Рыбный Мурман. 1960 г. Август.

ЕВНЫ1ТОВАРИЩ «Семга», «Витебск» и других. • За время работы на море вы­ рос от матроса до старшего мастера по добыче. С января этого года Тюре Ан­ тонович работает на «Мукаче­ во». Он постоянно заботится не только об орудиях лова, но и о том, чтобы товарищи по ра­ боте хорошо знали, любили, ценили свой труд. Нужно сказать, что это Турсену удается вполне. С ПРИХОДОМ на траулер Видно, чувствуют люди, что «Мукачево» нового стар- для старшего мастера по до- шего мастера по добыче рыбы быче нет профессии прекраснее, изменилось многое. И раньше, чем та, которую он избрал бо- казалось бы, все обстояло не- лее тридцати лет назад; они плохо, но не было той настоя- видят, с каким огоньком, не- щеи атмосферы теплоты и по- поддельным интересом он ра- нимания, которую принес с со- ботает, как много он знает, бой Тюре Антонович Турсен. стараются заслужить похвалу Ои начал свою трудовую де- старого моряка, ятелыюсть в 1927 году матросом . За полгода работы на нашем в траловом фяэте, навсегда траулере Турсен обучил рабо- связав свою жизнь с морем, те с орудиями лова матросов Шли годы, росла техника лова, Сосновского, Зорина, Миро- увеличивалея флот, с годами ненко и других, рос н матрос Турсен. Всегда Видя, как самоотверженно старался трудиться так, чтобы трудится старший мастер по до- можно было только гордиться быче рыбы, все промысловики своей работе). Не однажды стараются подражать ему. И объявляли Тюре Антоновичу это лишний раз говорит о том, благодарности, награждали по- что любят и уважают моряки четными грамотами, ценными одного из лучших рыбаков на- подарками. шего тралового флота. Началась Великая Отечест- п. СОКОЛОВ , матрос, венная воина. Турсен ушел* на фронт. Только в 1945 году вер- секретарь комсомольской млего koppqcim в последний раз подчеркнул в ра­ порте капитана тов. Чернышева некоторые данные: износ корабля нулся он в траловый флот. Плавал на траулерах «Киров», организации «Мукачево». траулера ПОЛЕТ ЧЕЛОВЕКА В КОСМОС ДЕЛА СНАБЖЕНЧЕСКИЕ Вопрос о снабжении промысло­ вых судов всем необходимым под­ нимался уже не раз. А вот изме­ нилось в этом деле еще немногое. Почему-то существует традиция давать снабжение только на рейс и все заявки урезать до миниму­ ма. Даем, к примеру, заявку на склаД| может быть, выберете что- можно. Выше этого ограничителя кабель. Указываем нужное коли- нибудь в утиле». Или рекомен- пар, вода, уголь и труд кочегаров чество, а нам дают в два раза Дует обратиться к морякам како- улетают в трубу. А при давлении меньше. При пополнении мы вы- ro_j]H 6 o траулера, у которых есть в 12— 13 атмосфер машина в све- нуждены просить дать нам ка- ТрИ рыбомойки. А там нам не да- жую погоду не обеспечивает рабо- бель, а в ответ слышим: «Нет ^ ПОГОМу что распоряжения они ту с тралом. Судно может про- его». Не можем мы получить на никакого не получали. Мы еле- мышлять только с заходом на ве- плавбазах и нужного количества довали многим советам работни- тер. Успех промысла нашего суд- рукавиц. В прошлую стоянку мы ков отдела рыбообработки, а ре- на зависит, как ни странно, от п-олучили рукавиц с расчетом на з.уЛЬТаТ один: у нас на судне по- погоды. Траулер развивает ско- 16 суток. «Тралмейстер» находил- прежнему 0дна рыбомойка. Все- рость в 6-—7 узлов, а этого недо- ся в море почти месяц, а па таки допросы снабжения надо статочно. Из приборов у нас есть плавбазе при пополнении мы по- продумывать лучше. только эхолот. лучили только 10 пар рукавиц! жн р т п г н гш д н м си Отсутствует у нас и токарное Могут же моряков в достаточной -«ны и ^ п и ь л н и и » оборудование. Его почему-то сня- степени обеспечить рукавицами. Вот уже три раза капитан на- ЛИ в0 ВролЯ среднего ремонта, а Негг у нас и резинового шланга 1 ьего траулера обращался к на- обратно не поставили. Но моря- для подачи воды в мойки, хотя чальнику флота тов. Филиппову с ^ все-таки борются за беэре- заявку на него мы даем почти рапортом о переводе «Тралмей- моитные стоянки и многие работы каждую стоянку. Спрашивается, стара» в группу судов четвертой выполняют примитивными инстру- не экономия ли это? На?м кажет- серии. ^ ментами. ся, что негг. Ка* на самом деле - Негт оснований, — отвечают Начальник флота тов. Филиппов выглядит эта экономия? Для ка- ему. белей используем ваера, рубим А если внимательнее изучить их. И дошли до того, что, когда наш корабль, то осмования для заловилея омунь, мы не могли этого найдутся. Судно служит за ^ ^ ра6ти^ 86 оборотов, вести его промысел, ваеров не фмлу уже 30 лет и износилось слаб^ ю оснащенность и все-таки хватало. А ведь это же наносит порядком. Мощность машины по посганил резолюцию: «Т. Черны- ущерб общему делу. Вместо ре- документам всего 650 л с., а фак- щ д ля перевода РТ-21 из эиновых шлангов мы используем тичесюи она меньше Марка ко- в четвертую груППу нет брезентовые пожарные шланги, ко- тельного давления 14 атмосфер. 0 сн(>ваний> Так ли это? торые быстро гниют, ломаются и Для каждого ясно, что ровно на приходят в негодность в десять 14 атмосфер удержать пар невоз- Матрос К. КОРЛЭТЯНУ. раз быстрее резиновых. Это тоже ^ не экономия, а настоящее растра®- ~ , жиривание государственных Л А /л гл Т Т ТТУЛТ^Г TI СТ'Т'Т^Т средств. Да и к тому же бре- I V i c U b i l l U i d H j i i b l зентовые шланги плохо подают воду и рыба* промывается хуже, В корреспонденции, опублико- правильно изложены факты в от­ чем это необходимо. А это, есте- ванной под таким заголовком ношении мастера лова Айтму- ствеино, отражается на сортно- 23 июня, говорилось, что в экипа- хаметова. В настоящее время сти продукции. же среднего траулера № 220 ока- Айтмухаметов переведен в ма- До сих пор продолжается не- зался человек, который не доро- тросы и будет находиться на про- разбериха с рыбомойиами. Новые жил- честью коллектива. Это был мысле трески до тех пор, пока не мойки только обещают, и старых мастер лова Айтмухаметов. На- приобретет необходимый практи- тоже чет Технолог отдела ры- чальник отдела добычи управле- ческнй опыт по траловому делу, бообработки тов. Сергеева на на- ния «Мурмансельдь» тов. Макси- Данный случай разобран в отделе шу просьбу выписать рыбомойку мов сообщил следующее: добычи, усилен контроль за под- отвечает одно и то же: «Идиге на «В заметке «Слово сдержали» бором кадров». СТАНОВИТСЯ РЕАЛЬНОC T b B O ^ S l тайны В с е л е н н о й , ния запаса кислорода, полететь к другим небесным те- тают в межпланетное лростран- бой, даже самый совершенный живаются все условия, необходи- Весьма существенно, что вс лам. Но только в наше время ство. Покидающие нашу атмос- «думающий» прибор может толь- мые для нормальной жизнедея- время полета была обеспечена ус* огромных успехов, теоретических феру атомы водорода образуют ко слепо выполнять то, что преду- тельности человеческого орга- тойчивая радиосвязь. Она позво- исследований и бурного развития очень разреженную земную коро- смотрено его создателями на зем- ннзма. _ лила не только получать инфор- техники эта меч га становится ре- ну, простирающуюся до 20 тысяч ле. И только человек способен Опытный полет юорабля-спутни- мацяю от приборов, установлен- альностью. Запуск искусственных километров и выше. во время полета сознательно из- ка показал, что нашим ученым и ных на корабле-спутнике, но и спутников Земли и космических Теперь уже доказано, что по- менять условия и методы экспе- техникам удалось обеспечить передавать команды с Земли. По ракет неизмеримо расширил наши верхность спутников при их по- римента, уточнять и совершенст- надежную герметичность кабины, этой команде, в частности, было знания о Вселенной, приблизил лете временами буквально бом- вовать программу исс-тедований, которая не нарушилась и при от- произведено отделение кабины от осуществление космического пу- бардируеггся мельчайшими твер- сообразуясь с конкретными уело- делении ее от корабля-спутника, корабля-спутника, тешествия человека. Советские дыми частицами, летящими из виями, которые полностью и во Между тем задача эта не про- Полет корабля-спутника и отде- люди справедливо гордятся тем, глубин межпланетного прострал- всех подробностях заранее пре- стая. В кабине должна быть та лившейся от него герметической что наша страна первой проложи- ства со скоростью до семидесяти дусмотреть невозможно. Вот по- же плотность воздуха, что и в кабины продолжается. В кабине ла путь в космос. тысяч метро© в секунду. Когда чему полет человека в космос ос- приземном слое, к которой при- сохраняются условия, необходи- Научные исследования, прове- Земля при своем движении пере- тается важнейшей задачей, способлен человеческий организм, мые- для жизнедеятельности че- денмые с помощью спутников и секает метеорные потоки, суточ- стоящей перед современной нау- Плотность же атмосферы, окружа- ловека. ракет, намного увеличили наши ный прирост ее массы за счет этих кой. Правда, это вовсе не исклю- ющей кабину во время полета, в После отработки некоторых до­ знания о планете, на которой мы частиц достигает тысяч и даже чает того, что и в дальнейшем десятки и сотни миллиардов раз полнительных экспериментов, в живем, и околоземном простран- десятков тысяч тонн. многие жгследования по заранее меньше. В таких условиях малей- первую очередь благополучного сгве. Границу атмосферы при- Спутники и ракеты помогли уз- разработанной программе будут шая неисправность кабины неми- спуска кабины на Землю, которая шлось поднять с одной тысячи ки- нать о наличии мощных колец или проводиться без человека, с по- нуемо ведет к быстрой утечке на- в данном полете не была преду- лометров до двух — трех тысяч, поясов заряженных частиц, окру- мощью автоматических спутников холящегося внутри нее воздуха. смотрена, космическое путешест- Верхние слои атмосферы оказа- жающих нашу планету. Интенсив- и г>а,кет Терморегулирующее устройство человека станет реальностью, лись нагретыми гораздо сильнее, ноегь радиации этих поясов очень * обеспечило сохранение внутри ка- Уже сейчас ясно, что ученые чем можно было ожидать. Уже на велика и опасна для будущих Но ^Р^жде, чем отправить чело* бины прием-темой для человека стоят на правильном пути, и вре- высоте 500 километров темпера- межпланетных путешественни- века в к°сыос, необходимо убе- температуры. Кабина оказалась когда первый человек отлра- тура достигает почти 1.700 гра- ков. При постройке космических Диться в том, что его жизни во способной защитить человека от вится в космический полет, не за дуоов и с увеличением высоты кораблей придется создавать спе- вРемя полета ничто не угрожает и перегрева, когда она освещается горами. Вселенная ждет первых продолжает возрастать. циальную защиту для космонав- что он сможет благополучно воз- Солнцем, и от чрезмерной стужи, отважных разведчиков. Ранее считалось что основной тав* враггиться на родную планету. За- когда она находится в тени Зем- В. АРСЕНТЬЕВ, научный поставщик тепла ’в верхнюю ат- Полет космических ракет принес Ран€е рисковать жизнью людей ли. Кабина также может защи-. мосферу — это ультрафиолего- нам мн°го новых ценных сведений лаже во имя высоких интересов тить человека от ударов метеор- вое излучение Солнца. Однако те- 0 межпланетной среде, о сосед- наУки недопустимо, перь мы знтем, что того источника нем космическом теле — Луне, о Важнейшим этапом подготовки энергии недостаточно. Вероятно, РаДиосвязи на больших расстоя- полета человека в космос явился дополнительным источником на- Теперь твердо установлено, запуск корабля-спутникг, осу- грева атмосферы служат быстрые чт0 связь с космическими ракета- ществленный в нашей стране 15 корпускулы (заряженные части- ми может осуществляться вполне мая> Его общий вес превышает цы), выбрасываемые Солнцем. наДежио и на расстоянии в сотни 45 тонны. Большие размеры ко- Влета я в атмосферу, они сталки- тысяч километров. рабля-спутника позволили уста- ваются с молекулами воздуха, от- Казалось бы, успехи в иссле- новмть на нем герметическую ка- дают им часть своей энергии и довании космоса с помощью авто- бииу весом в 2,5 тонны, вполне до- разогревают верхние слои атмос- матических приборов, установлен- статочную для размещения в ней феры. При высокой температуре ных на спутниках и ракетах, ис- человека и многочисленных науч- молекулы и атомы газов начина- «лючают необходимость отправ- ных приборов. Установленные в ют двигаться значительно быст- лять в космическое путешествие этой кабине приборы контролиро- рее, залеггать очень высоко. человека. Однако это не так. Лю- вали, насколько внутри ее поддер- Н-а больших высотах происхо­ дит расслоение атмосферы. Уже на высоте полторы—две тысячи километров атмосфера состоит в основном из самого легкого газа • водорода. Отдельные его атомы при столкновении получают столь большие скорости, что поднимают­ ся до высоты нескольких тысяч километров, а иные и совсем уле- -- w » r v v y * » м «РЫБНЫЙ МУРМАН» 2 стр. 2 августа 1960 г. ных частиц и от врещных косми- сотруднмк Государственного астрономического института ■менн П. К. Штернберга. l i v ЧЕТВЕРОНОГИЕ КОСМОНАВТЫ Москва. В Советском Союзе в соответствии с программой иссле­ дования космического пространства недавно был произведен очеред­ ной запуск одноступенчатой баллистической ракеты с тремя живот­ ными на борту. Полет совершили собаки Отважная, Малек и кроль­ чиха Звездочка. Общий вес ракеты составлял 2.100 килограммов. На снимке: животные после полета. Слева направо — ОТВАЖ­ НАЯ, ЗВЕЗДОЧКА и МАЛЕК. Фото Г. Омельчука. Фотохроника ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz