Рыбный Мурман. 1959 г. Ноябрь.

В целях распространения опыта передовиков редакцией «Рыбного Мурмана» и руко­ водителями промысла в ок- ~ тябре в северо-западных районах Баренцева моря было проведено очередное занятие школы передового опыта. По радио с докладом о работе экипажей на Зюйд-капском жело­ бе выступили капитан траулера «Кострома» тов. Василенко и капитан траулера «Кинешма» тов. Бабин. С интересным и содержательным сообщением об особенностях Зюйд-капского желоба выступила научный сотрудник ПИН РО тов. Бергер. В занятии школы передового опыта приняли участие на­ чальник промыслового отдела флота тов. Попов и начальник промразведки тов. Маевский. Итоги занятий еще раз показа­ ли, что отдаленные северо-западные районы и, особенно Зюйд-капскнй желоб, таят в себе большие рыбные ресурсы и что здесь при умелой организации работы можно успешно ве­ сти промысел. П о м о г л о п а р н о е соревнование Из доклада капитана траулера «Кинешма» тов. Бабина ЭКИПАЖ траулера «Кинеш- новке. в тукане, при хороших на» начал свою работу у концентрациях рыбы работали Зюйд-капа 1 октября, в районе 25-метровым тралом. Нижние Тысячи островов. Прежде чем подборы орудий лова у нас во- лриступить к промыслу в исклю- оружены ло архангельской схе- чительно тяжелой обстановке, су- ме. точно так же. как на траулере ловодители ознакомились с осо- «Кострома». Кабели также 40- бенностями работы в этом районе, метровые, вдеров даем 200 сажен, так как до этого рейсаздесь ни- Сказывается положительно на кто из них не был. Поэтому очень нашей работе новая форма социа- тщательно велся промысловый листцческого соревнования по- иланшет. Часто определялось ме- рейс-rfo. В этом плавании нас вы- етонахождение корабля. Пот хо- звал на соревнование экипаж тра­ вошей видимости брался пеленг улера «Кострома». Вызов мы горы Эдж. приняли. Стали ежесуточно встре- Особый ущерб счислению нано- ЧиТЬСЯ с капитаном «Костромы» еили приливо-отливные течения, в ^июе. Результаты работы на- действующие в этом районе. Мы m,Ilx экипажей доводились до занялись изучением их с особой сведения личного состава и об- тщательностью. суждались. Все это дало положи- „ J , тельные результаты. До «того рейса «ы работам на в закЛ10чмие CM3aT Мурманском мелководье. Глубины Школа передового опыта Знание района— залог успеха тамтакие же, как и здесь, и грунт почти тот же. Но -.течение тамслабее, и его мы не принима­ ли в расчет. Давая одинаковую что наш экипаж подобрался дружный и работоспособный. Ры­ ба у нас на палубе не залежи­ валась ни одной лишней минуты. При обильных уловах на под- величину ваеров л утеривая то б о л ь н о в « же количество ооорото! «меряли от ювоты лш11. скорость судна по плаишиоиоиу х „ „ „л и сь чатросы гг. "• « * сТ р0Г0 т '\ч т е - Патаннн. Тишннов. Донец, Гр«- тзнавали (грубо, конечно) его „ доб у екопость. То же саиое нами про- й>им „ дслывадось и во вреии хода ко- т ш т у | ) > а | 1 т08 Е„ а. райли по течению. IUB н Благодаря хорошей Ми работаем Зо-метровкм тра- организации труда и дружной ра­ лом с левого борта и 25-метровым боте коллектив нашего корабля — с правого. Каждый раз перед досрочно закончил выполнение ткм. как поставить новый трал, годового плана и своих соцнали- мы проверяли его и устра- стических обязательств, а зада- няли все ненормальности. В све- ние последнего рейса реализовал жую погоду, при ледовой обета- на 170 процентов. рОРЯСЬ за выполнение соци- алюстаческих обязательств по досрочному завершению пер­ вого года семилетки, экипаж траулера «Кострома» значительно улучшилсвою работу: досрочно 15 сентября справился с планом третьего квартала, выполнил так­ же и сентябрьское задание. Выйдя в последний рейс, мы обсудили решение VIII пленума обкома КПСС и наметши кон­ кретные меры по их выполнению. Перед командой встала задача — добывать ежерейсно по 104 тон­ ны рыбы, чтобы ликвидировать задолженность и выполнить годо­ вой план. Вместе с другими судами мы были направлены в район Зюйд- капа. где успешно промышлял коллектив траулера «Можайск». Первые дни работы успеха не принесли, а затем рыба совсем «отказала». Работавший здесь по­ исковый траулер «Кировабад» не смог о&навужмть рыбы. Некото­ рые суда сразу ушли отсю­ да. Оставшиеся занимались по­ исками. Вместе с траулером «Мо­ гилев» продвигались мы на севе­ ро-восток вплоть до кромки льда. Здесь уловы стали увеличивать­ ся. Должен сказать, что работать в этой зоне надо только с буем. Этот районнедостаточно изучен, в лоции совсем мало сказано о течениях. Поэтому, промышляя у буя, мы определяли направле­ ние течения, которое в этом рай­ оне достигает значительной ско­ рости — до трех узлов, периоди­ чески меняя и скорость, и направ­ ление. Работая у буя. мы установили, что в данный период лова с но­ ля часов проходит нордовое те­ чение со скоростью около двух узд.ов. с восьми часов — ост- норд-остовое течение, и скорость его та же самая. С 12 часов идет зюйд-вестовое течение со скоростью около одного узда, с 20 часов •— вест-зюйд-вестовое течение с такой же скоростью. Хочу добавить, что. кроме при­ ливо-отливных течений, еще дей­ ствует постоянное теченчк на ост-ост-норд-ост. Так, за одау Из доклада капитан» траулера «Кострома» тов. Василенко. ☆ ночь нас отнесло на ост-норд-ост на 6 — 7 миль. Мы не имеж об­ сервации. и не видели буя. За сут­ ки направление течения меняется по часовой стрелке. Если по бую мы могли опреде­ лить направление течения, то скорость его мы не могли опреде- .тоггь. Здесь почти все время бы­ ло маловетрие. следовательно, действовал один Фактор — тече­ ние. Фиксируя каждый раз в журналах направление течения, обороты винта, а также улов, мы знали, в какое время суток в том или другом направлении действу­ ет течение и какие нужно дер­ жать обороты. В частности, мы держали: по течешко 72— 74 оборота, против течения 78— 80 оборотов. Скорость судна полу­ чалась 3,5— 4.0 узла. Это мы определяли, если была возмож­ ность обсервации при взятии вае­ ров на стопор. 1 ши следовании с тралом и при отдаче ваеров со стопора. Планшгоиым лагом на течении пользоваться нельзя. Нас интересовала скорость относи­ тельно грунта, а лаг показывал скорость относительно воды. Курсы мы располагали преи­ мущественно вдоль кромки льда, генеральные — норд-ост и зюйд-вест, так как в этих направ­ лениях и течение болееинтенсив­ ное. По нашим наблюдениям ры­ ба держится в местах стыка теп­ лых и холодных вод. Это извест­ но га опыта облова сельди. У кромки льда создается разность температур воды, и здесь кон­ центрируется рыба. Чем ближе к кромке льда, тем лучше показа­ ния приборов и соответственно увеличиваются уловы. Наиболее успешно идет промысел при се­ верных ветрах и на глубинах 80 — 110 метров. В квадрате 2379 можно промышлять до глубины50 метров. Здесь изредка бывают по­ рывы трала. В западных и север­ ных квадратах глубины мене 80 метров и опасны как в навигаци­ онном отношении, так и для ору­ дий лова. До 80 метров эхолот ОСОБЕННОСТИПРОМЫСЛАНА ЗЮЙД-НАПСКОМЖЕЛОБЕ Из выступления научного сотрудника П И Н РО тов. Бергер. 1: р АПОН Зюйд-капского желоба разделяется как бы на два подрайона. Первый из них — южная часть, собственно желоб, вытянутый в северо-восточном направлении. Он довольно широкий, площадью до 50 миль, с глубинами до 410 метров. К северо-востоку этот подрайон постепенно суживается, дно его по­ вышается, и на широте 76 градусов 30 минут он переходит во второй, более мелководный район, пересеченный возвышенностя­ ми и впадинами, но в основном имеющий глубины от 39 до 170 метрпв. Зюйд-капский желоб является местом летнего откорма ровной и мелкой трески, которая поступает сюда в мае—июне с мелко­ водий Медвежинской банки по струе южно-шницбергенского те­ чения. Рыба располагается по южному склону желоба по глубинам от 150 до 270 метров и двигается, питаясь капшаком и молодью тресковых, вдоль желоба. Промысловики имеют здесь уловы обыч­ но до середины июля, продвигаясь за рыбой на северо-восток. По­ том внезапно уловы снижаются. Вновь появляется треска в уло­ вах в конце августа, в сентябре в северо-восточной части района на глубинах 90— 110 метров. В годы, когда хорошо прогревается юго-восточная часть Зюйд-чапа, отдельные косяки треск» движутся по прогрето­ му мелководью до южнойоконечности острова Надеждыg, если там нет перемычки холодных вод, с появлением мойвы переходят в район Надежды. Так бывает в теплые годы, обычно же основная часть рыбы идет по южному склону желоба на север в толще во­ ды, так как там имеется пища в виде капшака и мояодй рыб и в это время концентрации ее не создаются. Чем холоднее год, тем позже треска появляется в северо-восточных квадратах рай­ она. В этом году теплое южно-шпицбергенское течение былоослаб­ лено, и придонный слой водыв северо-восточной части Зюйд-кап­ ского желоба прогрелся только к концу сентября. Близость льдов, а также сильный напор холодных водс севера охладили толщу во­ ды, пища для рыбы почти совершенно исчезла, и рыба вынуж­ дена была опуститься в хорошо прогретые к этому времени при­ донные слои воды. В период северо-восточных ветров вода ох­ лаждается сильно, и только 20 -метровый придонный слой остает­ ся более теплым. Тогда треска опускается на грунт и уловы 'увели­ чиваются. При заходах с холодными водами мойвы и сайки ры­ ба уходит в толщу воды, пренебрегая температурой, и уловы рез­ ко уменьшаются. В этой части района треска держится обычно до конца октября — начала ноября, а потом отступает на юг. На северо-восток от острова Надежды ик возвышенности Пер­ сея рыба не проникает из-зд холодного барьера, который здесь всегда существует. Лучшие уловы на севере обычно бывают на глубинах 90— 110 метров, которые также являются наименее ава­ рийными. Особенно надо остерегаться выходить на глубины 80 метров. Необходимо иметь в виду, что у самых островов глубины вновь увеличиваются до 100 метров. В северо-восточной части квадрата 2377 на глубинах 02 — 64 метра глинистыйгрунт, и здесь можно потерять трал. Северо-западная и южная части квадрата удобны для промысла. В центре квадрата 2378 на глубине 64 метра задевы. Зато в юго-западной части квадрата дно хорошее, и там держится рыба. В западной части квадрата 2318 — жид­ кий ил и глина на глубинах 170— 220 метров. В квадратах 2359/2380 в сентябре — октябре обычно обитает мелкая треска. Работать можно здесь до глубин 50— 55 метров, но болеечаса тралировать не рекомендуется, так как ракушка протирает трало­ вый мешок. В квадрате 2316 с северо-востока вдается мелковод­ ный язык с глубинами до 48 метров. Здесь можно порвать трал, так как имеются задевистые места. Следует тралировать лучш£ всего по глубинам 90— 110 метров. В северной части района работе очень мешают ледяные поля, которые передвигаются с приливо-отливным течением и в зависи­ мости от направления вегра. Бели льдов, нет, то работать лучше всего между двумя буями с обязательным учетом направления течений. Поперек течений ходить не надо. В зависимости от на­ правления течений нужно регулировать скорость хода судна с тра­ лом,увеличивая его, когда идешь против течения, и уменьшая, когда идешь по течению. пишет грунт ровный, плавное из­ менение глубины. А менее 70 метров грунт становится гребен­ чатый. и если не удавалось быст­ ро сойти с этой глубины, мы от­ давал» ваера со стопора. Время траления доходило до 3-х часов по хорошим глубинам, то есть от 80 до 110 метров, подтираний: тралового мешка не наблюдалось. Тралы у нас 25-метровые, ка­ бели по 40 метров. Ваеров дава­ ли 200 сажен. На правом борту по центру гуцборы у нас стоят 500-милляметропые бобинцы. на каждый из них дан груз по 30 килограммов. По крыльям набиты 500-миллиметровые бобшцы и по два последних 400-миллиметро­ вые с грузом по 24 килограмма. Эта подбора работала неважно, и в трал попадала ракушка. На ле­ вом борту подбора стоит комби­ нированная — «архангельская». Она более тяжелая. По центру ее набито два 400-миллиметровых бобинца с грузом по 30 кило­ граммов. А на конусах подборы поставлено по два 500-милли­ метровых бобинпа с таким же грузом. На крыльях подборы сто­ ят 400-миллиметровые бобинцы с грузом по 24 килограмма. Эта подбора показала себя гораздо уловистей, и попадание в сети ракушки не наблюдалось. Обсервации мы имелив хоро­ шую видимость по южнойи се­ верной оконечностям острова На­ дежды и южной оконечности ост­ рова Эдж. Были обсервации в яс­ ную погоду в по звездам. Кстати, утром, если не было тумана, даже при значительной облачности бы­ ла видна планета Венера. Поэто­ му одна линия и глубина давали квадрат, в котором мы находи­ лись. По солнцу определяли по­ правку компаса +8 — 8.5 гра­ дусов. Компас у нас работает хо­ рошо. На нашем ковабле есть пе­ ленгатор. эхолот в комплекте е рыбоискателем. Эхолот-самописец пишет на ленте даже малейшие концентрации рыбы. Зачастую мы не придерживаемся определенных кувсов. а пользуясь записями прибора, ходим по хорошим кон­ центрациям два—три раза. ..Без локатора здесь очень трудно ра­ ботать. подчас даже невозможно. Планшет у нас ведется, как обычно. В неммы отмечаем пока­ зания приборов, глубины. Здесь также наносим кромку льдаи от­ дельные льдины, опасные для судна. Успеху в работе в значитель­ ной мере способствует новая Форма социалистического сорев­ нования порейсно. Вначале наш экгааж соревновался с коллек­ тивом траулера «Шенкурск», но он задержался в порту. Находясь в одном райопе с траулером «Ки- нешма». мы вызвали его экипаж на соревнование по выполнению рейсового задания. Он вызов принял. Установив контакт, я и капитан тов. Бабин начали еже­ дневно беседовать в эфире, ин­ формировать друг друга о ходе промысла, о встречающихся труд­ ностях, сообщая друг другу о лучших концентрациях рыбы. О ходе работы, о количестве вылов­ ленной рыбы доводили до сведе­ ния обеих команд. Особенно хо­ рошо мы начали работать в по­ следние дни. Уловы доходили до 3— 5 тонн за траление. Была по­ ставлена задача — не допу­ скать ни одной минуты простоя, ни однойминуты лежания в дрей­ фе из-за уборки рыбы, сохранить высокое качество рыбопродукций. Экипаж «Костромы» справился е рейсовым заданием, доставив в порт 110 тонн рыбы. 12 ООО ба­ нок KOHCCPBOH.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz