас подавляющее ^боль­ шинство промысловых траулеров работает в Северо-центральном Совещание по тралам, созван- раионе, успешно перевыполняя ное Мурманским совнархозом и Как правило, каждая промысловая лоция со­ стоит из следующих основных разделов: гидро­ логического и метеорологического очерка, опи­ сания рельефа и грунтов, сведений о бентосе (донных животных) и промысловой характеристи­ ки района. Последняя, в свою очередь, включает данные о сезоне массового появления промысло­ вых рыб, их распределении и перемещениях, пи­ тании и поведении. Заключительный раздел ло­ ции содержит описания отдельных квадратов, с конкретными рекомендациями о лучших курсах, глубинах, длительности тралений. Материалами для промысловых лоций служат гидрологические и батиметрические съемки, вы­ полняемые в специальных рейсах, регулярно со­ бираемые данные о питании и пищевых объектах промысловых рыб, рейсовые донесения капитанов и отчеты о промысловом плавании, статистика уловов. Как наиболее активных участников ра­ боты над промысловыми лоциями можно назвать П. С. Виноградову, К. Н. Несиса, Т. С. Бергер, М. М. Адрова. Активную помощь эти товарищи не раз получали от капитанов тралового флота М. И. Кузнецова. И. В. Лобанова. Д. Я. Калюгина,^ А. И. Анохина, П. С. Самарина и других. Сейчас печатается первая промысловая лоция одного из дальних районов — западного побе­ режья Гренландии. Лоция обобщает опыт, накоп­ ленный экипажами траулеров перспективной раз­ ведки. Как известно, в пролив Девиса вскоре от­ правляется промысловая экспедиция. Ее успеху, безусловно, будет способствовать упомянутая ло­ ция, составленная В. В. Россовым, П. С. Вино­ градовой, И. Н. Сидоренко и Л. Н. Печеник под общей редакцией В. И. Травина. Хотелось бы чаще получать от судоводителей замечания об уже изданных лоциях, а также по­ желания и предложения о том. какие лоции не­ обходимо создать. Неоценимую помощь в подго­ товке новых лоций окажут те судоводители, ко­ торые будут сообщать в ПИНРО данные об усло­ виях промысла в малоизученных районах. К. КОНСТАНТИНОВ, научный сотрудник ПИНРО. учатся в заочной средней школе, другие — в Бакинском к Одесском мореходных училищах. На снимке: члены экипажа коммунистического труда теплохода «Маныч», заочники Бакинского мореходного училища. Слева напра­ во: моторист Максим ШАПОВАЛОВ, электрик Андрей ЛУПАНОВ, электромеханик Леонид КОЧЕТКОВ и матрос первого класса Мамед АБДУЛЛАЕВ. - Ф . 1 Г 0 Г. Мочейкнса. Фотохроника ТАСС. планы добычи рыбы. В конце про­ шлого года была издана и переда­ ла Мурманскому траловому флоту промысловая лоция Северо-цент­ рального района с планшетом в масштабе 1 : 200 ООО. В текущем полугодии будут из­ даны еще три промысловых ло­ ции перспективных, но трудных для использования районов: За­ падного Шпицбергена. Зюйдкап- екого желоба и северо-западного побережья Норвегии. областным научно-техническим обществом работников пищевой промышленности, показало, что взаимная техническая информа­ ция и обмен опытом между таки­ ми крупными бассейнами, как пРичем Дальневосточный, Мурмажкий и Балтийский, налажены плохо. За широкий обмен опытом между рыбопромысловыми бассейнами процентов. Зто—не мелочь! На промысловые суда смазоч­ ное масло доставляется в желез­ ных бочках. Каждая из них сто­ ит 300 рублей. Но бочки выхо­ дят быстро из строя из-за того, что вместо металлических пробок с резьбой сливные отверстия за­ крываются деревянными чопами. Эти чопы (пробки) подчас не вы­ таскиваются. а просто пробивают­ ся внутрь бочки. При сливе масла остатки деревянных пробок попа­ дают в маслопровод, засоряют его. Недавно так произошло на траулере «Кета». Мне пришлось потратить несколько часов на уст­ ранение этой помехи — разбира­ ли, очищали и ставили вновь тру­ бопровод от палубы к танку. А бывает так, что в бочках от­ верстия пробивают чем попало, лишь бы слить масло поскорее. Это, кажется, на первый взгляд — пустяк, а государству наносит­ ся убыток. Надо сделать металли­ ческие пробки, закрепить их на цепочках — бочки сохранятся на­ долго. П. КОКОВ ИН, вахтенный механик береговой бригады J6 15. Тралы 27,1-метровые и 23- имеет боль- метровые дают хороший улов рования и построики Балтике. ну боз голых концов подборы, ровый трал Михова ни ори каких 1,0— 1,5 метра. Внедрение этих причем мощность балтийских условиях не будет иметь верти- тралов (23,0 м.), например, на' траулеров (80— 300 л. с.) в не- кальное раскрытие более 2,5— судах Ленморбазы повысило годе-' сколько раз меньше, чем му.рман- 3,0 ке-гров. Ограничивает это улов флота более чем на 30 Между тем на каждом из них име- <*их (300-1900 л. с.), работа- раскрытое также малая высота ютея те или иные достижения по ющих указанными тралами. Та- сборочной (2,3 м) у 35-метрового технике и организации тралового ким образом, мурманским промыс- трала. лова. полезные для остальных. •товнкам следует пересмотреть ]ра.т 312 метра ------- ... . . . t Восполняя этот пробел, поделим- свою практику построики тралов шее (до 2,8 м.) вертикаль-ное рас- ВЬ1(§Ы на Балтике и Северном мо-: ся опытом по вопросам конструи- с пелью облегчения их Беса, а, крыгие в свяги с тем, что его Уловы за тралевие достигают! ■липли ня следовательно, и уменьшения нижние крылья короче в сравне- ■ сопротивления путем применения нии с обычной длиной на 12,0 *^,0 тонн сельди; 5 6 тонн более легких делей (манильская метров. Поэтому верхние крылья трески; 9,0 тонн кильки и т. д. При лове рыбы тралом большое пенька, искусственные значение имеет вертикальное и волокна). горизонтальное раскрытие его Горизонтальное раскрытие меж- нис сеточки зрения гидродинами- двойд Ы х кабелей (до 50 метров), устья, для лова некоторых рыо концами крыльев трала на ческой; имеют возможность хоро- — увеличивает вертикальное рас-; каноалы. палтуса оольшое Балтике не превышает 45— 55 шо раскрываться по вертикали ГпЫтие траЛа с обычной кройкой! значение имеет горизонтальное . „ _ _ I п ь n c « J раскрытие. а для таких рыб. к » верхн«„ под- « ^ , и лы ™ сельдь, мойва. наоедш - вер- боры ( « сем »), т о б е сп е чи в ( „ , ж ) с ютяшт , рнлка. ' „ / " 0 “ ° " “ « т р Г , тнкальное. 1реска, окунь зани- небольшой угол хода крыльями, ш Здесь также верхние и »иж- мают промежуточно* положение. так как последние (так же, как ние крылья не сшиваются ио 6о- Мурманские ^ рыбаки делают. Практикой установлено, что и открылки в ставном неводе) ковым кромкам на протяжении 9 осверы длинои до метров, а* a mss M w m шл£ *.* р тлта ikiHn метров Бтагодаря этому верти— б^лтиискиб даже для лова пела.'*' виды работают автономно и принкма- Применение длинных голых г ют наиболее выгодное положе- донцев (до 20 метров), а также | должны направлять рьшт . трал, ( 27 , 1 - ™ ы :1 .иб (сельдь, салака) - рукциа и сопротивления трала, а также от его правильной оснаст- для лова разиых рыб желательно иметь следующее вертикальное ~ « о л л < раскрытие устья трала; при до- а ке отпугивать ее. тралов достигает 3,0 метра. Одна- ® пределах от /,,3 до 4,0 метров, быче камбалы — 1,0 метра; Горизонтальное и вертикальное ко для дополнительного увеличе- Из М1ыта балтийских рьшков трески, окуня — не менее трех раскрытия устья трала являются ния его раскрытия голые концы слсдует сделать вывод, что скве- метрив и. наконец, при лове сель- взаимозависимыми величинами, нижией подборы укорачивают на ры Длино“ до 10 метров являют-, ди — не менее пяти метров. Уменьшение одного из раскрытий 1,0 метр, а топенанты на 1,8 ся «архитектурным *заишеством» Раскрытие зависит от конст- приводит к увеличению другого и метра в сравнении с положенной в конструкции мурманских тра- наоборот. Как показывают наши длиной. В этом случае тяга про- Л0В- исследования, уменьшение гори- изводится в основном за нижнюю Таким образом, практика ры­ ки. Чем меньше сопротивление зонтального раскрытия на о д и н — подбору и топенанты, а верхняя баков Балтики показывает, что; трала, тем больше раскрытие ява М(УГРа увеличивает вертикаль- подбора 'разгружается и верти- чем больше^ площадь раскрытия! его устья. В этом отношении ное на 0.5— 0,0 метра, при про- кальное раскрытие увеличивается устья, тем больше улов. В связи с больших успехов добились бал- чих одинаковых условиях трале- до 4,6 метра. Площадь раскрытия резким ухудшением сырьевой, тийские рыбаки. Для постройки имя. Поэтому балтийские рыбаки устья увеличивается до 50 ква^- базы Баренцева моря здесь также, своих тралов они расходуют около при лове салаки, сельди умень- ратных метров, тогда как у 35- следует переходить на лов облег—, 25 граммов сетематериалов на 1 шают утол атаки распорных до- метрового трала она не превыша- чейними тралами и с увеличен- квадратный метр поверхности сок- л при лове трески — не- ет 35— 40 квадратных метров. ной площадью облова, трала, тогда как для большинства сколько увеличивают его. Значительно увеличивает вер- мурманеких тралов этот расход Вертикальное раскрытие трала тикальное ра-скрытие трала уко- составляет околи 500 граммов, зависит, кроме того, от разме<ра рочеине нижнего гужа (на 50— Применение столь легких делей кройки и посадки отдельных его 30 процентов) в сравнении с дли- позволяет балтийским рыбакам частей. Крылья тралов должны ной верхнего, так как в этом тралить со скоростью до трех иметь достаточную высоту и осо- случае также происходит перерас- миль в час тралами, размеры ко- бенно в начальной часта, чтобы пределение нагрузок на подборы, торьих (20— 27 м.) больше, чем обеспечить хорошее раскрытие Сила тяги за верхнюю подбору размеры мурманских тралов (14 устья. В связи, с малой высотой уменьшается, н вертикальное рас- *—25 м.), считая также их дли- начальной части крыльев 35-мет- крыгие трала увеличивается вл Н. ВИНОГРАДОВ, стар­ ший научный сотрудник Jle-' минградского научно-иссле­ довательского института рыбного хозяйства. « РЫ Б Н Ы Й М У РМ АН » \ 16 февраля I960 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz