Рыбный Мурман. 1959 г. Май.

/ — N. \ \ 1 1 г [ \ О L I \ И гЧ 1 it i U А ПРОМЫСЛЕ в Барен­ цевом море недавно со­ стоялось очередное занятие «Школы передового опыта», организованное редакцией нашей газеты совместно с руководителями промысла. Активное участие в заня­ тии приняли капитан передо­ вого траулера «Мацеста» тов. Корабельников, старший ма­ стер по обработке рыбы траулера «Симферополь» ' тов. Березин, мастера-наставники по добыче тт. Попов и Коровинский, третий помощник капитана траулера «Шексна» тов. Маслов. В их выступлениях по радио были затронуты важней­ шие вопросы промысловой работы, волнующие сейчас многих моряков. Участники занятия поделились опытом судовождения, работы с тралом, сохранения высокого ка­ чества рыбной продукции. зы- Чтобы убедиться в этом, до- Краткую лекцию для промысловиков об изменениях статично просмотреть любую про- в поведении рыбы в зависимости от различных условий ™ внешней среды прочла научный сотрудник лаборатории донных рыб ПИНРО тов. Бергер Т. С. На этой странице мы публикуем некоторые выступле­ ния промысловиков. ШКОЛА ПЕ Р ЕДОВО ГО ОПЫТА В борьбе за высокие уловы Из выступления капитана траулера «Мацеста» тов. КОРАБЕЛЬНИКОВА С отличным качеством Н Е ВСЕ на промысле зависит лить. В начале' мая мы работали известно, что поймать рыбу и от состояния сырьевой ба- таким методом трое суток на тя- свалить на палубу — это еще нол- желых грунтах, причем трал ни- дела. Очень важно убрать ее во- еколько не пострадал. время, чтобы не снизить ее каче- Чтобы иметь твердую уверен- ство. Поэтому мы много внимания ность в том, что мы спускаем уделяем правильно» организации трал там, где есть рыба, работ пъ труда на палубе, использованию стараемся у буев. Это избавляет всех имеющихся резервов, от лишних поисков и потерь цен- Когда рыбы много, разделывать ного времени. Половину этого рей- ее выходит весь экипаж. На мо- са промышляли у своего буя. стике в это время нахожусь я Всем судоводителям, пожалуй, сам’ а у машины несет Из выступления старшего мастера по обработке рыбы «Симферополь» тов. БЕРЕЗИНА траулера торые раоотают в одним и том же районе и даже кватате, ходят по одним и.тем же глубинам и по­ чти одинаковыми курсами, часто имеют совершенно разные улоаы. В чем тут дело? Я думаю, многое тут зависит от самого экипажа, от того, насколько правильно ор­ ганизован труд моряков Н!Г всех участках: на палубе, в машине и, разумеется, на мостике. Я хочу рассказать об опыте промысловой работы нашего коллектива. Начну с орудий лоза. Работаем мы обыч­ ным 25-метровым тралом. На нижнюю подбору у нас набито 15 500-миллиметровых бобинцев: ко же — по краям. Кабели ми­ ной 60 метров. Ваеров травим обычно 500 саженей, но на юго- западном склоне Копытовской банки их длину увеличивали до 525 саженей. При тралировании мы особое внимание уделяем обеспечению постоянной скорости судна. Как правило, заказываем машинной команде такое количество оборо­ тов. чтобы корабль шел со ско­ ростью от 2,8 до 3 узлов, не бодь- РЛАВНАЯ цель любого про- первого класса. Он отлично вла- мыслового коллектива — деет шкерочным ножом и голово- «ыловить и доставить в парт как рубом. Неплохих результатов до- можно больше рыбной продукции, билея и молодой матрос тов. Юла- 11ричем нельзя никогда забывать, гин. что вся она должна быть высоко- Во время работы на промысле пять из них_— . ”0.ueHwPL M_.CTOt!.b’ го качества. Однако, с сортностью многое в деле сохранения каче- не на всех траулерах дело обстоит ства рыбы зависит от засолыци- благополучно. Как сообщают из ков. У нас они очень гребователь- порта, некоторые экипажи судов ны и к себе и к другим. Если, к сдают много рыбы вторыми сорта- примеру, кто-нибудь бросит в ми, а подчас и совсем испорчен- трюм плохо разделанную рыбу, ную. От этого снижаются эконо- они обязательно выкинут ее об- мические показатели работы эки- ратно, да еще и отругают как пажей этих кораблей, повышает- следует виновного. При посоле ся себестоимость рыбной продук- рыбы они стараются строго ири­ дии. Тем самым наносится ущерб держикаться инструкции, государству и самим промыслови- Попутно мне хочется поднять кам. такой вопрос. В летнее время на Всего этого можно избежать, мелкую рыбу тратится больше ше- Кик показывает опыт, за счет если умело мобилизовать весь соли и ее зачастую не хватает, несколько пониженной скорости экипаж на борьбу за отличное Неплохо было бы. если бы соль » удлиненных кабелей имеет боль- качество рыбной продукции. Что имелась на лихтерах, откуда су- шее раскрытие трал, а уловы, это так, достаточно красноречиво да брали бы ее при необходимо- следовательно, становятся выше, подтверждает пример нашей сти. Не забываем во время траления команды. У нас с сортностью всегда хо- внимание уделяем тщательной влияют на скорость. На северо- рошо. Закончив прошлый рейс, промывке рыбы, так как это — востоке Копытовской банки, на- например. мы сдали первым сор- непременное условие высокого ка- пример, скорость течения дости- том соленой рыбы — 90,4 про- чества рыбной продукции. Особен- тает иногда одного узла, цента, свежей — 97,3 процента, но старательно промываем пой- щ юго-западе Копытовской Таках высоких показателей мы манную рыбу, когда в трал пона- банки работали с заходом на те- добиваемся благодаря тому, что дает много губки. чение. Уловы при этом имели у нас на судне все члены экила- g0T^ пожалуй, и все секреты больше, а губки меньше. Если жа. кто имеет дело непосредствен- нлших успехов в борьбе за каче- скорость течения свыше одного но с рыоои, оорются за ее отлич- етВ() сллваеиой в порту рыбы. узла, то на него уже надо захо- ное качество. Для этого кажмыи ^ на своем месте стремится выпол­ нять свою работу не только бы­ стро. но и добросовестно. Матросы, которые работают на нашем судне не первый год, хо­ рошо знают свои обязанности, умело обрабатывают рыбу. Их не надо учить. Другое дело — моло­ дежь. А молодых моряков немало у нас. С ними приходится пово­ зиться, прежде чем все они в со- известно, как важно на промысле знать точное местонахождение своего корабля. С этой целью мои помощники регулярно, когда поз воляют метеорологические усло­ вия, проводят астрономические определения. Обычно они эт.о Де­ лают два раза в сутки: утром и вечером. Наблюдениями занима­ ются у нас все судоводители. Исключение из правила делаем, когда ходим недалеко от маяка. Тогда астрономических определе­ ний не производим, а берем пе- лонги по маяку. Для того, чтобы не сбиться с нужного курса, тщательно учиты­ ваем повороты с тралом. Причем, когда работаем в местах со сва- старшии механик. Прежде, чем ввести такой по­ рядок уборки рыбы, мы обсудили " его на общем собрании. Люди по­ шли на это добровольно и с боль­ шим энтузиазмом. Таким образом, нам удается во время хороших уловов убирать по 17— 19 тонн рыбы за сутки. Помогает этому социалисти­ ческое соревнование между вах­ тами и отдельными членами команды. Чтобы оно было более действенным, ежесуточно в осо­ бом графике отмечаем все успехи и неудачи соревнующихся. Гра­ фик этот висит в салоне на виду у всех. Там же вывешиваются показа- й ™ пллипу& тели работы за сутки экипажем ” ? . . .eT “ L Т ™ ! других кораблей. Знакомясь с «и- ми, мы сравниваем их с резуль­ татами своей работы. Все это при­ вело к тому, что обработка рыбы и уборка ее в трюм нисколько нас не «затирает». В связи с этим хочется сказать избегаем делать повороты с тра лом. так как они иногда могут привести к авариям. Большое значение придается у нас регулярному ведению промыс­ ловых планшетов. Их у нас два. Один находится на мостике, вто- 0g одном нововведении, которое, рой, — сделанный на синьке про- как п0Казала практика, во многом ____ ________ мысловым отделом управления рцособствует успешной работе. На «Симферополе» мы особое и о течениях. Иногда они сильно тралового флота. я держу при дел0 в том что более половины себе. Планшет, что на мостике, наших матросов разделывают ры- вычерчивается на старой карте. бу ДВуСТОрОННим ножом — так В него заносятся мейТа. где по­ ставлены буи. какими курсами и глубинами ходим и т. д. Второй планшет является как бы конт­ рольным. Все. о чем говорилось выше, направлено на то, чтобы уловы рыбы были большими. Но всем Орудия лова в с е гда держать в порядке Из выступления мастера-наставника по добыче тов. ПОПОВА. же, как это делают на больших рефрижераторных кораблях. Вы­ работка у матросов, владеющих новым методом, около десяти оку­ ней в минуту, а у тех. кто разде­ лывает односторонним ножом — пять— шесть. Из простого срав­ нения результатов видно, какой эффект дает новый способ раздел­ ки рыбы. Сейчасмы принимаем меры к то­ му, чтобы все наши матросы пе­ реняли у своих товарищей пере­ довые приемы труда, научились разделывать рыбу по-новому. Тог­ да будем убирать рыбу еще быст­ рее. Заканчивая свое выступление, я хочу несколько слов сказать о |-|ЕРЕДК0 можно наблюдать, няя подбора трала была слишком ваера иногда вытягиваются, осо- что траулеры, промышляю- легкой. В результате на больших бенно если судно работает на соблюдении правил промысловой вершенстве овладеют передовыми щие в районах с хорошей сырье- глубинах трал отрывался от грун- больших глубинах. сигнализации. О том, какие надо приемами труда. вой базой, имеют низкие уловы,та и рыба в него не попадала. Хорошо зная об этом, многие подавать сигналы в море, у нас Как у нас это происходит, hor- Основываясь на своем опыте ра- Причиной этого явилось халатное опытные промысловики пром^ря- есть много инструкций, подчас да на судно приходят новые мат- боты мастером-наставником по до- отношение к своим обязанностям ют ваера чаще. Старший мастер давно устаревших. Кроме того, росы, их прежде всего_знакомят с быче, могу сказать, что чаще все- мастеров по добыче. по добыче траулера «Шексна» некоторые капитаны, бывает, и го в таких случаях причиной не- Траулер «Тифон» сначала про- тов. Замарин, например, делает сами выдумывают сигналы. Па- удач является плохое состояние мышлял хорошо. На борт поднима- это через пять— шесть суток. орудий лова. ли после каждого траления до че- „ .. и тлии пигЛч и*, -пи nnmm- Не придали значения этому об- очередную командировку на „ нелотго У ювы неожитан- стоятельству на траулере «Алма- промысел я вышел на траулере далось недолго, у л о в ы неожидан- . р . ^ и т п п м н р н ям п т там «Камчатка» Мы сразу направи- но стали снижаться, хотя суда, ™ . газница в длине ваеров там «iM.44.iihd >. гаы сразу иащмпи „яЛптпи оказалась равной четырем мет- лись туда, где корабли ловят хо- промышлявшие рядом, раоотыи по-прежнему успешно. v ■ Пересев на это судно, я стал В настоящее время, когда про- палубной работой Затем перед выходом на промысел я всем им читаю инструкции о том, как надо правильно обрабатывать рыбу, в чем особенности, например, раз­ делки трески и окуня и т. д. Пос­ ле, так сказать, теоретической рошо. Однако, когда пришли на ская часть учебы уже за рыоо- делом. Там им показывают, цак надо держать нож ч рыбу, какие приемы позволяют добиться вы­ сокой скорости обработки и каче­ ства. Такое отношение к новичкам способствует тому, что они быст­ ро приобретают умение и опыт. Совсем недавно пришел на «Сим­ ферополь» тов. Кротов, а вскоре место, сразу начались неудачи — рыба не ловилась. Проверили вооружение трала — и недобросовестность мастеров по добыче стала очевидной. Бо- бинцы были набиты на нижнюю подбору различной величины. Когда неполадки были устранены, судно стало иметь успех. Такую же картиву наблюдал я пример, при травлении ваеров иногда дают один долгий гудок и два коротких, а это неправильно. Вместо кор.даш зачастую на по­ лубаке висит шарик с детскую головку. Надо покончить с путаницей в подаче сигналов. Это будет спо- искать причину неудач в Tpaie. мысловая обстановка продолжает собствовпть большему При тщательном его осмотре вы- оставаться неустойчивой, особенно яснилось. что сетное полотно под важно лучше использовать все тяжестью поднимаемой рыбы не- внутренние резервы кораблей. На- рекосило.'Трал тут же «пересади- до сделать так. чтобы орудия до­ ли» и «Тифон» снова стал рабо- ва на всех судах содержались ма- тать успешно. стерами по добыче всегда в образ- Часто на траулерах мало вни- цовом порядке. В лом-— залог ус- мания обращают на состояние пешной работы промысловиков ваеров. Дело в том. что когда пос- даже при неблагоприятной сырье- порядку на промысле. он уже сдал экзамен на матроса и на траулере «Ненец»! Там ниж- ле спуска трала дают полный ход, вой базе. 2§ мая 1959 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz