Рыбный Мурман. 1960 г. Декабрь.
Подвиг в Тихом океане КАМЧАТСКАЯ ОБЛАСТЬ. Морской буксировщик «Чуми- кан» пробивался сквозь шторм к Командорским островам, ког да судовая рация получила радиограмму. В ней сообща лись координаты терпящего бедствие океанского лесовоза «Революционер». Штормовая погода задержала его в пути, и когда до Петропавловска- Камчатского оставалось не сколько суток хода, в бункерах парохода кончился *уголь. Умолкло сердце корабля — су довая машина, погас электри ческий свет. Судно дрейфова ло по воле стихии^. Экипаж «Чумикана» немед ленно отправился на помощь и ночью взял на буксир океан ский пароход. Шторм достигал одиннадцати баллов. Гигант ские волны обрушивались на маленькое суденышко. Они вы вели из строя механическое управление рулем. Пришлось вос пользоваться ручным приводом. Через рулевое колесо, распо ложенное на корме, ежеминутно перекатывались волны. Первым к штурвалу встал боцман Николай Рябов. Моря ка для страховки опоясали специальным поясом, привязали к рулевой тумбе. Полчаса, проведенные на вахте, потребовали от боцмана громадного напряжения, поистине героической работы. По очереди к штурвалу становились матросы комсо мольцы Владимир Затинайченко, Анатолий Слугин, Иосиф Хмиль, Андрей Галахов... Четверо суток длилась эта беспримерная вахта! Советские моряки выиграли битву с океаном. «Революционер» и «Чуми- кан» благополучно вошли в Петропавловский морской порт. Впечатления румынских друзей % На рефрижераторном траулере «Жигулевск» в море находились инженеры по добыче рыбы из Румынской Народной Республики Константин Бэдикэ и Николай Василеску. Они знакомились с методами лова рыбы в Мурманском траловом флоте, перенимали опыт наших промысловиков. В беседе с нашим корреспондентом К. Бэдикэ рассказал о рыб ной промышленности Румынии, которая получила настоящее разви тие за последние 16 лет, когда народ взял в свои руки все сред ства и орудия производства. На верфях Румынской Народной Рес публики построен флот по проектам советских инженеров. Сооружен ряд рыбообрабатывающих предприятий. Основная часть продукции поступает потребителю в свежем виде. — Мы находились в море около трех месяцев, — говорит Кон стантин Бэдикэ. — Нам особенно понравились ваши корабли и ор ганизация работы на них. Для нас было интересно увидеть сам про цесс лова. Мы еще не видели, как работают кормовым тралом и об рабатывают рыбу на кораблях. У нас очень богатые впечатлении после этого рейса. Мы благодарим экипаж за помощь. — Надеюсь, — сказал в заключение товарищ Бэдикэ, — что ско ро и у нас будут такие же корабли, как ваш «Жигулевск», и мы встретимся в открытом океане, где будем вместе ловить рыбу. НА СНИМКЕ: участники героической вахты (слева на право) Иосиф Хмиль, Андрей Галахов, Николай Рябов, Ана толий Слугин, Владимир За- (инайченко. Фотохроника ТАСС. Фото Ю. Муравина. Учиться! —настойчиво требует жизнь Труженики моря проявляют большой интерес к учебе. Так, в за очной средней школе моряков учится около 800 человек. Только в ноябре этого года в школу поступило 80 человек, работающих в траловом флоте, и 70 моряков сельдяного флота. 30 ноября закон чился зимний набор учащихся. Следующий набор будет произво диться летом — в июне—августе. После окончания заочной школы многие моряки поступают в средние специальные или высшие учебные заведения. Так, например, бывший рыбообработчик тралового флота тов. Кириллов учится в Мурманском среднем мореходном училище. В высших учебных за ведениях сейчас учатся В. Гуськов (заочник энергетического инсти тута, г. Ленинград), Б. Васкни (заочник Мурманского высшего мореходного училища), Е. Сметанин (в Архангельской лесотехни ческой академии), О. Головин (Мурманское высшее мореходноэ училище) и многие другие. Для оказания помощи заочникам на судах флотов имеются об щественные консультанты с высшим образованием. Кроме того, преподаватели школы выходят в море на тех судах, где большие группы учащихся. В школе регулярно проводятся групповые консультации два раза в неделю для учащихся каждого класса: шестые классы занимаются в понедельник и четверг, седьмые — во вторник и пятницу, вось мые — во вторник и субботу, девятые — в понедельник и четверг, десятые — в среду и субботу. Начало занятий в 18 часов, в суббот ние дни — в 16 часов. 3. МИРОНОВА, преподаватель заочной среднем школы моряков. Мускулатура...изконсервированногомяса Человека в мич манке с «крабом» изрядно шатает. Он пьян. Но банка с огурцами в ле- — Да ну? Не может быть! Каменев еще две банки, на этот вой руке еще цела, да и чемодан — Потрогай! — великодушно раз рыбных консервов, изготов* в правой он не думал терять. По разрешает помощнику дежурного ленных на «Саратове», ломаной кривой он добирается до Каменев, выпятив живот и отвер- — Эти две, — тяжко вздыхает проходной рыбного порта. нув лицо в сторону. повар, — я спер нечаянно. Думал, — Я бы желал, — старательно — Банки! — сообщает помощ- пронесу грешных. Да второй по- выговаривает он, .... ..................... мощник подвел, не ч — выйти в город, W W __ т выдал пропуска па но у меня нег Щ я ф Л V JH f 7Щ j t t S L • консервы. пропуска на вы- ** ________ ________________ — Мясные-то нос вещей. откуда? — Пройдите к дежурному, раз берутся, — пожимает плечами ра ботник охраны тов. Зимин. В комнате дежурной» — Я бы желал... — А кто вы? — Я, что ли? Повар траулера «Саратов» Каменев. ник дежурного. — Консервы в — Он, второй помощник, разре- банках! шил взять... — Вот именно, — подхватывает И снова тяжкий, печальный Каменев. — Мышцы у меня, так вздох. сказать, из консервированного Мы заинтересовались, как же мяса * так: второй помощник консервы — Ладно, доставайте свои в ы д а л , и он же отказался выдать „ « „ „ B a e r ~ гм ° ‘,” т « Е Г н а а там что. показывает £ амене8 выкладывает на стол од- невыМ на «каратов . дежурный Каменеву на живот. четыре банки мясных — Верно, пропуск на вынос я — Гм, допустим, живот, желу- ^ с е р в о в ему дать отказался. Знаете, уж - Освобождайся уж и от бе- такой человек!.. Недавно взял в дер, _ подсказывает помощник судовой лавочке десять килограм- к мов сахару, да так до сих пор и док... — А на животе? — А на животе? — На животе... На животе, до- дежурного. пустим... мускулатура! Из карманов брюк вытаскивает М А л е к с д н д р о б «УЛЬ fPAMlP» DO ФРАНЦИИ , которая гор- ** дится своим судостроени ем, своими морскими традиция ми, принято подчас крупней шие корабли называть именем страны. Вот и сейчас на судо верфи в Сен-Назере заканчи вается строительство пасса жирского турбохода «Франс». Французы гордятся этим суд ном гигантских размеров (его вместимость превышает 60 ты сяч регистровых тонн, длина — 315 метров), которое смо жет перевозить две тысячи пассажиров. У нынешнего лайнера уже были предшественники с таки ми же именами, суда, которые по своему времени являлись достижением судостроительной техники: «Франс», спущенный на воду в 1912 году, и «Иль де Франс». Любопытна и необыч на судьба последнего судна. 29 мая* 1927 года после 32- месячного строительства в Сен-Назере отправился в пер вый рейс через Атлантический океан пассажирский лайнер «Иль де Франс». Французские газеты были полны сообщений об этом «элегантнейшем» судне — корабле «мультимиллионе ров» как его тогда называли. И действительно, перед от плытием за океан на борт важ но поднимались аристократы, финансовые воротилы, актри сы, музыканты, журналисты. Страницы газет заполнялись статьями о «достойных уваже ния пассажирах», их похожде ниях, о том, как великолепно представлена здесь «француз ская кулинария». Приводились и данные корабля: водоизме щение — 44.495 тонн, длина — 241 метр, скорость — 23 узла, 1.345 мест для пассажиров. Всего на трассе Гавр—Нью- Йорк судно совершило 620 рей сов. «Плавучим дворцом» для скучающей буржуазии оно пе рестало быть лишь в годы ми нувшей войны. Переоборудо ванный под транспорт «Иль де Франс» был отдан армии. В помещениях, предназначенных некогда для 1.345 пассажиров, теперь размещалось около 10 тысяч со;щат. Война пощадила корабль. Он не только уцелел, но и за боевые заслуги был удостоен ордена Почетного ле гиона. В 1949 году отремонтирован ный и обновленный лайнер сно ва вернулся на пассажирские линии. Снова в каютах-«люкс» заняли места рантье и пред приниматели. В общем судно не пустовало. И только один раз после войны почти все ос тавили корабль. Это случи, лось в 1957 году не в открытом море, а в порту Гавр, когда экипаж забастовал... Наступило 26 февраля 1959 года. В этот день после корот кой церемонии вместо фран цузского флага на «Иль де Франс» был поднят флаг стра ны восходящего солнца. Он был продан за миллион долла ров японскому министру ком муникаций Окада и во главе £ японским капитаном отправил ся к берегам Японии. Этот рейс стал самой бесславной страницей в истории корабля, в которой решающую роль сы грал известный американский режиссер сенсационных филь мов Андрю Стоун. Узнав, что судно идет порожняком, он срочно послал за океан своему боссу короткую телеграмму: «Найми «Францию» для съем ки. Нужны кадры о том, как взрывается и тонет корабль в фильме «Последний путь». Новый владелец корабля, по требовав четыре тысячи дол ларов за каждый день съемки, согласился устроить в салонах и ресторане пожар, а также вы садить в воздух нос корабля. «Иль де Франс» обрекали на ужасы, которых он избежал на океане даже во время вой ны. Вот здесь французы и вспом нили о прошлом корабля, о чести Франции. Заговорили о том, что нельзя губить доброе имя, надо скрыть позор, кото рому по воле доллара подвер гается морская гордость и сла ва страны. Японский владелец вынуж ден был уступить... Вместо ста рого названия судна на борту было выведено новое — «Олимп». Однако . запротесто вали^ другие судоходные ком пании. И тогда маляры, в по следний раз взяв кисти, пере делали название на «Клари- дон». Под ничего не говорящим и никого не оскорбляющим псев донимом, с выгоревшим нут ром, исковерканный, с разо дранным носом, корабль дота щили в японский порт, где он и погиб от рук электрорезчи ков. При этом, конечно, не бы ло ни музыки, ни представите лей печати... Французские газеты, словно сговорившись, не распространя лись по поводу незавидной кончины «Иль де Франс», суд на, некогда составлявшего гор дость Франции. «Водный транспорт». I не уплатил за них. — Ну, а консервы как вы ему дали? — Да как не дать! Просит ведь человек, может, и вправду надо. На, говорю, возьми! Он и взял... А пропуск — нет, про пуск я ему не выдам. Нам стало ясно, что второй по мощник Владимир Павлович Га- сюта, образно выражаясь, оты скал в данном случае свою «золо тую середину». Консервы, котооыа нельзя было, выдавать (они вхо дят в рацион экипажа), Гасюта выдал, а вот свое участие в этом деле он «благоразумно» не зафик сировал ни в одном документе* Мол, сойдет с рук, забудется! Забудется ли? Д . КАЗУК, работник охраны рыбного порта. _______ - Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПОДПИСИА НА ГАЗЕТУ «РЫБНЫЙ МУРМАН» на 1961 год Газета выходит три раза в неделю. ПОДПИСНАЯ ПЛАТА на год — 22 р. 80 к. на 6 месяцев — II р. 40 к. на 3 месяца — 5 p. 7G к. на 1 месяц — 1 р. 90 к. Подписка принимается во все* отделениях связи, общест. р.енными уполномоченными на предприятиях и в учреждениях к непосредственно в редакции. ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ВЕСЬ ГОД. ЭТО ОБЕСПЕЧИТ БЕСПЕРЕБОЙНУЮ ДОСТАВКУ ГАЗЕТЫ Газета выходит по вторникам, |Адрес редакции: Комсомольская улица, дом № 4. Телефоны: зам. редактора, отв. секретарь, отделы культуры в быта, писем — ATG четвергам и субботам _____ I рыбного порта 2-75 и 28-87, партийной жизни, промышленный — 4-33, бухгалтерия — 3-96, редактор — 20-99, Типография «Полярная правда» Зак. 5067 Тир. 4870 ПН 00710
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz