Рыбный Мурман. 1959 г. Октябрь.

Подготовка флота к зиме в а ж н о е дело Творчество рационализаторов ИАЧЕСТВО ВЫШЕ, ДЕТАЛИ ДЕШЕВЛЕ Не за горами осенне-зимние штормы, а все ли корабли и бе­ реговые организации тралового флота готовы их встретить? Как проведены в жизнь мероприятия, направленные на укрепление тру­ довой дисциплины плавсостава, созданы ли условия безаварийно­ го плавания и безопасной стоян­ ки в порту, что предпринято к ликвидации аварий? Из многолетней практики из­ вестно, что именно в этот пере­ ходный период, когда судоводите­ лям нужно перестраиваться от летних условий плавания к зим­ ним, наблюдается наибольшее ко­ личество аварийных случаев. Основными факторами безава­ рийной работы являются желез­ ная трудовая дисциплина, строгое соблюдение Устава службы на судах флота и всех законов, по­ становлений и распоряжений, направленных на обеспечение бе­ зопасности мореплавания. Отступ­ ление от этих требований, -тик правило, приводит к авариям су­ дов. Так. например, в зимний пе­ риод 1959 года произошли ава­ рии на траулерах «Комсомолец», «Минск». «Ненец», «Петроза­ водск» и других. Положение с аварийностью на траловом Флоте продолжает оста­ ваться тревожным. Неслучайно вопросами борьбы с аварийностью заинтересовалась комиссия совет­ ского контроля, работавшая в июле. Ока установила на судах флота и в отделе главного капи­ тана довольно неприглядную кар­ тину. Например, на ряде прове­ ренных траулеров — «Полярная правда», «Минск», «Пушкин», «Грязовец» судовождение оказа­ лось на низком уровне. Навига­ ционная прокладка здесь ведется небрежно и безграмотно, астроно­ мические определения места суд­ на в открытом море производятся редко, плавание протекает преи­ мущественно по счислению, эдект- рорадионавигационные приборы используются безграмотно. Большое значение в деле обес­ печения безопасности плавания в зимних условиях имеет полное и качественное снабжение судов спасательным, аварийным, проти­ вопожарным и другим имущест­ вом. Но на сегодняшний день ко­ рабли снабжаются плохо. На них не хватает спасательного инвен­ таря, как шлюпочного, так и индивидуального. Большинство траулеров не обеспечено шварто­ выми концами. Из-за этого име­ лись случаи запрещения портовы­ ми властями выхода судов в море. Экипажи судов еше не обеспе­ чены зимней одеждой, в том числе особо для вахтенной службы. Из-за отсутствия шзартовых концов траулер «Шонгуй» не был вовремя принят в ремонт на су­ доверфь. Отсутствуют швартовые стальные концы на траулерах «Миргород», «Рига», «Полярная правда» и многих других. Это ве­ дет к авариям вследствие воз­ можных обрывов судов от прича­ лов порта в штормовую погоду. Основная обязанность по подго­ товке судов к плаванию в зимних условиях падает на капитанов судов. Коллективы кораблей долж­ ны проверить рулевое, швартовое, якорное, спасательное устройст­ ва и устранить все выявленные недостатки, четко отработать обя­ занности эктаажа по-тревогам по борьбе за живучесть судна. Каж­ дый капитан перед выходом в море должен заблаговременно под­ готовить свое судно к плаванию в зимних условиях. К моменту вы­ хода из порта люки трюмов, гор­ ловины угольных буннеров и нлинкетные закрытия должны быть хс>рсшо задраены. Осе зад- рзйки водонепроницаемых наруж­ ных дверей должны быть исправ­ ны. Особо следует обратить внима­ ние на исправность всех сигналь­ ных огней. При плавании в море капитанам судов необходимо особо обратить внимание на бди­ тельное несение вахтенной служ­ бы. При плохой видимости необ­ ходимо грамотно использовать элентрорадионавигационные при­ боры и содержать их в хорошем техническом состоянии. Требо­ вать от своих помощников стро­ гого соблюдения правил судовож­ дения и правил предупреждения столкновения судов в море. Дружный судоводительский со­ став на траулере «Моржовец» во главе с опытным капитаном Иваном Афанасьевичем Крюко­ вым. И не случайно этот корабль полностью подготовлен к работе в осенне-зимний период. Совсем иначе обстоит дело на траулере «Рыбец». Здесь для успешного плавания зимой не хватает сигнальных шаров, хо­ роших швартовых концов, нет чехлов на нактоуз, прожекторов, вентиляторов, сигнальных рож­ ков, боцманских ножей, батарей­ ных проблесковых фонарей, от­ сутствует шлюпочное и другое снаряжение. Плавание и работа на промысле в зимних условиях, как правило, сопровождаются штормами. По­ этому каждый капитан должен по­ стоянно заниматься повышением квалификации своих помощников и воспитанием личного состава, даже зная о том, что они могут самостоятельно нести вахту. V I I I пленум областного ко­ митета КПСС поставил перед работниками рыбной промышлен­ ности Мурмана ответственную за­ дачу по увеличению вылова ры­ бы. Своевременная и высококаче­ ственная подготовка флота к ра­ боте в зимних условиях — важ­ ное и ответственное дело. Оно по­ служит большим резервом для повышения уловов рыбы, для вы­ полнения обязательств, принятых промысловиками на первый год семилетки. В. ТИМЧЕНКО , морской инспектор отдела главного капитана тралово­ го флота. Михаил Степанович Петров— один из активных рациона­ лизаторов нашей мастерской. На его счету немало ценных предложений, подготовленных самостоятельно и в соавторстве с товарищами по работе. Расскажу о двух его предложениях. Обрезные кольца и стаканы для штампрессов жестяно­ баночной фабрики раньше шлифовались, причем нередко до­ пускался брак. Михаил Степанович предложил обрабатывать эти детали на токарном станке победитовым резцом. И вот итог — брака не стало! И потребность в дорогостоящих аб­ разивах отпала. А насколько дело ускорилось, говорит та­ кой пример: на шлифовальном станке обрабатывалось 3— 4 стакана, а на токарном — десять! Иголки для пастонакладки изготовляются из высокоугле­ родистой стали. Изнашиваются они быстро и поэтому заказы­ ваются подчас по 500 штук сразу. Работа эта требует боль­ шой точности, уходит много времени на изготовление иголок, расходуется дорогостоящий материал. А старые иголки, как правило, выбрасываются. Михаил Степанович предложш делать реставрацию этой детали. Результаты — отличные! Изготовление новой иголки обходится в 9 рублей 21 копейку, а реставрирование — более чем в 9 раз дешевле. О. СКОК, слесарь реммехмастсрских Мурманского ры­ бокомбината. На снимке: рационализатор токарь М. С. ПЕТРОВ . Фото П. Быетроумова. МЕХАНИК КОММУНИСТ АНВЕР КАРИМОВ H I ТОРМИЛО. Зарываясь носом в огромные волны, траулер «Шенкурск» шел с тралом по за­ данному курсу. Четко работала главная маши­ на. Старший механик Анвер Та- задалович Каримов, как всегда, был в машинном отделении. Он проверял правильность работы механизмов. Вдруг Каримов насто­ рожился: послышалось какое-то шипение. Не медля ни секунды, он бросился к паровому котлу. >— Что-то случилось, — поду­ мал механик, •— неужели лопну­ ла секция?.. Опасения подтвердились: в па- ревом котле лопнула секция паро­ перегревателя. Медлить нельзя, нужно срочно принимать меры для уст­ ранения аварии, — сообщил ма­ шинной команде старший меха­ ник. Об этом же он доложил и ка­ питану корабля Ивану Ивановичу Гонпаруку. Вскоре котел был потушен. Одев ватные брюки, фуфайку и валенки, обвязав лицо сухим по­ лотенцем. Каримов первым полез в огневую камеру котла. Облива­ ясь потом, он пол высокой темпе­ ратуре определил степень по­ вреждения. С помощью всей ма­ шинной команды секцию испра­ вили. Рейс сорван не был. Экипаж ко­ рабля успешно закончил плава­ ние, доставив в порт богатый улов. ...Пятнадцатилетним подрост­ ком приехал к сестре из Одессы в Мурдшнск Анвер Каримов. У парня не было паспорта, на рабо­ ту не принимали. С большим тру­ дом устроился он, наконец, ма­ шинным учеником на траулер «Лебедка». Первые дни новичка «било» море. Да и работа была трудной. Однако на выручку пришли стар­ шие товарищи: втосой механик Яков Михайлович Кошев и третий механик, ныне старший механик Иван Константинович Камеико. Они учили юношу разбираться в механизмах, прививали любовь к ТРУДУ. Особенно заинтересовался Анвер Каримов рыбомучной уста­ новкой. В свободное время он ча­ сто бывал у машиниста, помогал ему. И когда тот ушел в отпуск, Каримов заменил его, успешно справляясь с обязанностями ма­ шиниста. В 1937 году тов. Каримов был переведен старшим машинистом и уже -самостоятельно нес вахту у машинного телеграфа, а через два года его назначили третьим меха­ ником. Затем служба в Военно-Мор­ ском Флоте, а после Велшой Оте­ чественной войны — занятия в учебно-курсовом комбинате и сно­ ва работа в траловом флоте. Особенно хорошо развернулась способность коммуниста Каримова трудиться творчески на траулере «Шенкурск». Ежегодно силами ма­ шинной команды выполнялось не­ мало ремонтных работ. Только в прошлом году она провела свои­ ми силами почти на две тысячи нормо-часов ремонта при обяза­ тельстве 1200 часов. За счет это­ го в течение года было сделано семь безремонтных стоянок в пор­ ту* При осмотре представитель Реестра СССР дал хорошую оцен­ ку техническому состоянию глав­ ной машины и вспомогательных механизмов и разрешили» не ста­ вить судно в ремонт в течение года. Этим летом, находясь в отпу­ ске, узнал Каримов о замечатель­ ном патриотическом начинании прядильщицы Вышневолоцкого хлопчатобумажного комбината Валентины Гагановой. —- Хорошее, нужное начина­ ние, — подумал Анвер 'Газадало- вич ,— и у нас на Флоте оно принесет большую пользу. — И§ оц принял решение перейти на отстающий корабль. Каримов пришел на «Артек» перед отходом судна на промысел. Сразу же бросилась в глаза не- дисциплинированность чаш; ;«иой команды, плохая организация труда. Слесарь Иванов, кочегары Булатов, Белов и Карташов ока­ зались пьяными. При переходе от порта до Тюва-губы пришлось трижды останавливать судно, так как пьяные кочегары не мо­ гли поддерживать нужное давле­ ние пара. Зачинщики пьянки были сразу же списаны с корабля. Малоопыт­ ными и не требовательными к под­ чиненным оказались второй и третий механики: — Кто не хочет работать и вы­ полнять моих распоряжений, то­ му не место в нашем коллективе, — заявил на совещании, машин­ ной команды Каримов. С первых же дней плавания на новом корабле Анвер Тазадаловмч Каримов начал выявлять дефек­ ты, мешающие нормальной работе механизмов. Особенно была запу­ щена траловая лебедка. При ос­ мотре оказалось, что на лебедку не установлено правильное паро­ распределение. Открытие окон золотника должно было быть 18 миллиметров, они же были откры­ ты наполовину. Обнаружены до полмиллиметра слабины у моты- левых, головных и рамовых под­ шипников. Выявились также де­ фекты в кулисном движении ле­ бедки. Выведен из строя токарный станок, разбиты каретки осуши­ тельного и мокровоздушного на­ сосов. .{ Много недостатков нашел Кари­ мов и в главной машине. При­ шлось в море заменить три золот­ никовых кольца, имевших пропу­ ски пара, четыре поршневых кольца, устранить пропуски пара во всех сальниках клапанов глав­ ного двигателя и вспомогатель^ ных механизмов. На 1200 нормо-часов сдал де­ фектную ведомость на ремонтные работы старший механик Каримов после первого рейса судоремонт­ ному заводу управления рыбной промышленности. <— И все-таки коллектив завода на этот раз успешно и высокока­ чественно провел ремонтные ра­ боты, — улыбаясь, замечает Ка­ римов. — В следующий раз по­ стараемся обойтись без помощи завода. — добавляет он, — бу­ дем бороться за безремонтную стоянку в поpry. Б. Ч ЕРВО В .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz