Рыбный Мурман. 1960 г. Август.
И НОЙ раз в рейсе всмотришь ся в знакомые, родные лица моряков и удивишься, какие это простые и хорошие люди, как они красиво умеют работать. Будут удачными промысловые дни, ра достным — возвращение в порт. Сухие цифры расскажут о выпол нении плана. А что скрывается за этими цифрами? Подумаешь, и в памяти как-то не всллывет ничего интересного. Все обыкновенно, буднично. Обыкновенно ли? Мо жет быть, только для нас, промыс ловиков? Вот Q0 одном рейсе я я попытаюсь рассказать так, как он запомнился мне. ...В очередной рейс траулер «Моздок» вышел 3 июля. 6 июля начали промысел. До 22 июля за готовили 150 тонн соленой трески, а с 22 июля по 2 августа — 60 тонн свежего окуня. Как же рабо тали люди? ..:Уже вторую неделю промыш ляем на Зюйд-капском желобе. За это время взято 100 тонн трески. Сегодня удерживаются уловы по 2—2,5 тонны, а после обеда под няли 4 тонны за траление. Все время работают вахта и подвахта, помогают матроса-м и «братья-ме ханики». Особенно живо работают машинист В. Л^нев, котельный ма шинист П. Дементьев. Они разде лывают по 10— 12 рыбин в мину ту. Становится за рыбодел и ма стер по добыче В. П. Бирюков. В рейс вышли бее одного мастера по добыче. Работают вдвоем на две вахты. Бывает трудновато. Прихо дится недосыпать, но у Бирюко ва орудия лова всегда в порядке. Подает рыбу коммунист убор щица Анна Егоровна Петрова. Ка жется, что она не знает устало сти: никогда не унывает, часто шу тит. Матрос Л.Преображенский, которому Аня подает треску для рубки голов, сочувствует Петро вой: «Наверно, устала?... Третий час пошел, как ты приседаешь в ящике!» — Давай, давай, живее руби! — Ох, и неуемная ты, Анна! Стина, наверно, скрипит, а? Да не наваливай ты много рыбы-то, ру бить нельзя. А с первого рыбодела кричат: — Анна, помогл-ка вон Толе Семенову рыбу подавать. Матрос не успевает. ...Траулер дает все время про тяжные гудки. Рядом гудят другие суда. Туман... Густой туман стоит все эти дни. Штурманам было лег че. когда работал локатор. Но не сколько дней назад он «скис»: сго рел трансформатор, а запасного нет. Наш радист Анатолий Мелеш- ков пробовал исправить, но ничего не вышло. С палубы услышали, как что-то зашипело на мостике, н антенна замерла. Теперь уже на долго, до порта. Так и идет судчо, что человек с закрытыми глазами, нащупывая дорогу эхолотом по глубине да по компасу. Лишь нгремя от времени предупреждает встречных: «Иду-у-у!». Капитан Леонид Иванович Нез- говоров не сходит с мостика. У не го усталое лицо. Он много курит в совсем мало спит. Усталости у него, однако, никогда не заме тишь. Он все время в движении, бодр и жизнерадостен. От этого легко и нам с ним. Леонид Ива нович не присаживается, чтобы хоть перекурить. Он прислушива ется к гудкам, смотрит то в одно, то в другое окно, то спешит к ком пасу, от него к самописцу лодара, то подбадривает работающих ча палубе. Глядя на самописец, ка питан дает указамие: — Глубина падает. Подворачи вай полегоньку влево. Так пойдем, пока будут показания рыбы. Треска подходит голодная, очень подвижная, концентрируется от дельными группами. Их и стараем ся обловить, делая по два—три по ворота. Траления только прицель ные. Проходит еще пять минут, и самописец прекратил «писать» ры бу, над грунтом слабые серые пят нышки в виде запятых — отдель ные рыбины. Леонид Иванович по отметке времени на приборе определяет, сколько «шли по рыбе». — Сорок минут. Можно считать, что полторы тонны есть в трале. Добавляй обороты машины. Пой дем назад по этим записям. Как-то очень незаметно Леонид Иванович старается поделиться своим опытом со своими помощни ками. Спокойно, без нажима эн говорит: «Наблюдая за показания ми самописца, за временем трале ния по ним, а потом, сравнивая поднятый на борт улов, мы смо жем судить о количестве затралеч- ной рыбы». — На какой курс ложиться? — Будем удерживаться по глу бине*. течение сильное, неизвестно, куда нас понесет. Уж очень силь ный туман. Держи 180 градусов. Ориентироваться не по чему, там как без локатора мы не видим плавмаяка. Обратный путь прихо дится нащупывать, искать свои «следы» на пройденных глубинах. Леонид Иванович не отходит от прибора. Самописец неторопливо вырисовывает грунт. — Вот... вот он, бугорок, кото рый мы прошли, — узнает капи тан. Беспокойство растет: ушла рыба или нет? — Ну, давай, давай ры бу нам! — торопит Леонид Ивано вич. А самописец, кажется, ворчит, передвигая ленту с пером: «По- дож-жди, подож-жди». — Что у тебя на курсе? Еще чуть влево возьми. Держи вест- зюйщ-вест. Уносит сильно. А на палубе слышится стук но жей о рыбодел и протяжный крик: «Рыбы!» Это опять Семенов не ус певает подавать на рыбодел. Да, а когда рыбы не станет на палу бе, этот призыв будет относиться и к нему, капитану. Он это хоро шо чувствует и понимает свою большую ответственность перед людьми. Первый помощник капитана А. Я. Анчуков отчитывает Семено ва: «Наденет десять одежек на се бя и повернуться не может. Людей задерживаешь. Анки бы посты дился». Капитан по-прежнему стоит на мостике, не сводя глаз с прибора. Смотрит, ждет и думает: «Очень многое зависит от таких, как Се менов. Одни вот могут отдаваться работе со всей душой. Любо по смотреть, как работают Николай Зимовец, Леонид Преображенский. А вот Сережа Кузнецов — два рейса назад был поваром, но по просил перевести в матросы. Шке- рить совсем не умел, а сейчас чуть ли не лучший матрос... Трал они еще слабо знают. Да и штурманы не блещут познаниями промысло вого дела. На это нужно обратить внимание... А с Семеновым при дется побеседовать...» Леонид Иванович видит перед глазами родной порт, свободный причал для его корабля. Как ра достно услышать голос диспетчера по радио: «Станьте к причалу под выгрузку». Сколько раз взволно ванные моряки повторят ему с па лубы: «К шестому причалу! К ше сто-о-му!» Д-ва полногрузных рей са было, затем рейс немного неу дачный — не хватило соли. Как было всем обидно. План полугодия выполнен, выполнены взятые обя зательства, но можно было бы сделать больше. Но до порта' еще далеко.... Здесь, из-за горизонта виднеют ся холодные вершины Шпицберге на, поблескивают на солнце лед ники, чужая, холодная и какая-то нереальная земля. А кругом не обозримое море. Для капитана оно, как живое, и рассказывает ему гораздо больше, чем черные каменные глыбы Шпицбергена с белыми снежными шапками. Вог здесь, под водой идет илистое пла то на северо-восток. Сюда течени ем море приносит с океана много пищи, за которой и приходят ко сяки трески. Посещают эти места и акулы. Дельфины резвятся в волна*. Здесь много мойвы, маль ков сельди. Чуть южнее идут мел кие места с ракушкой и водоросля ми. А к северу глубокие ямы с плитняком, о который рвутся тра лы. Море притихло, кажется зер кальным. А с горизонта по небу тянется черная полоса туч. — Вон идет к нам непогода, бу дет ветер, — говорит Леонид Ива нович. Рыба есть — y c o e n i обработать! Рассердится море, спрячет под бурлящие волны сьое богатство и зашипит: «Ш-ш-йпто надо?» и под бросит корабль как щепку. —Ну, моряки. — командует ка питан, — вперед, пока рыба ло вится. Побеждают море только смелые, слабых оно не любит. И все же находится человек, ко торый с ехидцей опрашивает: «Для плана так стараемся, что ли?» — Нет, для себя, для всех сво их родных, для знакомых и незна комых, для наших советских лю дей, — спокойно произносит Лео нид Иванович. — Это они для нас с тобой запустили еще одну раке ту, завоевывая космос, освоили еще кусок целины, чтобы больше было хлеба. Это они дали сеет в новые дома и дали красивейшее название новой гидроэлектростан ции: «Братская». А вон и атомный ледокол «Ленин», мирный атомный труженик Заполярья, ведет кара ваны через полярные льды. Это они, советские люди, охраняют наши границы, чтобы над мачтами наше го корабля было мирное небо и не появлялись американские воен ные самолеты. А план — это наш генеральный курс. Это курс нашего корабля, нашего экипажа. А циф ры в нем — маяки: по ним мы определяем свое место в общем строю советских людей, борющих ся за коммунизм. Так держать! — говорит нам партия. — Есть, так держать! — отвечаем мы, моряки, ...Вот она, эта рыбка, — , капи- тан увидел, как перо самописца стало наносить на ленте жирные полоски. — Так держать! , — Есть, так держать! Рыба на палубе. Для рубки тре сковых голов потребовался еще один головоруб.' Отточенный нож был у матроса Шушпанова. — Не дает Шушпанов голово- ? руб, — растерянно сказал матрос СЮудов. — Сам, гомрит, работагь потом буду. Недоразумен и е улаживает пер вый помощник’ капитана Алек сандр Яковлевич Анчуков. Отлич но работают Куз нецов, Дементьев, Лунев и, конечно, ^нна Егоровна Петрова. И всюду успева ет побывать ка питан. Он не за бывает учить нас, штурманов, нахо дит время побесе довать с матроса ми, показать, как быстрее устранить неполадки в новом бескварт- ропном трале. В день раза два Ле онид Иванович спустится в трюм. На мостике он успевает делать N промы е л о в ы е планшеты районов, описание их, анализирует поведение рыбы, гра мотно учитывает возможные изме нения в промысле. Вот, например, в этом рейсе одр нажды, как-то к вечеру, рыба ис чезла. В трал за три часа попало всего полтонны трески. На совете капитаны выскааали предположе ние, что треска двинулась на за пад, и направили свои корабли в ту сторону. Леонид Иванович Нез- говоров в эти сутки совсем не спал. Иногда он свои мысли вы сказывал вслух: «Здесь, на этих глубинах, мы облавливали совсем другую рыбу, нежели в южной ча сти квадрата. Эта рыба — голод ная, с пустыми желудками, та. — сытая, с полными желудками кап- шака. Кроме того, у нас уже че тыре меченых рыбы выловлено. Они пришли с запада». — Давай полный ход. Пройдем на восток. Времени терять нельзя, рыба где-то рядом. Идем с тралом полчаса, час. Дымят папиросы. А вдруг ошиб лись? Но что это: один черный штрих над грунтом, второй, тре тий... Радует нас самописец. Нет сомнения, мы вышли на косяк. — Ну? — торжествующе произ- носит капитан. — Да-а, — потер я затылок,— это здорово. — А ты говоришь.... Я молчу и понимаю, что калитан укорил меня от избытка чувств. Капитан пошел отдохнуть. А ра дист в это время принес сводку, по которой траулер «Советск» со общал: «Улов 5 тонн!» Мне оста ется немного довернуть, чтобы ид ти по своему курсу, но пеленг на «Советск» как раз по носу. Я ме чусь по рубке. Жаль будить капи тана, но только он может решить этот вопрос. Каштан решения своего не меняет: «Продолжай траление, сделай еще один пово рот, чтобы пересечь этот косяк. У нас будет не меньше рыбы». На этот раз мы, как никогда, ждали момента всплытия мешка с рыбой. В нем оказалось три тон-ны крупной ровной трески. Вот так, плечом к плечу рядом с капита ном, проходит вахта у меня, у третьего помощника капитана Л . И. Н Е ЗГО ВО РО З Владимира Степыгина и у второго? помощника Геннадия Липатова^ Только капитан успевает за т<Х же время сделать много больше. J — Расторопнее надо быть, — говорит он, — главное, любить свое дело, совершенствоваться в •нем, относиться к нему творчески.! Как-то я увидел, что у трала]| бобинщы кормового крыла после траления пришли ржавыми. Серь - 1 езная вещь. Значит, часть подборы не работает, трал плохо ловит ры бу. Я спрашиваю у капитана, в чем тут причина? — Есть разница в длине ваероа или кабелей. Надо выровнять по новому, когда спустим трал, а по сле сделаем промер ваеров, как будет возможно. Следующее траление с перетрав ленным носовым ваером на 2 мет ра дает нам улов вдвое больше. Делю было в том, что мы после ‘ эадева не промеряли ваера. Когда проходит совещание комсостава*^ капитан характеризует работу ’ каждого и указывает нам на те недостатки, которые мешали в р а боте. Он обращает внимание на ! необходимость проведения учебы с личным составом, а нам советует заняться траловым делом. ...Сегодня я пришел на мостик, примял вахту. Справившись о кур се. оборотах маньины, количестве ваеров, я остановился у окна иг i долго не мог понять: чего еще не* j достает? Снова оглядел рубку и«к лишь когда капитан вошел в две- ; ри, сказал: «Добрый день», — я понял: просто в рубке не было ка питана. Анализ рейса показал, что мы (намного перевыполнили план,» Траулер «Моздок» снова ушел в море. Его повел молодой капитан* коммунист Незговоров. И. ГУБАРЕВ, старший по-» мощннк капитана. j Фото авт ора .! • Трал — оружие промысловика. Идет очередное занятие по изу чению орудий лова. M V W W W V ^ V W W V W v V W W v w o V ЛЛАЛЛАУЧЛЛЛЛ ДА АААЛЛ/* Л# « РЫБНЫЙ МУРМАН» 30 августа 1960 г. 3 сгр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz