Рыбный Мурман. 1959 г. Май.
С траница су 6Б отнегв номера Из рассказов бывалых моряков о СТИХИ УЧЕНОГО О КОГДА КАПИТАНУ ВИДНЕЕ... АК-ТО попал мне в руки ста ренький судовой журнал небольшого формата, какой был принят на маломерных судах. За писи карандашные. Буквы — ка ракули. смешные, крупные, в раз ные стороны глядят. Кто-то ста рался, хотя видно, что рука боль ше к веслу или к парусной сна сти привыкла, чем к писмГу. Полистал я жел тенькие страни цы... Записи пу стяковые: «Вышли та 1908 с полуночи случай... от Соломбальского причала пошли в Гаврилово... К вечеру нынче я и капитан дядя Иван против Боль ших Козлов зазря утопили якорь»... Несколько ниже, другою рукой, приписка: «Службу спра вил. а хозяину убыток. &то по нимать надо. Вас дураков учи да учи...» и подпись неразборчивая. Об этом истинном происшествии слышал я уже давно от брата, хо дившего тогда в зуйках. моргал — затрещина, еще про моргал — еще затрещина... Обу чались быстро... рука у дяди Ивана крепкая и проворная. Од нако народ на него не обижался, так как считалось, что зря он не размахивается. Был он чуда коват, но добр и упрям — слова поперек не скажи Надо думать, потому и якорь утопил. А дело вот как было... Вышел «Лихой»>из Архангельска на Мур- С Л У Ж Б У С П Р А В И Л 23 мая 1959 г Иван Васильевич Герасимов ман за рыбой. Дядя Иван устал бетное, ваяли воды в Порчнихе, приняли груз рыбы, сдали ры бу»... и тому подобдое. К ОНСТАНТИНА 1«ш;>иловича Константинова промысловики хо рошо знают как сотрудника ПИНРО. Но он, к тому же, и... поэт. «За треской» — так называется его морская повесть в стихах. Константин Гаврилович тепло написал о нашем городе, порте, ры бацком труде. «Сердцу хочется излиться В чувстве радостном одном: Заполярная столица, Мурманск — вот он, за окном! Пять широких ровных улиц В центре города сомкнулись..» Прочитаешь начало главы «Мурманск — город портовой» и сра зу видешь проспект имени Ленина, Пять углов. А далее — яркая, запоминающаяся картина порта. Там — «...Воздух рыбою пропи тан, всюду пар, и дым, и чад. Как железные копыта, где-то молоты стучат». Повесть «За треской» — бесхитростный рассказ о мальчике Во ре, мечтавшем стать моряком. На траулере «Финвал» он впервые выходит в море, узнает, что такое промысел рыбы. Веришь, что Бо рис з будушем станет отличным рыбаком. Повесть читается легко. В ней промысловик видит себя как бы со стороны, убеждается, как прекрасен, поэтичен его нелегкий труд. Предлагаем вниманию читателей одну из глаз повести «За тре ской». из Архаш^ска, пришлите ^р ; (дядя цван) ( мужчина видный, с что ли, или с похмелья решил зычным голосом и огромными ры-. ночь под Зимним берегом на яко- жими усами, много лет служил на ре отстояться. Когда выходили, Балтийском флоте и домой вер- стоять не собирались. Якорь но Вдруг одна из них привлекла нулся ТОлько после японской вой- каким-то причинам был отсоеди- внимание: «Августа 17-го дня ле- ны ца Груди два «Георгия» и ме- нен от каната, и канат в ящик даль. убран. Дело летнее, до Гаврилова Вскорости купил он парусно- далеко, моторный бот. целую зиму ремин- Иван Васильевич с фарватера тировал его на обсушке и весной свернул, вышел где немного но- спустил на воду писаного кра- мельче, покричал старшего мат- савца. роса (тоже племянника) и велит Племянников у дяди Ивана — ему якорь отдать. Горюнов, это полдеревни, из них он и набирал матрос-то, на нос вышел, глядит себе экипаж. Попасть зуйком ка — якорь на стопорах, а цепи «Лихого» мечтали все мальчишки, нету. Служба в зуйках — дело не — Иван Васильевич, якорь-то сладкое. Уху варишь, сети чи- без каната, нишь, крючки ярусовые нажи- — Отдавай, тебе говорят, как вляешь, а заработка определенно- ни-то подержит! го не полагалось. За лето переиа- Горюнов жмется, пытается еще дет несколько медных пятаков, объяснить, а мотор стучит, слыш- бочку голов тресковых насолишь, но плохо, а уж затрещин наполучаешь — «не счесть, не увесть». Считалось, что зуек учится, а учиться надо было глазами (лек ций нам не читали). Чуть про- — Кому говорят! — загоря чился дядя Иван. — В ухо захо-^ тел?! Парень чертыхнулся, живо сто пора отдал, якорь вагой поддел и бултых его за борт. Оба молчат. Машина «полный назад» работает, Горюнов на носу стоит, руки в карманах, Иван Ва сильевич в рубке-будочке коман дует машине «стоп!» — Миш, якорь отдал? — Отдал. Еще помолчали. — Пошто не держит якорь? Вишь, несет! — А пошто ему держать? Ка нат-то в ящике. — Как в ящике? — Да-я ведь объяснял вам, что не прицеплен якорь. — И отдал?! — Известно отдал. Сами при казали... Ни звука не произнес Иван Ва сильевич, бот снова на фарватер повернул и до Гаврилова. Капи тан почти не отходил от рули. Все думали, Мишке Горюнову рвачка будет. Ошиблись— ничего ему не было, а уже после, когда Иван Ва сильевич по какому-то поводу был. под хмельком, высказался так, что. мол, Горюнов службу хорошо понимает. Приказано — исполне но. а там... капитану виднее, что к чему... Г. ПОПОВ, капитан дальнего плавания. К Р О С С В О Р Д Осень. Время штормовое... Ветер мечется в снастях, Угрожая, дико воя. Задыхаясь и свистя. Да. в ином осеннем рейсе Хоть не мойся, хоть не брейся: Душу вытрясет до дна Непрерывная волна! Тяжелы ночные вахты — Холод, ветра страшный гнет. Хочешь выругаться: «Ах, ты...» Ветер сразу рот заткнет. Вновь и вновь «финвал» упорный Острым носом режет волны... Эти страшные горбы Не осилишь без борьбы. Полосою голубою Вдруг сиянье задрожит, Иногда над юловою Через небо пробежит. В такт с волною пляшет небо: Мачты — вправо, звезды — влево... Впрочем, некогда смотреть, Если сам в воде на треть. Вахта тут же. не робея, Качка стала послабее, Beiep выдохся, устал; Опускает о море трал. Есть улов! У рыбодела Вновь работа закипела.. Шкерьте, братцы, веселей! Мастер, соли не жалей! Через час туманом липким Взят корабль в опасный плен. Как глухие 1 вуки скрипки. Слышен дальний зов сирен. Отвечай своим сигналом, Продвигайся самым малым. На нос больше зорких глаз — Вот задача в этот час. В январе дыханьем зимним Встречен в море рыбный флот. Где волна соленым ливнем Окатила — там и лед. И от палубы до рубки Весь «финвал» покрылся хрупким, Но сдираемым с трудом Голубым прозрачным льдом. В море груз опасен лишний. Вся команда рубит лед. Лица красные, как вишни. Злобный ветер так и жжет. Результат груда дневного Может радовать намного: Только счистил первый слой — Образуется второй. Да, порою труд матроса И опасен, и тяжел... Что ж Борис—я жду вопроса— В нем xopoujero нашел? Напишите и раскрасьте: Белизе жизни нет препятствий, Нет борьбы и нет труда — Нет и радости тогда! Хорошо с веселой вахтой Образцово трал поднять. Как ты, море, не кудахтай, А улова не отнять! Хорошо у рыбодела Шкерить быстро и умело И, потачивая нож, Знагь, что ты не отстаешь! Хорошо, трудясь на совесть, Сделать столько, сколько смог, И стянуть, ко сну готовясь, Сапоги с усталых ног! А свободный час в салоне. Ты используй всесторонне: Там газеты, домино, Книги, шахматы, кино. С каждым днем Борис успешней Труд осваивал морской. Будто стал бывалым, здешним, Век питавшимся треской. Уж Бориса на «финвале* Новичком не называли, Говорили с каждым днем Одобрительней о нем. «В этом парне, ловком, смелом, Есть сноровка, есть запал! Правда, он за рыбоделом Поначалу засыпал... Ну, да промысел тресковый Хоть кого согнет подковой! А теперь окреп, подрос, Настоящий стал матрос». А «лихой матрос» нередко Вспоминал родимый край... Мать писала: «В море, дегка, Далеко не заплывай! Здесь весна. Раскрыты окна. Сад в цвету, земля просохла... Ну, такая благодать — Невозможно передать!» Нет, он с курса не своротит! Не вернется! Не таков! Здесь, на Мурмане, - в тралфлоте, Царство дружных моряков. Царство северных сияний, Царство сбывшихся мечтаний! Здесь прибоем гимн пролет В честь отваги и побед! ПО ВЕРТИКАЛИ : 1. Мыс — северная оконечность Европы. 2. Северная полярная область земного шара. 3. Сторона све та. 4. Место рождения. 5. Крюк, употребляемый для по- грузо-разгрузочных работ. 6. Линия, условно делящая зем лю на два полушария. 7. Стар ший штурман. 14. Трос, держа щий мину на якоре. 15. При способление для обтягивания такелажа. 17.' Ходовой конец. 18. Часть корпуса корабля, слу жащая для противоминной за щиты. 19. Государство Ближне го Востока. 21. Звезда из со звездия Большой Медведицы. 22. Город в Норвегии. 23 Зна менитый ученый, написавший труды о происхождении чело века. 28. Линь, служащий для удержания пера руля шлюпки. 29. Порог у судовых дверей. 31. Конец троса, заплетенный косой. 32. Угломерный инстру мент. 34. Механизм для вы борки дрифтерных сетей. 35. Залив со скалистыми отвесны ми берегами. 36. Носовая часть [ верхней палубы корабля. ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 8. Стальной, изогнутый стержень с отверстиями на концах, в ко торые пропускается болт. Слу жит для соединения цепей. 9. Угольная пыль, спрессованная кусками определенной формы. 10. Обширный горный район на юге СССР. 11. Ряд подводных или слабо выдающихся над уровнем моря скал, препятст вующих судоходству. 12. Опыт, приобретаемый на производст ве. 13. Затвор сухого дока. 14. Коврик из пеньки. 16. Приспо собление для подъема и спуска шлюпок. 20. Созвездие. 24. Ре ка в Африке. 25. Узкое водное пространство, соединяющее два моря. 26. Стальная балка, к ко торой крепится руль. 27. Снасть бегучего такелажа. 29. Узел на конце растительного троса. 30. Свободный от островов участок водного пространства реки, за лива. 32. Сооружение для подъема судов на берег. 33. Измерение глубин моря, за лива и т. д. 36. Недалеко. 37. Женское имя. 38. Условный звук. 39. Тумбы для закрепле ния швартовых концов. 40. Бо евой клич. Составил: В. ЛА ВРЕН Т ЬЕВ , третий помощник капи тана среднего траулера № 156. Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. Адрес редакции: MvpwciHiR. Komi омолы кая умииа яом 4 1енефоны: гаад редактора, отв. секретарь отдели культуры и быта, писем A I С рыбного порта — 2-75 и 28-87, партийной жиши, промышленный %Л;\Щ бухгалтерия — 3-96. редактор — 20-99. Типографии «Полярная правда». Зак. 1644 Тир. 4250 ПН 04490
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz