Рыбный Мурман. 1959 г. Октябрь.
Подготовка флота к зиме в а ж н о е дело Творчество рационализаторов ИАЧЕСТВО ВЫШЕ, ДЕТАЛИ ДЕШЕВЛЕ Не за горами осенне-зимние штормы, а все ли корабли и бе реговые организации тралового флота готовы их встретить? Как проведены в жизнь мероприятия, направленные на укрепление тру довой дисциплины плавсостава, созданы ли условия безаварийно го плавания и безопасной стоян ки в порту, что предпринято к ликвидации аварий? Из многолетней практики из вестно, что именно в этот пере ходный период, когда судоводите лям нужно перестраиваться от летних условий плавания к зим ним, наблюдается наибольшее ко личество аварийных случаев. Основными факторами безава рийной работы являются желез ная трудовая дисциплина, строгое соблюдение Устава службы на судах флота и всех законов, по становлений и распоряжений, направленных на обеспечение бе зопасности мореплавания. Отступ ление от этих требований, -тик правило, приводит к авариям су дов. Так. например, в зимний пе риод 1959 года произошли ава рии на траулерах «Комсомолец», «Минск». «Ненец», «Петроза водск» и других. Положение с аварийностью на траловом Флоте продолжает оста ваться тревожным. Неслучайно вопросами борьбы с аварийностью заинтересовалась комиссия совет ского контроля, работавшая в июле. Ока установила на судах флота и в отделе главного капи тана довольно неприглядную кар тину. Например, на ряде прове ренных траулеров — «Полярная правда», «Минск», «Пушкин», «Грязовец» судовождение оказа лось на низком уровне. Навига ционная прокладка здесь ведется небрежно и безграмотно, астроно мические определения места суд на в открытом море производятся редко, плавание протекает преи мущественно по счислению, эдект- рорадионавигационные приборы используются безграмотно. Большое значение в деле обес печения безопасности плавания в зимних условиях имеет полное и качественное снабжение судов спасательным, аварийным, проти вопожарным и другим имущест вом. Но на сегодняшний день ко рабли снабжаются плохо. На них не хватает спасательного инвен таря, как шлюпочного, так и индивидуального. Большинство траулеров не обеспечено шварто выми концами. Из-за этого име лись случаи запрещения портовы ми властями выхода судов в море. Экипажи судов еше не обеспе чены зимней одеждой, в том числе особо для вахтенной службы. Из-за отсутствия шзартовых концов траулер «Шонгуй» не был вовремя принят в ремонт на су доверфь. Отсутствуют швартовые стальные концы на траулерах «Миргород», «Рига», «Полярная правда» и многих других. Это ве дет к авариям вследствие воз можных обрывов судов от прича лов порта в штормовую погоду. Основная обязанность по подго товке судов к плаванию в зимних условиях падает на капитанов судов. Коллективы кораблей долж ны проверить рулевое, швартовое, якорное, спасательное устройст ва и устранить все выявленные недостатки, четко отработать обя занности эктаажа по-тревогам по борьбе за живучесть судна. Каж дый капитан перед выходом в море должен заблаговременно под готовить свое судно к плаванию в зимних условиях. К моменту вы хода из порта люки трюмов, гор ловины угольных буннеров и нлинкетные закрытия должны быть хс>рсшо задраены. Осе зад- рзйки водонепроницаемых наруж ных дверей должны быть исправ ны. Особо следует обратить внима ние на исправность всех сигналь ных огней. При плавании в море капитанам судов необходимо особо обратить внимание на бди тельное несение вахтенной служ бы. При плохой видимости необ ходимо грамотно использовать элентрорадионавигационные при боры и содержать их в хорошем техническом состоянии. Требо вать от своих помощников стро гого соблюдения правил судовож дения и правил предупреждения столкновения судов в море. Дружный судоводительский со став на траулере «Моржовец» во главе с опытным капитаном Иваном Афанасьевичем Крюко вым. И не случайно этот корабль полностью подготовлен к работе в осенне-зимний период. Совсем иначе обстоит дело на траулере «Рыбец». Здесь для успешного плавания зимой не хватает сигнальных шаров, хо роших швартовых концов, нет чехлов на нактоуз, прожекторов, вентиляторов, сигнальных рож ков, боцманских ножей, батарей ных проблесковых фонарей, от сутствует шлюпочное и другое снаряжение. Плавание и работа на промысле в зимних условиях, как правило, сопровождаются штормами. По этому каждый капитан должен по стоянно заниматься повышением квалификации своих помощников и воспитанием личного состава, даже зная о том, что они могут самостоятельно нести вахту. V I I I пленум областного ко митета КПСС поставил перед работниками рыбной промышлен ности Мурмана ответственную за дачу по увеличению вылова ры бы. Своевременная и высококаче ственная подготовка флота к ра боте в зимних условиях — важ ное и ответственное дело. Оно по служит большим резервом для повышения уловов рыбы, для вы полнения обязательств, принятых промысловиками на первый год семилетки. В. ТИМЧЕНКО , морской инспектор отдела главного капитана тралово го флота. Михаил Степанович Петров— один из активных рациона лизаторов нашей мастерской. На его счету немало ценных предложений, подготовленных самостоятельно и в соавторстве с товарищами по работе. Расскажу о двух его предложениях. Обрезные кольца и стаканы для штампрессов жестяно баночной фабрики раньше шлифовались, причем нередко до пускался брак. Михаил Степанович предложил обрабатывать эти детали на токарном станке победитовым резцом. И вот итог — брака не стало! И потребность в дорогостоящих аб разивах отпала. А насколько дело ускорилось, говорит та кой пример: на шлифовальном станке обрабатывалось 3— 4 стакана, а на токарном — десять! Иголки для пастонакладки изготовляются из высокоугле родистой стали. Изнашиваются они быстро и поэтому заказы ваются подчас по 500 штук сразу. Работа эта требует боль шой точности, уходит много времени на изготовление иголок, расходуется дорогостоящий материал. А старые иголки, как правило, выбрасываются. Михаил Степанович предложш делать реставрацию этой детали. Результаты — отличные! Изготовление новой иголки обходится в 9 рублей 21 копейку, а реставрирование — более чем в 9 раз дешевле. О. СКОК, слесарь реммехмастсрских Мурманского ры бокомбината. На снимке: рационализатор токарь М. С. ПЕТРОВ . Фото П. Быетроумова. МЕХАНИК КОММУНИСТ АНВЕР КАРИМОВ H I ТОРМИЛО. Зарываясь носом в огромные волны, траулер «Шенкурск» шел с тралом по за данному курсу. Четко работала главная маши на. Старший механик Анвер Та- задалович Каримов, как всегда, был в машинном отделении. Он проверял правильность работы механизмов. Вдруг Каримов насто рожился: послышалось какое-то шипение. Не медля ни секунды, он бросился к паровому котлу. >— Что-то случилось, — поду мал механик, •— неужели лопну ла секция?.. Опасения подтвердились: в па- ревом котле лопнула секция паро перегревателя. Медлить нельзя, нужно срочно принимать меры для уст ранения аварии, — сообщил ма шинной команде старший меха ник. Об этом же он доложил и ка питану корабля Ивану Ивановичу Гонпаруку. Вскоре котел был потушен. Одев ватные брюки, фуфайку и валенки, обвязав лицо сухим по лотенцем. Каримов первым полез в огневую камеру котла. Облива ясь потом, он пол высокой темпе ратуре определил степень по вреждения. С помощью всей ма шинной команды секцию испра вили. Рейс сорван не был. Экипаж ко рабля успешно закончил плава ние, доставив в порт богатый улов. ...Пятнадцатилетним подрост ком приехал к сестре из Одессы в Мурдшнск Анвер Каримов. У парня не было паспорта, на рабо ту не принимали. С большим тру дом устроился он, наконец, ма шинным учеником на траулер «Лебедка». Первые дни новичка «било» море. Да и работа была трудной. Однако на выручку пришли стар шие товарищи: втосой механик Яков Михайлович Кошев и третий механик, ныне старший механик Иван Константинович Камеико. Они учили юношу разбираться в механизмах, прививали любовь к ТРУДУ. Особенно заинтересовался Анвер Каримов рыбомучной уста новкой. В свободное время он ча сто бывал у машиниста, помогал ему. И когда тот ушел в отпуск, Каримов заменил его, успешно справляясь с обязанностями ма шиниста. В 1937 году тов. Каримов был переведен старшим машинистом и уже -самостоятельно нес вахту у машинного телеграфа, а через два года его назначили третьим меха ником. Затем служба в Военно-Мор ском Флоте, а после Велшой Оте чественной войны — занятия в учебно-курсовом комбинате и сно ва работа в траловом флоте. Особенно хорошо развернулась способность коммуниста Каримова трудиться творчески на траулере «Шенкурск». Ежегодно силами ма шинной команды выполнялось не мало ремонтных работ. Только в прошлом году она провела свои ми силами почти на две тысячи нормо-часов ремонта при обяза тельстве 1200 часов. За счет это го в течение года было сделано семь безремонтных стоянок в пор ту* При осмотре представитель Реестра СССР дал хорошую оцен ку техническому состоянию глав ной машины и вспомогательных механизмов и разрешили» не ста вить судно в ремонт в течение года. Этим летом, находясь в отпу ске, узнал Каримов о замечатель ном патриотическом начинании прядильщицы Вышневолоцкого хлопчатобумажного комбината Валентины Гагановой. —- Хорошее, нужное начина ние, — подумал Анвер 'Газадало- вич ,— и у нас на Флоте оно принесет большую пользу. — И§ оц принял решение перейти на отстающий корабль. Каримов пришел на «Артек» перед отходом судна на промысел. Сразу же бросилась в глаза не- дисциплинированность чаш; ;«иой команды, плохая организация труда. Слесарь Иванов, кочегары Булатов, Белов и Карташов ока зались пьяными. При переходе от порта до Тюва-губы пришлось трижды останавливать судно, так как пьяные кочегары не мо гли поддерживать нужное давле ние пара. Зачинщики пьянки были сразу же списаны с корабля. Малоопыт ными и не требовательными к под чиненным оказались второй и третий механики: — Кто не хочет работать и вы полнять моих распоряжений, то му не место в нашем коллективе, — заявил на совещании, машин ной команды Каримов. С первых же дней плавания на новом корабле Анвер Тазадаловмч Каримов начал выявлять дефек ты, мешающие нормальной работе механизмов. Особенно была запу щена траловая лебедка. При ос мотре оказалось, что на лебедку не установлено правильное паро распределение. Открытие окон золотника должно было быть 18 миллиметров, они же были откры ты наполовину. Обнаружены до полмиллиметра слабины у моты- левых, головных и рамовых под шипников. Выявились также де фекты в кулисном движении ле бедки. Выведен из строя токарный станок, разбиты каретки осуши тельного и мокровоздушного на сосов. .{ Много недостатков нашел Кари мов и в главной машине. При шлось в море заменить три золот никовых кольца, имевших пропу ски пара, четыре поршневых кольца, устранить пропуски пара во всех сальниках клапанов глав ного двигателя и вспомогатель^ ных механизмов. На 1200 нормо-часов сдал де фектную ведомость на ремонтные работы старший механик Каримов после первого рейса судоремонт ному заводу управления рыбной промышленности. <— И все-таки коллектив завода на этот раз успешно и высокока чественно провел ремонтные ра боты, — улыбаясь, замечает Ка римов. — В следующий раз по стараемся обойтись без помощи завода. — добавляет он, — бу дем бороться за безремонтную стоянку в поpry. Б. Ч ЕРВО В .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz