Рыбный Мурман. 1960 г. Август.

Какие рыболовные Семилетий план развитая на­ родного хозяйства СССР преду­ сматривает увеличение добычи рыбы и морского зверя на 60 про­ центов. Дальнейшее увеличение добычи рыбыдолжно произойти в основном за счетроста промысла в морях и океанах. Какие же ко­ рабли для этогонамнужны? ФЛОТ БЛИЖНЕГО ДЕЙСТВИЯ Для замены устарелых паровых траулеров понадобятся корабли минимальных размеров, способные по мощности своей машины бук­ сировать нормальный тралв пло­ хую погоду. Из-за близости Мур­ манска к промысловым районам Баренцева моря они не нуждают­ ся в больших запасах топлива и воды. С точки зрения экономики, на­ ибольшее количество улова дол­ жно доставляться в порт в све­ жем, охлажденном виде. Вылов рыбы на сутки промысла в Ба­ ренцевом море не превышает в среднем 10 тонн на судно. Рост добычи в будущем маловероятен. Срок хранения на траулере еве- жей охлажденнойрыбыпри усло­ вии применения новейших мето­ дов (находящихся в стадииопы­ тов), не превысит, очевидно, 15—20 суток. Следовательно, свежьевой траулер должен вме­ щать 150 тонн рыбы. При не­ больших суточных уловах, кото­ рые возможны при работе кораб­ лейтакого типа, для повышения рентабельности судна необходим минимальный экипаж, малый су­ точный расход топлива, смазоч­ ных материалов, воды, малая стоимость их постройки и макси­ мальная механизация разделки улова. По запасам судно должно находиться в море (с учетом ис­ пользования под сельдь) 30 су­ ток. Экипаж должен иметь макси­ мум удобств. Двигатель-дизель мощностью около 600 л. с. Необ­ ходима также жиротопная уста­ новка. Вместо громоздкой ути­ лизационной установки — специ­ альный трюм для засаливания рыбных голови непромысловой мелочи. Наиболее похож на пред­ лагаемый корабль средний трау­ лер типа «Океан», который, прав­ да, нуждается в изменениях кон­ структивного характера. Учитывая дальние переходы, большие суточные выловы рыбы, наличие штормовых ппгот, сни­ жение процента непроичводитель- ных переходов, а также допусти­ мую продолжительность рейса, предлагаемый траулер, очевидно, явится максимально допустимым по величине промысловым судном. Дальнейшее увеличение размеров снизит его рентабельность. Такой корабль может быть обработай в порту за 48 часов. Ввиду небольших расстояний, сдача уловов в пределах Барен­ цева моря на плавучие базы эко­ номически не оправдана. Для уве­ личения добычи рыбы проще и дешевле увеличить число трау« леров. Для промысла сельди как в пределах Баренцева моря, так и в Норвежском море при любых концентрациях рыбы наиболее эффективным может быть моро- зильно-свежьевой траулер кормо­ вого траления. Водоизмещение такого корабля не должно превы­ шать 1600 тонн. Вместимость трюмов около 300—350 тонн го­ товой продукции, из которой 200 тонн мороженой а 100 тонн в охлажденном виде. Обработка рыбы—целикомна закрытойпалу­ бе. Запасы на 40—50 суток рей­ са. Морозильная установка мощ­ ностью до 15—20 тонн в сутки, утилизационная и жиротопная установки. Главный двигатель должен быть дизель-электрический или газотурбинный с электрической передачей на гребной винт. Не­ обходимо также предусмотреть опреснительную установку, новей­ суда шам иужяы шее поисковое и навигационное оборудование. Экипаж 50 чело­ век. Рыба разделывается на ко­ лодку разделочной машиной. Вы­ сота главной палубы от ватерли­ нии должна быть не более 0,6 метра, что обеспечит высоту ра­ бочей палубы около 3,4 метра, а, следовательно, короткий слип и возможность подъема улова. Ори­ ентировочные размеры судна: длина наибольшая около 70 мет­ ров, ширина наибольшая около 10 метров, высота борта до главной палубы около 5,2 метра, мощу ность главного двигателя 2000 л. с., скорость полного хода 15 узлов, водоизмещение около 1600 тонн. Траулеры указанных типов бу­ дут несравненно рентабельнее су­ дов типа «Маяковский», позволят значительно снизить себестоимость продукции и повысят производи­ тельность труда. Траулеры типа «Маяковский» вследствие боль­ ших эксплуатационных и аморти­ зационных расходов (наличие штата около 100 человек, боль­ шой расход топлива)/ при суточ­ ных выловах менее 10 тонн ры­ бы, вероятно, окажутся нерента­ бельными. Строящиеся по заказу СССР траулеры типа «Рига» (про­ екты В-10 и В-14) устарели ми­ нимум на 20 лет. Они имеют большой расход топлива (в 8 раз боле , чем на траулерах типа «Океан», и в 4 раза боле , чем на судах типа «Пионер»), а так­ же большой штат команды. При современных достижениях техни­ ки эти устаревшие корабли не следуетстроить. Простые расчеты показывают, чтовближних районах принеболь­ ших суточных переходах ималых уловах, предлагаемые траулеры примерно в 2 —3 раза выгоднее су­ дов типа «Маяковский». Большие же суда экономически выгодны только при больших суточных уловах (более 20 тонн) в отда­ ленных районах. ФЛОТ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ Дальнейшее увеличение флота планируется за счет ввода в строй судов типа «Маяковский». Кораб­ ли имекГт значительные недо­ статки, выявленные в процессе их эксплуатации. К недостаткам относятся малая вместимость трю­ мов, небольшая скорость хода, неудобства, связанные с прямой передачей на гребной винт мощ­ ности двигателя, большая высота рабочей палубы, длинный и кру­ тойслип, малая вместимость бун­ кера для рыбы, наличие двух по­ стов управления, непродуман- ность системы подъема и спуска трала, а также неудобства при дележке улова, неверное решение вопроса разделки рыбы на рыб- фабрике, что вынуждает команду разделывать улов на верхней па­ лубе, размеры еамих судов ит. д. В настоящее время все чаще практикуется перегрузка продук­ ции с судов типа «Маяковский» на транспортные рефрижераторы в районе промысла с удлинением рейса первых до 4-хмесяцев. Это утомляет людей. Все это увели­ чивает текучесть кадров, уход моряков с этих судов. Улучше­ ние эксплуатации траулеров, оче­ видно, должно идти за счет улуч­ шения технических данных су­ дов, сокращения продолжительно­ сти переходов (увеличение скоро­ сти хода), лучшего оснащения их современной аппаратурой для по­ иска и судовождения. Продолжи­ тельность рейса не должна пре­ вышать 2—3 месяцев. Иеходя из этих соображений, грузоподъем­ ность траулера должна быть рас­ считана на 1000 тоннмороженой рыбопродукции, при условии ра­ боты в Северной Атлантике без баз и транспортов. Поэтому ориентировочные раз­ меры траулера дальнего действия должны быть следующими: длина между перпендикулярами 90 мет­ ров, ширина 15 метров, высота борта до главной палубы 7,15 метра, высота борта до верхней палубы 9,75 метра, осадка 6 метров, скорость полного хода 16 узлов, мощность главного двига­ теля (дизель-электр ического или газотурбо-электрического) около 4000 л.с., грузоподъемность 1000 тонн, вместимость морозильных трюмов 2000 кубических метров, запасы топлива не более 1000 тонн, продолжительность рейса 90 суток, (на полном ходу 25, на промысле 65 суток), водоизмеще­ ние около 5000 тонн. Возможно, что будет целесооб­ разным етроить консервные заво­ ды-траулерыдля промысла сар­ дины, с морозильными установ­ ками на 45 тонн в сутки и кон­ сервной автоматизированной фа­ брикой мощностью 100 тысяч ба­ нок консервов в сутки. Учитывая наличие больших концентраций сардиныу берегов Экваториальной Африки и Америки, эти корабли должны себя оправдать даже при увеличении тоннажа до 6000- тонн, что необходимо для расши­ рения радиуса действия. В этом случае консервная фабрика будет работать на обратном переходе в порт, вырабатывая консервы из ранее замороженной, а затем де- фростированной рыбы, извлекае­ мой из трюмов. Увеличение размеров лишит корабли маневренности, а главное, еделает их убыточными. Конст­ руктивно предлагаемый траулер дальнего действия должен учиты­ вать опыт эксплуатации судов типа «Маяковский». Для ускорения выгрузки необ­ ходимо иметь два трюма, одинв носу, другой в корме, вместитель­ ностью до 500 тонн каждый. Вы­ сота рабочей палубы должна быть понижена минимум на 1 метр за счет высоты надводного борта, что улучшит условия подъема на борт больших уловов. Необходимо увеличить расстояния от слипа до траловой лебедки до 26— 30 метров для ускорения подъема трала, уменьшить ширину сли­ па до 3,3 метра. Для улучшения безопасности судовождения необ­ ходимо вместо двойного управле­ ния и кормового мостика, приме­ нить ПТУ (промышленную теле­ визионную установку), которая позволит руководить подъемом трала с ходового мостика при по­ мощи экрана телевизора и селек­ торной связи с рабочей палубой. Ходовой мостик для увеличения радиуса обзора необходимо под­ нять на одну палубу выше, чем на траулерах типа «Маяковский». Необходимо разработать более со­ вершенный метод подъема и спу­ ска трала, а также дележки уло­ ва. Вместимость бункера необхо­ димо увеличить до 20 тонн и сде­ лать его охлаждаемым. Разделку улова нужно механизировать и производить только на закрытой палубе в рыбфабрике. Необходимо полностью отойти от кустарной ручной разделки рыбы на верхней палубе, практи­ куемой на судах типа «Маяков­ ский» вследствиенепродуманно- сти дележки улова, малой ем­ кости бункера и полной непри­ способленности их к переработке окуня и сельди. Главный двигатель должен быть дизель-электрический или газотурбинный с электрической передачей на гребной винт. Это наиболее приемлемо для условий промысловой работы, когда не требуется мощность двигателя ^олее 1000 л. с. для спуска тра­ ла даже в штормовую погоду. Дизель - электрическая схема уменьшит расход топлива, улуч­ шит условия работы всей уста­ новки, неизмеримо повысит на­ дежность двигателя. Необходима установка утилизационных паро­ вых котлов, опреснителей не ме­ нее чем на 15 тонн пресной воды в сутки, льдоделательной уста­ новки для производства чешуйча­ того лада из морской воды. Навигационное и поисковое оборудование должно быть соот­ ветствующим современному уровню техники. Необходимо не менее 2 -х мощных радиолокаци­ онных станций. « Наша судостроительная про­ мышленность, выпускающая со­ временные танкеры типа «Пе­ кин» и построившая первыйв ми­ ре атомный ледокол «Ленин», обеспечит рыбаков Мурмана но­ вейшими, лучшими в мире промы­ словыми кораблями, достойными грандиозных задач семилетки, нашего великого дела построения коммунистического общества. Б. КИСОВ, капитан-настав­ ник Мурманского тралово­ го флота. Передовой “лромыслогпк т', *’'*сте- ,ра «Молодечно» второй штурман комсомолец Ле® Михайлович Л О ­ БАНОВ. Фото из «Полярной правды». о w</<J Новости науки и техники Новый вид траулера кормового тралениг В газете «Рыболовные ново­ сти», издаваемой в Англии,была помещена статья Д. Венуса и £. Мара о новом виде траулера кормового траления. Конструкторы ставили своей цельюсоздать судно сравнитель­ но небольшой стоимости и разме­ ров при ереднем радиусе его дей­ ствия. Первый траулер такого ти­ па «Юниверсал Стар» был зало­ жен 18 июня 1959 года и 16 сен­ тября уже спущен на воду. Пер­ вые промысловые испытания ко­ рабль проходил в течение 5 — 6 месяцев, начиная с ноября. Во время испытаний судно имело хо­ рошие уловы. Это единственный известный авторам случай, когда прибыль была получена еще при испытаниях. Основные измерения, хатшсте- ризующие «Юннверсал Стар \ следующие: общая длина — 31 метр 20 сантиметров, регист­ ровая — 28 метров, ширина без обшивки — 7 метров 50 санти­ метров, средняя осадка — 3 мет­ ра 30 сантиметров, вместимость трюмов — 5445 кубических фу­ тов. Экипаж судна — 14 человек. Основные двигатели типа «Ли­ стер». Левый — шести м правый — четырехцилиндровый. Общая мощность — 825 лошадиных сил. Работа двигателей регулируется с мостика. Трехцилиндровый двигатель мощностью 190 лошадиных сил е генератором «Скотт-Робертсон» и электроприводом «Вард-Леонард»* установлен для траловойлебедки. Во время испытаний стало очевидным, что гидравлическое оборудование было чрезвычайно эффективным и давало большую экономию времени при спуске и подъеметрала. Испытания также показали, что следует ввести некоторые усовершенствования для судов этого типа. Так, нужно улучшить защиту для команды путемудли­ нения бортов и баковойпалубы дальше к корме, чтобы люди разделывали рыбу полностью под укрытием. Это станет насущной необходимостью, когда суда бу­ дут работать в плохих метеороло­ гических условиях. Дале авторы говорят, что хо^ тя еще рано прогнозировать окончательный результат эффек­ тивности этого типа судов, но уже имеются основания считать, что такой проект судна можно развить для всех типов трауле­ ров, больших и малых, и он мо­ жет быть применим для многих разных видов промысла. Счита­ ют, что этотновый разрабатыва­ емый тип устройства кормы и промыслового оборудования полу­ чит всемирное признание. Вла­ дельцы судов многих стран уже заявили о своей заинтересован­ ности в них. К. МИХЛИНА , переводчик ПИНРО . 'Л о Ъ я к ь И ' ВЫСТУШНП Заметка, опубликованная в га­ зете «Рыбный Мурман» 28 мая 1960 года, под заголовком «Доро­ гостоящая ложь», в которой опи­ сан недостойный поступок и опоз­ дание на час к отходу судна ко­ чегара траулера «Сосновец» П. В. Дружинина, обсуждалась*на сове­ щании машинной команды и на общем собрании экипажа. За невыполнение приказания ка­ питана и за задержку судна к от­ ходу П. В. Дружинину объявлен строгий выговор с предупрежде­ нием. Посте этого Дружинин из­ менил свое поведение и стал при­ мерным в труде и дисциплине. В. ЛЕБЕДЕВ , капитал, Н. ГЕРАСИМОВ, старший механик. « р ы б н ы й м у р м а н * 9 августа 1980 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz