Рыбный Мурман. 1959 г. Октябрь.
Новый промысловый район I У Ж Е несколько лет, как наши ми судами л,отводится разве дывательная работа в проливе Де- вдса по обнаружению промысло вых концентраций трески и оку ня. Надобность новых промысло вых районе в очевидна. В этом го ду. с первых дней очищения про лива Девиса от льда, началась планомерная поисковая работа с привлечением научных сил НИНГО. Здесь мы встретили большую группу иностранных рыболовных судов, чаггь из которых ловит донным тралом только треску, другая — окунь. Но встречались нам к. такие суда, с которых спу скали на воду (на мелководных банках) лодки. Один рыбак из такой лодочки ловит треску на ярус, а в ожидании, когда рыба сядет на кггчок. дергает рыбу на поддев. Этот вид промысла (ярусный и удебный) был впервые организо ван норвежцами в сезон 1949 го да с участием 34 судов небольшо го тоннажа. В 1954 году рыболовный про мысел в этом районе уже вели Ис ландия. Германия и несколько позже — другие страны, исполь зуя донные тралы. В 1959 году нами» наблюдались иностранные тральщики, идущие с промысла с шшным грузом. За 100 миль до Гренландии нас уже встречают отдельные плава ющие айсберги причудливых форм. Не доходя 40 миль до южной око нечности Гренландии (мыс Ума- надсуак. он же мыс Фарвель). по к у р с у было замечено большое по ле пакового льда, которое тяну лось от берега далеко на северо- запад. Огибая кромку этого поля, дошли до средней части пролива Девиса к* затем стали спускаться ira юг, к берег\г. в район ледника Фредерикехоб. где в южной части банки этого же наименования ус пешно работала большая группа иностранных судов. Ведя поисковую работу от бан ки Фредерикехоб до острова Ди ско. на западном свале, в районе банки Лиле-ХеллеФиске, мы об наружили хорошую концентра цию крупного золотистого окуня на большой площади. За 1 час 10 мшут в трал попадало по 8 тонн рыбы. В сутки делали 2— 3 тра диция, заваливали оба борта ры бой и ложились в дрейф, на уборку. Когда рыба отказала в этом ме сте. перешли на юг этой же бан ки. где также имели успех. Из трех поисковых рейсов в этом районе доставлено в порт рыбы: в мае — 115 тонн, июле — 160 тонн, сентябре — 125 тонн. Для поискового судна это неплохие показатели, так как мы занима лись освоением района. И р РУНТОВЫЕ условии района промысла в проливе Деви са тяжелые. Неровности дна, резкое изменение глубин дают ча стые задевы и порывы тралов. При крупной волне задевы уча щаются, так как резко меняется скорость судна, когда судно под нимается на волну или идет по волнам, доски врезаются в ил. по лучается задев с аварийностью орудий лова. Однако, несмотря на все это. почти в каждом промыс ловом квадрате можно выбрать удобную площадку, поставить буй и тралировать по 1 часу 30 мет нут — 2 часа, сведя порывы тра лов до минимума. 111 Q СНОВНЫЕ виды промысло вых рыб в проливе Девиса — треска и окунь. Они в летнее время очень подвижны, хотя кор мовая база здесь обильна и раз нообразна. В желудках рыбы по падаются: капшак. креветки, мор ские черви, песчанки, малыш ерша, анчоус и т. д. В осеннее время рыба более стойка. В августе, работая в во сточной части банки Лиле-Хел- лефиске, в течение 2 0 дней мы брали за 1 час 2 0 минут траления 3 — 6 тонн, что не наблюдалось в летнее время в западной части этой же банки, где рыба стояла 5 — 6 дней, за тем поднима лась в толщу воды. Если летом рыба ловилась одинаково в те чение суток, го осенью, с на- ступлс н и е м темного време ни. уловов во обще не быва ет. Нал и ч и е дрейФуюше г о пакового льда, большого коли чества айсбер гов. туманы, тяжелые грунты — все это создает трудности как в судовождсниул, так и в промыс ловой работе. v Наши рыболовные суда, имею щие исправные электронавигаци- онные приборы, хорошо подго товленный штурманский состав, могут успешно работать в этом районе, несмотря на трудности. Радиолокация на каждом судне должна работать очень хорошо. Даже при исправной ее работе, всегда надо помнить о то-м. что мелкие льдины, осколки айсбер гов при наличии* волнения могут не просматриваться на экране ло катора. так как отражающая спо собность морских боли создает по мехи, На западном бевегу Гренландии имеются радиомаяки. Промысло вые планшеты ПИНРО этого райо на почти полностью отражают действительный рельеф дна (за малым исключением), поэтому местонахождение траулера всегда можно подкорректировать пр ра диопеленгу. глубине и расстоянию до берега. Туманы, сплошная об лачность мешают иметь обсерво- вадаое место по небесным свети лам. Навигационные определения по береговым предметам почти иск лючаются, так как приходится работать вдали от берега и зна ков на берегу не видно, а мосто по вершинам сопок не всегда на дежно. При плавании в прибрежной зоне следует соблюдать осторож ность ввиду недостаточной гидро графической шучтсгности района. Изобаты на картах местами не со ответствуют дейгствителшоста. IV Л РОМЫСЛОВЫЙ район проли ва Девиса уже в 1960 году можно осваивать, для чего сюда следует направлять промысловые суда бортового траления на жид ком топливе, с исправными элект- ронавигационными поиборами. Вместе с промысловыми суда ми. необходимо направить не ме нее двух поисковых судов, кото рые, в случае исчезновения ры бы в одном промысловом квадра те, будут искать сырьевую базу в других квадратах. Для пополнения судов в от крытом море имеются все возмо жности. Налшие в непосредствен ной близости промысла банок с глубинами, удобными для якор ных стоянок, позволит спокойно производить пополнение топливом с присланных для этой цели тан керов. используя швартовку су дов. В осеннее время, когда начи наются штормы, эти операции мо жно производить безопасно, швар туясь на бакштов. Нормы гоноса тралов и трало вого вооружения для траулеров, работающих в районах западной Гренландии, надлежит несколько сократить. Во время последнего перехода, в порт нам встречались иностран ные рыболовные суда, идущие в пролив Девиса. Можно предпола гать. что накопление промысловых судов идет за счет ожидаемого осеннего подхода рыбы. Новый промысловый район пролив Деви са — перспективный район. А. ЗАЙЦЕВ , капитан трау лера «Север». * На снимках: (вверху) айсберги в проливе Девиса, (в овале) подъ ем богатого улова на борт трау лера «Север». Валентин Рогалёв —каменщик Большими производственными успехами стремится встретить день Великого Октября каменщик ремонтно-строительного цеха су доверфи Валентин Рогалев. Изо дня в день повышается производительность труда моло дого каменщика. Он любит рабо тать так, чтоб было приятно и себе и людям. И всегда, беря на себя новое обязательство, он изо всех сш старается его выпол нить. — В эти дни, наполненные волнующими историческими собы тиями. хочется трудиться еще лучше, за двоих и даже за троих, — говорит Рогалев. Свои слова Валентин подкреп ляет практическими» делами: сен тябрьское задание выполнено им на 316,7 процента. — Но это не предел, успокаи ваться на достигнутом нельзя, —- заявляет Валентин. — Приложу все силы и добьюсь выполнения трех с половиной норм ежесмен но. Это будет моим подарком Ро дине в честь 42-й годовщины Ве ликой Октябрьской социалистиче ской революции. Сейчас Валентин уже с успе хом может класть стены шлако блочных домов. У молодого Рогалева были и неудачи. Тогда большую помощь оказывал сыну отец. Иногда они работали вместе. И Николай Рога лев гордился тем, что Валентин заслуживает похвалы коллектива цеха. В. ТЕПЛЯКО В , судоверфи. плотник Письма с траулера „Махачкала* 2. Трудовые будни Ц Е ВСЕГДА все складывается так. как хочешь. Так слу чилось и на этот раз. Рыба лови лась хорошо, и когда был вновь спущен трал, один из моряков оказал: — Не меньше полутора тонн поднимем. Однако, когда после более двухчасового траления сети при шли из воды, в них не оказалось рыбы. Трал был спутан и бесфор менной массой лег на палубу. Подобный случай — чрезвычай ное происшествие на корабле. И не случайно, совещание первой вахты, во время работы которой произошел этот аварийный слу чай. было бурным. Моряки де тально обсудили его причины, выявили имевшиеся в их работе недостатки. Досталось и судово дителям, которые допустили оп лошность. Но говоря об ошибках мостика, члены вахты не обошли молчанием и свои промахи. На ьтом совещании был намечен ряд мероприятия, направленных на улучшение работы. А в заключение обсуждения моряки единодушно решили — чтобы избежать впредь подобных случаев, нужно повысить ответ ственность каждого члена вахты за порученное ему дело. — С сегодняшнего дня будем бороться за звание вахты комму нистического труда. Гак, совершив ошибку, друж ный коллектив нашел самый вер ный путь к тому, чтобы не доау- скать подобного в дальнейшем. После совещания изменился стиль работы вахты. Если, раньше старший мастер по добыче Иван Михайлович Тараканов не всегда внимательно руководил спуском и подъемом трала, надеясь на вахтенного помощника капитана, не контролировал матросов, то теперь он более требователен к себе и к своим подчиненным. Операции с оруд; лмн лова вы полняются и быстро и .проду манно. На днях старший мастер по до быче собрал матросов г* провел с ними интересные занятия, рас сказав. как лучше Есего рабо тать с тралом, чтобы избежать неожиданных неудач. На первой вахте трудится немало опытных, хорошо знающих свое дело моря ков, но тем не менее все они по стоянно повышают свои произ водственные знания. Да иначе и не может быть в коллективе, ко торый борется за столь высокое звание. Рейс еще ке окончен, поэтому трудно сказать, какая м судовых вахт займет первое место в со пиалистаческом соревнованпп. Однако наблюдая, как работают у орудий лова или за рыборазде лочными столами матросы тт. Спи ридонов, Белов и другие, прихо дишь к выводу, что их соперни кам в соревновании — морякам других вахт нужно немало сде лать. чтобы оказаться впереди. Душой этого дружного коллек- тгеа является Илларион Ивано вич Изотов. Это старший мастер по обработке рыбы. Он не только пользуется авторитетом у пер вой вахты, но и у всего коллекти ва «Махачкалы». Недаром моряки избрали его председателем судо вого комитета профсоюза. В тра ловом флоте Илларион Иванович работает с 1936 года. Ео время войны он служил в Военно-мор ском Флоте, но и сражаясь с вра- гмм, рыбак не забывал родного Баренцева моря. Демобилизовав шись во Владивостоке, Изотов пересек всю нашу необъятную страну и вновь стал трудиться на рыболовных траулерах. На «Ма хачкале» Илларион Ивановил де лает многое, чтобы корабль стал передовым. Главная его забота — добиться высокого качества ры бы. Отработав свою вахту, мастер часто вновь спускается в трюм, чтобы проконтролировать засоль щиков, помочь им делом и сове том. Ни одна мелочь не ускользнет от его зоркого взгляда. Вот из трюма выбрасывается уже разде ланная рыбина, а следом за ней появляется старший мастер но обработке. — Кто же так шкерит рыбу, — с укором говорит он, — ведь она не засолится как следует, а от нее может испортиться осталь ная рыба.. Взяв нож у ближайшего матро са. Изотов начинает показывать, как нужно правильно делать раз резы и потрошить т&еску. окунь пои палтус. Своим умением раз делывать улов Иллариону Ивано вичу обязаны не только матросы, но и многие члены машинной команды и другие моряки, кото рые всегда при больших уловах выходят на помощь матросам. Сейчас, когда первая вахта стала бороться за звание коллек тива коммунистического труда, Илларион Иванович еще больше внимания уделяет технической учебе. Интересны его беседы. Го воря о методах обработки рыбы той паи иной породы. Изотов не забывает рассказать о том, какие у нее повадки и чем она питает ся, как живет в своей родной стихии. Слушая старшего мастера по обработке, моряки не только повышают свою квалификацию, но и узнают много интересного о родном море, а это пробуждает в них любовь к своей профессии. Так проходят трудовые будни на траулере «Махачкала». Не только вахта, весь его экипаж изо дня в день в напряженном труде добивается успеха. Все больше и больше рыбы етанй* вг*тся в корабельных трюмах, вее слаженнее, производительней тру дится коллектив. Впереди еще много дела. С. ДЕМИН , наш спец. корр. Баренцево море. (По радио). 24 октября 1959 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz