Рыбный Мурман. 1960 г. Август.
За тысячи миль уходят от родных берегов рыболовные суда. Экипаж рефрижераторного траулера «Серафимович» не раз про мышлял у берегов Канады. И радиосвязь с Большой землей всегда была надежна. Отлично работает здесь радист Василий Першутов, которого запечатлел в радиорубке корабля читательнашей газеты А; Еремин. Василию приходилось передавать в родной порт рапорты трудо вых побед экипажа. Ему выпала честь сообщить о том,что «Сера фимович» возвращается сейчас с рекордным грузом на борту — в трюмах корабля 934 тонны рыбопродукции- Александр ШЕВЦОВ. За большой ум, а глав ным образом за его лю бовь и заботу о простых людях матросы глубоко уважали и любили свое го адмирала, называли его просто по имени и отчеству и всегда знали, что адмирал разберется в любом деле по спра ведливости и наказан всегда будет тольюо тот, кто виноват, независимо от того, кто он — мат рос или офицер. История русского фло та богата примерами то варищеской выручки и Траулер «Лс- За, честь корабля нип» возвращался взаимопомощи. Но особенно богата ими история советского флота. И главным образом пото му, что изменилась поихолопия лю ден. На протяжении всех лет су ществования нашего государства, а следовательно, и нашего флота, Коммунистическая партия воспи тывает в советских людях дружбу и товарищество. В Советском С о юзе выработался и укрепился в сознании людей самый гуманный прянцип: «Человек человеку друг». Именно этим принципом и руко водствовался штурман среднего траулера № 147 Александр Бело- меснюв, спасая товарища. В один из свирепых и затяжных шторм о-в в Северной Атлантике экипаж среднего траулера № 147 сельдяного флота, своевременно выбрав сети, стал «носом на волну». В рулевой рубке находились ка питал Батаев, вахтенный помощ ник капитана Беломеснов и у ру ля Шувалов. Была ночь, когда ка питан, отдав необходимые распо ряжения, решил пройти к себе в каюту. Едва он вышел из рубки, как судно накрыла огромная волна. Несмотря на то, что Батаев — опытный моряк, он не смог удер жаться, и его смыло волной за борт. Сквозь рев шторма Беломеснов услышал крик. Еще не зная, что произошло, но догадываясь о не счастье, Беломеснов отдал прика зание рулевому повернуть судно в ту сторону, откуда раздался го лос, и одновременно подал сигнал тревоги. Старший помощник ка питана Федченко принял командо вание на себя и распорядился включить судовые прожекторы* Яриие снопы света стали обша ривать бушующий океан. Капитан* которого уже отнесло далеко от корабля, увидев свет прожектора, снова крикнул. Его голос услыша ли. Прожекторы были направле ны в ту сторону, откуда раздался крик. \ Продолжение. Начало смотрите в №№ 83, 84, 86 , 9 !, 92, 93, 94, 96. И тогда Александр Беломеснов принял решение. Он обвязался концом пенькового троса и прыг нул в ледяную воду. Больших уси лий стоило комсомольцу Беломес- нову преодолеть разбушевавшую ся стихию, приблизиться к капи тану и спаста его. За проявленную находчивость и мужество Верховный Совет нашей страны наградил А. Беломеснов а орденом Знак почета. Таких примеров можно привес ти много. Вот эту благородную традицию следует всячески развивать и на ней воспитывать моряков. «СЧИТАЙ СЕБЯ БЛИЖ Е К ОПАСНОСТИ» Моряки говорят, что морские уставы написаны кровью. Конечно, эти слова нельзя по нимать в буквальном смысле. Од нако в них заключена хоть и горькая, но глубокая истина. В морские уставы вошло все то самое лучшее, самое разумное, са мое рациональное, что выработа лось людьми на протяжении ты сячелетнего опыта морских плава ний. И вошло оно потому, что многие поколения моряков, стал киваясь с особенностями, с труд ностями морских плаваний, в большинстве на печальном опыте, отбирали такие нормы поведения или такие правила плавания, ко торые бы исключали трагические последствия. Вот почему во всех морских уставах, в том числе и в Уставе службы на судах флота рыбной промышленности СССР появилось такое требование: «При плавании в узких ме стах, вблизи берегов и при под ходе к берегам и опасным ме стам, при возникновении сом нения в точности счислимого места, а также в тумайе и при плохой видимости капитан обязан принять особые меры предосторожности, не полага ясь на свой опыт, а полностью использовать имеющиеся на судне навигационные и элект- ронавнгационные приборы и иметь готовыми якзря к отда че, всегда руководствуясь принципом: «считай себя бли же к опасности». (Продолжение следует). в порт. Уже вырисовывался впе редив прозрачной дымке солнеч ного летнего дня Мурманск. Мо ряки, свободные от вахты, собра лись на палубе вокруг председа теля судового комитета Серегина. Поглядывая на город, толковали между собой: — Который уж раз так возвра щаемся? — А что ждет пас? Опять наверняка с ремонтом задержим ся. — Сколько мы суток в нынеш нем годуна стоянках потеряли? Серегин дал справку: — Запланировано нам на ре монт на год 61 сутки, а мы уже потратили 77. — Долго этак будет продол жаться? Обязательства-то на ши трещат? Моряки хмурились. Для этого у них были все основания. Имея задание на год выловить 8700 центнеров, они взялись во втором году семилетки дать 10 тысяч центнеров- Но дела с начала го дапошли у них неважно. Не вы полнялось не только обязательст во, но даже плановое задание. Надеялись моряки выправить отставание в летние месяцы, но не смогли. Задолженность экипа жа старого, заслуженного трау лера, гремевшего когда-то на весь флот, росла, и это сердило не только тех, ктодавно плавал на судне, и тех, кто лишь вчера пришел на корабль. Об этом-то и вели беседу те перь моряки, возвращаясь в порт. Кто-то грустно вспомнил: — А как хорошо закончили прошлыйгод! Да, семилетку экипаж начал неплохо, задание 1959 года вы полнил досрочно. Разговаривая об этом, моряки выжидательно и вместе с темтребовательно смот рели на своего председателя су дового комитета. — Ты вот что, Серегин, раз вернись в порту, нельзя же, чтобы так продолжалось, — подска зывали моряки человеку, которого лишь недавно избрали руководи телем судкома- Серьезно отнесся моряк к это му требованию товарищей и, едва освободился от срочных дел па стоянке, пошел выполнять их по ручение. ■ Побывал в управлении тралового флота, в базовом коми тете, просил, чтобы предста вители управления побывали на судне. — Зачем? — спрашивали его. — Собрание хотимпровести по вопросу, почему траулер отстает. И такое собрание состоялось. Присутствовали на неми предста вители управления флота. Горячо, напористо выступали на нем моряки, высказывали конкретно свои претензии, в каж дой из которых чувствовалась большая обида за свой корабль, попавший в ряды отстающих. На страницах нашейгазеты не однократно публиковались мате риалы о плохом ремонте судов на Мурманской судоверфи. В газету пишут моряки, люди различных специальностей. Но руководители судоверфи часто не обращают вни мания на требования моряков. Буксир «Витязь» транспортно буксирного флота рыбного порта находится в среднем ремонте у причалов судоверфи с октября прошлого года. До выхода из ре монта остается 2,5 месяца. Члены экипажа горят желанием как можно быстрее ввести судно в строй действующихбуксиров, а часть команды во главе со стар шим механиком тов. Дорошев- ским неплохо выполняет некото рые работы своими силами. Хорошим ремонтом и досрочным выполнением работ рабочие судо- — Когдапрекратятся задержки в ремонте? — спрашивал первый помощник капитана Юрий Ивано вич Завада- — В маемеждурей совая стоянка у нас составила 15 суток, в июне — 1 0 , в июле мы снова простаиваем, теряем доро гие сутки, а на промысле потом дрожим за каждый час. — А когда выйдем в море — опять неизвестно, — подал реп лику кто-то из моряков. Председатель базового комите та Анатолий Николаевич Уткин и другие представители управления признали справедливость претен зий экипажа. Но в ходе бесе ды на многое было указано и са мимморякам, в частности, на за пущенность машинного хозяйства. Сразу после собрания предста вители экипажа во главе с пред седателем базового комитета на правились на судоремонтныйзавод управления рыбнойпромышленно сти. Побывали в партбюро, в завкоме, в заводоуправлении. — Да, задержали судно, —‘ признали судоремонтники. — Возьмем ваш корабль под особый контроль, — заверили моряков па заводе. Довольными ушли моряки от сюда, но с сомнением: сдержат ли судоремонтники слово? Еще в начале этого года про должительность рейса нашего суд на была 14— 15 суток- Это пло хо. Ведь однотипные с «Дагеста ном» суда на 2 —3 суток больше нас могли находиться на промыс ле.На собрании машинной коман дымы обсудили создавшееся по ложение. Основным недостатком был пропуск пара через уплотни тельные кольца паровых цилинд ров. Такую же картину можно бы ло наблюдать и у сальников кла панов и штоков. Имелись и дру гие,более мелкие недостатки. Все это мешало нам работать нормально, был перерасход топ лива и смазочных материалов, судно могло находиться на про мысле меньшее количество време ни, чем полагалось. Было решено провести полный профилактический осмотр главной машины и вспомогательных ме ханизмов-С мая доавгуста мы ос мотрели их и устранили дефекты. В результате срок ' плавания увеличился у нас на четверо су ток. В каждом рейсе стали эко номить топливо и смазочные ма териалы. За полтора последних месяца сберегли на этом 14 с лишним тысяч рублей. верфи могли бы помочь нам. Но пока радоваться нечему. В течение месяца почти все двери в жилых и служебных помещени ях на судне были сняты, произво дился ремонт внутренних замков. Наконец двери навесили, но они... или не закрываются, или не от крываются. Несколько раз пере стилается линолеум в помеще ниях, но старания мастеров до биться ровной поверхности лино леума пока должных результатов не дают. Спустя несколько дней после настилки линолеум пузы рится. В рулевой рубке ящики отремонтированного штурманско го стола с большим трудом откры ваются и закрываются, а одиниз них до сих пор невозможно от крыть. Много, очень много можно го ворить о недоброкачественном вы- Сдержали. Помогли экипажу крепко. «Ленин» ушел в море на сутки раньше, чемнамечалось по графику. Экипаж тоже учел ошибки, на которые ему указали на собрании, и обратил на них в рейсе самое серьезное внимание. В машин ном отделении навели должный порядок. Результаты большого беспокой ства коллектива за to, чтобы их корабль не оказался во втором го ду семилетки в хвосте других су дов, начинают сказываться- В по следнемрейсе задание по вылову за 12 промысловых суток было перекрыто почти в два раза. Траулер «Ленин» снова берет курс в Открытое море. Моряки, прощаясь с Мурманском, улыба лись. Настроение было не та кое, как в начале июля, когда они подходили к родному порту. И тогда,и на этот раз речь шла об отставании, но тон теперь был другой, уверенный: — Наверстаем! — Обязательно наверстаем! Хорошее это дело, коща весь экипаж проявляет большое, по- коммунистически сознательное беспокойство за честь своего ко рабля. А. СЕРГЕЕВ . Для того, чтобыправильно эк сплуатировать судовую технику, мы составили специальный гра фик профилактических осмотров. Мыосуществляем контроль за ра ботой каждого члена машинной команды. Это сказывается на об щих показателях. Благодаря добросовестному от ношению к своим обязанностям,, мы смогли с начала года сделать три безремонтных стоянки, при чем на состоянии всей машины и отдельных ее узлов отрицатель но это не отражалось- Отлично работают у нас кочегар тов. Голубятников, второй и тре тиймеханики тт. Истомин и Кры- COP. Мы неоднократно советовались с капитаном Олегом Сергеевичем Крыловым и решили просить ру ководителей флота продлить вре мя плавания траулера «Дагестан») перед постановкой в средний ре монт на 1 год. 9 августа нами был подан рапорт об этомна имя главного инженера тралового фло та. Уверем, что и в дальнейшем мы будемработать так же хорошо. С. БАШИН, старший меха- полнении данных нами заказов. До выхода из ремонта остается очень мало времени, но форриро- вавия ремонтных работ пока не видно. Вероятно, потом начнется штурмовщина. Администрации судна очень тяжело будет просле дить за исполнением ремонтных работ, потому что все усилия бу дут направлены на урегулирова ние организационных вопросов. •* I Желательно, чтобы работники судоверфи прислушивались к мне нию моряков, чтобы ремонт про изводился планомерно и добросо вестно. Пора покончить со штур мовщиной! Г. О РЛОВ , второй помощ* ник капитана буксира «Ви-< тязь». «РЫ БНЫЙ МУРМАН» 13 августа 1960 г. 3 стр. ник траулера «Дагестан». I Предупредить штурмовщину! ’ Отилини на статью М. Бессараба Продолжительность плавания увеличена^ аи-_
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz