Рыбный Мурман. 1960 г. Август.

И НОЙ раз в рейсе всмотришь­ ся в знакомые, родные лица моряков и удивишься, какие это простые и хорошие люди, как они красиво умеют работать. Будут удачными промысловые дни, ра ­ достным — возвращение в порт. Сухие цифры расскажут о выпол­ нении плана. А что скрывается за этими цифрами? Подумаешь, и в памяти как-то не всллывет ничего интересного. Все обыкновенно, буднично. Обыкновенно ли? Мо­ жет быть, только для нас, промыс­ ловиков? Вот Q0 одном рейсе я я попытаюсь рассказать так, как он запомнился мне. ...В очередной рейс траулер «Моздок» вышел 3 июля. 6 июля начали промысел. До 22 июля за­ готовили 150 тонн соленой трески, а с 22 июля по 2 августа — 60 тонн свежего окуня. Как же рабо­ тали люди? ..:Уже вторую неделю промыш­ ляем на Зюйд-капском желобе. За это время взято 100 тонн трески. Сегодня удерживаются уловы по 2—2,5 тонны, а после обеда под­ няли 4 тонны за траление. Все время работают вахта и подвахта, помогают матроса-м и «братья-ме­ ханики». Особенно живо работают машинист В. Л^нев, котельный ма­ шинист П. Дементьев. Они разде­ лывают по 10— 12 рыбин в мину­ ту. Становится за рыбодел и ма­ стер по добыче В. П. Бирюков. В рейс вышли бее одного мастера по добыче. Работают вдвоем на две вахты. Бывает трудновато. Прихо­ дится недосыпать, но у Бирюко­ ва орудия лова всегда в порядке. Подает рыбу коммунист убор­ щица Анна Егоровна Петрова. Ка­ жется, что она не знает устало­ сти: никогда не унывает, часто шу­ тит. Матрос Л.Преображенский, которому Аня подает треску для рубки голов, сочувствует Петро­ вой: «Наверно, устала?... Третий час пошел, как ты приседаешь в ящике!» — Давай, давай, живее руби! — Ох, и неуемная ты, Анна! Стина, наверно, скрипит, а? Да не наваливай ты много рыбы-то, ру­ бить нельзя. А с первого рыбодела кричат: — Анна, помогл-ка вон Толе Семенову рыбу подавать. Матрос не успевает. ...Траулер дает все время про­ тяжные гудки. Рядом гудят другие суда. Туман... Густой туман стоит все эти дни. Штурманам было лег­ че. когда работал локатор. Но не­ сколько дней назад он «скис»: сго­ рел трансформатор, а запасного нет. Наш радист Анатолий Мелеш- ков пробовал исправить, но ничего не вышло. С палубы услышали, как что-то зашипело на мостике, н антенна замерла. Теперь уже на­ долго, до порта. Так и идет судчо, что человек с закрытыми глазами, нащупывая дорогу эхолотом по глубине да по компасу. Лишь нгремя от времени предупреждает встречных: «Иду-у-у!». Капитан Леонид Иванович Нез- говоров не сходит с мостика. У не­ го усталое лицо. Он много курит в совсем мало спит. Усталости у него, однако, никогда не заме­ тишь. Он все время в движении, бодр и жизнерадостен. От этого легко и нам с ним. Леонид Ива­ нович не присаживается, чтобы хоть перекурить. Он прислушива­ ется к гудкам, смотрит то в одно, то в другое окно, то спешит к ком­ пасу, от него к самописцу лодара, то подбадривает работающих ча палубе. Глядя на самописец, ка­ питан дает указамие: — Глубина падает. Подворачи­ вай полегоньку влево. Так пойдем, пока будут показания рыбы. Треска подходит голодная, очень подвижная, концентрируется от­ дельными группами. Их и стараем­ ся обловить, делая по два—три по­ ворота. Траления только прицель­ ные. Проходит еще пять минут, и самописец прекратил «писать» ры­ бу, над грунтом слабые серые пят­ нышки в виде запятых — отдель­ ные рыбины. Леонид Иванович по отметке времени на приборе определяет, сколько «шли по рыбе». — Сорок минут. Можно считать, что полторы тонны есть в трале. Добавляй обороты машины. Пой­ дем назад по этим записям. Как-то очень незаметно Леонид Иванович старается поделиться своим опытом со своими помощни­ ками. Спокойно, без нажима эн говорит: «Наблюдая за показания­ ми самописца, за временем трале­ ния по ним, а потом, сравнивая поднятый на борт улов, мы смо­ жем судить о количестве затралеч- ной рыбы». — На какой курс ложиться? — Будем удерживаться по глу­ бине*. течение сильное, неизвестно, куда нас понесет. Уж очень силь­ ный туман. Держи 180 градусов. Ориентироваться не по чему, там как без локатора мы не видим плавмаяка. Обратный путь прихо­ дится нащупывать, искать свои «следы» на пройденных глубинах. Леонид Иванович не отходит от прибора. Самописец неторопливо вырисовывает грунт. — Вот... вот он, бугорок, кото­ рый мы прошли, — узнает капи­ тан. Беспокойство растет: ушла рыба или нет? — Ну, давай, давай ры­ бу нам! — торопит Леонид Ивано­ вич. А самописец, кажется, ворчит, передвигая ленту с пером: «По- дож-жди, подож-жди». — Что у тебя на курсе? Еще чуть влево возьми. Держи вест- зюйщ-вест. Уносит сильно. А на палубе слышится стук но­ жей о рыбодел и протяжный крик: «Рыбы!» Это опять Семенов не ус­ певает подавать на рыбодел. Да, а когда рыбы не станет на палу­ бе, этот призыв будет относиться и к нему, капитану. Он это хоро­ шо чувствует и понимает свою большую ответственность перед людьми. Первый помощник капитана А. Я. Анчуков отчитывает Семено­ ва: «Наденет десять одежек на се­ бя и повернуться не может. Людей задерживаешь. Анки бы посты­ дился». Капитан по-прежнему стоит на мостике, не сводя глаз с прибора. Смотрит, ждет и думает: «Очень многое зависит от таких, как Се­ менов. Одни вот могут отдаваться работе со всей душой. Любо по­ смотреть, как работают Николай Зимовец, Леонид Преображенский. А вот Сережа Кузнецов — два рейса назад был поваром, но по­ просил перевести в матросы. Шке- рить совсем не умел, а сейчас чуть ли не лучший матрос... Трал они еще слабо знают. Да и штурманы не блещут познаниями промысло­ вого дела. На это нужно обратить внимание... А с Семеновым при­ дется побеседовать...» Леонид Иванович видит перед глазами родной порт, свободный причал для его корабля. Как ра­ достно услышать голос диспетчера по радио: «Станьте к причалу под выгрузку». Сколько раз взволно­ ванные моряки повторят ему с па­ лубы: «К шестому причалу! К ше­ сто-о-му!» Д-ва полногрузных рей­ са было, затем рейс немного неу­ дачный — не хватило соли. Как было всем обидно. План полугодия выполнен, выполнены взятые обя­ зательства, но можно было бы сделать больше. Но до порта' еще далеко.... Здесь, из-за горизонта виднеют­ ся холодные вершины Шпицберге­ на, поблескивают на солнце лед­ ники, чужая, холодная и какая-то нереальная земля. А кругом не­ обозримое море. Для капитана оно, как живое, и рассказывает ему гораздо больше, чем черные каменные глыбы Шпицбергена с белыми снежными шапками. Вог здесь, под водой идет илистое пла­ то на северо-восток. Сюда течени­ ем море приносит с океана много пищи, за которой и приходят ко­ сяки трески. Посещают эти места и акулы. Дельфины резвятся в волна*. Здесь много мойвы, маль­ ков сельди. Чуть южнее идут мел­ кие места с ракушкой и водоросля­ ми. А к северу глубокие ямы с плитняком, о который рвутся тра­ лы. Море притихло, кажется зер­ кальным. А с горизонта по небу тянется черная полоса туч. — Вон идет к нам непогода, бу­ дет ветер, — говорит Леонид Ива­ нович. Рыба есть — y c o e n i обработать! Рассердится море, спрячет под бурлящие волны сьое богатство и зашипит: «Ш-ш-йпто надо?» и под­ бросит корабль как щепку. —Ну, моряки. — командует ка­ питан, — вперед, пока рыба ло­ вится. Побеждают море только смелые, слабых оно не любит. И все же находится человек, ко­ торый с ехидцей опрашивает: «Для плана так стараемся, что ли?» — Нет, для себя, для всех сво­ их родных, для знакомых и незна­ комых, для наших советских лю­ дей, — спокойно произносит Лео­ нид Иванович. — Это они для нас с тобой запустили еще одну раке­ ту, завоевывая космос, освоили еще кусок целины, чтобы больше было хлеба. Это они дали сеет в новые дома и дали красивейшее название новой гидроэлектростан­ ции: «Братская». А вон и атомный ледокол «Ленин», мирный атомный труженик Заполярья, ведет кара­ ваны через полярные льды. Это они, советские люди, охраняют наши границы, чтобы над мачтами наше­ го корабля было мирное небо и не появлялись американские воен­ ные самолеты. А план — это наш генеральный курс. Это курс нашего корабля, нашего экипажа. А циф­ ры в нем — маяки: по ним мы определяем свое место в общем строю советских людей, борющих­ ся за коммунизм. Так держать! — говорит нам партия. — Есть, так держать! — отвечаем мы, моряки, ...Вот она, эта рыбка, — , капи- тан увидел, как перо самописца стало наносить на ленте жирные полоски. — Так держать! , — Есть, так держать! Рыба на палубе. Для рубки тре­ сковых голов потребовался еще один головоруб.' Отточенный нож был у матроса Шушпанова. — Не дает Шушпанов голово- ? руб, — растерянно сказал матрос СЮудов. — Сам, гомрит, работагь потом буду. Недоразумен и е улаживает пер­ вый помощник’ капитана Алек­ сандр Яковлевич Анчуков. Отлич­ но работают Куз­ нецов, Дементьев, Лунев и, конечно, ^нна Егоровна Петрова. И всюду успева­ ет побывать ка­ питан. Он не за­ бывает учить нас, штурманов, нахо­ дит время побесе­ довать с матроса­ ми, показать, как быстрее устранить неполадки в новом бескварт- ропном трале. В день раза два Ле­ онид Иванович спустится в трюм. На мостике он успевает делать N промы е л о в ы е планшеты районов, описание их, анализирует поведение рыбы, гра­ мотно учитывает возможные изме­ нения в промысле. Вот, например, в этом рейсе одр нажды, как-то к вечеру, рыба ис­ чезла. В трал за три часа попало всего полтонны трески. На совете капитаны выскааали предположе­ ние, что треска двинулась на за­ пад, и направили свои корабли в ту сторону. Леонид Иванович Нез- говоров в эти сутки совсем не спал. Иногда он свои мысли вы­ сказывал вслух: «Здесь, на этих глубинах, мы облавливали совсем другую рыбу, нежели в южной ча­ сти квадрата. Эта рыба — голод­ ная, с пустыми желудками, та. — сытая, с полными желудками кап- шака. Кроме того, у нас уже че­ тыре меченых рыбы выловлено. Они пришли с запада». — Давай полный ход. Пройдем на восток. Времени терять нельзя, рыба где-то рядом. Идем с тралом полчаса, час. Дымят папиросы. А вдруг ошиб­ лись? Но что это: один черный штрих над грунтом, второй, тре­ тий... Радует нас самописец. Нет сомнения, мы вышли на косяк. — Ну? — торжествующе произ- носит капитан. — Да-а, — потер я затылок,— это здорово. — А ты говоришь.... Я молчу и понимаю, что калитан укорил меня от избытка чувств. Капитан пошел отдохнуть. А ра­ дист в это время принес сводку, по которой траулер «Советск» со­ общал: «Улов 5 тонн!» Мне оста­ ется немного довернуть, чтобы ид­ ти по своему курсу, но пеленг на «Советск» как раз по носу. Я ме­ чусь по рубке. Жаль будить капи­ тана, но только он может решить этот вопрос. Каштан решения своего не меняет: «Продолжай траление, сделай еще один пово­ рот, чтобы пересечь этот косяк. У нас будет не меньше рыбы». На этот раз мы, как никогда, ждали момента всплытия мешка с рыбой. В нем оказалось три тон-ны крупной ровной трески. Вот так, плечом к плечу рядом с капита­ ном, проходит вахта у меня, у третьего помощника капитана Л . И. Н Е ЗГО ВО РО З Владимира Степыгина и у второго? помощника Геннадия Липатова^ Только капитан успевает за т<Х же время сделать много больше. J — Расторопнее надо быть, — говорит он, — главное, любить свое дело, совершенствоваться в •нем, относиться к нему творчески.! Как-то я увидел, что у трала]| бобинщы кормового крыла после траления пришли ржавыми. Серь - 1 езная вещь. Значит, часть подборы не работает, трал плохо ловит ры­ бу. Я спрашиваю у капитана, в чем тут причина? — Есть разница в длине ваероа или кабелей. Надо выровнять по новому, когда спустим трал, а по­ сле сделаем промер ваеров, как будет возможно. Следующее траление с перетрав­ ленным носовым ваером на 2 мет­ ра дает нам улов вдвое больше. Делю было в том, что мы после ‘ эадева не промеряли ваера. Когда проходит совещание комсостава*^ капитан характеризует работу ’ каждого и указывает нам на те недостатки, которые мешали в р а ­ боте. Он обращает внимание на ! необходимость проведения учебы с личным составом, а нам советует заняться траловым делом. ...Сегодня я пришел на мостик, примял вахту. Справившись о кур­ се. оборотах маньины, количестве ваеров, я остановился у окна иг i долго не мог понять: чего еще не* j достает? Снова оглядел рубку и«к лишь когда капитан вошел в две- ; ри, сказал: «Добрый день», — я понял: просто в рубке не было ка­ питана. Анализ рейса показал, что мы (намного перевыполнили план,» Траулер «Моздок» снова ушел в море. Его повел молодой капитан* коммунист Незговоров. И. ГУБАРЕВ, старший по-» мощннк капитана. j Фото авт ора .! • Трал — оружие промысловика. Идет очередное занятие по изу­ чению орудий лова. M V W W W V ^ V W W V W v V W W v w o V ЛЛАЛЛАУЧЛЛЛЛ ДА АААЛЛ/* Л# « РЫБНЫЙ МУРМАН» 30 августа 1960 г. 3 сгр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz