Рыбный Мурман. 1959 г. Январь.
шит ebeMU Суточное задание траловому флогтгу в январе—6130 центнеров, ДОБЫТО: 5 января — 2359 центнеров в января — 1792 центнера, 7 января — 2372 центнера, 8 янвнря — 3504 центнера. 9 января — 5845 центнеров 10 января — 5935 центнеров 11 января — 3745 центнеров. Недолов зз неделю составил более 17000 центнеров. попутный характер, при следова нии кораблей по основномуза данию в другие районы. Причем такие обследования редко совпа дали с периодами возможной кон центрации сайды. Безусловно, по добныйметод разведки не дал и не мог дать зультатов. О ля у л у ч ш е н и я р а б о т ы ТРАЛОВОГО ФЛОТА е С 1 по 11 января включительно на промысле в общей сложности было на 180 траулеров меньше, чем планировалось I Из-за аварий потеряны сотни часов промыслового времени. Только одна авария траулера „Водник" составила простой судна 240 часов СПОСОБНЫ ПРЕОДОЛЕТЬ ЛЮБЫЕ ТРУДНОСТИ В прошлом году наш экипаж е государственным планом спра вился успешно. Но работали мы в несколько неблагоприятных ус ловиях. Планировалось весь юл ловить треску, а мы несколько рейсов добывали сельдь. Предпо лагалось работать и на банкеФле- миш-Кап, но переходыпланиро вались, как и для рефрижератор ных кораблей, — по 1 0 суток в одну сторону. В наступившем го ду это надо делать более проду манно. Расскажу о последнем рейсе. Из порта мы ушли 14 поябрл. Направились к острову Шпицбер ген. Через три дня провелипер вое траление, которое принесло улов около двух тонн трески. Промышляли в тяжелых услови ях — при ifi—17-градусных мо розах, борясь с плавучим льдом. Нередко поднятая па борт рыба 1 ут же замерзала. Чтобы избе жать этого, накрывали се брезен том. Нетрудно представить, как нелегко давалась и обработка улова. Но матросы тт. Петушков, Новиков. Болтыхов и Егоров до брались неплохих показателей. Яго, собственно, — наши лучшие шксрщики. Когда условия работы в районе островаШпицберген еще более ухудшились и уловы упали, наш корабль направился к острову Медвежий. Условия и здесь были не легче, но вылавливать удава лосьиногда за двухчасовое трале- емся успеха и в первом ние до 3—4-х тонн рыбы. Суточ- милетки* ный улов достигал 12—13 тонн. ВСЕ РЕЗЕРВЫ • _________ ___ ____________________________ ___________ \\тп\\ттштжтшшшхавязввяяшть От разговоров осайде—к ееактивному лову РАЗГОВОРЫ о возможности Были попытки в прошлом ор- время находится небольшое коли- оргаиизации промыела ганизовать лов сайды в этих рай- чествр иностраиных траулеров еайды в районах северо-западчого онах и промысловыми судами, (немецких, английских). Наблго- побережья Норвегии, на местах Имев в то время прекрасную- деиия за их работой приводят нас ее нереста, ведутся уже много сырьевую базу в прибрежных и к выводу, что втв районы сейчас лет, а точнее — десятилетия, центральных районах Баренцева постоянно дерватся ими под ПИНРО (тов. Маслов) не раз ука- моря, капитаны-промысловики контролем (особенно немецкими зывал на наличие больших сырь- шли, в районы банокВестролен, траулерами), по-видимому, в ожи- евых запасов сайды и выеказы- Андей, Маланг весьма неохотнои. дании улучшения промысловой вал мнение, что «лав ее возможен сделав несколько тралений на за- обстановки в ближайшее время, не только в заливах и губах, но девистых и сложных по своему Работа в районах северо-за- и в открытом море, вблизи побе- рельефу грунтах, под разными падного побережья Норвегии нме* режья. В некоторые годы уловы, предлогами уходили из этих райо- свои особенностии свои труд но-видимому, могут быть очень нов. ности.Во-первых, работать в них значительными и не ^уступать Одному из авторов статьи при- труднее и сложнее, чем, напри- уловам трески»/ Сайда име т шлось в декабре 1949 года неко- мер, в центральных или севером большой удельный вес в промыс- ТОрое время работать в этихрайо- западных районах Баренцева ле ряда стран и, в первую оче- нах на поисковом траулере «Ка- моря. Рельеф дна там сложный и редь, Германии, Англии, Норве- питан Демидов». Не зная особен- задевистый, однако далеко не гии, причем значительная доля цостей промысла в этом районе, везде. Районы банок Вестролен. улова падает на районы побе- поиски велись всего несколько Андей и Маланг располагают режья Норвегии. дней. Не добившись положитель- значительными площадями с удо- За прошлый период неодно- ных результатов, траулер пере- влетворительным рельефом для кратно предпринимались попытки шел в другие, менее сложные траления. Для эффективной рабо- вести поисковые работы в райо- районы. В то же время иностран- ты в указанных районах требует- нах норвежского побережья трау- ные корабли, промышлявшие с ся при тралении умение строго лерами разведки, но они носили, нами рядом, поднимали за трале- держаться на изобате, чего не как правило, эпизодический и ние 3—4 тонны еайды. Но с тех умеют, к сожалению, многие на пор прошло много лет, повыси- ши штурманы, лось мастерство моряков, усовер- Укоренилось мнение, что у по- шенствовалась техника советско- бережья Норвегии траления мож- го тралового промысла. но производить только в одном на- Поисковый траулер «Джугба» правлении — ^по течению, что оперативной разведки с 19 де- являлось одной из основных при- кабря прошлого по 1 января ны- чин нежелания капитанов там нешнего года работал в районах работать. При этом они ссылают- положительных ре- северо-западного побережья Нор- ся на большие непроизводитель- вегии. Задание не предусматри- ные затраты времени на заходы ----------- вало специальной задачи по вы- для траления. Но эти затраты, *) ПИНРО «Промысловые ры- явлению возможностей организа- опять-таки, нужны не везде. ции лова сайды, но некоторые ре- Мы наблюдали на Маланг-банке зулвтаты наших работв этом рей- работунемецкого траулера, кото- се заставляют нас считать целе- рый производил траление с пово- сообразным продолжить разговор ротам на 180 градусов в остовом о сайде. и вестовом направлениях, • тем За непродолжительный период самым компенсируя снос корабля наших работ сайда составила 40 тече,нием, что в итоге сокращало процентов всей выловленной в непроизводительную затрату вре- рейсе рыбы. Около половины от мени заз°ла на течение. И мы общего количества произведенных пР0ИЗВ°Дили удачно траления зна- тралений принесли в уловах от логичного характера 10 до 95 процентов сайды. От- В указанных районах нужно дельные подъемы на банках Вест- работать бесквартропным тралом. ролен-Андей за полуторачасовое Наличие квартролов увеличивает траление составляли 2,0—4.0 аварийность при тралении. Кабе- тонны, из которых сайда состав- ли должны быть укороченные — ляла до 95 процентов. Отдельные не более 40 метров. Можно было сорокаминутные траления давали бы продолжить перечень техниче- до 0,3 тонны рыбы, из которых ских особенностей, которые долж- 40 процентов сайды. ны обеспечить эффективную ра- В данное время сайда в основ- ^оту траулера в данных районах, ном концентрируется в районах это не входит в задачу авторов банок Вестролен, Андей и Маланг- настоящей статьи, банки, причем наибольшие скоп- "Ри сложившейся промысловой ления ее образуются у дна в свет- обстановке и состоянии сырьевой лое время суток на глубинах 2 0 0 ^азы в Баренцевом море вопросу ■—250 метров. В период рейса освоения северо-западного побе- светлое время было ограничено Рвжья Норвегии и, в частности, 4—4,5 часами, но с увеличеии- банок Вестролен, Андей, Маланг- ем его промысловые возможности банки и организации там лова улучшатся. С наступлением тем- сайды, запасы иоторой, по-види- ноты сайда отходит на более мел- М0МУ н* претерпели значитель- кие глубины, а часть ее, по-види- ных изменений, следует придать мому, поднимается над дном. В самое серьезное значение и от это время суток наилучшие уло- многолетних разговоров перейти и вы имеют место на глубинах ДелУ-. В настоящее время этому 120—150 метров. благоприятствуют все обстоятель- Гидроакустический рыбоноиско- ства — приближается нересто вый прибор отмечает, особенно ВЬ1й период, преднерестовые ночью,большиескопления рыбы, скопления сайды в этих районах с постепенным увеличением в будут увеличиваться, 1 величи- толще воды. Нам приходилось не- вается и продолжительность свет- одно-кратно по 15—20 минутдви- лого времени суток, сайда более гаться «ходом» непрерывно, имея длительное время будет концент- на приборе показания мощных рироваться у дна и лучше облав- скоплений рыбы. ливатьея тралом. Одновременно Небольшое вертикальное рас- улучштъея в этих тшмнах крытие донного трала ( 2 , 5 — 2 , 8 пР°мь]словая обстановка по нере- бы Баренцева и Белого Н. А. Маслов «Сайда». морей: ВОТ ОНИ—РЕЗЕРВЫ: году се- c. ТОКМАШЕВ, второй помощник капитана при хорошем ассортименте рыбы: траулера «Ставрида». 20 процентов крупной и 70 про- На снимке: лучшие люди трау- центов ровной. Весь экипаж ра- лера «Ставрида» (слева направо) ботал старательно, чтобы доероч- засольщик Николай Борисович но вернуться в порт с перевы полненным заданием. Этого мы и добились:при рейсовом задании в 175 тонн сдали около 210 тонн рыбы. Трудовойуспех коллектив посвящает XXI съезду родной Коммунистической партии. На до стигнутом не остановимся, добь- ДАНИЛОВ, матрос первого клас са Григорий Трофимович ПЕ ТУШКОВ и второй механик Алек сандр Григорьевич МИТАЕВ. На они метров) захватывает в ночное время только часть косяка. В это время суток наблюдавшийся на ми улов немецкого траулера со ставил за двухчасовое траление 2 тонны сайды. стовои треске и окуню. Необходимо для достижения та кой цели выделить специальные, хорошо оснащенные корабли с опытным штурманским составом знающим эти районы. Весьма це- Выловленная сайда на банках «ееоооразво применить для лова Вестролен и Андей — крупная (86—90 см), средняя навеска ее 12—13 килограммов. На Маланг- траулере работают продол- gaHKe она немного мельче (70— жительное время, зареномендова- 75 см). g настоящее время сайда ли себя знающими специалиста- накапливается в этих района! ми. перед нерестом. Фото П. Бысгроумова. В обеледованвых районах все сайды в моменты ее подъема в толщу воды разноглубинный трал ПИНРО. J1. ПЕЧЕНИК, старший ин женер промысловой раз ведки. М. БАЧИН, капитан поис ково го траулера «Джугба».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz