Рыбный Мурман. 1959 г. Январь.

ПО ДОБЫЧЕ РЫБЫ Нерешенные B o n p o c b i Морозы с туманами, стоявшие у нас в декабре исгекшего гола, показали неподготовленность ка­ питанов ряда кораблей тралового Флота для вождения судов в та­ ких условиях, а также недисцип­ линированность отдельных судо­ водителей. Это привело к боль­ шим непроизводительным просто­ ям кораблей в декабре прошлого года. До сих пор руководители флота мирятся с такими явлениями, когда некоторые капитаны ведут корабли в порт без необходимого запаса топлива и воды, что со­ вершенно недопустимо в зимнее время. С такой вредной практи­ кой необходимо решительно по­ кончить. Некоторые же капитаны бро­ саются в другую крайность. Стре­ мясь быстрее прийти в порт, они шлют радиограммы в управление Флота о том, что корабль не име­ ет топлива и воды, в то время как на сачим деле в достатке имеется и то, и другое. Так произошло, например, во время туманов на траулере «Геническ» После та­ кой радиограммы капитана тив. Верещагина, буксирный пароход «Прончищев» потратил на поиски «Геническа» 8 часов, а при про­ верке оказалось, что угля у него оставалось еще на 5 суток. А за эти 8 часов «Прончищев» мог бы провести в порт три средних траулера «Мурмансельди». Во в<*е концы летели аварий­ ные радиограммы с траулера «Ту­ ла» (капитан тов. Бахтин), Ар­ хангельского флота. Тревогу под­ нял и начальник оперативной группы архангельцев тов. Алеш- ков. 9 часов искал в тумане «Ту­ лу» буксирный пароход. А ока­ залось, что траулер стоял в бе­ зопасномместе и голлива у него было вполне достаточно. К тому же на «Туле» имеется локатор и корабль вполне мог самостоя­ тельно придти в порт. Поиски этого траулера также отразились на проводке судов. Необходимо обратить внимание и еще на один серьезный вопрос. На многих судах тралового флота имеются радиолокационные уста­ новки, но, как правило, в туман­ ную погоду капитаны не поль­ зуются ими и для прохода в порт вызывают буксир В таких слу­ чаях они сообщают, что локатор неисправен. В порту же оказы­ вается. что установка в полном порядке. Спрашивается, для чего же тогда оснащают корабли по­ войтехникой, если она не исполь­ зуется? Вообще не лишней была бы проверка умения судоводи­ тельского состава пользоваться локатором. Может быть, на неко­ торых кораблях они вообще не используются именно из-за сла­ бого .здания установки судоводи­ тельским составом. У нас есть претензия и к от­ делу флота управления рыбной промышленности совнархоза. В связи с тем, что наш буксирный флот отстает от растущих по­ требностей промысловых флотов, а спрос на него большой, наши суда нужно ремонтировать быст­ рее. Получается же наоборот: на­ ши суда ремонтируются в послед­ нюю очередьили вообще не вклю­ чаются в график ремонта. И еще одно замечание. Мы уже неоднократно ставили вопрос о приобретении несамоходного суд­ на, которое снабжало бы водой и топливом корабли. Зима, по существу, еще только началась. Поэтому егть о е т * необходимость заиятьсл реивннем тех вопросов, которые я считал необходимым поставить в своей корреспонденции. И. КРИВОВ, начальник флота рыбного порта. Новый способ промысла С 17 ноября по 18 декабря 1958 ода команда экспедиционного раулера «Севастополь* совмест­ но с учеными ПИНРО проводила •аботы в Северной Атлантике по своению лова сельди разноглу­ бинным тралом с кораблей борто- ого траления. Подготовка к рейсу началась л »ыверки лагов, тарировки прибо­ ров и тралов. Особое внимание ныло уделено тарировке тралов, -удно ходило галсами на ветер и ю ветру, разными скоростями и фи различной длине ваеров. Со- ласно показаниям приборов был ‘оставлен график, показывающий ia какой глубине в толще воды |дет трал при заданной длине заеров и скорости корабля. Начало промысла в группе су- нов было неудачным, так как <оманда не имела опыта работы ' разноглубинным тралом. Пер­ вые траления улова не принесли. Эднако это не удручило моряков шрабля. Команда упорно осваи* вала начатое дело. И вскоре поло­ жение стало выправляться. Четвер­ тый трал принес 1,5 тонны сельди т 25 минут траления. Это воо­ душевило наш коллектив и пока­ зало, что новым тралом можно цобиться желаемого результата. Судоводители, учитывая и ана­ лизируя деятельность капитанов кормовых траулеров типа «Пуш­ кин», заметили ряд недостатков в своей работе. Дело в том, что промысел с рефрижераторных ко­ раблей несколько отличается от работы кормовых траулеров. На судах с бортовым тралением ус­ ложняется выход на косяк при спуске трала, потому что трау­ лер должен делать циркуляцию и травить ваера так, чтобы при взя­ тии их на стопор корабль лежал курсом на центр косяка. Кроме того, мощность траловой лебедки на этих судах не позволяет под­ бирать ваера на ходу, если кося­ ки сельди поднимаются ближе к поверхности воды. Это-то иногда и служило у нас причиной прома­ ха (холостых тралений). При больших подъемах много времени уходило на дележку ры­ бы. Но ззто не было случаев по­ рывов тралового мешка, так как при дележках в полукуток боль­ ше трех тонн сельди не входило. Мы вели промысел сельди раз­ ноглубинным 20-метровым тралом конструкции научного работника ПИНРО П. А. Старовойтова. Эти орудия лова очень удобны в ра­ боте. На спуск и подъем их за ­ трачивается мало времени. Трал Старовойтова имеет большое го­ ризонтальное и вертикальное рас­ крытие и позволяет буксировку его при мощности нашего двига­ теля в 1080 л. с. со скоростью до 4-х узлов, при следовании с тра ­ лом по ветру. При ветре же в 4—5 баллов мы были вынуждены заходить без трала на ветер, а за- тем производить траление, спуска­ ясь по волнам. Следуя на ветер и проходя над косяком, судоводи­ тели замечали глубину его зале­ гания. Затем, рассчитав длину ваеров и скорость корабля, они уходили на такое расстояние от косяка, чтобы успеть вытра­ вить ваера и лечь на правильный курс. После взятия ваеров на сто­ пор,. акустики сообщали направ­ ление на косяк и дистанцию до него. Мы рассчитывали так, что­ бы попасть тралом в центр кося­ ка, где наиболее густо концентри­ ровалась сельдь. При наличии нескольких мел­ ких косяков нами увеличивалось время траления и облавливалось сразу 3—4 косяка. При плохой промысловой обстановке проходи­ ли по косяку дважды — с поворо­ том. При поисках и лове сельди не­ оценимую помощь дает подвод­ ный рыболокатор отечественного производства. Он работает в боль­ шом радиусе и обеспечивает точ­ ный выход на косяк, показывает движение крсяка и определяет углы его смещения. Качество сельди при лове ее тралом с кораблей бортового тра­ ления значительно выше, чем при ^дрифтерном промысле. Ускоряет­ ся уборка рыбы, так как при вы­ сыпке сельди из трала вся коман­ да занимается ее обработкой. В настоящее время команда «Севастополя» осваивает лов сельди разноглубинным тралом, когда косяки рыбы стали значи­ тельно подвижнее, что затрудняет выход корабля на них. Однако экипаж корабля в тесном содру­ жестве с учеными приложит все усилия, чтобы справиться с рейсо­ вым заданием. Одновременно мы изучаем возможности промысла сельди тралом со средних трау­ леров. А это позволит увеличить вылов ценной *рыбы, выполнить задачи, поставленные перед рыба­ ками в Тезисах доклада товари­ ща Н. С. Хрущева на XXI съезде КПСС. Г. САФОНОВ," капитан экспедиционного судна «Севастополь». Вооружить суда приборами В конце прошлого года реф­ рижераторные траулеры успгш- но работали на промысле сельди в Северной Атлантике, приме­ няя разноглубинный трал. Аля освоения тралового промысла сельди с кораблей бортового траления была направлена не­ большая группа траулеров. Из них лучших результатов добил­ ся коллектив траулера «Сева­ стополь». Одной из важнейших причин успеха этого экипажа является то, что на корабле ус­ тановлен прибор для поиска сельди , дающий возможность обнаруживать косяки этой ры­ бы не только под килем судна , но и на расстоянии. Другие траулеры такою прибора не имели, и им прихо­ дилось работать в паре с реф­ рижераторными судами . Ясно, что поднос лов велся почти вслепую. Для успешного освое­ ния и дальнейшего развития разноглубинною лова *i сельди с судов бортового траления, на них необходимо установить по­ исковые приборы , имеющие го­ ризонтальный тракт . Кроме то­ го, надо разработать конструк­ цию стопор-блока , который пот зволит выбирать и травить ва­ ера, не отдавая их со стопора . Э. ГРИГОРЬЕВ, ннженер промысловой группы управления тра­ лового флота. Нужен эксперимент! ВЕДЯ лов сельди дрифтерны­ ми сетями, мы часто имели прилов крупной трески, пикши и даже мелкой семги. Эти приловы были как в Баренцевом море, так и в Северной Атлантике. Таким образом, на огромной акватории моряи океана в поверхностных слоях воды имеется большой запас тресковых рыб. Специально ло­ вом этих рыб у нас никогда не за­ нимались, но норвежские рыбаки интенсивно добывают сайду, тре­ ску и пикшу кошельковыми нево­ дами и поверхностными ярусами, которые иногда достигают о—6 миль в длину. Скопление рассеянной трески и пикши в поверхностных слоях во­ ды обнаружить лодаром нет воз­ можности: отдельные экземпляры прибор не регистрирует, а если показывает, то они сливаются с записью на ленте с так называе­ мой реверберацией. Лодаром мож­ но обнаружить косяки сайды, ко­ торые около наших берегов иног­ да бывают оченьбольшими. В связи с нерестом с марта по авг\*т лов сельди в Северной Ат­ лантике будет несколько со­ кращен, имеется возможность выделить несколько судов на экспериментальный лов дриф­ терными порядками, состоящи­ ми из тресковых сетей, а также поверхностным ярусом. Дрифтерные порядки могут быть длиной до трех миль, а крупно- ячейные сети из капронового во­ локна могут быть 20 метров вы­ сотой и 50 метров длиной. Таким образом, в такой порядок можно выловить немалотрески и пикши. Ярус можноиметь длинойдо 30 миль и более. Достаточно указать, что при ловетунца ярусы у япон­ ских рыбаков достигают десятков миль длиной. Осваивая лов поверхностным ярусом, можно научиться ловить и тунца в южной части Норвеж­ ского моря и дальше, юго-запад­ нее его, — в Атлантическом оке­ ане. Тресковым дрифтером и ярусом можно провести эксперименталь­ ный лов у норвежских и мурман­ ских берегов с тем, чтобы выяс­ нить, возможен ли лов трески, пи­ кши и сайды. В дрифтер могут по­ пасть и «переселенцы» с Дальне­ го Востока — горбуша и кета. Ведь что происходит с ними в мо­ ре, мы не знаем. Вылавливая сай­ ду. а она, по-видимому, явится са­ мым главным врагом молоди кеты и горбуши,мы можем внестиеще большую ясность в акклиматиза­ цию дальневосточных лососей. Мне думается, что пора подумать над этими способами лова и про­ вести пробу их как в Северной Атлантике, так и в Баренцевом море. Для того, чтобыуепе-шно вы­ полнить задание семилетки, про­ мысловики нашего бассейна долж­ ны использовать все резервы по добыче рыбы. С. ЕДЕМСКИЙ, начальник северного отряда учебных судов. 13 января 1959 г. 3 стр На снимках: 1. Дележка пят- гадцатитовного улова сельди у [борта экспедиционного судна « Се­ вастополь» 10 декабря 1958 года. 2. Старший мастер по добыче ры­ бы Иван Яковлевич ПОПОВ го- 70внт трал к очередному спуску. Фото П. Старовойтова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz