Рыбный Мурман. 1959 г. Октябрь.

Новый промысловый район I У Ж Е несколько лет, как наши­ ми судами л,отводится разве­ дывательная работа в проливе Де- вдса по обнаружению промысло­ вых концентраций трески и оку­ ня. Надобность новых промысло­ вых районе в очевидна. В этом го­ ду. с первых дней очищения про­ лива Девиса от льда, началась планомерная поисковая работа с привлечением научных сил НИНГО. Здесь мы встретили большую группу иностранных рыболовных судов, чаггь из которых ловит донным тралом только треску, другая — окунь. Но встречались нам к. такие суда, с которых спу­ скали на воду (на мелководных банках) лодки. Один рыбак из такой лодочки ловит треску на ярус, а в ожидании, когда рыба сядет на кггчок. дергает рыбу на поддев. Этот вид промысла (ярусный и удебный) был впервые организо­ ван норвежцами в сезон 1949 го­ да с участием 34 судов небольшо­ го тоннажа. В 1954 году рыболовный про­ мысел в этом районе уже вели Ис­ ландия. Германия и несколько позже — другие страны, исполь­ зуя донные тралы. В 1959 году нами» наблюдались иностранные тральщики, идущие с промысла с шшным грузом. За 100 миль до Гренландии нас уже встречают отдельные плава­ ющие айсберги причудливых форм. Не доходя 40 миль до южной око­ нечности Гренландии (мыс Ума- надсуак. он же мыс Фарвель). по к у р с у было замечено большое по­ ле пакового льда, которое тяну­ лось от берега далеко на северо- запад. Огибая кромку этого поля, дошли до средней части пролива Девиса к* затем стали спускаться ira юг, к берег\г. в район ледника Фредерикехоб. где в южной части банки этого же наименования ус­ пешно работала большая группа иностранных судов. Ведя поисковую работу от бан­ ки Фредерикехоб до острова Ди­ ско. на западном свале, в районе банки Лиле-ХеллеФиске, мы об­ наружили хорошую концентра­ цию крупного золотистого окуня на большой площади. За 1 час 10 мшут в трал попадало по 8 тонн рыбы. В сутки делали 2— 3 тра­ диция, заваливали оба борта ры­ бой и ложились в дрейф, на уборку. Когда рыба отказала в этом ме­ сте. перешли на юг этой же бан­ ки. где также имели успех. Из трех поисковых рейсов в этом районе доставлено в порт рыбы: в мае — 115 тонн, июле — 160 тонн, сентябре — 125 тонн. Для поискового судна это неплохие показатели, так как мы занима­ лись освоением района. И р РУНТОВЫЕ условии района промысла в проливе Деви­ са тяжелые. Неровности дна, резкое изменение глубин дают ча­ стые задевы и порывы тралов. При крупной волне задевы уча­ щаются, так как резко меняется скорость судна, когда судно под­ нимается на волну или идет по волнам, доски врезаются в ил. по­ лучается задев с аварийностью орудий лова. Однако, несмотря на все это. почти в каждом промыс­ ловом квадрате можно выбрать удобную площадку, поставить буй и тралировать по 1 часу 30 мет­ нут — 2 часа, сведя порывы тра­ лов до минимума. 111 Q СНОВНЫЕ виды промысло­ вых рыб в проливе Девиса — треска и окунь. Они в летнее время очень подвижны, хотя кор­ мовая база здесь обильна и раз­ нообразна. В желудках рыбы по­ падаются: капшак. креветки, мор­ ские черви, песчанки, малыш ерша, анчоус и т. д. В осеннее время рыба более стойка. В августе, работая в во­ сточной части банки Лиле-Хел- лефиске, в течение 2 0 дней мы брали за 1 час 2 0 минут траления 3 — 6 тонн, что не наблюдалось в летнее время в западной части этой же банки, где рыба стояла 5 — 6 дней, за­ тем поднима­ лась в толщу воды. Если летом рыба ловилась одинаково в те­ чение суток, го осенью, с на- ступлс н и е м темного време­ ни. уловов во­ обще не быва­ ет. Нал и ч и е дрейФуюше г о пакового льда, большого коли­ чества айсбер­ гов. туманы, тяжелые грунты — все это создает трудности как в судовождсниул, так и в промыс­ ловой работе. v Наши рыболовные суда, имею­ щие исправные электронавигаци- онные приборы, хорошо подго­ товленный штурманский состав, могут успешно работать в этом районе, несмотря на трудности. Радиолокация на каждом судне должна работать очень хорошо. Даже при исправной ее работе, всегда надо помнить о то-м. что мелкие льдины, осколки айсбер­ гов при наличии* волнения могут не просматриваться на экране ло­ катора. так как отражающая спо­ собность морских боли создает по­ мехи, На западном бевегу Гренландии имеются радиомаяки. Промысло­ вые планшеты ПИНРО этого райо­ на почти полностью отражают действительный рельеф дна (за малым исключением), поэтому местонахождение траулера всегда можно подкорректировать пр ра­ диопеленгу. глубине и расстоянию до берега. Туманы, сплошная об­ лачность мешают иметь обсерво- вадаое место по небесным свети­ лам. Навигационные определения по береговым предметам почти иск­ лючаются, так как приходится работать вдали от берега и зна­ ков на берегу не видно, а мосто по вершинам сопок не всегда на­ дежно. При плавании в прибрежной зоне следует соблюдать осторож­ ность ввиду недостаточной гидро­ графической шучтсгности района. Изобаты на картах местами не со­ ответствуют дейгствителшоста. IV Л РОМЫСЛОВЫЙ район проли­ ва Девиса уже в 1960 году можно осваивать, для чего сюда следует направлять промысловые суда бортового траления на жид­ ком топливе, с исправными элект- ронавигационными поиборами. Вместе с промысловыми суда­ ми. необходимо направить не ме­ нее двух поисковых судов, кото­ рые, в случае исчезновения ры­ бы в одном промысловом квадра­ те, будут искать сырьевую базу в других квадратах. Для пополнения судов в от­ крытом море имеются все возмо­ жности. Налшие в непосредствен­ ной близости промысла банок с глубинами, удобными для якор­ ных стоянок, позволит спокойно производить пополнение топливом с присланных для этой цели тан­ керов. используя швартовку су­ дов. В осеннее время, когда начи­ наются штормы, эти операции мо­ жно производить безопасно, швар­ туясь на бакштов. Нормы гоноса тралов и трало­ вого вооружения для траулеров, работающих в районах западной Гренландии, надлежит несколько сократить. Во время последнего перехода, в порт нам встречались иностран­ ные рыболовные суда, идущие в пролив Девиса. Можно предпола­ гать. что накопление промысловых судов идет за счет ожидаемого осеннего подхода рыбы. Новый промысловый район пролив Деви­ са — перспективный район. А. ЗАЙЦЕВ , капитан трау­ лера «Север». * На снимках: (вверху) айсберги в проливе Девиса, (в овале) подъ­ ем богатого улова на борт трау­ лера «Север». Валентин Рогалёв —каменщик Большими производственными успехами стремится встретить день Великого Октября каменщик ремонтно-строительного цеха су­ доверфи Валентин Рогалев. Изо дня в день повышается производительность труда моло­ дого каменщика. Он любит рабо­ тать так, чтоб было приятно и себе и людям. И всегда, беря на себя новое обязательство, он изо всех сш старается его выпол­ нить. — В эти дни, наполненные волнующими историческими собы­ тиями. хочется трудиться еще лучше, за двоих и даже за троих, — говорит Рогалев. Свои слова Валентин подкреп­ ляет практическими» делами: сен­ тябрьское задание выполнено им на 316,7 процента. — Но это не предел, успокаи­ ваться на достигнутом нельзя, —- заявляет Валентин. — Приложу все силы и добьюсь выполнения трех с половиной норм ежесмен­ но. Это будет моим подарком Ро­ дине в честь 42-й годовщины Ве­ ликой Октябрьской социалистиче­ ской революции. Сейчас Валентин уже с успе­ хом может класть стены шлако­ блочных домов. У молодого Рогалева были и неудачи. Тогда большую помощь оказывал сыну отец. Иногда они работали вместе. И Николай Рога­ лев гордился тем, что Валентин заслуживает похвалы коллектива цеха. В. ТЕПЛЯКО В , судоверфи. плотник Письма с траулера „Махачкала* 2. Трудовые будни Ц Е ВСЕГДА все складывается так. как хочешь. Так слу­ чилось и на этот раз. Рыба лови­ лась хорошо, и когда был вновь спущен трал, один из моряков оказал: — Не меньше полутора тонн поднимем. Однако, когда после более двухчасового траления сети при­ шли из воды, в них не оказалось рыбы. Трал был спутан и бесфор­ менной массой лег на палубу. Подобный случай — чрезвычай­ ное происшествие на корабле. И не случайно, совещание первой вахты, во время работы которой произошел этот аварийный слу­ чай. было бурным. Моряки де­ тально обсудили его причины, выявили имевшиеся в их работе недостатки. Досталось и судово­ дителям, которые допустили оп­ лошность. Но говоря об ошибках мостика, члены вахты не обошли молчанием и свои промахи. На ьтом совещании был намечен ряд мероприятия, направленных на улучшение работы. А в заключение обсуждения моряки единодушно решили — чтобы избежать впредь подобных случаев, нужно повысить ответ­ ственность каждого члена вахты за порученное ему дело. — С сегодняшнего дня будем бороться за звание вахты комму­ нистического труда. Гак, совершив ошибку, друж­ ный коллектив нашел самый вер­ ный путь к тому, чтобы не доау- скать подобного в дальнейшем. После совещания изменился стиль работы вахты. Если, раньше старший мастер по добыче Иван Михайлович Тараканов не всегда внимательно руководил спуском и подъемом трала, надеясь на вахтенного помощника капитана, не контролировал матросов, то теперь он более требователен к себе и к своим подчиненным. Операции с оруд; лмн лова вы­ полняются и быстро и .проду­ манно. На днях старший мастер по до­ быче собрал матросов г* провел с ними интересные занятия, рас­ сказав. как лучше Есего рабо­ тать с тралом, чтобы избежать неожиданных неудач. На первой вахте трудится немало опытных, хорошо знающих свое дело моря­ ков, но тем не менее все они по­ стоянно повышают свои произ­ водственные знания. Да иначе и не может быть в коллективе, ко­ торый борется за столь высокое звание. Рейс еще ке окончен, поэтому трудно сказать, какая м судовых вахт займет первое место в со­ пиалистаческом соревнованпп. Однако наблюдая, как работают у орудий лова или за рыборазде­ лочными столами матросы тт. Спи­ ридонов, Белов и другие, прихо­ дишь к выводу, что их соперни­ кам в соревновании — морякам других вахт нужно немало сде­ лать. чтобы оказаться впереди. Душой этого дружного коллек- тгеа является Илларион Ивано­ вич Изотов. Это старший мастер по обработке рыбы. Он не только пользуется авторитетом у пер­ вой вахты, но и у всего коллекти­ ва «Махачкалы». Недаром моряки избрали его председателем судо­ вого комитета профсоюза. В тра­ ловом флоте Илларион Иванович работает с 1936 года. Ео время войны он служил в Военно-мор­ ском Флоте, но и сражаясь с вра- гмм, рыбак не забывал родного Баренцева моря. Демобилизовав­ шись во Владивостоке, Изотов пересек всю нашу необъятную страну и вновь стал трудиться на рыболовных траулерах. На «Ма­ хачкале» Илларион Ивановил де­ лает многое, чтобы корабль стал передовым. Главная его забота — добиться высокого качества ры­ бы. Отработав свою вахту, мастер часто вновь спускается в трюм, чтобы проконтролировать засоль­ щиков, помочь им делом и сове­ том. Ни одна мелочь не ускользнет от его зоркого взгляда. Вот из трюма выбрасывается уже разде­ ланная рыбина, а следом за ней появляется старший мастер но обработке. — Кто же так шкерит рыбу, — с укором говорит он, — ведь она не засолится как следует, а от нее может испортиться осталь­ ная рыба.. Взяв нож у ближайшего матро­ са. Изотов начинает показывать, как нужно правильно делать раз­ резы и потрошить т&еску. окунь пои палтус. Своим умением раз­ делывать улов Иллариону Ивано­ вичу обязаны не только матросы, но и многие члены машинной команды и другие моряки, кото­ рые всегда при больших уловах выходят на помощь матросам. Сейчас, когда первая вахта стала бороться за звание коллек­ тива коммунистического труда, Илларион Иванович еще больше внимания уделяет технической учебе. Интересны его беседы. Го­ воря о методах обработки рыбы той паи иной породы. Изотов не забывает рассказать о том, какие у нее повадки и чем она питает­ ся, как живет в своей родной стихии. Слушая старшего мастера по обработке, моряки не только повышают свою квалификацию, но и узнают много интересного о родном море, а это пробуждает в них любовь к своей профессии. Так проходят трудовые будни на траулере «Махачкала». Не только вахта, весь его экипаж изо дня в день в напряженном труде добивается успеха. Все больше и больше рыбы етанй* вг*тся в корабельных трюмах, вее слаженнее, производительней тру­ дится коллектив. Впереди еще много дела. С. ДЕМИН , наш спец. корр. Баренцево море. (По радио). 24 октября 1959 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz