Рыбный Мурман. 1959 г. Январь.

Обсуждаем Тезисы доклада Н. С. Хрущева на XXI съезде КПСС П у т и п о выш е н и я р е н т а б е л ь н о с т и рабля рыбы меньше, зарплату по­ лучила больше, чем моряки «За- т р а у л е р о в С ЕМИЛЕТНИМ ПЛАНОМ, контрольные цифры которого опуб­ ликованы в печати, предусматривается дальнейшее раз­ витие рыбной промышленности страны. Рост вылова рыбы наме­ чается достигнуть за счет освоения новых промысловых районов в открытых морях и океанах. К 1965 году улов составит 4 миллиона 626 тысяч тонн, то есть 162 процента по сравнению с 1958 годом. Вместе с этим- принимаются меры по дальнейшему повышению вкусовых и питательных свойств рыбных товаров, по значитель­ ному улучшению упаковки, выработки полуфабрикатов и т. д. Для достижения этой цели необходимо, по нашему мнению,^резко по­ высить производительность труда за счет освоения новой техники, ее дальнейшего совершенствования. С июля 1955 года в строй действующих кораблей тралового флота вступили лучшие в мире промысловые суда — траулеры с кормовым тралением. Они обладают большой автономностью пла­ вания, что позволило успешно освоить дальни* богатые промысло­ вые районы, такие, как Флемиш-Кап, Большая Ньюфаундлендская банка, район Лабрадора и другие. До принятия на вооружение про­ мысловиков судов типа «Пушкин» эти районы для нас были недо­ ступны. Кроме того, на этих траулерах достигнута самая низкая себестоимость одного центнера рыбы, самая высокая производи­ тельность и культура труда, самое высокое качество сдаваемой ры­ бопродукции различного ассортимента, которая идет, минуя рыбо­ комбинат, непосредственно в торговую сеть. Чего бы желать большего? Но, как известно, лучшее — враг хорошего. У промысловиков немало мыслей по дальнейшему со­ вершенствованию техники. Мне хочется высказать некоторые сооб­ ражения по улучшению конструкции траулеров кормового тра­ ления. В мае 1958 года в состав тралового флота включен большой морозильный траулер кормового траления, построенный Николаев­ ским заводом имени Носенко, •— «Маяковский». Корабль обладает резко улучшенными мореходными качествами, имеет упрощенную схему спуска и подъема трала. На нем достигнута почти полная безопасность труда матросов, работающих с орудиями лова, осо­ бенно в штормовую погоду. Рыбофабрика «Маяковского» оснащена дополнительно ценной машиной, способной вырабатывать филе кз ровной и мелкой трески. Имеется ряд других преимуществ перед судами типа «Пушкин». Однако, несмотря на громадные преимущества этих кораблей перед паровыми судами, они обладают и рядом недостатков, кото­ рые необходимо срочно устранить, так как строительство трауле­ ров типа «Маяковский» началось большой серией. Практикой эксплуатации траулеров типа «Пушкин» выявлено некоторое несо­ ответствие между автономностью их плавания и грузовмести­ мостью трюмов, вследствие чего эти суда, как правило, не пол­ ностью расходуют свои запасы в течение рейса. До середины прошлого года этот вопрос не ставился остро, так как капитаны большинства судов заполняли морским окунем консервный и да­ же рыбомучные трюмы, подводя предварительно к ним холод из морозильных камер. Из-за неприспособленности указанных трюмов в сентябре 1958 года перевозка мороженой рыбы в них была ка­ тегорически запрещена приказом по флоту. Как ни странно, на кораблях типа «Маяковский» этот разрыв между автономностью плавания и грузовместимостью трюмов уве­ личился до недопустимых размеров. Вот пример. Траулер «Маяков­ ский» сделал два рейса в дальние районы — Флемиш-Кап и Лабра­ дор. Оба рейса совершены, в среднем, за 50суток: 20 суток на пе­ реходы к месту промысла и обратно, и 30— на лов. Из первого рейса было доставлено 690 тонн морского окуня, из второго — 650 тонн. Ввиду того, что на второй рейс нас снабдили финской -картонной тарой, у которой объем одного пустого ящика больше чем у нашей, отечественной, и рыбы соответственно было приве­ зено меньше. А по запасам топлива, воды и других припасов «Маяковский» мог свободно находиться на промысле еще 30 суток. За это время можно было набрать один груз без всякого пополне­ ния запасами и топливпм, а на транспортировке этого груза сэко- номился бы целый месяц, который теряется на переходы и стоянку в порту. Грузовместимость трюмов траулеров типа «Маяковский» мень­ ше его прототипа — траулера «Пушкин» — на 100 тонн. Если на траулерах типа «Пушкин» в трюмы вмещается в финской таре 680—700 тонн морского обезглавленного окуня, то на «Маяков­ ском» — 580—600 тонн. Кое-кто может сказать, что вначале и на кораблях типа «Пушкин» не больше рыбы привозили. Здесь лта формула не применима. Весь накопленный ранее опыт работы на судах кормового траления был сразу же перенесен на «Маяков­ ского», все данные обобщались еще в первых опытных рейсах. Де­ ло в другом. Объем трюмов здесь оказался меньше на 130 кубиче­ ских метров. Трюмы неудобны для тщательной загрузки их про­ дукцией. Эта грубая ошибка допущена при проектировании и пол­ ностью ее сейчас устранить невозможно. Можно прямо сказать, что кое-кто из ответственных товарищей не учел опыта эксплуата­ ции траулеров типа «Пушкин», вряд ли был в дальних районах, где работали эти суда. Мало построить новый корабль с хорошими мореходными ка­ чествами, надо, чтобы он полностью соответствовал его целевому назначению. Надо уметь при этом считать государственные деньги. И тут снова траулер «Маяковский» уступает судну «Пушкин». Вот сравнительные данные работы экипажа траулера «Заволжск» (типа «Пушкин») и траулера «Маяковский». Корабли промышляли в одном и том же районе. Стоимость всей продукции в опто­ вых ценах. Затраты на 1 центнер Зарплата команды «Маяковский» 2.887.G00 руб. 229 руб. 40 коя. 614.987 ру«. Волжска»? Ответ прост: на нашем корабле штат машинной коман- ;W W W V V \ \ \ \V \ \ \ \ \ \ \ \ \ \V \ \ \ \ \ \ \ \ \V \ \V \ \ \V , Семинар пропагандистов 2 января в кабинете полити-| ды больше на 8 человек. Фактиче- ческого просвещения при п ар т - ; ски экипаж «Маяковского» иолу- giK0M€ тралового флота прозе-;! работанной за рейс рыбопродукции в дальнейшем возрастет, так ^ческой учебы с коммунистами!; как нельзя будет загружать не приспособленные для хранения ры- £ и комсомольцами. бы трюмы. А причины Я уже назвал. $ Первый помощник капитана $ Уже сейчас требуется, насколько это возможно, устранить траулера «Достоевский» тов. i отмеченные недостатки. Нужен четкий конструкторский расчет, с £ ПозДеев рассказал о подгогов- ; учетом опыта эксплуатации этих кораблей. По-моему, в качестве К€ к заняткям> методике и х : первой меры надо осуществить установку рассольных батарей в \ рабо^ГсГслуша^мГполТт- j консервном и рыбомучном трюмах, которые теперь пустуют. £ школы. У Во-вторых, надо опустить двойное дно в рыбных трюмах, уве- £ О связи материала каждой личив за счет этого их объем. Автономность плавания должна быть £ темы с современностью гово- у эти® кораблей 65—70 суток, вместо 80. 2 Рил пропагандист тов. Мерку- ; леров вания рейс утомителен для экипажа. Грузовместимость трюмов следует £ священо изучению тезисов до- довести до 1000 — 1100 тонн только для мороженой рыбы и иметь £ клада тов. Хрущева на XXI J соответственно трюмы для рыбной муки, консервов, жира и т. д. £ съезде партии в кружке теку- ,*ф На таких кораблях должны быть применены дизель-электри- | Щ(^ " « м н н ^ е выступили т а к - 1 чеокие силовые установки, которые оолее соответствуют условиям г же тт Щетинин, Литвинов \ промысловой работы и одновременно заменяют вспомогательные \ Матвеев и другие.’ ’ J дизель-генераторы. Это будет лучшим вариантом силовой установ- Выступления пропагандистов J ки для больших рефрижераторных траулеров кормового траления. £ свидетельствовали о том, что Л Для сокращения рейсооборота требуется увеличить скорость трау- на занятиях в сети партийного \ леров на переходах до 15— 16 узлов, что даст дополнительный ^ просвещения слаба еще связь || резерв увеличения периода нахождения корабля непосредственно изучаемого материала с совре- ^ на лову. Расход топлива, затраченный на переходах, окупится \ менностью. задачами, которые , сто Dim ей £ предстоит решать коллективу ^ v 4 • V флота и своего корабля. 1 • ft • «■ Не следует бояться и уменьшения маневренности корабля та- '‘"мало" внимания'*” уделяется \ самостоятельно кого типа. При кормовых тралениях в этом нет большой необходи- ^ товарищам, мости. Если же учесть, что на таком судне можно применить ак- £ изучающим’ основы марксизма- .? тивный руль, то этот вопрос можно вообще не ставить. ^ ленинизма, не всегда в помощь £ Для дальнейшего повышения экономичности корабля, работа- £ им читак)тся лекции, доклады, i ющего с тралом, необходимо предусмотреть установку гребного вин- \ ли 1 та с регулируемым шагом. Работа этого винта обеспечит постоян- £ ’ \ ^ v п Ы А H U n l V J I b l 4 Ц И И . ное использование полной мощности двигателя как при свободном Товарищи, изучающие исто- ? ходе судна, так и при тралении, чем будет достигнут оптимальный % рИЮ КПСС,’ плохо обеспечены ^ коэффициент полезного действия всей машинной установки. учебными пособиями. Нет дол- ^ Требуется обратить особое внимание на оснащение подобных жной заботы в отдельных ^ кораблей (и тех, что сейчас эксплуатируются) электронавигацион- \ кружках и политшколах об ис- л ................... е.._..................... й ................. ________________ _______ _____ < пользовании наглядных посо- ? ными приборами и приборами для поиска донных и пелагических У бий на занятиях. I *■* Т Т Г f . 1 ( I d 1 | в П Л 1 П Л А , 1Л рыо. Надо помнить при этом, что рефрижераторные траулеры рабо- в партийных и комсомоль- 5 тают в районах, где в течение года наолюдается самое большое на ^ ских организациях многих тра- ^ земном шаре количество туманов. Кроме того, эти районы изоби- \ улеров есть отставание в изу- луют плавучими айсбергами. Здесь же проходят многие пути то- чении программного матерна- $ варо-пассажирского сообщения между Европой и Америкой. Учи- % ла. '•& тывая все это, надо принять срочные меры к установке на этих су- £ Участники семинара просили ;j дах надежных современных радиолокаторов — .... ... траулер. Я подчеркиваю эту мысль потому настоящего времени решается исключительно Претворение в жизнь этих мероприятий предложении промысловиков оудет способствовать днсшпия^ dw- юл»»- имишп нулищо ю полнению семилегнего плана, повысит годовую добычу рыбы каж- \\ печении учебными и наглядны- | дым кораблем, снизит себестоимость его продукции, будет вкла- £: ми пособиями. _______ \\ дом тружеников рыбного Мурмана в дело дальнейшего укрепления экономики нашей страны, повышения благосостояния, советского народа. В. КУЛИНИЧ, капитан траулера «Маяковский». Лекция о техническом прогрессе Г г i Запомните эти цифры! В тезисах док­ лада товарища Н. С. Хрущева «Контрольные циф­ ры развития на­ родного хозяйства СССР на 1959—• 1965 годы» наме­ чено к концу семи­ летия довести про­ изводство проката до 65—70 миллио­ нов тонн. Средне­ годовой прирост составит 3,2—3,9 миллиона тонн про­ тив 2,7 миллиона тонн среднегодово­ го прироста, до­ стигнутого за 1952 —1958 годы. Фотохроника ТАСС. В новые квартиры 108 семей моряков тралового пенсионер •С. П. Санталова, стар- «Заволжск» 3.234.500 руб. 197 руб. 70 коп. 573.940 pv6. ФЛ0Та получили хороший ново- ший штурман И. И. Полнэктов, - л - „ годний подарок — новые кварти- многодетная семья Чистяковых, 1 «Яковы основные цифры. Следует добавить, что за рейс на- рЫ Среди них ветераны флота, отец которых плавает матросом, МИ было сэкономлено тралового снаряжения на 30 процентов про- работающие с 1936—1937 годов: а мать — поваром, матрос А. Т. тив плана, а плавание сокращено на 10 суток. Спрашивается, по- мастер по обработке рыбы Ф. Г. Савастеев, капитан С. И. Воро- чему же команда нашего судна, вместившая в трюмы своего ко- Братанов, бывший повар, ныне вин и много других. Лекцию «Технический прогресс в рыбной промышленности СССР», которая состоялась в отделе глав­ ного капитана, с большим интере­ сом прослушали судоводители тралового флота. Лектор, сотрудник ПИНРО, кан­ дидат технических наук А. -Те­ рентьев, рассказал об истории рыбного промысла, о сегодняшнем и завтрашнем дне тралового и сельдяного флотов. Он подробно остановился на тех вопросах тех­ нического прогресса, над которы­ ми работают сейчас ученые* инже­ неры, рационализаторы. По следам наших выступлений «ПОД ВОДОЙ» Главный инженер управления «Мурмансельдь» тов. Копач в от­ вет на заметку, опубликованную под таким заголовком, сообщил, что предложение тов. Тарушннко- ва «Подводная сварка и резка металлов» рассмотрено и одобре­ но на заседании технического ео- вега управления «Мурмансель- ди». Тов. Тарушникову за предло­ жение и внедрение его выплачено денежное вознаграждение. Отделу снабжения дано указа* ние обеспечивать все плавучие ба­ зы электродами для подводной сварки и резки металла. 6 января 1959 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz