Рыбный Мурман. 1959 г. Январь.
Л О В И Т Ь П Р И Ц Е Л Ь Н О С О В Е Т Ы П Р О М Ы С Л О В И К А М Траловый флот пополняется все скачка температур воды, от боль- теля сверху курса, а снизу — новыми и новыми кораблями, ос- шой массы рачков, косяков сель- глубину залегания рыбы. Показа- нащенными приборами для по- ди, мальков других рыб и мойвы, ния расплескиваний луча у про иска и лова рыбы. Особенно хоро- Если есгь показания у грунта, ложенного курса на планшете ию, зарекомендовал себя на про- следует делать одно—два трале- следует отмечать точно по секун- мы'еле рыбоискатель. Однако ьтот ния. Если же в трале не окажется домеру, имея перед собой табли- Ценный прибор зачастую нелрз- улова, то значит рыбоискатель по- цу скорости судна за минуту, вильно используется на траулерах, казывает не рыбу, а другие орга- Пройдя весь район промысла, по Некоторые судоводители, плохо н тм ы . планшету будет видно, где тща- зная устройство его, неправильно Любознательный капитан и тельно следует провести поиск, пользуются им, а иногда и высо- мастер по добыче должны иметь учтя продолжительность записи и Дят из строя. у трала капроновую рубашку, хо- залегание рыбы. Имея хорошо отрегулировлндыйтя бы на одну треть длины двух- Учтя ветер, дрейф, движение рыбоискатель, еще до подхода к рядного мешка и при таких пока- судов, нужно заходить так, группе траулеров, если подходя- заниях, после первого пустого чтобы пройти по большей оси щие промысловые глубины, еле- траления, поставить ее и сделать косячка и спустить трал с дует вести поиск рыбы этям при- еще одно пробное траление. В таким расчетом, чтобы он бором. Нужно знать, что пока луч этом случае будет определено, сел на грунт за 3—5 минут в электроннолучевой трубке не да- что показывал прибор: мелкую до показаний прибора. Если по ет расплескивания у самого грун- рыбу или рачков. близости не обнаружены другие та или в 3—10 метрах от него, Придя в группу кораблей, еле- косячки, то, пройдя один галс, спускать трал бесполезно. Даже дует расположить курсы зигзаго- следует поднять трал и убедиться косяки пикши, которые находятся образно, с охватом всей площади в наличии улова. При больших большей частью возле грунта, да- группы промысловых судов. При концентрациях достаточно такого ют расплескивание луча. ' этом нужно учитывать изобаты, прицельного траления в течение Треска редко ложится на грунт, на которых держится рыба (по 10—15 минут, чтобы иметь улов и ее хорошо можно определять, сводке), точно наносить на план- в 6— 10 тонн рыбы. На промысле так как она держится выше кося- шеты стоящие буи и плавмаяки. окуня траления следует делать ков пикши. Но бывают случаи, Счисление надо вести точно, толь- еще меньше, когда и пикша поднимается стко по планшету, с учетом до од- С. ЕДЕМСКИИ, грунта и быстро передвигается. Вной минуты, отмечая на курсе начальник отряда учебных 1955 году на траулере «Кироаск»судна показания луча рыбоиска- судов тралового флота. ✓ в центральном районе моря при . _ Л П 1 . А И 1 1 А _ Я -- РАЦИОНАЛИЗАТОРЫОДНОГО Передовая бригада „Резца" испытании прибора было обнару жено, что косяки пикши в районе промышляющих судов, особенно на западной и северо-западной стороне, поднялись от грунта на 25—35 метров. Расплескивания луча были на разной глубине и рассеянные. Чем ближе к грунту расположены косяки рыбы, тем плотнее ложатся расплескивания луча. Иногда между косяками быва ют разрывы, и расплескивание лу ча дает только один грунт. Чем выше расположение косяков рыбы от грунта, тем разбросаннее, ре же расплескивание луча и объем нее его показания. Расплескивание луча может быть также от разных плотностей струй течений, резкого КОРАБЛЯ О Николае Сайгине, токаре плавбазы «Тамбов», мы впер вые услышали в техническом отделе управления «Мурман- сельдь»: — Новатор, толковый чело век, — отозвался о нем ин женер по рационализации тов. Боровой,— недавно его преми ровали за рационализаторскую работу... И вот мы на «Тамбове» в маленькой судовой механиче ской мастерской. Здесь, когда «Тамбов» находится на сельдя ном промысле- в Северной Ат лантике, Николай Сайгин по Такой ли плавмаяк нам нужен? Утрои 11 декабря на промысловом совещании капитанов тра улеров северо-западной группы тов. Максимов, капитан среднего траулера № 444, выполняющего роль плавучего маяка, заявил, что его еуднонаходится в группе кораблей и что в пределах своей ви димости он насчитал их до тридцати. Однако в утренней сводке сообщили, что около плавмаяка ведут промысел только 1 0 еудяв. В дневной сводке их было уже только восемь. В то же время, вы ступая на совещании, капитан маяка заявил, что он видит 33 судна. На дневном совещании 13 декабря руководитель промысла тов. Анисимовелел маяку подойти к группе судов, потому что его никто не видит, и держаться здесь на якоре. В ответ на это ка питан тов. Максимов сказал: «Я стою в группе кораблей, но траль щики меня не видят. Чтобы меня увидели, я могу выстрелить ракетой». После этого совещания в вечерней сводке о маяке сообщили только два судна, а промышляли в пределах его видимости, по моим подсчетам, 25 судов. Значит, остальные его не видели. Напрашивается вопрос: почему судоводители промысловых судов не видят маяка, стоящего на якоре? Ответтаков: потому, что нет у нас заботливого хозяина, который бы позаботился о состав лении инструкции для часто меняющегося экипажа плавмаяка. Команде маяка не следует включать прожекторы на рубке; тре буется постоянно производить светомаскировку в каютах; на мач те держать сидью ё огонь; работать для радиопеленга не реже, чем через каждые полчаса; в промысловой сводкемаяк должен указы вать свое местонахождение не номером квадрата, а сообщать ши роту и долготу, с указанием, счислимые они или обсервованные, и каким способом эта обсервация получена; в плохую видимость заказу механиков средних трау леров делает для них всевоз можные детали. На 18—20 про мысловых судов поступают то карные изделия, изготовленные за рейс Сайгиным. Стремление как можно боль ше принести пользы флоту по родило у него творческие мыс ли. Прежде всего Николай Сайгин сделал шлифовальную установку на токарном станке. это позволило в рейсе произво дить шлифовку любых деталей. Таких установок на других пла вучих базах не было. На этом же токарном станке рационали затор заменил старые цепные передачи новыми из текстроп- ных ремней. Станок после это го перестал дрожать, увели чил число оборотов. В мастерской появился пресс для пробивки отверстий в же сти, резине. Этот пресс сделан умелыми руками токаря Нико лая Сайгина. В каюте новатор показал нам оригинальный сверлильный станок, любовно покрашенный голубой краской. — Диаметром от ноля до ше сти миллиметров можно обра ботать любую деталь на этом станке, — улыбаясь, говорит Сайгин, — это мое пятое нов шество. % Пятое... А ведь совсем недав но этот черноватый молодой человек, приехавший из мор довской деревни, был на этом же корабле матрюсом. Здесь, на плавучей базе, у него пробу дился интерес к технике. Нико лай Сайгин напористо учился. Сам, без посторонней помощи, постиг паровую машину, пла вал мотористом. Потом овладел специальностью токаря. Здесь, в судовой мастерской, развер- О Г О Г небольшой трудовой коллектив знают далеко за пределами родного предприятия. Бригада слесарей , которой руководит Александр Семенович Захаров, пользовалась заслуженной славой еще на судоремонтном заводе Управления рыбной промышленности. С по лучением сельдяным флотом плавмастерекой «Резец», она перешла сюда , так как ремонт дизельных двигателей , на которых бригада спеш циализировалась , стал осуществляться в основном на этом предприя тии. В бригаде много молодых . но отлично знающих свое деую рабочих• Более пяти лет в атом коллективе трудится комсомолец Виктор Коле сов. Сейчас у него шестой разряд. Хорошо работать помогает учеба . В наступившем году он заканчиааетдесятилетку. О доверии трудящих ся к этому рабочему говорит т а к о й факт: Виктор — депутат Мурман ского городского совета . Вот еще один представитель этой бригады — Евгений Яковлев • Пришел в прошлом году в бригаду учеником* Продолжает заниматься в вечерней школе в девятом клас се. получил рабочий разряд. Александр Семенович неустан но передает свои знания молоде жи. Б ри гам значительно перекры ла план 1958 гожа. Только ш по следнее время она досрочно на дове суток отремонтированы средщ ний траулер № 237 & на сутки — средний траулер № 4125. На снимке: (справа налево) бригадир слесарей тов . З А Х А РОВ. слесари тт. ЯКОВЛЕВ и КОЛЕСОВ , П. БЫСТРОУМОВ. Фото автора. нулся его талант — талант ра ционализатора. Впрочем на «Тамбове» не один Сайгин рационализатор. Их много: и капитан Борис Владимирович Некрасов, по предложению которого модер низированы кранцы, что дало двенадцать тысяч рублей экономии, н старший механик Борис Евгеньевич Ворфоломе- ев, пять новшеств которого принял технический сонет сель дяного флота, и начальник ра диостанции Борис Алексеевич Юонышев, н машинист Семен Михайлович Калинин и мно гие другие. Только эа десять месяцев этого года рационализаторы «Тамбова» внесли более два дцати предложений. Почти все они внедрены в производство. Важную роль в развитии ра ционализаторского движения иа корабле сыграла партийная ор ганизация. По ее инициативе на судне создан технический совет, который возглавляет коммунист тов. Ворфоломеев. Члены технического совета беседуют с моряками о важно сти рационализаторской рабо ты, подсказывают, на что в первую очередь следует обра тить внимание новаторам. Все рационализаторские предложе ния идут через судовой тех нический совет. Он же контро лирует внедрение принятых предложений в производство. Ключом бьет творческая мысль рационализаторов «Там бова». Но в предстоящем семи летии перед новаторами по ставлены еще большие зада чи. Об этом хорошо знают на корабле и уже начинают пре творять их в жизнь. А. КОВРОВ. В темную ночь... На нашем траулере все подго товлено для плавания в зимних условиях. В надлежащем порядке у нас находятся и аварийные ке росиновые фонари. Каждый раз мы выписываем осветительный ке росин, и каждый раз нам его не дают в отделе снабжения. В одном из рейсов у нас про изошел такой случай. Неожидан но вышел из строя котел, встали все механизмы, погас электриче ский свет. Потребовалось поднять аварийные фонари Но их мы за жечь не смогли — не было керо сина. Отдел главного капитана флота должен позаботиться о снажбе- нип кораблей керосином, чтобы обезопасить плавание в темпов зимнее время. Н. ПОРОТОВ, боцман трау лера «Е. Пугачев». „Хозяин" новый—беспорядки старые В течение многих лет все ко- сухо отвечает начальник Тюва- ния водой других судов, рабли тралового и сельдяного Фло- губской базы управления «Мур- А работа-то заключается в том, , тов. в порядке очередности, могли мансельдь» тов. Сборщиков стар- чтобыподать шланг на корабль и «а** т „дг|.ва?ь_ псигнал- установленным на нем с gpaTb в01у в Тюва-губе только у шему помощнику капитана сред- принять его обратно. первого причала. Во время при- него траулера !Ns 363 Карельской Из-за негосударственного под хода большого количества судов АССР, — и воды мы вам не да- хода к делу тов. Сборщикова в де кабре, когда над заливом мощным тифоном, хотя бы букву «Р». Ничего этого в настоящее время на действующих промысло вых маяках нет. Все делается наоборот, и по огням, которые на них выставляются ( в частности, на СРТ-444), их нельзя отличить от промысловых судов. Неудивительно, что 12 декабря траулер «Ялта» чуть не подрезал тралом якорный канат маяка. Аварии удалось избежать только в результате мер, принятых моряками маяка. И лишь после счастливого расхождения «Ялты» с СРТ-444, судоводители «Ялты» узнали, что они имеютдело не с траулером, лежащим в дрейфе, а с маяком,стояшим на якоре. По-моему, обслуживая северо-западную группу, маяк в этом рейсе не принес пользы. Она будет только в т-ом случае, когда промысловики будут видеть его. Экипаж маяка, выйдя в рейс, даже не знал расписания своей работы для радиопеленгования. У него маячный огонь по силе све та нисколько не отличается от якорного огня, на рубкегорит про жектор, а из каждого иллюминатора виден свет, и маячный огонь нельзя отличить от огней промысловых судов. Нужно сделать так, чтобы плавучий маяк помогал промыс ловикам, а не был балластом на счету флота. Е. ЛЕБЕДЕВ , напитан траулера «Украина». здесь возникла «пробка». дим, идите к первому причалу. кайре, когда над заливом стоял И вот в ноябре прошлого года И хотя третий причал пустует, туман и была низкая температу- для снабжения пресной водойвода из шланга уходит в залив, ра воздуха, много ценноговреме- средних траулеров «Мурманселъ- корабль вынужден идти к пер- ни потеряли средние тпаулеэы ди» был проведен один шланг на вому причалу и ожидать большой Карельской флотилии, Мурман- третий тюва-губский причал. очереди для того, чтобы взять все- ского и Архангельского траловых Казалось бы, положение со го 3—5 тонн пресной воды. Ивот флотов, снабжением судов водой в Тюва- средний траулер подходит к пер- ^ж очень дорого обходятся деи- губе должно было улучшиться. Но вому причалу, командование суд- ствия «хозяина» третьего поича- не тут-то было. Если у первого на просит диспетчера тралового ла в Тюва-губе. причала стоит по-прежнему мло- Флота дать воды вне^очереди, так К. САФОНОВ, го судов, снабжающихся пресной как ее не хватает дойти до порта, диспетчер тралового флота водой и ожидающих очереди для может разморозить-'я паропровод, этого, то у третьего причала, где С грозным «хозяином» третьего из шланга пресная вода течет в причала разговаривают по теле залив, почти всегда полное спо- Фону дежурный диспетчер, руко- койствие — не так-то уж много водитель промыслом тов. Гунгон, средних траулеров подходит за а тов. Сборщиков и ухомне ведет, водой, да и берут-тоее они мало. — Зачем мне лишние хлопоты? — Нет. нет, вы не наши, не — рассуждает ов. — У нас нет «Мурмансельди». — коротко и специального штата для свабже- 3 января 1959 г. 3 tip в Тюва-губе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz