Рыбный Мурман. 1960 г. Декабрь.

За высокие экономические показатели в работе Дела н мысли моряков „Ветлуги" Петр Михайлович Васильев — матрос первого класса. Он уже пять лет работает на кораблях тра­ лового флота, из них два года — на рефрижератор­ ном траулере «Николай Островский». Матрос хоро­ шо знагт свое дело, недаром его ставят в пример другим морякам. Мы сфотографировали Петра Михайловича, ко­ гда он во время стоянки судна в порту нес вахту. Фото П. Быстроумова. Лучше помогать отстающим энипатам! Б Корреспонденции «Это стало традицией», опубликованной не­ давно в нашей газете, рассказы­ валось об успешном Бейсе трауле­ ра «Ветлуга». Так же хорошо ра­ ботали моряки и в остальных рейсах. Сейчас на их счету 13 ты­ сяч центнеров выловленной рыбы. Выполнен не только годовой план, но и социалистические обязатель­ ства. Неплохие у экипажа и качест­ венные показатели. Половина уло­ ва этого года доставлена в порт в свежем виде, 93,5 процента ры­ бы сдано первым сортом. По ре­ зультатам работы за девять меся­ цев сэкономлено на 109 тысяч рублей промыслового снаряжения, на 37 тысяч рублей топлива и смазочных материалов, большое количество льда и соли. Все это вместе взятое позволило снизить себестоимость каждого центнера продукции ва 7 рублей. Как же экипажу «Ветлуга» удалось добиться высоких уловов при наименьших затратах? ТАК БЫЛИ «НАЙДЕНЫ» 109 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ — Однажды подняли мы трал, — рассказывает капитан тов. Гон- чарук, — и ахнули: не трал — Почему „Тралмейстер" п л е т е т с я в хвосте усилению Д А ТРАУЛЕРЕ «ТРАЛМЕЙСТЕР» — открытое партийное собрание. Вопрос, который обсуждается моряками ком­ сомольско-мояодежшго судна, имеет первостепенное значе­ ние. Речь идет о ходе выполнения государственного плана. Оттого, наверно, и горячатся моряки. Давно не было на на­ шем траулере такого активного собрания. Почему мы не выпол­ няем государственный план, какие причины мешают этому? Такие вопросы ставили моряки и тут же отвечали на них. Целых 20 часов мы потеряли в этом году мы стояли в непланэ- пию дружбы моряков, по вине недисциплинированных вых ремонтах машины три раза, взаимопомощи, членов команды, таких, как ма- — Машина у нас работала бы Были и другие причины, котэ- стер по добыче Кругликов, расист отлично, — говорит кочегар, ком- рые не зависели от нас, но меша- Волков, третий помощник капи- мунист тов. Ковалев, — но не ля нам в выполнении плана. В тана Сигов и других. было за ней ухода. первом квартале, например, мы Поведение и работа мастера по И, действительно, разве терпи- стояли в ремонте и одновременно добыче Кругликова не раз застав- мо это, когда за 10 месяцев рабо- попросили отремонтировать нам ляли команду просить капитана ты на траулере сменилось пять палубу радиорубки. Однако с на- ходатайствовать перед руководст- старших механиков? Значит, не ми не согласились. Через рейс мы вом флота о направлении на па- было настоящего хозяина. снова встали в ремонт, на этот те судно опытного наставника. Среди этой «пятерки» — и раз... с радиорубкой, на что было Капитан тов. Чернышев обратился старший механик траулера «Пол- потрачено ровно 26 дней, с этим вопросом в промысловый луке» Федоров. Недобрым словом Сколько рыбы мы недодали из- отдед, однако получил ответ: вспоминают его моряки нашего за этого государству! — Кругликов очень хороший судна, хотя он и ходил с нами В сентябре — ремонт лебедки, мастер, он дипломированный. всего #один рейс. Вот как можно Попросили в это время привести А когда тот ушел в отпуск описать его «деятельность». На- в порядок и машину. Но у меха- и пришел на ваше судно новый тянет Федоров белые перчаточ, нико-судовой службы были свои старший мастер тов. Ильвес, то поднимется на мостик, чтобы «по- соображения. Нам приказали — и оказалось, что тралы, которыми травить» анекдоты, а машина... мы сделали еще два «евежьевых» работал Кругликов, были перево- пусть сама крутится. Потому он рейса, прежде чем стали в ре­ шены на 50 процентов. А это и не подготовил ее для осмотра монт с машиной. Да и то благо- значит, что они и ловить не мог- Регистром. А как только верну- даря принципиальности нашего ли. И виноват в этом не только лись в порт, Федоров немедленно старшего механика коммуниста Кругликов. Виноваты также тов. заболел. И подвел всю ^ команду, тов. Куличкина, который добился Шабунин, который является се- И после следующего рейса маши- поддержки инспекции морского кретарем парторганизации, тов. ну инспектор Регистра не принял Регистра, ибо руководители ме- Лузин, председатель судового ко- к осмотру — она не была подго- ханико-судовой службы снова по- митета. Они не помогли капитану, товлена к этому. Федоров в это сылали нас в море. А разве одни выговоры да поста- время уже отдыхал в санатории... Моряки «Тралмейстера» кровно вовкя на вид называются по- Между тем, когда еще в рейсе зашггересованы в ликвидации мощью? Нет, это не помощь! старшин помощник капитана тов. своего отставания Они извлекли Не обошли молчанием моряки П1кляр напомнил Федорову о за- выводы из ошибок допущенных И ТО, ЧТО Н^КОТОрЫв МДТрОСЫ пре- ЯБКО ЯЯ РЕМОНТ, ОН ОТВСТЯЛ* HQ ВИЛ6 ОПДвЛЬНЫХ ЧЛЕНОВ K»OM.ctcI“ вебрежительно относятся к рабо- — Я неграмотный, пиши сам. ды те. Справедливые замечания были Кстати, в то время мы сорев- „ „ „ „ „ „ „ ___ л Но надо правильные выводы и в адрес помощников капитана, повались с «Поллукоом», и, каза- которые видели, что иногда хоро- лось, Федоров должен был помочь шая рыба направляется в утиль, нам. Но совесть не подсказала и не принимали никаких мер. ему этого. Да и дело не только Но главная причина плохой ра- в «совести» — парное соревнова- боты экипажа нашего траулера — ние потому и привилось на фло- это неплановые ремонты. Только те, что оно способствует укрепле- еделать и работникам механико- судовой службы, больше считать­ ся с интересами экипажа. К. КОРЛЭТЯНУ, член раб­ коровского поста газегы €Рыбный Мурман». ПОЛНУЮ МОЩНОСТЬ ! Рыбная мука содержит до 60 процентов белка, витамины груп­ пы «В» и другие ценные вещества, яеобходимые для повышения продуктивности крупного рогато­ го скота и птицы. Наиболее высококачественная мука получается из свежих отхо­ дов и мелочи рыбы непосредствен­ но на траулерах. На долю нашего бассейна при­ ходится примерно половина рыб­ ной муки, вырабатываемой в Со­ ветском Союзе. Но потребное гн сельского хозяйства в этом цен­ ном продукте удовлетворяются далеко не полностью. Отсюда сле­ дует, что производство ее нужно увеличивать с каждым днем. Все отходы от разделки рыбы, мелочь, непищевую рыбу нужно перераба. тывать на рыбную муку. Этого можно добиться за счет более полного использования мощности всего имеющегося утилизационно­ го оборудования, а не удалять его с кораблей, как предлагает тов. Бессараб. Рыбомучные установки, имею­ щиеся на рыбокомбинате, сильно изношены, морально устарели, они едва справляются с перера­ боткой отходов, поступающих ог заводов н траулеров, не имеющих утилизационных установок. На­ ряду с максимальным использо­ ванием имеющегося рыбомучного оборудования на кораблях и на берегу, нужно, не откладывая это на конец семилетки, строить но­ вый завод по переработке рыбных отходов на муку, оснащенный но­ вейшим оборудованием с макси­ мальной механизацией и автома­ тизацией производственных про­ цессов. ^ 3. МОИСЕЕВА, заместитель начальника це­ ха меджира и техпродук- ции Мурманского рыбоком­ бината. одни клочья! Видно, зацепился за острые выступы морского дна и получил такой вид, точно Нептун с ножом по нему прошелся. Ну, думаю, придется дать команду растакелажить трал — вряд ли такой починишь. К тому же поло­ женные часы он уже отработал. А тут еще ветер, пронизывающий насквозь, дождь, холодный, надо­ едливый... Но не ушли люди с палубы, хо­ тя вахта их кончилась. Мастера по добыче и матросы взяли в руки иглицы и приступили к делу. За­ менили крыло трала, нижнюю часть его, заделали во многих ме­ стах дыры. Работали, не замечая ветра и дождя, забыв об усталости и отдыхе. «Жизнь» трала была спасена! Он еще десятки раз по­ бывал на дне морском, принес от­ туда на палубу много центнеров рыбы. Мелочь? Ничего подобного. Воз­ вратив в строй «негодный трал», моряки сэкономили около 20 ты­ сяч рублей. Сейчас на траулере имеется че­ тыре трала. Два из них уже давно отслужили свой срок. Но, как за­ являет старший мастер по добы­ че тов. Гараненко, тралы еще по­ служат, сработают за один новый. Орудия лова на «Ветлуге» со- дерлсатся в образцовом порядке. Их тщательно просушивают, ре­ монтируют. При этом старые тра­ лы не выбрасываются в море, а используются для различных вставок. Во не только экономия промзо- оружения сказывается на себе­ стоимости добытой рыбы. В вача- ле года на траулере подсчитали, что если делать в су тки не 6 — 7 тралений, а 8 — 9, то каждый центнер выловленной рыбы будет стоить намного дешевле. Нужно было до минимума сократить вре­ мя спуска и подъема трала. Как это сделать? На судне были но­ вички, те, кто рыбу видел лишь на прилавках магазинов, а с тра­ лом знаком был понаслышке. Вы­ вод один: нужно учиться, нужно опытным промысловикам взять шефство над молодыми. И как только выдавалась сво­ бодная минута, матросы собира­ лись в салоне штурмовать высоты рыбацкой науки. Сейчас на «Вет­ луге» на спуск и подъем трала уходит на 20 процентов меньше времени, чем в начале года, число тралений повысилось. На судне проводят эксперимен­ ты, стремясь увеличить уловис- тость трала. Трал здесь 25-метро­ вый. В зависимости от качества чгрунтов и породы рыб вооружает­ ся он по-разному. Если грунты тяжелые, то на один 500-милли­ метровый бобинец дается 23 ки­ лограмма груза. Если траление ведется на хороших грунтах и ло­ вятся пикша, набивается тяже­ лая подбора из 400-миллиметро­ вых бобинцев. На траулере считают наиболее целесообразным вооружать ниж­ нюю подбору по центру 500-мил­ лиметровыми, а по крыльям — 400-миллиметровыми бобинцами. Этим достигается наибольшее рас­ крытие трала. ЛЮДИ И МАШИНЫ «Ветлуга» — траулер третьей группы, работает на твердом топ­ ливе. В феврале этого года оп дол­ жен был быть направлен на пере­ оборудование. Но завод загружен, и заказ принят не был. И хотя многие механизмы на нем стары, машинная команда взяла обяза­ тельство — продлить срок плава­ ния до мая 1961 года. Крепко дерзкат моряки свое слово. 10 раз возвращался в этом году трау­ лер с промысла в порт, и 5 раз его стоянки в порту были безре­ монтными. Все это благодаря умелой эксплуатации механизмов, проводимой профилактической ра­ боте. Переборка ветрогона, пароди- намо, выкатка машинного вала лебедки, пригонка на подшипни­ ки производятся, например, ма­ шинной командой во время пере- ходов. , Старший механик тов. Трош- ков очень хорошо отзывается о кочегарах тт. Колеснике и Иг­ натьеве. Из 37 тысяч рублей, сэкономленных на угле и смазоч­ ных материалах, добрую полови­ ну можно отнести на их счет. Умело пользуются они ветро­ гоном. Ведь если дать ему больше оборотов, часть угля не успеет сгореть и будет выбрасываться через трубу. Тщательно следят кочегары за решетками, не допу­ скают провалов угля и выбрасы­ вание его за борт вместе со шла­ ком. Себестоимость центнера про­ дукции могла быть снижена еще больше, если бы моряков не под­ вели судоремонтники. А в теку­ щем году из-за их неразворотли- вости траулер простоял у прича­ ла сверх положенного времени в общей сложности 22 дня. За это время можно было бы выловить 80— 100 тонн рыбы. ЗАБОТА ВСЕГО ЭКИПАЖА О высокой сортности продук­ ции на траулере заботится весь экипаж. Как правило, рыба уби­ рается быстро, и к моменту подъ­ ема очередного трала палуба бы­ вает уже прибрана. При больших уловах на подвахту выходят все моряки. Но наибольшая заслуга в том, что после каждого рейса первыми сортами сдается обычно на 2 — 3 процента рыбы больше, чем пре­ дусматривается планом, принад­ лежит мастерам по обработке и засольщикам, руководимым тов. Безменовым. Они хорошо овла­ дели своей специальностью, каж­ дый нз них неустанно повышает знания. «Свежье» на «Ветлуге» начи­ нают заготавливать за 10 дней до прихода в порт. В первые 2— 3 дня берется только крупная обес­ кровленная рыба, затем пикша. За 5 —6 суток — ровная и мел­ кая рыба. Укладывается она брюшком вниз и так, чтобы не касалась приголовками стенок чердака. Пространство между стенками и рыбой обязательно за­ полняется льдом. Мелким льдом тщательно пересыпается каждый ряд рыбы. По мере приближения времени возвращения в порт дозировка льда сокращается. На качестве рыбы это не отражается, а лед экономится. Укладывается рыба на пять площадок. Высота каж­ дого отсека равняется 50— 60 сантиметрам. Мастера по обра­ ботке следят за тем, чтобы мат­ росы не мяли, не оголяли плече­ вых костей рыбы, так как это мо- жет привести к снижению сорт­ ности. Надо уметь и правильно разде­ лывать улов. Ведь можно так обрубить головы, что вместе с ни- мп будет выбрасываться или пе­ рерабатываться на муку часть мя­ са. На «Ветлуге» учитывается это, и рубка производится так„ чтобы в приголовке мяса остава­ лось как можно больше. Матросы тт. Долин, Чапурин, Гайдук, Брысов, засольщик тов. Патруке* ев в совершенстве овладели ма­ стерством обработки рыбы. Многое из сказанного хорошо гпают моряки других траулеров. Но знать — одно, а приучить се-< бя аккуратно выполнять то, что знаешь. — другое. В этом «дру­ гом^ и есть главное условие до­ стижения успеха. Так считают моряки «Ветлуги». В. ЕВГЕНЬЕВ. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 13 декабря 1960 г. 8 стр,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz