Рыбный Мурман. 1959 г. Ноябрь.
В целях распространения опыта передовиков редакцией «Рыбного Мурмана» и руко водителями промысла в ок- ~ тябре в северо-западных районах Баренцева моря было проведено очередное занятие школы передового опыта. По радио с докладом о работе экипажей на Зюйд-капском жело бе выступили капитан траулера «Кострома» тов. Василенко и капитан траулера «Кинешма» тов. Бабин. С интересным и содержательным сообщением об особенностях Зюйд-капского желоба выступила научный сотрудник ПИН РО тов. Бергер. В занятии школы передового опыта приняли участие на чальник промыслового отдела флота тов. Попов и начальник промразведки тов. Маевский. Итоги занятий еще раз показа ли, что отдаленные северо-западные районы и, особенно Зюйд-капскнй желоб, таят в себе большие рыбные ресурсы и что здесь при умелой организации работы можно успешно ве сти промысел. П о м о г л о п а р н о е соревнование Из доклада капитана траулера «Кинешма» тов. Бабина ЭКИПАЖ траулера «Кинеш- новке. в тукане, при хороших на» начал свою работу у концентрациях рыбы работали Зюйд-капа 1 октября, в районе 25-метровым тралом. Нижние Тысячи островов. Прежде чем подборы орудий лова у нас во- лриступить к промыслу в исклю- оружены ло архангельской схе- чительно тяжелой обстановке, су- ме. точно так же. как на траулере ловодители ознакомились с осо- «Кострома». Кабели также 40- бенностями работы в этом районе, метровые, вдеров даем 200 сажен, так как до этого рейсаздесь ни- Сказывается положительно на кто из них не был. Поэтому очень нашей работе новая форма социа- тщательно велся промысловый листцческого соревнования по- иланшет. Часто определялось ме- рейс-rfo. В этом плавании нас вы- етонахождение корабля. Пот хо- звал на соревнование экипаж тра вошей видимости брался пеленг улера «Кострома». Вызов мы горы Эдж. приняли. Стали ежесуточно встре- Особый ущерб счислению нано- ЧиТЬСЯ с капитаном «Костромы» еили приливо-отливные течения, в ^июе. Результаты работы на- действующие в этом районе. Мы m,Ilx экипажей доводились до занялись изучением их с особой сведения личного состава и об- тщательностью. суждались. Все это дало положи- „ J , тельные результаты. До «того рейса «ы работам на в закЛ10чмие CM3aT Мурманском мелководье. Глубины Школа передового опыта Знание района— залог успеха тамтакие же, как и здесь, и грунт почти тот же. Но -.течение тамслабее, и его мы не принима ли в расчет. Давая одинаковую что наш экипаж подобрался дружный и работоспособный. Ры ба у нас на палубе не залежи валась ни одной лишней минуты. При обильных уловах на под- величину ваеров л утеривая то б о л ь н о в « же количество ооорото! «меряли от ювоты лш11. скорость судна по плаишиоиоиу х „ „ „л и сь чатросы гг. "• « * сТ р0Г0 т '\ч т е - Патаннн. Тишннов. Донец, Гр«- тзнавали (грубо, конечно) его „ доб у екопость. То же саиое нами про- й>им „ дслывадось и во вреии хода ко- т ш т у | ) > а | 1 т08 Е„ а. райли по течению. IUB н Благодаря хорошей Ми работаем Зо-метровкм тра- организации труда и дружной ра лом с левого борта и 25-метровым боте коллектив нашего корабля — с правого. Каждый раз перед досрочно закончил выполнение ткм. как поставить новый трал, годового плана и своих соцнали- мы проверяли его и устра- стических обязательств, а зада- няли все ненормальности. В све- ние последнего рейса реализовал жую погоду, при ледовой обета- на 170 процентов. рОРЯСЬ за выполнение соци- алюстаческих обязательств по досрочному завершению пер вого года семилетки, экипаж траулера «Кострома» значительно улучшилсвою работу: досрочно 15 сентября справился с планом третьего квартала, выполнил так же и сентябрьское задание. Выйдя в последний рейс, мы обсудили решение VIII пленума обкома КПСС и наметши кон кретные меры по их выполнению. Перед командой встала задача — добывать ежерейсно по 104 тон ны рыбы, чтобы ликвидировать задолженность и выполнить годо вой план. Вместе с другими судами мы были направлены в район Зюйд- капа. где успешно промышлял коллектив траулера «Можайск». Первые дни работы успеха не принесли, а затем рыба совсем «отказала». Работавший здесь по исковый траулер «Кировабад» не смог о&навужмть рыбы. Некото рые суда сразу ушли отсю да. Оставшиеся занимались по исками. Вместе с траулером «Мо гилев» продвигались мы на севе ро-восток вплоть до кромки льда. Здесь уловы стали увеличивать ся. Должен сказать, что работать в этой зоне надо только с буем. Этот районнедостаточно изучен, в лоции совсем мало сказано о течениях. Поэтому, промышляя у буя, мы определяли направле ние течения, которое в этом рай оне достигает значительной ско рости — до трех узлов, периоди чески меняя и скорость, и направ ление. Работая у буя. мы установили, что в данный период лова с но ля часов проходит нордовое те чение со скоростью около двух узд.ов. с восьми часов — ост- норд-остовое течение, и скорость его та же самая. С 12 часов идет зюйд-вестовое течение со скоростью около одного узда, с 20 часов •— вест-зюйд-вестовое течение с такой же скоростью. Хочу добавить, что. кроме при ливо-отливных течений, еще дей ствует постоянное теченчк на ост-ост-норд-ост. Так, за одау Из доклада капитан» траулера «Кострома» тов. Василенко. ☆ ночь нас отнесло на ост-норд-ост на 6 — 7 миль. Мы не имеж об сервации. и не видели буя. За сут ки направление течения меняется по часовой стрелке. Если по бую мы могли опреде лить направление течения, то скорость его мы не могли опреде- .тоггь. Здесь почти все время бы ло маловетрие. следовательно, действовал один Фактор — тече ние. Фиксируя каждый раз в журналах направление течения, обороты винта, а также улов, мы знали, в какое время суток в том или другом направлении действу ет течение и какие нужно дер жать обороты. В частности, мы держали: по течешко 72— 74 оборота, против течения 78— 80 оборотов. Скорость судна полу чалась 3,5— 4.0 узла. Это мы определяли, если была возмож ность обсервации при взятии вае ров на стопор. 1 ши следовании с тралом и при отдаче ваеров со стопора. Планшгоиым лагом на течении пользоваться нельзя. Нас интересовала скорость относи тельно грунта, а лаг показывал скорость относительно воды. Курсы мы располагали преи мущественно вдоль кромки льда, генеральные — норд-ост и зюйд-вест, так как в этих направ лениях и течение болееинтенсив ное. По нашим наблюдениям ры ба держится в местах стыка теп лых и холодных вод. Это извест но га опыта облова сельди. У кромки льда создается разность температур воды, и здесь кон центрируется рыба. Чем ближе к кромке льда, тем лучше показа ния приборов и соответственно увеличиваются уловы. Наиболее успешно идет промысел при се верных ветрах и на глубинах 80 — 110 метров. В квадрате 2379 можно промышлять до глубины50 метров. Здесь изредка бывают по рывы трала. В западных и север ных квадратах глубины мене 80 метров и опасны как в навигаци онном отношении, так и для ору дий лова. До 80 метров эхолот ОСОБЕННОСТИПРОМЫСЛАНА ЗЮЙД-НАПСКОМЖЕЛОБЕ Из выступления научного сотрудника П И Н РО тов. Бергер. 1: р АПОН Зюйд-капского желоба разделяется как бы на два подрайона. Первый из них — южная часть, собственно желоб, вытянутый в северо-восточном направлении. Он довольно широкий, площадью до 50 миль, с глубинами до 410 метров. К северо-востоку этот подрайон постепенно суживается, дно его по вышается, и на широте 76 градусов 30 минут он переходит во второй, более мелководный район, пересеченный возвышенностя ми и впадинами, но в основном имеющий глубины от 39 до 170 метрпв. Зюйд-капский желоб является местом летнего откорма ровной и мелкой трески, которая поступает сюда в мае—июне с мелко водий Медвежинской банки по струе южно-шницбергенского те чения. Рыба располагается по южному склону желоба по глубинам от 150 до 270 метров и двигается, питаясь капшаком и молодью тресковых, вдоль желоба. Промысловики имеют здесь уловы обыч но до середины июля, продвигаясь за рыбой на северо-восток. По том внезапно уловы снижаются. Вновь появляется треска в уло вах в конце августа, в сентябре в северо-восточной части района на глубинах 90— 110 метров. В годы, когда хорошо прогревается юго-восточная часть Зюйд-чапа, отдельные косяки треск» движутся по прогрето му мелководью до южнойоконечности острова Надеждыg, если там нет перемычки холодных вод, с появлением мойвы переходят в район Надежды. Так бывает в теплые годы, обычно же основная часть рыбы идет по южному склону желоба на север в толще во ды, так как там имеется пища в виде капшака и мояодй рыб и в это время концентрации ее не создаются. Чем холоднее год, тем позже треска появляется в северо-восточных квадратах рай она. В этом году теплое южно-шпицбергенское течение былоослаб лено, и придонный слой водыв северо-восточной части Зюйд-кап ского желоба прогрелся только к концу сентября. Близость льдов, а также сильный напор холодных водс севера охладили толщу во ды, пища для рыбы почти совершенно исчезла, и рыба вынуж дена была опуститься в хорошо прогретые к этому времени при донные слои воды. В период северо-восточных ветров вода ох лаждается сильно, и только 20 -метровый придонный слой остает ся более теплым. Тогда треска опускается на грунт и уловы 'увели чиваются. При заходах с холодными водами мойвы и сайки ры ба уходит в толщу воды, пренебрегая температурой, и уловы рез ко уменьшаются. В этой части района треска держится обычно до конца октября — начала ноября, а потом отступает на юг. На северо-восток от острова Надежды ик возвышенности Пер сея рыба не проникает из-зд холодного барьера, который здесь всегда существует. Лучшие уловы на севере обычно бывают на глубинах 90— 110 метров, которые также являются наименее ава рийными. Особенно надо остерегаться выходить на глубины 80 метров. Необходимо иметь в виду, что у самых островов глубины вновь увеличиваются до 100 метров. В северо-восточной части квадрата 2377 на глубинах 02 — 64 метра глинистыйгрунт, и здесь можно потерять трал. Северо-западная и южная части квадрата удобны для промысла. В центре квадрата 2378 на глубине 64 метра задевы. Зато в юго-западной части квадрата дно хорошее, и там держится рыба. В западной части квадрата 2318 — жид кий ил и глина на глубинах 170— 220 метров. В квадратах 2359/2380 в сентябре — октябре обычно обитает мелкая треска. Работать можно здесь до глубин 50— 55 метров, но болеечаса тралировать не рекомендуется, так как ракушка протирает трало вый мешок. В квадрате 2316 с северо-востока вдается мелковод ный язык с глубинами до 48 метров. Здесь можно порвать трал, так как имеются задевистые места. Следует тралировать лучш£ всего по глубинам 90— 110 метров. В северной части района работе очень мешают ледяные поля, которые передвигаются с приливо-отливным течением и в зависи мости от направления вегра. Бели льдов, нет, то работать лучше всего между двумя буями с обязательным учетом направления течений. Поперек течений ходить не надо. В зависимости от на правления течений нужно регулировать скорость хода судна с тра лом,увеличивая его, когда идешь против течения, и уменьшая, когда идешь по течению. пишет грунт ровный, плавное из менение глубины. А менее 70 метров грунт становится гребен чатый. и если не удавалось быст ро сойти с этой глубины, мы от давал» ваера со стопора. Время траления доходило до 3-х часов по хорошим глубинам, то есть от 80 до 110 метров, подтираний: тралового мешка не наблюдалось. Тралы у нас 25-метровые, ка бели по 40 метров. Ваеров дава ли 200 сажен. На правом борту по центру гуцборы у нас стоят 500-милляметропые бобинцы. на каждый из них дан груз по 30 килограммов. По крыльям набиты 500-миллиметровые бобшцы и по два последних 400-миллиметро вые с грузом по 24 килограмма. Эта подбора работала неважно, и в трал попадала ракушка. На ле вом борту подбора стоит комби нированная — «архангельская». Она более тяжелая. По центру ее набито два 400-миллиметровых бобинца с грузом по 30 кило граммов. А на конусах подборы поставлено по два 500-милли метровых бобинпа с таким же грузом. На крыльях подборы сто ят 400-миллиметровые бобинцы с грузом по 24 килограмма. Эта подбора показала себя гораздо уловистей, и попадание в сети ракушки не наблюдалось. Обсервации мы имелив хоро шую видимость по южнойи се верной оконечностям острова На дежды и южной оконечности ост рова Эдж. Были обсервации в яс ную погоду в по звездам. Кстати, утром, если не было тумана, даже при значительной облачности бы ла видна планета Венера. Поэто му одна линия и глубина давали квадрат, в котором мы находи лись. По солнцу определяли по правку компаса +8 — 8.5 гра дусов. Компас у нас работает хо рошо. На нашем ковабле есть пе ленгатор. эхолот в комплекте е рыбоискателем. Эхолот-самописец пишет на ленте даже малейшие концентрации рыбы. Зачастую мы не придерживаемся определенных кувсов. а пользуясь записями прибора, ходим по хорошим кон центрациям два—три раза. ..Без локатора здесь очень трудно ра ботать. подчас даже невозможно. Планшет у нас ведется, как обычно. В неммы отмечаем пока зания приборов, глубины. Здесь также наносим кромку льдаи от дельные льдины, опасные для судна. Успеху в работе в значитель ной мере способствует новая Форма социалистического сорев нования порейсно. Вначале наш экгааж соревновался с коллек тивом траулера «Шенкурск», но он задержался в порту. Находясь в одном райопе с траулером «Ки- нешма». мы вызвали его экипаж на соревнование по выполнению рейсового задания. Он вызов принял. Установив контакт, я и капитан тов. Бабин начали еже дневно беседовать в эфире, ин формировать друг друга о ходе промысла, о встречающихся труд ностях, сообщая друг другу о лучших концентрациях рыбы. О ходе работы, о количестве вылов ленной рыбы доводили до сведе ния обеих команд. Особенно хо рошо мы начали работать в по следние дни. Уловы доходили до 3— 5 тонн за траление. Была по ставлена задача — не допу скать ни одной минуты простоя, ни однойминуты лежания в дрей фе из-за уборки рыбы, сохранить высокое качество рыбопродукций. Экипаж «Костромы» справился е рейсовым заданием, доставив в порт 110 тонн рыбы. 12 ООО ба нок KOHCCPBOH.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz