Рыбный Мурман. 1959 г. Январь.
ПО ДОБЫЧЕ РЫБЫ Нерешенные B o n p o c b i Морозы с туманами, стоявшие у нас в декабре исгекшего гола, показали неподготовленность ка питанов ряда кораблей тралового Флота для вождения судов в та ких условиях, а также недисцип линированность отдельных судо водителей. Это привело к боль шим непроизводительным просто ям кораблей в декабре прошлого года. До сих пор руководители флота мирятся с такими явлениями, когда некоторые капитаны ведут корабли в порт без необходимого запаса топлива и воды, что со вершенно недопустимо в зимнее время. С такой вредной практи кой необходимо решительно по кончить. Некоторые же капитаны бро саются в другую крайность. Стре мясь быстрее прийти в порт, они шлют радиограммы в управление Флота о том, что корабль не име ет топлива и воды, в то время как на сачим деле в достатке имеется и то, и другое. Так произошло, например, во время туманов на траулере «Геническ» После та кой радиограммы капитана тив. Верещагина, буксирный пароход «Прончищев» потратил на поиски «Геническа» 8 часов, а при про верке оказалось, что угля у него оставалось еще на 5 суток. А за эти 8 часов «Прончищев» мог бы провести в порт три средних траулера «Мурмансельди». Во в<*е концы летели аварий ные радиограммы с траулера «Ту ла» (капитан тов. Бахтин), Ар хангельского флота. Тревогу под нял и начальник оперативной группы архангельцев тов. Алеш- ков. 9 часов искал в тумане «Ту лу» буксирный пароход. А ока залось, что траулер стоял в бе зопасномместе и голлива у него было вполне достаточно. К тому же на «Туле» имеется локатор и корабль вполне мог самостоя тельно придти в порт. Поиски этого траулера также отразились на проводке судов. Необходимо обратить внимание и еще на один серьезный вопрос. На многих судах тралового флота имеются радиолокационные уста новки, но, как правило, в туман ную погоду капитаны не поль зуются ими и для прохода в порт вызывают буксир В таких слу чаях они сообщают, что локатор неисправен. В порту же оказы вается. что установка в полном порядке. Спрашивается, для чего же тогда оснащают корабли по войтехникой, если она не исполь зуется? Вообще не лишней была бы проверка умения судоводи тельского состава пользоваться локатором. Может быть, на неко торых кораблях они вообще не используются именно из-за сла бого .здания установки судоводи тельским составом. У нас есть претензия и к от делу флота управления рыбной промышленности совнархоза. В связи с тем, что наш буксирный флот отстает от растущих по требностей промысловых флотов, а спрос на него большой, наши суда нужно ремонтировать быст рее. Получается же наоборот: на ши суда ремонтируются в послед нюю очередьили вообще не вклю чаются в график ремонта. И еще одно замечание. Мы уже неоднократно ставили вопрос о приобретении несамоходного суд на, которое снабжало бы водой и топливом корабли. Зима, по существу, еще только началась. Поэтому егть о е т * необходимость заиятьсл реивннем тех вопросов, которые я считал необходимым поставить в своей корреспонденции. И. КРИВОВ, начальник флота рыбного порта. Новый способ промысла С 17 ноября по 18 декабря 1958 ода команда экспедиционного раулера «Севастополь* совмест но с учеными ПИНРО проводила •аботы в Северной Атлантике по своению лова сельди разноглу бинным тралом с кораблей борто- ого траления. Подготовка к рейсу началась л »ыверки лагов, тарировки прибо ров и тралов. Особое внимание ныло уделено тарировке тралов, -удно ходило галсами на ветер и ю ветру, разными скоростями и фи различной длине ваеров. Со- ласно показаниям приборов был ‘оставлен график, показывающий ia какой глубине в толще воды |дет трал при заданной длине заеров и скорости корабля. Начало промысла в группе су- нов было неудачным, так как <оманда не имела опыта работы ' разноглубинным тралом. Пер вые траления улова не принесли. Эднако это не удручило моряков шрабля. Команда упорно осваи* вала начатое дело. И вскоре поло жение стало выправляться. Четвер тый трал принес 1,5 тонны сельди т 25 минут траления. Это воо душевило наш коллектив и пока зало, что новым тралом можно цобиться желаемого результата. Судоводители, учитывая и ана лизируя деятельность капитанов кормовых траулеров типа «Пуш кин», заметили ряд недостатков в своей работе. Дело в том, что промысел с рефрижераторных ко раблей несколько отличается от работы кормовых траулеров. На судах с бортовым тралением ус ложняется выход на косяк при спуске трала, потому что трау лер должен делать циркуляцию и травить ваера так, чтобы при взя тии их на стопор корабль лежал курсом на центр косяка. Кроме того, мощность траловой лебедки на этих судах не позволяет под бирать ваера на ходу, если кося ки сельди поднимаются ближе к поверхности воды. Это-то иногда и служило у нас причиной прома ха (холостых тралений). При больших подъемах много времени уходило на дележку ры бы. Но ззто не было случаев по рывов тралового мешка, так как при дележках в полукуток боль ше трех тонн сельди не входило. Мы вели промысел сельди раз ноглубинным 20-метровым тралом конструкции научного работника ПИНРО П. А. Старовойтова. Эти орудия лова очень удобны в ра боте. На спуск и подъем их за трачивается мало времени. Трал Старовойтова имеет большое го ризонтальное и вертикальное рас крытие и позволяет буксировку его при мощности нашего двига теля в 1080 л. с. со скоростью до 4-х узлов, при следовании с тра лом по ветру. При ветре же в 4—5 баллов мы были вынуждены заходить без трала на ветер, а за- тем производить траление, спуска ясь по волнам. Следуя на ветер и проходя над косяком, судоводи тели замечали глубину его зале гания. Затем, рассчитав длину ваеров и скорость корабля, они уходили на такое расстояние от косяка, чтобы успеть вытра вить ваера и лечь на правильный курс. После взятия ваеров на сто пор,. акустики сообщали направ ление на косяк и дистанцию до него. Мы рассчитывали так, что бы попасть тралом в центр кося ка, где наиболее густо концентри ровалась сельдь. При наличии нескольких мел ких косяков нами увеличивалось время траления и облавливалось сразу 3—4 косяка. При плохой промысловой обстановке проходи ли по косяку дважды — с поворо том. При поисках и лове сельди не оценимую помощь дает подвод ный рыболокатор отечественного производства. Он работает в боль шом радиусе и обеспечивает точ ный выход на косяк, показывает движение крсяка и определяет углы его смещения. Качество сельди при лове ее тралом с кораблей бортового тра ления значительно выше, чем при ^дрифтерном промысле. Ускоряет ся уборка рыбы, так как при вы сыпке сельди из трала вся коман да занимается ее обработкой. В настоящее время команда «Севастополя» осваивает лов сельди разноглубинным тралом, когда косяки рыбы стали значи тельно подвижнее, что затрудняет выход корабля на них. Однако экипаж корабля в тесном содру жестве с учеными приложит все усилия, чтобы справиться с рейсо вым заданием. Одновременно мы изучаем возможности промысла сельди тралом со средних трау леров. А это позволит увеличить вылов ценной *рыбы, выполнить задачи, поставленные перед рыба ками в Тезисах доклада товари ща Н. С. Хрущева на XXI съезде КПСС. Г. САФОНОВ," капитан экспедиционного судна «Севастополь». Вооружить суда приборами В конце прошлого года реф рижераторные траулеры успгш- но работали на промысле сельди в Северной Атлантике, приме няя разноглубинный трал. Аля освоения тралового промысла сельди с кораблей бортового траления была направлена не большая группа траулеров. Из них лучших результатов добил ся коллектив траулера «Сева стополь». Одной из важнейших причин успеха этого экипажа является то, что на корабле ус тановлен прибор для поиска сельди , дающий возможность обнаруживать косяки этой ры бы не только под килем судна , но и на расстоянии. Другие траулеры такою прибора не имели, и им прихо дилось работать в паре с реф рижераторными судами . Ясно, что поднос лов велся почти вслепую. Для успешного освое ния и дальнейшего развития разноглубинною лова *i сельди с судов бортового траления, на них необходимо установить по исковые приборы , имеющие го ризонтальный тракт . Кроме то го, надо разработать конструк цию стопор-блока , который пот зволит выбирать и травить ва ера, не отдавая их со стопора . Э. ГРИГОРЬЕВ, ннженер промысловой группы управления тра лового флота. Нужен эксперимент! ВЕДЯ лов сельди дрифтерны ми сетями, мы часто имели прилов крупной трески, пикши и даже мелкой семги. Эти приловы были как в Баренцевом море, так и в Северной Атлантике. Таким образом, на огромной акватории моряи океана в поверхностных слоях воды имеется большой запас тресковых рыб. Специально ло вом этих рыб у нас никогда не за нимались, но норвежские рыбаки интенсивно добывают сайду, тре ску и пикшу кошельковыми нево дами и поверхностными ярусами, которые иногда достигают о—6 миль в длину. Скопление рассеянной трески и пикши в поверхностных слоях во ды обнаружить лодаром нет воз можности: отдельные экземпляры прибор не регистрирует, а если показывает, то они сливаются с записью на ленте с так называе мой реверберацией. Лодаром мож но обнаружить косяки сайды, ко торые около наших берегов иног да бывают оченьбольшими. В связи с нерестом с марта по авг\*т лов сельди в Северной Ат лантике будет несколько со кращен, имеется возможность выделить несколько судов на экспериментальный лов дриф терными порядками, состоящи ми из тресковых сетей, а также поверхностным ярусом. Дрифтерные порядки могут быть длиной до трех миль, а крупно- ячейные сети из капронового во локна могут быть 20 метров вы сотой и 50 метров длиной. Таким образом, в такой порядок можно выловить немалотрески и пикши. Ярус можноиметь длинойдо 30 миль и более. Достаточно указать, что при ловетунца ярусы у япон ских рыбаков достигают десятков миль длиной. Осваивая лов поверхностным ярусом, можно научиться ловить и тунца в южной части Норвеж ского моря и дальше, юго-запад нее его, — в Атлантическом оке ане. Тресковым дрифтером и ярусом можно провести эксперименталь ный лов у норвежских и мурман ских берегов с тем, чтобы выяс нить, возможен ли лов трески, пи кши и сайды. В дрифтер могут по пасть и «переселенцы» с Дальне го Востока — горбуша и кета. Ведь что происходит с ними в мо ре, мы не знаем. Вылавливая сай ду. а она, по-видимому, явится са мым главным врагом молоди кеты и горбуши,мы можем внестиеще большую ясность в акклиматиза цию дальневосточных лососей. Мне думается, что пора подумать над этими способами лова и про вести пробу их как в Северной Атлантике, так и в Баренцевом море. Для того, чтобыуепе-шно вы полнить задание семилетки, про мысловики нашего бассейна долж ны использовать все резервы по добыче рыбы. С. ЕДЕМСКИЙ, начальник северного отряда учебных судов. 13 января 1959 г. 3 стр На снимках: 1. Дележка пят- гадцатитовного улова сельди у [борта экспедиционного судна « Се вастополь» 10 декабря 1958 года. 2. Старший мастер по добыче ры бы Иван Яковлевич ПОПОВ го- 70внт трал к очередному спуску. Фото П. Старовойтова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz