Рыбный Мурман. 1959 г. Ноябрь.
ВернЬш nymb Бывший отстающий экипаж — инициатор соревнования... Скажи такое — не каждый поверит. Но это факт. В прошлом рейсе мо- «Магадане» соли не хватило, ную. Но на этот раз ему не к чему было «при драться»: ни стуков, ни пропусков пара или ка ких-либо других дефек тов! А все парное соревно вание! Оно же заставля ет остро переживать допущенные промахи, заботиться о том, чтобы не повторять их. Ведь случилось же так, что на на ряки «Магадана» вызвали на со- пополнение «ухлопали» 40 часов ревнование коллектив траулера промыслового времени. А потом «Миргород». Хотелось ранее от- рыба «отказала», пришлось ее ис- стававшим промысловикам прове- кать, делать перебежки. Командо- рить свои силы, поработать на па- ванне флота продлило рейс ко ру с экипажем однотипного кораб- рабля на 6 суток, а мера эта по ля. Было время, когда на «Мага- ложительного результата не дала. дане» не ладилось дело на палу бе. Но пришел сюда гагаиовец, опытный старший мастер по добы че рыбы Василий Васильевич Точи ло» — и орудия лова были приве дены в образцовый порядок, улуч шилась организация труда, зада ния по вылову моряки стали вы полнять. Уходили в начале октяб ря в море, решили: потягаемся с «миргородца ми». Н вот соперники — на Зюйд- капе. Район освоен еще слабо, ло вить мешают течения... По условия для обоих экипажей равные. Да и секретов друг от друга нет. Свя зались по радио, поделились на копленным опытом. Особенно старшие механики остались до вольны радисбеседой. Руководи тель машинной команды траулера «Магадан» тов. Тарасов подсказал, как ликвидировать неисправность одного из насосов на де». Совет кстати, так как стар ший механик тов Сенин вышел в море на таком судне впервые. К тому же на «Миргороде» смени лись до этого все механики. При ходилось изучать технику по ин струкциям да с помощью кочега ров и машиниста. Но машинная команда экипаж не подвела, спра вилась с обязательством по всем пунктам. На обоих судах в салоне неред ко собирались моряки у диаграмм и графиков, отражавших ход про мысла. Сводки упрямо говорили: «Магадан» идет по вылову на 5—7 тонн впереди «Миргорода». «Не отставать, догнать и пере гнать!» — кто мысленно, а кто и вслух высказывал на «Миргороде» такой «приказ» себе. Капитан тов. Шиманаев назвал это чувство за интересованностью, а старший ме ханик тов. Сенин проще, острее: «Азарт!». Уточним: здоровый азарт, подлинно товарищеское со перничество, когда тебя неотступ но преследует одна мысль: «Кто Время ушло на ожидание танкера с топливом, на прием продуктов с других судов, на поиски рыбы... Подвели итоги: за 30 промысло вых суток добыто 143 тонны ры бы — на 9 тонн больше задания. У «миргородцев» показатели лучше. Передали они своих со перников по труду. В порт до ставлено 173 тонны рыбы при за дании 151 тонна. Правда, про мышляли они 33,5 суток. И сорт ность сданной рыбы хорошая — выше плановой, югда как на «Магадане» она нн;;*е. В порту экипажи встретились, рассказали о своей работе, поде лились планами на будущее. Мне- Эти вопросы ждут решения р ЕФРИЖЕРАТОРНЫЕ трау леры типа «Пушкин» по проекту предназначены в основ ном для добычи и обработ ки рыбы тресковых пород, для выпуска трескового фи ле. В соответствии с этим'' составлен производственный цикл рыбообрабатывающей фабри ки, сконструировано и располо жено технологическое оборудо вание. В проекте судов подобного ти па допущена серьезная ошибка, так как внем не учтен основной промысловый ассортимент рыб, вылавливаемых рефрижераторны- 5 ежа1Ь ошибок, -чтобы не было ми кораблями (морской окунь, сельдь, сардины), обработка ко- ♦ В порядке обсуждения ♦ и содержание машин неэкономич но. Это еще раз подтверждает крайнюю необходимость немед ленной реконструкции рыбофаб- рик, изыскания и разработки но вого технологического цикла для вновь строящихся кораблей. При этом следует обязательно широко рыбы, отходы обычно выбрасыва-* ют за борт. Управление флота дач же внедрило рацпредложение, механизирующее... выбрасывание рыбьих внутренностей за борт(?!) И на судах бортового траления имеются большие возможности для вы-работки муки и жира, за счет более полного использования рыб-* ных отходов и, особенно, внут ренностен рыб. Гракса, после пе« реработки печени тресковых, с со-* держанием до 30 процентов жира, — также прекрасное сырье для получения жира и муки. И она в осуждать проекты при участии большом количестве эксплуатационников, чтобы из- уходит за горых треоует комоиннрованного технологического процесса. В ре зультате эффективность работы траулеров значительно снижена, оборудование рыбофабрик в боль шинстве случаев оказалось кон структивно и по назначению не пригодным, технологический по ток нарушен. нагромождения ооорудования на траулерах типа «Маяковский», которое увеличивает недостатки производственного цикла. Следует поговорить и о дру гом. Начиная с конца 1958 года, па кораблях начали обезглавли вать весь улов окуня. Делается это для увеличения выпуска му ки и жира. Но не таким путем нужно обеспечивать план выра- На кораблях ищут выход из со- ботки муки и жира, следует до- здавшегося положения. Процвета- биваться не увеличения отходов, Г е Z ”S e ' Z ° . 1 SЯо” »оо'0!>на " ку™ |>ш”“а: раздслш 1>ывы » и* полного использования, шее соревнование. . Дою™? | „ 3 закрыт0го помещения И з в „ тн(1 ч т 0 свеЖемороженый Фабрики и . открытую палу- раздела„ш ’а окунь с Г0Л(,МЙ „„ бу, подача рыбы и отходов осуществляется . всевозможными способам!? — через вентиля- рейс эффективнее, чем на квартал или год. Работая в одном районе, : легче обмж’икаться опытом, можно «Миргоро- быстрее оказать действенную по мощь в преодолении возникших трудностей, систематическая ин формация о ход* промысла поз воляет каждому моряку знать о результатах работы своих товари щей по труду, гфОмышляющих ря дом. Все cop«i£tt 3 au)!e строится на конкретных йрдоорах, взятых из повседневной прокзводственной деятельности коллективов. Выступившие ка встрече экипа жей капитан и старший механик траулера «Магадан» тт. Зиконюв и Тарасов, капитан траулера «Миргород» тов. Шиманаев, стар ший и третий механики тт. Сенин и Мещеряков, матрос тов. Кали ниченко, капитан-наставник тов. Ружников и другие отметили цен ность парного соревнования, вы сказали мысль о том, что итоги его надо подводить по всем пока зателям, а также разработать ус ловия договора на рейс. Указано на недостачи в деятельности этих коллективов: перерасход со ли, недостаточное внимание заго товке клипфиска, ведению доку ментации (на «Миргороде» про мысловый журнал не в порядке). Капитан-наставник тов. Ружников посоветовал морякам траулера «Миргород» перейти на работу тралом, а итоги соревнования подводить по пяти дневкам, одновременно рассказы вая и о приемах работы. Развитие порейсного соревнова ния — верный путь к преодоле нию отставания многих экипажей флота. П. БЫСТРОУМОВ . пищевым и вкусовым качествам значительно ценнее обезглавлен- * ного и дешевле для потребителя, «ионные трубы, « различны- 3аг01|)Ьва „со6езГлавленного оку- ня сокращает на 25 процентов время добычи одного и того же количества рыбы по сравнению с обезглавленным. Следовательно, промысловое время корабля и флота в целом за год дополни тельно увеличивается до 25 про центов. Соответственно возраста ет и дополнительная добыча ры бы. Таким образом, обезглавлива ние всего окуня наносит большой убыток и не является необходи мым средством увеличения выра- ми примитивными приспособ лениями. Специальный же цех и оборудование бездействует, ус ловия работы значительно ухуд шились, увеличилась трудо емкость обработки рыбы, снизи лась^ производительность труда, возросли потери рыбы, отходов и прилова. Такое положение существует уже несколько лет. Необходимо вмешательство со стороны руко водства тралового флота и ре конструкция оборудования. Боль- ботки субпродуктов разработанный на трау- будет первым?». И если уж допу стил оплошность — держи ответ, не жди поблажки. Случился на второй вахте «Миргорода» заверт трала, сразу предупредили: «Хоть и работаете хорошо, на первое ме сто не рассчитывайте!». Завоевала его третья вахта. И машинная команда подтяну лась, решила: «Будем бороться за бесквартропным звание коллектива коммунисти ческого труда!». Ошвартовался траулер в порту, зашел групповой механик тов. Козленко, удивился перемене, происшедшей в машин ном отделении «Миргорода». О техническом состоянии тов. Коз ленко обычно судит не по внеш нему «шику-блеску» — любит он проверку кропотливую, доскональ- Техника семилетки Л ЕНИ Н Г РАД . К 4‘2-й годовщине Великого Октября турбо строители Металлического завода закончили сборку очередной тур бины мощностью в 200 тысяч киловатт. НА СНИМКЕ : общий вид сборки паровой турбины. Фото А. Михайлова. Фотохроника ТАСС. ше того, лере «Салтыков-Щедрин» проект необходимой реконструкции фаб рики не рассматривается в уп равлении больше полугода. А она, потребовав незначительных за трат средств, улучшила бы рабо ту фабрики. Практика уже в достаточной степени показала, что нет боль шой необходимости создавать на кораблях дорогостоящие филей ные предприятия. Например, на траулерах типа «Маяковский» и так ржавеет одна филейная ме ханизированная линия, а теперь поставлена вторая такая же, только дли мелкой трески. Надоб ности в ней, по-моему, нет совер шенно, так как обычная филети- рушщая машина вполне обеспе чивает разделку всей трески, из которойможно получать настоя щее филе. Началась установка на всех рефрижераторных кораблях и импортных линий для филстиро- вания морского окуня, хотя, ка жется, проще бы установить од ну—две такие машины па рыбо комбинате. Дополнительно устанавливают ся импортные моечные машины, совершенно ненужные, при усло вии приведения рыбофабрик в нормальное состояние. Режим экономии стал законом деятельности всех предприятий. И не мешало бы по рефрижера торным траулерам (в соответствии с фактически выпущенным ассор тиментом) сделать экономический анализ использования и загруз ки каждой в отдельности машины (филейных линии механизирован ного иручного филетирования, ма шиндля съемки шкур, рассольных линий, глазировочных машин и др.), сопоставив эго с затрачен ными средствами. И будет сразу видно, что большинство этого оборудования вообще не работало, Увеличение выработки субпро дуктов следует искать не за счет окуневых голов, а за счет тех больших резервов другого сырья, которые имеются на каждом суд не. Вот, например, при хороших уловах окуня весь прилов — тре ска, ерш, зубатка — направляет ся в рыбомучную установку. Только на нескольких кораблях («Ярославль», «Добролюбов») мо ряки лучше собирают отходы, применяя специальные лотки. На «Салтыкове-Щедрине» со второй половины текущего года обеспе чивается полный сбор всех отхо дов и непромыслового прилова. Делается это благодаря внедре нию рыбодела с поддоном. Он да ет возможность сохранять все отходы, помог сократить двух че ловек за счег роста производи тельности труда. Но конструкция рыбодела уже полгода лежит в отделе обработки и не внедряется на другие корабли. Техсовет этот вопрос решить не может, так как бюро рационализации не вынесло определения. А оно, в свою очередь, не имеет заключе ния отдела обработки. И вообще о тринадцати рационализатор ских предложениях с нашего тра улера, поступивших с апреля в бюро рационализации, ничего не слышно. На остальных судах (за редким исключением) процент сбора и использования рыбных отходов, особенно внутренностей, очень низок. При разделке рыбы на обычном рыбоделе все отходы и непромысловый прилов сбрасыва ются на палубу, подстол. В тече ние вахты его на палубе скапли вается до 1,5— 2-х и больше тонн. При смене же вахт за 5— 10 минут физически невозможно поднять смесь голов с внутренно стями и направить в сборник от ходов. Чтобы избежать простоя вахт и не задерживать разделки борт. Нерациональное использова ние внутренностей окуня для вы- грева жира в салогрейных котлах также уменьшает выработку суб продуктов. При выпуске муки на обычных траулерах, без по следующей отпрессовки жира, те ряются сотни тонн его. < 11 а рефрижераторных трауле рах применяются установки для прессовки нежирной тресковой муки, с давлением до 450 кг. При такой мощности пресса жирная окуневая мука плохо опрес- совывастся, в ней остается от 15 до 20 процентов жира. Отсюда происходит большая потеря жира и ухудшается качество муки. Возможности дополнигельной выработки субпродуктов на мно гие миллионы рублей можно и нужно использовать. Для этого надо решить вопросы разработки конструкции, производства и ус тановки гидропрессового оборудо вания на всех обычных трауле рах. Они должны отжимать жир в рыбной муке, оставляя его не бо лее 5 процентов, прессовать граксу, освобождая ее от водно жировой части. А после граксу можно использовать в качестве сырья для муки. В этом случае отпадают ограничива ющие условия по качеству сырья для производства муки. Ос тается одна задача — получен ные отходы (в том числе и внут ренности рыб) собрать и напра вить в производство потоком, применив на всех обычных трау лерах стандартные рыбоделы, как на нашем судне. И следует осуществить беспрерывную шне ковую подачу сырья от поддона рыбоделов до сырьевого бункера. Не ожидая установки прессов на всех кораблях, нужно отме нить существующие инструкции по заготовке сырья и направле нии его на выработку муки, а ус тановить взамен их новый норл- док поточного (без разбора и сор тировки) направления всех видов сырья в производство, независи мо от последующего содержания жира в муке. Организовать на береговых предприятиях дооора- ботку-пресеовку муки, установив для этого мощные прессовые ли ни с давлением свыше 1.000 кг. Считаю, что надо снять с экс плуатации установку «де Ла валь» и заменить ее более про изводительной но выходу жира. На рефрижераторных трауле рах следует произвести реконст рукцию деталей гидропрессовой установки, доведя давление до 700—800 кг, с получением му ки жирностью в пределах до 5 процентов. J Если работники управления флота и рыбной промышленности серьезно продумают эти вопро сы, то все задачи по увеличению выпуска рыбопродукции и суб продуктов, снижению себестоимо сти и повышению производитель ности труда будут решены успеш но. > А. КИ РЮШ ИН , технолог «Салтыков-ЩеД' траулера рин».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz