Рыбный Мурман. 1960 г. Август.

ШНОЛА ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА < Как ловить пикшу на Канинском □ Наша схема вооружения трала П. М. СТИРМАНОВ, руководитель промысла Архангельского тралового флота. Нас — архангельских промысловиков —■считают чуть ли не мастерами облова пикши на Канинском мел- ководье. Но каких-то особенных приемов промысла у меня, например, нет. Пикшу мы облавливаем круглый год в различных районах Баренцева моря. Особенно ак­ тивно мы начинаем ее облов на Финмаркенской бан­ ке. Но там мыловим пикшу, совершенно не перевоору­ жая трал. И этопонятно: грунтытам тяжелые, как тя­ желы они вдоль всего побережья. Поэтому вижняя подбора вооружена 500-миллиметровьгаи бобинцами. Эго предупреждает попадание в трал камнейи губкя. В тех районах пикша идет с косяками мойвы, поэтому и осо­ бого перевооружения трала не требуется. Другое дело на Канинском мелководье. Здесь пикша питается ракушками, прижимается к самому дну. Что­ бы зацепить ее тралом, следуетвооружать его так: на центральном грунтропе поставить шесть 400-миллимет­ ровых бобинца, восемь цепок с поднитниками, между бобинцами — резиновые прокладки. На крыловые грунтропы — по четыре 400-миллиметровых бобинца. На концы крыльев поставить по пятисотке е грузом 23 килограмма. Крылья мы загружаем следующим образом: ставят­ ся первый бобинец, подшипник с цепкой и пятикило­ граммовая чушка. Второй бобинец ставится на рассто­ янии метра от первого, так же — подшипник с цепкойи восьмикилограммовая чушка. Два остальных бобинца крепятся без груза. Вместо голого 12-метрового грунтропа у вас два — по шесть метров. На первом из них 400-<миллиметровый скользящий бобинец без груза. На хатлайне ставим по центру 15 кухтылей, на крылья— по девять.Причем голые концы хатлайна у нас не из «геркулеса», а из стального 12,5-миллиметрового троса. Длина каждого из них — восемь с половинойметров. Эту схему трала мы года полтора—два назад пред­ лагали руководителям Мурманского тралового флота, но они почему-то отказались от ее внедрения. Правда, от­ дельные капитаны мурманских траулеров по собсЛен- иой инициативе вооружили тралы по нашей схеме и не жалеют, чтотак сделали. Да и чего имжалеть, если во­ оруженный по такой схеме трал позволяет брать бо­ гатые уловы пикши. Но большинство мурманских капи­ танов, не зная этих особенностей, пытаются на Канин­ ском мелководье работать тралом, вооруженным, как всегда. Поэтому они и оказываются в пролове. Рядом с нами работает мурманскийтраулер. Он вна­ чале имел плохие подъемы именно по этой причине. А когда мы подсказали его экипажу, как надо перево­ оружить трал, уловы сразуже повысились. Место работы в этом районе рекомендуется ограж­ дать буями. Тогда легче определитьснос судна течения­ ми, можно своевременно внести поправку курса. Ваеров следует здесь травить неменеепяти глубин. Где искать рыбу П. М. ФИЛИМ ОНОВ , капитан траулера «Аральск». Все тралы на архангельских промысловых кораблях вооружены по одной схеме. Поэтому я не буду повто­ ряться, а расскажу, где, в каких квадратах постоянно держится пикша на Канинском мелководье. На запад от мыса Канин, на глубине 74 метра, есть «ямочка». В вей всегда держится рыба. Есть она и на востоке от маяка и у самых берегов на глубинах до 25 метров. Но следуетучитывать ветры. Еели они дуют с севера, рыба отходит в квадраты 726, 722. При восточных вет­ рах косяки пикши «откатываются» па запад. Ее в этих случаях следуетискать в квадратах 737 в 738. Севернее мыса Канин течения незначительные, зато южнее, ближе к мысу, они ощутимы — их скорость достигает полутора миль в час. Их надо непременно учитывать. Как уже говорилось, здесь лучше работать у буя. На маяк рассчитывать не приходится, так как, находясь мористее, маяк не всегда бывает виден. , Судоводителям надо почаще пользоваться приборами как для определения места, так и для определения сно­ са корабля с заданного курса течениями. мелководье □ К АНИНСКОЕ МЕЛКОВОДЬЕ — один из перепек* тивных районов, где ежегодно осенью концентри­ руется пикша. Уловы ее здесь так же велики на час траления, как и уловы окуня на Копытовской банке. Но, как я любой другой, этот район имеет свои особенности. Канинское мелководье резко отличается от других про­ мысловых районов. И здесь два корабля, следуя парал­ лельными курсами в одном квадрате, могут иметь ^раз­ личные уловы: один поднимает 6—8 тонн* другой — тонну—полторы. «Секретами» работы в этом промысловом районе осо­ бенно хорошо владеют моряки Архангельского тралового флота. Есть и среди мурманчан опытные капитаны, зна­ ющие Канинское мелководье не хуже, чем другие рай­ оны Баренцева моря. Но в своем большинстве многие, особенно молодые судоводители нашего флюта, таких знаний не имеют и потому, работая сейчас на лову пик­ ши, имеют уловы в два—три раза ниже. Чтобы помочь молодым капитанам быстрее освоить этот сложный^ промысловый район, богатый Пикшей, ре­ дакция газеты «Рыбный Мурман» совместно с руково­ дителями промысла Мурманского и Архангельского тра­ ловых флотов провели 15 августа в море совещание по^ обмену опытом работы. На этом совещании выступили капитан-наставник Ар­ хангельского тралового флота Павел Михайлович Стир- манов, старейший капитан поискового траулера «Аральск» Архангельского флота Павел Михеевич Фи­ лимонов, капитан архангельского траулера «Тобольск» Борис Семенович Аранович, наши капитаны траулеров: «Умбы» — Андрей Яковлевич Маклаков и «Алма-Аты» — Дмитрий Александрович Савинов. Заключение сделал руководитель промысла Иван Тимофеевич Глущенко. Сегодня мы печатаем изложения выступлений опытных промысловиков, их советы: как следует работать на Канинском мелководье, как вооружать иметь богатые уловы. □ трал, чтобы Глубины учитывать до метра Б. С. АРАНОВИЧ , капитан траулера «Тобольск». Многолетний опыт работы на Канинском мелководье показывает, что в последние годыпикша в этом районе ведет себя во многом иначе, чем раньше. Увеличение флота, усовершенствованные орудия лова, видимо, за­ ставили рьгбу приспосабливаться к обстановке, изменить места скопления. Мною, например, замечено, чтона Ка­ нинском мелководье достаточно пренебречь 2 — 3 метра­ ми глубины— и окажешься в пролове. Именно так про­ изошло 14 августа. Мы работали в группе, но шли не­ сколько южнее на глубинах больших на 2 —3 метра и трижды подняли по восемь кошалок. А корабли, ра­ ботавшие рядом на глубинах на 2 —3 метра меньше, брали только по тонне. Подобную резкую разницу в уловах я наблюдал и в прежние годы. Вот почему и в сводках теперь дается глубина 41, 42, 43 метра и т. д. А ведь раньше в дру­ гих районахмыобязательноглубины округляли — по- _ казывали 45, 50, 55 метров. Поэтому капитаны судов должны внимательно читать сводку, обращать особое внимание на глубины, учитывать их до метра. Этоваж­ но еще и потому, что тралы наши все еще имеют не настолько большое раскрытие, чтобы моглиоблавливать всю рыбу. Вторая важная особенность работы в этом районе сос­ тоит в том, чтоходить здесь надо не прямыми курсами, а зигзагом. Например, ост-зюйд-ост, вест-норд-всст. Мы все время сворачиваем в сторону. Здесь только так и надо работать, хотя для прямых курсов есть прекрас­ ныегрунтовые условия. Я работаю все время тралом, оснащенным 400-мил­ лиметровыми бобинцами. Пятисоток не признаю и ими не пользуюсь, ще бы мне ни приходилось работать — в районе Копытова на глубинах в 500 метров или у Шпицбергена на глубинах в 25 метров. Самое главное — как выбудете ходить. Цепки укорачивать надо. Ставим их на центр 12 штук, пять 400-миллиметровых бобинцев, а на крыльях — по четыре 400-миллиметровых бобинца и по 10 килограммов груза к нему. Оборотов винта в минуту мы даем 82, идя против течения, и 78 — по течению. Не менее важны оперативность в работе и строгое ведениепромыслового планшета. Надо обязательно за­ носить на планшет корабли, имеющие наиболее высо­ кие уловы. Получится своеобразный треугольник, в ко­ тором легче ориентироваться. Рыбы выловит тот экипаж больше, который сумеет вовремя ее обработать. 14 августа мы взяли 27 тонн, а работать вачали в 10 часов утра. А мурманские тра­ улеры лежали в дрейфе при улове в 3—4 тонны. Ко­ нечно, при таких темпах обработки улова рассчитывать ва полныйгруз нечего. □ Умейте анализировать работу А. Я. МАКЛАКОВ, капитан траулера «Умба». Раньше, когща я работал на Канинском мелководье, у мешя на судне всегда имелось дваполнокрылых тра­ ла. У него больше горизонтальное раскрытие, и мы все­ гда имели хорошие уловы пикши. Теперь полнокрылых траловjaer и приходится перевооружать орудия лова. Кабелеймы даемпри работе на мелководье не длиннее 40 метров. От этого раскрытие трала получается лучше. А ваеров травим не менеепяти глубин. Скорость судна держим 3,2 мили в час как по те­ чению, так и при работе против течения. Рыба здесь, действительно, ведет себя иначе. В дру­ гих местах, если поставил буй, и работай себе спо­ койно. А в этом районе, как правильно сказал Борис Семенович Аранович, достаточно на 2—3 метра взять глубину мельче — и рыбы в трале не жди. Вот поче­ му мне хочется предупредить малоопытных капитанов, особенно молодых: не проявляйте нервозности, если трал подняли пустым, хотя рядом другие корабли имеют большие уловы. Спокойно проанализируйте обстановку, сравните глубины, на которых вы шли с тралом, с глу­ бинами, на которых тралировали другие. Тогда вы са­ ми разберетесь в допущенной ошибке, сможете испра­ вить ее и избежать дальнейшего пролова. Работать надо стараться у своего буя. Не надейтесь на других, пока они поставят буй. Время, затраченное на постановку ориентира, всегда окупится сторицей. И последнее пожелание — работать пооперативнее, Пришел трал без рыбы, сразу же идите на большие или меньшие глубины, а не утюжьте дно, идя прежним кур­ сом. Иначе рыбыне возьмете. Поможет и атлас . течений И. т. ГЛУЩЕНКО , руководитель промысла. Сегодняшнее занятие школы передового опыта дало очень много полезного мало пытным капитанам. Ценные выступления опытных архангельских и мурманских промысловиков помогут нам лучше организовать облов мощных концентрацийпикши на Канинском мелководье. Хочется порекомендовать всем капитанам при работе в этомрайоне почаще заглядывать в атлас течений. Та­ кие атласы ееть на каждом корабле. Зная направления и скорость течений легче выбрать наиболее правиль­ ные курсы корабля для тралирования. Я лично, будучи капитаном, замечал, что, работая против течения, уло­ вы всегда были меньше. Прав Андрей Яковлевич Маклаков, рекомендуя рабо< тать с небольшими кабелями, чтобы не сдерживать го­ ризонтальное раскрытие трала. Пикша у Канина никогда не етоит на месте. Она здесь очень подвижна. Поэтому, если пришел трал пу-< етым, возвращайся в квадраты, рекомендованные Пав­ лом Михеевичем Филимоиовьгм, и снова будешь с уло­ вом. ....;• Ii..... ГГ.....I'~’ 1 li i '' i .......... Г■ ..................ii'Vi'■ ПЛЖ В районе промысла. N/WWWWч/- ч/Л/Л/- ч/'Ч/Л/’ К/\ЛЛЛЛЛЛ.'\'\А-'\(\'\АЛ'V'V'N.rV'XЛЛ <4 • «РЫ БНЫ Й МУРМАН» 20 августа 1980 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz