Рыбный Мурман. 1960 г. Апрель.

ПЕРЕД ВТОРЫМ РЕЙСОМ г Когда мы «получили новый корабль — средний траулер ти­ па «Океан», — все до одного были очень довольны. В янва­ ре наш «семьсот одиннадца­ тый» отошел от причалов рыб­ ного порта — начался первый рейс. Раньше* никто из нас не плавал на таких кораблях: все здесь красиво и отвечает свое­ му назначению. Несколько дней в открытом море мы раз* давали промвооружение сред­ ним траулерам, которые нахо­ дятся на лову. Люди по-разному выражали восхищение нашим судном. Одни старались пройти через все помещения от носа до кор­ мы, все посмотреть, — как го­ ворят, пощупать своими рука­ ми. Другие пытливо расспра­ шивали, оживленно делились впечатлениями, вслух говорили о том, что завидуют нам. А третьи вздыхали и не говорили ничего, но эти вздохи были яснее всяких слов. Наконец, промвооружение было роздано по назначению, мы тоже начали промышлять. В нашем распоряжении, вме­ сте с переходом в порт, оказа­ лось 15—17 дней. Следователь­ но, на промысле траулер мог находиться 12 суток. 8 февраля впервые выметали порядок. В дрейфе пролежали около семи часов. Может быть, я ошиба­ юсь, но на среднем траулере № 711 в эту ночь никто не спал. В штурманской рубке ка- Это было в первые дни нового года. На общем собрании моряки поискового траулера «Клайпеда» горячо обсуждали свои задачи на 1960 год. Многие выступавшие моряки говорили о том, *что во втором году семилетки мы сможем работать. лучше» чем в первом, коллектив взял на себя повышен­ ные социалистические обязатель­ ства: обнаружить не менее 10 концентраций рыбы промыслового значения, сократить время, затра­ чиваемое на спуск и подъем тра­ ла до 38 минут, экономить уголь и смазочные материалы. Тогда же на собрании было ре­ шено вызвать на социалистиче­ ское соревнование экипаж одно­ типного с нашим кораблем поис­ кового траулера j j «Поти». Наш вы- м зов" был принят. I 1 U С тех пор мы старались в каждом рейсе прово­ дить парное соревнование. И вот спустя три месяца экипажи обоих соревнующихся судов подвели итоги своей, работы за первый квартал. Происходило это в море по радио. Выступления всех това­ рищей транслировались на обоих судах. Каждый член команды как бы лично присутствовал на этом своеобразном собрании. Выясни­ лось, что лучших результатов добились моряки «Клайпеды». За три месяца они нашли четыре про­ мысловых концентрации, а моря­ ки траулера «Поти» — три кон­ центрации. Команда «Клайпеды» зыловила за это время почти вдвое больше рыбы, произвела намного больше рыбной муки, консервов, рыбьего жира. На обоих судах имелась значительная экономия сетематериалов.и топлива. * Соревноваться — значит помо­ гать друг другу. Поэтому моряки не только подвели итоги сделан­ ному, но и поделились друг с дру­ гом опытом работы. В третьем квартале наш ко­ рабль находился в море око­ ло восьмидесяти суток и лишь 10 суток стоял в порту. Это уже говорит о том, что мо­ ряки судна стремились ис­ пользовать все возможности для увеличения вылова рыбы. Чтобы сократить стоянку в порту, они старались организовать четкую сдачу рыбной продукции, быстро получать промысловое снабжение, продукты, топливо, своевременно оформляли все нужные докумен­ ты. В результате в два рейса «Клайпеда» выходила в море до­ срочно на 8 часов. Сокращению междурейсовых стоянок способ- питан Леонид Павлович Ши- манский разговаривал о чем- то с вахтенным помощником. На палубу несколько раз вы­ ходил старший мастер лова Отари Федорович Надареишви- ли. Он стоял у борта и словно прислушивался к чему-то. Хо­ телось выйти из каюты и от­ править его спать, да неудоб­ но было — увидит, что и я не сплю, тоже, волнуюсь. Потом к Отари подошли двое матросов, по голосу я узнал одного из них — это был Тюкачев. В от­ крытый иллюминатор долетали обрывки фраз: — Не спишь, Федорович?.. Хороший у нас корабль». Как думаешь, сколько возьмем? Да уж не меньше, чем на про­ стом траулере... В двери каюты постучались, вошел старший механик Ана­ толий Алексеевич Тавостнн. — Не спится, — улыбнулся он. — Механизмы в порядке, а все равно — как на экзамене! Наступил рассвет, стали вы­ бирать порядок. Подняли на борт около семи тонн рыбы. — Ничего! сказали ребя­ та. — Корабль великолепный, что тут ни говори, — заявил рыбмастер Иван Гаврилович Подкатов. На следующий день — де­ вять тонн. Дальше — лучше. 15 февраля — около четырна­ дцати. 19 — семнадцать тонн. Палубная команда заканчи- РАБКОРОВСКИМ CDDBIilAEIH вает работу в первой полови­ не дня и требует: — В следующий раз больше рыбы, товарищи штурманы, ловите! Наступило 23 февраля. По предварительным подсчетам улов — сорок тонн! Ребята ра­ ботают быстро, сети постепен­ но освобождаются от рыбы. Славно мы отметили день Со­ ветской Армии! Когда траулер возвратился в порт, оказалось, что за один­ надцать . дрейфов на палубу было поднято 139 тонн сель­ ди! План выполнили на 223 процента, первым сортом сда­ ли продукции 99 процентов. Очень довольны первым рей­ сом были помощники капита­ на. Еще бы, ведь в штурман­ ской рубке — все новейшие приборы, все, как говорится, по последнему слову техники. Осо­ бенно всем . нам понравился ви­ зуальный пеленгатор. Не прихо­ дится постоянно справляться о курсе у вахтенного матроса при определении местонахож­ дения корабля. Удобно кнопоч­ ное рулевое управление. Сейчас наше судно уходит но второй рейс/ И если, впер* вые став членами команды среднего траулера Як 711, мы только и могли с восхищением относиться к нашему кораблю, то теперь дело обстоит не­ сколько иначе. Отари Фе­ дорович Надареишвили пред­ лагает изменить 4 конст­ рукцию сетевыборочных ма­ шин (они крутятся только н одну сторону). Эту работу мы проделаем сами. Часто можно услышать, как ребята мечтают о комплексной механизации корабля. И это неудивительно — люди у нас беспокойные, они верят.в исполнение своих самых заветных желаний. А. ЕР ЕМ ЕН КО , третий помощник капи­ тана. Наши моряки рассказали так­ же соперникам о том, как на суд­ не работают партийная, комсо­ мольская и профсоюзная #ргани- зации, как они руководят социа­ листическим соревнованием и по­ могают морякам подготовить тру­ довые подарки к 90-летию со дня рождения в. и. вер но м пит иtsz, т я * ^ знаменатель н о й ствовало и то, что машинная дате полугодовой план, команда систематически выпол- Встречи в эфире проходили не няет своими силами большой один раз. В ходе соревнования объем работ, которые должен де- моряки «Клайпеды» не только де­ лать судоремонтный завод управ- лились своим опытом с экипажем леииа рыбной промышленности. траулера «Поти», но и сами учи- Капитан судна Федор Иванович лись у своих соперников. В част- Джемалетдинов настойчиво доби- ности у потинцев лучше обстояло вался, чтобы судоводительский дело с обработкой рыбы, они сда- состав изучал и знал район поис- вали продукцию сортностью на ка, местные течения, рельеф дна 3—4 процента выше плана, а мы и т. д. Большое внимание уделял лишь укладывались в норму. Бы- он правильному использованию ло решено устроить радиосовеща- поисковых приборов: фишлуяы, ние по этому вопросу. Рыбмастер эхолота. Чутьем опытного поиско- траулера «Поти» подробно рас- вика, выработанным за долгие го- сказал, как у них организована ды работы в траловом флоте, наш обработка рыбы, как производит- капитан нередко определял пути ся ее засолка, укладка, хранение перемещения обнаруженных кося- свежья. ков и держал корабль, как гово- Моряки наших кораблей убеди- рится, всегда «на рыбе». лись в пользе парного соревнова- Наши судоводители в любое ния и с большим воодушевлением время дня и ночи знали точное продолжающего. i t . . * Траулер «Могилев» сейчас на промысле. Когда уловз хорошие, у всех членов экипажа веселое настроение. Широкая, до- : вольная улыбка, которую мы видим на лице старшего машиниста Михаила Проныка, лучшее свидетельство того, что очередное ско­ ростное траление и на этот раз было удачным. _ : . ; Фото В. Сторубленкова. j Важное условие у с п е х а место нахождения корабля. Палубная команда производила спуск и подъем трала в среднем за 38 минут. Если учитывать, что судно в каждом рейсе делало сот­ ни тралений, то выигрыш на этом дал морякам возможность сэконо­ мить немало времени и обсле- j довать дополнительные квадраты ■ моря. Я уже говорил о хорошей ра->| боте машинной команды. Благода­ ря заботам старшего механика Никандра Александровича Плех'о- ва не было ни одного случая про­ стоев механизмов. Хорошо работают у нас матросы Ш. БИНЕЕВ, матрос трау­ лера «Клайпеда». Неустойчивая промысловая об­ становка в районе Большой Нью­ фаундлендской банки и Лабрадора ставит перед руководством флота и отделом снабжения очень важ­ ные вопросы. Дело в том, что мор­ ской окунь концентрируется здесь на очень малых участках склона, вдоль строго определенных изо­ бат. Если при хорошем улове не поставить буя, то буквально через два—три траления траулер под воздействием ветра и течения со­ бьется с концентрации. Опреде­ лить же передвижение рыбы не представляется возможным. Толь­ ко строго прицельные траления при наличии хорошего ориентира дают успех в работе. Анализ работы экипажей кали­ нинградских траулеров, которые совершенно не снабжаются буями, особенно наглядно свидетельству­ ет о важности затронутого воп­ роса. В течение суток, имея один —два отличных подъема, кали­ нинградцы, как правило, оказы­ ваются затем в иролове. Не луч­ ше дело обстоит и у нас. Выхо­ дя в'рейс, мы получаем один, а в лучшем случае два буя. На 40 —50 промысловых суток этого явно недостаточно. Тем более, что в плохую видимость, во время штормов, не исключена возмож­ ность потери буев и буйлння, при этом нарушаются темп и рит­ мичность промысловой работы. Наши суда промышляют далеко от береговых ориентиров, к тому же мы не имеем подробных про­ мысловых планшетов, на которых были бы нанесены характерные глубины. Следует сказать, что конструк­ ция и комплектация применяе­ мых нами буев также несовер­ шенны. Нам, например, приходит­ ся кустарным способом на своих судах изготовлять из имеющихся под руками материалов радиоло­ кационные отражатели — попро­ сту навешивать на буи жестяные банки. Зачастую это приводит к утере буев, так как радиолокаци­ онные станция не обнаруживают буи в тумане е подобными «от­ ражателями». Вместо флагов нужных расцве­ ток мы вынуждены применять для буев старую ткань. Утратив буйлинь и не имея за­ пасного, моряки расплетают на пряди утилевые тросы. Изготов­ ленные из этих заменителей буй- лини лопаются, буи теряются. Необходимо снабжать корабли хорошими буями, мягкими троса­ ми, дополнительными материала­ ми. Нужно принять меры к увели­ чению плавучести буйковых бо­ чек. Нам необходимы аккумуля­ торные батареи с запасом энер­ гии на несколько суток, 0 , 1 — 0,3-ваттные низковольтные лам­ почки, герметические футляры. На траулере необходимо иметь такое количество буев, чтобы мо- л:по было выбирать, капой буй нужно поставить в данной обста­ новке: облегченного типа пли же усиленные, способные выдер­ жать шторм. Давно настало вле- мя создать родарные буи, нгьти такую форму буя, чтобы каждая его часть могла служить радио­ локационным отражателем, пора дат*., наконец, на корабли ра­ диобуи. С недавнего времени для воо­ ружения буев стали поступать фонари Быховского. Они значи­ тельно лучше обыкновенных, ко зато и дороже. Утрата такого фо­ наря вместе с буем приводит к большим убыткам. Нужно поду­ мать об их удешевлении. Мне кажется, что затронутые в этой статье вопросы требуют быстрейшего разрешения. В. ТИШИНСКИЙ , старший ■омощкик капитана трау­ лера «Гоголь». тт «ИТОГИ ОДНОГО РАЗБОРА» - Из упраюевйя тралового флота сообщили, что эта статья, опуб­ ликованная *■* газете 5 марта, тт. Арсентьев, Фролов, старшина вскрывающая недостатки в рабо- кочегаров тов. Цапин, механик те балансовой комиссии, обсужда- тов. Золотов, старший помощник дкь на производственном сове- капитана тов. .Бутенко, засоль- щании работников планово-эконо- щик тов. Андреев, начальник ра- мического отдела совместно с диостанции тов. Марченков и дру- представителями других ведущих гие. отделов флота. На совещании вынесено реше­ ние предъявлять больше требова­ ний к командованию кораблей по бережному и экономному исполь­ зованию материальных ценностей, а также улучшить контроль за подготовкой документов, пред­ ставляемых на рассмотрение ба­ лансовой комиссии. «СО В ЕРШ ЕНСТВОВА ТЬ ПРОМЫСЛОВУЮ ТЕХНИКУ» По поводу заметок, помещен­ ных под названием «Совершенст­ вовать промысловую технику» и опубликованных в газете 24 мар­ та, заведующий лабораторией ме­ ханизации ПИНРО тов. Теренть­ ев сообщил следующее: В настоящее время Ленинград­ ский экспериментально-механиче- ский завод, изготовляющий сете- трясные машины марки СТМ-225, провел частичную переработку ра­ бочего проекта машины. Была из­ менена конструкция качающихся рычагов, сменены шариковые под* шипники рычагов на игольчатые, способные выдерживать более вы­ сокие нагрузки. На качающиеся рычаги поставлены пружинные амортизаторы. В ближайшее вре­ мя такие сететрясные машины бу­ дут поступать в промысловый флот.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz