Рыбный Мурман. 1959 г. Ноябрь.
ДО ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ОСТАЛАСЬ 91 ТЫСЯЧА ЦЕНТНЕРОВ! Моряки сельдяного флота заявляют: свое слово сдержим! ☆ Очотрим вперед БЕСЕДА С НАЧАЛЬНИКОМ «М УРМ АНСЕЛ ЬДИ » Г. М. БО РОД УЛИНЫ М . 19 ноября коллектив нашего предприятия завершил выполнение годового плана. В каких условиях работал флот, благодаря чему уда лось добиться такого достижения? Этот год по промысловому режиму был особенным. Как извест но, было принято решение не добывать больше отнерестившейся, то щей сельди. Коллективу предстояло построить свою работу так, что бы не только перекрыть задание первого квартала, но обеспечить и безусловное выполнение очередного квартального плана. В первые три месяца сверхплановый вылов сельди составил 64.330 центнеров. Кроме того, часть флота — 25 кораблей, — занялись тресковым про мыслом, выловив 60 тысяч центнеров рыбы. Надо сказать, что в этом деле были определенные трудности. Снабжение траловым промысло вым вооружением не планировалось, многие моряки не имели навыков работы на траловом лову. Все эти трудности были преодолены, кол лектив успешно справился с выполнением задания второго квартала, сохранил сверхплановый вылов первых месяцев года. В то же время требовалось во всеоружии подготовиться к осен не-зимнему периоду промысла сельди. Хорош о поработал коллектив нашей плавмастерской «Резец», судоремонтники Абрам-мыса. Они привели в порядок корабли, сделали все от них зависящее по ремон ту судовой техники. Большинство моряков в летнее время отдыхало. Это удалось сделать благодаря организации караванной стоянки су дов, когда на них было минимум членов экипажа: одна команда — — на пять средних траулеров. Она обеспечивала сохранность судов, безопасность их стоянки. А в это время в Северной Атлантике работали поисковики и эки пажи пяти промысловых судов, выделенные нм в помощь. Они контролировали передвижение сельди, а также ее состояние (жир ность и т. д.). По опыту прошлых лет было известно, что в конце июня — начале июля сельдь уже имеет неплохую жирность. Поэто му 15— 20 июня мы начали посылать суда в море. В июне ушло 30 судов, основная же масса — в июле. А следом за ними направились на промысел экипажи и тех кораблей, которые занимались ловом трески. . Моряки хорошо летом отдохнули, подавляющее большинство их своевременно вернулось, проявили высокую дисциплинированность, добросовестно подготовили корабли к выходу на промысел. После полноценного отдыха люди работали лучше, в полную си лу. Все месяцы подряд — июль, август, сентябрь и октябрь планы перевыполнялись. Ведь весь расчет был на интенсивную добычу сель ди в течение наиболее благоприятного периода — августа, сентября и октября. Это к тому же — решающий период в реализации годово** го плана. На ноябрь и декабрь рассчитывать нельзя. В это время ча сты штормы, начинают промысел сельди рефрижераторные траулеры — условия усложняются. Мурманчанам уже известны передовые экипажи. Это коллективы средних траулеров №№ 4182, 438, 682, 4167, 4145, 341, 347, 17, где капитанами тт. Забродин, Пайкачев, Журавлев, Абакумов, Запева- лов, Лепешкин, Чекрыгин и Гордеев. Все они добыли рыбы по 10 ты сяч центнеров и более. Особенно хороших показателей добились мо ряки первых двух из названных выше кораблей. Они еще в первом квартале имели большой сверхплановый вылов сельди, а осенью этот успех закрепили и приумножили. Наши молодые капитаны тт. Чко- ния и Костяков помогли выйти из прорыва отстававшим продолжи тельное время экипажам средних траулеров №№ 833 и 229. Помогли покончить с отставанием коллективам средних траулеров №№ 4239, 16 и 161 наши гагановцы — капитаны тт. Ардеев, Каневский и Фа- хурдинов. Следует особо сказать о работе коллективов плавучих баз. Как эти суда, так и танкеры в летний период были отремонтированы, при чем значительную часть работ выполнили сами экипажи. Например, плавбаза «Атлантика» прошла докование, а специалисты базы во главе со старшим механиком тов. Каландаришвили привели в поря док механизмы. Летом моряки плавбаз «Воркута» и «Памяти Ильи ча» выходили в район лова в Баренцево море, снабжая корабли тра лового флота. Н о и эти базы были своевременно подготовлены к вы ходу в Северную Атлантику. В течение всего года плавбазы ни ра зу не задерживались в порту. Портовики сдержали свое слово, вы полнили решение V I I I пленума обкома КПСС, сократив стоянки баз в среднем на 20— 25 процентов. Сыграла свою роль посылка в район промысла днзель-электрохода «Лена». В нынешнем году плавбазы необычно долго, до середины октября, обрабатывали средние трау леры в открытом океане. Промысловики сэкономили немало време ни цля лова, избежав излишних перебежек. Н о все-таки положение со снабжением было напряженным. Базы, как говорят, приходили в район лова впритык, когда там уже кон чались запасы бочек и т. д. Это вызывало простои промысловых судов. Мы соревнуемся с калининградскими рыбаками и имеем показа тели выше, чем они. Однако это не дает нам право успокаиваться. Выполнив досрочно план нынешнего года, коллектив заботится о за креплении этого успеха во втором году семилетки. Известно, что в январе погода не устойчива, а сельдь подвижна, она начинает отход к берегам Норвегии. В первой декаде февраля нынешнего года мы работали хуже калининградцев, потому что по рекомендации пер спективной разведки задержались на западе. В этом году наши промысловики впервые начали заготовлять слабосолен} ю сельдь, пользующуюся особым спросом потребителя. Правительственное задание по выпуску 4.000 тонн будет выполнено. В будущем году необходимо проявить больше заботы и о качестве рыбопродукции. Партия и правительство заботятся об оснащении флота новой техникой. В его строю уже три рефрижераторных средних трауле ра типа «Океан». Скоро их будет значительно больше. Неплохо бы иметь производственный рефрижератор, чтобы доставлять в порт свежемороженую сельдь. Я уверен, что наш коллектив успешно справится с обязательст вом, принятым на первый год семилетки, выловит не менее 100 ты сяч центнеров сверхплановой рыбы. т ш т Наш корабль ПИСЬМО С П РОМЫ С ЛА уже не отстающий Верные помощники промысловиков Так можно назвать коллектив ремонт средних траулеров дается плавмастерской «Резец». Хорошо всегоЮ ^ дней. Впередиидут бригада слесарей, которой руково- поработал ен летом, своевременно ^ит тов захар0В? радиомонтеры приводит в порядок суда и сей- бригады тов. Спешилова и другие чае, хотя на междурейсовый производственники. Н А П РОТ ЯЖ ЕН ИИ длительно го времени наш средний тра улер № 4239 плелся в хвосте все го сельдяного флота. Было обид но, однако особо и винить некого. Виноваты были мы сами, начиная от командования судна и кончая теми, кто нерадиво или равнодуш но относился к работе. Но вот на всю страну прогре мел благородный почин вышнево лоцкой прядильщицы Валентины Гагановой. Он немедленно был подхвачен во всех уголках стра ны. Нашлись ее последователи и в сельдяном флоте. Одним из них оказался и прославленный капи тан Клавдий Валерианович Арде ев. Он изъявил желание пе рейти на отстающий траулер, чтобы вывести его в число пере довых. Приход К. В. Ардеева на наше судно в корне изменил всю нашу работу. З а короткий срок капитан сумел внушить каждому члену экипажа веру в собственные силы, в то, что если дружно взяться, то можно справиться с любым делом. Сам капитан показал личный при мер того, как нужно относиться к работе. Его трудолюбие неоце нимо. Это человек, который все силы и знания отдает на общее дело. У наших моряков создалось Е Щ Е с вечера, как только ка питан-наставник Семен Анд реевич Яковлев появился на сред нем траулере № 122 , мучил его один единственный вопрос: почему за дрейф поднимается всего-на всего одна тонна сельди, другие же суда берут лучшие уловы? Внешне как будто было все в порядке: сети выметывались в том месте, где прибор фиксировал скопления рыбы, дрифтерный по рядок по размерам подходил к норме. «Начну с вожака, — подумал Семен Андреевич, — надо прове рить, правильна ли разбивка». С этим намерением он и вышел на верхнюю палубу к началу выбор ки дрифтерного порядха. Адам Сергеевич Долидович, ка питан этого корабля, который не давно из разведчиков стал про мысловым, внимательно следил за палубной командой, часто отдавал распоряжения. Иногда он задер живал взгляд на Яковлеве, кото рый возился у вожака. Потом, когда проверка была ©кончена, Семен Андреевич об ра тился к Долидовичу: — А вожак-то у вас, Адам Сер геевич, разбит неправильно. Как же можно на сизальском тросе ставить марки через 28 метров, когда длина сетей 27 и 27 с поло виной метров. Сами понимаете, при таком положении сетей ячеи искажаются, ткнется сельдь в сет ку и уйдет в сторону. впечатление, что капитан не зна ет ни дня, ни ночи. Этот пример, конечно, повлиял на многих. В сентябре мы провели откры тое партийное собрание, на кото ром с докладом о решениях V I I I пленума Мурманского обкома КПСС выступил капитан Ардеев. Главной темой разговора была одна — как нам снять с себя по зорную кличку «отстающих». Тог да было принято социалистиче ское обязательство — выловить 7 тысяч центнеров сельди. Капитан вместе с парторганиза цией главное внимание уделяли воспитательной работе с моряка ми. Каждый случай недисципли нированности, нерадивого отноше ния отдельных членов экипажа не медленно обсуждался, с нарушите лями беседовали. В октябре снова провели откры тое партийное собрание, на кото ром обсуждали ход выполнения решений V I I I пленума обкома пар тии и своего социалистического обязательства. Разговор был пря мой, как говорят, начистоту. От мечалась хорошая работа молодо го коммуниста дрифмейстера тов. Константинова, который добросо вестно относится к работе, борет ся за экономию промвооружения. Указывалось на недостатки в о р ганизации труда во время выбор ки сетей и уборки рыбы, на каче ство продукции. Тут досталось рыбмастеру тов. Хохлову за то, что один груз был сдан на плав базу пониженной сортностью. Вот тогда и возникла смелая мысль —- выловить 10 тысяч центнеров сель ди. Основание к этому уже было: 29 октября экипаж завершил вы полнение своего предоктябрьского обязательства, выловив 7355 цент неров сельди. Вся дальнейшая работа экипажа была направлена на выполнение этого обязательства. Успешно за вершен 11 ноября годовой план, коллектив уже имеет на своем счету 8200 центнеров сельди. Мы понимаем, что необходимо еше некоторое трудовое усилие, и мы сделаем то, чего еше никогда не делали: выловим 10 тыся^ цент неров рыбы. Мы уже больше не отстаюшйе« С этим позорным явлением покон чено. Теперь задача — закрепить успех. Мы справимся и с этой за дачей. А. ТИТАРЕНКО , секретарь парторганизации среднего траулера № 4239. Северная Атлантика. На снимке: капитан среднего траулера № 4239 Клавдий Вале рианович АРДЕЕВ . Снимок взят из «Полярной прав ды». НАСТАВНИК — Сети не стандартные получи ли, — пытался было оправдаться капитан. — Слов нет, — заметил Яков лев, — подводит нас Касимовская фабрика с размерами орудий ло ва. Н о ссылка на сетевязов в р а с чет не идет. Надо каждую сеть промерять, когда набирается дрифтерный порядок. Пока зано во не переберете его, нельзя ждать богатых уловов. Капитан-наставник тов. Яков лев помог устранить и другие упу щения, которых не замечали ка питан тов. Долидович и старший мастер по добыче тов. Широкий. Семь дней пробыл на этом суд не тов. Яковлев. Провел совеща ние с командным составом, ра с сказал морякам, как можно и ну жно улучшить промысловую р а боту. Вместе с капитаном он вел поиск рыбы, проверял показания эхолота. Добыча сельди резко подня лась. З а неделю было выловлено 32 тонны, на каждый дрейф при ходилось уже не по 10, а по 50 центнеров. Экипаж справился с месячным заданием. Не клеилось с промыслом в ав густе на среднем траулере № 132. З а месяц было добыто 760 цент неров при задании 1.200. Семен Андреевич поспешил иа это судно* Здесь он начал тоже с проверки промыслового вооружения. Наме танный глаз опытного рыбака с р а зу же обнаружил дефект. Верх ние поводцы вязались на три метра меньше, чем требовалось. Капитан тов. Петровский целиком положился на старшего мастера лова тов. Иванова, а тот попро сту втирал ему очки. Семнадцати метровые поводцы выдавал за двадцатиметровые. — Обидно за Иванова, — с о крушается тов. Яковлев. — Мне приходилось с ним промышлять на одном судне. Исправный был мастер, делал все, как положено. Правда, я контроль держал за ним неослабный. — Мало доверять, нужно поча ще проверять, — эти слова капи- тана-наставника надолго остались в памяти тов. Петровского. Совет пошел на пользу: коман да добыла в сентябре 1.460 цент неров рыбы — больше месячного задания. С одного судна на другое ко чует капитан-наставник. И всю ду, там, где он побывал, дела идут лучше. А. БРАГИН .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz