Рыбный Мурман. 1960 г. Август.

За тысячи миль уходят от родных берегов рыболовные суда. Экипаж рефрижераторного траулера «Серафимович» не раз про­ мышлял у берегов Канады. И радиосвязь с Большой землей всегда была надежна. Отлично работает здесь радист Василий Першутов, которого запечатлел в радиорубке корабля читательнашей газеты А; Еремин. Василию приходилось передавать в родной порт рапорты трудо­ вых побед экипажа. Ему выпала честь сообщить о том,что «Сера­ фимович» возвращается сейчас с рекордным грузом на борту — в трюмах корабля 934 тонны рыбопродукции- Александр ШЕВЦОВ. За большой ум, а глав­ ным образом за его лю­ бовь и заботу о простых людях матросы глубоко уважали и любили свое­ го адмирала, называли его просто по имени и отчеству и всегда знали, что адмирал разберется в любом деле по спра­ ведливости и наказан всегда будет тольюо тот, кто виноват, независимо от того, кто он — мат­ рос или офицер. История русского фло­ та богата примерами то­ варищеской выручки и Траулер «Лс- За, честь корабля нип» возвращался взаимопомощи. Но особенно богата ими история советского флота. И главным образом пото­ му, что изменилась поихолопия лю­ ден. На протяжении всех лет су­ ществования нашего государства, а следовательно, и нашего флота, Коммунистическая партия воспи­ тывает в советских людях дружбу и товарищество. В Советском С о ­ юзе выработался и укрепился в сознании людей самый гуманный прянцип: «Человек человеку друг». Именно этим принципом и руко­ водствовался штурман среднего траулера № 147 Александр Бело- меснюв, спасая товарища. В один из свирепых и затяжных шторм о-в в Северной Атлантике экипаж среднего траулера № 147 сельдяного флота, своевременно выбрав сети, стал «носом на волну». В рулевой рубке находились ка­ питал Батаев, вахтенный помощ­ ник капитана Беломеснов и у ру­ ля Шувалов. Была ночь, когда ка­ питан, отдав необходимые распо­ ряжения, решил пройти к себе в каюту. Едва он вышел из рубки, как судно накрыла огромная волна. Несмотря на то, что Батаев — опытный моряк, он не смог удер­ жаться, и его смыло волной за борт. Сквозь рев шторма Беломеснов услышал крик. Еще не зная, что произошло, но догадываясь о не­ счастье, Беломеснов отдал прика­ зание рулевому повернуть судно в ту сторону, откуда раздался го­ лос, и одновременно подал сигнал тревоги. Старший помощник ка­ питана Федченко принял командо­ вание на себя и распорядился включить судовые прожекторы* Яриие снопы света стали обша­ ривать бушующий океан. Капитан* которого уже отнесло далеко от корабля, увидев свет прожектора, снова крикнул. Его голос услыша­ ли. Прожекторы были направле­ ны в ту сторону, откуда раздался крик. \ Продолжение. Начало смотрите в №№ 83, 84, 86 , 9 !, 92, 93, 94, 96. И тогда Александр Беломеснов принял решение. Он обвязался концом пенькового троса и прыг­ нул в ледяную воду. Больших уси­ лий стоило комсомольцу Беломес- нову преодолеть разбушевавшую­ ся стихию, приблизиться к капи­ тану и спаста его. За проявленную находчивость и мужество Верховный Совет нашей страны наградил А. Беломеснов а орденом Знак почета. Таких примеров можно привес­ ти много. Вот эту благородную традицию следует всячески развивать и на ней воспитывать моряков. «СЧИТАЙ СЕБЯ БЛИЖ Е К ОПАСНОСТИ» Моряки говорят, что морские уставы написаны кровью. Конечно, эти слова нельзя по­ нимать в буквальном смысле. Од­ нако в них заключена хоть и горькая, но глубокая истина. В морские уставы вошло все то самое лучшее, самое разумное, са ­ мое рациональное, что выработа­ лось людьми на протяжении ты­ сячелетнего опыта морских плава­ ний. И вошло оно потому, что многие поколения моряков, стал­ киваясь с особенностями, с труд­ ностями морских плаваний, в большинстве на печальном опыте, отбирали такие нормы поведения или такие правила плавания, ко­ торые бы исключали трагические последствия. Вот почему во всех морских уставах, в том числе и в Уставе службы на судах флота рыбной промышленности СССР появилось такое требование: «При плавании в узких ме­ стах, вблизи берегов и при под­ ходе к берегам и опасным ме­ стам, при возникновении сом­ нения в точности счислимого места, а также в тумайе и при плохой видимости капитан обязан принять особые меры предосторожности, не полага­ ясь на свой опыт, а полностью использовать имеющиеся на судне навигационные и элект- ронавнгационные приборы и иметь готовыми якзря к отда­ че, всегда руководствуясь принципом: «считай себя бли­ же к опасности». (Продолжение следует). в порт. Уже вырисовывался впе­ редив прозрачной дымке солнеч­ ного летнего дня Мурманск. Мо­ ряки, свободные от вахты, собра­ лись на палубе вокруг председа­ теля судового комитета Серегина. Поглядывая на город, толковали между собой: — Который уж раз так возвра­ щаемся? — А что ждет пас? Опять наверняка с ремонтом задержим­ ся. — Сколько мы суток в нынеш­ нем годуна стоянках потеряли? Серегин дал справку: — Запланировано нам на ре­ монт на год 61 сутки, а мы уже потратили 77. — Долго этак будет продол­ жаться? Обязательства-то на­ ши трещат? Моряки хмурились. Для этого у них были все основания. Имея задание на год выловить 8700 центнеров, они взялись во втором году семилетки дать 10 тысяч центнеров- Но дела с начала го­ дапошли у них неважно. Не вы­ полнялось не только обязательст­ во, но даже плановое задание. Надеялись моряки выправить отставание в летние месяцы, но не смогли. Задолженность экипа­ жа старого, заслуженного трау­ лера, гремевшего когда-то на весь флот, росла, и это сердило не только тех, ктодавно плавал на судне, и тех, кто лишь вчера пришел на корабль. Об этом-то и вели беседу те­ перь моряки, возвращаясь в порт. Кто-то грустно вспомнил: — А как хорошо закончили прошлыйгод! Да, семилетку экипаж начал неплохо, задание 1959 года вы­ полнил досрочно. Разговаривая об этом, моряки выжидательно и вместе с темтребовательно смот­ рели на своего председателя су­ дового комитета. — Ты вот что, Серегин, раз­ вернись в порту, нельзя же, чтобы так продолжалось, — подска­ зывали моряки человеку, которого лишь недавно избрали руководи­ телем судкома- Серьезно отнесся моряк к это­ му требованию товарищей и, едва освободился от срочных дел па стоянке, пошел выполнять их по­ ручение. ■ Побывал в управлении тралового флота, в базовом коми­ тете, просил, чтобы предста­ вители управления побывали на судне. — Зачем? — спрашивали его. — Собрание хотимпровести по вопросу, почему траулер отстает. И такое собрание состоялось. Присутствовали на неми предста­ вители управления флота. Горячо, напористо выступали на нем моряки, высказывали конкретно свои претензии, в каж­ дой из которых чувствовалась большая обида за свой корабль, попавший в ряды отстающих. На страницах нашейгазеты не­ однократно публиковались мате­ риалы о плохом ремонте судов на Мурманской судоверфи. В газету пишут моряки, люди различных специальностей. Но руководители судоверфи часто не обращают вни­ мания на требования моряков. Буксир «Витязь» транспортно­ буксирного флота рыбного порта находится в среднем ремонте у причалов судоверфи с октября прошлого года. До выхода из ре­ монта остается 2,5 месяца. Члены экипажа горят желанием как можно быстрее ввести судно в строй действующихбуксиров, а часть команды во главе со стар­ шим механиком тов. Дорошев- ским неплохо выполняет некото­ рые работы своими силами. Хорошим ремонтом и досрочным выполнением работ рабочие судо- — Когдапрекратятся задержки в ремонте? — спрашивал первый помощник капитана Юрий Ивано­ вич Завада- — В маемеждурей­ совая стоянка у нас составила 15 суток, в июне — 1 0 , в июле мы снова простаиваем, теряем доро­ гие сутки, а на промысле потом дрожим за каждый час. — А когда выйдем в море — опять неизвестно, — подал реп­ лику кто-то из моряков. Председатель базового комите­ та Анатолий Николаевич Уткин и другие представители управления признали справедливость претен­ зий экипажа. Но в ходе бесе­ ды на многое было указано и са­ мимморякам, в частности, на за­ пущенность машинного хозяйства. Сразу после собрания предста­ вители экипажа во главе с пред­ седателем базового комитета на­ правились на судоремонтныйзавод управления рыбнойпромышленно­ сти. Побывали в партбюро, в завкоме, в заводоуправлении. — Да, задержали судно, —‘ признали судоремонтники. — Возьмем ваш корабль под особый контроль, — заверили моряков па заводе. Довольными ушли моряки от­ сюда, но с сомнением: сдержат ли судоремонтники слово? Еще в начале этого года про­ должительность рейса нашего суд­ на была 14— 15 суток- Это пло­ хо. Ведь однотипные с «Дагеста­ ном» суда на 2 —3 суток больше нас могли находиться на промыс­ ле.На собрании машинной коман­ дымы обсудили создавшееся по­ ложение. Основным недостатком был пропуск пара через уплотни­ тельные кольца паровых цилинд­ ров. Такую же картину можно бы­ ло наблюдать и у сальников кла­ панов и штоков. Имелись и дру­ гие,более мелкие недостатки. Все это мешало нам работать нормально, был перерасход топ­ лива и смазочных материалов, судно могло находиться на про­ мысле меньшее количество време­ ни, чем полагалось. Было решено провести полный профилактический осмотр главной машины и вспомогательных ме­ ханизмов-С мая доавгуста мы ос­ мотрели их и устранили дефекты. В результате срок ' плавания увеличился у нас на четверо су­ ток. В каждом рейсе стали эко­ номить топливо и смазочные ма­ териалы. За полтора последних месяца сберегли на этом 14 с лишним тысяч рублей. верфи могли бы помочь нам. Но пока радоваться нечему. В течение месяца почти все двери в жилых и служебных помещени­ ях на судне были сняты, произво­ дился ремонт внутренних замков. Наконец двери навесили, но они... или не закрываются, или не от­ крываются. Несколько раз пере­ стилается линолеум в помеще­ ниях, но старания мастеров до­ биться ровной поверхности лино­ леума пока должных результатов не дают. Спустя несколько дней после настилки линолеум пузы­ рится. В рулевой рубке ящики отремонтированного штурманско­ го стола с большим трудом откры­ ваются и закрываются, а одиниз них до сих пор невозможно от­ крыть. Много, очень много можно го­ ворить о недоброкачественном вы- Сдержали. Помогли экипажу крепко. «Ленин» ушел в море на сутки раньше, чемнамечалось по графику. Экипаж тоже учел ошибки, на которые ему указали на собрании, и обратил на них в рейсе самое серьезное внимание. В машин­ ном отделении навели должный порядок. Результаты большого беспокой­ ства коллектива за to, чтобы их корабль не оказался во втором го­ ду семилетки в хвосте других су­ дов, начинают сказываться- В по­ следнемрейсе задание по вылову за 12 промысловых суток было перекрыто почти в два раза. Траулер «Ленин» снова берет курс в Открытое море. Моряки, прощаясь с Мурманском, улыба­ лись. Настроение было не та­ кое, как в начале июля, когда они подходили к родному порту. И тогда,и на этот раз речь шла об отставании, но тон теперь был другой, уверенный: — Наверстаем! — Обязательно наверстаем! Хорошее это дело, коща весь экипаж проявляет большое, по- коммунистически сознательное беспокойство за честь своего ко­ рабля. А. СЕРГЕЕВ . Для того, чтобыправильно эк­ сплуатировать судовую технику, мы составили специальный гра­ фик профилактических осмотров. Мыосуществляем контроль за ра­ ботой каждого члена машинной команды. Это сказывается на об­ щих показателях. Благодаря добросовестному от­ ношению к своим обязанностям,, мы смогли с начала года сделать три безремонтных стоянки, при­ чем на состоянии всей машины и отдельных ее узлов отрицатель­ но это не отражалось- Отлично работают у нас кочегар тов. Голубятников, второй и тре­ тиймеханики тт. Истомин и Кры- COP. Мы неоднократно советовались с капитаном Олегом Сергеевичем Крыловым и решили просить ру­ ководителей флота продлить вре­ мя плавания траулера «Дагестан») перед постановкой в средний ре­ монт на 1 год. 9 августа нами был подан рапорт об этомна имя главного инженера тралового фло­ та. Уверем, что и в дальнейшем мы будемработать так же хорошо. С. БАШИН, старший меха- полнении данных нами заказов. До выхода из ремонта остается очень мало времени, но форриро- вавия ремонтных работ пока не видно. Вероятно, потом начнется штурмовщина. Администрации судна очень тяжело будет просле­ дить за исполнением ремонтных работ, потому что все усилия бу­ дут направлены на урегулирова­ ние организационных вопросов. •* I Желательно, чтобы работники судоверфи прислушивались к мне­ нию моряков, чтобы ремонт про­ изводился планомерно и добросо­ вестно. Пора покончить со штур­ мовщиной! Г. О РЛОВ , второй помощ* ник капитана буксира «Ви-< тязь». «РЫ БНЫЙ МУРМАН» 13 августа 1960 г. 3 стр. ник траулера «Дагестан». I Предупредить штурмовщину! ’ Отилини на статью М. Бессараба Продолжительность плавания увеличена^ аи-_

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz