Рыбный Мурман. 1959 г. Октябрь.
ПИСЬМА С ТРАУЛЕРА ..'МАХАЧКАЛА* 1. Курс взят Нередко можно слышать, кпк моряки этого корабля говорят: — Бог покончим с отставанием, тогда... Но можно ли считать траулер «Махачкале» отстающим? Когда •тз месяца назад сюда пришел капитан тов. Беляков, экипаж «Ма хачкалы» был должен государству 150 тонн рыбы в переводе на полуфабрикат. Задолженность образовалась в течению первого по лугодия. Вдохновленный патриотическим примером Валентины Га гановы!. капитан тов. Беляков пришел на отстающее судно с твер дым намерением вывести его из прорыва. Коллектив поддержал но вого капитана. Можно было бы много рассказать о том. как эти месяцы моряки боролись с отставанием, но главное — это результаты проделан ной работы, а они налицо. Июльский план коллектив «Махачкалы» выполнил, в а в т 'т е он реализовал месячное задание на 257 про центов. в сентябре— па 10*) процентов. За первую декаду текущего месяца октябрьскою задание было выполнено более чем на 50 про центов. Сейчас, чтобы ликвидировать задолженность первого полу годия. морякам «Махачкалы» нужно опередить план по вылову ры бы примерно на 30 тонн. Тогда отставание, как-считают моряки, будет ликвидировано. Несмотря ка задолженность, и сейчас никак нельзя считать этот корабль отстающим. Здесь многое сделано, чтобы покончить с отставанием. Рассказывая о своих первых шагах на новом корабле, каштан тов. Беляков несколько раз повторял: — Весь успех решают люди. На них надо опереться. Так он и поступает. На траулере немало настоящих моряков, любящих свой корабль, свое дело и. главное, умеющих работать. Первое, что сделал капитан,— это правильно расставил людей, каждому поручил то дело, которое ему по плечу. Матросы по вах там расставлены так. что рядом с еше малоквалифицированными трудятся хорошо знающие свое дело моряки, всегда готовые придти на помощь товарищу. На корабле укрепилась трудовая дисциплина. Самая строгая война объявлена пьянству. ...Примерно за 500 миль от родного порта находится сейчас «Махачкала». На Зюйдкапском желобе, где она сейчас промышляет, •условия не из легких. То » дело вахтенным штурманам приходится менять курсы, чтобы обойти огромные льдины, целые ледяные поля. А тут еще в эти дни над морем стелется сплошной пеленой злейший враг моояков — туман. В его белесой мгле особенно настороженно и тревожно звучат корабельные гудки. Несмотря на все эти труд ности. жизнь на траулере идет в сгрого установленном порядке. Через каждые 2— 2,5 часа гремит лебедка, и из раскрытого трало вого мешка выливается серебристый поток трески. Уловы доходят до двух теин за одно тралени?. Суточные задания экипаж «Махач калы» систематически перевыполняет. Достаточно сказать, что за первые пять дней работы на Зюйдкапском желобе в трюмы корабля уложено 45 тони рыбного полуфабриката. При существующей про мысловой обстановке это совсем неплохо. Еще в первый свой рейс на траулере особое внимание капитан Беляков обратил на состояние тралов. Посоветовавшись с моряка ми. он вооружил нижнюю подбору по методу архангельских про мысловиков. Это заметно повысило уловистость орудий лова. Зюйдкапскин желоб— тяжелый для промысла, еще мало изучен ный район. Случается, что тралы приходят из воды порванными. Но простоев из-за чинки сетей здесь не бывает. Дело в том, что в ремонте сетей здесь участвуют не только мастера по добыче, но и матросы. За этим занятием часто можно видеть матросов тт. Белова и Большакова. Эти моряки борются за получение звания ударника коммунистического труда. Хорошо трудятся в эта дни. многие члены экипажа. Матросы тт. 'Горонец, Долгополов, Михайлов, боцман тов. Лешко, старший мастер по обработке рыбы тов. Изотов, засольщи ки тт. Муравьев и Морозов — всех не перечислить. Эти люди упор но борются за честь своего корабля, делают все, чтобы выйти в чи сло передовиков.' Говоря о трудностях работы во льдах и в тумане, нельзя не ска зать о той большой помощи, которую оказывает судоводителям «Махачкалы» радист тов. Гапоненков.Узнав по радио о том. что ка кой-то траулер, промышляющий в этом районе, имеет хорошие подъ емы. он сразу же докладывает об этом капитану, берет пеленг. По ступая так, он не раз давал возможность экипажу хорошо исполь зовать сырьевую базу. Обсуждая свои возможности, моряки траулера «Махачкала» еди нодушно решили включиться в соревнование, посвященное 42-й го довщине Октября. Коллектив дал слово выловить в этом рейсе не менее 150 тонн рыбы в переводе на полуфабрикат, это значительно больше рейсового задания. Первые результаты работы в этом рейсе свидетельствуют о том. что курс взят правильный. Коллектив ко рабля уверенно идет к намеченной цели. Ct ДЕМИН , наш спец. корр. Баренцево море. (По радио). Освоение дальних районов промысла увеличения вылова рыбы резерв За экономию и бережливость В семилетием плане дальней шего развития народного хозяй ства СССР сказано, что увеличе ние добычи рыбы будет идт» за счет введения в эксплуатацию новых современных рыболовных судов и освоения новых отдален ных районов промысла. Освоение новых отдаленных районов — большая, ответствен ная и почетная задача. Она возложена на суда перспективной разведки ПЙНРО. В настоящее время корабли перспективной раз ведки в основном занимаются ос воением и изучением нескольких районов: Девисова пролаза, побе режья Гренландии, районов Лаб радора. Большой Ньюфаундленд ской банки и Флемиш-капа. При освоении новых районов поиско виков встречают различные не ожиданности: льды, айсберги, ча стые туманы, тяжелые и сложные грунтовые условия, мощные кон центрации рыбы ил» полное от сутствие их, сильные течения, резкость изменения температур воды, непонятное поведение рыбы и многое другое. Поисковикам приходится определять грунтовые и гидрометеорологические усло вия района, кормовую в промыс ловую базы, ассортимент и пове дение рыбы, возможность и пери оды массового промысла и другие факторы. Для того, чтобы эти задачи бы ли выполнены полнее и лучше, суда' перспективной разведки имеют большой радиус действия. Здесь созданы научно-технические группы. Кажется, все есть для того, чтобы успешно выполнять Задачу по освоению новых даль них районов. Но это совсем не так. В чем же причина неудовлетво рительного промысла в дальних районах? Всего только пять судов перспективной разведки занима ются изучением дальних райо нов, а таких районов тоже пять. Если считать, что один траулер в порту, а второй на переходе, то выходит, что два района всег- На московских предприятиях все больше последователей на ходит начинание смены стар шего мастера цеха осветитель ных ламп Электролампового завода Ксении Емельяновны Котельниковой, предложившей в борьбе за досрочное выпол нение семилетки начать сорев нование за экономию в боль шом и малом на каждом уча стке производства. Широко распространился патриотический почин и на са мом Электроламповом заводе. Коллектив работает слаженно, ритмично, в бригадах вводится хозрасчет и внутренний конт роль. строго соблюдается поча совой график, вносятся предло жения, улучшающие производ ство. О том, что дает это со ревнование, можно судить по успехам коллектива цеха, где работает смена Котельниковой, первым подхватившего это на чинание. За счет экономии ма териалов, точного учета их, от личного содержания оборудо вания, ритмичной работы, реа лизации предложений, направ ленных на устранение непола док и улучшение производст венного процесса, цех за Дче недели выпустил сверх плана свыше 25.000 изделий. НА СНИМКЕ: (слева на право): наладчик Р. Ф. ДЫ РЫ НДО, старший мастер К. Е. КОТЕЛЬНИКОВА и монтаж ница 3. В. ВОЛОДИНА обсуж дают показатели работы xoi- расчетных бригад. Фото В. Кучоза. Фотохроника ТАСС. да вне систематического обследо вания. Оч<?нь часто работу судов пер спективной разведки планируют в отрыве от запросов промысла. Например, траулер «Новорос сийск» в августе, при подходе к промыслу, несколько дней зани мался гидрологическими работами в го время, когда промысловый флот в районе Лабрадора ока зался без рыбы. Изучение и ос воение новых районов не должно идти в ущерб добычи рыбы. На нервом плане была и должна быть добыча рыбы, а освоение районов на втором плане. Работники* института стараются как можно больше сделать науч ных наблюдений, и их мало бес покоит тот Факт, что рыба плохо ловится. В такое серьезное время необходимо бросить вее силы на поиски рыбы. А она здесь есть, но ее не хотят искать, а надеются, что промысловики найдут ее са ми. При обследование в дальних районах повторяются старые тра диции: рыбу ищут только там, где ловили ее год— два назад. На пример, траулеры. «Сталинград» и «Новороссийск» четыре месяца бороздили 5 — 1 0 промысловых квадратов в ожидании появления там рыбы. И совершенно справед ливо возмущению промы-еловнеов ведением таких поисков. Это не работа, а времяпрепровождение. Необходимо расширить промы сел в дальних районах. Спраши вается: почему не обращается внимания на восточный склон Большой Ньюфаундлендской бан ки? Оказывается, считают, что этот склон ввиду сложного рель ефа дна освоить невозможно и развить там промысел нельзя. В последнем рейсе я решил само стоятельно проверить этот склон. Правда, там оказался очень слоимый рельеф дна. но там ока залось много рыбы. Уловы ровного и крупного окуня за час траления доходили до двух тонн. На протяжении более 80 миль бы ли промысловые уловы. Так как мы не занимались детальным обследованием-, то трудно дать полную оценку этого района. Во всяком случае на этом склоне можно в дальнейшем развить про мысел. Грунт здесь чистый, или стый. Задевы есть, но они проис ходят потому, что траловые до ски врезаются в ш , тралы не рвутся. Работали мы на этом склоне с подборой, вооруженной только 400-миллиметровыми ме таллическими бобинцами. По сообщению экипажа экспе диционного судна «Севастополь» на этом же склоне, но на мелких глубинах 130— 150 метров ино странные траулеры ловил» круп ного ерша. Пробные траления на «Севастополе» давали уловы ерша до 3— 4 тонн за час траления. Или взять хотя бы, к примеру, район к северо-западу от северо- восточного склона Большой Нью фаундлендской банки. В начале сентября экипаж траулера «Пуш кин» в этой зоне лова обнаружил хорошую концентрацию рыбы. Но ввиду плохого грунта промы сел там не велся. На северо-восточном склоне Большой Ньюфаундлендской бан ки тоже есть рыба, но из-за грун товых условий промысел здесь не развивается на полную мощность. Можно было бы привести к- дру гие примеры, но ограничимся этими. Уже они говорят о наличии рыбы в дальних районах, которая не облавливается. Если бы суда перспективной разведки заиима- л;у-ь расширением промысловых районов, а не бороздили бы одни и те же квадраты, то были бы выявлены хорошие площадки и курсы для промысловой работы даже в самых тяжелых квадратах. Необходимо обязательно произ вести тщательную съемку глу бин к определить скорость и на правление течений в дальних районах. Для этой цели нужно выделить одно судно на весь лет ний сезон I960 года. Съемку нужно сделать следующим обра зом: поставить буи, определить его точные координаты и ходом от буя в разные стороны произ вести измерения глубин. Дальше же 5— 6 миль от буя не откло няться, а определять скорость и направление течения через каж-< дын час. После того, как тщатель ный промер глубин будет закончен, необходимо определить места за- девов. Для этой цели нужно спу стить только одну нижнюю под бору без сетей и тралировать ею в разных направлениях от буя. Места задевов нужно наносить на планшет по пеленгу, расстоянию и глубине от буя или при возмож ности определяться астрономи чески. После окончания всех этих работ буй нужно переставить на 8 — 9 миль в сторону по склону, и опять повторить то же, что и у первого буя. Такая еъемка даст промысловика^ очень ценный промысловый" планшет, который сыграет положительную роль в деле увеличения добычи рыбы. Большую роль в деле освоения новых районов должны сыграть и промысловые суда. Промышляя в одних и тех же квадратах и юдя аккуратно дневники, капитаны » штурманы могут дать ценный и богатый материал о грунтовых условиях, донных животных, промысловых курсах, течениях, концентрациях рыбы и их мигра циях. На многих рефрижератор ных траулерах уже есть хорошие собственные планшеты районов и отдельных квадратов, полные за писи о концентрациях рыбы, но Еесь этот ценный материал не собирается, не обобщается н не является достоянием всех моря ков. Для успешного освоения даль них районов нужно суда перспек тивной разведки обеспечить всем необходимым, а именно: гидрав лическими лебедками, рыбоиека- телями. радарами, глубоководны ми термометрами, донными лага ми, приборами для определения течений и другими приборами и пособиями. На этих судах должны быть каталоги или* атласы всех рыб и донных животных. Доста точно прив^ти такой пример. В последнем рейсе мы заметили на поверхности воды неизвестную рыбу, которая не боялась судна. Мы стреляли в нее из мелкока либерной в и н т о в к и , но она оста лась жива. Мы хотели ее пой мать, но так и не поймали. Нас прдалекло то, что эта рыба была окольцована. И только после по исков удалось по учебникам уз- знать, что это была рыба «луна». В этих рапоиач встреч\юг:я не только дельфины, касатки а киты, но и тунцы. Могяк и задают много вопросов, цд которые не всегда мы можем ответить. В заключение хочется обратить внимание руководителей флота на малое количество судов перспек тивной разведки, на плохую по мощь промысловому флоту покс- ковшами, на застой в расшире нии промысловых районов, на необходимость сбора и обобщения • имеющихся сведений о дальних районах, на улучшение оборудо вания поисковых судов. В. КУЗН ЕЦОВ , капитан траулера «Россия». 22 октября IS59 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz