Рыбный Мурман. 1959 г. Май.

Слово с делом не расходится i С большим подъемом и глубоким интересом встретили мы сообщение о созыве 24 июня Пле­ нума ЦК КПСС. Для нас этот Пленум знаменате­ лен тем. что одним из основных вопросов на кем будет вопрос о внедренш комплексной механиза­ ции, автоматизации производства, введении по­ точных линий, замене устаревшего оборудования, штампов и инструмента. Все это знакомо и близ­ ко нам. Нашим рабочим придется немало потру­ диться, чтобы способствовать дальнейшему тех­ ническому прогрессу на Мурманском рыбокомби­ нате. Подсчитав свои возможности, коллектив ре­ монтно-механических мастерских обязался вы­ полнить полугодовой план ко дню открытия Пле­ нума ЦК КПСС. Слово ремонтников с делом не расходится. Каждый работник цеха старается на своем уча­ стке трудиться с удвоенной энергией. Высоких производственных показателей, например, доби­ вается бригада токарей, руководимая тов. Семе­ новым. Члены этого коллектива борются за по­ четное право называться бригадой коммунисти­ ческого труда. Апрельский план токари, выпол­ нили на 270 процентов. Продолжают перевыпол­ нять задания они и в мае. Хорошо трудятся в эти дни бригады слесарей, которыми руководят тт. Кондаков и Патракеев, не отстают от них электросварщик тов. П. Ба­ ранник, плотник тов. Федоров, водопроводчик тов. Иванов, жестянщик тов. Шальнов и другие. О. СКОК, слесарь ремонтно-механических мастерских Мурманского рыбокомбината. У спехи судоремонтников I Навигация на Камчатке КАМЧАТСКАЯ ОБЛАСТЬ. Крупнейший океанский лайнер «Советский Союз» открыл в этом году летнюю навигацию между Владивостоком и Пет- ропавловском-Камчат с к и м. Первый рейс сделан за счет времени, сэкономленного эки­ пажем на зимнем ремонте. Выполняя принятые в дни XX I съезда КПСС социалисти­ ческие обязательства, моряки удлинили навигационный пе­ риод на 40 суток. На снимке: лайнер «Совет­ ский Союз» в Петропавлов­ ском морском порту. Фото Ю. Муравима. Фртохронпка ТАСС. З А ВЫ СОКОЕ ЗВАНИ Е В рыбном порту все новые и новые бригады, экипажи транспорт­ но-буксирного Флота вступают в борьбу за право называться кол­ лективами коммунистического труда. Недавно бригада Xs 37 первого участка порта в составе тт. Жу­ ковой, Бойковой, Ивановой, Фроловой, Авдейчик, Яковчик, Рети­ ной включилась в это замечательное соревнование и решила вы­ полнить план погрузо-разгрузочных работ одиннадцати месяцев к 42-й годовщине Великого Октября. Грузчицы обязалиеь ежедневно выполнять нормы выработки на 125 процентов, обрабатывать су­ да и железнодорожные вагоны в срок и досрочно. Каждый член бригады дал слово овладеть специальностью сигнальщика и внести за год два рационализаторских предложения. Бригада Жуковой делом подкрепляет свое обязательство. Еже­ дневно перевыполняя сменные задания, грузчицы решили новыми успехами в труде встретить июньский Пленум ЦК КПСС. Н. ЖУКОВ, диспетчер автобазы рыбного порта. В цехах и на участках судпр монтного завода управления ры ной промышленности царит сей­ час необычайный трудовой подъ­ ем. Рабочие, инженерно-техниче­ ские работники и служащие заво­ да проникнуты одним желанием и стремлением — достойно встре­ тить открытие июньского Плену­ ма ЦК КПСС. В ответ на обраще­ ние коллектива тралового флота ко всем трудящимся нашей,.обла- сти судоремонтники приняли на себя конкретные обязательства. На заводе в настоящее время трудится немало производствен­ ников, слово которых не расхо­ дится с делом. Отлично работает, например, бригада ко-телыциков, которой руководит тов. Воро­ шилов. Когда шло обсуждение об­ ращения моряков тралового фло­ та, тов. Ворошилов заявил: — Наша бригада обязуется вы­ полнять порученные ей работы по ремонту кораблей досрочно, до­ биваясь отличных показателей в труде. - Эти слова не были сказаны впустую. Ремонтируя средний траулер М5 831, котельщики, не­ смотря на то, что в процессе ре­ монта им был дан дополнитель­ ный заказ, ведут работы с опе­ режением установленного графи­ ка. Гак же хорошо выполняют свои обязательства котельщики брига­ ды тов. Токарь. Не отстает от котельщиков и коллектив слесарного цеха, кото­ рый вышел победителем в социа­ листическом соревновании за ап­ рель. Так, слесари бригады тов. Лукашова закончили порученные им работы на траулере «Маяков­ ский» на трое суток раньше сро­ ка. то есть выполнили задание на сутки быстрее, чем обязались. Хорошо трудятся слесари, кото­ рыми руководит опытный произ­ водственник тов. Михайлов. Они также успешно справляются с обязательствами, принятыми ими в честь открытия июньского Пле­ нума ЦК КПСС. Так ремонт сред­ него траулера № 416 они закон­ чили на сутки.досрочно. Значительно раньше срока вы­ полняют задание по ремонту промысловых кораблей бригады электриков, руководимые тт. Чер- ницыным. Колывановым, и мно­ гие другие судоремонтники. Г. ПЕРУНОВ, председатель заводского комитета проф­ союза. ^ ПЕРВЫЕ успешный лов сельди разноглубинным тра- лом^в осенне- зимний период осу­ ществлен в 1956— 1957 годах с траулеров кормового траления. Этот вид лова получил название «прицельный». В качестве наво­ дящего средства здесь применяет­ ся гидроакустическая станция го­ ризонтального действия и исполь­ зуется гидролокатор — «Лодар». Спуск трала и выход с ним на косяк с судов типа «Пушкин» значительно проще, чем с кораб­ лей бортового траления. Команда кормового траулера спускает трал, нацелившись на косяк с помощью гидролокатора, при этом гидро­ акустик все время дает пеленг на косяк и косяк-корабль-трал удерживаются на одной прямой. Эта возможность значительно уп­ рощает работу гидроакустика и Лов сельди разноглубинным тралом с кораблей бортового траления По следам наших выступлений «А ХОЛОДИЛЬНЫЕ ЗАВОДЫ К ПРИЕМУ ОКУНЯ НЕ ГОТОВЫ...» Под таким заголовком в нашей У гитарного транспортера приш- газете от 16 апреля был опубли- лось заменить тяговую цель на кован материал рейдовой брига- обычную транспортерную ленту, а ды о том, что предприятия Мур- распределитель и мойку против-' минского рыбокомбината не гото- ней пришлось временно заменить вы к массовому приему окуня. на^ машины совершенно другой Главный ннженер рыбокомбинат конструкции, та тов. Кононов сообщил в редак- Для того, чтобы чертежи поету- цию: факты, изложенные в статье, пали исполнителям более тщатель- дейсгвительно имели место, но откорректированными, дано Из-за большого объема работ, указание начальнику конструктор- лроизводимых ремонтно-механи- ского бюро рыбокомбината тов. ческой мастерской комбината на Сафронову проверку чертежей холодильнике и других заводах, возложить на заместителя началь- эта работа в период подготовки к ника конструкторского бюро гов. путине не была выполнена, и бу- Полякову, дет производиться в августе 1959 года. Сами же баки находятся в рабочем состоянии. По сообщению заместителя на­ чальника управления рыбной про- «ПОД КРЫЛЫШ КОМ НЕРАДИВЫХ» В газете от 18 апреля был мышленности тов. Ошерович, ра- опубликован рейдовый материал боты по насосной станции морской под таким заголовком, воды для обоих холодильников Как нам ответили заместитель будут выполнены в IV квартале главного инженера тралового фло- этого года. Механизированной та тов. Левкин и начальник отде- уборочной линии холодильника ла снабжения тов. Лебедев, у № 1 , находящейся в металличе- складов на территории рыбного ском складе, был произведен про- порта все запасные части и кух- филактический ремонт и линия в тыли разобраны и уложены, данное время находится в рабо- j июля с. г. будет проведе- чем состоянии. Работы по монта- на инвентаризация неустановлен- жу механизации расфасовки рыбы ного оборудования. Уже создана в 19 цехе окончены и линия 20 КОмиссия под председательством апреля сдана в эксплуатацию. о Из-за того, что некоторые ма- инженера по запчастям тов. Па­ шины в линии были установлены зы-ч А. Ф., которая произведет как опытные образцы (вновь за- детальную проверку наличия это- проектироваиы конструкторским го оборудования, определит его бюро) и при испытании оказались техническое состоянйе и П игод. неработоспособными, требовалась доводка их до рабочего» состоя- ность к дальнейшему использо- ния. ванию на судах тралового флота. вахтенного судоводителя при вы­ ходе на косяк. В осенне-зимний период 1958 — 1959 годов был проведен экс­ периментальный придельный лов сельди разноглубинным тралом с экспедиционного судна .«Севасто­ поль» и с траулера «Харьков». На «Севастополе» установлен отечественный рыболокагор, ко­ торый регистрировал косяки сель­ ди на дистанции 3500— 4000 метров. Пульт управления стан­ цией установлен на тьиндечиой палубе и связан с мостиком пере­ говорным устройством. Установка станции в твиндеке очень услож­ няет взаимодействие между гид­ роакустиком и судоводителями. На «Харькове» пульт управле­ ния и регистрирующее устройство «Лодара» установлены в рулезой рубке. Это упрощает взаимодейст­ вие между штурманом и гидро­ акустиком. Однако пульт управ­ ления и самописец установлены неудачно, подняты под самый подволок и гиддоакустик вынуж­ ден тянуться до ручки вращения вибратора. Для того, чтобы сде­ лать отсчет дистанции на само­ писце, человек средней высоты вынужден вставать на носки. Все эти недостатки очень утомляют гидроакуетжа и снижают его вни­ мательность. Для спуска трала бортовой тра­ улер должен встать рабочим бор­ том к ветру. Затем делается цир­ куляция. Травление ваеров произ­ водится не по прямой, а по дуге. Поэтому гидроакустик имеет дело с объектом, пеленг на который все время изменяется и объект как бы находится в движении. Эти особенности усложняют выход на косяк и требуют внимательно­ го и напряженного труда от гид­ роакустика и судоводителя. Для успешного лова судоводи­ тель при подходе к косяку дол­ жен вести корабль по прямой, строя расчет выхода на него по сообщениям гидроакустика. При этом облавливается верхняя часть концентрации. Определив глубину погружения ее, по тари- ронпчной кривой выбирается дли­ на ваеров, корабль заходит на ве­ тер от косяка на расстояние, при котором можно спустить трал и вытравить ваера (при этом учи­ тывается снос корабля по ветру во время спуска трала). «Севастополь» уходил от кося­ ка на вегер 10— 15 минут вось­ миузловым ходом. Во время спу­ ска трала косяк остается на под­ ветренном борту. Гидроакустик обязан при спуске орудий лова обеспечивать надежный контакт с косяком и сообщать вахтенному помощнику капитана об измене­ нии пеленга и дистанции до ко­ сяка. Судоводители, кроме спуска трала по компасу, следят за пе­ ленгом на косяк, чтобы' к нач ичу циркуляции твердо представлять себе курс на косяк, дистанцию до него. О циркуляции вахтенный помощник капитана сообщает гидроакустику, которому следует учитывать, что при циркуляции косяк уйдет за корму. Гидроаку­ стические станции горизонталь­ ного действия на кормовых секто- рах не работают и вибратор че­ рез корму ие вращается. Поэтому гидроакустик поворачивает вибра­ тор на противоположный борт я ожидает выхода косяка из-за кор­ мы, обследуя бортовой сектов от траверза до кормы я обратно. Вахтенный судоводитель, следя за компасом, сообщает гидроаку­ стику курсовой угол на косяк. После t w o . как контакт е косяком установлен, гидроакустик докла­ дывает вахтенному помощнику капитана дистанцию, курсовые углы на косяк и продолжает про­ водить наблюдения, непрерывно сообщая об изменении курсовых углов и дистанции. На «Севасто­ поле» ваера начинали травить при курсовом угле на косяк от 90 до 60 градусов. • Взятие ваеров на стопор яв­ ляется ответственным моментом. Все траление может пройти впу­ стую, если команда не успеет быстро взять ваера на стопор, так как косяк окажется по дру­ гому борту и траление придется делать с крутой циркуляцией, что отрицательно сказывается на вылове. «На «Севастополе» были подобные случаи. При ветре в 4— 5 баллов приходилось выбирать трал и вновь заходить на ветер. При меньших ветрах можно прой­ ти mtimo косяка, развернуться и повторить траление против ветра. При тралении могут быть слу­ чаи, когда косяк изменит глуби­ ну своего первоначального погру­ жения. что регистрируется эхоло­ том. В этих случаях необходимо поднять или опустить трал. На траулере «Харьков» трал припод­ нимали лебедкой на малом ходу, подбирая ваера. В случае, когда! нужно приподнять трал в ие-J больших пределах, увеличивали, число оборотов главного двигате-, ля. На «Севастополе», в связи с небольшой мощностью лебедку: подбирать трал не представлялась: возможным. Поэтому для подъема; его приходилось увеличивать чис-; ло оборотев главного двигателя, j Коллектив . экспедиционного судна «Севастополь» за 69 часов' траления выловил 178 тонн сель­ ди. Наибольшие уловы достигал» до 34 тонн за одно траление, i Экипаж «Харькова» за 21 сутки нахождения на промысле добыл 63 тонны рыбы. На основания первого опыта j применения разноглубинного тра-( ла для облова косков сельди ван кораблях бортового траления «Се—, вастоиоль» и «Харьков» можно сказать, что успех промысла во многом зависит от слаженной оа-; боты гидроакустика ж еудоаоди-j телей. А. Д Е ГТЯ РЁВ , гидроаку­ стик ПИНРО. ОТ РЕДАКЦИИ: тов. Дегтярев в своей статье говорит о важ­ ном и нужном деле, в этом году лов сельди разноглубинным тра­ лом будет проводиться в больших размерах. Поэтому руководству флота нужно позаботиться, чтобы требуемые приборы для при­ цельного траления, особенно лодары, были установлены не только на судах типа «Пушкин», а на нораблях бортового траления. Нуж- но также организовать учебу гидроакустиков и судоводителей для улучшения их совместной работы иа сельдяном промысле. 28 мая 1959 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz