Рыбный Мурман. 1960 г. Декабрь.

Подвиг в Тихом океане КАМЧАТСКАЯ ОБЛАСТЬ. Морской буксировщик «Чуми- кан» пробивался сквозь шторм к Командорским островам, ког­ да судовая рация получила радиограмму. В ней сообща­ лись координаты терпящего бедствие океанского лесовоза «Революционер». Штормовая погода задержала его в пути, и когда до Петропавловска- Камчатского оставалось не­ сколько суток хода, в бункерах парохода кончился *уголь. Умолкло сердце корабля — су­ довая машина, погас электри­ ческий свет. Судно дрейфова­ ло по воле стихии^. Экипаж «Чумикана» немед­ ленно отправился на помощь и ночью взял на буксир океан­ ский пароход. Шторм достигал одиннадцати баллов. Гигант­ ские волны обрушивались на маленькое суденышко. Они вы­ вели из строя механическое управление рулем. Пришлось вос­ пользоваться ручным приводом. Через рулевое колесо, распо­ ложенное на корме, ежеминутно перекатывались волны. Первым к штурвалу встал боцман Николай Рябов. Моря­ ка для страховки опоясали специальным поясом, привязали к рулевой тумбе. Полчаса, проведенные на вахте, потребовали от боцмана громадного напряжения, поистине героической работы. По очереди к штурвалу становились матросы комсо­ мольцы Владимир Затинайченко, Анатолий Слугин, Иосиф Хмиль, Андрей Галахов... Четверо суток длилась эта беспримерная вахта! Советские моряки выиграли битву с океаном. «Революционер» и «Чуми- кан» благополучно вошли в Петропавловский морской порт. Впечатления румынских друзей % На рефрижераторном траулере «Жигулевск» в море находились инженеры по добыче рыбы из Румынской Народной Республики Константин Бэдикэ и Николай Василеску. Они знакомились с методами лова рыбы в Мурманском траловом флоте, перенимали опыт наших промысловиков. В беседе с нашим корреспондентом К. Бэдикэ рассказал о рыб­ ной промышленности Румынии, которая получила настоящее разви­ тие за последние 16 лет, когда народ взял в свои руки все сред­ ства и орудия производства. На верфях Румынской Народной Рес­ публики построен флот по проектам советских инженеров. Сооружен ряд рыбообрабатывающих предприятий. Основная часть продукции поступает потребителю в свежем виде. — Мы находились в море около трех месяцев, — говорит Кон­ стантин Бэдикэ. — Нам особенно понравились ваши корабли и ор­ ганизация работы на них. Для нас было интересно увидеть сам про­ цесс лова. Мы еще не видели, как работают кормовым тралом и об­ рабатывают рыбу на кораблях. У нас очень богатые впечатлении после этого рейса. Мы благодарим экипаж за помощь. — Надеюсь, — сказал в заключение товарищ Бэдикэ, — что ско­ ро и у нас будут такие же корабли, как ваш «Жигулевск», и мы встретимся в открытом океане, где будем вместе ловить рыбу. НА СНИМКЕ: участники героической вахты (слева на­ право) Иосиф Хмиль, Андрей Галахов, Николай Рябов, Ана­ толий Слугин, Владимир За- (инайченко. Фотохроника ТАСС. Фото Ю. Муравина. Учиться! —настойчиво требует жизнь Труженики моря проявляют большой интерес к учебе. Так, в за­ очной средней школе моряков учится около 800 человек. Только в ноябре этого года в школу поступило 80 человек, работающих в траловом флоте, и 70 моряков сельдяного флота. 30 ноября закон­ чился зимний набор учащихся. Следующий набор будет произво­ диться летом — в июне—августе. После окончания заочной школы многие моряки поступают в средние специальные или высшие учебные заведения. Так, например, бывший рыбообработчик тралового флота тов. Кириллов учится в Мурманском среднем мореходном училище. В высших учебных за­ ведениях сейчас учатся В. Гуськов (заочник энергетического инсти­ тута, г. Ленинград), Б. Васкни (заочник Мурманского высшего мореходного училища), Е. Сметанин (в Архангельской лесотехни­ ческой академии), О. Головин (Мурманское высшее мореходноэ училище) и многие другие. Для оказания помощи заочникам на судах флотов имеются об­ щественные консультанты с высшим образованием. Кроме того, преподаватели школы выходят в море на тех судах, где большие группы учащихся. В школе регулярно проводятся групповые консультации два раза в неделю для учащихся каждого класса: шестые классы занимаются в понедельник и четверг, седьмые — во вторник и пятницу, вось­ мые — во вторник и субботу, девятые — в понедельник и четверг, десятые — в среду и субботу. Начало занятий в 18 часов, в суббот­ ние дни — в 16 часов. 3. МИРОНОВА, преподаватель заочной среднем школы моряков. Мускулатура...изконсервированногомяса Человека в мич­ манке с «крабом» изрядно шатает. Он пьян. Но банка с огурцами в ле- — Да ну? Не может быть! Каменев еще две банки, на этот вой руке еще цела, да и чемодан — Потрогай! — великодушно раз рыбных консервов, изготов* в правой он не думал терять. По разрешает помощнику дежурного ленных на «Саратове», ломаной кривой он добирается до Каменев, выпятив живот и отвер- — Эти две, — тяжко вздыхает проходной рыбного порта. нув лицо в сторону. повар, — я спер нечаянно. Думал, — Я бы желал, — старательно — Банки! — сообщает помощ- пронесу грешных. Да второй по- выговаривает он, .... ..................... мощник подвел, не ч — выйти в город, W W __ т выдал пропуска па но у меня нег Щ я ф Л V JH f 7Щ j t t S L • консервы. пропуска на вы- ** ________ ________________ — Мясные-то нос вещей. откуда? — Пройдите к дежурному, раз­ берутся, — пожимает плечами ра­ ботник охраны тов. Зимин. В комнате дежурной» — Я бы желал... — А кто вы? — Я, что ли? Повар траулера «Саратов» Каменев. ник дежурного. — Консервы в — Он, второй помощник, разре- банках! шил взять... — Вот именно, — подхватывает И снова тяжкий, печальный Каменев. — Мышцы у меня, так вздох. сказать, из консервированного Мы заинтересовались, как же мяса * так: второй помощник консервы — Ладно, доставайте свои в ы д а л , и он же отказался выдать „ « „ „ B a e r ~ гм ° ‘,” т « Е Г н а а там что. показывает £ амене8 выкладывает на стол од- невыМ на «каратов . дежурный Каменеву на живот. четыре банки мясных — Верно, пропуск на вынос я — Гм, допустим, живот, желу- ^ с е р в о в ему дать отказался. Знаете, уж - Освобождайся уж и от бе- такой человек!.. Недавно взял в дер, _ подсказывает помощник судовой лавочке десять килограм- к мов сахару, да так до сих пор и док... — А на животе? — А на животе? — На животе... На животе, до- дежурного. пустим... мускулатура! Из карманов брюк вытаскивает М А л е к с д н д р о б «УЛЬ fPAMlP» DO ФРАНЦИИ , которая гор- ** дится своим судостроени­ ем, своими морскими традиция­ ми, принято подчас крупней­ шие корабли называть именем страны. Вот и сейчас на судо­ верфи в Сен-Назере заканчи­ вается строительство пасса­ жирского турбохода «Франс». Французы гордятся этим суд­ ном гигантских размеров (его вместимость превышает 60 ты­ сяч регистровых тонн, длина — 315 метров), которое смо­ жет перевозить две тысячи пассажиров. У нынешнего лайнера уже были предшественники с таки­ ми же именами, суда, которые по своему времени являлись достижением судостроительной техники: «Франс», спущенный на воду в 1912 году, и «Иль де Франс». Любопытна и необыч­ на судьба последнего судна. 29 мая* 1927 года после 32- месячного строительства в Сен-Назере отправился в пер­ вый рейс через Атлантический океан пассажирский лайнер «Иль де Франс». Французские газеты были полны сообщений об этом «элегантнейшем» судне — корабле «мультимиллионе­ ров» как его тогда называли. И действительно, перед от­ плытием за океан на борт важ­ но поднимались аристократы, финансовые воротилы, актри­ сы, музыканты, журналисты. Страницы газет заполнялись статьями о «достойных уваже­ ния пассажирах», их похожде­ ниях, о том, как великолепно представлена здесь «француз­ ская кулинария». Приводились и данные корабля: водоизме­ щение — 44.495 тонн, длина — 241 метр, скорость — 23 узла, 1.345 мест для пассажиров. Всего на трассе Гавр—Нью- Йорк судно совершило 620 рей­ сов. «Плавучим дворцом» для скучающей буржуазии оно пе­ рестало быть лишь в годы ми­ нувшей войны. Переоборудо­ ванный под транспорт «Иль де Франс» был отдан армии. В помещениях, предназначенных некогда для 1.345 пассажиров, теперь размещалось около 10 тысяч со;щат. Война пощадила корабль. Он не только уцелел, но и за боевые заслуги был удостоен ордена Почетного ле­ гиона. В 1949 году отремонтирован­ ный и обновленный лайнер сно­ ва вернулся на пассажирские линии. Снова в каютах-«люкс» заняли места рантье и пред­ приниматели. В общем судно не пустовало. И только один раз после войны почти все ос­ тавили корабль. Это случи, лось в 1957 году не в открытом море, а в порту Гавр, когда экипаж забастовал... Наступило 26 февраля 1959 года. В этот день после корот­ кой церемонии вместо фран­ цузского флага на «Иль де Франс» был поднят флаг стра­ ны восходящего солнца. Он был продан за миллион долла­ ров японскому министру ком­ муникаций Окада и во главе £ японским капитаном отправил­ ся к берегам Японии. Этот рейс стал самой бесславной страницей в истории корабля, в которой решающую роль сы­ грал известный американский режиссер сенсационных филь­ мов Андрю Стоун. Узнав, что судно идет порожняком, он срочно послал за океан своему боссу короткую телеграмму: «Найми «Францию» для съем­ ки. Нужны кадры о том, как взрывается и тонет корабль в фильме «Последний путь». Новый владелец корабля, по­ требовав четыре тысячи дол­ ларов за каждый день съемки, согласился устроить в салонах и ресторане пожар, а также вы­ садить в воздух нос корабля. «Иль де Франс» обрекали на ужасы, которых он избежал на океане даже во время вой­ ны. Вот здесь французы и вспом­ нили о прошлом корабля, о чести Франции. Заговорили о том, что нельзя губить доброе имя, надо скрыть позор, кото­ рому по воле доллара подвер­ гается морская гордость и сла­ ва страны. Японский владелец вынуж­ ден был уступить... Вместо ста­ рого названия судна на борту было выведено новое — «Олимп». Однако . запротесто­ вали^ другие судоходные ком­ пании. И тогда маляры, в по­ следний раз взяв кисти, пере­ делали название на «Клари- дон». Под ничего не говорящим и никого не оскорбляющим псев­ донимом, с выгоревшим нут­ ром, исковерканный, с разо­ дранным носом, корабль дота­ щили в японский порт, где он и погиб от рук электрорезчи­ ков. При этом, конечно, не бы­ ло ни музыки, ни представите­ лей печати... Французские газеты, словно сговорившись, не распространя­ лись по поводу незавидной кончины «Иль де Франс», суд­ на, некогда составлявшего гор­ дость Франции. «Водный транспорт». I не уплатил за них. — Ну, а консервы как вы ему дали? — Да как не дать! Просит ведь человек, может, и вправду надо. На, говорю, возьми! Он и взял... А пропуск — нет, про­ пуск я ему не выдам. Нам стало ясно, что второй по­ мощник Владимир Павлович Га- сюта, образно выражаясь, оты­ скал в данном случае свою «золо­ тую середину». Консервы, котооыа нельзя было, выдавать (они вхо­ дят в рацион экипажа), Гасюта выдал, а вот свое участие в этом деле он «благоразумно» не зафик­ сировал ни в одном документе* Мол, сойдет с рук, забудется! Забудется ли? Д . КАЗУК, работник охраны рыбного порта. _______ - Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПОДПИСИА НА ГАЗЕТУ «РЫБНЫЙ МУРМАН» на 1961 год Газета выходит три раза в неделю. ПОДПИСНАЯ ПЛАТА на год — 22 р. 80 к. на 6 месяцев — II р. 40 к. на 3 месяца — 5 p. 7G к. на 1 месяц — 1 р. 90 к. Подписка принимается во все* отделениях связи, общест. р.енными уполномоченными на предприятиях и в учреждениях к непосредственно в редакции. ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ВЕСЬ ГОД. ЭТО ОБЕСПЕЧИТ БЕСПЕРЕБОЙНУЮ ДОСТАВКУ ГАЗЕТЫ Газета выходит по вторникам, |Адрес редакции: Комсомольская улица, дом № 4. Телефоны: зам. редактора, отв. секретарь, отделы культуры в быта, писем — ATG четвергам и субботам _____ I рыбного порта 2-75 и 28-87, партийной жизни, промышленный — 4-33, бухгалтерия — 3-96, редактор — 20-99, Типография «Полярная правда» Зак. 5067 Тир. 4870 ПН 00710

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz