Рыбный Мурман. 1959 г. Ноябрь.

ВернЬш nymb Бывший отстающий экипаж — инициатор соревнования... Скажи такое — не каждый поверит. Но это факт. В прошлом рейсе мо- «Магадане» соли не хватило, ную. Но на этот раз ему не к чему было «при­ драться»: ни стуков, ни пропусков пара или ка­ ких-либо других дефек­ тов! А все парное соревно­ вание! Оно же заставля­ ет остро переживать допущенные промахи, заботиться о том, чтобы не повторять их. Ведь случилось же так, что на на ряки «Магадана» вызвали на со- пополнение «ухлопали» 40 часов ревнование коллектив траулера промыслового времени. А потом «Миргород». Хотелось ранее от- рыба «отказала», пришлось ее ис- стававшим промысловикам прове- кать, делать перебежки. Командо- рить свои силы, поработать на па- ванне флота продлило рейс ко­ ру с экипажем однотипного кораб- рабля на 6 суток, а мера эта по­ ля. Было время, когда на «Мага- ложительного результата не дала. дане» не ладилось дело на палу­ бе. Но пришел сюда гагаиовец, опытный старший мастер по добы­ че рыбы Василий Васильевич Точи­ ло» — и орудия лова были приве­ дены в образцовый порядок, улуч­ шилась организация труда, зада­ ния по вылову моряки стали вы­ полнять. Уходили в начале октяб­ ря в море, решили: потягаемся с «миргородца ми». Н вот соперники — на Зюйд- капе. Район освоен еще слабо, ло­ вить мешают течения... По условия для обоих экипажей равные. Да и секретов друг от друга нет. Свя­ зались по радио, поделились на­ копленным опытом. Особенно старшие механики остались до­ вольны радисбеседой. Руководи­ тель машинной команды траулера «Магадан» тов. Тарасов подсказал, как ликвидировать неисправность одного из насосов на де». Совет кстати, так как стар­ ший механик тов Сенин вышел в море на таком судне впервые. К тому же на «Миргороде» смени­ лись до этого все механики. При­ ходилось изучать технику по ин­ струкциям да с помощью кочега­ ров и машиниста. Но машинная команда экипаж не подвела, спра­ вилась с обязательством по всем пунктам. На обоих судах в салоне неред­ ко собирались моряки у диаграмм и графиков, отражавших ход про­ мысла. Сводки упрямо говорили: «Магадан» идет по вылову на 5—7 тонн впереди «Миргорода». «Не отставать, догнать и пере­ гнать!» — кто мысленно, а кто и вслух высказывал на «Миргороде» такой «приказ» себе. Капитан тов. Шиманаев назвал это чувство за­ интересованностью, а старший ме­ ханик тов. Сенин проще, острее: «Азарт!». Уточним: здоровый азарт, подлинно товарищеское со ­ перничество, когда тебя неотступ­ но преследует одна мысль: «Кто Время ушло на ожидание танкера с топливом, на прием продуктов с других судов, на поиски рыбы... Подвели итоги: за 30 промысло­ вых суток добыто 143 тонны ры­ бы — на 9 тонн больше задания. У «миргородцев» показатели лучше. Передали они своих со ­ перников по труду. В порт до­ ставлено 173 тонны рыбы при за ­ дании 151 тонна. Правда, про­ мышляли они 33,5 суток. И сорт­ ность сданной рыбы хорошая — выше плановой, югда как на «Магадане» она нн;;*е. В порту экипажи встретились, рассказали о своей работе, поде­ лились планами на будущее. Мне- Эти вопросы ждут решения р ЕФРИЖЕРАТОРНЫЕ трау­ леры типа «Пушкин» по проекту предназначены в основ­ ном для добычи и обработ­ ки рыбы тресковых пород, для выпуска трескового фи­ ле. В соответствии с этим'' составлен производственный цикл рыбообрабатывающей фабри­ ки, сконструировано и располо­ жено технологическое оборудо­ вание. В проекте судов подобного ти­ па допущена серьезная ошибка, так как внем не учтен основной промысловый ассортимент рыб, вылавливаемых рефрижераторны- 5 ежа1Ь ошибок, -чтобы не было ми кораблями (морской окунь, сельдь, сардины), обработка ко- ♦ В порядке обсуждения ♦ и содержание машин неэкономич­ но. Это еще раз подтверждает крайнюю необходимость немед­ ленной реконструкции рыбофаб- рик, изыскания и разработки но­ вого технологического цикла для вновь строящихся кораблей. При этом следует обязательно широко рыбы, отходы обычно выбрасыва-* ют за борт. Управление флота дач же внедрило рацпредложение, механизирующее... выбрасывание рыбьих внутренностей за борт(?!) И на судах бортового траления имеются большие возможности для вы-работки муки и жира, за счет более полного использования рыб-* ных отходов и, особенно, внут­ ренностен рыб. Гракса, после пе« реработки печени тресковых, с со-* держанием до 30 процентов жира, — также прекрасное сырье для получения жира и муки. И она в осуждать проекты при участии большом количестве эксплуатационников, чтобы из- уходит за горых треоует комоиннрованного технологического процесса. В ре­ зультате эффективность работы траулеров значительно снижена, оборудование рыбофабрик в боль­ шинстве случаев оказалось кон­ структивно и по назначению не­ пригодным, технологический по­ ток нарушен. нагромождения ооорудования на траулерах типа «Маяковский», которое увеличивает недостатки производственного цикла. Следует поговорить и о дру­ гом. Начиная с конца 1958 года, па кораблях начали обезглавли­ вать весь улов окуня. Делается это для увеличения выпуска му­ ки и жира. Но не таким путем нужно обеспечивать план выра- На кораблях ищут выход из со- ботки муки и жира, следует до- здавшегося положения. Процвета- биваться не увеличения отходов, Г е Z ”S e ' Z ° . 1 SЯо” »оо'0!>на " ку™ |>ш”“а: раздслш 1>ывы » и* полного использования, шее соревнование. . Дою™? | „ 3 закрыт0го помещения И з в „ тн(1 ч т 0 свеЖемороженый Фабрики и . открытую палу- раздела„ш ’а окунь с Г0Л(,МЙ „„ бу, подача рыбы и отходов осуществляется . всевозможными способам!? — через вентиля- рейс эффективнее, чем на квартал или год. Работая в одном районе, : легче обмж’икаться опытом, можно «Миргоро- быстрее оказать действенную по­ мощь в преодолении возникших трудностей, систематическая ин­ формация о ход* промысла поз­ воляет каждому моряку знать о результатах работы своих товари­ щей по труду, гфОмышляющих ря ­ дом. Все cop«i£tt 3 au)!e строится на конкретных йрдоорах, взятых из повседневной прокзводственной деятельности коллективов. Выступившие ка встрече экипа­ жей капитан и старший механик траулера «Магадан» тт. Зиконюв и Тарасов, капитан траулера «Миргород» тов. Шиманаев, стар­ ший и третий механики тт. Сенин и Мещеряков, матрос тов. Кали­ ниченко, капитан-наставник тов. Ружников и другие отметили цен­ ность парного соревнования, вы­ сказали мысль о том, что итоги его надо подводить по всем пока­ зателям, а также разработать ус­ ловия договора на рейс. Указано на недостачи в деятельности этих коллективов: перерасход со ­ ли, недостаточное внимание заго­ товке клипфиска, ведению доку­ ментации (на «Миргороде» про­ мысловый журнал не в порядке). Капитан-наставник тов. Ружников посоветовал морякам траулера «Миргород» перейти на работу тралом, а итоги соревнования подводить по пяти­ дневкам, одновременно рассказы­ вая и о приемах работы. Развитие порейсного соревнова­ ния — верный путь к преодоле­ нию отставания многих экипажей флота. П. БЫСТРОУМОВ . пищевым и вкусовым качествам значительно ценнее обезглавлен- * ного и дешевле для потребителя, «ионные трубы, « различны- 3аг01|)Ьва „со6езГлавленного оку- ня сокращает на 25 процентов время добычи одного и того же количества рыбы по сравнению с обезглавленным. Следовательно, промысловое время корабля и флота в целом за год дополни­ тельно увеличивается до 25 про­ центов. Соответственно возраста­ ет и дополнительная добыча ры­ бы. Таким образом, обезглавлива­ ние всего окуня наносит большой убыток и не является необходи­ мым средством увеличения выра- ми примитивными приспособ­ лениями. Специальный же цех и оборудование бездействует, ус­ ловия работы значительно ухуд­ шились, увеличилась трудо­ емкость обработки рыбы, снизи­ лась^ производительность труда, возросли потери рыбы, отходов и прилова. Такое положение существует уже несколько лет. Необходимо вмешательство со стороны руко­ водства тралового флота и ре­ конструкция оборудования. Боль- ботки субпродуктов разработанный на трау- будет первым?». И если уж допу­ стил оплошность — держи ответ, не жди поблажки. Случился на второй вахте «Миргорода» заверт трала, сразу предупредили: «Хоть и работаете хорошо, на первое ме­ сто не рассчитывайте!». Завоевала его третья вахта. И машинная команда подтяну­ лась, решила: «Будем бороться за бесквартропным звание коллектива коммунисти­ ческого труда!». Ошвартовался траулер в порту, зашел групповой механик тов. Козленко, удивился перемене, происшедшей в машин­ ном отделении «Миргорода». О техническом состоянии тов. Коз­ ленко обычно судит не по внеш­ нему «шику-блеску» — любит он проверку кропотливую, доскональ- Техника семилетки Л ЕНИ Н Г РАД . К 4‘2-й годовщине Великого Октября турбо­ строители Металлического завода закончили сборку очередной тур­ бины мощностью в 200 тысяч киловатт. НА СНИМКЕ : общий вид сборки паровой турбины. Фото А. Михайлова. Фотохроника ТАСС. ше того, лере «Салтыков-Щедрин» проект необходимой реконструкции фаб­ рики не рассматривается в уп­ равлении больше полугода. А она, потребовав незначительных за­ трат средств, улучшила бы рабо­ ту фабрики. Практика уже в достаточной степени показала, что нет боль­ шой необходимости создавать на кораблях дорогостоящие филей­ ные предприятия. Например, на траулерах типа «Маяковский» и так ржавеет одна филейная ме­ ханизированная линия, а теперь поставлена вторая такая же, только дли мелкой трески. Надоб­ ности в ней, по-моему, нет совер­ шенно, так как обычная филети- рушщая машина вполне обеспе­ чивает разделку всей трески, из которойможно получать настоя­ щее филе. Началась установка на всех рефрижераторных кораблях и импортных линий для филстиро- вания морского окуня, хотя, ка­ жется, проще бы установить од­ ну—две такие машины па рыбо­ комбинате. Дополнительно устанавливают­ ся импортные моечные машины, совершенно ненужные, при усло­ вии приведения рыбофабрик в нормальное состояние. Режим экономии стал законом деятельности всех предприятий. И не мешало бы по рефрижера­ торным траулерам (в соответствии с фактически выпущенным ассор­ тиментом) сделать экономический анализ использования и загруз­ ки каждой в отдельности машины (филейных линии механизирован­ ного иручного филетирования, ма­ шиндля съемки шкур, рассольных линий, глазировочных машин и др.), сопоставив эго с затрачен­ ными средствами. И будет сразу видно, что большинство этого оборудования вообще не работало, Увеличение выработки субпро­ дуктов следует искать не за счет окуневых голов, а за счет тех больших резервов другого сырья, которые имеются на каждом суд­ не. Вот, например, при хороших уловах окуня весь прилов — тре­ ска, ерш, зубатка — направляет­ ся в рыбомучную установку. Только на нескольких кораблях («Ярославль», «Добролюбов») мо­ ряки лучше собирают отходы, применяя специальные лотки. На «Салтыкове-Щедрине» со второй половины текущего года обеспе­ чивается полный сбор всех отхо­ дов и непромыслового прилова. Делается это благодаря внедре­ нию рыбодела с поддоном. Он да­ ет возможность сохранять все отходы, помог сократить двух че­ ловек за счег роста производи­ тельности труда. Но конструкция рыбодела уже полгода лежит в отделе обработки и не внедряется на другие корабли. Техсовет этот вопрос решить не может, так как бюро рационализации не вынесло определения. А оно, в свою очередь, не имеет заключе­ ния отдела обработки. И вообще о тринадцати рационализатор­ ских предложениях с нашего тра­ улера, поступивших с апреля в бюро рационализации, ничего не слышно. На остальных судах (за редким исключением) процент сбора и использования рыбных отходов, особенно внутренностей, очень низок. При разделке рыбы на обычном рыбоделе все отходы и непромысловый прилов сбрасыва­ ются на палубу, подстол. В тече­ ние вахты его на палубе скапли­ вается до 1,5— 2-х и больше тонн. При смене же вахт за 5— 10 минут физически невозможно поднять смесь голов с внутренно­ стями и направить в сборник от­ ходов. Чтобы избежать простоя вахт и не задерживать разделки борт. Нерациональное использова­ ние внутренностей окуня для вы- грева жира в салогрейных котлах также уменьшает выработку суб­ продуктов. При выпуске муки на обычных траулерах, без по­ следующей отпрессовки жира, те­ ряются сотни тонн его. < 11 а рефрижераторных трауле­ рах применяются установки для прессовки нежирной тресковой муки, с давлением до 450 кг. При такой мощности пресса жирная окуневая мука плохо опрес- совывастся, в ней остается от 15 до 20 процентов жира. Отсюда происходит большая потеря жира и ухудшается качество муки. Возможности дополнигельной выработки субпродуктов на мно­ гие миллионы рублей можно и нужно использовать. Для этого надо решить вопросы разработки конструкции, производства и ус­ тановки гидропрессового оборудо­ вания на всех обычных трауле­ рах. Они должны отжимать жир в рыбной муке, оставляя его не бо­ лее 5 процентов, прессовать граксу, освобождая ее от водно­ жировой части. А после граксу можно использовать в качестве сырья для муки. В этом случае отпадают ограничива­ ющие условия по качеству сырья для производства муки. Ос­ тается одна задача — получен­ ные отходы (в том числе и внут­ ренности рыб) собрать и напра­ вить в производство потоком, применив на всех обычных трау­ лерах стандартные рыбоделы, как на нашем судне. И следует осуществить беспрерывную шне­ ковую подачу сырья от поддона рыбоделов до сырьевого бункера. Не ожидая установки прессов на всех кораблях, нужно отме­ нить существующие инструкции по заготовке сырья и направле­ нии его на выработку муки, а ус­ тановить взамен их новый норл- док поточного (без разбора и сор­ тировки) направления всех видов сырья в производство, независи­ мо от последующего содержания жира в муке. Организовать на береговых предприятиях дооора- ботку-пресеовку муки, установив для этого мощные прессовые ли­ ни с давлением свыше 1.000 кг. Считаю, что надо снять с экс­ плуатации установку «де Ла­ валь» и заменить ее более про­ изводительной но выходу жира. На рефрижераторных трауле­ рах следует произвести реконст­ рукцию деталей гидропрессовой установки, доведя давление до 700—800 кг, с получением му­ ки жирностью в пределах до 5 процентов. J Если работники управления флота и рыбной промышленности серьезно продумают эти вопро­ сы, то все задачи по увеличению выпуска рыбопродукции и суб­ продуктов, снижению себестоимо­ сти и повышению производитель­ ности труда будут решены успеш­ но. > А. КИ РЮШ ИН , технолог «Салтыков-ЩеД' траулера рин».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz