Рыбный Мурман. 1959 г. Май.

Р ЫБОЛОВНЫЙ траулер «Пет­ ропавловск» широко изве­ стен не только в Архангельском траловом флоте, в состав которо­ го он входит. За работой экипа­ жа этого корабля внимательно следят мурманские промысловики. И это не случайно: моряки «Пет­ ропавловска» вот уже длительное время находятся в числе передо­ виков социалистического соревнования и из рейса в рейс добивают­ ся высоких уловов. Успешно справившись со своими обязательства­ ми в прошлом году, «петропавловцы» и сейчас продолжают доби­ ваться значительных успехов в социалистическом соревновании за успешное выполнение семилетнего плана. Достаточно сказать, что только в первом квартале этого года коллектив «Петропавловска» не только перекрыл план по добыче рыбы, но и перевыполнил за­ дания по выработке продукции в установленном ассортименте. В целях изучения опыта передового корабля Архангельского тралового флота мы были командированы в море на этом траулере. То, что мы увидели на «Петропавловске», заслуживает самого серьезного внимания и изучения. Опыт моряков «Петропавловска» должен быть достоянием не только всех архангельских моряков, но и промысловиков Мурманского тралового флота. В предлагаемой вниманию читателей статье рассказывается о наиболее интересных и ценных методах организации труда и про­ мысла на «Петропавловске». Авторы. 1. Люди передового корабля * Опыт промысловиков траулера „Петропавловск"—на все суда! 3. О р у д и я л о в а Конечно, самое примечательное на «Петропавловске» — люди. ^Ведь это онн добились серьезных успехов в работе, создали трауле­ ру добрую славу. Все члены эки­ пажа не только хорошие промыс­ ловики и моряки, но и патриоты своего корабля, люди, стремящие- ся сделать для Родины как можно лучше и больше. Когда в Мурманском порту мы поднялись на борт «Петропавлов­ ска», траулер был полностью го­ тов к отходу. Все члены экипажа — в сборе, ни одного подвыпив­ шего моряка «по случаю отхода», никакой беготни и суголоки, па­ луба чисто вымыта и на ней ни одного лишнего предмета. Такой же образцовый порядок царит на корабле и в море во время промысловой работы. Моря­ ки любят свой корабль, и самое главное, живут дружной, сплочен­ ной семьей. Многие члены экипажа, придя на судно, не обладали достаточ­ ным опытом, не имели необходи­ мой промысловой закалки. Сейчас все они являются опытными мо­ ряками. Да это и понятно. С каж­ дым новичком здесь ведется кро­ потливая работа. Старшие това­ рищи передают молодежи свой опыт и знания, оказывают ей по­ мощь советом и примером. Боль­ шую роль в воспитании моряков играет комсомольская организа­ ция. Более 40 процентов состава экипажа — члены Ленинского ком­ сомола. И необходимо отметить, "что комсомольцы оказывают ог­ ромное влияние на псе стороны жизни экипажа. Под руковод­ ством коммунистов они вникают в производственную - деятельность коллектива, стараются помогать друг другу в работе. Не удиви­ тельно, что на этом траулере нет того неприятного явления, которое мы привыкли именовать «теку­ честью кадров». С ноября 1957 го­ да и по 1 апреля 1959 года с «Пет­ ропавловска» ушло только семь человек. На многих кораблях часто бы­ вает так, что моряк после очеред­ ного отпуска уже не попадает в свой старый коллектив, а направ­ ляется отделом кадров на другое судно. На «Петропавловске» та­ кого положения нет. Каждому члену экипажа, находящемуся в отпуске, капитан телеграммой со­ общает время прихода траулера в порт из очередного рейса." И от­ пускник, как правило, вовремя прибывает на судно. Каждый моряк «Петропавлов­ ска» ясно и четко представляет себе, какие задачи стоят перед коллективом. Так, вместе со всей страной «петропавловцы» борют­ ся за успешное выполнение семи­ летнего плана. Подсчитав свои ре­ зервы и возможности, промысло­ вики передового корабля решили выполнить семилетний план по вы­ лову рыбы и выработке рыбных продуктов за пять лет. Это обя­ зательство не носит формального и декларативного характера. В по­ вседневной производственной жиз­ ни экипажа чувствуется напря­ женный ритм борьбы за семилет­ ку. Все моряки проникнуты созна­ нием важности поставленной зада­ чи. На траулере подсчитано, сколько нужно выловить рыбы и выпустить рыбной продукции не только ежегодно, но и что нужно сделать в течение каждого квар­ тала, месяца, рейса. Определено задание и на каждые сутки. Каж ­ дый мсфяк здесь постоянно в кур­ се хода выполнения этих задач. На траулере учрежден вымпел су­ дового комитета профсоюза и ко­ митета комсомола. Он присуж­ дается той вахте, которая доби­ лась лучших результатов по таким показателям, как вылов рыбы, за­ трата времени на спуск и подъем трала, продолжительность трали- ровання, производительность по разделке рыбы и г. д. Переходя­ щий вымпел вручается победите­ лю в торжественной обстановке в салоне. При ятом сообщаются по­ казатели работы всех остальных вахт. Присуждение вымпела про­ изводится каждую пятидневку. Много интересного и поучитель­ ного можно было бы рассказать еще о моряках этого корабля. Но за недостатком места попро­ буем рассказать о тех методах, благодаря которым эти люди до­ бились успеха. Как и на других передовых ко­ раблях, моряки траулера «Петро­ павловск» особо серьезное внима­ ние уделяют траловому хозяйству и всему промысловому снаряже­ нию. Тралы на корабле находятся в образцовом порядке. За ними тщательно ухаживают и своевре­ менно готовят к работе. Моряки «Петропавловска» ло­ вят .рыбу 25-метровым тралом. От аналогичных тралов, которыми вооружены мурманские суда, он отличается тем, что топенанты изготовлены из каната «геркулес» 17 миллиметров (у нас применяет­ ся канат «геркулес» 22 миллимет­ ра); голые концы топенантов име­ ют длину 6 метров (у нас — 5 метров 45 сантиметров); гайтян изготовляется из каната «герку­ лес» (у нас же стальной тросик). На наш взгляд изготовление то­ пенантов из каната «геркулес» диаметров в 17 миллиметров дол­ жным образом не оправдано и ве­ дет в конечном итоге к ослабле­ нию общей прочности конструкции трала. Находясь на «Петролав- ловске», мы были свидетелями об­ рыва топенанта в свежую погоду. При этом сетное полотно трала не было повреждено, что позволяет предполагать, что причиной раз­ рыва топенанта не является за­ дев трала за грунт. В соответствии с разносом тра­ ловых дуг, голые концы хатланна, топенанта, футропа, а также край­ ние крыловые грунтропы удлине­ ны на 3 метра с каждой стороны трала. На «Петропавловске» приме­ няется 16-метровый траловый ме­ шок. Верхняя подбора трала осна­ щается 42 кухтылями. По каждо­ му топенанту тралового мешка подвязывается 12 кухтылей. Комплект грунтропов — пять штук, три средние по шести мет­ ров и два крайние (удлиненные) по 12 метров. Набивка центрального и двух крыловых грунтропов состоят из шаровых металлических бобинцев диаметром в 500 миллиметров (по центральному — 6 штук, по каж­ дому первому крыловому — 5 штук) и металлических катушек различного веса. На середине каждого 12-метрового крайнего грунтропа (голого) поставлен, для предотвращения его истирания, шаровой металлический бобинец диаметром в 400 миллиметров. Ре­ зиновые и деревянные бобннцы на траулере не применяются. Длина грунтропных цепок — 35 сантиметров. Вес в воде: цент­ рального грунтропа — 84,1 кг, каждого крылового — 90,5 кг. Грунтроп, собранный по указан­ ной схеме, применяется при рабо­ те на любых глубинах и грунтах, за исключением илистых. При ра­ боте на илистых грунтах, во из­ бежание зарывания трала крылья­ ми в ил, крыловые грунтропы не­ сколько облегчаются. Грунтропы изготовляются, как правило, из бывшего в употреблении ваерлэго троса. В период эксплуатации за их состоянием ведется- тщатель­ ный контроль. В результате с но­ ября 1957 года по настоящее вре­ мя на корабле не было ни одного случая обрыва грунтропа на грун­ те. Капитан траулера «Петропав­ ловск» тов. Веселков считает, что для судов типа «Петропавловск» при работе 25-метровьш тралом и существующим вооружением наи­ более выгодная скорость траления 2,8—3,1 узла. Все операции с тралом выпол­ няются моряками «Петропавлов­ ска» исключительно четко, уверен­ но, слаженно. Каждый матрос хо­ рошо знает свое рабочее место. Большое внимание уделяется ;<а корабле продлению срока служ­ бы орудий лова и промснаряже- ния. Годные для повторного ис­ пользования части, вышедших из строя тралов, употребляются на вставки или изготовление целых частей трала. Так, из рквера здесь делают нижние крылья; верхние однорядные пласти используются на частичную замену нижних од­ норядных пластей и т. д.; канат­ ные детали, вышедшего из строя трала (хатлайн, топенанты, фут- роп), повторно используются на голые концы, квартропы, удавные сгропа и тому подобное. Из быв- фих в употреблении концов сталь­ ного троса изготовляются пере­ ходные концы, шкентели, лапки* грунтропы и прочее. 4. С у д о в о Ж д е н и е 2. Фактор времени Нередко можно слышать от мо­ ряков отстающих кораблей, что недолов ими рыбы объясняется потерями времени из-за задержек судна в ремонте, из-за длитель­ ных переходов к месту промысла и обратно и тому подобное. На траулере «Петропавловск» знают цену времени и умеют беречь его. В 1958 году «Петропавловск» на­ ходился в эксплуатации 347 суток и только 18 суток был в ремонте. В первом квартале этого года ко­ рабль был в эксплуатации все 90 суток со следующим распределе­ нием времени: 75 суток «Петро­ павловск» находился в море, из них непосредственно на лову 59,4 суток, на междурейсовые стоянки было затрачено 15 суток. Продол­ жительность стоянок в порту не превышает 5 суток. Экипаж траулера строит свою работу так, чтобы обеспечить мак­ симально большее нахождение ко­ рабля в море и‘ наиболее полное использование промыслового вре­ мени. Значительная заслуга в этом принадлежит машинной команде, которая большой объем ремонт­ ных работ выполняет своими си­ лами. При этом моряки ремонти­ руют механизмы в море с таким расчетом, чтобы по возвращению в порт они были полностью гото­ выми к работе в очередном рейсе. Большое значение на траулере придается тому, чтобы к приходу в порт была полностью готова вся отчетная документация, роли, за­ явки, ремонтные ведомости, судо­ вые документы. Все это способствует сокраще­ нию междурейсовых стоянок. В успешной работе экипажа траулера «Петропавловск», так же, как и в работе любого дру­ гого рыболовного судна, большую роль играет промысловый и су­ доводительский опыт капитана и его помощников. Если калитан траулера тов. Веселков работает в рыбной промышленности почти 30 лет и, естественно, накопил ог­ ромный опыт, то его помощники и по своему возрасту и по имею­ щимся у них практическим зна­ ниям могут считаться сравнитель­ но молодыми. В связи с этим нам хочется коснуться немаловажного вопроса — взаимоотношения меж­ ду капитаном траулера и его по­ мощниками. Ни для кого не яв­ ляется секретом, что у нас во флоте есть еще капитаны, кото­ рые очень мало считаются с мне­ нием своих подчиненных и не только не поощряют их инициа­ тиву, но даже не позволяют штур­ манам принять ни одного мало- мальски самостоятельного реше­ ния. Не доверяя своим помощни­ кам, они все стараются делать са­ ми. На таких кораблях судоводи­ тели постепенно пэйучаются к формальному выполнению указа­ ний капитана. В их работе нет творческого огонька. На «Петропавловске» мы на­ блюдали совсем другой стиль ра­ боты. Тов. Веселков придает боль­ шое значение воспитанию своих подчиненных, самостоятельности, инициативы. Он держит под по­ стоянным контролем работу штур­ манов, но отнюдь не сковывает их инициативу, развивает у них уме­ ние творчески решать разнообраз­ ные задачи ведения промысла и судовождения. Не раз нам прихо­ дилось наблюдать за тем, как ка­ питан внимательно следит за ра­ ботой своих помощников, своевре­ менно подправляет их, в любой момент, когда его помощь бывает нужна, оказывается рядом. При работе в группе судов тов. Весел­ ков часто подсказывает своим вахтенным помощникам наиболее разумные решения для расхожде­ ния с другим траулером. Когда на основе анализа радиосводок и це­ лого ряда других факторов капи­ тан принимает решение о выборе места лова и курсах траления, он тут же разъясняет штурману, по­ чему принятое и<м решение явля­ ется наиболее целесообразным. Мы не ставим перед собой зада­ чу раскрыть все элементы, из ко­ торых на «Петропавловске» слага­ ется судоводительская и промыс­ ловая деятельность капитана и его помощников. Однако считаем ну­ жным отметить, что сама техника маневрирования здесь хорошо от­ работана и выполняется судово­ дительским составом четко и уве­ ренно. Большое внимание уделяется на корабле неуклонному выполнению правил ППСС. Здесь используется каждая возможность произвести астрономическую обсервацию, ча­ сто уточняется место корабля и корректируются курсы, с помощью радиопеленгации регулярно вы­ полняется замер глубин эхолотом.4 Эти замеры делаются, если рель­ еф дна резко меняется, через каж­ дые 15—20 минут. На «Петропавловске» имеется целый ряд таблиц, составленных на основании систематических на­ блюдений и тактических данных корабля. Эти таблицы облегчают и упрощают работу судоводителей, способствуют грамотному ведению промыслового судовождения. При помощи этих таблиц, например, штурманы могут быстро опреде­ лять длину вытравленных ваеров в зависимости от глубины моря и скорости корабля, ясно себе пред­ ставить, как располагается трал на грунте относительно буксиру­ ющего его судна и многое дру­ гое. Помимо того, что такие табли­ цы облегчают судоводителям ре­ шение целого ряда задач, система­ тическое пользование ими помо­ гает капитанам и штурманам (особенно молодым) выработать правильный глазомер, чувство рас­ стояния, скорости, времени, од­ ним словом — те профессиональ­ ные навыки, которые так нужны судоводителю, особенно в такие моменты, когда надо принимать быстрое решение. * * * В заключение нельзя не упомя­ нуть о разработанной капитаном тов. Веселковым и внедренной на корабле форме учета хозяйствен­ ной деятельности экипажа. В специальную книгу занесе­ ны все показатели промфинплана траулера по рейсовой, месячной и квартальной разбивкам. В этой же книге ведется учет выполнения по­ казателей. При гакой системе y4efa, кото* рая отнимает сравнительно не* много времени, моряки постоянно находятся в курсе всей финансово- экономической деятельности эки­ пажа корабля. Это позволяет свое­ временно обнаруживать слабые стороны в производстве, прини­ мать меры к тому, чтобы выполне-* ние государственного плана о^с- печивалось при минимальных за­ тратах, денежных, материальных средств и рабочей силы. Таков краткий отчет того, что мы увидели на траулере «Петро­ павловск». Секрет успеха «петро- павловцев» складывается из мно­ гих крупиц передового опыта. На примере работы экипажа этого корабля особенно ярко видно* как умелое сочетание производст­ венной работы с воспитанием лю­ дей позволило создать постоянный по составу, дружный, сплоченный и работоспособный коллектив, каж­ дый член которого проникнут соз­ нанием большой ответственности за порученное дело, за выполне­ ние государственного плана. Нам хотелось бы, чтобы крупицы того хорошего и полезного, что нам удалось «собрать» за время пре­ бывания на траулере «Петропав­ ловск», помогли в какой-то мере нашим промысловикам в их слав­ ном и нелегком труде. Е. BA R НБИР, старший ин­ женер отдела добычи уп­ равления рыбной промыш­ ленности Мурманского сов­ нархоза. С. АНТУФЬЕВ, капитан-на­ ставник тралового флота. 19 мая 1959 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz