Рыбный Мурман. 1959 г. Январь.

Л О В И Т Ь П Р И Ц Е Л Ь Н О С О В Е Т Ы П Р О М Ы С Л О В И К А М Траловый флот пополняется все скачка температур воды, от боль- теля сверху курса, а снизу — новыми и новыми кораблями, ос- шой массы рачков, косяков сель- глубину залегания рыбы. Показа- нащенными приборами для по- ди, мальков других рыб и мойвы, ния расплескиваний луча у про­ иска и лова рыбы. Особенно хоро- Если есгь показания у грунта, ложенного курса на планшете ию, зарекомендовал себя на про- следует делать одно—два трале- следует отмечать точно по секун- мы'еле рыбоискатель. Однако ьтот ния. Если же в трале не окажется домеру, имея перед собой табли- Ценный прибор зачастую нелрз- улова, то значит рыбоискатель по- цу скорости судна за минуту, вильно используется на траулерах, казывает не рыбу, а другие орга- Пройдя весь район промысла, по Некоторые судоводители, плохо н тм ы . планшету будет видно, где тща- зная устройство его, неправильно Любознательный капитан и тельно следует провести поиск, пользуются им, а иногда и высо- мастер по добыче должны иметь учтя продолжительность записи и Дят из строя. у трала капроновую рубашку, хо- залегание рыбы. Имея хорошо отрегулировлндыйтя бы на одну треть длины двух- Учтя ветер, дрейф, движение рыбоискатель, еще до подхода к рядного мешка и при таких пока- судов, нужно заходить так, группе траулеров, если подходя- заниях, после первого пустого чтобы пройти по большей оси щие промысловые глубины, еле- траления, поставить ее и сделать косячка и спустить трал с дует вести поиск рыбы этям при- еще одно пробное траление. В таким расчетом, чтобы он бором. Нужно знать, что пока луч этом случае будет определено, сел на грунт за 3—5 минут в электроннолучевой трубке не да- что показывал прибор: мелкую до показаний прибора. Если по­ ет расплескивания у самого грун- рыбу или рачков. близости не обнаружены другие та или в 3—10 метрах от него, Придя в группу кораблей, еле- косячки, то, пройдя один галс, спускать трал бесполезно. Даже дует расположить курсы зигзаго- следует поднять трал и убедиться косяки пикши, которые находятся образно, с охватом всей площади в наличии улова. При больших большей частью возле грунта, да- группы промысловых судов. При концентрациях достаточно такого ют расплескивание луча. ' этом нужно учитывать изобаты, прицельного траления в течение Треска редко ложится на грунт, на которых держится рыба (по 10—15 минут, чтобы иметь улов и ее хорошо можно определять, сводке), точно наносить на план- в 6— 10 тонн рыбы. На промысле так как она держится выше кося- шеты стоящие буи и плавмаяки. окуня траления следует делать ков пикши. Но бывают случаи, Счисление надо вести точно, толь- еще меньше, когда и пикша поднимается стко по планшету, с учетом до од- С. ЕДЕМСКИИ, грунта и быстро передвигается. Вной минуты, отмечая на курсе начальник отряда учебных 1955 году на траулере «Кироаск»судна показания луча рыбоиска- судов тралового флота. ✓ в центральном районе моря при . _ Л П 1 . А И 1 1 А _ Я -- РАЦИОНАЛИЗАТОРЫОДНОГО Передовая бригада „Резца" испытании прибора было обнару­ жено, что косяки пикши в районе промышляющих судов, особенно на западной и северо-западной стороне, поднялись от грунта на 25—35 метров. Расплескивания луча были на разной глубине и рассеянные. Чем ближе к грунту расположены косяки рыбы, тем плотнее ложатся расплескивания луча. Иногда между косяками быва­ ют разрывы, и расплескивание лу­ ча дает только один грунт. Чем выше расположение косяков рыбы от грунта, тем разбросаннее, ре­ же расплескивание луча и объем­ нее его показания. Расплескивание луча может быть также от разных плотностей струй течений, резкого КОРАБЛЯ О Николае Сайгине, токаре плавбазы «Тамбов», мы впер­ вые услышали в техническом отделе управления «Мурман- сельдь»: — Новатор, толковый чело­ век, — отозвался о нем ин­ женер по рационализации тов. Боровой,— недавно его преми­ ровали за рационализаторскую работу... И вот мы на «Тамбове» в маленькой судовой механиче­ ской мастерской. Здесь, когда «Тамбов» находится на сельдя­ ном промысле- в Северной Ат­ лантике, Николай Сайгин по Такой ли плавмаяк нам нужен? Утрои 11 декабря на промысловом совещании капитанов тра­ улеров северо-западной группы тов. Максимов, капитан среднего траулера № 444, выполняющего роль плавучего маяка, заявил, что его еуднонаходится в группе кораблей и что в пределах своей ви­ димости он насчитал их до тридцати. Однако в утренней сводке сообщили, что около плавмаяка ведут промысел только 1 0 еудяв. В дневной сводке их было уже только восемь. В то же время, вы­ ступая на совещании, капитан маяка заявил, что он видит 33 судна. На дневном совещании 13 декабря руководитель промысла тов. Анисимовелел маяку подойти к группе судов, потому что его никто не видит, и держаться здесь на якоре. В ответ на это ка­ питан тов. Максимов сказал: «Я стою в группе кораблей, но траль­ щики меня не видят. Чтобы меня увидели, я могу выстрелить ракетой». После этого совещания в вечерней сводке о маяке сообщили только два судна, а промышляли в пределах его видимости, по моим подсчетам, 25 судов. Значит, остальные его не видели. Напрашивается вопрос: почему судоводители промысловых судов не видят маяка, стоящего на якоре? Ответтаков: потому, что нет у нас заботливого хозяина, который бы позаботился о состав­ лении инструкции для часто меняющегося экипажа плавмаяка. Команде маяка не следует включать прожекторы на рубке; тре­ буется постоянно производить светомаскировку в каютах; на мач­ те держать сидью ё огонь; работать для радиопеленга не реже, чем через каждые полчаса; в промысловой сводкемаяк должен указы­ вать свое местонахождение не номером квадрата, а сообщать ши­ роту и долготу, с указанием, счислимые они или обсервованные, и каким способом эта обсервация получена; в плохую видимость заказу механиков средних трау­ леров делает для них всевоз­ можные детали. На 18—20 про­ мысловых судов поступают то­ карные изделия, изготовленные за рейс Сайгиным. Стремление как можно боль­ ше принести пользы флоту по­ родило у него творческие мыс­ ли. Прежде всего Николай Сайгин сделал шлифовальную установку на токарном станке. это позволило в рейсе произво­ дить шлифовку любых деталей. Таких установок на других пла­ вучих базах не было. На этом же токарном станке рационали­ затор заменил старые цепные передачи новыми из текстроп- ных ремней. Станок после это­ го перестал дрожать, увели­ чил число оборотов. В мастерской появился пресс для пробивки отверстий в же­ сти, резине. Этот пресс сделан умелыми руками токаря Нико­ лая Сайгина. В каюте новатор показал нам оригинальный сверлильный станок, любовно покрашенный голубой краской. — Диаметром от ноля до ше­ сти миллиметров можно обра­ ботать любую деталь на этом станке, — улыбаясь, говорит Сайгин, — это мое пятое нов­ шество. % Пятое... А ведь совсем недав­ но этот черноватый молодой человек, приехавший из мор­ довской деревни, был на этом же корабле матрюсом. Здесь, на плавучей базе, у него пробу­ дился интерес к технике. Нико­ лай Сайгин напористо учился. Сам, без посторонней помощи, постиг паровую машину, пла­ вал мотористом. Потом овладел специальностью токаря. Здесь, в судовой мастерской, развер- О Г О Г небольшой трудовой коллектив знают далеко за пределами родного предприятия. Бригада слесарей , которой руководит Александр Семенович Захаров, пользовалась заслуженной славой еще на судоремонтном заводе Управления рыбной промышленности. С по­ лучением сельдяным флотом плавмастерекой «Резец», она перешла сюда , так как ремонт дизельных двигателей , на которых бригада спеш циализировалась , стал осуществляться в основном на этом предприя­ тии. В бригаде много молодых . но отлично знающих свое деую рабочих• Более пяти лет в атом коллективе трудится комсомолец Виктор Коле­ сов. Сейчас у него шестой разряд. Хорошо работать помогает учеба . В наступившем году он заканчиааетдесятилетку. О доверии трудящих­ ся к этому рабочему говорит т а к о й факт: Виктор — депутат Мурман­ ского городского совета . Вот еще один представитель этой бригады — Евгений Яковлев • Пришел в прошлом году в бригаду учеником* Продолжает заниматься в вечерней школе в девятом клас­ се. получил рабочий разряд. Александр Семенович неустан­ но передает свои знания молоде­ жи. Б ри гам значительно перекры­ ла план 1958 гожа. Только ш по­ следнее время она досрочно на дове суток отремонтированы средщ ний траулер № 237 & на сутки — средний траулер № 4125. На снимке: (справа налево) бригадир слесарей тов . З А Х А ­ РОВ. слесари тт. ЯКОВЛЕВ и КОЛЕСОВ , П. БЫСТРОУМОВ. Фото автора. нулся его талант — талант ра­ ционализатора. Впрочем на «Тамбове» не один Сайгин рационализатор. Их много: и капитан Борис Владимирович Некрасов, по предложению которого модер­ низированы кранцы, что дало двенадцать тысяч рублей экономии, н старший механик Борис Евгеньевич Ворфоломе- ев, пять новшеств которого принял технический сонет сель­ дяного флота, и начальник ра­ диостанции Борис Алексеевич Юонышев, н машинист Семен Михайлович Калинин и мно­ гие другие. Только эа десять месяцев этого года рационализаторы «Тамбова» внесли более два­ дцати предложений. Почти все они внедрены в производство. Важную роль в развитии ра­ ционализаторского движения иа корабле сыграла партийная ор­ ганизация. По ее инициативе на судне создан технический совет, который возглавляет коммунист тов. Ворфоломеев. Члены технического совета беседуют с моряками о важно­ сти рационализаторской рабо­ ты, подсказывают, на что в первую очередь следует обра­ тить внимание новаторам. Все рационализаторские предложе­ ния идут через судовой тех­ нический совет. Он же контро­ лирует внедрение принятых предложений в производство. Ключом бьет творческая мысль рационализаторов «Там­ бова». Но в предстоящем семи­ летии перед новаторами по­ ставлены еще большие зада ­ чи. Об этом хорошо знают на корабле и уже начинают пре­ творять их в жизнь. А. КОВРОВ. В темную ночь... На нашем траулере все подго­ товлено для плавания в зимних условиях. В надлежащем порядке у нас находятся и аварийные ке­ росиновые фонари. Каждый раз мы выписываем осветительный ке­ росин, и каждый раз нам его не дают в отделе снабжения. В одном из рейсов у нас про­ изошел такой случай. Неожидан­ но вышел из строя котел, встали все механизмы, погас электриче­ ский свет. Потребовалось поднять аварийные фонари Но их мы за­ жечь не смогли — не было керо­ сина. Отдел главного капитана флота должен позаботиться о снажбе- нип кораблей керосином, чтобы обезопасить плавание в темпов зимнее время. Н. ПОРОТОВ, боцман трау­ лера «Е. Пугачев». „Хозяин" новый—беспорядки старые В течение многих лет все ко- сухо отвечает начальник Тюва- ния водой других судов, рабли тралового и сельдяного Фло- губской базы управления «Мур- А работа-то заключается в том, , тов. в порядке очередности, могли мансельдь» тов. Сборщиков стар- чтобыподать шланг на корабль и «а** т „дг|.ва?ь_ псигнал- установленным на нем с gpaTb в01у в Тюва-губе только у шему помощнику капитана сред- принять его обратно. первого причала. Во время при- него траулера !Ns 363 Карельской Из-за негосударственного под­ хода большого количества судов АССР, — и воды мы вам не да- хода к делу тов. Сборщикова в де­ кабре, когда над заливом мощным тифоном, хотя бы букву «Р». Ничего этого в настоящее время на действующих промысло­ вых маяках нет. Все делается наоборот, и по огням, которые на них выставляются ( в частности, на СРТ-444), их нельзя отличить от промысловых судов. Неудивительно, что 12 декабря траулер «Ялта» чуть не подрезал тралом якорный канат маяка. Аварии удалось избежать только в результате мер, принятых моряками маяка. И лишь после счастливого расхождения «Ялты» с СРТ-444, судоводители «Ялты» узнали, что они имеютдело не с траулером, лежащим в дрейфе, а с маяком,стояшим на якоре. По-моему, обслуживая северо-западную группу, маяк в этом рейсе не принес пользы. Она будет только в т-ом случае, когда промысловики будут видеть его. Экипаж маяка, выйдя в рейс, даже не знал расписания своей работы для радиопеленгования. У него маячный огонь по силе све­ та нисколько не отличается от якорного огня, на рубкегорит про­ жектор, а из каждого иллюминатора виден свет, и маячный огонь нельзя отличить от огней промысловых судов. Нужно сделать так, чтобы плавучий маяк помогал промыс­ ловикам, а не был балластом на счету флота. Е. ЛЕБЕДЕВ , напитан траулера «Украина». здесь возникла «пробка». дим, идите к первому причалу. кайре, когда над заливом стоял И вот в ноябре прошлого года И хотя третий причал пустует, туман и была низкая температу- для снабжения пресной водойвода из шланга уходит в залив, ра воздуха, много ценноговреме- средних траулеров «Мурманселъ- корабль вынужден идти к пер- ни потеряли средние тпаулеэы ди» был проведен один шланг на вому причалу и ожидать большой Карельской флотилии, Мурман- третий тюва-губский причал. очереди для того, чтобы взять все- ского и Архангельского траловых Казалось бы, положение со го 3—5 тонн пресной воды. Ивот флотов, снабжением судов водой в Тюва- средний траулер подходит к пер- ^ж очень дорого обходятся деи- губе должно было улучшиться. Но вому причалу, командование суд- ствия «хозяина» третьего поича- не тут-то было. Если у первого на просит диспетчера тралового ла в Тюва-губе. причала стоит по-прежнему мло- Флота дать воды вне^очереди, так К. САФОНОВ, го судов, снабжающихся пресной как ее не хватает дойти до порта, диспетчер тралового флота водой и ожидающих очереди для может разморозить-'я паропровод, этого, то у третьего причала, где С грозным «хозяином» третьего из шланга пресная вода течет в причала разговаривают по теле­ залив, почти всегда полное спо- Фону дежурный диспетчер, руко- койствие — не так-то уж много водитель промыслом тов. Гунгон, средних траулеров подходит за а тов. Сборщиков и ухомне ведет, водой, да и берут-тоее они мало. — Зачем мне лишние хлопоты? — Нет. нет, вы не наши, не — рассуждает ов. — У нас нет «Мурмансельди». — коротко и специального штата для свабже- 3 января 1959 г. 3 tip в Тюва-губе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz