Рыбный Мурман. 1960 г. Август.
ШНОЛА ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА < Как ловить пикшу на Канинском □ Наша схема вооружения трала П. М. СТИРМАНОВ, руководитель промысла Архангельского тралового флота. Нас — архангельских промысловиков —■считают чуть ли не мастерами облова пикши на Канинском мел- ководье. Но каких-то особенных приемов промысла у меня, например, нет. Пикшу мы облавливаем круглый год в различных районах Баренцева моря. Особенно ак тивно мы начинаем ее облов на Финмаркенской бан ке. Но там мыловим пикшу, совершенно не перевоору жая трал. И этопонятно: грунтытам тяжелые, как тя желы они вдоль всего побережья. Поэтому вижняя подбора вооружена 500-миллиметровьгаи бобинцами. Эго предупреждает попадание в трал камнейи губкя. В тех районах пикша идет с косяками мойвы, поэтому и осо бого перевооружения трала не требуется. Другое дело на Канинском мелководье. Здесь пикша питается ракушками, прижимается к самому дну. Что бы зацепить ее тралом, следуетвооружать его так: на центральном грунтропе поставить шесть 400-миллимет ровых бобинца, восемь цепок с поднитниками, между бобинцами — резиновые прокладки. На крыловые грунтропы — по четыре 400-миллиметровых бобинца. На концы крыльев поставить по пятисотке е грузом 23 килограмма. Крылья мы загружаем следующим образом: ставят ся первый бобинец, подшипник с цепкой и пятикило граммовая чушка. Второй бобинец ставится на рассто янии метра от первого, так же — подшипник с цепкойи восьмикилограммовая чушка. Два остальных бобинца крепятся без груза. Вместо голого 12-метрового грунтропа у вас два — по шесть метров. На первом из них 400-<миллиметровый скользящий бобинец без груза. На хатлайне ставим по центру 15 кухтылей, на крылья— по девять.Причем голые концы хатлайна у нас не из «геркулеса», а из стального 12,5-миллиметрового троса. Длина каждого из них — восемь с половинойметров. Эту схему трала мы года полтора—два назад пред лагали руководителям Мурманского тралового флота, но они почему-то отказались от ее внедрения. Правда, от дельные капитаны мурманских траулеров по собсЛен- иой инициативе вооружили тралы по нашей схеме и не жалеют, чтотак сделали. Да и чего имжалеть, если во оруженный по такой схеме трал позволяет брать бо гатые уловы пикши. Но большинство мурманских капи танов, не зная этих особенностей, пытаются на Канин ском мелководье работать тралом, вооруженным, как всегда. Поэтому они и оказываются в пролове. Рядом с нами работает мурманскийтраулер. Он вна чале имел плохие подъемы именно по этой причине. А когда мы подсказали его экипажу, как надо перево оружить трал, уловы сразуже повысились. Место работы в этом районе рекомендуется ограж дать буями. Тогда легче определитьснос судна течения ми, можно своевременно внести поправку курса. Ваеров следует здесь травить неменеепяти глубин. Где искать рыбу П. М. ФИЛИМ ОНОВ , капитан траулера «Аральск». Все тралы на архангельских промысловых кораблях вооружены по одной схеме. Поэтому я не буду повто ряться, а расскажу, где, в каких квадратах постоянно держится пикша на Канинском мелководье. На запад от мыса Канин, на глубине 74 метра, есть «ямочка». В вей всегда держится рыба. Есть она и на востоке от маяка и у самых берегов на глубинах до 25 метров. Но следуетучитывать ветры. Еели они дуют с севера, рыба отходит в квадраты 726, 722. При восточных вет рах косяки пикши «откатываются» па запад. Ее в этих случаях следуетискать в квадратах 737 в 738. Севернее мыса Канин течения незначительные, зато южнее, ближе к мысу, они ощутимы — их скорость достигает полутора миль в час. Их надо непременно учитывать. Как уже говорилось, здесь лучше работать у буя. На маяк рассчитывать не приходится, так как, находясь мористее, маяк не всегда бывает виден. , Судоводителям надо почаще пользоваться приборами как для определения места, так и для определения сно са корабля с заданного курса течениями. мелководье □ К АНИНСКОЕ МЕЛКОВОДЬЕ — один из перепек* тивных районов, где ежегодно осенью концентри руется пикша. Уловы ее здесь так же велики на час траления, как и уловы окуня на Копытовской банке. Но, как я любой другой, этот район имеет свои особенности. Канинское мелководье резко отличается от других про мысловых районов. И здесь два корабля, следуя парал лельными курсами в одном квадрате, могут иметь ^раз личные уловы: один поднимает 6—8 тонн* другой — тонну—полторы. «Секретами» работы в этом промысловом районе осо бенно хорошо владеют моряки Архангельского тралового флота. Есть и среди мурманчан опытные капитаны, зна ющие Канинское мелководье не хуже, чем другие рай оны Баренцева моря. Но в своем большинстве многие, особенно молодые судоводители нашего флюта, таких знаний не имеют и потому, работая сейчас на лову пик ши, имеют уловы в два—три раза ниже. Чтобы помочь молодым капитанам быстрее освоить этот сложный^ промысловый район, богатый Пикшей, ре дакция газеты «Рыбный Мурман» совместно с руково дителями промысла Мурманского и Архангельского тра ловых флотов провели 15 августа в море совещание по^ обмену опытом работы. На этом совещании выступили капитан-наставник Ар хангельского тралового флота Павел Михайлович Стир- манов, старейший капитан поискового траулера «Аральск» Архангельского флота Павел Михеевич Фи лимонов, капитан архангельского траулера «Тобольск» Борис Семенович Аранович, наши капитаны траулеров: «Умбы» — Андрей Яковлевич Маклаков и «Алма-Аты» — Дмитрий Александрович Савинов. Заключение сделал руководитель промысла Иван Тимофеевич Глущенко. Сегодня мы печатаем изложения выступлений опытных промысловиков, их советы: как следует работать на Канинском мелководье, как вооружать иметь богатые уловы. □ трал, чтобы Глубины учитывать до метра Б. С. АРАНОВИЧ , капитан траулера «Тобольск». Многолетний опыт работы на Канинском мелководье показывает, что в последние годыпикша в этом районе ведет себя во многом иначе, чем раньше. Увеличение флота, усовершенствованные орудия лова, видимо, за ставили рьгбу приспосабливаться к обстановке, изменить места скопления. Мною, например, замечено, чтона Ка нинском мелководье достаточно пренебречь 2 — 3 метра ми глубины— и окажешься в пролове. Именно так про изошло 14 августа. Мы работали в группе, но шли не сколько южнее на глубинах больших на 2 —3 метра и трижды подняли по восемь кошалок. А корабли, ра ботавшие рядом на глубинах на 2 —3 метра меньше, брали только по тонне. Подобную резкую разницу в уловах я наблюдал и в прежние годы. Вот почему и в сводках теперь дается глубина 41, 42, 43 метра и т. д. А ведь раньше в дру гих районахмыобязательноглубины округляли — по- _ казывали 45, 50, 55 метров. Поэтому капитаны судов должны внимательно читать сводку, обращать особое внимание на глубины, учитывать их до метра. Этоваж но еще и потому, что тралы наши все еще имеют не настолько большое раскрытие, чтобы моглиоблавливать всю рыбу. Вторая важная особенность работы в этом районе сос тоит в том, чтоходить здесь надо не прямыми курсами, а зигзагом. Например, ост-зюйд-ост, вест-норд-всст. Мы все время сворачиваем в сторону. Здесь только так и надо работать, хотя для прямых курсов есть прекрас ныегрунтовые условия. Я работаю все время тралом, оснащенным 400-мил лиметровыми бобинцами. Пятисоток не признаю и ими не пользуюсь, ще бы мне ни приходилось работать — в районе Копытова на глубинах в 500 метров или у Шпицбергена на глубинах в 25 метров. Самое главное — как выбудете ходить. Цепки укорачивать надо. Ставим их на центр 12 штук, пять 400-миллиметровых бобинцев, а на крыльях — по четыре 400-миллиметровых бобинца и по 10 килограммов груза к нему. Оборотов винта в минуту мы даем 82, идя против течения, и 78 — по течению. Не менее важны оперативность в работе и строгое ведениепромыслового планшета. Надо обязательно за носить на планшет корабли, имеющие наиболее высо кие уловы. Получится своеобразный треугольник, в ко тором легче ориентироваться. Рыбы выловит тот экипаж больше, который сумеет вовремя ее обработать. 14 августа мы взяли 27 тонн, а работать вачали в 10 часов утра. А мурманские тра улеры лежали в дрейфе при улове в 3—4 тонны. Ко нечно, при таких темпах обработки улова рассчитывать ва полныйгруз нечего. □ Умейте анализировать работу А. Я. МАКЛАКОВ, капитан траулера «Умба». Раньше, когща я работал на Канинском мелководье, у мешя на судне всегда имелось дваполнокрылых тра ла. У него больше горизонтальное раскрытие, и мы все гда имели хорошие уловы пикши. Теперь полнокрылых траловjaer и приходится перевооружать орудия лова. Кабелеймы даемпри работе на мелководье не длиннее 40 метров. От этого раскрытие трала получается лучше. А ваеров травим не менеепяти глубин. Скорость судна держим 3,2 мили в час как по те чению, так и при работе против течения. Рыба здесь, действительно, ведет себя иначе. В дру гих местах, если поставил буй, и работай себе спо койно. А в этом районе, как правильно сказал Борис Семенович Аранович, достаточно на 2—3 метра взять глубину мельче — и рыбы в трале не жди. Вот поче му мне хочется предупредить малоопытных капитанов, особенно молодых: не проявляйте нервозности, если трал подняли пустым, хотя рядом другие корабли имеют большие уловы. Спокойно проанализируйте обстановку, сравните глубины, на которых вы шли с тралом, с глу бинами, на которых тралировали другие. Тогда вы са ми разберетесь в допущенной ошибке, сможете испра вить ее и избежать дальнейшего пролова. Работать надо стараться у своего буя. Не надейтесь на других, пока они поставят буй. Время, затраченное на постановку ориентира, всегда окупится сторицей. И последнее пожелание — работать пооперативнее, Пришел трал без рыбы, сразу же идите на большие или меньшие глубины, а не утюжьте дно, идя прежним кур сом. Иначе рыбыне возьмете. Поможет и атлас . течений И. т. ГЛУЩЕНКО , руководитель промысла. Сегодняшнее занятие школы передового опыта дало очень много полезного мало пытным капитанам. Ценные выступления опытных архангельских и мурманских промысловиков помогут нам лучше организовать облов мощных концентрацийпикши на Канинском мелководье. Хочется порекомендовать всем капитанам при работе в этомрайоне почаще заглядывать в атлас течений. Та кие атласы ееть на каждом корабле. Зная направления и скорость течений легче выбрать наиболее правиль ные курсы корабля для тралирования. Я лично, будучи капитаном, замечал, что, работая против течения, уло вы всегда были меньше. Прав Андрей Яковлевич Маклаков, рекомендуя рабо< тать с небольшими кабелями, чтобы не сдерживать го ризонтальное раскрытие трала. Пикша у Канина никогда не етоит на месте. Она здесь очень подвижна. Поэтому, если пришел трал пу-< етым, возвращайся в квадраты, рекомендованные Пав лом Михеевичем Филимоиовьгм, и снова будешь с уло вом. ....;• Ii..... ГГ.....I'~’ 1 li i '' i .......... Г■ ..................ii'Vi'■ ПЛЖ В районе промысла. N/WWWWч/- ч/Л/Л/- ч/'Ч/Л/’ К/\ЛЛЛЛЛЛ.'\'\А-'\(\'\АЛ'V'V'N.rV'XЛЛ <4 • «РЫ БНЫ Й МУРМАН» 20 августа 1980 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz