Рыбный Мурман. 1960 г. Апрель.
ПЕРЕД ВТОРЫМ РЕЙСОМ г Когда мы «получили новый корабль — средний траулер ти па «Океан», — все до одного были очень довольны. В янва ре наш «семьсот одиннадца тый» отошел от причалов рыб ного порта — начался первый рейс. Раньше* никто из нас не плавал на таких кораблях: все здесь красиво и отвечает свое му назначению. Несколько дней в открытом море мы раз* давали промвооружение сред ним траулерам, которые нахо дятся на лову. Люди по-разному выражали восхищение нашим судном. Одни старались пройти через все помещения от носа до кор мы, все посмотреть, — как го ворят, пощупать своими рука ми. Другие пытливо расспра шивали, оживленно делились впечатлениями, вслух говорили о том, что завидуют нам. А третьи вздыхали и не говорили ничего, но эти вздохи были яснее всяких слов. Наконец, промвооружение было роздано по назначению, мы тоже начали промышлять. В нашем распоряжении, вме сте с переходом в порт, оказа лось 15—17 дней. Следователь но, на промысле траулер мог находиться 12 суток. 8 февраля впервые выметали порядок. В дрейфе пролежали около семи часов. Может быть, я ошиба юсь, но на среднем траулере № 711 в эту ночь никто не спал. В штурманской рубке ка- Это было в первые дни нового года. На общем собрании моряки поискового траулера «Клайпеда» горячо обсуждали свои задачи на 1960 год. Многие выступавшие моряки говорили о том, *что во втором году семилетки мы сможем работать. лучше» чем в первом, коллектив взял на себя повышен ные социалистические обязатель ства: обнаружить не менее 10 концентраций рыбы промыслового значения, сократить время, затра чиваемое на спуск и подъем тра ла до 38 минут, экономить уголь и смазочные материалы. Тогда же на собрании было ре шено вызвать на социалистиче ское соревнование экипаж одно типного с нашим кораблем поис кового траулера j j «Поти». Наш вы- м зов" был принят. I 1 U С тех пор мы старались в каждом рейсе прово дить парное соревнование. И вот спустя три месяца экипажи обоих соревнующихся судов подвели итоги своей, работы за первый квартал. Происходило это в море по радио. Выступления всех това рищей транслировались на обоих судах. Каждый член команды как бы лично присутствовал на этом своеобразном собрании. Выясни лось, что лучших результатов добились моряки «Клайпеды». За три месяца они нашли четыре про мысловых концентрации, а моря ки траулера «Поти» — три кон центрации. Команда «Клайпеды» зыловила за это время почти вдвое больше рыбы, произвела намного больше рыбной муки, консервов, рыбьего жира. На обоих судах имелась значительная экономия сетематериалов.и топлива. * Соревноваться — значит помо гать друг другу. Поэтому моряки не только подвели итоги сделан ному, но и поделились друг с дру гом опытом работы. В третьем квартале наш ко рабль находился в море око ло восьмидесяти суток и лишь 10 суток стоял в порту. Это уже говорит о том, что мо ряки судна стремились ис пользовать все возможности для увеличения вылова рыбы. Чтобы сократить стоянку в порту, они старались организовать четкую сдачу рыбной продукции, быстро получать промысловое снабжение, продукты, топливо, своевременно оформляли все нужные докумен ты. В результате в два рейса «Клайпеда» выходила в море до срочно на 8 часов. Сокращению междурейсовых стоянок способ- питан Леонид Павлович Ши- манский разговаривал о чем- то с вахтенным помощником. На палубу несколько раз вы ходил старший мастер лова Отари Федорович Надареишви- ли. Он стоял у борта и словно прислушивался к чему-то. Хо телось выйти из каюты и от править его спать, да неудоб но было — увидит, что и я не сплю, тоже, волнуюсь. Потом к Отари подошли двое матросов, по голосу я узнал одного из них — это был Тюкачев. В от крытый иллюминатор долетали обрывки фраз: — Не спишь, Федорович?.. Хороший у нас корабль». Как думаешь, сколько возьмем? Да уж не меньше, чем на про стом траулере... В двери каюты постучались, вошел старший механик Ана толий Алексеевич Тавостнн. — Не спится, — улыбнулся он. — Механизмы в порядке, а все равно — как на экзамене! Наступил рассвет, стали вы бирать порядок. Подняли на борт около семи тонн рыбы. — Ничего! сказали ребя та. — Корабль великолепный, что тут ни говори, — заявил рыбмастер Иван Гаврилович Подкатов. На следующий день — де вять тонн. Дальше — лучше. 15 февраля — около четырна дцати. 19 — семнадцать тонн. Палубная команда заканчи- РАБКОРОВСКИМ CDDBIilAEIH вает работу в первой полови не дня и требует: — В следующий раз больше рыбы, товарищи штурманы, ловите! Наступило 23 февраля. По предварительным подсчетам улов — сорок тонн! Ребята ра ботают быстро, сети постепен но освобождаются от рыбы. Славно мы отметили день Со ветской Армии! Когда траулер возвратился в порт, оказалось, что за один надцать . дрейфов на палубу было поднято 139 тонн сель ди! План выполнили на 223 процента, первым сортом сда ли продукции 99 процентов. Очень довольны первым рей сом были помощники капита на. Еще бы, ведь в штурман ской рубке — все новейшие приборы, все, как говорится, по последнему слову техники. Осо бенно всем . нам понравился ви зуальный пеленгатор. Не прихо дится постоянно справляться о курсе у вахтенного матроса при определении местонахож дения корабля. Удобно кнопоч ное рулевое управление. Сейчас наше судно уходит но второй рейс/ И если, впер* вые став членами команды среднего траулера Як 711, мы только и могли с восхищением относиться к нашему кораблю, то теперь дело обстоит не сколько иначе. Отари Фе дорович Надареишвили пред лагает изменить 4 конст рукцию сетевыборочных ма шин (они крутятся только н одну сторону). Эту работу мы проделаем сами. Часто можно услышать, как ребята мечтают о комплексной механизации корабля. И это неудивительно — люди у нас беспокойные, они верят.в исполнение своих самых заветных желаний. А. ЕР ЕМ ЕН КО , третий помощник капи тана. Наши моряки рассказали так же соперникам о том, как на суд не работают партийная, комсо мольская и профсоюзная #ргани- зации, как они руководят социа листическим соревнованием и по могают морякам подготовить тру довые подарки к 90-летию со дня рождения в. и. вер но м пит иtsz, т я * ^ знаменатель н о й ствовало и то, что машинная дате полугодовой план, команда систематически выпол- Встречи в эфире проходили не няет своими силами большой один раз. В ходе соревнования объем работ, которые должен де- моряки «Клайпеды» не только де лать судоремонтный завод управ- лились своим опытом с экипажем леииа рыбной промышленности. траулера «Поти», но и сами учи- Капитан судна Федор Иванович лись у своих соперников. В част- Джемалетдинов настойчиво доби- ности у потинцев лучше обстояло вался, чтобы судоводительский дело с обработкой рыбы, они сда- состав изучал и знал район поис- вали продукцию сортностью на ка, местные течения, рельеф дна 3—4 процента выше плана, а мы и т. д. Большое внимание уделял лишь укладывались в норму. Бы- он правильному использованию ло решено устроить радиосовеща- поисковых приборов: фишлуяы, ние по этому вопросу. Рыбмастер эхолота. Чутьем опытного поиско- траулера «Поти» подробно рас- вика, выработанным за долгие го- сказал, как у них организована ды работы в траловом флоте, наш обработка рыбы, как производит- капитан нередко определял пути ся ее засолка, укладка, хранение перемещения обнаруженных кося- свежья. ков и держал корабль, как гово- Моряки наших кораблей убеди- рится, всегда «на рыбе». лись в пользе парного соревнова- Наши судоводители в любое ния и с большим воодушевлением время дня и ночи знали точное продолжающего. i t . . * Траулер «Могилев» сейчас на промысле. Когда уловз хорошие, у всех членов экипажа веселое настроение. Широкая, до- : вольная улыбка, которую мы видим на лице старшего машиниста Михаила Проныка, лучшее свидетельство того, что очередное ско ростное траление и на этот раз было удачным. _ : . ; Фото В. Сторубленкова. j Важное условие у с п е х а место нахождения корабля. Палубная команда производила спуск и подъем трала в среднем за 38 минут. Если учитывать, что судно в каждом рейсе делало сот ни тралений, то выигрыш на этом дал морякам возможность сэконо мить немало времени и обсле- j довать дополнительные квадраты ■ моря. Я уже говорил о хорошей ра->| боте машинной команды. Благода ря заботам старшего механика Никандра Александровича Плех'о- ва не было ни одного случая про стоев механизмов. Хорошо работают у нас матросы Ш. БИНЕЕВ, матрос трау лера «Клайпеда». Неустойчивая промысловая об становка в районе Большой Нью фаундлендской банки и Лабрадора ставит перед руководством флота и отделом снабжения очень важ ные вопросы. Дело в том, что мор ской окунь концентрируется здесь на очень малых участках склона, вдоль строго определенных изо бат. Если при хорошем улове не поставить буя, то буквально через два—три траления траулер под воздействием ветра и течения со бьется с концентрации. Опреде лить же передвижение рыбы не представляется возможным. Толь ко строго прицельные траления при наличии хорошего ориентира дают успех в работе. Анализ работы экипажей кали нинградских траулеров, которые совершенно не снабжаются буями, особенно наглядно свидетельству ет о важности затронутого воп роса. В течение суток, имея один —два отличных подъема, кали нинградцы, как правило, оказы ваются затем в иролове. Не луч ше дело обстоит и у нас. Выхо дя в'рейс, мы получаем один, а в лучшем случае два буя. На 40 —50 промысловых суток этого явно недостаточно. Тем более, что в плохую видимость, во время штормов, не исключена возмож ность потери буев и буйлння, при этом нарушаются темп и рит мичность промысловой работы. Наши суда промышляют далеко от береговых ориентиров, к тому же мы не имеем подробных про мысловых планшетов, на которых были бы нанесены характерные глубины. Следует сказать, что конструк ция и комплектация применяе мых нами буев также несовер шенны. Нам, например, приходит ся кустарным способом на своих судах изготовлять из имеющихся под руками материалов радиоло кационные отражатели — попро сту навешивать на буи жестяные банки. Зачастую это приводит к утере буев, так как радиолокаци онные станция не обнаруживают буи в тумане е подобными «от ражателями». Вместо флагов нужных расцве ток мы вынуждены применять для буев старую ткань. Утратив буйлинь и не имея за пасного, моряки расплетают на пряди утилевые тросы. Изготов ленные из этих заменителей буй- лини лопаются, буи теряются. Необходимо снабжать корабли хорошими буями, мягкими троса ми, дополнительными материала ми. Нужно принять меры к увели чению плавучести буйковых бо чек. Нам необходимы аккумуля торные батареи с запасом энер гии на несколько суток, 0 , 1 — 0,3-ваттные низковольтные лам почки, герметические футляры. На траулере необходимо иметь такое количество буев, чтобы мо- л:по было выбирать, капой буй нужно поставить в данной обста новке: облегченного типа пли же усиленные, способные выдер жать шторм. Давно настало вле- мя создать родарные буи, нгьти такую форму буя, чтобы каждая его часть могла служить радио локационным отражателем, пора дат*., наконец, на корабли ра диобуи. С недавнего времени для воо ружения буев стали поступать фонари Быховского. Они значи тельно лучше обыкновенных, ко зато и дороже. Утрата такого фо наря вместе с буем приводит к большим убыткам. Нужно поду мать об их удешевлении. Мне кажется, что затронутые в этой статье вопросы требуют быстрейшего разрешения. В. ТИШИНСКИЙ , старший ■омощкик капитана трау лера «Гоголь». тт «ИТОГИ ОДНОГО РАЗБОРА» - Из упраюевйя тралового флота сообщили, что эта статья, опуб ликованная *■* газете 5 марта, тт. Арсентьев, Фролов, старшина вскрывающая недостатки в рабо- кочегаров тов. Цапин, механик те балансовой комиссии, обсужда- тов. Золотов, старший помощник дкь на производственном сове- капитана тов. .Бутенко, засоль- щании работников планово-эконо- щик тов. Андреев, начальник ра- мического отдела совместно с диостанции тов. Марченков и дру- представителями других ведущих гие. отделов флота. На совещании вынесено реше ние предъявлять больше требова ний к командованию кораблей по бережному и экономному исполь зованию материальных ценностей, а также улучшить контроль за подготовкой документов, пред ставляемых на рассмотрение ба лансовой комиссии. «СО В ЕРШ ЕНСТВОВА ТЬ ПРОМЫСЛОВУЮ ТЕХНИКУ» По поводу заметок, помещен ных под названием «Совершенст вовать промысловую технику» и опубликованных в газете 24 мар та, заведующий лабораторией ме ханизации ПИНРО тов. Теренть ев сообщил следующее: В настоящее время Ленинград ский экспериментально-механиче- ский завод, изготовляющий сете- трясные машины марки СТМ-225, провел частичную переработку ра бочего проекта машины. Была из менена конструкция качающихся рычагов, сменены шариковые под* шипники рычагов на игольчатые, способные выдерживать более вы сокие нагрузки. На качающиеся рычаги поставлены пружинные амортизаторы. В ближайшее вре мя такие сететрясные машины бу дут поступать в промысловый флот.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz