Рыбный Мурман. 1959 г. Сентябрь.
д DA года тому назад в отделе кадров тралового флота ча сто можно было слышать такие разговоры: _ Что? На РТ-119? Не пойду, лучше увольняйте, а на этот траулер не направляйте! И, действительно, люди не хотели идти на этот ко рабль. Как правило, сюда направлялись скомпрометиро вавшие себя моряки — или отставшие от судна, или списанные по каким-либо причинам с других кораблей. Но они, недолго пробыв на судне, старались всячески ми путями уйти с него, списаться. Так происходило потому, что траулер «В, Чкалов» в то время был 'одним из отстающих на флоте. Из-за неудовлетворительного технического состояния он не столько находился на промысле, сколько простаивал в порту, «ремонтировался». Обидно было морякам, что в то время, как другие успешно ловили рыбу, хорошо за рабатывали, онр большую часть времени околачивались на берегу. Партийный комитет вместе с руководством флота внимательно разобрался в причинах плохой работы трау лера. Решено было оказать экипажу корабля помощь. Встал вопрос, кого направить на траулер первым по мощником капитана, так как прежний оказался не на высоте положения. Выбор пал на Александра Дмитрие вича Агафонова. Это был молодой политработник, до этого плававший матросом на траулере «Новороссийск». Но была уверенность, что он справится. На судно были направлены и новый старший механик тов. Дженжер, третий механик тов. Дешевииын, мастер по обработке рыбы тов. Амброженчнк и другие. Они по-новому взя лись за дело. 1. На корабль пришли коммунисты В числе других моряков, направленных на корабль, были и коммунисты — мастер по выработке консервов и жира Николай Андреевич Струнин, машинист рыбо мучной установки Иван Иванович Перцев. Вместе с первым помощником капитана тов. Агафоновым, опира ясь на командный состав, они стали сколачивать кол лектив. На судне была создана партийная организация, кото рая стал.» вникать во все стороны жизни и работы эки пажа. Главное внимание было направлено на улучшение технического состояния механизмов. Много пришлось потрудиться в этом отношении партийной организаций, командованию судна. Старший механик тов. Дженжер сутками не вылазил из машинного отделения. Вместе с механиками он устранял многочисленные неполадки. Результаты не замедлили сказаться. Механизмы стали работать лучше, корабль уже меньше времени простаи вал я порту. А это в свою очередь положительно стало сказываться и на промысловой работе. Корабль успеш нее спал ловить рыбу, люди почувствовали себя уверен нее. Постепенно отдельные моряки начали пересматривать свое о 1 ношение к кораблю, не торопились уходить с него. Но были и такие, которые чего-то выжидали, скеп тически относились к первым положительным результа там работы экипажа судна. С этими людьми партийной организации пришлось немало поработать, пока и они не изменили своего отношения к делу. Много трудно стей было встречено коммунистами, но они были прео долены. Впервые за время своого существования, в прошлом году экипаж траулера «В. Чкалов» успешно справился с выполнением государственного задания. Было вылов лено 11982 центнера рыбы при плане в 10300 центне ров. А сейчас экипаж траулера работает еше лучше. Годовое задание им завершено досрочно, и моряки ло вят рыбу в счет второго года семилетки. 2. Во шве коллектива На 1959 год экипажу траулера «В, Чкалов» был дан план: выловить рыбы 10400 центнеров, из них 5 700 цешнсров доставить в свежем виде, изготовить 70 ты сяч банок консервов, выгрегь рыбьего жира 180 центне ров и выработать рыбной м£ки 915 центнеров. Задание, поставленное перед моряками, было обсуж дено из открытом партийном собрании. Почти все при сутствующие высказывались за то, что план можно вы полнить досрочно. А когда стали называть конкретные сроки, -мнения у многих разошлись. Одни предлагали выполнить годовое задание ко Дню Советской Консти туции, то есть к 5 декабря, другие говорили, чго срок устанавливать не надо, а ограничиться тем, что взять обязательство выловить сверх годового плана 500 цент неров рыбы. «Мы не можем заранее знать. — говорили они, — как сложится промысловая обстановка». Но гут слово в*ял консервный мастер Николай Анд реевич Струнин. Он еше раз внимательно посмотрел на лежавший перед ним листок с цифрами и сказал: — Я вот прикинул и оказывается, что есть полная возможность выполни! ь план гораздо раньше. Только для этого нам надо обязательно выполнять задания каждого рейса не менее чем на 110—120 процентов. Лично я обязуюсь выработать сверх плана 7 тысяч ба нок консервов и 30 центнеров рыбьего жира. Мастер рыбомучной установки Иван Иванович Пер цев предложил завершить план по добыче рыбы к 42-й годовщине Великой Октябрьской социалистической ре волюции. Это явится хорошим подарком к знаменатель ному празднику. Что же касается рыбной м у к и , то он обязуется выработать ее к концу года на 200 центнеров больше. — У нас еше много недостатков в рабэте, — заявил первый помощник капитана тов. Агафонов. — И если мы их быстро устраним, то вполне возможно выполнить годовой план к 42-и годовщине Октября. Недостатки эти такие: плохо мы еще работаем с орудиями лова, не выдерживаем режим траления, плохо убираем рыбу. А самый главный недостаток — не все еще проникнуты чувством ответственности за свою работу, прежде всего эго касается командного состава... ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПАРТИЙНОЙ Предложение партийного собрания — выполнить го довой план к 42-й годовщине Великого Октября было обсуждено и одобрено на общем судовом собрания. На другой день после собрания состоялись производствея- ные совещания вахт, машинной команды. Каждая вах та приняла конкретные обязательства. Многие моряки решили соревноваться между собой за то, чтобы быст рее шкерить рыбу, производить спуск, подъем трала, лучше держать па.р. Было принято решение вызвать на социалистическое соревнование экипаж траулера «Орион». Коммунисты правильно рассудили, что взять обяза тельство — это еще полдела, необходимо добиться, что бы оно успешно выполнялось. В связи с этим, партий ная организация предложила судовому комитету регу лярно подводить итоги работы. Это предложение было выполнено. Все моряки ежедневно знали, как работает та или иная вахта, кто отстает, кто идет впереди. А в конце рейса судовой комитет подводит итоги работы за рейс, имена лучших производственников заносит на су довую Доску почета. Причем члены судового комитета не ограничиваются формальным заслушиванием капита на об итогах рейса, а выясняют причины отдельных не достатков, подсказывают командованию, как их устра нить. В салоне корабля вывешен специальный график вы полнения рейсовых и месячных задании. Одновременно партийная организация совместно с судовым комитетом и командованием корабля разработали график выпол нения социалистических обязательств на каждый рейс и добивались его осуществления. Этим была повышена ответственность моряков за обязательное выполнение как рейсовых, так месячных и квартальных заданий. « Перевыполнять задания каждого рейса, каждого квартала!» — с таким призывом обращалась партийная организация к морякам. На это были направлены на глядная агитация, стенная печать, радиогазета. К этому призывали моряков агитаторы. И это не могло не ска заться положительно на работе. Рейсовые задания по стоянно перевыполнялись, план первого квартала был выполнен на 124 процента, а второго — на 141. За пол года было добыто рыбы 7 822 центнера при задании 5 700. Многим из команды стало ясно, что взятое в на чале года обязательство может быть выполнено даже раньше намеченного срока. По инициативе партийной организации обязательство было пересмотрено. В дни соревнования за достойную встречу июньского Пленума'ЦК КПСС коллектив трау лера обязался выполнить годовой план к 15 августа. Свое слово моряки сдержали. Годовой план был завер шен на два дня досрочно, то есть 13 августа. Сейчас на счету моряков более тысячи центнеров рыбы, выловлен ной сверх плана. Много выработано сверх плана также консервов, жира, рыбной муки. 3. Вникая в вопросы производства Хотя и немногочисленна партийная организация на траулере «В. Чкалов» (в ней всего три члена КПСС и один кандидат в члены партии), все же коммунисты это го судна — большая сила. Они сами, являясь передови ками шюизводства, сумели возглавить коллектив кораб ля на успешное выполнение принятых социалистических обязательств, на преодоление имевшихся трудностей Этому была посвящена вся работа партийной, профсо юзной и комсомольской организаций. Партийная организация постоянно вникала в вопросы хозяйственной деятельности. На партсобраниях часто ставятся вопросы о работе экипажа, о ходе выполнения социалистических обязательств. Эти же во просы часто обсуждались на комсомольских, судовых собраниях, совещаниях командного состаза. Обсужде ние их давало возможность коллективу судна вскрывать недостатки и ошибки, вовремя их устранять. Парторганизация контролировала выполнение прини маемых решении, а судовой комитет постоянно контро лировал выполнение критических замечаний, которые высказывали моряки на общих собраниях. Не сразу пришла победа к морякам, много трудно стей пришлось нм преодолеть. Недостатки, которые мешали в работе, изживались медленно, а некоторые моряки вообще привыкли к ним и перестали их заме чать. Так произошло и с капитаном траулера Николаем Алексеевичем Барковым. Молодой, растущий капитан, когда его, как выдвиженца, направили на траулер, хорошо взялся за дело, хотя поэой и был излишне го ряч. Требовательный к себе, подчиненным, он неприми римо относился к недостаткам. Когда же судно сделало несколько успешных рейсов, он возомнил о себе, стал отрываться от коллектива, не всегда прислушивался к деловым советам и предложениям коммунистов, бес партийных моряков, примиренчески стал относиться к недостаткам. В частности, он перестал проводить коман дирскую учебу, а, глядя на него, перестал проводить за нятия по технической учебе н его старший помощник. А тут как раз на судно направили несколько новичков, людей надо было научить работать и с орудиями лова, и показать, как быстрее и правильнее разделывать рыбу. Секретарь парторганизации тов. Агафонов не один раз беседовал по этому вопросу с капитаном, но тот отмахивался. Партийная организации была вынуждена поставить этот вопрос на обсуждение открытого партий ного собрания. Выступавшие товарищи высказали мно го критических замечаний в адрес капитана, его старше го помощника, старшего механика. В решении партий ного собрания было записано, чтобы они немедленно ор ганизовали учебу, выполнили план по подготовке кад ров. Капитану тов. Баркову предложено было наладить командирскую учебу. Партийная организация постоянно контролировала принятое по этому вопросу решение. Техническая учеба на корабле стала проводиться регулярно, также регу лярно стали проводиться и командиосхне занятия. Хорошую инициативу проявила партийная организа ция .и в том, что по ее предложению опытные моряки стали брать шефство над новичками, помогая нм быст рее овладеть специальностью. Недавно на корабль при шел работать матросом тов. Мирошников, который до этого никогда не плавал. Его прикрепили к опытному матросу тов. Кривошееву. Последний практически пока зывал ему приемы быстрой и правильной обработки рыбы, а старший мастер по добыче тов. Меркулов объ яснял устройство трала, учил работе с орудиями лова« Такая учеба многое дала гов. Мирошникову. В корот кий срок он освоил рубку рыбьих голов, научился бы стро шкерить рыбу, не терялся при спуске и подъеме трала, стал самостоятельно не хуже других выполнять свою работу. Сейчас тов. Мирошников матрос второго класса. Такая же помощь оказана была матросу тов, Дорощенко и другим. Недавно пришедшие на судно угольщики тт. Дени сов, Прокопенко, Петров благодаря помощи товарищей и организации технической учебы повысили свою ква лификацию и теперь работают кочегарами. Организация повседневной учебы способствовала то му, что за короткий срок на судне подготовлены боц ман, помощник мастера по обработке рыбы, шесть мат росов первого класса, три — второго класса, три коче гара и один машинист. Включаясь в соревнование, моряки обязались перевы полнить план по доставке рыбы в свежем виде, сдавать рыбопродукцию хорошего качества. В третьем рейсе значительно была ухудшена сорт ность рыбопродукции. Вместо 10 процентов, как было предусмотрено планом, в порт моряки доставили 22 про цента вторых сортов, а свыше двух процентов улова оказались бессортными. Это взволновало партийную ор ганизацию. Коммунисты разобрались в причинах сниже ния сортности. Одной из причин ухудшения сортности явилось ослабление требовательности со стороны ма стера по обработке рыбы тов. Амбраженчик к матро сам, некоторые из них неправильно разделывали улов. ' Плохо он контролировал и своих помощников. По предложению партийной организации мастер по обработке тов. Амбраженчик, M3Tj>ocbi тт. Покровский, Гончагров, Кривошеев организовали непосредственно за рыбоделом показ правильной разделки рыбы. За этим стали следить и комсомольско-молодежные посты, ко торые были созданы на каждой вахте. Старший механик тов. Дженжер несколько изменил конструкцию мойки, рыба лучше стала п-ромываться. Усилен был контроль за сдачей продукции в порту. В помощь рыбному ма стеру при сдаче рыбы выделялся кто-либо из к о м м у н и стов или членов судового комитета. Все это позволило добиться лучшей сортности рыбопродукции, случаев снижения сортности рыбы после этого не было. Хотя машинная команда стала работать значительно лучше, партийная организация не упускала из-под свое го контроля этот важнейший участок. Работа машин ной команды неоднократно обсуждалась на партийных собраниях, ей оказывалась помощь. Однажды при смене поршневых колец ЦВД (цилинд ра высокого давления) заводом были изготовлены коль ца из чугуна несоответсггаующей марки. В рейсе кольца рассыпались на мелкие части, заклинило поршень, полу чился задир цилиндра. Расследовавший этот случай старший инспектор аварийной инспекции тов. Ивашке вич к анализу подошел необъективно и дал заключе ние, что кольца «полетели» и произошел задир только из-за плохой смазки. Однако это же самое произошло и в другом рейсе. Партийная организация вынуждена была вмешаться, она обратилась в технический отдел флота, а затем—в совет народного хозяйства. По ее на- '• стоянию комиссия, выделенная совнархозом, обязала завод изготовить кольца из чугуна требуемой марки. И если раньше кольца меняли ежерейсно, то сейчас они работают семь—восемь месяцев. Большее внимание уделяется на судне вопросам ре монта механизмов силами машинной команды, экономии топлива, смазочных материалов. В текущем году произ ведено ремонта силами, команды на 4 237 нормо-часов. Если бы эту работу выполнил завод, то ему следовало бы уплатить около 30 тысяч рублей. Кроме того, ко рабль почти на месяц меньше находился бы на про мысле. 4. Люди решают все Коммунисты считали, что успех в выполнении зада ний по добыче рыбы, как и во всяком деле, решают прежде всего люди, постоянные кадры. Будет текучесть кадров — значит и мечтать об успешном выполнении принятых обязательств нечего. Надо было создать по стоянный коллектив на судне, и парторганизация стала этого добиваться. Вместе с судовым комитетам комму нисты стремились к тому, чтобы не сразу списывать с судна нарушителей трудовой дисциплины, а старались «повозиться» с ними, перевоспитать их в своей среде, принимая к людям, нарушающим дисциплину, всевозмо жные меры. Во многих случаях это давало положи тельные результаты. Как-то на корабль был прислан матросом тов. По кровский. За неоднократные нарушения дисциплины он был отчислен с третьего курса Мурманского среднего мореходного училища. И по приходу на судно Покров ский вел себя плохо, халатно относился к работе, не выполнял указаний. Нередко появлялся на судне в пья ном виде. Капитан корабля ставил вопрос перед судовым коми тетом о списании Покровского с судна. Однако по пред ложению коммунистов с этим не торопились. Покров ского часто обсуждали на общих собраниях, писали о нем в стенной газете. Но, пожалуй, больше всего по могли задушевные беседы с ним секретаря парторгани зации тов. Агафонова. Покровский, наконец, решил пе ресмотреть свое отношение к работе и свое поведение. Правда, далось это ему не сразу, были и ерывы, но по степенно он стал, что называется, меняться на глазах. Сейчас Покровский лучший производственник, дисцчп-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz