Рыбный Мурман. 1959 г. Май.
/ — N. \ \ 1 1 г [ \ О L I \ И гЧ 1 it i U А ПРОМЫСЛЕ в Барен цевом море недавно со стоялось очередное занятие «Школы передового опыта», организованное редакцией нашей газеты совместно с руководителями промысла. Активное участие в заня тии приняли капитан передо вого траулера «Мацеста» тов. Корабельников, старший ма стер по обработке рыбы траулера «Симферополь» ' тов. Березин, мастера-наставники по добыче тт. Попов и Коровинский, третий помощник капитана траулера «Шексна» тов. Маслов. В их выступлениях по радио были затронуты важней шие вопросы промысловой работы, волнующие сейчас многих моряков. Участники занятия поделились опытом судовождения, работы с тралом, сохранения высокого ка чества рыбной продукции. зы- Чтобы убедиться в этом, до- Краткую лекцию для промысловиков об изменениях статично просмотреть любую про- в поведении рыбы в зависимости от различных условий ™ внешней среды прочла научный сотрудник лаборатории донных рыб ПИНРО тов. Бергер Т. С. На этой странице мы публикуем некоторые выступле ния промысловиков. ШКОЛА ПЕ Р ЕДОВО ГО ОПЫТА В борьбе за высокие уловы Из выступления капитана траулера «Мацеста» тов. КОРАБЕЛЬНИКОВА С отличным качеством Н Е ВСЕ на промысле зависит лить. В начале' мая мы работали известно, что поймать рыбу и от состояния сырьевой ба- таким методом трое суток на тя- свалить на палубу — это еще нол- желых грунтах, причем трал ни- дела. Очень важно убрать ее во- еколько не пострадал. время, чтобы не снизить ее каче- Чтобы иметь твердую уверен- ство. Поэтому мы много внимания ность в том, что мы спускаем уделяем правильно» организации трал там, где есть рыба, работ пъ труда на палубе, использованию стараемся у буев. Это избавляет всех имеющихся резервов, от лишних поисков и потерь цен- Когда рыбы много, разделывать ного времени. Половину этого рей- ее выходит весь экипаж. На мо- са промышляли у своего буя. стике в это время нахожусь я Всем судоводителям, пожалуй, сам’ а у машины несет Из выступления старшего мастера по обработке рыбы «Симферополь» тов. БЕРЕЗИНА траулера торые раоотают в одним и том же районе и даже кватате, ходят по одним и.тем же глубинам и по чти одинаковыми курсами, часто имеют совершенно разные улоаы. В чем тут дело? Я думаю, многое тут зависит от самого экипажа, от того, насколько правильно ор ганизован труд моряков Н!Г всех участках: на палубе, в машине и, разумеется, на мостике. Я хочу рассказать об опыте промысловой работы нашего коллектива. Начну с орудий лоза. Работаем мы обыч ным 25-метровым тралом. На нижнюю подбору у нас набито 15 500-миллиметровых бобинцев: ко же — по краям. Кабели ми ной 60 метров. Ваеров травим обычно 500 саженей, но на юго- западном склоне Копытовской банки их длину увеличивали до 525 саженей. При тралировании мы особое внимание уделяем обеспечению постоянной скорости судна. Как правило, заказываем машинной команде такое количество оборо тов. чтобы корабль шел со ско ростью от 2,8 до 3 узлов, не бодь- РЛАВНАЯ цель любого про- первого класса. Он отлично вла- мыслового коллектива — деет шкерочным ножом и голово- «ыловить и доставить в парт как рубом. Неплохих результатов до- можно больше рыбной продукции, билея и молодой матрос тов. Юла- 11ричем нельзя никогда забывать, гин. что вся она должна быть высоко- Во время работы на промысле пять из них_— . ”0.ueHwPL M_.CTOt!.b’ го качества. Однако, с сортностью многое в деле сохранения каче- не на всех траулерах дело обстоит ства рыбы зависит от засолыци- благополучно. Как сообщают из ков. У нас они очень гребователь- порта, некоторые экипажи судов ны и к себе и к другим. Если, к сдают много рыбы вторыми сорта- примеру, кто-нибудь бросит в ми, а подчас и совсем испорчен- трюм плохо разделанную рыбу, ную. От этого снижаются эконо- они обязательно выкинут ее об- мические показатели работы эки- ратно, да еще и отругают как пажей этих кораблей, повышает- следует виновного. При посоле ся себестоимость рыбной продук- рыбы они стараются строго ири дии. Тем самым наносится ущерб держикаться инструкции, государству и самим промыслови- Попутно мне хочется поднять кам. такой вопрос. В летнее время на Всего этого можно избежать, мелкую рыбу тратится больше ше- Кик показывает опыт, за счет если умело мобилизовать весь соли и ее зачастую не хватает, несколько пониженной скорости экипаж на борьбу за отличное Неплохо было бы. если бы соль » удлиненных кабелей имеет боль- качество рыбной продукции. Что имелась на лихтерах, откуда су- шее раскрытие трал, а уловы, это так, достаточно красноречиво да брали бы ее при необходимо- следовательно, становятся выше, подтверждает пример нашей сти. Не забываем во время траления команды. У нас с сортностью всегда хо- внимание уделяем тщательной влияют на скорость. На северо- рошо. Закончив прошлый рейс, промывке рыбы, так как это — востоке Копытовской банки, на- например. мы сдали первым сор- непременное условие высокого ка- пример, скорость течения дости- том соленой рыбы — 90,4 про- чества рыбной продукции. Особен- тает иногда одного узла, цента, свежей — 97,3 процента, но старательно промываем пой- щ юго-западе Копытовской Таках высоких показателей мы манную рыбу, когда в трал пона- банки работали с заходом на те- добиваемся благодаря тому, что дает много губки. чение. Уловы при этом имели у нас на судне все члены экила- g0T^ пожалуй, и все секреты больше, а губки меньше. Если жа. кто имеет дело непосредствен- нлших успехов в борьбе за каче- скорость течения свыше одного но с рыоои, оорются за ее отлич- етВ() сллваеиой в порту рыбы. узла, то на него уже надо захо- ное качество. Для этого кажмыи ^ на своем месте стремится выпол нять свою работу не только бы стро. но и добросовестно. Матросы, которые работают на нашем судне не первый год, хо рошо знают свои обязанности, умело обрабатывают рыбу. Их не надо учить. Другое дело — моло дежь. А молодых моряков немало у нас. С ними приходится пово зиться, прежде чем все они в со- известно, как важно на промысле знать точное местонахождение своего корабля. С этой целью мои помощники регулярно, когда поз воляют метеорологические усло вия, проводят астрономические определения. Обычно они эт.о Де лают два раза в сутки: утром и вечером. Наблюдениями занима ются у нас все судоводители. Исключение из правила делаем, когда ходим недалеко от маяка. Тогда астрономических определе ний не производим, а берем пе- лонги по маяку. Для того, чтобы не сбиться с нужного курса, тщательно учиты ваем повороты с тралом. Причем, когда работаем в местах со сва- старшии механик. Прежде, чем ввести такой по рядок уборки рыбы, мы обсудили " его на общем собрании. Люди по шли на это добровольно и с боль шим энтузиазмом. Таким образом, нам удается во время хороших уловов убирать по 17— 19 тонн рыбы за сутки. Помогает этому социалисти ческое соревнование между вах тами и отдельными членами команды. Чтобы оно было более действенным, ежесуточно в осо бом графике отмечаем все успехи и неудачи соревнующихся. Гра фик этот висит в салоне на виду у всех. Там же вывешиваются показа- й ™ пллипу& тели работы за сутки экипажем ” ? . . .eT “ L Т ™ ! других кораблей. Знакомясь с «и- ми, мы сравниваем их с резуль татами своей работы. Все это при вело к тому, что обработка рыбы и уборка ее в трюм нисколько нас не «затирает». В связи с этим хочется сказать избегаем делать повороты с тра лом. так как они иногда могут привести к авариям. Большое значение придается у нас регулярному ведению промыс ловых планшетов. Их у нас два. Один находится на мостике, вто- 0g одном нововведении, которое, рой, — сделанный на синьке про- как п0Казала практика, во многом ____ ________ мысловым отделом управления рцособствует успешной работе. На «Симферополе» мы особое и о течениях. Иногда они сильно тралового флота. я держу при дел0 в том что более половины себе. Планшет, что на мостике, наших матросов разделывают ры- вычерчивается на старой карте. бу ДВуСТОрОННим ножом — так В него заносятся мейТа. где по ставлены буи. какими курсами и глубинами ходим и т. д. Второй планшет является как бы конт рольным. Все. о чем говорилось выше, направлено на то, чтобы уловы рыбы были большими. Но всем Орудия лова в с е гда держать в порядке Из выступления мастера-наставника по добыче тов. ПОПОВА. же, как это делают на больших рефрижераторных кораблях. Вы работка у матросов, владеющих новым методом, около десяти оку ней в минуту, а у тех. кто разде лывает односторонним ножом — пять— шесть. Из простого срав нения результатов видно, какой эффект дает новый способ раздел ки рыбы. Сейчасмы принимаем меры к то му, чтобы все наши матросы пе реняли у своих товарищей пере довые приемы труда, научились разделывать рыбу по-новому. Тог да будем убирать рыбу еще быст рее. Заканчивая свое выступление, я хочу несколько слов сказать о |-|ЕРЕДК0 можно наблюдать, няя подбора трала была слишком ваера иногда вытягиваются, осо- что траулеры, промышляю- легкой. В результате на больших бенно если судно работает на соблюдении правил промысловой вершенстве овладеют передовыми щие в районах с хорошей сырье- глубинах трал отрывался от грун- больших глубинах. сигнализации. О том, какие надо приемами труда. вой базой, имеют низкие уловы,та и рыба в него не попадала. Хорошо зная об этом, многие подавать сигналы в море, у нас Как у нас это происходит, hor- Основываясь на своем опыте ра- Причиной этого явилось халатное опытные промысловики пром^ря- есть много инструкций, подчас да на судно приходят новые мат- боты мастером-наставником по до- отношение к своим обязанностям ют ваера чаще. Старший мастер давно устаревших. Кроме того, росы, их прежде всего_знакомят с быче, могу сказать, что чаще все- мастеров по добыче. по добыче траулера «Шексна» некоторые капитаны, бывает, и го в таких случаях причиной не- Траулер «Тифон» сначала про- тов. Замарин, например, делает сами выдумывают сигналы. Па- удач является плохое состояние мышлял хорошо. На борт поднима- это через пять— шесть суток. орудий лова. ли после каждого траления до че- „ .. и тлии пигЛч и*, -пи nnmm- Не придали значения этому об- очередную командировку на „ нелотго У ювы неожитан- стоятельству на траулере «Алма- промысел я вышел на траулере далось недолго, у л о в ы неожидан- . р . ^ и т п п м н р н ям п т там «Камчатка» Мы сразу направи- но стали снижаться, хотя суда, ™ . газница в длине ваеров там «iM.44.iihd >. гаы сразу иащмпи „яЛптпи оказалась равной четырем мет- лись туда, где корабли ловят хо- промышлявшие рядом, раоотыи по-прежнему успешно. v ■ Пересев на это судно, я стал В настоящее время, когда про- палубной работой Затем перед выходом на промысел я всем им читаю инструкции о том, как надо правильно обрабатывать рыбу, в чем особенности, например, раз делки трески и окуня и т. д. Пос ле, так сказать, теоретической рошо. Однако, когда пришли на ская часть учебы уже за рыоо- делом. Там им показывают, цак надо держать нож ч рыбу, какие приемы позволяют добиться вы сокой скорости обработки и каче ства. Такое отношение к новичкам способствует тому, что они быст ро приобретают умение и опыт. Совсем недавно пришел на «Сим ферополь» тов. Кротов, а вскоре место, сразу начались неудачи — рыба не ловилась. Проверили вооружение трала — и недобросовестность мастеров по добыче стала очевидной. Бо- бинцы были набиты на нижнюю подбору различной величины. Когда неполадки были устранены, судно стало иметь успех. Такую же картиву наблюдал я пример, при травлении ваеров иногда дают один долгий гудок и два коротких, а это неправильно. Вместо кор.даш зачастую на по лубаке висит шарик с детскую головку. Надо покончить с путаницей в подаче сигналов. Это будет спо- искать причину неудач в Tpaie. мысловая обстановка продолжает собствовпть большему При тщательном его осмотре вы- оставаться неустойчивой, особенно яснилось. что сетное полотно под важно лучше использовать все тяжестью поднимаемой рыбы не- внутренние резервы кораблей. На- рекосило.'Трал тут же «пересади- до сделать так. чтобы орудия до ли» и «Тифон» снова стал рабо- ва на всех судах содержались ма- тать успешно. стерами по добыче всегда в образ- Часто на траулерах мало вни- цовом порядке. В лом-— залог ус- мания обращают на состояние пешной работы промысловиков ваеров. Дело в том. что когда пос- даже при неблагоприятной сырье- порядку на промысле. он уже сдал экзамен на матроса и на траулере «Ненец»! Там ниж- ле спуска трала дают полный ход, вой базе. 2§ мая 1959 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz