Рыбный Мурман. 1959 г. Май.
Р ЫБОЛОВНЫЙ траулер «Пет ропавловск» широко изве стен не только в Архангельском траловом флоте, в состав которо го он входит. За работой экипа жа этого корабля внимательно следят мурманские промысловики. И это не случайно: моряки «Пет ропавловска» вот уже длительное время находятся в числе передо виков социалистического соревнования и из рейса в рейс добивают ся высоких уловов. Успешно справившись со своими обязательства ми в прошлом году, «петропавловцы» и сейчас продолжают доби ваться значительных успехов в социалистическом соревновании за успешное выполнение семилетнего плана. Достаточно сказать, что только в первом квартале этого года коллектив «Петропавловска» не только перекрыл план по добыче рыбы, но и перевыполнил за дания по выработке продукции в установленном ассортименте. В целях изучения опыта передового корабля Архангельского тралового флота мы были командированы в море на этом траулере. То, что мы увидели на «Петропавловске», заслуживает самого серьезного внимания и изучения. Опыт моряков «Петропавловска» должен быть достоянием не только всех архангельских моряков, но и промысловиков Мурманского тралового флота. В предлагаемой вниманию читателей статье рассказывается о наиболее интересных и ценных методах организации труда и про мысла на «Петропавловске». Авторы. 1. Люди передового корабля * Опыт промысловиков траулера „Петропавловск"—на все суда! 3. О р у д и я л о в а Конечно, самое примечательное на «Петропавловске» — люди. ^Ведь это онн добились серьезных успехов в работе, создали трауле ру добрую славу. Все члены эки пажа не только хорошие промыс ловики и моряки, но и патриоты своего корабля, люди, стремящие- ся сделать для Родины как можно лучше и больше. Когда в Мурманском порту мы поднялись на борт «Петропавлов ска», траулер был полностью го тов к отходу. Все члены экипажа — в сборе, ни одного подвыпив шего моряка «по случаю отхода», никакой беготни и суголоки, па луба чисто вымыта и на ней ни одного лишнего предмета. Такой же образцовый порядок царит на корабле и в море во время промысловой работы. Моря ки любят свой корабль, и самое главное, живут дружной, сплочен ной семьей. Многие члены экипажа, придя на судно, не обладали достаточ ным опытом, не имели необходи мой промысловой закалки. Сейчас все они являются опытными мо ряками. Да это и понятно. С каж дым новичком здесь ведется кро потливая работа. Старшие това рищи передают молодежи свой опыт и знания, оказывают ей по мощь советом и примером. Боль шую роль в воспитании моряков играет комсомольская организа ция. Более 40 процентов состава экипажа — члены Ленинского ком сомола. И необходимо отметить, "что комсомольцы оказывают ог ромное влияние на псе стороны жизни экипажа. Под руковод ством коммунистов они вникают в производственную - деятельность коллектива, стараются помогать друг другу в работе. Не удиви тельно, что на этом траулере нет того неприятного явления, которое мы привыкли именовать «теку честью кадров». С ноября 1957 го да и по 1 апреля 1959 года с «Пет ропавловска» ушло только семь человек. На многих кораблях часто бы вает так, что моряк после очеред ного отпуска уже не попадает в свой старый коллектив, а направ ляется отделом кадров на другое судно. На «Петропавловске» та кого положения нет. Каждому члену экипажа, находящемуся в отпуске, капитан телеграммой со общает время прихода траулера в порт из очередного рейса." И от пускник, как правило, вовремя прибывает на судно. Каждый моряк «Петропавлов ска» ясно и четко представляет себе, какие задачи стоят перед коллективом. Так, вместе со всей страной «петропавловцы» борют ся за успешное выполнение семи летнего плана. Подсчитав свои ре зервы и возможности, промысло вики передового корабля решили выполнить семилетний план по вы лову рыбы и выработке рыбных продуктов за пять лет. Это обя зательство не носит формального и декларативного характера. В по вседневной производственной жиз ни экипажа чувствуется напря женный ритм борьбы за семилет ку. Все моряки проникнуты созна нием важности поставленной зада чи. На траулере подсчитано, сколько нужно выловить рыбы и выпустить рыбной продукции не только ежегодно, но и что нужно сделать в течение каждого квар тала, месяца, рейса. Определено задание и на каждые сутки. Каж дый мсфяк здесь постоянно в кур се хода выполнения этих задач. На траулере учрежден вымпел су дового комитета профсоюза и ко митета комсомола. Он присуж дается той вахте, которая доби лась лучших результатов по таким показателям, как вылов рыбы, за трата времени на спуск и подъем трала, продолжительность трали- ровання, производительность по разделке рыбы и г. д. Переходя щий вымпел вручается победите лю в торжественной обстановке в салоне. При ятом сообщаются по казатели работы всех остальных вахт. Присуждение вымпела про изводится каждую пятидневку. Много интересного и поучитель ного можно было бы рассказать еще о моряках этого корабля. Но за недостатком места попро буем рассказать о тех методах, благодаря которым эти люди до бились успеха. Как и на других передовых ко раблях, моряки траулера «Петро павловск» особо серьезное внима ние уделяют траловому хозяйству и всему промысловому снаряже нию. Тралы на корабле находятся в образцовом порядке. За ними тщательно ухаживают и своевре менно готовят к работе. Моряки «Петропавловска» ло вят .рыбу 25-метровым тралом. От аналогичных тралов, которыми вооружены мурманские суда, он отличается тем, что топенанты изготовлены из каната «геркулес» 17 миллиметров (у нас применяет ся канат «геркулес» 22 миллимет ра); голые концы топенантов име ют длину 6 метров (у нас — 5 метров 45 сантиметров); гайтян изготовляется из каната «герку лес» (у нас же стальной тросик). На наш взгляд изготовление то пенантов из каната «геркулес» диаметров в 17 миллиметров дол жным образом не оправдано и ве дет в конечном итоге к ослабле нию общей прочности конструкции трала. Находясь на «Петролав- ловске», мы были свидетелями об рыва топенанта в свежую погоду. При этом сетное полотно трала не было повреждено, что позволяет предполагать, что причиной раз рыва топенанта не является за дев трала за грунт. В соответствии с разносом тра ловых дуг, голые концы хатланна, топенанта, футропа, а также край ние крыловые грунтропы удлине ны на 3 метра с каждой стороны трала. На «Петропавловске» приме няется 16-метровый траловый ме шок. Верхняя подбора трала осна щается 42 кухтылями. По каждо му топенанту тралового мешка подвязывается 12 кухтылей. Комплект грунтропов — пять штук, три средние по шести мет ров и два крайние (удлиненные) по 12 метров. Набивка центрального и двух крыловых грунтропов состоят из шаровых металлических бобинцев диаметром в 500 миллиметров (по центральному — 6 штук, по каж дому первому крыловому — 5 штук) и металлических катушек различного веса. На середине каждого 12-метрового крайнего грунтропа (голого) поставлен, для предотвращения его истирания, шаровой металлический бобинец диаметром в 400 миллиметров. Ре зиновые и деревянные бобннцы на траулере не применяются. Длина грунтропных цепок — 35 сантиметров. Вес в воде: цент рального грунтропа — 84,1 кг, каждого крылового — 90,5 кг. Грунтроп, собранный по указан ной схеме, применяется при рабо те на любых глубинах и грунтах, за исключением илистых. При ра боте на илистых грунтах, во из бежание зарывания трала крылья ми в ил, крыловые грунтропы не сколько облегчаются. Грунтропы изготовляются, как правило, из бывшего в употреблении ваерлэго троса. В период эксплуатации за их состоянием ведется- тщатель ный контроль. В результате с но ября 1957 года по настоящее вре мя на корабле не было ни одного случая обрыва грунтропа на грун те. Капитан траулера «Петропав ловск» тов. Веселков считает, что для судов типа «Петропавловск» при работе 25-метровьш тралом и существующим вооружением наи более выгодная скорость траления 2,8—3,1 узла. Все операции с тралом выпол няются моряками «Петропавлов ска» исключительно четко, уверен но, слаженно. Каждый матрос хо рошо знает свое рабочее место. Большое внимание уделяется ;<а корабле продлению срока служ бы орудий лова и промснаряже- ния. Годные для повторного ис пользования части, вышедших из строя тралов, употребляются на вставки или изготовление целых частей трала. Так, из рквера здесь делают нижние крылья; верхние однорядные пласти используются на частичную замену нижних од норядных пластей и т. д.; канат ные детали, вышедшего из строя трала (хатлайн, топенанты, фут- роп), повторно используются на голые концы, квартропы, удавные сгропа и тому подобное. Из быв- фих в употреблении концов сталь ного троса изготовляются пере ходные концы, шкентели, лапки* грунтропы и прочее. 4. С у д о в о Ж д е н и е 2. Фактор времени Нередко можно слышать от мо ряков отстающих кораблей, что недолов ими рыбы объясняется потерями времени из-за задержек судна в ремонте, из-за длитель ных переходов к месту промысла и обратно и тому подобное. На траулере «Петропавловск» знают цену времени и умеют беречь его. В 1958 году «Петропавловск» на ходился в эксплуатации 347 суток и только 18 суток был в ремонте. В первом квартале этого года ко рабль был в эксплуатации все 90 суток со следующим распределе нием времени: 75 суток «Петро павловск» находился в море, из них непосредственно на лову 59,4 суток, на междурейсовые стоянки было затрачено 15 суток. Продол жительность стоянок в порту не превышает 5 суток. Экипаж траулера строит свою работу так, чтобы обеспечить мак симально большее нахождение ко рабля в море и‘ наиболее полное использование промыслового вре мени. Значительная заслуга в этом принадлежит машинной команде, которая большой объем ремонт ных работ выполняет своими си лами. При этом моряки ремонти руют механизмы в море с таким расчетом, чтобы по возвращению в порт они были полностью гото выми к работе в очередном рейсе. Большое значение на траулере придается тому, чтобы к приходу в порт была полностью готова вся отчетная документация, роли, за явки, ремонтные ведомости, судо вые документы. Все это способствует сокраще нию междурейсовых стоянок. В успешной работе экипажа траулера «Петропавловск», так же, как и в работе любого дру гого рыболовного судна, большую роль играет промысловый и су доводительский опыт капитана и его помощников. Если калитан траулера тов. Веселков работает в рыбной промышленности почти 30 лет и, естественно, накопил ог ромный опыт, то его помощники и по своему возрасту и по имею щимся у них практическим зна ниям могут считаться сравнитель но молодыми. В связи с этим нам хочется коснуться немаловажного вопроса — взаимоотношения меж ду капитаном траулера и его по мощниками. Ни для кого не яв ляется секретом, что у нас во флоте есть еще капитаны, кото рые очень мало считаются с мне нием своих подчиненных и не только не поощряют их инициа тиву, но даже не позволяют штур манам принять ни одного мало- мальски самостоятельного реше ния. Не доверяя своим помощни кам, они все стараются делать са ми. На таких кораблях судоводи тели постепенно пэйучаются к формальному выполнению указа ний капитана. В их работе нет творческого огонька. На «Петропавловске» мы на блюдали совсем другой стиль ра боты. Тов. Веселков придает боль шое значение воспитанию своих подчиненных, самостоятельности, инициативы. Он держит под по стоянным контролем работу штур манов, но отнюдь не сковывает их инициативу, развивает у них уме ние творчески решать разнообраз ные задачи ведения промысла и судовождения. Не раз нам прихо дилось наблюдать за тем, как ка питан внимательно следит за ра ботой своих помощников, своевре менно подправляет их, в любой момент, когда его помощь бывает нужна, оказывается рядом. При работе в группе судов тов. Весел ков часто подсказывает своим вахтенным помощникам наиболее разумные решения для расхожде ния с другим траулером. Когда на основе анализа радиосводок и це лого ряда других факторов капи тан принимает решение о выборе места лова и курсах траления, он тут же разъясняет штурману, по чему принятое и<м решение явля ется наиболее целесообразным. Мы не ставим перед собой зада чу раскрыть все элементы, из ко торых на «Петропавловске» слага ется судоводительская и промыс ловая деятельность капитана и его помощников. Однако считаем ну жным отметить, что сама техника маневрирования здесь хорошо от работана и выполняется судово дительским составом четко и уве ренно. Большое внимание уделяется на корабле неуклонному выполнению правил ППСС. Здесь используется каждая возможность произвести астрономическую обсервацию, ча сто уточняется место корабля и корректируются курсы, с помощью радиопеленгации регулярно вы полняется замер глубин эхолотом.4 Эти замеры делаются, если рель еф дна резко меняется, через каж дые 15—20 минут. На «Петропавловске» имеется целый ряд таблиц, составленных на основании систематических на блюдений и тактических данных корабля. Эти таблицы облегчают и упрощают работу судоводителей, способствуют грамотному ведению промыслового судовождения. При помощи этих таблиц, например, штурманы могут быстро опреде лять длину вытравленных ваеров в зависимости от глубины моря и скорости корабля, ясно себе пред ставить, как располагается трал на грунте относительно буксиру ющего его судна и многое дру гое. Помимо того, что такие табли цы облегчают судоводителям ре шение целого ряда задач, система тическое пользование ими помо гает капитанам и штурманам (особенно молодым) выработать правильный глазомер, чувство рас стояния, скорости, времени, од ним словом — те профессиональ ные навыки, которые так нужны судоводителю, особенно в такие моменты, когда надо принимать быстрое решение. * * * В заключение нельзя не упомя нуть о разработанной капитаном тов. Веселковым и внедренной на корабле форме учета хозяйствен ной деятельности экипажа. В специальную книгу занесе ны все показатели промфинплана траулера по рейсовой, месячной и квартальной разбивкам. В этой же книге ведется учет выполнения по казателей. При гакой системе y4efa, кото* рая отнимает сравнительно не* много времени, моряки постоянно находятся в курсе всей финансово- экономической деятельности эки пажа корабля. Это позволяет свое временно обнаруживать слабые стороны в производстве, прини мать меры к тому, чтобы выполне-* ние государственного плана о^с- печивалось при минимальных за тратах, денежных, материальных средств и рабочей силы. Таков краткий отчет того, что мы увидели на траулере «Петро павловск». Секрет успеха «петро- павловцев» складывается из мно гих крупиц передового опыта. На примере работы экипажа этого корабля особенно ярко видно* как умелое сочетание производст венной работы с воспитанием лю дей позволило создать постоянный по составу, дружный, сплоченный и работоспособный коллектив, каж дый член которого проникнут соз нанием большой ответственности за порученное дело, за выполне ние государственного плана. Нам хотелось бы, чтобы крупицы того хорошего и полезного, что нам удалось «собрать» за время пре бывания на траулере «Петропав ловск», помогли в какой-то мере нашим промысловикам в их слав ном и нелегком труде. Е. BA R НБИР, старший ин женер отдела добычи уп равления рыбной промыш ленности Мурманского сов нархоза. С. АНТУФЬЕВ, капитан-на ставник тралового флота. 19 мая 1959 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz