Рыбный Мурман. 1959 г. Январь.
Обсуждаем Тезисы доклада Н. С. Хрущева на XXI съезде КПСС П у т и п о выш е н и я р е н т а б е л ь н о с т и рабля рыбы меньше, зарплату по лучила больше, чем моряки «За- т р а у л е р о в С ЕМИЛЕТНИМ ПЛАНОМ, контрольные цифры которого опуб ликованы в печати, предусматривается дальнейшее раз витие рыбной промышленности страны. Рост вылова рыбы наме чается достигнуть за счет освоения новых промысловых районов в открытых морях и океанах. К 1965 году улов составит 4 миллиона 626 тысяч тонн, то есть 162 процента по сравнению с 1958 годом. Вместе с этим- принимаются меры по дальнейшему повышению вкусовых и питательных свойств рыбных товаров, по значитель ному улучшению упаковки, выработки полуфабрикатов и т. д. Для достижения этой цели необходимо, по нашему мнению,^резко по высить производительность труда за счет освоения новой техники, ее дальнейшего совершенствования. С июля 1955 года в строй действующих кораблей тралового флота вступили лучшие в мире промысловые суда — траулеры с кормовым тралением. Они обладают большой автономностью пла вания, что позволило успешно освоить дальни* богатые промысло вые районы, такие, как Флемиш-Кап, Большая Ньюфаундлендская банка, район Лабрадора и другие. До принятия на вооружение про мысловиков судов типа «Пушкин» эти районы для нас были недо ступны. Кроме того, на этих траулерах достигнута самая низкая себестоимость одного центнера рыбы, самая высокая производи тельность и культура труда, самое высокое качество сдаваемой ры бопродукции различного ассортимента, которая идет, минуя рыбо комбинат, непосредственно в торговую сеть. Чего бы желать большего? Но, как известно, лучшее — враг хорошего. У промысловиков немало мыслей по дальнейшему со вершенствованию техники. Мне хочется высказать некоторые сооб ражения по улучшению конструкции траулеров кормового тра ления. В мае 1958 года в состав тралового флота включен большой морозильный траулер кормового траления, построенный Николаев ским заводом имени Носенко, •— «Маяковский». Корабль обладает резко улучшенными мореходными качествами, имеет упрощенную схему спуска и подъема трала. На нем достигнута почти полная безопасность труда матросов, работающих с орудиями лова, осо бенно в штормовую погоду. Рыбофабрика «Маяковского» оснащена дополнительно ценной машиной, способной вырабатывать филе кз ровной и мелкой трески. Имеется ряд других преимуществ перед судами типа «Пушкин». Однако, несмотря на громадные преимущества этих кораблей перед паровыми судами, они обладают и рядом недостатков, кото рые необходимо срочно устранить, так как строительство трауле ров типа «Маяковский» началось большой серией. Практикой эксплуатации траулеров типа «Пушкин» выявлено некоторое несо ответствие между автономностью их плавания и грузовмести мостью трюмов, вследствие чего эти суда, как правило, не пол ностью расходуют свои запасы в течение рейса. До середины прошлого года этот вопрос не ставился остро, так как капитаны большинства судов заполняли морским окунем консервный и да же рыбомучные трюмы, подводя предварительно к ним холод из морозильных камер. Из-за неприспособленности указанных трюмов в сентябре 1958 года перевозка мороженой рыбы в них была ка тегорически запрещена приказом по флоту. Как ни странно, на кораблях типа «Маяковский» этот разрыв между автономностью плавания и грузовместимостью трюмов уве личился до недопустимых размеров. Вот пример. Траулер «Маяков ский» сделал два рейса в дальние районы — Флемиш-Кап и Лабра дор. Оба рейса совершены, в среднем, за 50суток: 20 суток на пе реходы к месту промысла и обратно, и 30— на лов. Из первого рейса было доставлено 690 тонн морского окуня, из второго — 650 тонн. Ввиду того, что на второй рейс нас снабдили финской -картонной тарой, у которой объем одного пустого ящика больше чем у нашей, отечественной, и рыбы соответственно было приве зено меньше. А по запасам топлива, воды и других припасов «Маяковский» мог свободно находиться на промысле еще 30 суток. За это время можно было набрать один груз без всякого пополне ния запасами и топливпм, а на транспортировке этого груза сэко- номился бы целый месяц, который теряется на переходы и стоянку в порту. Грузовместимость трюмов траулеров типа «Маяковский» мень ше его прототипа — траулера «Пушкин» — на 100 тонн. Если на траулерах типа «Пушкин» в трюмы вмещается в финской таре 680—700 тонн морского обезглавленного окуня, то на «Маяков ском» — 580—600 тонн. Кое-кто может сказать, что вначале и на кораблях типа «Пушкин» не больше рыбы привозили. Здесь лта формула не применима. Весь накопленный ранее опыт работы на судах кормового траления был сразу же перенесен на «Маяков ского», все данные обобщались еще в первых опытных рейсах. Де ло в другом. Объем трюмов здесь оказался меньше на 130 кубиче ских метров. Трюмы неудобны для тщательной загрузки их про дукцией. Эта грубая ошибка допущена при проектировании и пол ностью ее сейчас устранить невозможно. Можно прямо сказать, что кое-кто из ответственных товарищей не учел опыта эксплуата ции траулеров типа «Пушкин», вряд ли был в дальних районах, где работали эти суда. Мало построить новый корабль с хорошими мореходными ка чествами, надо, чтобы он полностью соответствовал его целевому назначению. Надо уметь при этом считать государственные деньги. И тут снова траулер «Маяковский» уступает судну «Пушкин». Вот сравнительные данные работы экипажа траулера «Заволжск» (типа «Пушкин») и траулера «Маяковский». Корабли промышляли в одном и том же районе. Стоимость всей продукции в опто вых ценах. Затраты на 1 центнер Зарплата команды «Маяковский» 2.887.G00 руб. 229 руб. 40 коя. 614.987 ру«. Волжска»? Ответ прост: на нашем корабле штат машинной коман- ;W W W V V \ \ \ \V \ \ \ \ \ \ \ \ \ \V \ \ \ \ \ \ \ \ \V \ \V \ \ \V , Семинар пропагандистов 2 января в кабинете полити-| ды больше на 8 человек. Фактиче- ческого просвещения при п ар т - ; ски экипаж «Маяковского» иолу- giK0M€ тралового флота прозе-;! работанной за рейс рыбопродукции в дальнейшем возрастет, так ^ческой учебы с коммунистами!; как нельзя будет загружать не приспособленные для хранения ры- £ и комсомольцами. бы трюмы. А причины Я уже назвал. $ Первый помощник капитана $ Уже сейчас требуется, насколько это возможно, устранить траулера «Достоевский» тов. i отмеченные недостатки. Нужен четкий конструкторский расчет, с £ ПозДеев рассказал о подгогов- ; учетом опыта эксплуатации этих кораблей. По-моему, в качестве К€ к заняткям> методике и х : первой меры надо осуществить установку рассольных батарей в \ рабо^ГсГслуша^мГполТт- j консервном и рыбомучном трюмах, которые теперь пустуют. £ школы. У Во-вторых, надо опустить двойное дно в рыбных трюмах, уве- £ О связи материала каждой личив за счет этого их объем. Автономность плавания должна быть £ темы с современностью гово- у эти® кораблей 65—70 суток, вместо 80. 2 Рил пропагандист тов. Мерку- ; леров вания рейс утомителен для экипажа. Грузовместимость трюмов следует £ священо изучению тезисов до- довести до 1000 — 1100 тонн только для мороженой рыбы и иметь £ клада тов. Хрущева на XXI J соответственно трюмы для рыбной муки, консервов, жира и т. д. £ съезде партии в кружке теку- ,*ф На таких кораблях должны быть применены дизель-электри- | Щ(^ " « м н н ^ е выступили т а к - 1 чеокие силовые установки, которые оолее соответствуют условиям г же тт Щетинин, Литвинов \ промысловой работы и одновременно заменяют вспомогательные \ Матвеев и другие.’ ’ J дизель-генераторы. Это будет лучшим вариантом силовой установ- Выступления пропагандистов J ки для больших рефрижераторных траулеров кормового траления. £ свидетельствовали о том, что Л Для сокращения рейсооборота требуется увеличить скорость трау- на занятиях в сети партийного \ леров на переходах до 15— 16 узлов, что даст дополнительный ^ просвещения слаба еще связь || резерв увеличения периода нахождения корабля непосредственно изучаемого материала с совре- ^ на лову. Расход топлива, затраченный на переходах, окупится \ менностью. задачами, которые , сто Dim ей £ предстоит решать коллективу ^ v 4 • V флота и своего корабля. 1 • ft • «■ Не следует бояться и уменьшения маневренности корабля та- '‘"мало" внимания'*” уделяется \ самостоятельно кого типа. При кормовых тралениях в этом нет большой необходи- ^ товарищам, мости. Если же учесть, что на таком судне можно применить ак- £ изучающим’ основы марксизма- .? тивный руль, то этот вопрос можно вообще не ставить. ^ ленинизма, не всегда в помощь £ Для дальнейшего повышения экономичности корабля, работа- £ им читак)тся лекции, доклады, i ющего с тралом, необходимо предусмотреть установку гребного вин- \ ли 1 та с регулируемым шагом. Работа этого винта обеспечит постоян- £ ’ \ ^ v п Ы А H U n l V J I b l 4 Ц И И . ное использование полной мощности двигателя как при свободном Товарищи, изучающие исто- ? ходе судна, так и при тралении, чем будет достигнут оптимальный % рИЮ КПСС,’ плохо обеспечены ^ коэффициент полезного действия всей машинной установки. учебными пособиями. Нет дол- ^ Требуется обратить особое внимание на оснащение подобных жной заботы в отдельных ^ кораблей (и тех, что сейчас эксплуатируются) электронавигацион- \ кружках и политшколах об ис- л ................... е.._..................... й ................. ________________ _______ _____ < пользовании наглядных посо- ? ными приборами и приборами для поиска донных и пелагических У бий на занятиях. I *■* Т Т Г f . 1 ( I d 1 | в П Л 1 П Л А , 1Л рыо. Надо помнить при этом, что рефрижераторные траулеры рабо- в партийных и комсомоль- 5 тают в районах, где в течение года наолюдается самое большое на ^ ских организациях многих тра- ^ земном шаре количество туманов. Кроме того, эти районы изоби- \ улеров есть отставание в изу- луют плавучими айсбергами. Здесь же проходят многие пути то- чении программного матерна- $ варо-пассажирского сообщения между Европой и Америкой. Учи- % ла. '•& тывая все это, надо принять срочные меры к установке на этих су- £ Участники семинара просили ;j дах надежных современных радиолокаторов — .... ... траулер. Я подчеркиваю эту мысль потому настоящего времени решается исключительно Претворение в жизнь этих мероприятий предложении промысловиков оудет способствовать днсшпия^ dw- юл»»- имишп нулищо ю полнению семилегнего плана, повысит годовую добычу рыбы каж- \\ печении учебными и наглядны- | дым кораблем, снизит себестоимость его продукции, будет вкла- £: ми пособиями. _______ \\ дом тружеников рыбного Мурмана в дело дальнейшего укрепления экономики нашей страны, повышения благосостояния, советского народа. В. КУЛИНИЧ, капитан траулера «Маяковский». Лекция о техническом прогрессе Г г i Запомните эти цифры! В тезисах док лада товарища Н. С. Хрущева «Контрольные циф ры развития на родного хозяйства СССР на 1959—• 1965 годы» наме чено к концу семи летия довести про изводство проката до 65—70 миллио нов тонн. Средне годовой прирост составит 3,2—3,9 миллиона тонн про тив 2,7 миллиона тонн среднегодово го прироста, до стигнутого за 1952 —1958 годы. Фотохроника ТАСС. В новые квартиры 108 семей моряков тралового пенсионер •С. П. Санталова, стар- «Заволжск» 3.234.500 руб. 197 руб. 70 коп. 573.940 pv6. ФЛ0Та получили хороший ново- ший штурман И. И. Полнэктов, - л - „ годний подарок — новые кварти- многодетная семья Чистяковых, 1 «Яковы основные цифры. Следует добавить, что за рейс на- рЫ Среди них ветераны флота, отец которых плавает матросом, МИ было сэкономлено тралового снаряжения на 30 процентов про- работающие с 1936—1937 годов: а мать — поваром, матрос А. Т. тив плана, а плавание сокращено на 10 суток. Спрашивается, по- мастер по обработке рыбы Ф. Г. Савастеев, капитан С. И. Воро- чему же команда нашего судна, вместившая в трюмы своего ко- Братанов, бывший повар, ныне вин и много других. Лекцию «Технический прогресс в рыбной промышленности СССР», которая состоялась в отделе глав ного капитана, с большим интере сом прослушали судоводители тралового флота. Лектор, сотрудник ПИНРО, кан дидат технических наук А. -Те рентьев, рассказал об истории рыбного промысла, о сегодняшнем и завтрашнем дне тралового и сельдяного флотов. Он подробно остановился на тех вопросах тех нического прогресса, над которы ми работают сейчас ученые* инже неры, рационализаторы. По следам наших выступлений «ПОД ВОДОЙ» Главный инженер управления «Мурмансельдь» тов. Копач в от вет на заметку, опубликованную под таким заголовком, сообщил, что предложение тов. Тарушннко- ва «Подводная сварка и резка металлов» рассмотрено и одобре но на заседании технического ео- вега управления «Мурмансель- ди». Тов. Тарушникову за предло жение и внедрение его выплачено денежное вознаграждение. Отделу снабжения дано указа* ние обеспечивать все плавучие ба зы электродами для подводной сварки и резки металла. 6 января 1959 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz