Рыбный Мурман. 1960 г. Февраль.
\ ТРАУЛЕР „ПОЛЛУКС *1 ВЫХОДИТ В ПЕРЕДОВЫЕ, Моряки ранее отстававшего корабля рассказывают о работе в январе а помог экипажу капитан Д. И. Шайтанов, перешед ший на это с удно по примеру В а л е н т и н ы Г а г а н о в о й . ☆ * ☆ ☆ В з я т хороший разбег М Ы ухолили в рейс в особо приподнятом настроении. Состоявшееся перед отходом в море собрание экипажа, на кото ром мы приняли смелое обяза тельство дать г этом году 14 ты сяч пентщ*ров рыбы вместо 9700 центнеров по плану, заставило всех моряков корабля подтянуть ся. по-новому взглянуть на свое отношение к труду. Каждый по нимал. что. выступив инициато ром социалистического соревно вания среди м о р я к о в паровых су дов тралового флота, наш экипаж навсегда должен покончить с отставанием и занять лидирующее место па флоте. Правда, хорошее настроение покинуло многих моряков коман ды. когда мы оказались в море. Почти весь флот штормовал. Пер вый трал, поднятый нами, ока зался п у с т ы м . Больших трудов стоило выловить за первые сут ки 2 тонны рыбы. Вторые с у т к и промысла оказались не более удачными. Целую неделю не ути хал шторм, и все это время мы, борясь со стихией, пытались ло вить рыбу, но хороших подъемов ко было. И не одни мы имели не- учачи. Весь флот, работавший в Центральном районе, на Мурман ский банке, находился в проло- ве Лишь 22 января, когда ветер переменился, ослабла его сила и утихло море, дела пошли лучше. Нотьемы стали хорошими — пол торы— две кошалки — это, если считать под свежье, хороших полторы тонны в кошалке. Надо заметить, что повышению уловов во многом способствовала не столько хорошая промысловая об становка. сколько правильное и заблаговременное вооружение тралов. Fme во время стоянки в Тюва- губе. когда ожидали очереди к причалу, мы решили не терять времени и вооружить трал ппавого борта 400-миллиметровыми бобин- иами. Дело в том. что у ар хангельских промысловиков такие бобиицы в большем почете и, как показала практика, на или стых грунтах они незаменимы. Именно поэтому у наших соседей, когда они работают у Канина мы са. в Центральном районе, всегда уловы выше, чем у нас. Кстати сказать, в прошлом году, когда напт флот, работавший у Канина мыса, был р пполове. апхаигельим впали до 15 тонн пикши за сут ки Трал левого борта мы вооружи ли такими же бобинплми во воемя мтторма. И го. что у нас я отдель ные с у т к и подъемы были до 5— Г» топи, я считаю прямым следствием вооружения трала 400-миллиметровыми бобннцами. Конечно, не следует сбрасывать со счета и умения наших масте ров по добыче тт. Псупова. Мель никова и Полякова. Оцц вп» вре мя следили за орудиями лова и стаоплись. чтобы тралы работали ИГПРЯВНО. Мне кажется, будет * уместным высказать критические замечания р алоес руководителей судоверфи. Недопонимают они. видимо, о с тр о й нужды Флота в 400-миллиметпо- вых бобинпах. если не торопятся с изготовлением их для Флота. Управление рыбной промышлен ности совнархоза должно заста вить тт. Посецельсного и Доможи- рова изменить свое отиошенке и Д. И. ШАНТАНОВ, капитан. заказам тралового флота и, в ча стности, к заказу на изготовление нужных нам позарез 400-милли метровых бобинцев. Нельзя молчат!, и по поводу непроизводительных простоев промысловых судов в Тюва-губе. Только наш экипаж в ожидании причала потерял 11 часов. А на прием 60 тонн пресной воды уш ло еще 8 часов 45 минут. Такие же потери ценного промыслового времени имели и другие корабли. Ш Ш ш Ш Ш Ш ж Щ Для того, чтобы впредь избе жать этих простоев, необходимо, чтобы руководители рыбного пор та тт. Тисленко и Ихильчик при няли все меры' к тому, чтобы траулеры брали воду в порту во время сдачи рыбы и приемки снабжения. Этим они окажут нам, промысловикам, помощь в эконо мии ценного промыслового време ни! Нельзя дальше терпеть и от сутствие рыбомоек на судах. У нас много говорят о необходимости повышения сортности рыбы, до ставляемой с моря. Ученые дока зали. что сроки хранения рыбы можно увеличить на 3— 4 суток даже без применения антибиоти ков. Но для этого необходимо луч ше промывать рыбу. А как мы могли хорошо промывать обрабо танный улов, если у пас на два рыбодела стоит одна мойка. Во время хороших подъемов, когда на разгрузку рыбы выходи ли штурманы, механики, кочега ры. за двумя рыбоделами рабо тали 10 шкершиков. Если взять в среднем, что каждый шкершик в минуту обрабатывал только по шесть рыбин, то и тогда через мойку должно было одновременно пройти до Г>0 трещин. Где уж т у т требовать хорошего качества мой ки. Как говорят, «не до жиру, быть бы живу». Но. что самое неприятное — так это пренебпежение к запро сам моряков. Мы дали с моря ра диограмму заместителю п а я л ь ника Флота тов. Кротовой с просьбой подготовить новую МОЙ КУ к приход у нашего корабля в порт. Но эта просьба оказалась невыполненной. Мы уходим в рейс, получив маленькую мойку, в свое влемя выбрпшенную на свалку. Вот. как у нас понимают запросы меппков и борьбу за технический прогресс! Вместо но вой. более совершенной мойки, нам дали старую, которая приме нялась на траулерах еще в три дцатых годах. Наш экипаж вз*л большое обязательство перед Родиной. Ра бота в прошедшем рейсе показа ла. что мы можем слевжать свое слово. II мы его сдепжим. В то же время мы требуем, чтсГ'Ы кол лективы и руководители берего вых предприятий и отделсв уп равления флота делали со своей стороны все возможное для ус пешной работы моряков иа про мысле. Мы не просим каких-то особых условий. Мы не хотим пользоваться особыми благами, но то, что нам необходима для работы в море, надо своевремен но давать на корабли. Несколько слов об экипаже, о его труде. Я сделал на «Поллук- ее» два рейса. Скажу честно, на первых порах трудно пришлось. Здесь не так, как на «Шексне», где я работал четыре гола. Там выше дисциплина, слаженнее экипаж. Моряки понимают друг друга с полуслова, быстро прихо дят на помощь один другому. На эгом корабле экипаж еще только начинает срабатываться. Но и здесь есть замечательные люди. Взять, хотя бы старшего механика тов. Хасянова. Беспо койный это человек. Знает свое дело и любит его. Перед прихо дом в порт стармех сутки не спал, чтобы привести машину в порядок и сделать- рейс по «зе леной улице». Иод стать ему в машинном отделении оказались второй механик тов. Максимов, машинист тов. Пудяков, кочегары тт. Бортник и Никитин. Я уже говорил о мастерах по добыче. Хорошо работают^ ребята. В эгом рейсе трал ни разу не был порван. Бережливо они относятся к орудиям лова. Левым тралом, например, мы будем работать тре тий рейс. Молодцы и матросы. Трудно было ловить и обрабатывать рыбу в штормовую погоду, но все они работали не за страх, а за со весть. Не только на вахте, но и на подвахте трудились не покла дая рук. Особенно следует отме тить первую вахту, где работают матросы тт. Юдин, Стрилшев. Ко- коулии. О последнем надо расска зать несколько больше. Он при шел к нам с Северного военного Флота после демобилизации. И сразу же быстро освоился с де лом. Работает Александр Кокоулин с душой, весело. Приятно смот реть. как он умело орудует голо- ворубом и шкерочным ножом. Его уже хотят штурманы забрать на другую вахту для подкрепления. Сейчас Александр зачислен матро сом второго класса. Еще два— три рейса и из него выйдет перво классный матрос. Побольше бы таких людей пришло к нам на Флот после сокращения Вооружен ных Сил страны. Кокоулин не только работает замечательно. Это человек боль шой дисциплины. Любое распоря жение он выполняет быстро и умело. За два рейса наш экипаж в счет второго года семилетки уже выловил 1050 центнеров рыбьи вместо 450 центнеров по плану. Таким образом, мы завершили вы полнение и февральского плана. Перед приходом в порт на обще- судовом собрании экипаж решил в феврале завершить задание пер вого квартала и всю вылов ленную рыбу считать нашим трудовым подарком Родине к ле нинским дням. «Поллукс» вышел из отстаю щих. Мы взяли хороший разбег и постараемся в таких же темпах провести весь второй год семи летки. К этому будут направлены все усилия нашего экипажа. Наш опыт вооружения тралов М. А. ИСУПОВ, старший мастер по добыче. Д О прихода на траулер «Пол лукс», я четыре года плавал старшим мастером по добыче на траулере «Шенкурск», до поста новки его в плановый ремонт. На новом для меня судне не было ни каких орудий лова. Когда получи ли три 25-метровых трала, я по советовался с капитаном Дмитрием Ивановичем Шайтановым и пред ложил вооружить трал одной под борой для работы на любых грунтах. Он согласился со мной. На «Шенкурске» па нижнюю подбору трала набивались 400-и 500-миллиметровые бобиицы и, в зависимости от грунтов, увеличи вался или же уменьшался на ней груз. Сейчас же мы набили на подбору только одни 400-милли метровые бобинцы. Распределены они так: по центру подборы стоит шесть бобиниев и по крыльям — по четыре. Груз на подборе так же постоянный. Центр подборы имеет груз 64 килограмма, а крылья — по 40 килограммов. На флоте обычно заведено ста вить к хатлайну добавочные го лые концы размером по 3 метра. Мы же уменьшили их на метр. Что же это дало? Во-первых, во время подъема при подходе трала к борту судна хатлайш не имеет сильного натяжения и предотвра щает сети от порывов. Во-вторых, во время тралироваиия укорочен ные добавочные концы предотвра щают образование слабины сс- Teiij и не дают им западать за верхнюю подбору. Когда же сети западают за подбору, уменьшается вептикальное раскрытие трала, а значит, и снижается улов. Укорочены нами на метр и до бавочные голые копны к грунтро- пу.; Кроме того, на 25 сантимет ров укорочена петля футропа. Все это не дает возможности западать фуртюпу за нижнюю подбору, под тираться о грунт, предохраняет от лишних повреждений нижние крылья трала. И не случайно за два рейса в этом году нами из расходован всего один трал вме сто четырех по норме. Одним тралом мы обычно рабо таем не более суток. Затем пере ходим на трал другого борта, ко- Т01ЫЙ всегда находится в полной готовности, а тот тщательно про веряем. устраняем все неисправ но :ти. Имеется у нас на всякий ел1чай и готовая запасная нижняя По мо г а е т в з а имн а я в Ь'РУ ч к а В 1958 году, после демобили зации, я впервые пришел на тра ловый флот и был послан на трау лер «Поллукс». Бывалые моряки Алексей Рязанцев, Петр Шестов, Иван Аболемов, Валентин Поля ков с первых же дней взяли надо мной шефство, передавали мне свой опыт, оказывая всяческую помощь. Быстро я освоил трудное ры бацкое дело. Через два рейса мне присвоили звание матроса второго класса, а затем и первого. И вот уже около года я возглавляю третью вахту на корабле. Правда, до этого года наш ко рабль считался отстающим, команда его пе справлялась с рей совыми заданиями. На судне была большая текучесть кадров. После каждого рейса на корабль прихо дило много новичков, а старые опытные моряки под всякими предлогами уходили с отстающего траулера на передовые, где были больше заработки. После прихода на наш траулер Дмитрия Ивановича Шайтанов* положение на судне в корне из менилось. Теперь члены экипажа, наоборот, уже не хотят уходить с Знакомство с «Поллуксом» у меня началось еще в апреле 1954 года. Послали сюда вре менно. А потом закрепили за этим кораблем. И вот сколько ра ботаю, не помню, чтобы когда-нн- будь мы допустили простой. Как ни тяжело было, всегда с ремон том вовремя управлялись, давали такое количество оборотов винта, какое требовали с мостика. Бывало так. что траулер ходил в группе, а уловы все равно были низкие. Не наша вина, что план по добы че рыбы не выполнялся. Бывший капитан Колгакин не прислуши вался к голосу моряков, в том чи сле и к моим замечаниям, как командира производства. Наш небольшой коллектив спе циалистов дело свое знает хоро шо. каждый механик, машинист, кочегар не жалеет ни сил. ни времени. У нас стало правилом: Н. П. ПОПОВ, матрос первого класса, j четко и быстро выполняют их. За два рейса все мы сдружились хо роню, поняли друг друга. Помощь и взаимная выручка позволили нам всем хорошо освоить дело. Так, бывший повар Борис Ермо- хип уже через два рейса стал ма тросом второго класса. Теперь при разделке улова он быстро обез главливает рыбу, успешно справ ляется с обязанностями при спу ске и подъеме трала. И всего это го он достиг благодаря помощи своих товарищей по работе. Александр Базаренко хорошо освоил чинку трала. Остальные же члены вахты, в том числе и я, cine слабо разбираемся в этом. Со следующего рейса Базаренко, вме сте с мастером по добыче Вален тином Поляковым, который тру дится на нашей вахте, будут регу лярно проводить с нами занятия ло траловому хозяйству.• Как наша, так и другие вахты корабля будут трудиться не жа лея сил и энергии, чтобы оправ дать звание инициаторов соревно вания среди паровых- судов Фло та., успешно справиться с обяза тельствами. принятыми на второй год семилетки. и и понятно, оба за- «Поллукса». Да оно Сделано два рейса, кончены с большим перевыполне нием. Вместе с тем значительно поднялась и зарплата моряков. А это все воодушевляет их на новые трудовые подвиги. На нашей вахте матросы Алек сандр Базаренко, Борис Марков, Борис Ермохин знают свои места и обязанности при работе с ору диями лова и при уборке уловов. подбора. Правда, она вооружена 500-миллиметровыми бобинца- ми, так как 400-миллиметровых нам не дали в отделе снабжения ни одной штуки. Есть у нас претензии к коллек тиву тралово-такелажной мастер ской. При постановке нового тра ла я и мои помощники обязатель но проверяем размеры всех его частей. И вот уже было три слу чая за последнее время, когда размеры хатлайна не сходились на 20— 30 сантиметров. А если бы мы не досмотрели, то оказались бы в пролове. В первом рейсе были не поладки п р и работе с орудиями лова. Во втором же плавании по ложение намного улучшилось. Каждая вахта в среднем затра чивает на спуск и подъем трала по 35— 37 минут. Быстро произ водится и переход с трала на трал. Особенно х о р о ш о трудится мой помощник Виталий Мельников, который совсем недавно демобили зовался из рядов Советской Ар мии. В совершенстве овладев сво ей специальностью, он оказывает большую помощь матросам в ос воении работы с орудиями лова. в Гла собс вное— вера твенные силы Давно уже никто не помнит, чтобы «Поллукс» не только чи слился в ряду передовых, но да же вообще хоть раз справился с планом. И вот на судно пришел один из опытных капитанов Флота Д. И. Шайтанов. Незнакомый корабль, незнакомый экипаж. С чего начи нать? За что браться? Первое, что необходимо было сделать, — подготовиться к отхо ду . корабля, получить нужное снабжение. Знакомство с членами команды происходило пока, как говорят, на ходу. II вот первое собрание экипажа в порту. Здесь происходит первое знакомство со всем коллективом. Капитан вносит предложение: записать в обяза тельство — перевыполнить рейсо вое задание. Я наблюдаю за людь ми и чувствую недоверие. И я понимаю товарищей. Действитель но, где уж тут перевыполнить, когда даже слово «выполнить» экипаж давно не помнит. Но уверенность капитана, его твердость и убежденность в том, что перевыполним, постепенно де лает свое дело. Настроение, хоть Работаем в счет марта А. П. ПОЛИКАРПОВ. консервныА мастер. . В прошлом году я успешно вы полнил план и социалистическое обязательство по выработке кон сервов. Хорошо начат и нынеш ний год. Из первого рейса было доставлено около 8 тысяч банок высококачественной продукции, почти вдвое больше задания. А во втором плавании достигнуты euie лучшие показатели — к выгруз ке предъявлено свыше 10 тысяч банок консервов при плане 3000 банок. Таким образом, уже значи тельно превышена двухмесячная программа. Работаем мы вместе с мастером по жиротоплению Михаилом Мои сеевым. Во время перехода к месту промысла мы заранее под готавливаем для себя все необхо димое, чтобы с первого же дня приступить к работе. Труд у нас организован так, что ежесуточно мы выпускаем по 800 — 1000 банок консервов. Свере ны, что годовой план выполним на 150 процентов, как мы записали в обязательстве. Строгое соблюде ние технологических инструкций позволит добиться высокой сорт ности выпускаемой продукции. За нами дело не станет А. X: ХАСЯНОВ, старший механик. перед тем, как сняться с промыс ла* просим у капитана 3— 4 часа, если, конечно, погода позволяет. За это время перебираем кулисное движение. Если какой-либо под шипник плохо работает, разби раем его, приводим в порядок. Ме ханики знают: не поухаживаешь за кулисным движением по-насто ящему — потом намучаешься. И наш второй механик Николай Фе дорович Максимов, который знает машину хорошо и ухаживает за ней любовно, на профилактику обращает серьезное внимание. За эти же три— четыре часа ко чегары успеют выбрать золу из- за перевалов. Иногда ее выби рается до GO ведер — смотря ка кой уголь попадется. Таким образом, молено сделать вывод о том, что подготовка к очередному рейсу начинается еще до перехода с промысла в порт. И это себя оправдывает — во время стоянки меньше забот, больше времени остается на какую-либо другую работу. Регулировка кулисного движе ния непосредственно связана с контролем парораспределения. Че рез каждые два— три рейса сни маем индикаторные диаграммы. Но ним сразу можно определить, как работают золотники парорас пределения, можно сразу же отре гулировать их. И котлочистка п р о в о д и т с я у нас организованно. Кочегары вы бирают весь мусор из топок, тре тий механик делает промеры. Л сразу же заказываю новое крепле ние секций пароперегревателя. А то может получиться так, что по том придется давать дополнитель ный заказ. В период котлочистки производим ершеиие дымогарных трубок и экономайзера. Профилак тический ремонт главной машины производится по графику. Коллектив наш дружный, люди в нем хорошие. Я уже называл второго механика. Пользуется специалист авторитетом. Третий механик Григорий Константинович Ищенко у нас недавно — с нояб ря прошлого года. К порученному делу относится хорошо. Машини сты Евгений Пудяков и Михаил Кривощаиов, кочегар, секретарь комсомольской организации Алек сандр Никитин и старшина коче гаров Алексеи Иванович Бортник — все они сделали немало для достижения успеха экипажем в последних рейсах. П. И. СУДЬЕНКОВ , первый помощник капитана. + • и медленно, начинает меняться. Представители машинной коман ды заявляют, что машина в хоро шем состоянии. А это уже очень много значит. Заметно, как умами всех моря ков овладевает мысль: да что мы хуже, что ли? Обязательство принимается единогласно. Корабль на промысле. Надо сказать, что первое время не ла дится дело. Экипаж, грубо гово ря, разношерстный. Надо поближе узнать люден, познакомиться с ними. И в ходе бесед, в большин стве случаев, индивидуальных, выясняешь, что у моряков все больше крепнет вера в капитана. При этом интересно и другое — и у капитана все больше крепнет вера в членов экипажа. В разгар рейса мы получаем план на 1960 год, в котором предусмотрен вылов 9.700 цент неров. Но ведь это советский кол лектив. У советских людей при нято планы перекрывать. А главное, что коллектив чувствует, как положение определенно вы правляется. Четкие, толковые рас поряжения капитана, требова тельность и доброжелательность, солидные промысловые и навига ционные знания — все это рас полагает людей к капитану. И ког да на собрании возникает предло жение — выловить 11 тысяч центнеров, никто и не возражает. Немалую роль тут сыграла по- стоя|1пая. систематическая инфор мация. Экипаж ежесуточно опо вещается о том, как он сработал, как работают экипажи других су дов. Оказывается, что моряки других траулеров при более хо роших возможностях выловили меньше. Это окрыляет людей. А перед самым выходом во второй рейс в судовом салоне но вое собрание— и новое обязатель ство. Еще более смелое. Выловить 14 тысяч центнеров рыбы! И са мое интересное было то, что на этот раз уже не возникло и тени недоверия. Обязательство было принято единогласно. Второй рейс начался неудачно. Штормы мешали. Но работа не прекращалась и в шторм. Хоть с трудом, хоть понемногу, но под нимали рыбу. И примечательно, что никто не сетовал, никто не высказывал недовольства. А когда шторм стих и начался нормаль ный промысел, тогда вообще мож но было только радоваться, глядя на людей. На уборку выходили все: машинная команда, штурма ны и обслуживающий состав. Вы ходили дружно, охотно. Хотя и не было еще сработанности, зато было явное желание трудиться. Общественная жизнь на судне шла своим чередом. В прошлом рейсе комсомольская организация решила создать кружок по изуче нию истории КПСС. Во втором рейсе этот кружок начал свою работу. На нервом занятии при сутствовали даже те, кто и не записывался в него. Почти ежедневно я проводил короткую информацию во время обеденного перерыва. Рассказывал о международных и внутренних событиях, а в конце каждой ин формации сообщал, как дела идут у нас, на судне. Дмитрий Иванович Шайтанов провел беседу о дисциплине, не сколько бесед провел я (о IV. сессии Верховного Совета СССР, о сортности и качестве продук ции, о потерях сырья и т. п.). Шахматисты участвовали в турнире, вышла стенная газета, в салоне находились подшивки газет. Интересным было собрание в конце рейса. Обсуждался вопрос о том, чтобы организованно про вести безремонтную стоянку в порту и своевременно выйти на промысел. Интересным оно было, во-первых, потому, что, как ока залось, мнение командования суд на полностью совпало с мнением экипажа, а во-вторых, потому, что на собрании не было обыч ных, подчас приевшихся призы вов: давайте, братцы, поднажмем! Было все ясно и четко расписано: кто и что на стоянке делает, за что отвечает. А после собрания это расписание вывесили в са лоне. И вот сейчас стоянка закан чивается, а мы все время ощуща ем, что поступили правильно. Каждый стремится выполнить свою обязанность. На заседании судкома подвели итоги рейса — 9 человек занесе ны на судовую Доску почета: стар ший кочегар тов. Бортник, ма тросы тт. Юдин, Стрижнев, ма шинист тов. Пудяков и др. Были, конечно, у нас и недо статки. Мастео по добыче Поля ков и матрос Терновой напились перед отходом в первый рейс. Это было жестоко высмеяно в сатири ческой стенгазете. Сейчас наша общая задача — сколотить, сплотить коллектив, сделать его дружным, работоспо собным. боевым. Мы приняли ре шение — отходить в рейс толь ко от причала. На рейде не ждать ни одного человека. И сейчас уже есть уверенность, что это будет выполнено. И еще. Необходимо создать партийную организацию. Пока что у нас только два коммуниста. Надеемся, что партком направит к нам одного-двух коммунистов, но и, кроме того, будем растить своих. Надо поднять авторитет и значение комсомольской организа ции, активизировать работу суд кома, создать агитколлектив. — все это мы сделаем. Главного мы уже добились, —■ вселили уверенность людям в свои силы. Моряки поверили в капитана, в самих себя. А это — залог успеха.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz