Рыбный Мурман. 1960 г. Декабрь.
За высокие экономические показатели в работе Дела н мысли моряков „Ветлуги" Петр Михайлович Васильев — матрос первого класса. Он уже пять лет работает на кораблях тра лового флота, из них два года — на рефрижератор ном траулере «Николай Островский». Матрос хоро шо знагт свое дело, недаром его ставят в пример другим морякам. Мы сфотографировали Петра Михайловича, ко гда он во время стоянки судна в порту нес вахту. Фото П. Быстроумова. Лучше помогать отстающим энипатам! Б Корреспонденции «Это стало традицией», опубликованной не давно в нашей газете, рассказы валось об успешном Бейсе трауле ра «Ветлуга». Так же хорошо ра ботали моряки и в остальных рейсах. Сейчас на их счету 13 ты сяч центнеров выловленной рыбы. Выполнен не только годовой план, но и социалистические обязатель ства. Неплохие у экипажа и качест венные показатели. Половина уло ва этого года доставлена в порт в свежем виде, 93,5 процента ры бы сдано первым сортом. По ре зультатам работы за девять меся цев сэкономлено на 109 тысяч рублей промыслового снаряжения, на 37 тысяч рублей топлива и смазочных материалов, большое количество льда и соли. Все это вместе взятое позволило снизить себестоимость каждого центнера продукции ва 7 рублей. Как же экипажу «Ветлуга» удалось добиться высоких уловов при наименьших затратах? ТАК БЫЛИ «НАЙДЕНЫ» 109 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ — Однажды подняли мы трал, — рассказывает капитан тов. Гон- чарук, — и ахнули: не трал — Почему „Тралмейстер" п л е т е т с я в хвосте усилению Д А ТРАУЛЕРЕ «ТРАЛМЕЙСТЕР» — открытое партийное собрание. Вопрос, который обсуждается моряками ком сомольско-мояодежшго судна, имеет первостепенное значе ние. Речь идет о ходе выполнения государственного плана. Оттого, наверно, и горячатся моряки. Давно не было на на шем траулере такого активного собрания. Почему мы не выпол няем государственный план, какие причины мешают этому? Такие вопросы ставили моряки и тут же отвечали на них. Целых 20 часов мы потеряли в этом году мы стояли в непланэ- пию дружбы моряков, по вине недисциплинированных вых ремонтах машины три раза, взаимопомощи, членов команды, таких, как ма- — Машина у нас работала бы Были и другие причины, котэ- стер по добыче Кругликов, расист отлично, — говорит кочегар, ком- рые не зависели от нас, но меша- Волков, третий помощник капи- мунист тов. Ковалев, — но не ля нам в выполнении плана. В тана Сигов и других. было за ней ухода. первом квартале, например, мы Поведение и работа мастера по И, действительно, разве терпи- стояли в ремонте и одновременно добыче Кругликова не раз застав- мо это, когда за 10 месяцев рабо- попросили отремонтировать нам ляли команду просить капитана ты на траулере сменилось пять палубу радиорубки. Однако с на- ходатайствовать перед руководст- старших механиков? Значит, не ми не согласились. Через рейс мы вом флота о направлении на па- было настоящего хозяина. снова встали в ремонт, на этот те судно опытного наставника. Среди этой «пятерки» — и раз... с радиорубкой, на что было Капитан тов. Чернышев обратился старший механик траулера «Пол- потрачено ровно 26 дней, с этим вопросом в промысловый луке» Федоров. Недобрым словом Сколько рыбы мы недодали из- отдед, однако получил ответ: вспоминают его моряки нашего за этого государству! — Кругликов очень хороший судна, хотя он и ходил с нами В сентябре — ремонт лебедки, мастер, он дипломированный. всего #один рейс. Вот как можно Попросили в это время привести А когда тот ушел в отпуск описать его «деятельность». На- в порядок и машину. Но у меха- и пришел на ваше судно новый тянет Федоров белые перчаточ, нико-судовой службы были свои старший мастер тов. Ильвес, то поднимется на мостик, чтобы «по- соображения. Нам приказали — и оказалось, что тралы, которыми травить» анекдоты, а машина... мы сделали еще два «евежьевых» работал Кругликов, были перево- пусть сама крутится. Потому он рейса, прежде чем стали в ре шены на 50 процентов. А это и не подготовил ее для осмотра монт с машиной. Да и то благо- значит, что они и ловить не мог- Регистром. А как только верну- даря принципиальности нашего ли. И виноват в этом не только лись в порт, Федоров немедленно старшего механика коммуниста Кругликов. Виноваты также тов. заболел. И подвел всю ^ команду, тов. Куличкина, который добился Шабунин, который является се- И после следующего рейса маши- поддержки инспекции морского кретарем парторганизации, тов. ну инспектор Регистра не принял Регистра, ибо руководители ме- Лузин, председатель судового ко- к осмотру — она не была подго- ханико-судовой службы снова по- митета. Они не помогли капитану, товлена к этому. Федоров в это сылали нас в море. А разве одни выговоры да поста- время уже отдыхал в санатории... Моряки «Тралмейстера» кровно вовкя на вид называются по- Между тем, когда еще в рейсе зашггересованы в ликвидации мощью? Нет, это не помощь! старшин помощник капитана тов. своего отставания Они извлекли Не обошли молчанием моряки П1кляр напомнил Федорову о за- выводы из ошибок допущенных И ТО, ЧТО Н^КОТОрЫв МДТрОСЫ пре- ЯБКО ЯЯ РЕМОНТ, ОН ОТВСТЯЛ* HQ ВИЛ6 ОПДвЛЬНЫХ ЧЛЕНОВ K»OM.ctcI“ вебрежительно относятся к рабо- — Я неграмотный, пиши сам. ды те. Справедливые замечания были Кстати, в то время мы сорев- „ „ „ „ „ „ „ ___ л Но надо правильные выводы и в адрес помощников капитана, повались с «Поллукоом», и, каза- которые видели, что иногда хоро- лось, Федоров должен был помочь шая рыба направляется в утиль, нам. Но совесть не подсказала и не принимали никаких мер. ему этого. Да и дело не только Но главная причина плохой ра- в «совести» — парное соревнова- боты экипажа нашего траулера — ние потому и привилось на фло- это неплановые ремонты. Только те, что оно способствует укрепле- еделать и работникам механико- судовой службы, больше считать ся с интересами экипажа. К. КОРЛЭТЯНУ, член раб коровского поста газегы €Рыбный Мурман». ПОЛНУЮ МОЩНОСТЬ ! Рыбная мука содержит до 60 процентов белка, витамины груп пы «В» и другие ценные вещества, яеобходимые для повышения продуктивности крупного рогато го скота и птицы. Наиболее высококачественная мука получается из свежих отхо дов и мелочи рыбы непосредствен но на траулерах. На долю нашего бассейна при ходится примерно половина рыб ной муки, вырабатываемой в Со ветском Союзе. Но потребное гн сельского хозяйства в этом цен ном продукте удовлетворяются далеко не полностью. Отсюда сле дует, что производство ее нужно увеличивать с каждым днем. Все отходы от разделки рыбы, мелочь, непищевую рыбу нужно перераба. тывать на рыбную муку. Этого можно добиться за счет более полного использования мощности всего имеющегося утилизационно го оборудования, а не удалять его с кораблей, как предлагает тов. Бессараб. Рыбомучные установки, имею щиеся на рыбокомбинате, сильно изношены, морально устарели, они едва справляются с перера боткой отходов, поступающих ог заводов н траулеров, не имеющих утилизационных установок. На ряду с максимальным использо ванием имеющегося рыбомучного оборудования на кораблях и на берегу, нужно, не откладывая это на конец семилетки, строить но вый завод по переработке рыбных отходов на муку, оснащенный но вейшим оборудованием с макси мальной механизацией и автома тизацией производственных про цессов. ^ 3. МОИСЕЕВА, заместитель начальника це ха меджира и техпродук- ции Мурманского рыбоком бината. одни клочья! Видно, зацепился за острые выступы морского дна и получил такой вид, точно Нептун с ножом по нему прошелся. Ну, думаю, придется дать команду растакелажить трал — вряд ли такой починишь. К тому же поло женные часы он уже отработал. А тут еще ветер, пронизывающий насквозь, дождь, холодный, надо едливый... Но не ушли люди с палубы, хо тя вахта их кончилась. Мастера по добыче и матросы взяли в руки иглицы и приступили к делу. За менили крыло трала, нижнюю часть его, заделали во многих ме стах дыры. Работали, не замечая ветра и дождя, забыв об усталости и отдыхе. «Жизнь» трала была спасена! Он еще десятки раз по бывал на дне морском, принес от туда на палубу много центнеров рыбы. Мелочь? Ничего подобного. Воз вратив в строй «негодный трал», моряки сэкономили около 20 ты сяч рублей. Сейчас на траулере имеется че тыре трала. Два из них уже давно отслужили свой срок. Но, как за являет старший мастер по добы че тов. Гараненко, тралы еще по служат, сработают за один новый. Орудия лова на «Ветлуге» со- дерлсатся в образцовом порядке. Их тщательно просушивают, ре монтируют. При этом старые тра лы не выбрасываются в море, а используются для различных вставок. Во не только экономия промзо- оружения сказывается на себе стоимости добытой рыбы. В вача- ле года на траулере подсчитали, что если делать в су тки не 6 — 7 тралений, а 8 — 9, то каждый центнер выловленной рыбы будет стоить намного дешевле. Нужно было до минимума сократить вре мя спуска и подъема трала. Как это сделать? На судне были но вички, те, кто рыбу видел лишь на прилавках магазинов, а с тра лом знаком был понаслышке. Вы вод один: нужно учиться, нужно опытным промысловикам взять шефство над молодыми. И как только выдавалась сво бодная минута, матросы собира лись в салоне штурмовать высоты рыбацкой науки. Сейчас на «Вет луге» на спуск и подъем трала уходит на 20 процентов меньше времени, чем в начале года, число тралений повысилось. На судне проводят эксперимен ты, стремясь увеличить уловис- тость трала. Трал здесь 25-метро вый. В зависимости от качества чгрунтов и породы рыб вооружает ся он по-разному. Если грунты тяжелые, то на один 500-милли метровый бобинец дается 23 ки лограмма груза. Если траление ведется на хороших грунтах и ло вятся пикша, набивается тяже лая подбора из 400-миллиметро вых бобинцев. На траулере считают наиболее целесообразным вооружать ниж нюю подбору по центру 500-мил лиметровыми, а по крыльям — 400-миллиметровыми бобинцами. Этим достигается наибольшее рас крытие трала. ЛЮДИ И МАШИНЫ «Ветлуга» — траулер третьей группы, работает на твердом топ ливе. В феврале этого года оп дол жен был быть направлен на пере оборудование. Но завод загружен, и заказ принят не был. И хотя многие механизмы на нем стары, машинная команда взяла обяза тельство — продлить срок плава ния до мая 1961 года. Крепко дерзкат моряки свое слово. 10 раз возвращался в этом году трау лер с промысла в порт, и 5 раз его стоянки в порту были безре монтными. Все это благодаря умелой эксплуатации механизмов, проводимой профилактической ра боте. Переборка ветрогона, пароди- намо, выкатка машинного вала лебедки, пригонка на подшипни ки производятся, например, ма шинной командой во время пере- ходов. , Старший механик тов. Трош- ков очень хорошо отзывается о кочегарах тт. Колеснике и Иг натьеве. Из 37 тысяч рублей, сэкономленных на угле и смазоч ных материалах, добрую полови ну можно отнести на их счет. Умело пользуются они ветро гоном. Ведь если дать ему больше оборотов, часть угля не успеет сгореть и будет выбрасываться через трубу. Тщательно следят кочегары за решетками, не допу скают провалов угля и выбрасы вание его за борт вместе со шла ком. Себестоимость центнера про дукции могла быть снижена еще больше, если бы моряков не под вели судоремонтники. А в теку щем году из-за их неразворотли- вости траулер простоял у прича ла сверх положенного времени в общей сложности 22 дня. За это время можно было бы выловить 80— 100 тонн рыбы. ЗАБОТА ВСЕГО ЭКИПАЖА О высокой сортности продук ции на траулере заботится весь экипаж. Как правило, рыба уби рается быстро, и к моменту подъ ема очередного трала палуба бы вает уже прибрана. При больших уловах на подвахту выходят все моряки. Но наибольшая заслуга в том, что после каждого рейса первыми сортами сдается обычно на 2 — 3 процента рыбы больше, чем пре дусматривается планом, принад лежит мастерам по обработке и засольщикам, руководимым тов. Безменовым. Они хорошо овла дели своей специальностью, каж дый нз них неустанно повышает знания. «Свежье» на «Ветлуге» начи нают заготавливать за 10 дней до прихода в порт. В первые 2— 3 дня берется только крупная обес кровленная рыба, затем пикша. За 5 —6 суток — ровная и мел кая рыба. Укладывается она брюшком вниз и так, чтобы не касалась приголовками стенок чердака. Пространство между стенками и рыбой обязательно за полняется льдом. Мелким льдом тщательно пересыпается каждый ряд рыбы. По мере приближения времени возвращения в порт дозировка льда сокращается. На качестве рыбы это не отражается, а лед экономится. Укладывается рыба на пять площадок. Высота каж дого отсека равняется 50— 60 сантиметрам. Мастера по обра ботке следят за тем, чтобы мат росы не мяли, не оголяли плече вых костей рыбы, так как это мо- жет привести к снижению сорт ности. Надо уметь и правильно разде лывать улов. Ведь можно так обрубить головы, что вместе с ни- мп будет выбрасываться или пе рерабатываться на муку часть мя са. На «Ветлуге» учитывается это, и рубка производится так„ чтобы в приголовке мяса остава лось как можно больше. Матросы тт. Долин, Чапурин, Гайдук, Брысов, засольщик тов. Патруке* ев в совершенстве овладели ма стерством обработки рыбы. Многое из сказанного хорошо гпают моряки других траулеров. Но знать — одно, а приучить се-< бя аккуратно выполнять то, что знаешь. — другое. В этом «дру гом^ и есть главное условие до стижения успеха. Так считают моряки «Ветлуги». В. ЕВГЕНЬЕВ. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 13 декабря 1960 г. 8 стр,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz